Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У СОТРУДНИКОВ МВД'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У СОТРУДНИКОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное состояние / особенности личности / склонность к отклоняющемуся поведению / профессиональная деятельность сотрудников МВД / emotional state / personality traits / tendency to deviant behavior / professional activity of employees of the Ministry of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вержицкая Елена Николаевна, Манолий Кристина Юрьевна

Статья отражает результаты научного исследования, а именно связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД. Раскрываются определения понятий эмоционального состояния с особенностями личности и отклоняющегося поведения у сотрудников МВД. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД, с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вержицкая Елена Николаевна, Манолий Кристина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the results of a scientific study, namely, the relationship of emotional states with personality traits and a tendency to deviant behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definitions of the concepts of emotional state with personality characteristics and deviant behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of the relationship of emotional states with personality characteristics and a tendency to deviant behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs, using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У СОТРУДНИКОВ МВД»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Вержицкая Елена Николаевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Манолий Кристина Юрьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ личности и склонностью к ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. Статья отражает результаты научного исследования, а именно связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД. Раскрываются определения понятий эмоционального состояния с особенностями личности и отклоняющегося поведения у сотрудников МВД. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается анализ связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД, с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, особенности личности, склонность к отклоняющемуся поведению, профессиональная деятельность сотрудников МВД.

Annotation. The article reflects the results of a scientific study, namely, the relationship of emotional states with personality traits and a tendency to deviant behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs. The definitions of the concepts of emotional state with personality characteristics and deviant behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the analysis of the relationship of emotional states with personality characteristics and a tendency to deviant behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs, using the Pearson correlation coefficient.

Key words: emotional state, personality traits, tendency to deviant behavior, professional activity of employees of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Выраженными особенностями рассматриваемой профессии выступают постоянное переживание стресса, внезапность возникновения экстремальных ситуаций, конфликтов, интенсивное взаимодействие с различным контингентом граждан, строгое соблюдение высокой формальности поведения при взаимодействии с руководством и т.п. Рассмотренные специфические особенности правоохранительной деятельности не могут не отражаться на психике субъектов своего труда -обуславливают переживание негативных эмоциональных состояний и приводят к деформации личности сотрудников. В результате можно наблюдать случаи превышения полномочий сотрудниками органов внутренних дел, халатное отношение к выполняемым обязанностям, проявление коррупции, аддиктивного и агрессивного поведения и многое другое.

В исследованиях изучаются отдельные аспекты эмоциональных состояний, особенностей личности, отклоняющегося поведения у представителей правоохранительных органов. Но наблюдается недостаточное количество исследований, раскрывающих особенности взаимосвязи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД.

Изложение основного материала статьи. Перспектива развития профессии, как указывает В.А Семенцов, заключается в автоматизации процессов работы с юридическими актами посредством цифровизации и роботизации [8]. Основные профессиональные действия, как описывает А.А. Акмалова, заключаются в охране общественного порядка и его поддержании, пресечении и раскрытии преступных действий, задержании и аресте правонарушителей, оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации (выезд на места преступлений), охране безопасности на массовых мероприятиях, профилактике экстремистской деятельности [1]. Как отмечает А.А. Звездина, профессиональная деятельность правоохранительных органов носит экстремальный характер, т.к. сотрудники участвуют в напряженных ситуациях, связанных с риском возникновения угрозы жизни и здоровью [0]. А. Крик указывает на повышенные требования к особенностям личности сотрудников полиции: низкой тревожности, уравновешенности, открытости для проявления решительности и получении точной информации для пресечения правонарушений и работы со специфичным контингентом граждан [11].

Большой вклад в изучение эмоций и соответствующих состояний принадлежит В.У. Майер. Ученый предлагает трактовать эмоциональное состояние как фиксируемое во времени актуальное состояние, отражающее качество переживания субъекта, которое сопровождается характерными физиологическими изменениями и специфической поведенческой реакцией [7]. Согласно взгляду В.А. Доскина понимать эмоциональное состояние следует как реакцию на нагрузку и раздражители окружающей среды, индивидуальные особенности и биологические ритмы психофизиологических функций организма [5]. По мнению Л.В. Куликова, психоэмоциональное состояние трактуется как характеристика относительно устойчивых переживаний личности, отражающая степень ее активности и особенности выполнения деятельности [6].

