Научная статья на тему 'Применение технологии модульного обучения в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования»'

Применение технологии модульного обучения в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2002
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODULAR TRAINING / MODULE TECHNOLOGY / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева Людмила Николаевна

В статье отражена сущность понятий модуля, модульного обучения на примере учебной дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» предложены блок-схема модуля курса, формулировки комплексной дидактической цели, интегрирующей дидактической цели модуля «Современные педагогические технологии», дидактических целей одной темы «Технология воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular technology learning study discipline “The theory and technology of pre-school education”

The article reflects the essence of notions of modular training module, based on academic disci pline “The theory and technology of preschool education” suggested a block diagram language integrated module course, didactic objectives, integrating didactic purpose module “Modern pedagogical technology”, didactic one theme “Technology education cognitive interests among pre-school children”.

Текст научной работы на тему «Применение технологии модульного обучения в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования»»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.147:373.2

Л. Н. Вахрушева

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье отражена сущность понятий модуля, модульного обучения на примере учебной дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» предложены блок-схема модуля курса, формулировки комплексной дидактической цели, интегрирующей дидактической цели модуля «Современные педагогические технологии», дидактических целей одной темы «Технология воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

The article reflects the essence of notions of modular training module, based on academic disci pline "The theory and technology of preschool education" suggested a block diagram language integrated module course, didactic objectives, integrating didactic purpose module "Modern pedagogical technology", didactic one theme "Technology education cognitive interests among pre-school children".

Ключевые слова: модульное обучение, технология, дошкольное образование.

Keywords: modular training, module technology, preschool education.

В настоящее время среди современных технологий все больший интерес вызывает технология модульного обучения. В педагогическом энциклопедическом словаре раскрыта сущность модульного обучения. Модульное обучение - это организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся [1].

По мнению Н. В. Борисовой и В. Б. Кузова, модульное обучение - это основанное на дея-тельностном подходе и принципе сознательности обучение (осознается программа обучения и

© Вахрушева Л. Н., 2011 32

собственная траектория учения), характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным [2].

Несмотря на различие точек зрения, можно найти определенное сходство в понимании сути модульного обучения, которое выражается в его особенностях. На основании ряда исследований Н. В. Борисова и В. Б. Кузов выделяют следующие особенности модульного обучения:

- обеспечивается обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- осуществляется четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющим корректировать процесс обучения;

- предусматривается вариативность обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся [3].

Стержневым понятием теории модульного обучения является понятие модуля. Известны различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения. Рассмотрим некоторые из них.

Основатель модульного обучения Дж. Расселл определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий [4].

П. Юцявичене понимает под модулем блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей [5].

Наиболее современное и подробное определение понятия «модуль» с позиции технологии его разработки дают, на наш взгляд, Н. В. Борисова и В. Б. Кузов. Исследователи считают, что модуль - это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля [6].

Руководствуясь данным определением, на примере освоения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» студентами, обучающимися по направлению «Педагогика», профилю «Детская практическая психология», рассмотрим сущность модульного обучения.

В рамках модульного обучения важно так сформулировать цели обучения, чтобы они были доступны пониманию студента, были приняты им и в последующем реализованы. Перед изучением дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» студентам были предложены комплексные дидактические цели (КДЦ), связанные как с изучением определенных теоретических положений, так и формированием базовых практических умений, необходимых будущему детскому практическому психологу. Содержание КДЦ представлено нами в Модуле 0.

Модуль 0. Комплексные дидактические цели

1. Обобщить и систематизировать знания о современных теориях и технологиях развития детей дошкольного возраста:

- знать определения целостного развития ребенка, целостного педагогического процесса, технологии образования, мониторинга, индивидуализации и дифференциации, профессиональной компетентности педагога в области теорий и технологий дошкольного образования;

- уметь характеризовать концепции организации дошкольного образования, подходы к конструированию целостного педагогического процесса в ДОУ, содержание образования ребенка дошкольного возраста, современные технологии дошкольного образования, основные направления развития дошкольника (физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-нрав-

Модуль дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» Модуль 0. Комплексные дидактические цели.

Модуль 1. Целостное развитие ребенка как основа современных технологий дошкольного образования.

