Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сычева Инна Васильевна

В статье изучены закономерности развития эмоционального интеллекта у студентов художественных специальностей в процессе реализации их художественного потенциала в учебно-профессиональной деятельности. Выявлены компоненты эмоционального интеллекта студентов и на их основе определены уровни развития художественного потенциала. Рассматриваются особенности проявления эмоционального интеллекта личности в художественно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION BETWEEN THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF ART STUDENTS AND THE FEATURES OF THEIR ARTISTIC POTENTIAL REALIZATION

The regularities of the emotional intelligence development of art students in the process of realization of their artistic potential in educational and professional activities are studied in the article. The components of emotional intelligence of students are revealed and the levels of the artistic potential development are determined on this basis. The peculiarities of the emotional intelligence of the personality in artistic and creative activities are considered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Модульные программы, основаны на компетенциях n предполагают постоянную обратную связь с организациями (работодателями). Так как постоянно требуют обновлении, что связано с изменениями требований работодателей к умениям и знаниям работников.

Выводы. При модульном обучении поиск и отбор информации ложится на самого студента. Т.е. он работает максимальное количество времени самостоятельно, а значит учится самоорганизации, самоконтролю, самопланированию, и самое главное - самооценке. Все это дает возможность студенту самому определять уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях в рамках будущей профессии.

Поэтому, можно сказать - модульное обучение связывает теорию с практикой, что приводит к большей мотивации и повышению познавательного интереса у студентов. Очевидно, что такая увлеченность глубинными процессами изучаемых дисциплин и модулей, делает обучающихся более ориентированными в выбранной профессии.

Аннотация. В статье раскрываются сущность, цели и особенности модульного обучения, качество образования, современные педагогические модели.

Ключевые слова: модуль, модульное обучение, технология обучения, технологии, качество.

Annotation. The article reveals the essence, especially modular training objectives, education quality, modern pedagogical technologies.

Keywords: module, modular training, technology training, technology, quality.

Литература:

1. Самашова Г. E. Возможности модульного обучения в подготовке рабочих кадров для предприятий Государственной программы индустриально-инновационного развития / Г. Е. Самашова, А. А. Толеукул // Вестник ЗКГУ. — 2017. — № 1 (65).

2. «Википедия» свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Смирнова Г. М., Кан Т. С., Готтинг В. В., Квитко Е. М., Акимбаева Г. М. Разработка модульных программ, основанных на компетенций специалиста: учебно-методическое пособие. — Караганда: ТОО «Арка и К», 2015. — 190 с.

4. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии». Собр.соч. в 9-ти т. — М: 1950, т. 10. 429 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с.

6. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009. — 246 с.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971. — 352 с.

8. Алпатов А.С. Познавательный интерес как выражение субъективности в познании. - Известия Саратовского университета. 2009. Т.9.Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1.

УДК:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПОТЕНЦИАЛА

кандидат психологических наук, доцент Сычева Инна Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

Постановка проблемы. В современных условиях система высшего художественного профессионального образования ориентирована на выработку у студентов высокой мобильности, способности устанавливать адекватный контакт с миром, быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, творчески активизироваться и максимально раскрывать свои потенциальные возможности. Одним из ключевых показателей, который должен быть развит у студентов художественных специальностей является эмоциональный интеллект, который определяет совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, а также влияющих на успешность реализации художественного потенциала личности.

Изложение основного материала исследования. Понятие «эмоциональный интеллект», возникшее на стыке психологии интеллекта и психологии эмоций, сыграло большую роль в том, что исследователи обратились к изучению эмоциональных способностей. Эмоциональный интеллект включает способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими, так и других людей. Данная область исследований получила развитие в работах отечественных авторов: Гарсковой (1999), Люсина (2004), Андреевой (2008). Д. Майер и П. Саловей определяют понятие эмоциональный интеллект как способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин возникновения проблем и решения этих проблем. Согласно ученым, эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые означают: точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих людей; когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта; распознавание, понимание и осмысление эмоций; адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих [4, с. 89]. Понятие эмоциональный интеллект также соотносится с понятием перцептивная компетентность, которая складывается из умений адекватно воспринимать и интерпретировать поведение, личностные особенности и внутренние состояния как других людей, так и свои собственные (Д. Гоулман). М. Комеда-Лутц в данном контексте использует понятие «интеллектуальная эмоциональность», раскрывая его как «гармоничное сочетание мыслей, чувств и поступков, которое позволяет удовлетворять потребности и желания в гармонии с окружающим миром, а также преследовать личные и общественные цели» [2].

Проблема развития эмоционального интеллекта у студентов художественно-творческих специальностей изучается в исследованиях Л.С. Выготского, К. Роджерса, B.C. Кузина, А. Маслоу, Н.В. Рождественской, П.М. Якобсон и др.

