Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕГИСТРОВОЙ НАСТРОЙКИ ГОЛОСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМА РЕГИСТРОВОЙ НАСТРОЙКИ ГОЛОСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / РЕГИСТРОВАЯ НАСТРОЙКА / ДОШКОЛЬНИКИ / ВОКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ГРУДНОЙ РЕЖИМ / ФАЛЬЦЕТНЫЙ РЕЖИМ / МИКСТОВЫЙ РЕЖИМ / РЕГИСТРОВЫЙ ПОРОГ / ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина Оксана Александровна

В статье рассматривается процесс обучения пению старших дошкольников с позиции регистровой настройки детских голосов. В работе анализируются основные способы регистровых приспособлений (грудной, фальцетный, микст) и их влияние на тембр певческого звука. Излагаются различные мнения, обосновывающие настройку того или иного режима фонации у старших дошкольников в зависимости от манеры пения. Приводятся данные современных компьютерных исследований, которые показывают значение педагогического воздействия на тембр певческого голоса. Отмечается, что неосторожное использование грудного режима фонации может повлиять на здоровье голосового аппарата ребёнка. Несмотря на это, исследование проведённое автором, выявило превалирование данного способа регистровых приспособлений у дошкольников. Обозначены основные причины, побуждающие современных педагогов использовать грудной режим фонации в процессе формирования детских тембров: стремление быстрее вывести голос ребёнка на концертный уровень; скорость формирования мышечных координаций; соответствие звукового диапазона в грудном режиме фонации у старших дошкольников общепринятым возрастным стандартам. Намечены перспективы применения фальцетного режима голосообразования у детей дошкольного возраста на начальном этапе развития певческого голоса. Опираясь на научные исследования, посвящённые настройке голосовых регистров, автор показывает, что наиболее эффективным регистровым режимом фонации является микст, близкий к фальцетному типу. Предлагается алгоритм формирования данного режима голосообразования, основанный на 3-х этапах постановки певческого голоса старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF VOICE REGISTER ADJUSTMENT IN 5 TO 7-YEAR-OLD CHILDREN

The article presents the teaching of 5 to 7-year-old children singing according to a child voice register adjustment. The study analyzes the principal registers (chest, falsetto and mixed) and their influence on singing tone. Different opinions explain phonation type adjustment in 5 to 7-year-old children according to the singing manner. The paper provides the data of modern computer studies, which demonstrate the value of teaching input on the singing voice timbre. Careless chest voice phonation can affect the health of the child vocal apparatus. Despite this, the author’s research revealed the prevalence of chest voice in 5 to 7-year-old children. The paper communicates the main reasons, which challenge teachers to use chest register for the child voice quality formation. These reasons are the desire to quickly bring the child’s voice to a concert level, the speed of forming the muscle coordination, conformity of chest vocal range in early school-age children with the recognized age standards. The article reveals the prospects of falsetto register in 5 to 7-year-old children at the early stage of singing voice development. The author considers the scientific research on voice register adjustment and demonstrates that mixed voice close to falsetto is the most effective register. The author offers the protocol of this register formation, which includes three steps of singing voice training in 5 to 7-year-old children via games.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕГИСТРОВОЙ НАСТРОЙКИ ГОЛОСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-171-182

ПРОБЛЕМА РЕГИСТРОВОЙ НАСТРОЙКИ ГОЛОСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О. А. Родина*,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119435

Аннотация. В статье рассматривается процесс обучения пению старших дошкольников с позиции регистровой настройки детских голосов. В работе анализируются основные способы регистровых приспособлений (грудной, фальцет-ный, микст) и их влияние на тембр певческого звука. Излагаются различные мнения, обосновывающие настройку того или иного режима фонации у старших дошкольников в зависимости от манеры пения. Приводятся данные современных компьютерных исследований, которые показывают значение педагогического воздействия на тембр певческого голоса. Отмечается, что неосторожное использование грудного режима фонации может повлиять на здоровье голосового аппарата ребёнка. Несмотря на это, исследование проведённое автором, выявило превалирование данного способа регистровых приспособлений у дошкольников. Обозначены основные причины, побуждающие современных педагогов использовать грудной режим фонации в процессе формирования детских тембров: стремление быстрее вывести голос ребёнка на концертный уровень; скорость формирования мышечных координаций; соответствие звукового диапазона в грудном режиме фонации у старших дошкольников общепринятым возрастным стандартам. Намечены перспективы применения фальцетного режима голосообразования у детей дошкольного возраста на начальном этапе развития певческого голоса. Опираясь на научные исследования, посвящённые настройке голосовых регистров, автор показывает, что наиболее эффективным регистровым режимом фонации является микст, близкий к фальцетному типу. Предлагается алгоритм формирования данного режима голосообразования, основанный на 3-х этапах постановки певческого голоса старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Ключевые слова: певческий голос, регистровая настройка, дошкольники, вокальная методика, грудной режим, фальцетный режим, микстовый режим, регистровый порог, певческие навыки, дидактическая игра.

