Научная статья на тему 'Социально-философский анализ феномена одиночества'

Социально-философский анализ феномена одиночества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1628
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / РАСПАД И РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕСТРУКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / УГЛУБЛЯЮЩАЯСЯ АТОМИЗАЦИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / LONELINESS / ANOMIE AND DESTRUCTION OF PERSONALITY / DESTRUCTIVE CONDITION / DEEPENING ATOMIZATION / PHILOSOPHICAL CONCEPTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романова Нелли Петровна

Рассмотрены ранние подходы к анализу феномена одиночества. Дан анализ исследований названной проблемы. Отмечены два аспекта исследования: теоретико-методологический и прагматико-практический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Philosophical Analysis of Loneliness

The author considers different approaches to the analysis of loneliness. Analysis of the reseach of the stated problem is given. Two aspects of the research theoretical-methodological and pragmatical-practical -are examined

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ феномена одиночества»

Социология

Рассмотрены ранние подходы к анализу феномена одиночества. Дан анализ исследований названной проблемы. Отмечены два аспекта исследования: теоретико-методологический и прагматико-практический

УДК 316.6

Романова Нелли Петровна

Nelly Romanova

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF LONELINESS

The author considers different approaches to the analysis of loneliness. Analysis of the reseach of the stated problem is given. Two aspects of the research -theoretical-methodological and pragmatical-practical -are examined

Ключевые слова: одиночество, распад и разрушение Key words: loneliness, anomie and destruction of personal-личности, деструктивное состояние, углубляющаяся ity, destructive condition, deepening atomization, philosophi-атомизация, философские концепции cal conceptions

Одиночество является одной из основных социально-философских

проблем общества. Эта проблема актуальна для любого социума, любой формы его пространственной организации - от крупного города до небольшого поселения. В науке о человеке одиночество было и остается объектом изучения философов, психологов и психиатров, социологов, этнографов, педагогов, представителей других научных дисциплин, т.к. названный общественный феномен требует широкого исторического осмысления, комплексного междисциплинарного подхода.

Понятие «одиночество» многогранно. В научной литературе, как и в обыденной речи, оно обозначает совершенно разные явления [1]. Во-первых, объективное состояние вынужденной физической или социальной изоляции, выключенное из общения с людьми вообще

или с какими-то социально и личностно значимыми категориями людей. Во-вторых, добровольное уединение, обособление, ограничение внешних связей и контактов ради углубленной автокоммуникации, размышления, созерцания искусства, слияния с природой и т.п. В-третьих, одиночество-тоска - мучительное субъективное чувство душевной и духовной изоляции, некоммуникабельности, неудовлетворенной потребности в общении и человеческом тепле.

До сих пор ученые не дали однозначного определения этого понятия. Однако все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживаниями человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Причем в понятие «оторванность» здесь в большей мере вкладывается не физическая

изолированность, а нарушение сложных духовных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения - в городской толпе, кругу собственной семьи, в среде друзей. Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть и добровольной, и исполненной внутреннего смысла, отражает тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса "Я".

Теоретическое осмысление эта проблема обрела еще в древние времена. В ветхозаветной книге Екклесиаста повествуется о том, что одиночество и в те далекие века болезненно воспринималось людьми как драма, приводящая к глубокому истощению личности: "Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством". Этот библейский текст, являющийся едва ли не самым отдаленным источником, пронизан трагизмом отсутствия связи с миром людей. Мотив страдальческого одиночества доминирует и в христианстве, обращенном к сердцам униженных и оскорбленных. С самого начала христианство восприняло и аккумулировало в себе чувство щемящего одиночества и превратило его в идейный нерв всего вероучения. Тому подтверждение и образ Христа, в своем нравственном всесовершенстве стоящий недостижимо выше учеников и толпы.

