УДК 784.67 DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-184-192
ББК 82
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА И АРХАИЧЕСКИХ НАПЕВОВ
I Г.П. Стулова
Аннотация. Основная цель данной статьи — выявление существенных сторон спонтанных вокализаций детей 1-го года жизни в сопоставлении их с этапами формирования звуковысотных систем раннего песенного фольклора. На основе анализа раннефольклорного вокального творчества людей становится очевидным, что основные ее акустические характеристики полностью совпадают с физиологическими особенностями развития слухо-двигательной функции ребёнка в первый постнатальный период его жизни: от 2 до 7 месяцев, который характеризуется как период «гуления». Рассмотрение данной взаимосвязи имеет наиважнейшее значение для вокальной педагогики, что может явиться теоретическим обоснованием новых подходов к методике обучения детей пению, развитию их слуха и музыкального мышления на первом этапе обучения их пению. В результате анализа этапов становления раннефольклорного интонирования по исследованиям Э.Е. Алексеева можно предположить, что они соответствуют физиологическим закономерностям развития слухо-двигательной функции человека, что столь ярко отражается в этапах ее онтогенетического развития. По-видимому, при построении методики для начального этапа обучения пению следует учитывать физиологические закономерности трансформации спонтанных вокализаций детей в процессе первых месяцев своей жизни.
184
Ключевые слова: слухо-двигательная функция человека, архаические напевы, этапы развития, голосовые регистры, диапазон голоса, филогенез, онтогенез.
Для цитирования: Стулова Г.П. Взаимосвязь этапов становления и развития детского голоса и архаических напевов // Преподаватель XXI век. 2023. № 2. Часть 1. С. 184-192. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-184-192
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CHILD'S VOICE AND ARCHAIC TUNES
■ G.P. Stulova
Abstract. The main purpose of the article is to identify the essential aspects of spontaneous vocalizations of children of the 1st year of life in comparison with the stages of formation of the sound and pitch systems of early song folklore. Based on the analysis of early folklore vocalizations, it becomes evident that their main acoustic characteristics fully coincide with the physiological features of the development of the auditory-motor function of the child in the first postnatal period of its life: from 2 to
© Стулова Г.П., 2023
l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
7 months, which is characterized as a period of "humming". Consideration of this interrelation is of the most important value for the vocal pedagogy, which can serve as a theoretical foundation of new approaches to the methods of teaching children singing, developing their hearing and musical thinking at the first stage of teaching them to sing. As a result of the analysis of the stages of formation of early folk intonation according to E.E. Alekseev's research, it is possible to assume that they correspond to the physiological laws of development of the human auditory-motor function, which is so brightly reflected in the stages of its ontogenetic development. Apparently, the physiological regularities of the transformation of spontaneous vocalizations of children during the first months of their life should be taken into account when constructing methods for the initial stage of learning to sing.
Keywords: human auditory-motor function, archaic tunes, stages of development, voice registers, voice range, phylogeny, ontogeny.
Cite as: Stulova G.P. The Relationship between the Stages of Formation and Development of the Child's Voice and Archaic Tunes. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 2, part 1, pp. 184-192. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-2-184-192
Исследование развития детского голоса в первый год жизни ребенка представляет для нас большой интерес в связи с предположением существования онтофи-ло-генетических параллелей между формированием первых спонтанных вокализаций детей с этапами формирования мелодических структур в музыке.
Результаты исследований мелодической структуры раннефольклорного интонирования и данные психологов, изучающих развитие музыкального мышления у детей, позволяют выявить две основные стадии этого процесса как в филогенезе, так и в процессе онтогенетического их становления.
На первой стадии дети воспринимают и воспроизводят только общее направление мелодической линии, а на второй прибавляются интонации, структура которых основана на чередовании определённых интервалов в пределах одного лада. Б.М. Теплов отмечает, что «первая стадия свидетельствует о тембровом восприятии высоты. Музыкальная высота еще поглощается тембром» [1, с. 3].
То же самое подтверждается многими авторитетными специалистами в области сравнительной фольклористики. Например,
Ф. Блуме считает, что «большинству различных национальных культур архаического типа свойственен особый тембровый колорит, который даже в большей степени, чем звуковысотное движение, определяет особый характер музыки» [2, с. 372-386]. Ю.Н. Тюлин в результате теоретических исследований приходит к убеждению, что «основополагающее значение в происхождении ладов имеет именно вокальная музыка, так как она непосредственно зависит от психофизиологических законов звукоизвлечения» [3, с. 85].