171

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. П. Стулова.

© Родина О. А., 2021

0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License

The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3

Благодарности: Данная статья выполнена в контексте диссертационного исследования, проводимого на кафедре музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Выражаю сердечную признательность своему научному руководителю - доктору педагогических наук, профессору Г. П. Стуловой за всестороннюю помощь в научной и педагогической работе; благодарю главного редактора журнала, доктора педагогических наук, профессора Е. В. Николаеву, а также членов редакционной коллеги журнала «Музыкальное искусство и образование» за ценные советы в процессе подготовки статьи к публикации.

Для цитирования: Родина О. А. Проблема регистровой настройки голосов детей старшего дошкольного возраста // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 3. С. 171-182. DOI: 10.31862/2309-14282021-9-3-171-182.

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-171-182

PROBLEM OF VOICE REGISTER ADJUSTMENT IN 5 TO 7-YEAR-OLD CHILDREN

Oksana A. Rodina*,

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435

172

Abstract. The article presents the teaching of 5 to 7-year-old children singing according to a child voice register adjustment. The study analyzes the principal registers (chest, falsetto and mixed) and their influence on singing tone. Different opinions explain phonation type adjustment in 5 to 7-year-old children according to the singing manner. The paper provides the data of modern computer studies, which demonstrate the value of teaching input on the singing voice timbre. Careless chest voice phonation can affect the health of the child vocal apparatus. Despite this, the author's research revealed the prevalence of chest voice in 5 to 7-year-old children. The paper communicates the main reasons, which challenge teachers to use chest register for the child voice quality formation. These reasons are the desire to quickly bring the child's voice to a concert level, the speed of forming the muscle coordination, conformity of chest vocal range in early school-age children with the recognized age standards. The article reveals the prospects of falsetto register in 5 to 7-year-old children at the early stage of singing voice development. The author considers the scientific research on voice register adjustment and demonstrates that mixed voice close to falsetto is the most effective register. The author offers the protocol of this register formation, which includes three steps of singing voice training in 5 to 7-year-old children via games.

* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Galina P. Stulova.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2021. Т. 9. № 3 2021, vol. 9, no. 3

Keywords: singing voice, register adjustment, early school-age children, vocal teaching technique, chest register, falsetto register, mixed register, register boundary, singing skills, didactic game.

Acknowledgements: This article was done as part of thesis research carried out in the department of Music and Performance Arts of Institute of Fine Arts in Moscow Pedagogical State University. I'd like to express deep gratitude to my professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Galina P. Stulova for her comprehensive assistance in scientific and pedagogical work. I would also like to thank the Editor Chief of the journal "Musical Art and Education", Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Elena V. Nikolaeva and members of the Editorial Board for their valuable advice in the course of preparing the article for publication.

For citation: Rodina O. A. Problem of Voice Register Adjustment in 5 to 7-Year-Old Children // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 9, no. 3, pp. 171-182. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-171-182.

Введение

В наше время пение является одним из наиболее востребованных видов творческой деятельности детей. Этому способствуют популяризация детского пения на радио и телевидении, доступность технических средств (появление звукоусилительной аппаратуры, минусовых фонограмм, караоке и др.). В системе дополнительного образования активно открываются вокальные кружки и студии: эстрадного вокала, народного пения и целый ряд студий без жанровой определённости, в которых осуществляется постановка голоса старших дошкольников.

Одним из певческих навыков первостепенной значимости является голосо-образование. Его основной элемент -способ регистровых приспособлений, который влияет на такие характеристики звучания певческого голоса, как высота звука, громкость и тембр.

Анализ методической литературы показывает значительные расхождения в теоретических и практических подходах к формированию голосовых регистров

в процессе постановки голоса детей. Таким образом, возникает необходимость выявления оптимальной регистрово-фо-национной настройки голосов старших дошкольников.