Подобно другим научным понятиям, понятие «одиночество» постоянно менялось, отражая в своем содержании - конкретном на каждом историческом этапе - интегральные знания людей о мире и о себе. Чем выше был общечеловеческий уровень освоения и объяснения объективных и субъективных реальностей, тем содержательнее становилось и само понятие одиночества. Практически все основные философские школы и направления в той или иной мере и в соответствии со своими мировоззренческими принципами касались в сво-

их исследованиях одиночества как одной из важных проблем человечества.

Уже при зарождении теоретического познания возникает понятие одиночества. В трактатах Платона и Аристотеля подчеркивается значимость общения в противовес обособленности, одиночеству индивида.

По мере теоретического осмысления проблемы одиночества в XIX в. формируются две основные философские концепции - американских трансценденталистов и европейских экзистенциалистов. В своем развитии они дали две различные трактовки понятия одиночества — оптимистическую и пессимистическую.

Согласно первой, одиночество рассматривается как добровольное уединение и дает возможность для выражения в душе человека тяги к красоте, добру и совершенству, причем физическое уединение в рамках этой концепции - это лишь первая ступень на пути к уединению высшему, духовному. Трансцендента-листы фактически первыми в истории европейской мысли стали проводить ясное различие одиночества как результата полной отчаяния городской жизни и уединения как необходимой для творческой личности концентрации на ее духовных потенциях, способных создать в душе человека преграду против приливных волн городской цивилизации с усреднением личности, господством конкуренции.

Трансценденталисты рассматривали уединение как средство самозащиты, способ социального и творческого возмужания. Видным представителем американских трансценденталистов XIX в. был писатель и философ Генри Дэвид Торо. Осмысливая свою философию добровольного уединения, Торо более двух лет провел в убогой хижине. В основе его философии лежал принцип, согласно которому личности достаточно замкнуться в себе, чтобы в ней возродилась мощная тяга к красоте, добру, совершенству.

«Общество, даже самое лучшее, утомляет и отвлекает от серьезных дум, - говорил Г. Торо. - Я люблю оставаться один. Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.

Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат [2].

Представители второго направления -экзистенциалисты - рассматривают одиночество с разных сторон. Согласно Б. Паскалю, человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие. Окруженный со всех сторон бесконечной и пустой Вселенной, он в ужасе наталкивается на стену собственного одиночества [3]. Чувство покинутости — катастрофа для каждого индивида как только он проникнется осознанием крайней условности нашего бытия и метафизической изгнанности.

Ницше также склонен утверждать, что каждый из нас в отдельности приговорен к метафизическому одиночеству, что со смертью Бога каждый становится «последним человеком». Оба философа ярко иллюстрируют драму своего времени - процесс тотального отчуждения и «атомизации» индивидов, когда каждый живет и умирает в одиночку. Экзистенциальная философия, начиная от Серена Кьеркегора и до Альбера Камю, открыла, что душа человеческая интересней, чем Вселенная, и микрокосм столь же велик и бесконечен, как и макрокосм, и попыталась изучить причины духовного и нравственного опустошения, всеобщего отчуждения, распада и разрушения личности.

Одиночество Кьеркегора - это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога. Человек, согласно Кьеркегору, существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него. Бог отчуждает от мира, замыкает человека в самом себе. Личность, существующая в субъективной самоизоляции, чужда всякой социальности, что неизбежно порождает одиночество [4].

В своей работе "Несчастнейший" С. Кьеркегор сравнивал людей с «одинокими птицами в ночном безмолвии, собравшимися один-единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени» [5].

Представителей экзистенциальной философии занимали глобальные вопросы: почему XX век стал веком разъединения, обособления, несогласия и нетерпимости? Почему общество превратилось в планету глухих - где каждый говорит только свое, не слыша и не понимая других?

Одиночество часто рассматривается как нечто деструктивное по отношению к личности, мешающее ей жить, ставящее преграды и ломающее ее. И часто одиночество рассматривается как следствие давления внешнего мира на личность, которое и вынуждает ее отгораживаться от него, бежать, одновременно страдая от этого.

