УДК 378.14 (072) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Насырова Эльмира Фанилевна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургут, Россия elm.n@mail. ru
В статье представлены теоретические основы модульного обучения, рассматриваются дидактические цели обучения и их классификация. Представлена пирамида целей модульного обучения и особенности ее построения. Предлагается алгоритм составления модульной программы.
Ключевые слова: модульное обучение; дидактические цели; пирамида целей; модульная программа; модуль; учебный элемент.
DIDACTIC GOALS OF THE MODULAR TEACHING STUDENTS
Elmira Nasyrova, docent of the department of Theory and Methodology of Professional Education, candidate of pedagogical science, docent
Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, Surgut, Russia
elm.n@mail. ru
The article deals with the theoretical basis of the modular teaching students, didactic goals of teaching and their classification are described. The pyramid of the goals of the modular teaching and features of its construction are given in the present paper. The algorithm of modular program construction is given.
Keywords: modular teaching; didactic goals; pyramid of the goals; modular program; module; educational element.
Исследованиям в области модульного обучения посвящено много работ отечественных педагогов-ученых (А.Н. Алексюк, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова и др.). Сравнительно глубоко модульную систему обучения разработала П.А. Юцявичене. Она отмечает, что сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [1].
Цель модульной технологии обучения заключается в содействии развитию самостоятельности студентов, формированию у них навыков самообразования и умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Принципиальные отличия модульного обучения от других технологий обучения:
• содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;
• с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждому занятию;
• неизбежно соблюдаются паритетные субъект-субъектные взаимоотношения между педагогом и обучающимися в учебном процессе.
Анализируя понятие «модульное обучение», реализующее учебные модули, подчеркнем, что в современной педагогике оно определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется
на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины.
Цели обучения определяют общую направленность всей системы подготовки специалиста. Цели обучения являются стержневой дидактической категорией, связывающей в единую систему все компоненты учебновоспитательного процесса. Несмотря на то, что проблема целей является основополагающей для педагогики, в её трактовке всегда существовали различные мнения и разночтения. Некоторые авторы определяют цели образования как ожидаемый результат [2]. В. Оконь [3] считает, что понятие «цели» значительно шире, чем понятие «результаты», так как оно предполагает ещё пути достижения этих результатов. Автор высказывает мнение о том, что среди целей есть такие, которые направлены на формирование личностных качеств, ещё не сформированных на данный период образования. В практике обучения цели часто формулируются расплывчато и декларативно, заменяются содержанием программного материала либо целями деятельности преподавателя.
В педагогической литературе просматривается классификация дидактических целей по двум направлениям: по уровням (общепедагогические, предметные, оперативные) и по дидактическим функциям (познавательные и операционные).
Многоуровневый характер целей обучения определяется следующим образом:
- 1-й уровень - оперативные учебные цели конкретных видов занятий;
- 2-й уровень - учебные цели дисциплины;
- 3-й уровень - общепедагогические цели обучения.
Содержание общепедагогических целей (3-й уровень) отражает модель или квалификационную характеристику специалиста и предусматривает
необходимые общепрофессиональные и специальные знания, умения и качества личности.
Учебные цели дисциплины (2-й уровень) отражают содержание и специфику самой учебной дисциплины. В модульном обучении 2-й уровень целей, вслед за П. Юцявичене [1], называют комплексной дидактической целью, и реализуется она всей модульной программой.
Оперативные цели конкретных видов учебных занятий (1-й уровень) формулируются на языке знаний, умений, мыслительных операций, социальнокоммуникативных навыков, что позволяет чётко организовать учебную деятельность. При модульном подходе уровню оперативных целей соответствуют так называемые интегрирующие и частные цели (по П. Юцявичене). Реализацию интегрирующей цели обеспечивает конкретный модуль. Каждая интегрирующая дидактическая цель состоит из частных дидактических целей. Реализацию частных целей обеспечивают конкретные учебные элементы, составляющие модуль.
Таким образом, строится пирамида целей модульной технологии обучения: вершина пирамиды - комплексная дидактическая цель (КДЦ) для модульной программы; средний уровень - интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) для построения модулей; нижний уровень - частные дидактические цели (ЧДЦ) для построения учебных элементов (рис.). Рассмотрим построение пирамиды целей на примере дисциплины «Материаловедение».
Комплексная дидактическая цель (КДЦ): изучить состав, строение, структуру и свойства материалов, а также закономерности их изменения под тепловым, химическим, механическим и другими воздействиями.
Модуль № 1 - «Основные свойства материалов».
Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ): в результате изучения данного модуля вы научитесь оценивать возможность применения определенных материалов для конкретных условий с учетом эксплуатационнотехнических, эстетических и экологических требований.
Рис. Структура модульной программы
Учебный элемент-2 - «Свойство материалов - водопоглощение».
Частная дидактическая цель (ЧДЦ): в результате изучения данного учебного элемента вы узнаете о водопоглощении материалов и от чего оно зависит, а также определите высокий и низкий показатель рассматриваемого свойства.
Кроме классификации дидактических целей по уровням, предполагается их классификацию по виду, то есть по дидактическим функциям. Вслед за П. Юцявичене, в модульном обучении мы выделяем познавательные (гносеологические) и операционные (функциональные) цели.
Реализация познавательных целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала. Информационный материал модулей формируется по гносеологическому признаку, то есть вокруг базовых понятий и методов учебной дисциплины. Модульные программы познавательного типа разрабатываются с целью формирования системы фундаментальных знаний обучающихся.
Реализация операционных целей обеспечивается практической частью учебного содержания и предполагает формирование умений и навыков обучающихся. Содержание модуля формируется по функциональному признаку, то есть вокруг функций, способов, приемов познавательной и профессиональной деятельности. Модульные программы операционного типа разрабатываются чаще всего для профессиональной подготовки специалистов [4].
Первые модульные программы познавательного типа были созданы Джоном Расселлом. Подчёркивая важность базовой подготовки обучающихся, он конструировал модули и модульные программы по гносеологическому признаку. По такому же принципу построены модульные программы авторами С.Н. Постлетвейтом, Дж. Новаком [5].
Переход от традиционного к модульному образованию предполагает использование различных технологий как педагогического, так и
управленческого характера. Реализация этих технологий требует от педагога и управленца использования разнообразных алгоритмов и процедур.
Мы считаем, что при построении модульной программы необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Определение комплексной дидактической цели (КДЦ) и названия модульной программы. Название дисциплины соответствует названию модульной программы, для которой определяется комплексная дидактическая цель изучения дисциплины.
2. Определение интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и названий соответствующих им модулей. Модульная программа дисциплины разбивается на крупные блоки - модули, т.е. производится структурирование содержания дисциплины по крупным темам или разделам. Определяются интегрирующие дидактические цели, т.е. цели изучения каждого модуля.
3. Построение структуры модульной программы: определяется
последовательность расположения модулей и порядок их изучения.
4. Определение структуры частных дидактических целей (ЧДЦ) в составе каждой интегрирующей дидактической цели и выделение учебных элементов (УЭ). Производится структурирование каждого модуля, т.е. он разбивается на части, определяются частные дидактические цели, на основе которых формируются учебные элементы.
5. Построение структуры конкретного модуля на основе структуры частных дидактических целей. Модульная технология обучения - это обучение с использованием модулей. Модуль - структурная часть программы обучения, которая включает в себя содержание обучения и организацию познавательной деятельности обучаемых.
В модульной системе активный процесс обучения состоит из таких важных этапов, как:
- принятие цели студентом;
- подготовка к восприятию нового;
- практическая учебная деятельность;
- анализ содержания, построение доказательств;
- подведение итогов учения, оценка;
- постановка новых целей [6].
Сложившаяся традиционная система обучения студентов слабо обеспечивает не только целостную подготовку к профессиональной деятельности, но и целостного представления о ней. Анализ результатов исследовательской работы показывает, что эффективной технологией, позволяющим студентам успешно освоить учебные дисциплины, является модульное обучение.
Нетрудно заметить, что модульное обучение получило широкое признание в системе профессионального образования. Решение проблемы проектирования модульной программы и модулей и обеспечения ими обучающихся является лишь первым шагом в организации модульного обучения, так как система модульного обучения, так же как и другая дидактическая система, предполагает проектирование содержания обучения в соответствии с целями обучения.
Литература
1. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас, 1989. - 271 с.
2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие
(документы международных форумов и мнения европейских экспертов)/Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.
3. Оконь В. Введение в дидактику/ Пер. с пол. Л.Г. Кашкуревича, И.Г. Горина. - М.: Высш. шк., 1990.
4. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей / по материалам научных
исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года. - М., 2005. - 47 с.
5. Postlethwait S.N. Novak I., Murray U.T. The audio-Tutorial Approach to Learning. - Minneapolies: Burgess Pullishing, 1972.
6. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М.: Новая школа, 2001. -С.103
Рецензент:
Рассказов Ф.Д., заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор