Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ '

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / САМООЦЕНКА / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / INTERETHNIC CONFLICT / BEHAVIORAL STRATEGIES IN CONFLICT / PERSONALITY TRAITS / INDIVIDUAL TRAITS / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баляев Сергей Иванович, Буркова Дарья Александровна

Статья посвящена исследованию связи между феноменами этнической толерантности и самооценки. Проведен анализ подходов к выявлению структуры этнической толерантности, а также места самооценки в данной структуре. Осуществлена эмпирическая проверка гипотезы о наличии связи между этнической толерантностью и самооценкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN ETHNIC TOLERANCE AND SELF-ESTEEM OF STUDENTS

The article is devoted to the study of the correlation between the phenomena of ethnic tolerance and self-esteem. The analysis of approaches to identifying the structure of ethnic tolerance and the place of self-esteem in this structure is carried out. The hypothesis of the correlation between ethnic tolerance and self-esteem is tested.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ »

БАЛЯЕВ С. И., БУРКОВА Д. А.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию связи между феноменами этнической толерантности и самооценки. Проведен анализ подходов к выявлению структуры этнической толерантности, а также места самооценки в данной структуре. Осуществлена эмпирическая проверка гипотезы о наличии связи между этнической толерантностью и самооценкой.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, межэтнический конфликт, стратегии поведения в конфликте, личностные свойства, индивидные свойства, самооценка.

BALYAEV S. I., BURKOVA D. A.

CORRELATION BETWEEN ETHNIC TOLERANCE AND SELF-ESTEEM OF STUDENTS

Abstract. The article is devoted to the study of the correlation between the phenomena of ethnic tolerance and self-esteem. The analysis of approaches to identifying the structure of ethnic tolerance and the place of self-esteem in this structure is carried out. The hypothesis of the correlation between ethnic tolerance and self-esteem is tested.

Keywords: tolerance, ethnic tolerance, interethnic conflict, behavioral strategies in conflict, personality traits, individual traits, self-esteem.

Одно из важных направлений развития МГУ им. Н. П. Огарева является экспорт образовательных услуг. В 2019 году в университет зачислены 589 человек из 44 стран мира. В общей сложности сегодня в университете обучаются около 2 тысяч иностранцев из 53 стран. Экспорт образовательных услуг способствует подготовке специалистов к деятельности в мультикультурной среде. Способность эффективно трудиться в многонациональном коллективе - необходимое качество современного профессионала, который хочет гармонично жить и развиваться в условиях глобализации. Задача по развитию толерантного отношения к миру уже закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах.

Активное развитие международных связей остро ставит вопрос о формировании дружественных взаимоотношений между студентами-россиянами и иностранными студентами. Столкновение с представителями абсолютно другой культуры может вызывать чувство тревоги, дискомфорта, защитную и даже агрессивную реакцию. В свою очередь,

попадание в иные социокультурные условия может вызывать у студентов-иностранцев аналогичные переживания. Учитывая то, что студенты-россияне и иностранные студенты проживают в одних общежитиях, обучаются в одних корпусах, то есть достаточно часто находятся в непосредственной близости друг к другу, напряженность, возникшая вследствие негативных переживаний, не способствует возникновению и развитию дружественных взаимоотношений. Психологический климат в студенческой среде влияет на качество учебной деятельности. Поэтому ситуацию нельзя пускать на самотек. Если предполагается, что количество иностранных студентов в вузе со временем будет только расти, студентов-россиян нужно постепенно готовить к правильному взаимодействию с иностранными студентами.

На перспективу, развитие толерантного отношения к представителям иных этнических общностей позволит будущему специалисту более успешно и эффективно выполнять свою работу. Для России это особенно актуально, потому что, даже если предположить, что специалист в течение своего профессионального пути не будет взаимодействовать с гражданами других государств, фактор мулитикультурности в рамках России все равно будет оказывать влияние. Специалисту так или иначе придется взаимодействовать с представителями множества различных этносов, проживающих на территории России. Следовательно, развитие этнической толерантности - это глобальная задача, которая должна охватить всех обучающихся в вузах. Практическая задача по развитию терпимого отношения к представителям иных культур тесно связана с теоретической задачей по выявлению тех личностных качеств, которые определяют потенциально толерантную личность.

Этническая толерантность - это разновидность толерантности, которая подразумевает терпимое отношение к поведению, образу жизни, традициям, обычаем других этносов. Анализируя эволюцию подходов к трактовке понятия «этническая толерантность», В. А. Булкин выделяет наиболее существенные его аспекты. Во-первых, этническая толерантность подразумевает признание права на существование различных этносов. Во-вторых, в понятие этнической толерантности включается способность понять и обозначить свою позитивную позицию к внешним, психологическим и религиозным особенностям представителей другого этноса [6]. Этническая толерантность предполагает, что субъект допускает и спокойно относится к сосуществованию с другими людьми, чьи этнические особенности кажутся ему отклонением от нормы. Основа этнической толерантности -признание, принятие, уважение и взаимное понимание.