Например, Н.В. Рождественская отмечает, что умение управлять своими чувствами и способность к сопереживанию (эмпатия) входит в структуру актерской одаренности (Рождественская, 1980). П.М. Якобсон

обращает внимание на то, что все представители художественно-творческих профессий основываются при создании произведения на собственные жизненные впечатления, переживания, что предполагает развитую способность понимать свои чувства, тонко дифференцировать оттенки эмоциональных переживаний (Якобсон, 1971). Ученые отмечают, что на основе принципа единства эмоционального и интеллектуального происходит в творчестве создание художественного образа. Сознательно формируется идея произведения, хотя ее осознание может начаться с переживания, то есть с неосознанных импульсов. В творческой деятельности важно выражение эмоций через зрительные образы, а не понимание или управление ими. Все художественные образы, которые создаются в творческой деятельности должны быть не только пережиты, прочувствованы и воплощены в действии, но и осознаны на уровне планирования перспектив и оценивания результатов.

Современные исследования показывают, что из личностных эмоциональный интеллект переходит в разряд профессионально важных качеств студентов художественных специальностей, успешность которого определяется управлением своими эмоциями и эмоциональной сферой. Проявление эмоционального интеллекта в творческой деятельности студентов художественных специальностей связано с психофизиологическими личностными особенностями, уровнем развития художественного потенциала и спецификой содержания профессиональной деятельности специалиста данного профиля, требующей повышенного внимания, высокоорганизованной саморегуляции и рефлексии.

В течение нескольких лет (2000-2016 гг.) на базе факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета осуществлялся комплекс мер, способствующих развитию художественного потенциала личности, был проведен анализ особенностей проявления эмоционального интеллекта студентов на разных этапах обучения. В ходе исследования были использованы: методика изучения индивидуально-психологических черт личности (Г. Айзенка), тестовая методика диагностики эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов); методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта, методика «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко), тест креативности «Закончи рисунок» (Е.П. Торренс), самоактуализационный тест (Э. Шостром), метод экспертной оценки и анализа учебно-творческих работ испытуемых.

Эмпирические исследования позволили выявить компоненты эмоционального интеллекта студентов художественно-графического отделения: внутриличностные навыки (способность распознавать собственные эмоции и переживания, понимать и осмысливать их значение, проявление рефлексии, адекватная самооценка); межличностные навыки (способность продуктивного творческого взаимодействия с людьми, эмпатия); саморегуляция (способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение, эмоциональное самосознание); креативность (использование эмоций для продуктивной мыслительной деятельности, эмоциональная отзывчивость, творческое воплощение проектной идеи в практической деятельности). На основе данных компонентов определены особенности проявления эмоционального интеллекта студентов на разных уровнях реализации художественного потенциала личности студентов: познавательно-репродуктивном, эмоционально-познавательном, рефлексивно-продуктивном и созидательно-преобразовательном.

Познавательно-репродуктивный уровень предполагает вхождение личности в творческую деятельность и включает эмоциональную вовлеченность в процесс творчества, готовность к эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности. На данном этапе у студентов проявляется низкий уровень осознания и регуляции эмоций и чувств. Разработка творческих идей происходит на основе импровизации и вдохновения, эмоциональное самоосознование (способность понимать свои чувства) отсутствует, для логического осмысления своих эмоций студенты нуждаются в руководстве педагога, у них также отмечаются признаки нарастающей тревожности, проявляющиеся в склонности к эмоциональному переживанию событий, явлений окружающей действительности [6].

Важным новообразованием на эмоционально-познавательном уровне является открытость к внутреннему опыту переживаний, готовность считывать информацию с опорой на те переживания, которые возникают при восприятии. У испытуемых присутствует способность понимать свои чувства и эмоциональные переживания, способность к распознаванию эмоций других людей, эмпатия, готовности преодолевать препятствия в достижении цели деятельности. Погружаясь в мир собственных переживаний, студенты на данном уровне часто создают художественные образы, которые являются пока только средством выражения их собственных эмоций. При этом мало учитывается какое воздействие они окажут на воспринимающего зрителя.

Рефлексивно-продуктивный уровень отражается в формировании навыков самоконтроля, самооценки творческой деятельности и ее результатов. На данном уровне студенты способны понять будущий результат своей деятельности, оценить качество выполняемой работы, посмотреть на продукт своей деятельности со стороны других людей. На данном уровне студенты легко включались в работу и сохраняли стабильность творческой активности в обучении, даже в ситуациях неудачи. Для них свойственна гибкость поведения, частая смена настроения, быстрая реакция на окружающие события и явления. Они проявляли способность оценивать, переживать художественно-эстетические ценности воспринимаемой действительности, выбирать главное, характерное и структурировать зрительную информацию [7].

