Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимирова Ольга Николаевна

В настоящее время в России фиксируется рост отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Многочисленные исследования направлены на изучение причин девиаций подростков и юношей. Этим обусловлена актуальность выявления определенных характеристик личности учащихся с отклоняющимся поведением. Цель: изучение взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и определенными чертами личности учащихся подросткового и юношеского возрастов. Методы. Методика «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, методика «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности», автор С. С. Бубнов. Использовались статистические методы обработки результатов эмпирического исследования в программе STATISTICA. Результаты. Выявлена взаимосвязь высоких показателей по шкале установки на социально желательные ответы по методике «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла с особенностями вербального интеллекта испытуемых. Склонность к преодолению норм и правил имеет связь с нонконформизмом, склонность к аддиктивному поведению, слабый волевой контроль эмоциональных реакций и склонность к деликвентному поведению связаны с вербальным интеллектом. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также склонность к агрессии и насилию взаимосвязаны с такой чертой личности, как радикализм. Заключение. Проведенное исследование доказывает взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению учащейся молодежи с определенными чертами их личности. Область применения результатов. Результаты позволяют оценить некоторые особенности личности учащейся молодежи с отклоняющимся поведением и предоставляют возможности для разработки подходов к их психолого-педагогическому сопровождению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS WITH THE TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR IN STUDENTS

Currently, there is an increase in the deviant behavior of students in Russia. Numerous studies are aimed at studying the causes of deviations of adolescents and young men. This is due to the urgency of identifying certain personality characteristics of students with deviant behavior. Purpose: to study the relationship between the tendency to deviant behavior and certain personality traits of adolescent and adolescent students. Methods. The methodology of “Determining the tendency to deviant behavior” by A. N. Orel, 16-factor personality questionnaire by R. B. Cattell, the methodology of “Diagnostics of the real structure of value orientations of personality”, author S. S. Bubnov. Statistical methods of processing the results of empirical research in the STATISTICA program were used. Results. We have revealed the relationship of high indicators on the scale of the attitude to socially desirable responses according to the method of “Determining the propensity for deviant behavior” by A. N. Orel with the peculiarities of the verbal intelligence of the respondents. The tendency to overcome norms and rules has a connection with nonconformism, a tendency to addictive behavior, weak volitional control of emotional reactions and a tendency to delinquent behavior are associated with verbal intelligence. The tendency to self-harming and self-destructive behavior, as well as the tendency to aggression and violence are interrelated with such a personality trait as radicalism. Conclusion. The conducted research proves the relationship of the tendency to deviant behavior of students with certain traits of their personality. Practical implications. The results allow us to evaluate some personality traits of students with deviant behavior and provide opportunities for developing approaches to their psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-5-136-147 УДК 159.9.075

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СО СКЛОННОСТЬЮ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

О.Н. Владимирова

В настоящее время в России фиксируется рост отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Многочисленные исследования направлены на изучение причин девиаций подростков и юношей. Этим обусловлена актуальность выявления определенных характеристик личности учащихся с отклоняющимся поведением.

Цель: изучение взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и определенными чертами личности учащихся подросткового и юношеского возрастов.

Методы. Методика «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, методика «Диагностикиреальной структуры ценностных ориентаций личности», автор С. С. Бубнов. Использовались статистические методы обработки результатов эмпирического исследования в программе STATISTICA.

Результаты. Выявлена взаимосвязь высоких показателей по шкале установки на социально желательные ответы по методике «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла с особенностями вербального интеллекта испытуемых. Склонность к преодолению норм и правил имеет связь с нонконформизмом, склонность к аддиктивному поведению, слабый волевой контроль эмоциональных реакций и склонность к деликвентному поведению связаны с вербальным интеллектом. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также склонность к агрессии и насилию взаимосвязаны с такой чертой личности, как радикализм.

Заключение. Проведенное исследование доказывает взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению учащейся молодежи с определенными чертами их личности.

Область применения результатов. Результаты позволяют оценить некоторые особенности личности учащейся молодежи с отклоняющимся поведением и предоставляют возможности для разработки подходов к их психолого-педагогическому сопровождению.