Исследуя феномен этнической толерантности, многие специалисты пришли к выводу об интегральности данного свойства личности. Не существует толерантности самой по себе, она складывается из различных личностных качеств [2; 3; 4]. Степени развития каждого из них в совокупности определяют уровень развития толерантности. Ю. П. Ивкова понимает этническую толерантность как совокупность установок, и, в связи с этим, выделяет в ее структуре когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [7]. Когнитивный компонент - это совокупность представлений о своем этносе, о других этносах, о феномене толерантности, общечеловеческих правах. Эмоциональный компонент - это отношение к представителям других этнических групп. Поведенческий компонент проявляется в непосредственном взаимодействии с иным этносом, которое характеризуется толерантными или интолерантными реакциями, стремлением наладить контакт или дистанцироваться. Сторонник иного подхода, Н. Э. Солынин, опираясь на концепцию индивидуальности Б. Г. Ананьева, выделил в структуре этнической толерантности коммуникативную толекрантность, агрессивность, враждебность, эмпатию, этническую идентичность, самооценку, социальную дистанцию, аутостереотипы и гетеростереотипы, тип поведения в конфликте и нервно-психическую устойчивость [10]. Н. В. Нижегородцева дополняет этот список таким свойством, как интеллект [8]. Я. С. Сунцова и С. А. Вьюжанина считают, что этническая толерантность складывается из таких личностных образований, как уровень самоактуализации, реальное и идеальное «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений и поведения в конфликтной ситуации, а также самооценка [12].

Под самооценкой понимают ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [5]. Самооценка - это относительно устойчивое личностное образование. В ее основе лежит система ценностей, но при этом самооценка может изменяться в зависимости от различных внешних и внутренних условий (оценки окружающих, нового опыта). Самооценка в структуре личности обеспечивает ее стабильность и автономность, а также влияет на взаимоотношения с людьми.

Этническая толерантность представляется как средство предупреждения межэтнических конфликтов. Межэтнический конфликт имеет все признаки классического конфликта (субъекты, их представления о ситуации, мотивы и действия, а также объект). Объектом в данном случае являются национально-этнические стереотипы (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада). На уровне больших групп (нации, государства) их невозможно разрешить раз и навсегда. Но в данном случае мы будем рассматривать межэтнический конфликт на уровне отдельных личностей как

представителей различных этносов. Объектом конфликта может стать абсолютно любой ресурс, но при разрешении данного конфликта субъекты неизбежно столкнутся с необходимостью учитывать этнические особенности друг друга, чтобы прийти к конструктивному решению.

Наиболее конструктивными стратегиями поведения в конфликте являются сотрудничество и компромисс. Они же являются наиболее сложными, так как требуют больших временных и энергетических затрат. А. В. Акиньшина и В. С. Хардиков эмпирически показали, что выбор данных стратегий поведения связан с наличием у субъекта адекватной самооценки, так как людям с оптимальным уровнем самооценки присущи инициативность, смелость в постановке целей, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, честность в выражении своих чувств. Авторы указанного исследования считают, что именно у таких людей формируется толерантное отношение к представителям иных культур [1].

Приведенный анализ исследований этнической толерантности как социально-психологической категории показывает, что на формирование и развитие этнически толерантной личности оказывает множество внутренних факторов. Среди личностных свойств, связанных с этнической толерантностью, многие авторы называют самооценку. В связи с этим, мы решили эмпирически проверить наличие или отсутствие связи этнической толерантности и самооценки личности. Наличие корреляции может стать причиной для последующей экспериментальной проверки гипотез о взаимосвязи и взаимовлиянии этнической толерантности и самооценки.

В исследовании приняли участие 60 студентов МГУ им. Н. П. Огарева в возрасте от 18 до 24 лет. Из них 19 юношей и 41 девушка.

Для выявления уровня этнической толерантности была использована соответствующая шкала Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) [9]. Стимульный материал представляет собой совокупность утверждений, отражающих отношение к представителям иных этносов. Испытуемым необходимо оценить степень своего согласия с данными утверждениями.

Для диагностики уровня самооценки был применен тест «Самооценка» [11]. Испытуемым было предложено из четырех групп качеств выбрать те, которые наиболее важны для них. Затем необходимо из выписанных качеств выбрать те, которыми испытуемый обладает реально.