Согласно Р. Кеттеллу, особенности личности понимаются как набор и степень выраженности независимых друг от друга устойчивых психологических черт, описывающих поведенческие и характерологические свойства индивида [2]. Психологом А.А. Шкляровой предлагается определять особенности личности как черты и психологические конструкты, позволяющие человеку идентифицировать себя и другого субъекта. По мнению автора, такими особенностями выступают способности, темперамент, характер, мотивы, стремления, особенности эмоционально-волевой сферы, направленность [10].

Основоположником идей об отклоняющемся поведении, был Ч. Ламброзо, которой высказывался об отличительных особенностях в личности и поведении представителей криминального мира, обусловленных биологической спецификой организма и строения тела [9]. В трудах отечественных классиков А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейна и др., отклоняющееся поведение может определяться результатом воздействия на психику индивида его социальной микросреды, воспитания и особенностей взаимодействия с другими людьми, что может находить свое выражение в виде специфичного деструктивного поведения [4].

Объектом нашего научного исследования стала профессиональная деятельность сотрудников МВД. Предметом выступила взаимосвязь эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД. Мы выдвинули предположение о том, что существует взаимосвязь эмоционального состояния с

особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД, а именно: чем ниже показатели самочувствия, настроения, тонуса, тем выше показатели тревожности, эмоциональной нестабильности, замкнутости и склонности к преодолению норм и правил, аддиктивному и агрессивному поведению.

Для проверки выдвинутой гипотезы была составлена выборка из 35 сотрудников МВД по г. Осинники. Для реализации поставленных задач мы использовали такие методы, как теоретический анализ литературы, профессиографический анализ, психодиагностическое тестирование, методы математико-статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона). С целью получения эмпирического материала для его последующей математической обработки мы применяли такие психодиагностические инструменты, как:

-Методика «Самочувствие, активность, настроение», В.А. Доскин, H.A. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников.

-Методика «Определение актуального состояния», Л.В. Куликов.

- Методика «Многофакторный личностный опросник 16PF», Р. Кеттелл, адаптация А.Г. Шмелев, В.И. Похилько,

A.C. Соловейчик.

- Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел.

По результатам диагностики эмоционального состояния сотрудников МВД определено, что большинство сотрудников демонстрируют высокие оценки самочувствия (60%), средние активности (60%) и настроения (66%) по методике

B.А. Доскина и др. А также средние показатели активности (69%), тонуса (54%), самочувствия (49%), возбуждения (57%) и низкой тревоги (69%) по методике Л.В. Куликова.

Большинство обследуемых сотрудников МВД характеризуются отсутствием болей в теле, наличием нормального сна, преобладанием комфортного психофизиологического состояния, на фоне чего они могут объективно оценивать ситуации конфликтов и оказывать эффективное противодействие правонарушителям в ходе выполнения служебных задач. Но вместе с этим степень их участия в правоохранительной деятельности снижена, также наблюдается снижение стремления и желание осуществлять активные действия для заполнения документации, взаимодействия с правонарушителями. Большая часть обследуемых характеризуются повышенным реагированием на различные ситуации, т.е. в их поведении могут отмечаться импульсивные действия и высказывания, они могут проявлять раздражительность и нервозность. Вместе с этим они могут оперативно реагировать на внезапные ситуации и адаптироваться к возможным трудностям в конфликтах с правонарушителями и маргинальными личностями.

По результатам исследования особенности личности сотрудников МВД определено, что большинство обследуемых обладают средней замкнутостью (74%), средней эмоциональной стабильностью (54%) и средней тревожностью (54%) по методике Р. Кетелла.

Большинство обследуемых сотрудников МВД характеризуются избирательным отношением к коллегам и гражданам, могут поддерживать разговор в необходимом направлении для уточнения обстоятельств противозаконных действий, допросов свидетелей, выяснения обстоятельств. Но вместе с этим одинаково эффективно могут работать в одиночестве, самостоятельно планировать работу при взаимодействии с документацией. Такие сотрудники МВД не раскрывают лишней информации о себе, соблюдают границы при общении и адекватную критичность к гражданам и правонарушителям. При конфликтных ситуациях могут избегать компромиссов, но направлять граждан на выстраивание сотрудничества или приспособления. А также они сохраняют умеренную строгость по отношению к окружающим, знают, как расположить людей к общению. Большая часть обследуемых характеризуется склонностью переживать обеспокоенность, напряженность, интенсивным обдумыванием ситуации, проявлением острых реакций на опасные ситуации, стремлением контролировать каждое действие и ситуации. Однако, сотрудники МВД со средней тревожностью оперативно реагируют на вызовы, поручения руководства, быстро адаптируются к меняющимся условиям и возникающим опасностям, проявляют осторожность в трудных и конфликтных ситуациях противодействия правонарушителям или общении с маргинальными личностями.