Ключевые слова: учащаяся молодежь; отклоняющееся поведение; черты личности; подростковый и юношеский возраст

THE RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS WITH THE TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR IN STUDENTS

O.N. Vladimirova

Currently, there is an increase in the deviant behavior of students in Russia. Numerous studies are aimed at studying the causes of deviations of adolescents and young men. This is due to the urgency of identifying certain personality characteristics of students with deviant behavior.

Purpose: to study the relationship between the tendency to deviant behavior and certain personality traits of adolescent and adolescent students.

Methods. The methodology of "Determining the tendency to deviant behavior" by A. N. Orel, 16-factor personality questionnaire by R. B. Cattell, the methodology of "Diagnostics of the real structure of value orientations of personality", author S. S. Bubnov. Statistical methods of processing the results of empirical research in the STATISTICAprogram were used.

Results. We have revealed the relationship of high indicators on the scale of the attitude to socially desirable responses according to the method of "Determining the propensity for deviant behavior" by A. N. Orel with the peculiarities of the verbal intelligence of the respondents. The tendency to overcome norms and rules has a connection with non-

conformism, a tendency to addictive behavior, weak volitional control of emotional reactions and a tendency to delinquent behavior are associated with verbal intelligence. The tendency to self-harming andself-destruc-tive behavior, as well as the tendency to aggression and violence are interrelated with such a personality trait as radicalism.

Conclusion. The conducted research proves the relationship of the tendency to deviant behavior of students with certain traits of their personality.

Practical implications. The results allow us to evaluate some personality traits of students with deviant behavior and provide opportunities for developing approaches to their psychological and pedagogical support.

Keywords: students; deviant behavior; personality traits; adolescence and adolescence

Введение

Толчком для начала изучения вопросов отклоняющегося поведения детей и подростков послужили события берущие свое начало в 20 годы прошлого столетия. Завершение Первой мировой войны и Великой Октябрьской революции 2017 года послужили поводом к началу проблем беспризорности в России. В 1921 году в России насчитывалось более 4,5 млн. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. К 1922 году эта цифра увеличилась вдвое. Важнейшей задачей государства стало решение проблемы беспризорности несовершеннолетних[2].

В эти годы появились первые труды по изучению данной категории детей и подростков. Одни ученые объясняли причины беспризорности с позиций врожденной предрасположенности к нарушению норм и правил, другие связывали их с социальными причинами[3]. П. П. Блонским было доказано, что психика ребенка носит изменчивый характер, и склонность к отклоняющемуся поведению не является врожденной характеристикой человека[3, 5].

Историческую роль в изучении природы «трудновоспитуемых детей» сыграли труды А. С. Макаренко. На деле он показал, что асоциальное поведение несовершеннолетних лишь следствие на— 138 —

рушения нормальных связей ребенка с семьей, школой, обществом. Развитие ребенка происходит в условиях выстраивания общественных отношений. Фундаментом для развития личности и дальнейшей социализации ребенка в первую очередь является семья.

Основоположником культурологического аспекта отклоняющегося поведения в России Я.И. Гилинским было введено понятие «девинтное поведение», которое по сегодняшний день употребляется наравне с «отклоняющимся»[7]. С.Я. Беличевой, Л.И. Божович, А.Е. Личко были разработаны подходы к изучению отклоняющегося поведения подросткового и юношеского возрастов [9]. Изучением психологических особенностей личности подростков и юношей занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Л.А. Регуш, Е.В. Славутская и др. [7]. Вопросы изменения личности учащейся молодежи подросткового и юношеского возраста и формирования у них отклоняющегося поведения рассматривались в работах Т.В. Кондрашенко, А.И. Селецкого, В.А. Татенко, Д.И. Донской, А.Г. Антонова, Т.С. Гурлева [9, 11, 12].

Е.В. Славутской и О.Н. Владимировой проведен системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференци-рованного принципа в развитии личности, изучены ценностные ориентации молодежи, обучающейся в колледже [18, 19]. М.И. Ка-летинской и В.В. Онуфриевой были изучены патопсихологические условия формирования отклоняющегося поведения, взаимосвязь отклоняющегося поведения с акцентуациями характера. Однако, до настоящего времени нет ясных представлений о взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению с чертами личности учащейся молодежи.

С целью подтверждения взаимосвязи определенных черт и характеристик личности со склонностью к отклоняющемуся поведению нами было проведено экспериментальное исследование.