• Модуль 1.1. Концепции дошкольного образования.

• Модуль 1.2. Подходы к организации дошкольного образования.

• Модуль 1.3. Содержание образования детей дошкольного возраста. Модуль 2. Современные педагогические технологии.

• Модуль 2.1. Характеристика педагогической технологии.

• Модуль 2.2. Информационно-коммуникационные технологии.

• Модуль 2.3. Игровые технологии.

• Модуль 2.4. Технология ТРИЗ.

• Модуль 2.5. Технология активных методов обучения.

• Модуль 2.6. Технология воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста.

• Модуль 2.7. Технология формирования самостоятельности мышления.

• Модуль 2.8. Технология организации самостоятельной деятельности в развивающей среде ДОУ. Модуль 3. Дифференциация и интеграция целей, задач и содержания работы по физическому,

интеллектуальному, художественно-эстетическому и социально-нравственному направлениям.

• Модуль 3.1. Физическое развитие ребенка.

• Модуль 3.2. Интеллектуальное развитие ребенка.

• Модуль 3.2.1. Развитие речи дошкольника.

• Модуль 3.2.2. Развитие математических преставлений детей.

• Модуль 3.2.3. Экологическое образование дошкольника.

• Модуль 3.3. Художественно-эстетическое развитие ребенка.

• Модуль 3.3.1. Развитие изобразительного творчества.

- Модуль 3.3.1.1. Развитие ребенка в процессе рисования.

- Модуль 3.3.1.2. Развитие ребенка в процессе лепки.

- Модуль 3.3.1.3. Развитие ребенка в процессе аппликации.

• Модуль 3.3.2. Конструктивная деятельность дошкольника.

• Модуль 3.3.3. Музыкальное воспитание детей.

• Модуль 3.3.4. Театрализованная деятельность дошкольника.

• Модуль 3.4. Социально-личностное развитие ребенка. Модуль 4. Осуществление целостного образовательного процесса.

• Модуль 4.1. Мониторинг образовательного процесса.

• Модуль 4.2. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов детей дошкольного возраста.

Модуль 5. Профессиональная компетентность педагога в области теорий и технологий дошкольного образования.

ственное), условия осуществления индивидуализации и дифференциации в ДОУ, составляющие профессиональной компетентности педагога в области теорий и технологий дошкольного образования.

2. Развивать и совершенствовать практические умения:

- уметь осуществлять целесообразный выбор технологии; формулировать цели, задачи и содержание работы по физическому, интеллектуальному, художественно-эстетическому и социально-нравственному направлениям развития ребенка дошкольного возраста;

- уметь проектировать на основе выбранной технологии целостный педагогический процесс, составляя конспекты занятий, игр и других форм по различным направлениям с учетом индивидуальных особенностей детей;

- уметь апробировать в процессе деловой игры различные технологии дошкольного образования, осуществляя интеграцию/дифференциацию целей, задач и содержания работы по физическому, интеллектуальному, художественно-эстетическому и социально-нравственному направлениям;

МП(КДЦ)

М 1 (ИДЦ 1)

М 2 (ИДЦ 2)

М 1.1 (ДЦ 1.1)

М 1.2 (ДЦ 1.2)

М 1.3 (ДЦ 1.3)

М 3 (ИДЦ 3)

М 4 (ИДЦ 4) М 5 (ИДЦ 5)

М 2.1 (ДЦ 2.1)

М 2.2 (ДЦ 2.2)

М 2.3 (ДЦ 2.3)

М 2.4 (ДЦ 2.4)

М 2.5 (ДЦ 2.5)

М 2.6 (ДЦ 2.6)

М 2.7 (ДЦ 2.7)

М 2.8 (ДЦ 2.8)

М3.1 (ДЦ3.1)

М 3.2 (ДЦ 3.2)

М 4.1 (ДЦ 4.1)

М 4.2 (ДЦ 4.2)

М 3.2.1 (ДЦ 3.2.1)

М 3.2.2 (ДЦ 3.2.2)

М 3.2.3 (ДЦ 3.2.3)

МЗ.З(ДЦЗ.З)

М 3.3.1 (ДЦ 3.3.1)

М 3.3.1.1 (ДЦ 3.3.1.1)