Голосовые регистры и физиологический механизм их формирования у детей дошкольного возраста

Голосовым регистром принято называть звукоряд, продуцируемый единым физиологическим механизмом. В современной вокальной педагогике регистровые режимы подразделяются на грудной, фальцетный и смешанный (микст) [1]. Процесс регистровой настройки характеризуется различными способами включения в работу мышц гортани: в грудном регистре участвуют внутренние мышцы (ещё не сформированные окончательно у старших дошкольников), а в фальцет-ном - наружные мышцы гортани. В миксте участвуют и наружные, и внутренние мышцы с разной степенью активности на разной высоте и плотности звука [2].

173

Рассмотрим каждый регистр более подробно в контексте исследуемой нами проблемы.

Грудной регистр певческого голоса («нефальцетный», «натуральный») характеризуется управлением внутренними мышцами гортани и плотным смыканием голосовых складок (голосовая щель между ними не образуется). Данный режим фонации отличается высокой звонкостью.

Яркость тембра в грудном регистре связана с наличием большого количества певческих гармоник в спектральном составе звуков: 10-20 обертонов (по результатам исследований голосов детей из академических детских коллективов), до 40 обертонов в спектре грудного звука солистов детских фольклорных ансамблей [2; 3]. Американские исследователи G. Large, S. Iwate, H. Von Leden доказали наличие корреляции между количеством обертонов в спектре голоса и плотностью смыкания голосовых складок [4]. Таким образом, грудному регистру присуща максимальная плотность смыкания голосовых складок, в сравнении с другими регистровыми режимами, что может привести к повышенной амортизации голосового аппарата ребёнка.

Многие исследователи указывают на хрупкость детского голоса и подчёркивают необходимость ограниченного использования грудного типа фонации: «Грудной регистр требует осторожности в обращении, особенно при работе с детьми» [5, с. 80]. Использование данного способа регистровой настройки по всему певческому диапазону ребёнка может повлиять на здоровье его голосового аппарата. По мнению В. В. Емельянова, дети, поющие в первой и начале второй октавы в грудном режиме, часто болеют ларингитами и узелковыми ларингитами [Там же, с. 116]. Это замечание в первую очередь относится к дошкольникам. По данным

М. С. Грачёвой, внутренние мышцы гортани, образующие звуки грудного регистра, ещё окончательно не сформированы [6]. Категорично высказывался о грудном пении детей И. И. Левидов: «Среди детей-исполнителей довольно часто встречаются характерные, искусственно напетые, однорегистровые голоса, сплошь грудного характера... которые при всём их богатстве (в смысле красоты и яркости звучания) с точки зрения предъявляемых к художественному пению требований могут считаться совершенно загубленными» [7, с. 16].

Несмотря на то что многие фониатры предостерегают педагогов от настройки детских голосов на грудной режим фонации, наше исследование показало превалирование данного способа регистровых приспособлений у дошкольников. Анализ записей концертных выступлений детей в сети Интернет, а также проведённое автором статьи аудиальное прослушивание певческих голосов 117 старших дошкольников из 6 студий певческого развития выявили, что большинство детей старшего дошкольного возраста использует грудной тип фонации в процессе исполнения песенного материала, часто форсируя звучание голосов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тремя факторами.

Фактор первый - стремление педагогов быстрее вывести голос ребёнка на концертный уровень. Как было указано ранее, грудное пение характеризуется звонким и ярким тембром. Данное качество провоцирует педагогов на использование грудного режима фонации: «Естественное желание любого педагога (да и администрации) показать "товар лицом", вывести на сцену ещё слабенькие, не окрепшие голоса. а то и "пришпорить" их, чтобы произвести впечатление» [8, с. 333].

Фактор второй - быстрота формирования мышечных координаций. Процесс настройки грудного режима фонации, как правило, происходит достаточно быстро. Это связано с тем, что речевая зона большинства детей (наиболее развитая в фонационном отношении) совпадает с зоной грудного резонирования: «речевые характеристики чаще всего совпадают с естественными певческими» [9, с. 127]. Наши исследования голосов старших дошкольников выявили, что наиболее точное интонирование и яркость тембра демонстрировалось детьми в диапазоне до1-™1, то есть в речевой зоне голоса детей.

Фактор третий - соответствие звукового диапазона в грудном режиме фонации у старших дошкольников общепринятым возрастным стандартам. По данным Т. Д. Крошилиной зона регистрового порога в певческом голосе детей до начала мутационного периода находится на 3-4 тона выше, чем у взрослых женских голосов. Таким образом, ребёнок может пропеть в грудном регистре до ре2-ми2, что позволяет исполнять различный вокальный материал. Однако одним из признаков начала мутационного периода у детей является сужение верхнего участка вокального диапазона на 4-5 тонов и его ограничение регистровым порогом на звуках ля1-си1. В связи с этим использование только грудного регистра даже у народных голосов ущемляет исполнительские перспективы [3].