У испытуемых с созидательно-преобразовательным уровнем развития художественного потенциала ярко выражена эмоциональная отзывчивость и способность к эмоциональному переживанию эстетической сущности воспринимаемой действительности. В работах студентов проявляется вариативность и выразительность решения, способность к генерированию разнообразных оригинальных идей, беглость, гибкость, абстрактность и ассоциативность творческого мышления. Студенты способны самостоятельно видеть и ставить перед собой проблемы, формулировать темы, владеть навыками самостоятельного поиска форм для их воплощения.

Важно отметить, что определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению выступает в качестве основного условия развития художественной, творческой личности студента. Необходимо в процессе обучения создавать для студентов ситуации, в которых были бы вызваны переживания окружающего мира как нечто значимое, личностно ценное. A.A. Мелик-Пашаев отмечает, что в этом случае могут быть продуктивны задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения.

Учебные задачи, направленные на развитие эмоционального отношения, обеспечивают движение студентов к новому уровню эмоциональных переживаний (вдохновению) и способствуют активизации творческой деятельности. Кроме того, через художественные образы эмоциональные переживания личности способны оказывать влияние на внутренний мир воспринимающего данное произведение и вызывать у него соответствующее эмоциональное состояние. «Важно, чтобы художник, сам испытав волнующее переживание эстетического, донес это чувство и до зрителя. Только в этом случае возможно «действие» художественного произведения на «душу и мысли» зрителей» [3, с. 263]. B.C. Кузин в эмоциональном состоянии личности во время художественной деятельности выделяет три наиболее существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения; эмоциональное переживание от самого процесса изображения; общее эмоциональное состояние художника, выражающееся в легкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального возбуждения, которые необходимо развивать.

В развитии эмоционального переживания студентов в художественно-образовательной деятельности может помочь эмпатическое, «сопереживающее» видение эмоциональных состояний, переживаний, потребностей как отдельного человека, так и общего духовного настроя конкретного времени, эпохи. Для этого необходимо создавать такие ситуации, в которых студенты, накопив опыт реального впечатления, приобретают возможность вживаться, понимать «изнутри» многообразные явления природы, их внутреннюю сущность и содержание, делать смысловой анализ воспринимаемого.

Выводы. Исследование эмоционального интеллекта у студентов художественных специальностей позволило выявить его взаимосвязь с особенностями развития художественного потенциала личности. Через эмоциональное переживание студенты способны глубже понимать главную идею, смысл своего творчества и преобразовывать свои личностные смыслы во всеобщие значимые ценности. Исходя из этого, можно сказать, что опыт эмоционального переживания дает для личности студентов содержательные ориентиры, смыслы движения ее в творческом развитии и реализации своей индивидуальности. Определенный уровень развития эмоционального интеллекта помогает студентам в творчестве устанавливать контакт со своими душевными состояниями, способствует осознанной регуляции эмоций и поведения, пониманию главной идеи, смысла своей деятельности. Особенности его проявления необходимо учитывать педагогу в индивидуальном подходе к каждой личности опираясь на личностные и психофизиологические характеристики обучающихся. Это позволит активизировать творческие способности студентов и максимально реализовать их художественный потенциал в процессе обучения.

Аннотация. В статье изучены закономерности развития эмоционального интеллекта у студентов художественных специальностей в процессе реализации их художественного потенциала в учебно-профессиональной деятельности. Выявлены компоненты эмоционального интеллекта студентов и на их основе определены уровни развития художественного потенциала. Рассматриваются особенности проявления эмоционального интеллекта личности в художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, личность, студенты, творческая деятельность, самореализация, эмпатия, эмоциональные переживания, художественный потенциал.

Annotation. The regularities of the emotional intelligence development of art students in the process of realization of their artistic potential in educational and professional activities are studied in the article. The components of emotional intelligence of students are revealed and the levels of the artistic potential development are determined on this basis. The peculiarities of the emotional intelligence of the personality in artistic and creative activities are considered.

Keywords: emotional intelligence, personality, students, creative activity, self-realization, empathy, emotional experience, artistic potential.

Литература:

1. Демина, Л.Д., Манянина, T.B. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности [Текст] / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 57-59.

2. Комеда-Лутц, М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами [Текст] / Пер. с нем. - Харьков.: «Гуманитарный центр», 2014.

3. Кузин, B.C. Психология [Текст] / B.C. Кузин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1999. - 304 с.

4. Майерс, Д. Психология [Текст] / Д. Майерс // Пер. с англ. И.А. Карпикова, А. Старовойтова. - Мн.: ООО «Попурри», 2001. - 848 с.

5. Рождественская, Н.В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект [Текст] / Н.В. Рождественская. - Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2012. - 140 с.

6. Савенков, А.И., Нарикбаева, Л.М. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста [Текст] / А.И. Савенков, Л.М. Нарикбаева // Одаренный ребенок. - 2007. - №6. - С. 22-36.

7. Сычева, Н.В. Особенности проявления тревожности у студентов художественно-графических специальностей [Текст] / ИВ. Сычева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XPIX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.