Экзистенциальное осмысление проблемы одиночества дается и в творчестве французского философа и писателя Ж.П. Сартра. Целый ряд его героев живет будто взаперти, мучаясь своим одиночеством и в то же время оберегая его, желая его. Именно от внешнего мира защищаются они в своем затворничестве, в этом болезненном компромиссе, и не могут найти освобождения ни в бегстве, ни в любви, ни в бунте, ни в творчестве.

Созвучно понимание одиночества и у русского мыслителя Н.А. Бердяева. В основу его философского мировоззрения положено особое толкование категории свободы. Одиночество также выражается им через эту категорию. По Бердяеву [6], личностью можно стать только через момент одиночества - именно здесь переживается единственность и неповторимость человеческого "Я", а потому свободный человек стремится к одиночеству. Н. Бердяев делает вывод, что "одиночество в известном смысле слова есть явление социальное".

Одним из центральных у современных представителей экзистенциализма стал нравственно-психологический аспект проблемы одиночества. В частности, представители атеистического экзистенциализма рассматривали одиночество как проклятье. В то же время представители религиозного направления считали его необходимым элементом экзи-

стенции человека, способствующим раскрытию его внутреннего мира, становлению личности. Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия, а также и реальную ценность общения.

Современный экзистенциализм вырабатывает специальную психологическую технику внутреннего сосредоточения, медитации, особой психотерапии (например, японская школа «морита»). Находясь в состоянии уединения, человек мысленно общается не только с самим собой, но и со своими идеальными, воображаемыми друзьями.

В целом же экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, т.к. недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.

При всем многообразии взглядов на одиночество у экзистенциалистов прослеживаются две основные тенденции. Первая состоит в понимании одиночества как негативного, или пассивного состояния, которое разрушает человеческую личность. Вторая связана с определением одиночества как творческого, активного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого рождается полноценная личность.

В соответствии с историко-философской традицией исследования одиночества личности русская нравственная философия придала этой проблеме общечеловеческий масштаб. Для русской философской мысли характерно острое переживание неумолимого процесса взаимного обособления людей друг от друга -углубляющейся атомизации человечества, проявляющейся тенденции превращения народа в население, безликий и бессмысленный конгломерат абсолютно чуждых друг другу эгоистов, наконец, отмирания всех человеческих свойств души - отчуждения каждого от самого себя [7].

В XX в. обозначается социологический подход к изучению одиночества, заключающийся в трактовке этого феномена как явления

типичного, свойственного широким и самым различным слоям населения. Очень показательна в этом плане книга «Одинокая толпа» социолога Д. Рисмена [8], изданная в середине прошлого столетия в США.

Согласно его концепции «социального характера», выделяются три основных типа характера, соответствующие трем типам общественного устройства. «Традиционно ориентированный» - соответствующий средневековью; «изнутри ориентированный» - соответствующий эпохе свободного предпринимательства, связанный с инициативой и активностью личности и «извне ориентированный» -относимый к монополистической стадии развития капитализма, превращающий человека в индивидуалиста, в объект манипулирования со стороны государства. Такая личность оказывается подверженной различным видам отчуждения и самоотчуждения, обусловленным самой системой организации всей социальной жизни, где разрушаются такие формы общения, как семейная жизнь, любовь, дружба, что в конечном итоге приводит к одиночеству человека.

Сегодня вполне устоялось мнение, что урбанистические ритмы густонаселенного города нередко диссонируют с внутренним самочувствием человека, отторгают его от переплетающихся потоков городской жизни. Социальное одиночество сильнее проявляется в городах, где социальные связи имеют сложный и разветвленный характер, при котором выпадение «отдельных звеньев» остается незамеченным и быстро восполняемым.

Развивая далее эту мысль, известный американский футуролог А. Тоффлер в своих работах показывает, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации человека и оказывает шоковое воздействие на общество в целом. Он констатирует, что межличностные отношения развиваются в направлении от централизации к децентрализации, от объединения к отчуждению [9].