Результаты применения методики «Индекс-толерантности» отражены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по группам

в зависимости от уровня этнической толерантности

Количество Уровень этнической толерантности

испытуемых в Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

категориях

Количество 4 39 17

% 7 65 28

Средний показатель уровня этнической толерантности по выборке равен 27,6 баллам. Большинство опрошенных также показали средний результат. Средний уровень развития этнической толерантности подразумевает, что личность сочетает в себе как толерантные, так и интолерантные черты. Поведение в таком случае зависит от социальной ситуации.

Результаты применения теста «Самооценка» приведены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение испытуемых по группам в зависимости от уровня самооценки

Количество Уровень самооценки

испытуемых Не- Низкий Ниже Средний Выше Вы- Не-

в категориях адекватно низкий среднего среднего сокий адекватно высокий

Юноши

Количество 1 1 4 3 3 1 6

% 5 5 21 16 16 5 32

Девушки

Количество 2 6 6 12 7 4 4

% 4,88 14,63 14,63 29,27 17,07 9,76 9,76

Для большинства юношей характерен неадекватно высокий уровень самооценки. Для

людей с завышенной самооценкой характерно идеализированное представление о себе и

своих способностях, преувеличение собственной значимости и ценности для других. Для

таких личностей характерно отрицание любой информации, которая свидетельствует о

неудаче. Вследствие чего восприятие реальности искажается и рациональный анализ своих

поступков становится затруднительным.

Большинству опрошенных девушек свойственен средний уровень самооценки.

Данный уровень является оптимальным. При адекватной самооценке человек ставит перед

собой достижимые цели, критичен к себе и к своим поступкам, способен корректировать

свое поведение в зависимости от результатов деятельности.

Нулевая гипотеза эмпирического исследования: корреляция между уровнем

этнической толерантности и самооценки не отличается от 0. Альтернативная гипотеза:

5

корреляция между уровнем этнической толерантности и самооценки значимо отличается от 0.

Вычислим коэффициент корреляции Пирсона. г=0,164 на уровне значимости р0,05=0,25. Следовательно, нулевая гипотеза принимается - корреляционная связь между уровнем этнической толерантности и самооценки недостоверна.

Наша гипотеза о том, что, вероятно, существует связь между уровнем этнической толерантности и самооценки не подтвердилась. Результат нашего исследования расходится с выводами других авторов. Это можно объяснить влиянием фактора неискренности испытуемых, так как использованный опросник не содержит шкалы лжи. Этническая толерантность является социально значимым качеством, следовательно, у испытуемых могло возникнуть желание представить себя в лучшем свете.

Этническая толерантность стала обязательным личностным качеством для любого цивилизованного человека. Тем не менее, все еще ведутся дискуссии по поводу определения понятия данного феномена. В психологии этническая толерантность определяется как понимание того факта, что в мире существует множество различных этносов и культур, ни один из которых не является хорошим или плохим, правильным или неправильным. Этническая толерантность - это принятие права на существования абсолютно всех людей любой этнической принадлежности. Это уважение к человеку как представителю его этноса.

Этническая толерантность - это интегральное качество, которое включает в себя множество сложных личностных характеристик. Это делает изучение этнической толерантности особенно трудным. Практически невозможно учесть все факторы, влияющие на ее появление в конкретный момент. Мы также столкнулись с данной проблемой при проведении своего исследования. Тем не менее, этническая толерантность - это широчайшее предметное поле для будущих исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акиньшина А. В., Хардиков В. С. Адекватная самооценка как условие развития толерантной личности // Материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 12 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. Е. А. Никитина. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. - 159 с.

2. Баляев С. И., Буркова Д. А., Никишов С. Н. Развитие этнической толерантности у студентов вуза посредством тренинга [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Том 8. - № 2. - Режим доступа: nauki.com/94PSMN220.html (дата обращения 15.01.2020).

3. Баляев С. И., Никишов С. Н. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. - № 2. -Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN217.pdf (дата обращения 15.01.2020).

4. Баляев С. И., Буркова Д. А. Взаимосвязь личностной тревожности и этнической толерантности [Электронный ресурс] // Огарев-онлайн. - 2019. - № 12. - Режим доступа: http://joumal.mrsu.ru/arts/vzaimosvyaz-lichnostnoj-trevozhnosti-i-etnicheskoj-tolerantnosti (дата обращения 15.01.2020).

5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2003. - 672 с.

6. Булкин В. А. Формирование этнической толерантности учащихся кадетских классов: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2018. - 194 с.

7. Ивкова Ю. П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 2006. -218 с.

8. Нижегородцева Н. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. - С. 230-234.

9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. -389 с.

10. Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений // Современные исследования социальных проблем. -2012. - № 4. - С 13-18.

11. Тест «Самооценка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vsetesti.ru/283/ (дата обращения 16.01.2020).

12. Этнопсихология: учебно-методическое пособие / сост. Я. С. Сунцова, С. А. Вьюжанина. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.