В результате анализа раннефольклор-ного вокального творчества людей становится очевидным, что основные ее акустические характеристики полностью совпадают с физиологическими особенностями развития слухо-двигательной функции ребёнка в первый постнатальный период его жизни: от 2 до 7 месяцев, который характеризуется как период «гуления». Рассмотрение данной взаимосвязи имеет наиважнейшее значение для вокальной педагогики, что может явиться теоретическим обоснованием новых подходов к методике обучения детей пению, развитию их слуха и музыкального мышления на первом этапе обучения их пению.
186
Развитие вокальной функции ребёнка теснейшим образом связано с развитием его слуха и музыкального мышления. Уровень развития этих двух основных компонентов музыкальных способностей людей во все исторические эпохи определял и музыкальный язык их вокального творчества.
Для сопоставления типичных мелодических структур спонтанных вокализаций детей 1-го года жизни в период «гуления» с этапами формирования зву-ковысотных систем раннего песенного фольклора большой интерес для нас представляют результаты исследований Э.Е. Алексеева [4].
Немало исследований различных авторов посвящено изучению спонтанных вокализаций детей от 2 до 7 месяцев жизни, однако они в основном касаются вопросов становления их речевой функции, информативности средств доречевой коммуникации младенца с окружающим его миром взрослых людей, а также рассматриваются проблемы диагностики здоровья ребенка по акустическим параметрам его голоса. Некоторые проблемы, связанные и с развитием певческих способностей, затрагиваются в работах отечественных и зарубежных авторов. Среди них такие, как Ф. Лысек [5], К. Козырев [6], И. Дзержинская [7], М. Нильсон [8], А. Атанасова-Вукова [9] и др.
Первый крик новорожденных, как правило, отличается своей монотонностью, однако благодаря ежедневным пробам диапазон их голоса очень быстро расширяется. К концу 1-го года жизни постепенно увеличивается продолжительность фонационного выдоха и громкость голоса как результат роста тела и объёма легких. По результатам исследований Р.В. Тонковой-Ямпольской, объяснение такой трансформации голоса младенцев следует искать не столько в анатомических изменениях или функционировании голосового аппарата
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ребёнка, сколько в развитии и эволюции его нервной активности [10], когда их вокализации очень быстро становятся эмоционально окрашенными.
Для подтверждения этого мнения можно привести примеры записей нескольких вокализаций, типичных для детей первых двух месяцев жизни, которые весьма ярко отражают их различные эмоциональные состояния.
1) Интонации, выражающие спокойное состояние ребёнка (см. рис. 1, 2, 3):
Рис. 1. Пример интонации, выражающей спокойное состояние ребёнка
Рис. 2. Пример интонации, выражающей спокойное состояние ребёнка
Рис. 3. Пример интонации, выражающей спокойное состояние ребёнка
Можно отметить большое количество различных повторных вариаций и индивидуальные различия в мелодике.
2) Интонации, выражающие беспокойство (см. рис. 4, 5):
Рис. 4. Пример интонации, выражающей беспокойство
Рис. 5. Пример интонации, выражающей беспокойство
2/2023
Для беспокойных интонаций характерно появление восходящих скачков и возвращение к исходному звуку, что является первым ростком будущих слоговых имитаций.
3) Интонации, выражающие боль (см. рис. 6):
Рис. 6. Пример интонации, выражающей боль
Для выражения боли, или голода типичны скользящие мелодические контуры, взвизгивания, также с возвращением к исходному уровню. Продолжительность и динамика звука отражают степень болевых ощущений.
4) Жалобные интонации (см. рис. 7):
Рис. 7. Пример жалобной интонации 5) Радостные интонации (см. рис. 8):
Рис 8. Пример радостной интонации
Детские вокализации к концу 2-го месяца жизни постепенно преобразуются: удлиняется продолжительность фонационного выдоха до 3-4 секунд и более; мелодическая линия усложняется и творчески варьируется.
В последующие месяцы периода «гуления» голоса детей преобразуются более активно, что создаёт базовую основу для формирования их речевой функции в последующий период жизни. В это
время они как бы изучают свои голосовые возможности и запоминают реакции окружающих людей на их голосовые сигналы.
В этот период звуковой диапазон голоса младенцев достигает значительной величины: более трех октав [11, с. 92]. Можно отметить появление звуков, весьма различных по высоте, интенсивности и тембру, что характерно для различных типов голосообразования, биомеханизмы которых соответствуют двум натуральным голосовым регистрам: чисто грудному или головному (фальцетному).
В процессе спонтанных вокализаций дети по-разному используют голосовые регистры. У одних преобладает головной регистр, а у других — грудной. Таким образом, различия детских вокализаций в отношении тембра и тесситуры проявляются от самого рождения. Частота их использования может явиться признаками будущего сопрано или альта.
