Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Александровна, Павлючок Мария Анатольевна

В статье раскрываются сущность, цели и особенности модульного обучения, качество образования, современные педагогические модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Ирина Александровна, Павлючок Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-COGNITIVE INTEREST AS A FACTOR INCREASING QUALITY OF EDUCATION

The article reveals the essence, especially modular training objectives, education quality, modern pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 378.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

магистр менеджмента Смирнова Ирина Александровна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург);

аспирант кафедры философии Павлючок Мария Анатольевна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Качество образовательных результатов обучающихся, условия и пути достижения качества - одна из ключевых проблем современного образования. Организация учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса студентов требует сегодня изучения и разработки эффективных путей и способов организации образовательного процесса, в основе которого лежит познавательный интерес.

Изложение основного материала исследования. К. Д. Ушинский, в «Педагогической антропологии», рассматривает процесс учения как серьезный труд. И утверждает, что «процесс обучения, лишенный какого-либо интереса и взятый только силой принуждения... убивает в ученике желание учиться, а без него он далеко не уйдет...» [4]. Такой же точки зрения придерживаются и его последователи:В.И.Водовозов, В. П. Вахтеров, А. И. Анастасиев и другие. Как утверждают психологи, интерес - это своеобразная совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов.

B.А Крутецкий утверждает, что интерес является активной познавательной направленностью человека на какую-то деятельность, предмет или явление, которая создана положительным эмоциональным отношением к этим объектам. Предмет интереса всегда связан с окружающей человека действительностью. Но совершенно невозможно утверждать, что предмет интереса человека - это всё то, что его окружает. Интерес человека направлен лишь на те объекты, изучение которых является для него необходимым, значимым и ценным. Обучающиеся, особенно если говорить о студентах, в большинстве своем, уже определили перспективную сферу своей будущей профессиональной деятельности и для преподавателей очень важным являются следующие вопросы:

• как сохранить интерес к выбранной профессии?

• как вызвать интерес обучающегося к самостоятельному поиску новой профессионально-ориентированной информации?

C. Л. Рубинштейн установил взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, но при этом, удовлетворение интереса однозначно ведет к обогащению знаний. [5] Н. Г. Морозова отмечает значение эмоциональной стороны познавательного интереса. Интерес есть отношение эмоционально-познавательного, переходящего при наличии благоприятных условий в эмоционально-познавательную направленность личности. Интерес способствует получению прочных и глубоких знаний, повышению эмоционального тонуса. [6] Согласно Н.Г. Морозовой, роль интереса сводится к следующему:

- интерес благоприятствует глубине и прочности знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности;

- оказывает значительное влияние на формирование личности обучающегося: определяет его активность в умении, способствует формированию способностей, воспитывает изобретательный подход к разнообразным видам деятельности;

- ведет к повышению общего эмоционального тонуса, создавая положительный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Сущность интереса сводится к познавательному и эмоциональному компонентам, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет применить термин «профессионально-познавательная направленность». Профессионально-познавательная направленность стимулируется не только привлекательностью объекта изучения. Она зависит от условий процесса обучения, от продуманной преподавателем структуры каждого занятия.

Таким образом, становится очевидно, что сохраняется необходимость создавать и совершенствовать условия организации образовательного процесса, привлекая технологии повышения познавательного интереса студентов через различные виды деятельности. Профессионально-познавательный интерес приводит обучающихся к постоянному стремлению познания всего нового в заинтересовавшем учебном предмете, появляется тенденция «углубляться в сущность познаваемого, а не оставаться на поверхности явлений» [7].

Информация становится важным ресурсом для дальнейшего развития студентов, но в тот же момент она быстро теряет свою актуальность, т.е. устаревает и требует постоянного обновления, и это обусловлено научно-техническим прогрессом. Поэтому, темпы обновления информации должны быть высокими, а значит, образование должно быть непрерывным процессом. И на фоне этого, становится актуальным модульное обучение.

Модульное обучение является одним из способов организации учебного процесса, включает в себя блочно - модульное представление информации. В 20 веке, в начале 70-х годов, Международная Организация Труда на основе собственных исследований и обобщения мирового опыта разработала и успешно внедряет во многих странах мира гибкую и эффективную систему профессионального обучения «Modules Employable Skills» что в переводе на русский язык означает Модули Трудовых Навыков (МОТ) [3, с. 13].

