УДК 378.14 (072) ББК 74.58я 73
Насырова Эльмира Фанилевна
преподаватель г. Сургут Nasyrova Elmira Fanilevna
teacher
Surgut
Модульно-рейтинговая и проектная технологии обучения студентов с учетом личностно-деятельностного подхода Modular-Ranking Technology and Project Educational Technology of Students Taking into Account of the Learner-Centred Approach
В статье представлены отличия инновационных технологий обучения от традиционных; подчеркивается необходимость применения модульнорейтинговой и проектной технологий с учетом личностно-деятельностного подхода при обучении студентов вуза.
The article discloses the differences of innovative technologies of traditional training. The author emphasizes the need for a modular-rating and project technology using the learner-centred approach in teaching of students.
Ключевые слова: традиционные технологии обучения, модульно-
рейтинговая технология обучения, проектная технология обучения, личностнодеятельностный подход, новация, инновация.
Key words: traditional teaching technology, modular-ranking education technology, project education technology, learner-centred approach, novation, innovation.
Высшая школа должна создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько применяемых технологий обучения.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи.
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные методы и средства обучения [6].
В настоящее время существует множество различных технологий. Условно их можно разделить на традиционные и инновационные.
Новация - (от англ. novation - нововведение) - замена чего-либо новым. Инновация (от англ. - innovation) - это изменение внутри системы, такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in - внутри) резервов. Инновации - это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [4].
Традиционные технологии обучения - технологии, построенные на основе классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто не осмысленно, по образцу. По своему характеру и содержанию цели традиционной технологии обучения ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности и представляют собой авторитарную педагогику требований.
Как отмечает В. А. Сластенин, в сфере профессионального труда учителя существует противоречие между растущим объемом актуальной научной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи, то есть традиционной технологией обучения. Отсюда возникает необходимость внедрения таких образовательных технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельностный подход, критическое мышление, умение видеть и анализировать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе [1].
Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен стать непрерывным. Важно научить человека добывать знания самостоятельно, уметь интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний. Этого нельзя достигнуть при традиционной системе обучения, когда студент привыкает, что ему преподносят знания в готовом виде. Если же
в процессе обучения используются различные технологии обучения, то каждый обучаемый вовлекается в активную познавательную деятельность, учится гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
В настоящее время существует множество технологий, полностью или частично меняющих образовательный процесс. Каждая такая технология имеет свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Специфика образования как социально - экономической отрасли предъявляет особые требования к применению разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Технология имеет существенное отношение к взаимодействию науки, искусства и человеческих ценностей [1].
Современными образовательными технологиями, реализующие личностно-деятельностный подход, являются технологии модульного и проектного обучения.
Модульно-рейтинговая технология обучения в современной педагогике определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины.
Технология модульно-рейтингового обучения студентов с учетом личностно-деятельностного подхода предусматривает не только усвоение знаний, но способов этого усвоения, а также деятельность по развитию познавательных сил и творческого потенциала личности. Это такое построение содержания подготовки специалистов, когда каждый из них самостоятелен в подборе содержания
и порядка его освоения, исходя из личностных особенностей и потребностей. Обучение студентов превращается в поисковую исследовательскую работу, важность которой равноценна подготовительной работе преподавателя, т.е. все участники процесса обучения вносят равный вклад в его успешность. Поисковоисследовательская работа позволяет студенту осознать свой уровень подготовленности, восполнить пробелы в знаниях, сознательно избрать уровень обучения, выбрать наиболее приемлемые формы работы над учебным материалом. Таким образом, успех учебного занятия и его результаты зависят не только от подготовки преподавателя, но и от подготовки студентов. Такой уровень интеллекта возможен только при условии сформированности у студентов умения перерабатывать информацию и осуществлять самоуправление процессом познания. Для этого необходимо формировать у студентов такие учебные умения, как планирование поисково-познавательной деятельности, ее самоорганизация, направленная на выполнение этого плана, самоконтроль в ходе деятельности. А педагог начинает выполнять, помимо информирующих и контролирующих функций, еще и функции консультанта, координатора и управленца (руководителя).
Технология модульно-рейтингового обучения с учетом личностнодеятельностного подхода предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получение теоретических знаний) к другой (получение профессиональных умений и навыков). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи, лекции-дискуссии). Такое обучение предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации к молодому выпускнику, что позволяет уменьшить, а иногда, и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности.
Модульно-рейтинговая технология обучения основана на личностном компоненте, когда все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучаемого, через его мотивы, цен-
ностные ориентации, цели, интересы, перспективы. Обеспечивается возможность приспособления содержание обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям студентов; помогает каждому обучающемуся осознавать себя личностью, выявить и раскрыть свой творческий потенциал.
Модульно-рейтинговая технология обучения базируется на деятельностном компоненте, когда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий студента. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует студентов на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая самоуправляемый образовательный процесс. Ориентация на деятельностную составляющую личностно-
деятельностного подхода предполагает не столько учет имеющегося субъектного опыта и раскрытие его образовательных возможностей, сколько конструирование нового на основании активности студента во взаимодействии с остальными субъектами образовательного процесса.
Учебная деятельность, как и деятельность в целом, есть форма активного отношения студента к изучаемому учебному материалу. Она начинается не с «пустого места», а на базе некоторой переориентации индивида.. Он организует свои «сущностные силы» не в самый момент деятельности, а предуготовлен к ней и направлен в определенную сторону и на определенную активность. Активность познания - это проявление преобразовательного, творческого отношения студента к объектам его познания. Она предполагает наличие таких моментов, как избирательность подхода к объектам познания, постановка перед собой выбора объекта, цели, задачи, которые надо решать, преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать студента как активного субъекта этой деятельности. А это самый главный фактор личностного развития [3].
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой
и путем самообразования). Активное включение студента в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [5].
Метод проектов реализуется как целостная технология обучения, которая дает студентам возможность овладеть методологическими знаниями, умениями и навыками как основой дальнейшего самообразования и способствует развитию обучаемых, что дает основание толковать понятия метод проектов и проектная технология обучения тождественно. В связи с этим проектную технологию обучения предлагаем трактовать как технологию, в которой основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет учебный проект. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, что способствует развитию творческой, активной личности.
Проектное обучение представляет собой один из возможных способов реализации проблемного обучения. Когда преподаватель ставит задачу, он тем самым очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит делать студентам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать, сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность.
Творческая проектная деятельность студентов:
- формирует навыки самостоятельной ориентации в литературных источниках, учит добывать нужную информацию самостоятельно;
- активно развивает основные виды мышления;
- способствует развитию интеллектуальных способностей;
- приучает студентов к самообразованию;
- способствует формированию культуры делового общения, умению аргументировано защищать свои позиции, мыслить оригинально и неординарно;
- формирует внутренний план действий.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования учащихся, способствует формированию самоуважения, признания со стороны окружающих. В процессе выполнения проекта у студентов появляется
чувство удовлетворения от самого процесса работы, содержательности и значимости работы, чувство достижения результата, формируется положительная мотивация к учебе, ожидание успеха при защите проекта.
Деятельность преподавателя:
- призван помогать студентам в поиске источников, способных помочь им в работе над задуманным проектом;
- является источником информации, консультантом, координатором всего, что происходит на учебном занятии;
- доверяет студентам, поддерживает и поощряет их стремление к знаниям;
- является равноправным участником учебного процесса.
Продвижению в работе над проектом помогает непрерывная обратная
связь в системе «преподаватель-студент», которая, несмотря на большую самостоятельность обучаемых, должна поддерживаться постоянно, ежеминутно.
Рассматривая проектное обучение с позиции личностно-деятельностного подхода, следует отметить ее значимость для формирования личности обучаемого, как отмечает И.А. Зимняя, выступающего в качестве субъекта деятельности, формирующегося в деятельности и общении с другими людьми и определяющегося характер и особенности протекания этих процессов [2]. Таким образом, в центре обучения находится сам обучаемый, его мотивы, психологический склад.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И очень важно ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Применение модульно-рейтинговой и проектной технологий в процессе обучения, в основе которых лежит личностно-деятельностный подход, способствует активизации познавательной деятельности студентов, развитию креативности и одновременно формированию определенных личностных качеств.
Библиографический список
1. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие / Н.В. Борисова. - М. - Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
3. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань: изд-во Казанского университета, 1982. - 224 с.
4. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. -Рига: Эксперимент, 1998. - 180 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004.
- 336 с.
Bibliography
1. Borisova, N.V. From the Traditional to the Distance Education through the Module: Learning. Manual / N.V. Borisov. - Moscow - Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 1999. - 174 p.
2. Zimnyaya, I.A. Psychology of Foreign Language Education at school / I.A. Zimnyaya. - M.: Education, 1991. - 222p.
3. Kirsanov, A. A. Personalization of Training as a Pedagogical Problem / A.A. Kirsanov. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1982. - 224 p.
4. Clarin, M.V. Innovations in the Global Education: Teaching Using Researches, Games and Discussions. (An Analysis of International Experience) / M. Clarin. - Riga: Experiment, 1998. - 180 p.
5. The New Education and Information Technology in Education System: Learning Manual for Teachers and Systems of Professional Development / E.S. Polat, M.Yu. Buharkina, M.V. Moisees, A.E. Petrov /Edit. by E.S. Polat. - Moscow: Academy, 2003. - 272 p.
6. Educational Technology: A Manual for Students of Pedagogics s / Edit by V.S. Kukushina. - Series «Teaching Education». - Moscow: ICC «March»; Rostov on / D: Publ. Center «March», 2004. - 336 p.