Итак, к плюсам использования грудного режима фонации у дошкольников можно отнести: яркость тембра, быстроту обучения.

К минусам относятся: интенсивная амортизация внутренних мышц гортани, которые физиологически не окончательно сформированы; ограничение звукового диапазона регистровым порогом, что

в свою очередь сужает развитие вокального диапазона в период взросления и во взрослом возрасте.

Фальцетный (головной) режим фонации образуется посредством включения наружных мышц гортани при неполном замыкании голосовой щели. Г. П. Стулова, исследовавшая голосовые регистры детей при помощи комплекса объективных методов, приходит к выводу, что краевое смыкание голосовых складок продуцирует облегчённый тембр голоса: «Акустическая картина фальцетного звука голоса характеризуется весьма обеднённым спектром, состоящим из 2-3 гармонических составляющих» [10, с. 90].

Т. Д. Крошилина компьютерными методами исследования выявила, что тем-бральные особенности детских голосов в фальцетном регистре не зависят от манеры пения. Спектральный анализ показал, что в звуках народных голосов, поющих фальцетом, так же как и в других певческих манерах, не более 3-5 обертонов в спектре звука [3].

Таким образом, основным плюсом фальцетной настройки певческих голосов у детей является лёгкая плотность смыкания голосовых складок, щадящий режим голосообразования. Минусом можно считать обеднённое звучание голоса по тембру.

Микстовый режим фонации характеризуется образованием голосовой щели разнообразных конфигураций в процессе смыкания голосовых складок и продуцированием от 5 обертонов в спектре звука. Поэтому данный режим фонации имеет различные тембральные варианты: «Микст... проявляется по-разному - он многолик. Микст - это и смешивание грудного с головным регистром, и опёртый фальцет. Существует огромное количество градаций микстования» [11, с. 54].

Высказываются различные мнения, обосновывающие настройку того или

176

иного режима фонации у дошкольников. Некоторые педагоги исходят из положения, что режим звучания детских голосов является врождённым качеством: «Использование певческого регистра зависит от природных особенностей голоса ребёнка» [12, с. 4]. Однако М. Ю. Карту-шина отмечает: «В последнее время получила распространение методика вокального воспитания детей, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса [13, с. 4]. Многие педагоги настраивают голоса детей в грудном режиме. Некоторые авторы связывают звучание детских голосов в грудном регистре с эстрадной певческой манерой, которая характеризуется речевой настройкой органов внутренней и внешней артикуляции. При этом сохранение речевой окраски голоса обусловливает более плотное грудное звучание [14, с. 77].

Ряд авторов, обучающих детей народному пению, подчёркивают, что пение в грудном регистре - характерная особенность русской национальной манеры пения [15; 16].

Комплексные компьютерные исследования детских певческих голосов, проведённые на кафедре новых информационных технологий в период 19952000 годов в МГИМ имени А. Шнитке, показали, что плотность смыкания голосовых складок у детских голосов в дому-тационный период их развития не связана с манерой пения. Т. Д. Крошилиной были обследованы три группы детей до 9 лет: 1) из детского академического хора, 2) детского фольклорного ансамбля, в котором голоса детей развивались на основе мягкого лёгкого звучания в щадящей манере, 3) фольклорного ансамбля с яркими звонкими голосами. Манеру пения голосов из фольклорного ансамбля с ярким звонким звуком автор называет «интенсивно-грудной», поскольку

плотность смыкания голосовых складок и количество обертонов в спектрах голосов были выше. Однако акустические параметры голосов двух других детских коллективов оказались схожи. Опираясь на данные В. И. Юшманова, классифицировавшего голосовые регистры у взрослых певцов в академической манере пения на «прикрытые» и «открытые» и охарактеризовавшего их механизмы [17], Т. Д. Крошилина объясняет сходство акустических параметров детских голосов из фольклорного и академического коллективов тем обстоятельством, что дети в академическом коллективе применяют округление звука, а не его прикрытие (как это происходит у взрослых). Прикрытие у певцов связано с изменением органов внутренней артикуляции. Округление или открытие звука у детей связаны с изменениями во внешней артикуляции, которые существенно не влияют на форму резонаторов и, как результат, на спектр звука. Таким образом, исследование Т. Д. Кро-шилиной показало, что голосовые регистры детей в домутационный период напрямую зависят от педагогической настройки, а не от манеры пения [3].