Результаты нашего исследования полностью совпадают с наблюдениями чешского педагога Ф. Лысека, который проводил лонгитюдное наблюдение за становлением и развитием певческих голосов собственных детей от их рождения на протяжении 20 лет. На страницах своей книги [5, с. 44-45] он приводит записи типичных вокализаций двух девочек-близнецов в возрасте 3,5 месяцев в спокойном состоянии (см. рис. 9 и 10):
В зависимости от частоты употребления ребёнком той или иной тесситуры в своих вокализациях формируются различные биомеханизмы голосообразова-ния, типичные для натуральных голосовых регистров: грудного и фальцетного. Ребенок, используя голосовые регистры в чистом виде, с необычайной легкостью перебрасывает свой голос вверх и вниз и прислушивается к звукам, которые он производит. В результате этого у ребёнка
187
Рис. 9. Пример вокализаций будущего альта
> * 'II
Рис. 10. Пример вокализаций будущего сопрано
188
закладываются основы для формирования слухо-двигательной координации, постепенно усложняется мелодика его вокализаций.
Детские вокализации имеют коммуникативное значение и являются средством познания окружающего мира взрослых, поэтому все голосовые проявления ребенка отражают его вполне определенное эмоциональное состояние: удовольствие или неудовольствие, которые имеют свои специфические характеристики.
В качестве примера приведем некоторые из типичных для детей в возрасте 4-х месяцев (см. рис. 11, 12):
Для выражения положительных эмоций характерно:
• повторяющиеся ритмические конфигурации;
• интонационная неустойчивость высоты тонов голоса;
• воспроизведение звуков с подъездами и форшлагами, напоминающими чириканье птиц;
• контрасты тембрового звучания голоса при восходящих скачках на широкие интервалы (октаву и более) от низких тонов вверх и обратно, минуя средние звуки.
Для выражения отрицательных эмоций характерно:
• появление протяжных, ноющих интонаций;
• мелодика вокализаций отличается монотонностью в связи с появлением продолжительности звуков, интонационно более устойчивых по высоте;
• нередко наблюдаются соскальзывания голоса вниз на полутон;
• имеют место широкие скачки вверх и вниз, что сопровождается нисходящим глиссандированием, а при резком повышении тона — внезапными взвизгиваниями и усилением голоса.
Итак, «благодаря склонности детей к использованию крайних типов натуральных голосовых регистров звуковысотный диапазон голоса детей первого года жизни отличается широким разбросом:
É
ff ff
M
а э а а
Рис. 11. Голосовые выражения положительных эмоций
I
f •^
Рис. 12. Голосовые выражения отрицательных эмоций
до трёх октав (Сольм — Соль4 или До: — До4), средние звуки обычно отсутствуют» [11, с. 99].
Период гуления заканчивается после 7-го месяца жизни. Наступает следующий этап в развитии детского голоса. Спонтанные вокализации в широком диапазоне постепенно исчезают из обихода. Им на смену приходит лепет как первые попытки ребёнка в произношении некоторых слогов.
В дальнейшем оказывается, что в процессе речевого общения самые высокие звуки не употребляются, поэтому они постепенно исчезают из их голосового диапазона. В памяти ребёнка закрепляются только те звуки, которые он воспринимает в процессе общения с окружающими его взрослыми людьми.
В постнатальный период формирование и развитие речевой и вокальной функции детей идет параллельно. Это является существенной особенностью их голосообразующей системы. Такое полное слияние речевой и певческой функций (как никогда в будущем) происходит, как правило, до 2-летнего возраста, а в дальнейшем каждая их них продолжает развиваться уже по своему направлению. Результаты их развития будут зависеть от методов педагогической работы с ребёнком, окружающей его среды, общения со взрослыми и характера проявления самостоятельности в процессе использования голосового аппарата в речи и пении.
Анализируя этапы становления ранне-фольклорного интонирования по исследованиям Э.Е. Алексеева, можно предположить, что они складывались под
влиянием физиологических закономерностей развития слухо-двигательной функции человека, данной ему от природы, что столь ярко отражается в этапах ее онтогенетического развития.
Как утверждает Э.Е. Алексеев, «исходное звуковысотное пространство могло мыслиться отнюдь не в качестве звуковы-сотного, но в виде недифференцированного, тембродинамического пространства, в котором высотные характеристики звука покоились в свернутом, синкретически не выявленном виде» [4, с. 38].
Архаическая песенная мелодия также характеризуется весьма широким диапазоном, средние звуки, как и у детей в период гуления, как правило, тоже отсутствуют.