Цель исследования - изучение взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся поведению и определенными чертами личности учащихся подросткового и юношеского возрастов.

Материалы и методы

Для выявления студентов, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению (СОП), была использована методика «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла. Респондентами стали 197 студентов колледжа Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации г. Чебоксары Чувашской Республики в возрасте от 15 до 19 лет.

Из общего числа обследованных у 44 студентов была выявлена склонность к отклоняющемуся поведению. В дальнейшем с этими студентами была проведена диагностика с использованием 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла. Были изучены личностные характеристики учащейся молодежи склонной к отклоняющемуся поведению.

Для подтверждения выдвинутого предположения о взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению учащейся молодежи с чертами личности нами был проведен корреляционный анализ полученных данных.

Результаты

При анализе корреляционных взаимосвязей двух методик: методики «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла и 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла нами были выделены взаимосвязи, представленные в таблице 1.

Также для изучения ценностных ориентаций учащейся молодежи, имеющей склонность к отклоняющемуся поведению, нами была проведена методика «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности», автор С. С. Бубнов. Результаты исследования показали, что склонность к отклоняющемуся поведению имеет корреляции с личностными характеристиками обучающихся, изученными с помощью 16-факторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла (таблица 1). А с ценностными ориентациями учащейся молодежи 15-19 лет статистически значимых взаимосвязей склонности к отклоняющемуся поведению не выявлено.

Таблица 1.

Корреляционные коэффициенты между результатами по методике «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла и 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла

\ Методика «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» \ А. Н. Орла 16-факторный личностный N. опросник Кеттелла \ Шкала установки на социально желательные ответы Шкала склонности к преодолению норм и правил Шкала склонности к аддиктив-ному поведению Шкала склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению Шкала склонности к агрессии и насилию Шкала волевого контроля эммо-циональных реакций Шкала склонности к деликвент-ному поведению

B вербальный интеллект -0,40 0,37 0,44 0,36

Q1 радикализм 0,38 0,41

Q2 нонконформизм 0,44

Примечание. Приведены коэффициенты корреляции только с уровнем значимости 1-5%.

Высокие показатели по шкале установки на социально-желательные ответы методики «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла имеют обратную взаимосвязь со шкалой вербального интеллекта по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла (-0,40). Отмечается, что такие студенты испытывают сложности в обучении, умении анализировать, сопоставлять и обобщать материалы. Также им присущи такие качества, как конкретность и неподвижность мыслительных процессов, трудности в овладении теоретическим материалом, сниженная интеллектуальная работоспособность, ограниченный словарный запас. Можно предположить, что при выполнении методики СОП А.Н. Орла студенты, показавшие высокие результаты по шкале социально желательных ответов, не в полной мере поняли инструкцию к методике, либо, в силу особенностей протекания мыслительных процессов, хотели продемонстрировать лучшие показатели.

Шкала склонности к преодолению норм и правил имеет прямую связь со шкалой нонконформизма (0,44). Эти студенты предпочитают собственное мнение, они независимы во взглядах, стремятся к самостоятельным решениям и действиям. Такие учащиеся не нуждаются в поддержке и одобрении окружающих, автономны, находчивы и характеризуются желанием господствовать. Они не признают общих ценностей и шаблонов поведения, принятых в обществе и демонстрируют противопоставление собственных взглядов групповым.

Шкала склонности к аддиктивному поведению имеет корреляцию со шкалой вербального интеллекта (0,37). Эти студенты отличаются проницательностью, собранностью, сообразительностью, способностью обобщать, сопоставлять, быстро усваивать новую информацию. Они обладают высокими умственными способностями, умением быстро «схватывать» информацию. Зависимое поведение - одно из самых распространенных типов отклоняющегося поведения, которое подразумевает изменение физического и психического состояния с целью ухода от реальности либо концентрации внимания на фиксированных действиях или предметах. Люди с высоким интеллектом часто склонны к рефлексии и переживанию сильных эмоций. В подростковом и юношеском возрасте, когда эмоциональная сфера особо уязвима, сталкиваясь с психологическим дискомфортом, вследствие неблагоприятного семейного климата или трудностей в социализации и обучении, такие студенты искусственным путем с помощью психоактивных средств могут создавать себе иллюзию безопасности и контроля над ситуацией. Перепады настроения особо остро ощущаются в данном возрастном периоде. Однако умение брать на себя ответственность за происходящие события не сформировано, и способ решения проблемы становится деструктивным.