По нашему мнению, настройка голосов на микст, близкий к фальцетному типу, является приоритетной в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В пользу этого утверждения свидетельствуют следующие аргументы:

1. Выдающиеся педагоги прошлого настраивали голоса в режиме близком к фальцетному. Г. Я. Ломакин, обучавший детей в Бесплатной музыкальной школе, открытой в 1862 году, писал в своих методических рекомендациях о необходимости работать с детскими голосами на начальном этапе лёгким звуком в головном регистре [18]. В начале ХХ века о настройке детских голосов

«в головном регистре лёгким звуком» сообщали А. В. Касторский [19], Д. Бетс [20] и другие авторы. Задачи развития голосов детей (исключительно в режиме, близком к фальцетному) обсуждались на I-м Методическом совещании по вокальной работе с детьми в 1938 году в Москве. В докладах большинства педагогов на пяти последующих конференциях по развитию детского голоса вплоть до 1982 года утверждалось, что мягкое лёгкое звучание должно являться основой начального обучения детей до 1011 лет [10].

2. Данные Г. П. Стуловой показывают преимущества фальцетного пения для развития музыкального слуха детей: «Дети с плохим интонированием (т. е. «гу-дошники») обычно используют грудную манеру фонации. Голоса детей с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету» [Там же, с. 101].

3. Результаты компьютерных исследований Т. Д. Крошилиной показали, что голоса детей, которые на начальном этапе настраивали в режиме, близком к фаль-цетному, постепенно насыщаются обертонами и достигают профессиональных акустических параметров в условиях соответствующего педагогического воздействия [3].

4. Микстовый режим фонации является основным в профессиональном исполнительском искусстве: «Микст в пении - это корневая система голосообра-зования» [11, с. 61].

5. Проведённые нами исследования выявили, что голоса старших дошкольников, настроенные в фальцетно-микстовом режиме, имеют наиболее оптимальные певческие характеристики: вокальный диапазон не менее децимы, однородный тембр по всему звукоряду, подвижность голоса, малая утомляемость голосового аппарата.

Настройка микстового режима фонации у старших дошкольников в процессе вокально-игровой деятельности

В проведённом нами исследовании специальное внимание было направлено на разработку метода формирования микстового режима фонации на основе постепенного тембрального насыщения певческого голоса в рамках игровой методики «Вокальная азбука».

В процессе его создания мы опирались на исследования Г. П. Стуловой, которые показали, что основными факторами влияния на регистровую настройку звукообразования являются: тесситура; громкость звука; вид атаки; способ звуко-ведения; тип гласной, способ певческой артикуляции [2; 10].

Выбор игры как основной формы обучения пению старших дошкольников обоснован результатами анализа теоретико-методологической литературы в области психологии и дидактики. Применение игровой деятельности, как свидетельствуют исследования М. В. Кларина [21], А. И. Сорокиной [22], Н. А. Коротковой лщщ [23], Е. И. Удальцовой [24] и ряда других учёных, обеспечивает эффективную социализацию детей, ускоряет усвоение различных умений и навыков, повышает познавательный интерес за счёт эмоционально окрашенных действий.

Предлагаемый нами метод включает три последовательных этапа: 1) фальцет-ный; 2) слухо-координационный; 3) тем-бральный.

Задача первого этапа - формирование фальцетного режима голосообразования.

Музыкальный материал первого этапа включает в себя 4 блока:

1) имитационные игры, основанные на звукоподражании голосам животных, звукам автомобиля и т.д.;

2) игры с применением элементов классических вокальных упражнений на основе отдельных гласных звуков (У, О, А);

3) игры с применением небольших вокальных фраз;

4) логоритмические попевки, основанные на слогосочетаниях глухих согласных с гласными (ХА, ХИ, ХО; ФА, ФИ, ФО и т. д.).

Известно, что гласные звуки У, О, А способствуют формированию облегчённого звучания голоса, ближе к фальцетному. Использование глухих согласных в процессе пения дошкольников уменьшает степень смыкания их голосовых складок, что также позволяет решить задачу данного этапа [10].

Разработанный музыкальный материал построен на основе гаммообразного нисходящего мелодического движения в объёме кварты (си1-ми2). Таким образом настраивается верхний участок диапазона голосов старших дошкольников. Динамика звукоизвлечения - piano.