Модульный подход был рассмотрен в трудах Ю.К. Балашова и В.А. Рыжова, которые показали высокую эффективность и результативность при использование данного подхода в обучении. Авторы показала, что определенный объем учебной информации, является важно необходимым для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности.

Лихачёв Б. Т. считает, что модульное обучение - организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Модульные программы, основаны на компетенциях n предполагают постоянную обратную связь с организациями (работодателями). Так как постоянно требуют обновлении, что связано с изменениями требований работодателей к умениям и знаниям работников.

Выводы. При модульном обучении поиск и отбор информации ложится на самого студента. Т.е. он работает максимальное количество времени самостоятельно, а значит учится самоорганизации, самоконтролю, самопланированию, и самое главное - самооценке. Все это дает возможность студенту самому определять уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях в рамках будущей профессии.

Поэтому, можно сказать - модульное обучение связывает теорию с практикой, что приводит к большей мотивации и повышению познавательного интереса у студентов. Очевидно, что такая увлеченность глубинными процессами изучаемых дисциплин и модулей, делает обучающихся более ориентированными в выбранной профессии.

Аннотация. В статье раскрываются сущность, цели и особенности модульного обучения, качество образования, современные педагогические модели.

Ключевые слова: модуль, модульное обучение, технология обучения, технологии, качество.

Annotation. The article reveals the essence, especially modular training objectives, education quality, modern pedagogical technologies.

Keywords: module, modular training, technology training, technology, quality.

Литература:

1. Самашова Г. E. Возможности модульного обучения в подготовке рабочих кадров для предприятий Государственной программы индустриально-инновационного развития / Г. Е. Самашова, А. А. Толеукул // Вестник ЗКГУ. — 2017. — № 1 (65).

2. «Википедия» свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Смирнова Г. М., Кан Т. С., Готтинг В. В., Квитко Е. М., Акимбаева Г. М. Разработка модульных программ, основанных на компетенций специалиста: учебно-методическое пособие. — Караганда: ТОО «Арка и К», 2015. — 190 с.

4. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии». Собр.соч. в 9-ти т. — М: 1950, т. 10. 429 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с.

6. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009. — 246 с.

7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971. — 352 с.

8. Алпатов А.С. Познавательный интерес как выражение субъективности в познании. - Известия Саратовского университета. 2009. Т.9.Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1.

УДК:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПОТЕНЦИАЛА

кандидат психологических наук, доцент Сычева Инна Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

Постановка проблемы. В современных условиях система высшего художественного профессионального образования ориентирована на выработку у студентов высокой мобильности, способности устанавливать адекватный контакт с миром, быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, творчески активизироваться и максимально раскрывать свои потенциальные возможности. Одним из ключевых показателей, который должен быть развит у студентов художественных специальностей является эмоциональный интеллект, который определяет совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, а также влияющих на успешность реализации художественного потенциала личности.

Изложение основного материала исследования. Понятие «эмоциональный интеллект», возникшее на стыке психологии интеллекта и психологии эмоций, сыграло большую роль в том, что исследователи обратились к изучению эмоциональных способностей. Эмоциональный интеллект включает способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими, так и других людей. Данная область исследований получила развитие в работах отечественных авторов: Гарсковой (1999), Люсина (2004), Андреевой (2008). Д. Майер и П. Саловей определяют понятие эмоциональный интеллект как способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин возникновения проблем и решения этих проблем. Согласно ученым, эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые означают: точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих людей; когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта; распознавание, понимание и осмысление эмоций; адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих [4, с. 89]. Понятие эмоциональный интеллект также соотносится с понятием перцептивная компетентность, которая складывается из умений адекватно воспринимать и интерпретировать поведение, личностные особенности и внутренние состояния как других людей, так и свои собственные (Д. Гоулман). М. Комеда-Лутц в данном контексте использует понятие «интеллектуальная эмоциональность», раскрывая его как «гармоничное сочетание мыслей, чувств и поступков, которое позволяет удовлетворять потребности и желания в гармонии с окружающим миром, а также преследовать личные и общественные цели» [2].

Проблема развития эмоционального интеллекта у студентов художественно-творческих специальностей изучается в исследованиях Л.С. Выготского, К. Роджерса, B.C. Кузина, А. Маслоу, Н.В. Рождественской, П.М. Якобсон и др.

Например, Н.В. Рождественская отмечает, что умение управлять своими чувствами и способность к сопереживанию (эмпатия) входит в структуру актерской одаренности (Рождественская, 1980). П.М. Якобсон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.