Научная статья на тему 'Модели медицинской этики'

Модели медицинской этики Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2176
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / БИОЭТИКА / MEDICAL ETHICS / BIOETHICS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ненашева Татьяна Михайловна

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Моральные принципы медицины были сформированы в следующих моделях: модель Гиппократа («не навреди»); модель Парацельса («делай добро»), деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»); биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF MEDICAL ETHICS

The originality of medical ethics is that in it, all norms, the principles and estimates are focused on health of the person, his improvement and preservation. The moral principles of medicine have been created in the following models: Hippocrates's model («don't do much harm»); Paracelsus's model («do good»), deontological model (the principle of «observance of a debt»); bioethics (principle «respect of the rights and dignity of the person»).

Текст научной работы на тему «Модели медицинской этики»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»

№ 3 2016

МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Ненашева Татьяна Михайловна

доктор медицинских наук Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов

Аннотация. Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Моральные принципы медицины были сформированы в следующих моделях: модель Гиппократа («не навреди»); модель Парацельса («делай добро»), деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»); биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

Ключевые слова: медицинская этика, деонтология, биоэтика.

MODELS OF MEDICAL ETHICS

Nenasheva Tatyana Mihaylovna

doctor of medical sciences Tambov state university of G.R. Derzhavin, Tambov

Abstract. The originality of medical ethics is that in it, all norms, the principles and estimates are focused on health of the person, his improvement and preservation. The moral principles of medicine have been created in the following models: Hippocrates's model («don't do much harm»); Paracelsus's model («do good»), deontological model (the principle of «observance of a debt»); bioethics (principle «respect of the rights and dignity of the person»).

Key words: medical ethics, medical ethics, bioethics.

Актуальность. Совокупность норм и принципов нравственного поведения, способы регуляции поведения при оказании медицинской помощи больным формировались и обобщались на протяжении различных исторических эпох учеными - врачами. Вопросы остаются острыми и актуальными и в настоящее время, и в их формировании принимает активное участие не только сообщества врачей, но и общественность, государство.

Цель исследования. Изучить теоретические основы и основные исторические этапы формирования медицинской этики, деонтологии, биоэтики. Представить основоположников медицинской этики.

Материалы и методы. Проведена работа с монографическими литературными источниками и периодическими медицинскими изданиями, использованы сведения интернет-ресурсов по данной проблеме.

Результаты проведенного исследования. Согласно имеющимся литературным данным, лечение больных стало видом профессиональной деятельности в эпоху неолита (8-10 тыс. д.н.э). В это время уже существовала «формирующаяся медицина». Деятельность первобытного медика регулировалась теургическим способом (от греч. theurgia: theos -бог и ergon - работа).

Отцом античной этики считается Сократ (469-399 до н.э.). Он направил внимание философов на важность значения человеческой личности. Первый употребил термин этика Аристотель (384-322 гг. до н.э.) «Никомахова этика», «Большая этика». «Не делай другим того, чего не желаешь себе». С именем Гиппократа (460-377г.г. до н.э.) связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Выдающаяся роль Гиппократа в формировании основных проблем медицины и как науки, и как нравственной деятельности. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Модель Гиппократа: «не навреди».

Второй этап связан с формированием монотеистических религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Руководство медициной и преподавание ее находились долгое время почти в руках духовенства. Духовной основой деятельности всех, кто служил на благородном поприще милосердия, являлась вера. Модель Парацельса (1493-1341 гг.) сложившаяся в Средние века («делай добро») - вторая историческая модель врачебной этики. «Целебность» и «божественность» определена, задана добро деянием врача, направленностью его воли к благу больного. Врачевание - это организованное осуществление добра. Добро же по сути своей имеет божественное происхождение. В Средние века характер и уровень развития медицинских знаний находился в гармоничной связи с христианской антропологией, в частности с постановкой и решением проблемы взаимоотношения души и тела.