Для примера приведем образец ранне-фольклорного пения в жанре погребального голошения из сборника И. Земцов-ского «Торопецкие песни».
Рассматривая данный пример, можно сделать вывод о том, что широкий разрыв между двумя уровнями архаической мелодии является типичной традицией и для других жанровых стилей, и обрядовых песен русского фольклора. Их мелодическая структура полностью соответствует принципам детских вокализаций в возрасте: от 2-х до 7-и месяцев (см. рис. 11 и 12).
Среди мелодических образцов ранне-фольклорных песнопений можно выделить три вида: контрастно-регистровые, неустойчиво-глиссандирующие и более или менее стабилизированные по высоте в ограниченном диапазоне.
Первый вид интонирования является самым древним видом архаических напевов.
л и. ¿Г г \ ^
и кар - ми
й, кор - ми - лец ба-тюш-ка
Рис. 13. Пример раннефольклорного пения
Он основан на сопоставлении голосовых регистров в чистом виде. Он не предполагает определённости высоты тонов. Здесь нет еще мелодической линии, соответствующей какой-нибудь упорядоченности голосоведения. Нет четкого соотнесения с ритмом дыхания. Это просто чередование регистров, которое определяется исключительно минутным вдохновением исполнителя.
Можно предположить, что изначально человек, заметив в своем распоряжении не один голосовой регистр, а поэтому и не одну тембровую краску, начинает перебирать их, сопоставляя друг с другом.
При таком контрастно-регистровом пении высота звука не является смыслоне-сущим компонентом вокальной речи. Данный вид вокализации обнаруживает себя в широкодиапазонных плачах-голошениях.
Второй вид интонирования характеризуется тем, что высота звука воспринимается уже вполне отчетливо, однако при этом она находится в непрерывном, нисходящем соскальзывании, что в нотной записи фиксируется весьма условно. Та-190 кой вид пения наблюдается в вокальных жанрах, связанных с речевой артикуляцией и разного рода зовами.
Третий вид вокальной мелодии больше всего соответствует представлениям о звуковысотном пении, основанном на оперировании несколькими звуками в узком диапазоне в пределах одного голосового регистра. Однако в отличие от тонального пения такой вид интонирования не отличается стабильностью, т. к. при повторении высотные соотношения тонов обычно меняются.
На следующем этапе развития музыкального мышления у людей эти виды вокального интонирования начинают использоваться в различных сочетаниях, чередуясь между собой в зависимости от
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
их жанровой принадлежности, либо взаимодействуя в пределах одного жанра.
Соотношение данных видов интонирования, которые можно наблюдать в архаических образцах фольклорного пения, свидетельствует о тесной взаимосвязи филогенетических этапов их возникновения и природных закономерностей онтогенетического развития слухо-двигатель-ной функции человека.
Эти выводы имеют прямое отношение к вокальной педагогике.
Возможно, что в процессе вокальной работы с певцами, а особенно с детьми, не во всех случаях следует начинать обучение пению с середины звукового диапазона голоса, используя микстовый тип голосообразования.
Если прислушаться к голосу природы, то на первом этапе обучения пению более целесообразно будет осваивать голосовые регистры в чистом виде, используя метод их сопоставления, что и было доказано в результате нашего исследования, посвя-щённого проблеме развития детского голоса в процессе обучения пению [11, с. 233-235].
Именно по такому пути идет В.В. Емельянов и его многочисленные последователи в процессе вокальной работы как с детьми, так и со взрослыми певцами. Свою концепцию он изложил в ряде статей и наиболее подробно в своей монографии [12]. Его методика проверена многолетней практикой самого автора и основана на 3-х вышеупомянутых принципах построения тренировочных упражнений:
• сопоставление голосовых регистров на скачках через регистровый порог;
• глиссандирование между крайними звуками широкого диапазона;
• постепенное мелодическое движение в узком диапазоне в пределах одного голосового регистра.
2/2023
Звуки доречевой коммуникации ребёнка представляют большой интерес для науки о певческом голосе, теоретического обоснования и разработки методики вокального воспитания как детей, так и взрослых певцов.
Кроме того, новая стилистика современной вокальной музыки, основанная на самых неожиданных поворотах в мелодии, широких скачках, использовании
различного рода звуковых эффектов и т. п., заставляет певцов и их педагогов искать новые методические концепции для реализации современных веяний в исполнительской практике.
Однако на пути создания новых педагогических технологий главным ориентиром должны быть закономерности физиологии развития слухо-двигательной функции человека, данные ему от природы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теплое, Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 326 с.
2. Blume, F. Syntegra Musical Odium. Basel, 1963.
3. Тюлин, Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1968. 223 с.
4. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. 238 с.