Выполнение предложенных тесси-турных, мелодических и динамических условий настраивает голоса детей в фаль-лщл цетном регистре, позволяет эффективно устранить регистровый порог.

В процессе игровой деятельности внимание детей не привлекается к чистоте интонирования. Короткие вокальные фразы включаются в учебный процесс постепенно, по мере формирования слуховых коор-динаций. Научно доказано, что музыкальный слух у детей в фальцетном регистре развивается быстрее: «при пении фальцетом голос меньше утомляется, а звуковы-сотная интонация становится точнее по сравнению с любым другим нефальцет-ным звукообразованием» [10, с. 207].

Задача второго этапа - расширение вокального диапазона детей с переносом навыка фальцетного голосообразования на средний и нижний участки диапазона.

На этом этапе используются авторские, фольклорные игры с попевками, а также логоритмические попевки. Музыкальный материал игровых упражнений построен в объёме сексты-ундецимы. Динамический диапазон музыкального материала варьируется от р до т^

Соблюдение данных условий способствует настройке смешанного регистрового режима голосообразования у дошкольников, а также позволяет избежать присоединения к певческому механизму неверных координаций, сформированных в бытовой речи. К концу данного этапа звуковой диапазон детей составляет до1-ми2.

Задача третьего этапа - обогащение певческого тембра. Данный этап настройки регистровых приспособлений включает в себя фольклорные аутентичные, авторские игры, логоритмические попевки, а также песни современных композиторов. Наряду с использованием звуков первого этапа, в работу активно включаются гласные И, Э, а также сонорные и губные согласные, которые способствуют уплотнению певческого тембра. Таким образом, разработанный дидактический материал содействует процессу постепенного насыщения обертонами голосов детей.

Заключение

Предлагаемый алгоритм настройки голосов старших дошкольников на смешанный режим фонации успешно апробирован в студии певческого воспитания дошкольников «Вокальная азбука» на базе Московского бюджетного учреждения культуры «Культурный центр «Вдохновение» и студии певческого развития детей «Рыжий кот» на базе Муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры Мосрентген».

Путь от фальцетного звука до более насыщенного микстового звучания у каждого ребёнка индивидуальный, он продолжается весь период взросления. Размеры резонаторов и дыхательной системы старших дошкольников не позволяют получить той же яркости и силы голоса в микстовом режиме фонации, которую продуцирует резонаторная система взрослого человека. Достижение звонкости детских голосов не средствами резонанса, а за счёт плотности смыкания голосовых складок - большой соблазн для педагогов, особенно в условиях коммерческих

отношений в системе дополнительного образования. Однако только певческие навыки, сформированные в фальцетно-микстовом режиме голосообразования, являются эффективным стартом для профессионального развития певческих голосов старших дошкольников. «Развитие вокальных способностей детей должно идти не по пути максимальной эксплуатации возможностей детского голоса, а по пути наиболее рационального развития этих возможностей, т. е. как бы подготовки вокальных способностей взрослого человека» [25, с. 6].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кочнева И. С., Яковлева А. С. Вокальный словарь. М.: Музыка, 1986. 70 с.

2. Стулова Г. П. Факторы педагогического воздействия на тембр певческого голоса // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 4(8). С. 90-104.

3. Крошилина Т. Д. Развитие женского народно-певческого голоса периода взросления. Сочи: Центр русской культуры, 2002. 148 с.

4. Large G. The Male Operatic Head Register Versus Falsetto // G. Large, S. Iwate., von Leden H. Folia phomat. №. 24. 1972. Рр. 19-29.

5. Емельянов В. В. Развитие голоса: координация и тренинг. Изд. 6-е, стер. СПб.: «Лань», «Планета музыки», 2010. 191 с.

6. Грачева М. С. Голосовая складка человека // Развитие детского голоса: Материалы III-й научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи, 26-30 марта 1961 г. / под ред. В. Н. Шацкой. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. С. 20-30.

7. Левидов И. И. Детское пение и охрана голоса детей. Ленинград: Тритон, 1935. 72 с.

8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: ИП РАН, 2008. 592 с.

9. Тарасова К. В. Лекции о развитии музыкальных способностей. М.: Центр Гармония, 2010. 119 с.

10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. 270 с.

11. Шерстов Е. Н. О единении и дополнительности взаимодействия резонанса и микста в вокальном искусстве // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / Ред.-сост. М. С. Агин. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. 308 с.

12. Битус А. Ф., Битус С. В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Тетра Системс, 2007. 96 с.

13. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М.: Издательство «Скрипто-рий, 2003», 2010. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Поляков А. С. Методика преподавания эстрадного пения: Экспресс-курс. М.: Согласие, 2015. 246 с.

15. Картавцева М. Т. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994. 72 с.

l79

16. Колосова Е. А. К проблеме народно-певческой работы с детьми младшего школьного возраста // Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития: Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992-1995 годов и педагогического семинара 1997 года / ред. М. В. Медведева. М.: РАМ имени Гнесиных, 1998. С. 126-128.

17. Юшманов В. И. О принципах профессиональной подготовки вокалистов в классе сольного пения консерватории (на материале исследования работы профессоров Ленинградской консерватории Е. Г. Ольховского, И. И. Плешакова и В. М. Луканина): дис. ... канд. пед. наук: 17.00.02. Л., 1986. 199 с.

18. Ломакин Г. Я. Краткий метод пения. Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. 64 с.

19. Касторский А. В. Первые ступени обучения церковному пению в начальной школе: Методические заметки и наблюдения с прил. материала для нач. пения. Спб.: Синод. тип., 1915. 48 с.

20. БетсД. Постановка голоса у детей. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1914. 50 с.

21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта. Ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с.

22. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. 96 с.

23. Короткова Н. А. Сюжетная игра дошкольников. М.: ЛИНКА-пресс, 2016. 252 с.

24. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск: Народная асвета, 1976. 128 с.

25. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. Ленинград: Музыка. [Ленигр. Отд-ние], 1967. 88 с.

180

Поступила 06.07.2021; принята к публикации 30.08.2021.

Об авторе:

Родина Оксана Александровна, аспирант кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет»; педагог дополнительного образования. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Культурный центр "Вдохновение"» (Литовский бульвар, 7, Москва, Российская Федерация, 117593), e-mail: oksana-rodina@mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Kochneva I. S. Vokal'nyj slovar' [Vocal Dictionary]. Moscow: Muzyka Publ., 1986, 70 p. (in Russian).

2. Stulova G. P. Factors of the Pedagogical Impact on the Timbre of the Singing Voice. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo I obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 4(8), pp. 90-104 (in Russian).

3. Kroshilina T. D. Razvitie zhenskogo narodno-pevcheskogo golosa perioda vzrosleniya [Development of Female Folk Singing Voice During Puberty]. Sochi: Centre for Russian Culture Publ., 2002, 148 p. (in Russian).

4. Large, G., Iwate S., von Leden H. The Male Operatic Head Register Versus Falsetto. Folia phomat. 1972, no. 24, pp. 19-29.

5. Yemelyanov V. V. Razvitie golosa: koordinatsiia i trening. [Development of Voice: Coordination and Training]. 6th reprint ed. Saint-Petersburg: Lan' Publ., Planeta Muzyki Publ., 2010, 191 p. (in Russian).

6. Grachyova M. S. Golosovaia skladka cheloveka [Human's Vocal Fold]. Razvitie detskogo golosa [Development of Children's Voice]. Proceedings of the 3rd Scientific Conference on Vocal and Choral Education of Children, Adolescents and Youth, March 26-30, 1961. Edited by V. N. Shatskaya. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. 1963, pp. 20-30 (in Russian).

7. Levidov I. I. Detskoe penie i ohrana golosa detej [Children's Singing and Protection of Infant Voices]. Leningrad:. Trito Publ, 1935, 72 p. (in Russian).

8. Morozov V. P. Iskusstvo rezonansnogo peniya. Osnovy rezonansnoj teorii i tekhniki [The Art of Resonance Singing. Basics of Resonance Theory and Technique]. Moscow: Institute of Psychology under the Russian Academy of Sciences and the Moscow State Conservatoire, Center "Art and Science" Publ., 2008. 496 p. (in Russian).

9. Tarasova K. V. Lektsii o razvitii muzykal'nykh sposobnostei [Lectures on Developing Talent for Music]. Moscow: Tsentr Garmoniia Publ., 2010, 119 p. (in Russian).

10. Stulova G. P. Razvitie detskogo golosa v processe obucheniya peniyu. [Development of Children's Voices in the Course of Singing Training]. Moscow: Prometej Publ., 1992, 270 p. (in Russian).

11. Sherstov E. N. O edinenii i dopolnitel'nosti vzaimodeistviia rezonansa i miksta v vokal'nom iskusstve [On Unity and Complementarity of Resonance and Mixed Voice in Vocal Art] Voprosy vokal'nogo obrazovaniia: Metodicheskie rekomendatsii dlia prepodavatelei vuzov i srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedenii) [Issues of Vocal Education: Methodological Recommendations for Teachers of Universities and Specialized Secondary Educational Institutions. Ed. by M. S. Agin]. Moscow: The Gnesins Russian Academy of Music Publ., 2019, 308 p. (in Russian).

