Было выяснено, что невербальные характеристики учителей начальных классов с различным стажем работы отличаются по количеству и содержанию невербальных характеристик, что и подтвердило нашу гипотезу.
Таким образом, можно сделать вывод, что невербальное общения играет значительную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение. Поэтому хотелось бы порекомендовать, чтобы в педагогических учебных заведениях необходимо больше внимания уделять важности невербального компонента общения в педагогическом процессе и начать вести работу по его развитию у будущих учителей.
Список литературы:
1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 2011.
2. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-н/Д., 2009.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
© Бичерова Е.Н.*
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,
г. Брянск
В статье представлены результаты изучения взаимосвязи эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду, обоснованы особенности эмоциональных состояний детей в условиях ДОУ в период адаптации к детскому саду. Установлены положительные корреляционные связи между показателями эмоционального благополучия, готовностью поступления ребенка в дошкольные учреждения и уровнем социально-психологической адаптации.
Ключевые слова эмоциональная сфера, эмоциональные особенности, дошкольный возраст, адаптация личности, социально-психологическая адаптация к дошкольному образовательному учреждению.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением социальной среды, режима дня, системы поведенческих реакций, что приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям жизни. Проблема социальной адаптации в условиях дошкольного
* Доцент кафедры Общей и профессиональной психологии, кандидат психологических наук.
учреждения относится к числу важнейших для развития ребенка. Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах; в различных сферах учебной, трудовой, производственной деятельности [4].
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс) [2]. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчивое положительное комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу эмоционально-волевую стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенное такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия [3].
Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы [5]. Вместе с тем, проблема взаимосвязи эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду остается малоизученной.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения необходимо рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненного привыкания к ее условиям. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему [2]. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. На процесс адаптации ребенка влияют актуальный уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого ребенка, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей [1]. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Для эмпирического изучения взаимосвязи эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду мы сформулировали гипотезу: эмоциональные особенности
детей, характеризующиеся как эмоционально благополучные, а также достаточный уровень эмоциональной (психологической) готовности ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение будут находиться во взаимосвязи с уровнем социально-психологической адаптации.
Организация и методики исследования
В исследовании приняло участие 40 дошкольников в возрасте 3-4 лет, из них: 20 детей, ранее посещающих ясельную группу и 20 детей, вновь прибывших в детский сад, а также 40 родителей.
Для изучения взаимосвязи эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду мы использовали следующие методики: 1) Наблюдение. Методика «Лист адаптации» (Н.Д. Ватутина); 2) Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение. Анкета для родителей (К.Л. Печора); 3) Опрос родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми; 4) Диагностика особенностей эмоционального состояния ребенка. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева).
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования использовался метод наблюдения. В результате был составлен индивидуальный лист наблюдения на каждого ребенка в период адаптации к ДОУ. Таким образом, для выявления характера адаптации детей к детскому саду проводился анализ индвидуальных листов наблюдения. Испытуемые были разделены на 2 группы: первую составили дети, посещающие ясельную группу (контрольная группа), вторую - дети, вновь поступившие в детский сад (экспериментальная группа).
На основании полученных результатов можно сказать о том, что у группы детей, посещающих ясельную группу, адаптация прошла успешнее (75 %), чем у детей, которые поступили в детский сад (45 %).
В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй подгруппе
Поскольку исходными данными при анализе процесса адаптации служат сведения о том, какова готовность детей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода. Для изучения психологического состояния детей были опрошены родители дошкольников, принимавших участие в данном исследовании.
Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми, чем дети первой подгруппы. Большую активность в игре проявляют дети, ранее посещающие ясельную группу. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Аппетит (80 %) и длительность сна (100 %) лучше у детей второй подгруппы. Менее раздражительны дети второй подгруппы, здесь мы наблюдаем у большинства детей бодрое,
уравновешенное настроение (80 %). Отрицательные привычки присутствуют у детей обеих подгрупп.
Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т.е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей. Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.
Исследование эмоционального благополучия испытуемых по методике «Паровозик» дало следующие результаты: позитивное психическое состояние было выявлено у 45 % испытуемых младшей группы и 75 % старшей группы; у 15 % испытуемых младшей группы и 10 % старшей группы было выявлено негативное психическое состояние низкой степени; негативное психическое состояние средней степени было выявлено у 10 % испытуемых младшей группы и 5 % старшей группы; негативное же психическое состояние высокой степени было выявлено у 30 % испытуемых младшей группы и у 10 % старшей группы. Данные исследования эмоционального благополучия представлены на рис. 1.
1 - позитивное психическое состояние; 2 - негативное психическое состояние низкой степени; 3 - негативное психическое состояние средней степени; 4 - негативное психическое состояние высокой степени
Рис. 1. Среднегрупповая выраженность эмоционального благополучия испытуемых двух групп
Данные по всем проведенным методикам подверглись математической обработке. Для выявления взаимосвязи эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду, мы применили метод корреляционного анализа Пирсона.
Для подсчета результатов мы воспользовались программой SPSS.
Проведенный анализ данных методом коэффициента корреляции Пирсона показал наличие взаимосвязи социально-психологической адаптации к детскому саду и эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста. Были выявлены корреляционные связи между уровнем адаптации и эмоциональным благополучием у испытуемых контрольной группы (r = 0,981, при p < 0,01) и у испытуемых экспериментальной группы (r = 0,618, при p < 0,01).
Также были выявлены следующие корреляционные связи в двух группах: между готовностью поступления ребенка в дошкольные учреждения и степенью взаимодействия детей с другими детьми по мнению их родителей (r = 0,426, при p < 0,01); между уровнем адаптации и готовностью поступления ребенка в дошкольные учреждения (r = 0,414, при p < 0,01); между готовностью поступления ребенка в дошкольные учреждения и эмоциональным благополучием (r = 0,499, при p < 0,01).
Таким образом, проведенный математический анализ подтвердил наличие взаимосвязи эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду.
Список литературы:
1. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова О.Л., Кузнецова Л.Ю., Силаев А.А. Адаптация ребенка к пребыванию в дошкольных образовательных учреждениях. Роль педиатра // Практика педиатра. - октябрь 2008. - С. 66-72.
2. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 2-9.
3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997. - 216 с.
4. Резванова И.Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 2003. - 225 c.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Бозиева С.К.*, Ногерова М.Т.Ф
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Проведена диагностика уровня развития памяти дошкольников. Разработан комплекс игр и игровых упражнений, посредством которых в
* Студент 3 курса (направление «Педагогическое образование», специальность «Дошкольное образование. Сокращенная программа»).
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.