5. Lysek, F. Vox liberorum, detsky hlas. Brno, 1976. 126 p.
6. Козырев, К.Н. Песня как средство развития слуха и голоса детей 1-го месяца их жизни. М.: АПН СССР, 1965. 23 с.
7. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада (из опыта работы). М.: Просвещение, 1985. 160 с.
8. Нильсон, М.Ю. Музыкальное воспитание и развитие детей первого года жизни: дис. ... канд. пед. наук. М.,1980. 232 с.
9. Атанасова-Вукова, А. Возможности восприятия музыки у детей в возрасте от 1 до 12 месяцев // Развитие музыкального восприятия школьников: материалы III научной конференции по вопросам развития певчевского голоса, музыкального слуха и восприятия детей. М., 1971. С. 86-98.
10. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Физиологические механизмы формирования второй сигнальной системы у детей. М.: ЦОЛИУВ, 1974. 24 с.
11. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. 269 с.
12. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг: учеб.-метод. пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. СПб.: Лань, 1997. 189 с.
13. Калужникова, Т.И. Акустический текст ребёнка: монография. Екатеринбург: УГК имени М.П. Мусоргского, 2004. 904 с.
REFERENCES
1. Teplov, B.M. Izbrannye trudy. T. 1 [Selected works, vol. 1]. Moscow, Pedagogika, 1985, 326 p. (in Russ.)
2. Blume, F. Syntegra Musical Odium. Basel, 1963.
3. Tyulin, Yu.N. Uchenie o garmonii [The Doctrine of Harmony]. Moscow, Muzyka, 1968, 223 p. (in Russ.)
4. Alekseev, E.E. Rannefolklornoe intonirovanie: zvukovysotnyj aspect [Early Folklore Intonation: The Pitch Aspect]. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1986, 238 p. (in Russ.)
191
5. Lysek, F. Vox liberorum, detsky hlas [Baby Voice, Baby Voice]. Brno, 1976, 126 p.
6. Kozyrev, K.N. Pesnya kak sredstvo razvitiya sluha i golosa detej 1-go mesyaca ih zhizni [Song as a Means of Developing the Hearing and Voice of Children of the 1st Month of Their Life]. Moscow, Akademiya pedagogicheskih nauk SSSR, 1965, 23 p. (in Russ.)
7. Dzerzhinskaya, I.L. Muzykalnoe vospitanie mladshih doshkolnikov (iz opyta raboty) [Musical Education of Younger Preschoolers: A Manual for a Kindergarten Teacher and Music Director (From Work Experience)]. Moscow, Prosveshchenie, 1985, 160 p. (in Russ.)
8. Nilson, M.Yu. Muzykalnoe vospitanie i razvitie detej pervogo goda zhizni [Musical Education and Development of Children of the First Year of Life]: PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 1980, 232 p. (in Russ.)
9. Atanasova-Vukova, A. Vozmozhnosti vospriyatiya muzyki u detej v vozraste ot 1 do 12 mesyacev [Possibilities of music perception in children aged 1 to 12 months]. In: Razvitie muzykalnogo vospriyatiya shkolnikov [Development of Musical Perception of Schoolchildren: Materials of the Iii Scientific Conference on the Development of the Singing Voice, Musical Hearing and Perception of Children]. Moscow, 1971, pp. 86-98. (in Russ.)
10. Tonkova-Yampolskaya, R.V. Fiziologicheskie mekhanizmy formirovaniya vtoroj signalnoj sistemy u detej [Physiological Mechanisms of Formation of the Second Signaling System in Children]. Moscow, Centralnyj ordena Lenina institut usovershenstvovaniya vrachej, 1974, 24 p. (in Russ.)
11. Stulova, G.P. Razvitie detskogo golosa v processe obucheniya peniyu [The Development of a Child's Voice in the Process of Learning to Sing]. Moscow, Prometej, 1992, 269 p. (in Russ.)
12. Emelyanov, V.V. Razvitie golosa. Koordinaciya i trening [Voice Development. Coordination and Training: An Educational and Methodical Manual a Manual for Music and Singing Teachers, Choirmasters and Vocalists an Educational and Methodical Manual]. St. Petersburg, Lan, 1997, 189 p. (in Russ.)
13. Kaluzhnikova, T.I. Akusticheskij tekst rebyonka [Acoustic Text of a Child: Monograph]. Ekaterinburg, Uralskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni M.P. Musorgskogo, 2004, 904 p. (in Russ.)
192
Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Galina P. Stulova, ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts in Education Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2023. Принята к публикации 28.02.2023 The paper was submitted 21.01.2023. Accepted for publication 28.02.2023