Для исследования взаимосвязи показателей эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД, был использован коэффициент корреляции Пирсона. По результатам проведенного корреляционного анализа были обнаружены значимые связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД. Чем выше активность сотрудников МВД по методике В.А. Доскина (р < 0,01), тем выше их склонность к преодолению норм и правил по методике А.Н. Орел. Чем выше самочувствие сотрудников МВД по методике В.А. Доскина (р < 0,01), тем ниже их замкнутость, тревожность, склонность к саморазрушающему поведению, склонность к агрессивному поведению и склонность к делинквентному поведению по методике Р. Кеттелла. Чем выше самочувствие сотрудников МВД по методике В.А. Доскина (р < 0,01), тем выше их эмоциональная стабильность по методике Р. Кеттелла. Чем выше настроение сотрудников МВД по методике В. А. Доскина, тем ниже их тревожность по методике Р. Кеттелла (р < 0,05).

Полученный результат может быть обоснован переживанием при позитивном восприятии возможных трудностей служебной деятельности, в связи с чем сотрудники правоохранительных органов могут переоценить ситуацию угрозы, выстроить конструктивные поведенческие модели для успешного преодоления вероятных угроз. На этой основе сотрудники МВД с высокими показателями настроения испытывают меньше обеспокоенности и проявляют спокойствие, уверенность в своих силах для взаимодействия со специфичным контингентом граждан и правонарушителями, действуют согласно инструкциям.

Выводы. В результате корреляционного анализа были обнаружены:

- значимые прямые связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД: чем выше активность сотрудников МВД, тем выше их склонность к преодолению норм и правил; чем выше самочувствие сотрудников МВД, тем выше их эмоциональная стабильность;

- значимые обратные связи эмоциональных состояний с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД: чем выше самочувствие сотрудников МВД, тем ниже их замкнутость, тревожность, склонность к саморазрушающему поведению, склонность к агрессивному поведению и склонность к делинквентному поведению; чем выше настроение сотрудников МВД, тем ниже их тревожность.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь эмоционального состояния с особенностями личности и склонностью к отклоняющемуся поведению у сотрудников МВД, а именно: чем ниже показатели самочувствия, настроения, тонуса, тем выше показатели тревожности, эмоциональной нестабильности, замкнутости и склонности к преодолению норм и правил, аддиктивному и агрессивному поведению, подтвердилась частично. Гипотеза подтвердилась в части о том, что чем ниже показатели самочувствия, настроения, тем выше показатели тревожности, эмоциональной нестабильности, замкнутости и склонности к агрессивному поведению. Гипотеза не подтвердилась в части о том, что чем ниже показатели самочувствия, настроения, тонуса, тем выше склонности к преодолению норм и правил, аддиктивному поведению.

Литература:

1. Акмалова, A.A. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов: учебник / A.A. Акмалова, В.М. Капицын. - Москва: Издательство «ИНФРА-М», 2024. - 395 с.

2. Жильцова, Ю.В. К вопросу возникновения отклоняющегося поведения современной молодежи / Ю.В. Жильцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 422-425

3. Звездина,А. . Отношение к безопасности как профессиональный аспект в деятельности сотрудника полиции /

A.A. Звездина //Психология и педагогика служебной деятельности. - 2019. - № 1.- С. 16-18

4. Климанова, С.Г. Методы оценки эмоциональной регуляции / С.Г. Климанова, A.B. Трусова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2017. -№ 1. - С. 35-45

5. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования: учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. - Москва: Издательство «ИНФРА-М», 2023. - 544 с.