12. Bitus A. F., Bitus S. V. Pevcheskaia azbuka rebenka [Child's Singing Alphabet]. Minsk: TetraSistems Publ., 2007, 96 p. (in Russian).

13. Kartushina M. Y. Vokal'no-khorovaia rabota v detskom sadu [Vocal Choir Work in Nursery School]. Moscow: Skriptorij 2003 Publ., 2010, 176 p. (in Russian).

14. Poliakov A. S. Metodika obucheniya estradnomu peniyu [Metod of Teaching Pop Singing]. Moscow: Soglasie, 2015. 246 p.

15. Kartavtseva M. T. Shkola russkogo fol'klora [Russian Folklore School]. Moscow: Moscow State Institute of Culture Publ., 1994, 72 p. (in Russian).

16. Kolosova E. A. K probleme narodno-pevcheskoj raboty s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta [On the Problem of Folklore Singing with Young Children]. Narodno-pevcheskoe obrazovanie v Rossii: problem i puti razvitiya. [Folklore Singing Education in Russia: Problems and Ways of Development]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conferences of 19921995 and Pedagogical Seminar of 1997. Ed. by M. V. Medvedeva. Moscow: The Gnesins Russian Academy of Music, 1998, pp. 126-128 (in Russian).

17. Yushmanov B. I O printsipakh professional'noi podgotovki vokalistov v klasse sol'nogo peniia konservatorii (na materiale issledovaniia raboty professorov Leningradskoi konservatorii

181

E. G. Ol'khovskogo, I. I. Pleshakovai, V. M. Lukanina) [On Principles of Professional Singing Training for Conservatory Students (Based on Research of Leningrad Conservatory Professors Olkhovsky E. G., Pleshakov I. I., Lukanin V. M.]. PhD Thesis (Pedagogy). Lipetsk, 1986, 199 p. (in Russian).

18. Lomakin G. Y. Kratkij metod peniya [Brief Singing Method]. Moscow: Publishing House "Lan", "Planet of music", 2017, 64 p. (In Russian).

19. Kastorsky A. V. Pervye stupeni obucheniya cerkovnomu peniyu v nachal'noj shkole: Metod. Zametki i nablyudeniya s pril. Materiala dlya nach. peniya [First Steps in Learning Church Singing in Primary School: Method. Comment and Observations Including Material for Primary Singing]. Saint Petersburg: Synodal Printing House, 1915, 48 p. (in Russian).

20. Bates J. Voice Culture for Children. Moscow: I. D. Sytin Printing House, 1914, 50 p. (in Russian).

21. Klarin M. V. Innovatsii v mirovoi pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniia, igr, diskussii: analiz zarubezhnogo opyta. [Innovation in the World Pedagogics: Learning through Investigation, Play, Discussion: Analyzing International Experience]. Razvivaiushchee obuchenie Assosiation. Riga: Pedagogical center Eksperiment, 1995, 176 p. (in Russian).

22. Sorokina A. I. Didakticheskie igry v detskom sadu: (St. gruppy). Posobie dlia vospitatelia detckogo sada. [Didactic Games in the Last Year of Nursery: Textbook for Nursery Teachers]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1982, 96 p.

23. Korotkova N. A. Siuzhetnaia igra doshkol'nikov. [Storyline Games for Preschool Children]. Moscow: LINKA-press, 2016, 252 p. (in Russian).

24. Udal'tsova E. I. Didakticheskie igry v vospitanii i obuchenii doshkol'nikov. [Didactic Play in Upbringing and Education of Preschool Children]. Minsk: Narodnaia asveta Publ., 1976, 128 p. (in Russian).

25. Malinina E. M. Vokal'noye vospitaniye detey [Vocal Education of Children]. Leningrad: Muzyka Publ. [Leningrad Branch], 1967, 88 p. (in Russian).

182

Submitted 06.07.2021; revised 30.08.2021.

About the author:

Rodina Oksana A., Postgraduate of Musical and Performing Arts Department, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University; Teacher of Additional Education of Moscow State Public Centre for Culture "Culture Centre "Vdokhnovenje" (Litovskiy bulvar, 7, Moscow, Russian Federation, 117593), e-mail: oksana-rodina@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.