М 3.3.1.2 (ДЦ 3.3.1.2)

М 3.3.1.3 (ДЦ 3.3.1.3)

М 3.3.2 (ДЦ 3.3.2)

М 3.3.3 (ДЦ 3.3.3)

М 3.3.4 (ДЦ 3.3.4)

М 3.4 (ДЦ 3.4)

Рис. 1. Модуль дисциплины

- уметь проводить анализ конспектов, деятельности педагога и детей по всем направлениям в рамках различных технологий;

- уметь проявлять профессиональную компетентность в области теорий и технологий дошкольного образования (обладать системой теоретических знаний, владеть способами их применения в конкретных педагогических ситуациях, обладать культурой речи, педагогическим стилем общения, ценить свою профессию и др.).

3. Развивать умение сравнивать концепции организации дошкольного образования, подходы к конструированию целостного педагогического процесса в ДОУ, современные технологии дошкольного образования, основные направления развития ребенка дошкольного возраста.

4. Развивать умение анализировать, контролировать и объективно оценивать свою работу и работу других студентов на основе критериев.

Существенный момент в разработке модуля -представление его содержания в наглядном, удобном для использования виде. Результативность усвоения модуля будет зависеть не только от полноты учебной информации, но и от того, каким образом эта информация скомпонована. Мы считаем, что при модульном обучении целесообразно предлагать студентам модуль в виде текста и блок-схемы, представляющей в сжатом виде содержание обучения. В качестве примера предлагаем модуль дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования», выполненный в виде текста, а также в виде блок-схемы (см. рис. 1).

Как видно на рис. 1, модули бывают разного уровня: первого (М 1, М 2, М 3, М 4, М 5), второго (М 1.1, М 1.2, М 1.3 и др.), третьего (М 3.2.1, М 3.2.2, М 3.2.3 и др.), четвертого (М 3.3.1.1, М 3.3.1.2, М 3.3.1.3) и т. д. По первому уровню составляются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), направленные на реализацию КДЦ. В качестве примера предлагаем формулировку интегрирующих дидактических целей по второму модулю первого уровня (М 2.0).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль 2.0. Интегрирующие дидактические цели (ИДЦ)

1. Обобщить и систематизировать знания о современных педагогических технологиях образования детей дошкольного возраста:

- знать определение понятия «педагогическая технология»;

- уметь характеризовать разные технологии дошкольного образования (информационно-коммуникационные, игровые, ТРИЗ, технологии воспитания познавательных интересов и др.).

2. Развивать и совершенствовать практические умения в применении технологий дошкольного образования:

- уметь осуществлять целесообразный выбор технологии;

- уметь проектировать целостный педагогический процесс, составляя конспекты занятий, игр и других форм в рамках той или иной технологии;

- уметь апробировать в процессе деловой игры технологии дошкольного образования.

3. Развивать умение сравнивать технологии дошкольного образования.

4. Развивать умение анализировать, контролировать и объективно оценивать свою работу и работу других студентов на основе предложенных критериев.

Для того чтобы проследить реализацию комплексных дидактических, интегрирующих дидактических и частных целей в модуле, разберем это на примере одной из частей модулей первого и второго уровней (см. рис. 2).

Аналогично модулю всей дисциплины модуль М 2 может быть представлен и в виде текста.

Модуль 2. Современные педагогические технологии.

• Модуль 2.0. Интегрирующие дидактические цели.

• Модуль 2.1. Характеристика педагогической технологии.

• Модуль 2.2. Информационно-коммуникационные технологии.

• Модуль 2.3. Игровые технологии.

• Модуль 2.4. Технология ТРИЗ.

• Модуль 2.5. Технология активных методов обучения.

• Модуль 2.6. Технология воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста.

• Модуль 2.7. Технология формирования самостоятельности мышления.

• Модуль 2.8. Технология организации самостоятельной деятельности в развивающей среде ДОУ.

• Модуль 2.9. Тестовая контрольная работа.

Каким образом может осуществляться воплощение модульного обучения, мы демонстрируем на конкретном примере. На основе КДЦ, с учетом ИДЦ реализуются дидактические цели (ДЦ) модуля второго уровня М 2.6. Студентам предлагается следующая формулировка дидактических целей данного модуля, исходя из уровня их развития: «В результате освоения модуля вам необходимо:

1-й уровень:

- Знать сущность познавательного интереса: определение понятия, структурные элементы, особенности.