6. Куликов, Л.В. Проблема поиска эмпирических оснований классификации чувств / Л.В. Куликов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 1. - С. 4-12

7. Прокурова, C.B. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на проблему девиантного поведения / C.B. Прокурова // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2010. - №3 (14). - С. 82-89

8. Семенцов, В.А. Цифровизация правоохранительной деятельности и роботизация юридической профессии /

B.А. Семенцев // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2019. - № 1,- С. 52-56

9. Чемякина, A.B. Проблема личности в русле некоторых психологических теорий / A.B. Чемякина // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - №. 2. - С. 86-91

10. Шклярова,А.А. Взаимосвязь личностных особенностей и адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе / A.A. Шклярова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №12. - С. 120-124

11. Krick, A. Who benefits from mindfulness? The moderating role of personality and social norms for the effectiveness on psychological and physiological outcomes among police officers / A. Krick, J. Felfe H Journal of occupational health psychology. -2020.-№ 2,-Pp.99-112

Психология

УДК 37.015.31

старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиева

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); педагог-психолог Гараева Гульнара Газинуровна

Колледж Елабужского института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИЗ ЛНР

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования академической резильентности и взаимосвязи её показателей с социально-психологической адаптацией, личностной и ситуативной тревожностью, депрессией у обучающихся 11-ти классов, прибывших из ЛНР. Был использован метод поперечных срезов при помощи методик: Полная версия Шкалы индивидуальной академической резильентности (адаптация Р.С. Звягинцева); Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга -Ханина (шкала реактивной и личностной тревожности); Шкала самооценки депрессии Цунга (адаптация Т.П. Балашовой); метод первичной количественной обработки данных (среднее значение) и метод математической статистики корреляционный критерий r-Пирсона в программе Microsoft Excel. В ходе исследования были получены следующие результаты: показатели резильентности по группе - средние; социально-психологическая адаптация по интегральным показателям «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность» -высокие; средние значения по шкале «Стремление к доминированию», низкие значения по шкале «Эскапизм»; шкалы личностной и ситуативной тревожности имеют умеренный уровень; депрессия у обучающихся - отсутствует. Корреляционный анализ между показателями академической резильентности и шкалами, указывающие на адаптационную возможность обучающихся, выявил значимые связи. Большее количество значимых и сильных взаимосвязей имеет шкала «Эмоциональный ответ» академической резильентности: с интегральными показателями «Адаптация», «Самопринятие», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность», «Принятие других», «Эскапизм», а также со шкалами тревожности и шкалой «Депрессия». Авторы пришли к выводу, что эмоциональный компонент академической резильентности обучающихся влияет на социально-психологическую адаптацию и эмоциональное состояние выпускников. Чем более эмоционально негативно воспринимаются условия обучения выпускниками, тем сложнее им адаптироваться в новых условиях жизнедеятельности. При создании нормальных социально-психологических условий повысится рефлексивный компонент академической резильентности, что приведет к понижению ситуативной тревожности и даст возможность быстрее восстановить внутренние ресурсы обучающихся. Это позволит выпускникам успешно завершить программу обучения и повысить академическую резильентность.

Ключевые слова: академическая резильентность, социально-психологическая адаптация, эмоциональное состояние, одиннадцатиклассники из ЛНР, вступительные экзамены в ВУЗ.

Annotation. The article presents the results of a study of academic resilience and the relationship of its indicators with socio-psychological adaptation, personal and situational anxiety, and depression among 11th grade students who arrived from the EPR. The cross-sectional method was used using the following methods: Full version of the Individual Academic Resilience Scale (adapted by R.S. Zvyagintsev); Methodology for diagnosing socio-psychological adaptation (SPA) by K. Rogers and R. Diamond; Spielberg-Khanin Self-Assessment Anxiety Scale (reactive and personal anxiety scale); Zung Self-Esteem Depression Scale (adapted by T.I. Balashova); method of primary quantitative data processing (average value) and method of mathematical statistics r-Pearson correlation test in Microsoft Excel. The following results were obtained during the study: resilience indicators for the group were average; socio-psychological adaptation according to the integral indicators "Adaptation", "Self-Acceptance", "Acceptance of Others", "Emotional Comfort", "Internality" - high; average values on the "Striving for Dominance" scale, low values on the "Escapism" scale; scales of personal and situational anxiety have a moderate level; There is no depression among students. Correlation analysis between indicators of academic resilience and scales indicating the adaptive capacity of students revealed significant connections. The "Emotional response" scale of academic resilience has a greater number of significant and strong

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.