Начало третьего этапа развития медицинской этики связано с организацией медицинских факультетов, созданием корпоративной этики. В России в XIX веке вопросам медицинской деонтологии большое внимание уделяли преподаватели Медико-хирургической академии в Петербурге и Московского университета. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я. Мудров (1776-1831) учил врачей быть скромными и внимательными, с любовью относиться к больным. Самопожертвование, подвижничество являются характерными чертами русских медиков. Ярчайшую страницу в истории отечественной медицины представляет врачебная и общественная деятельность Ф.П. Гааза (17801853), известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Ф.П. Гааз провозгласил, что медицина - царица наук, ибо здоровье необходимо для всего великого и прекрасного на свете. Ф.П. Гааз говорил о необходимости внимать нуждам людей, заботится о них, не боятся труда, помогая им советом и делом, Младшим современником М.Я. Мудрова и Ф.П. Гааза был Н.И. Пирогов (1811-1881). В его трудах

рассматривается одна из самых острых проблем профессиональной этики врача - проблема врачебных ошибок.

Четвертый этап развития медицинской этики (деонтологический) начался в эпоху капитализма. В начале XIX века английский философ Джереми Бентам (1748-1832) ввел в обиход термин «деонтология». Медицинская деонтология включает в себя два раздела: врачебную этику и правовую ответственность. Врачебная этика (от ethos - обычай, нрав, характер) рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства врача. Она изучает качество медицинской помощи, поведение врача с больным, его родственниками, коллегами и средним медицинским персоналом. Под правовой ответственностью следует понимать обязанность отвечать за свои профессиональные действия согласно действующему законодательству. Возникла деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). «Соблюдать долг» - это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны общества, медицинского сообщества и его, врача, собственной воли и разума. Принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения, в т.ч. аргументы от приятного и неприятного, полезного и бесполезного и т.п. Разработаны наборы точно сформулированных правил поведения практически для каждой медицинской специальности, стандарты диагностики и лечения. Недостаток модели - лечится не больной, а болезнь (стандарты лечения).

Лидером клинической медицины в России был С.П. Боткин (18321889). В своих «Клинических лекциях» (1885-1890 гг.) С.П.Боткин затрагивает различные вопросы врачебной этики. Другим выдающимся отечественным клиницистом последней трети XIX в. был Г.А. Захарьин (1827-1897), о нем складывались легенды. Клинический метод Г.А. За-

харьина, в котором исключительное внимание уделялось сбору анамнеза, врачебной наблюдательности, индивидуальному, а не шаблонному подходу к больному, с необходимостью всегда включал в себя психотерапевтический элемент. Наиболее видное место в истории медицинской этики в России в последние два десятилетия XIX в., принадлежит В.А. Манассеину (1841-1901). Он был учеником С.П. Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медико-хирургической академии. Он снискал себе звание «рыцаря врачебной этики», «совести врачебного сословия». Манассеин вел борьбу с «бесстыдной, обманной рекламой», в особенности - с рекламой «патентованных», «тайных» средств и саморекламой врачей. Принципиальной критике подвергались различные проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу. Манассеин стоял за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах. В самом начале XX в. в центре обсуждения вопросов врачебной этики в России стала книга В.В. Вересаева (1867-1945) «Записки врача» (первая публикация в журнале «Мир божий» в 1901 г.). Успех ее был исключительно большим, она получила массу откликов не только в русской, но и зарубежной печати.

В современной медицине речь идет уже о возможностях управления жизнью и смертью. Медицина становится прогностической, её можно определить как бессубъектную, безличностную. Противовес - «биоэтика», которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Впервые термин Bioethics употребил Fritz Jahr (Фриц Джахр) в 1927 году.

В 1969 году термин применял американский онколог и биохимик Ван Роннселлер Поттер (1911-2001) для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году. Основной принцип биоэтики - уважения прав и достоинства человека, и участие больного в принятии врачебного решения оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения

врача и пациента. Среди них - информационная, совещательная, интерпретационная (сотрудничество). Конфликт «прав», «принципов», «ценностей» (а по сути - человеческих жизней и культурных норм) - решается в этических комитетах. Введение этических комитетов в качестве самостоятельной структуры в систему российского здравоохранения предусмотрено и в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993). Связь научности и нравственности - одно из условий самого выживания современной цивилизации. Среди прав пациента, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия.

Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации.

Можно условно выделить два основных элемента этого процесса:

1) предоставление информации и

2) получение согласия.

Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможных альтернативах данному виду лечения.

С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному лечению является центральным в идее информированного согласия.

Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей. Добровольное согласие - принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врача принуждения, обмана, угроз и т.п. при принятии решения пациентом. В связи с этим можно говорить о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к меди-

цинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.

Заключение. Таким образом, современная форма профессиональной этики основывается на всех четырех исторических моделях. Связь научности и нравственности - является главным условием прогресса цивилизации и медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.