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению прямо связана с радикализмом. (0,38). Обучающиеся характеризуются наличием интеллектуальных интересов, скептицизмом и сомнениями в общепринятых нормах. Среди них прослеживается стремление пересмотреть существующие жизненные принципы, наблюдается склонность к экспериментированию и нововведениям.

Склонность к агрессии и насилию также коррелирует с радикализмом (0,41), но в отличие от шкалы склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению в данном случае агрессия направлена не на себя, а на окружающих. Радикализм и свобода взглядов, по мнению Р. Лазарус, являются реакцией на угрозу, порождаемую длительным стрессом. Агрессия является ответной реакцией на дефицит любви и принятия, отвержения нарушения системы семейного воспитания в детско-родительских отношениях.

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций взаимосвязана с вербальным интеллектом (0,44). Студенты данной категории, как правило, имеют высокую успеваемость и хорошую посещаемость занятий, исполнительны и ответственны. Однако отмечается слабый контроль в проявлении эмоциональных реакций. Это можно связать с высоким эмоциональным интеллектом и обострением чувства справедливости, а также с возрастными и гендерными особенностями.

Склонность к деликвентному поведению имеет корреляцию также с вербальным интеллектом. Исследование личностных особенностей подростков с деликвентным поведением Е. В. Гартвик показало наличие у данной категории лиц таких качеств, как рассудительность, реалистичность суждений, практичность. Наше исследование дополняет имеющиеся исследования в области личностных качеств учащейся молодежи с деликвентным поведением.

Заключение

Проведенное исследование доказывает взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению учащейся молодежи с определенными чертами их личности. Нами выявлена взаимосвязь высоких показателей по шкале установки на социально желательные ответы по методике «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орла с особенностями вербального интеллекта испытуемых. Склонность к преодолению норм и правил имеет связь с нонконформизмом, склонность к аддиктивному поведению, слабый волевой контроль эмоциональных реакций и склонность к делик-вентному поведению связаны с вербальным интеллектом. Склон-

ность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также склонность к агрессии и насилию взаимосвязаны с такой чертой личности, как радикализм. Результаты позволяют оценить некоторые особенности личности учащейся молодежи с отклоняющимся поведением и предоставляют возможности для разработки подходов к их психолого-педагогическому сопровождению.

Благодарности. Выражаю благодарность моему научному руководителю Славутской Елене Владимировне, д. псх.н., проф. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» за значимые замечания и важнейшие советы при проведении исследования.

Информация о спонсорстве. Работа выполнена при финансовой поддержке конкурса научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары и МГПУ им. М.Е. Евсевье-ва, г. Саранск), договор № 16/1/2022 от 01.04.2022.

Список литературы

1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения / Л.А. Азарова, В. А. Сятковский. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.

2. Акутина С.П. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации / С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 869-872. URL: https://moluch.ru/archive/112/28702/ (дата обращения: 14.07.2022).

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

4. Гартвик Е.В. Психологические факторы деликвентного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3 (86). С. 283-291.

5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 72-78.

6. Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направлениям воспитания: сборник диагностических методик / составители: Осалихина

Ю.А., Косолапова Н.Н. ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», 2011. 71 с.

7. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия, 2003. 97 с.

8. Коваленко О.В. Взаимосвязь типа психологической защиты и склонностей к девиантному поведению у подростков // Молодой ученый. 2021. № 7 (349). С. 190-191.

9. Куприянчук Е.В. Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст / Е.В. Куприянчук, Х.А. Блинкова // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. 2015. №4. С. 69-76.

10. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 93-99.

11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 445 с.

12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва: ТЦ Сфера, 2000. 528 с.

13. Оферкина О.А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп: автореф. канд. психол. наук. М.: ГУУ, 2013. 25 с.

14. Савина Н.Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.

15. Славутская Е.В. Факторный анализ взаимосвязи индивидуально-психологических и личностных характеристик младших подростков с уровнем школьной дезадаптации / Е.В. Славутская, Л.А. Славут-ский // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 40-51.