- Характеризовать ступени, этапы и условия воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста.

МП(КДЦ)

М 1 (ИДЦ 1)

М 2 (ИДЦ 2)

М 2.1 (ДЦ 2.1)

М 2.2 (ДЦ 2.2)

М 2.3 (ДЦ 2.3)

М 2.4 (ДЦ 2.4)

М 2.5 (ДЦ 2.5)

М 2.6 (ДЦ 2.6)

УЭ 1 (ЧДЦ 1)

УЭ 2 (ЧДЦ 2)

УЭ 3 (ЧДЦ 3)

УЭ 4 (ЧДЦ 4)

УЭ 5 (ЧДЦ 5)

УЭ 6 (ЧДЦ 6)

УЭ 7 (ЧДЦ 7)

УЭ 8 (ЧДЦ 8)

УЭ 9 (ЧДЦ 9)

УЭ 10 (ЧДЦ 10)

М 2.7 (ДЦ 2.7)

М 2.8 (ДЦ 2.8)

Рис. 2. Часть модуля дисциплины

- Уметь на основе имеющегося плана давать характеристику одной из технологий воспитания познавательного интереса (применительно к одному предмету: или музыка, или мир растений, или профессии, или книжная графика).

2-й уровень то же, что 1-й уровень +

- Уметь сравнивать технологии воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста применительно к разным областям.

3-й уровень то же, что 2-й уровень +

- Сформулировать свое определение понятия "познавательный интерес" (применительно к одной области знаний).

Эти знания, умения и навыки вам необходимы для того, чтобы на занятиях объективно оценить деятельность друг друга, выполнить тестовые задания в конце изучения модуля, а на практике выявить предпочтения детей дошкольного возраста для последующего их индивидуализированного и дифференцированного развития».

Студент, получив технологическую карту учебного модуля, где прописаны название, структура модульной программы дисциплины, структура модуля темы, перечень основной и дополнительной литературы, необходимое оборудование, цели, рекомендации, время выполнения задания, форма контроля и оценки по каждому учебному элементу, может осваивать его самостоятельно, в любое удобное для него время либо совместно с группой. При этом он может выбирать уровень освоения (первый, второй или третий), исходя из своих возможностей и уровня притязаний, реализуя соответствующие цели, предвидя конкретный результат. На наш взгляд, наиболее продуктивной является деятельность, в ходе которой идет совместное обсуждение тех или иных идей, когда студент имеет возможность выступить, задать вопросы, выслушать другие, порой противоположные точки зрения, уточнить свои знания, откорректировать умения и пр., то есть учится работать в команде.

С нашей точки зрения, значимо то, что в ходе модульного обучения студенты учатся не у преподавателя, а друг у друга, то есть осуществляется процесс взаимообучения. Исходя из этого мы можем говорить о том, что студент становит-

ся активным субъектом деятельности, а преподаватель - в некотором смысле менеджером, организующим и незаметно направляющим эту деятельность. Преподавателю, организующему процесс модульного обучения, важно знать: чтобы обеспечить его эффективность, необходимо сформировать определенные умения и навыки у студента. Суть их заключается в том, что студент должен уметь:

- гибко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, самостоятельно приобретая нужные знания и применяя их на практике при решении разнообразных профессиональных и личностных проблем;

- критически и творчески мыслить, видеть трудности и искать пути их преодоления, отчетливо понимать, где и каким образом освоенные знания могут быть использованы на практике; быть способным генерировать оригинальные идеи;

- грамотно работать с информацией;

- проявлять коммуникабельность, уметь работать в группе.

Таким образом, мы рассмотрели понятие модуля, модульного обучения, на примере модуля дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» показали возможности реализации модульного обучения в профессиональном образовании студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», профилю «Детская практическая психология».

Примечания

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцикл. 2003. C. 146.

2. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М., 2005. C. 5.

3. Там же.

4. Russell J. D. Modular Instruction. Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974. C. 3.

5. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. C. 50.

6. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М., 2005. C. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.