Очень важны выводы А. Тоффлера о

многообразных явлениях и процессах, обусловленных техническим прогрессом современного общества, в том числе и о проблеме одиночества. Они дают более полную картину современного мира и места в нем человека [10]. Говоря об экономическом и социальном кризисах, которые сотрясают современное общество, нельзя обойти и формируемый ими нравственный кризис, который есть суть ощущения огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести в результате утраты в новых "рыночных" условиях прежних ценностей, идеалов.

Известный психоаналитик К. Хорни в одной из своих работ подчеркивает, что «отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого, возникает враждебная напряженность между людьми. Соперничеством и потенциальной враждебностью проникнуты все человеческие отношения» [11].

Применительно к сегодняшней России такие, ставшие уже социально-значимыми факторы, как обнищание народа, появление массовой безработицы, рост преступности в сочетании с общим падением нравственности служат источником отчаяния и одиночества людей. Человек не просто отчуждается от человека, от общества, он ищет спасение в одиночестве от трудностей жизни.

Существенное значение для понимания проблемы одиночества имеет типологическое различение эмоционального и социального одиночества, введенное американским ученым Р. Вейсом.

Отсутствие тесной эмоциональной привязанности, неспособность найти душевный отклик и понимание у других людей Р. Вейс определил как эмоциональное одиночество [12]. Люди, переживающие подобное одиночество из-за отсутствия интимной привязанности, такой как любовная или супружеская, склонны испытывать чувство глубокого уединения не-

зависимо от того, доступно или недоступно им общество других.

Под социальным одиночеством понимается отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Оно проявляется в формах изгнания, остракизма, неприятия, вынужденного увольнения и т.п. Такой тип одиночества всегда мучителен и сопровождается множеством разнообразных отрицательных эмоций - ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, социальной маргинальности, отверженности, неполноценности, бесцельности жизни и т.п.

Р. Вейс - как главный выразитель инте-ракционистского подхода к проблеме одиночества — рассматривал его не только как функцию фактора личности или фактора ситуации, а как продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния [13]. Пропорции внутренних и внешних факторов одиночества всегда своеобразны, различны, конкретны, что определяет многообразие форм одиночества. В зависимости от конкретного контакта индивида и социума «виновником» одиночества в той или иной степени оказываются и индивид, и социальная среда, и исполняемая социальная роль.

Весьма важным для исследования проблемы одиночества является когнитивный подход, который предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов. Представители когнитивного подхода (Энн Пе-пло и ее коллеги), основываясь на представлениях Р. Вейса, определяют слагаемые одиночества и формулируют взаимосвязи между ними в теории. Они исследуют как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие возникновению одиночества, а также влияние как прошлого, так и настоящего на становление личности, причем акцент делается на процессе формирования самооценки личности и ее воздействии на одиночество [14].

Факты свидетельствуют, что низкая самооценка и предопределяет у многих людей чувство одиночества. Более того, поскольку социальные связи являются сердцевиной личностного самосознания, то постоянное чувство одиночества приводит к появлению у человека заниженной самооценки.

Все модели одиночества, которые исследуются этими авторами, подчеркивают тот факт, что человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком-либо важном аспекте. Ими анализируются причинные объяснения одиночества индивидом. Способ объяснения самим человеком одиночества может влиять на его чувства и поступки, сопутствующие переживанию одиночества. Вывод, к которому приходят сторонники данного подхода, заключается в том, что переживание одиночества определяется когнитивными процессами, которые формируют наши чувства и направляют наши действия.

Одиночество как состояние - есть психическое переживание потери внутренней целостности личности и внешней гармонии с миром, тождественности и идентичности с другими людьми. Поэтому для более полной характеристики одиночества следует рассмотреть и психологические представления о нем. Эти представления изначально сформированы работами Д. Зилбурга, Г. Салливана, Фриды Фромм-Рейхман, сторонников так называемой психодинамической модели, на которых большое влияние оказало творчество 3. Фрейда с его пониманием одиночества как чувства, вызывающего ощущение бесконечности, беспредельности и безграничности. Он называл это ощущение "океаническим" чувством.