16. Славутская Е.В. Иерархический анализ ценностных ориентаций молодежи, обучающейся в колледже / Е.В. Славутская, О.Н. Владимирова // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (216). С. 216-222. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.030

17. Славутская Е.В. Системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференционного принципа в развитии личности / Е.В.

Славутская, О.Н. Владимирова // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 195-205. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028

18. Славутская Е.В. Экспериментальный анализ личностных особенностей и адаптации подростков из замещающих семей / Е.В. Славутская, Г.Ф. Иванова // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2(145). С. 226-235. https://doi.Org/10.51379/KPJ.2021.146.3.032

References

1. Azarova L.A. Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior] / L.A. Azarova, V. A. Syatkovskiy. Minsk: GIUST BGU, 2009, 164 p.

2. Akutina S.P., Semavina A.A. Molodoy uchenyy, 2016, no. 8 (112), pp. 869-872. https://moluch.ru/archive/112/28702/

3. Belicheva S.A. Osnovypreventivnoypsikhologii [Fundamentals of preventive psychology]. Moscow: Social health of Russia, 1994, 224 p.

4. Gartvik E.V. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, 2021, vol. 26, no. 3 (86), pp. 283-291.

5. Gilinskiy Ya.I. SotsiologicheskieIssledovaniya, 1991, no. 4, pp. 72-78.

6. Diagnostikapsikhologicheskikh osobennostey obuchayushchikhsya i stu-den-tov podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta po napravleniyam vospitaniya: sbornik diagnosticheskikh metodik [Diagnostics of the psychological characteristics of students and students of adolescence and youth in the areas of education: a collection of diagnostic methods] / Osalikhina Yu.A., Kosol-apova N.N. Mishkinsky Vocational Pedagogical College, 2011, 71 p.

7. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of deviant behavior)]. Moscow: Publishing Center "Academy", 2003, 97 p.

8. Kovalenko O.V. Molodoy uchenyy, 2021, no. 7 (349), pp. 190-191.

9. Kupriyanchuk E.V., Blinkova Kh.A. Nauchnoe obozrenie: Gumanitarnye issledovaniya, 2015, no. 4, pp. 69-76.

10. Maksimova N.Yu. Voprosypsikhologii, 2008, no. 3, pp. 93-99.

11. Mendelevich VD. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie [Psychology of deviant behavior: textbook]. St. Petersburg: Rech, 2005, 445 p.

12. Ovcharova R.V Tekhnologii prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [Technologies of practical psychologist of education]. M.: TTs Sfera, 2000, 528 p.

13. Oferkina O.A. Sotsial'no-psikhologicheskayaprofilaktika asotsial'no-gopovedeniyapodrostkovykh grupp [Socio-psychological prevention of antisocial behavior of adolescent groups]. Moscow: GUU, 2013, 25 p.

14. Savina N.N. Podrostkovaya delinkventnost': priroda, prichiny, predupre-zhdenie [Teenage delinquency: nature, causes, warning]. Novosibirsk: Publishing House of the Novosibirsk State Technical University, 2006, 168 p.

15. Slavutskaya E.V., Slavutskiy L.A. Eksperimental'naya psikhologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 40-51.

16. Slavutskaya E.V., Vladimirova O.N. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal,

2021, no. 5 (216), pp. 216-222. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.030

17. Slavutskaya E.V., Vladimirova O.N. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal,

2022, no. 2 (151), pp. 195-205. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.028

18. Slavutskaya E.V., Ivanova G.F. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2021, no. 2(145), pp. 226-235. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.146.3.032

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Владимирова Ольга Николаевна, аспирант

ФГБОУ ВО « Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

ул. Карла Маркса, 38, г. Чебоксары, Чувашская Республика,

428000, Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

olechka-121192@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Olga N. Vladimirova, postgraduate student

Chuvash State Pedagogical University of I. Ya. Yakovlev 38, Karl Marx Str., Cheboksary, Chuvash Republic, 428000, Russian Federation olechka-121192@mail.ru SPIN-code: 1195-7855

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4803-5638

Поступила 06.09.2022 Received 06.09.2022

После рецензирования 20.09.2022 Revised 20.09.2022

Принята 04.10.2022 Accepted 04.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.