Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ И ПЕДАГОГИКИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ И ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОДИКА / ОБРОЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ ЭТИКИ / ETHICS / TEACHING / METHODS / EDUCATION / STRUCTURE AND FUNCTION OF ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юсупова В.Я.

В этой статье рассматривается взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF ETHICS AND PEDAGOGY

This article examines the relationship of ethics and pedagogy in the historical and theoretical aspects.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ И ПЕДАГОГИКИ»

множество различных факторов, прежде всего, необходимо анализировать ликвидность предметов лизинга, соответствовать нормативно правовой базе и свободно перемещаться с точки зрения таможенного контроля страны.

Таким образом, используются не все активы лизингодателя, а основные обязательства лизингополучателей по предоставленным им предметам лизинга. Благодаря секьютиризации лизинговая компания может снизить риски невозврата платежей, но стоит помнить, что при использовании данного инструмента активы не списываются с баланса лизинговой компании.

Таким образом, снижение уровня рисков позволяет лизингодателю получить средства для новых лизинговых сделок путем секьюритизации существующего лизингового портфеля при затратах меньших, чем при банковском кредитовании с высокими процентными ставками. Как инновационный метод финансирования секьютиризация может активно способствовать развитию национального рынка лизинговых услуг, но развитие данного инструмента именно в России остается под вопросом.

Использованные источники:

1. Газман В.Д. Секьюритизация лизинговых активов // СТТ: Строительная техника и технологии. 2008. № 2. С. 124-130.

2. Линёв И.В. О нестандартном подходе к лизингу в гражданской авиации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. №10. С. 90-96.

3. Солдатова А.О. Секьюритизация лизинговых активов // Лизинг ревю. 2003. №5-6.

Юсупова В.Я. преподаватель РЦППКРНОУрГУ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ И ПЕДАГОГИКИ

Аннотация: В этой статье рассматривается взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте

Ключевые слова: Этика, преподавание, методика, оброзование, структура и функция этики

Yusupova V. Ya. Teacher in RCRATPEEUrSU INTERRELATION OF ETHICS AND PEDAGOGY

Annotation: This article examines the relationship of ethics and pedagogy in the historical and theoretical aspects.

Key words: Ethics, teaching, methods, education, structure and function of

ethics

Сегодня в обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях

рыночной экономики.

Этическая доминанта подчеркивает аксиологическую сущность педагогики, непротиворечивость цели и средств её достижения. «Предлагая парадигму этической педагогики, мы признаём авторитет субъектного мира ребёнка».

Несмотря на огромное количество публикаций по педагогической деонтологии, не все теоретические аспекты педагогической этики разработаны в равной степени. Одним из наиболее важных аспектов остается проблема формирования мотивационно-ценностного, этического отношения к педагогической деятельности, которая

обусловлена противоречиями, связанными с переходом от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.

Важность и актуальность этой проблемы указывают на необходимость рассмотреть взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте.

Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика, или деонтология. Прежде чем раскрыть её сущность, рассмотрим понятие «этика». Этика - это «философская наука, объектом изучения которой является мораль». Авторы вузовского учебника «Основы этических знаний» определяют этику как область философского знания, исследующую универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности, и предметом которой является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений правил их поведения, реализующихся в их нравственных действиях и поступках. Этот термин был введён Аристотелем (384-322 до н.э.) в его работе «Никомахова этика» как совокупность этических добродетелей. Он «постулировал в качестве цели всех человеческих поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы».

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи. Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos - дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» - этический (от mores - обычаи, нравы), переведённого Цицероном (106-43 до н.э.), чьи теоретические положения, изложенные в «Тускуланских беседах» и трактатах «О высшем благе и зле», «Об обязанностях», носили «отчетливую печать эклектизма» и русскому самобытному термину «нравственность» как особой формы общественного сознания и виду общественных отношений, одному из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и как системе внутренних прав человека, в основе которой лежат гуманистические ценности (доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь).

Функциями этики как науки выступают: 1) фиксация истории морали, её нынешнего состояния, её принципов, идеалов и норм; 2) объяснение, анализ сущностного смысла морали и отдельных её принципов, норм, правил

в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества; 3) обучение морали. Вот поэтому этику нередко называют «философией практической жизни».

Структура этики как науки такова: 1) история этики и морали -раскрытие картины возникновения и развития этики, этических учений, воссоздание генезиса и эволюции морали, её различных социально -исторических типов; 2) теория морали - учение о сущности морали, её структуре, принципах, категориях, механизме действия; 3) нормативная этика - учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, моральном человеке, морали данного общества, поведении людей в повседневной жизни; 4) прикладная этика -конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей с учётом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.

Этика и педагогика - общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но они тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, этика анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их моральной деятельности людей. Она также обосновывает нравственные принципы, в которых отражаются социально -исторические потребности человека. Педагогика (греч. paidagogike от paidos - дитя и ago - веду) как теория обучения и воспитания, исходя из изучаемых этикой закономерностей, решает практическую задачу - установление путей и методов формирования моральных убеждений, чувств, привычек в соответствии с определенными нравственными принципами. В этом смысле педагогика - дисциплина, основанная на данных этики. В определённом смысле предмет педагогического исследования шире, чем в этике, поскольку здесь рассматриваются вопросы не только нравственного, но и других сторон воспитания.

Использованные источники:

1. Актуальные понятия современной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2003

2. Голубева Г.А. Этика: учебник [Текст] /Г.А.Голубева. - М.: Экзамен, 2007-(Серия «Учебник для вузов»).

3. Иванов В.Г. История этики древнего мира [Текст] /В.Г.Иванов. - СПб.: Лань, 1997

4. Росенко М.Н. Основы этических знаний [Текст] /М.Н.Росенко, В.П.Клычков, А.М.Склярова и др. - СПб.: Лань, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.