В своем анализе этой проблемы они исходят главным образом из своей клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию [15]. Все они придают огромное значение раннему детству человека, считая одиночество результатом влияния на личность ранних детских впечатлений.

Согласно психодинамической модели, одиночество своим происхождением обязано самой личности и произрастает из внутренней природы индивидуальности человека. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием: «Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных» [16].

Сторонники другой, социологической модели (Д. Рисмен, Ф.И. Слейтер) считают, что одиночество - плод особых социальных условий, когда враждебность общества заставляет индивида замыкаться в себе, избегать других людей. Они полагают, что именно настоящее оказывает решающее влияние на формирование чувства одиночества, хотя не исключают и влияние детских переживаний [17].

Рисмен и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского общества. Первый развивает концепцию личности, "направленную вовне". Он считает, что такие ориентированные на других личности могут приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, они оказываются обособлены от своего истинного "Я", своих чувств и своих ожиданий. Члены нашего "направленного вовне" общества образуют, как заявляет Рисмен в названии своей книги, "одинокую толпу".

Слейтер связывает проблему американца как личности с его индивидуализмом, который воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. «К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество», - пишет Слейтер. И Рисмен, и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим американское общество [18].

Завершая рассмотрение ранних подходов к анализу феномена одиночества, можно сделать несколько выводов, способствующих пониманию этой проблемы. Во-первых, одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Во-вторых, одна из самых ярких черт одиноче-

1. Peplau L.A. and Perlman D. (Eds). Loneliness. M.Y., 1982; Кон И.С. Дружба: этикопсихологический очерк / И.С. Кон. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Политиздат, 1987. - 350 с.

2. Торо Г.Д. Уолден, или жизнь в лесу / Г.Д. Торо. - М., 1980.

3. Паскаль Б. Мысли. Ларошфуко Ф. де. Максимы. Лабрюйер Ж. де. Характеры. - М., 1974. - С. 122.

4. Kierktgaarol vivant. Collogue organise par Unesko a Paris lu 21-23 april 1964, Paris, 1966. - Р. 27, 108.

5. Кьеркегор С. Несчастнейший / С. Кьеркегор. - Северные цветы. Кн. 4. - СПб., 1908. - С. 38.

6. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря /Н.А. Бердяев. - М., 1995. - С. 15.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструкции / Э. Фромм. - М., 1995; Фромм Э. Иметь или быть /Э. Фромм. - М., 1986.

Коротко об авторе_________________________________

ства - это специфическое чувство полной погруженности в себя. И, в-третьих, одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение,связь.

____________________________________Литература

8. Riesman D., Denney R & Glaser N. The lonely crowd. New Haven. Yale University Press, 1950.

9. Тоффлер А. Смещение власти. Знание. Богатство и принуждение на пороге XIX века / А. Тоффлер. - М., 1992.

10. Toffler A. Future shock. New York: Random Hours, 1970.

11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М., 1990. -С. 217.

12. Weiss R. S. (Ed) Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. - Cambridge: MIT Press, 1973.

13. Weiss R. S. Narital separation. - N.Y.: Basic Books, 1975.

14. Peplau L.A. and Perlman D. Blueprint for a social psychological theory of loneliness. - In: Cook M. and Wilson G. (Eds.). Love and attraction. - Oxford, England Pergamon, 1979.

__________________________Briefly about the author

Романова Н.П., д-р социол. наук, профессор, Читинский N. Romanova, Dr. Sc. (Sociology), Full Professor, Chita

государственный университет (ЧитГУ) State University (ChSU)

[email protected]

Научные интересы: философия одиночества, гендер- Scientific interests: phylosophy of loneliness, gender re-ные исследования, деловые коммуникации search, buisness communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.