3. Фроля Е.П. Повышение заинтересованности студентов в изучении английского языка // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (46). С. 93-95.
4. Харченко Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель [Электронный ресурс]: [монография] / [Л.Н. Харченко и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ставропольский гос. ун-т. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 217 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна
Воронежский педагогический университет (г. Воронеж)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С УРОВНЕМ МАНИПУЛЯЦИЙ, УРОВНЕМ ФРУСТРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ EQ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА
Аннотация. Эмоциональный интеллект (EQ) отрицательно связан с уровнем фрустрации и уровнем манипуляций; все показатели EQ повышаются в результате воздействия гештальттренинга у студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, парциальные показатели EQ - эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия; уровень фрустрации, уровень манипуляций, динамика EQ.
An^tatton. Emotional intelligence (EQ) is negatively related to the level of frustration and level of manipulation; All EQs increase as a result of student gestalt training.
Keywords: emotional intelligence, partial EQ indicators - emotional awareness, managing your emotions, empathy; level of frustration, level of manipulation, dynamics of EQ.
Введение. Закон РФ «Об образовании» обязывает ориентировать содержание образования на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации».
Согласно ФГОСам ВО по направлениям «помогающих» профессий (педагоги, психологи, врачи, спасатели и т.д.) выпускник должен обладать «способностью к коммуникации для решения задач межкультурного взаимодействия», «способностью работать в коллективе, толерантностью», «компетенцией социального взаимодействия: использование эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, умением погашать конфликт и толерантностью».
Эмоциональный интеллект (EQ) как сложное структурное, динамическое образование является по существу эмоциональной компетентностью. Так что исследование EQ актуально как в плане общего развития личности, ее жизненно важных компетенций, так и в плане формирования профессионально личностных компетенций в сферах деятельности, связанных с разного рода коммуникациями.
Изложение основного материала статьи. Эмоциональный интеллект изучают как зарубежные ученые, так и отечественные: П. Сэловей [13] и Д. Майер [13], Д. Гоулмен [4], [12], Г. Гарднер [5], М. Ка де Ври [6], Р. Бар-Он [11], Д.В. Люсин [7], [8], А.А. Панкратова [9], Д.В. Ушаков [10] и другие. Приоритет в исследовании эмоционального интеллекта принадлежит зарубежным авторам, прежде всего Д. Гоулмену и его фундаментальному труду «Эмоциональный интеллект» [4], [12].
По Д. Гоулмену: эмоциональный интеллект - это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ: самосознание; самоконтроль; эмпатия; навыки отношений.
Н. Холл включает в структуру EQ следующие составляющие: «эмоциональная осведомленность» (способность адекватно анализировать свои эмоции и использовать эмоциональную рефлексию для работы над собой); «управление своими эмоциями» (саморегуляция, эмоциональная неригидность); «самомотивация», «эмпатия»; «распознавание эмоций других людей» (способность позитивно влиять на других людей и оказывать им поддержку).
Структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулману, включает в себя такие подкомпоненты как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями.
М. Ка де Ври отмечает три компонента эмоционального интеллекта: способность активно слушать, воспринимать невербальную коммуникацию и адаптироваться к разному диапазону эмоций.
Отечественный психолог Д.В. Люсиным, представил свою модель эмоционального интеллекта, в которой он определил его как способность понимать и контролировать как свои эмоции, так и эмоции других. Д.В. Люсин, характеризует эмоциональный интеллект как интегративное образование, которое представляет совокупность познавательных, коммуникативных, поведенческих и эмоциональных особенностей, способствующих пониманию, осмыслению и контролю как за собственными эмоциями, так и эмоциями других, которые оказывают значительное воздействие на межличностное сотрудничество и личностный рост. Д.В. Люсин так же как М. Ка де Ври и Г. Гарднер выделяет в структуре EQ внутриличностный и межличностный интеллект. В разработанной им методике диагностики EQ отсутствует шкала эмпатии, которую все зарубежные авторы включают в структуру эмоционального интеллекта. По Д. Гоулману, для людей с высоким уровнем развития сопереживания характерно внимательно относиться к окружающим и быть способным понять чувства и переживания другого человека. Именно наличие эмпатии способствует гармоничному выстраиванию отношений с другими людьми, независимо от их социальной, национальной, политической, религиозной и нравственной принадлежности.
Нами была исследована взаимосвязь EQ с уровнем манипулятивных стратегий и уровнем фрустрации. Исследовательскую выборку составили студенты Психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ), направления подготовки «Психология образования», 3,4 курсов - будущие представители помогающей профессии.
Для диагностики EQ нами были использованы: методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла; «Опросник эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В. В. Бойко. Для диагностики уровня манипуляций были использованы: опросник
«МАК» В.В. Знакова; «Шкала диагностики манипулятивного отношения» Т. Банта; тест «Манипулятор» А.С. Прутченкова. Для диагностики уровня фрустрации была использована методика «Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации» В.В. Бойко. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования осуществлялась коэффициентом ранговой корреляции r-Спирмена.
По Н. Холлу, было выявлено, что у студентов на высоком уровне выражены «эмпатия», «распознавание эмоций других людей», «эмоциональная осведомленность». Средний и выше среднего уровни - «управление эмоциями», «самомотивация».
Н. Холл «Диагностика эмоционального интеллекта». Показатели EQ у студентов-психологов
ФИО Шкалы ЭИ Интегратив-ный уровень ЭИ
Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей
Высокий уровень 9% 13% 16% 16% 16% 13%
Средний уровень 49% 42% 32% 35% 55% 45%
Низкий уровень 42% 45% 52% 49% 29% 42%
Среднее значение по группе (в баллах) 9,16 9 8,6 8,8 9,8 45,2
Для студентов-психологов выявленные уровни показателей EQ достаточно позитивны для их будущей сферы деятельности - оказания психологической помощи лицам разных возрастных и социальных групп. По показателям «управление своими эмоциями» и «самомотивация» может быть рекомендована дальнейшая развивающая работа.
Статистический корреляционный анализ показал отрицательную, по большей части значимую связь всех парциальных шкал EQ с уровнем фрустрации. Критическое значение ге = 0,31 для п=40, для р=0,05.
Статистические показатели корреляционных связей уровня фрустрации, по В.В. Бойко, с парциальными показателями EQ, по Н. Холлу:
«Эмоциональная осведомленность» ге = - 0.219; «Распознавание эмоций других людей» ге = - 0.187; «Управление своими эмоциями» ге = - 0.402; «Самомотивация» ге = - 0.317; «Эмпатия» ге = - 0.149.
Выявленное нами преобладание среднего уровня EQ у студентов-психологов и наличие низких показателей примерно у трети является показателем для дальнейшей развивающей работы, направленной на повышение EQ и в целом эмоциональной компетентности.
Полученные корреляции позволяют сделать вывод о том, что если развивать хотя бы один из показателей эмоционального интеллекта - «эмпатию», «управление своими эмоциями» или «эмоциональную осведомленность», - это будет способствовать повышению у студентов устойчивости к фрустрациям в целом.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня манипуляций исследовалась также с помощью корреляционного статистического анализа критерием Спирмена. Критическое значение ге = 0,31 для п=40, для р=0,05.
Были выявлены отрицательные корреляции интегрального показателя EQ с уровнем манипуляций по всем авторам - В.В. Знакову (ге = -0,368), Т. Банту (ге = -0,324), А.С. Прутченкову (ге = -0,163). Выявленные отрицательные связи преимущественно статистически значимые.
Выявленные отрицательные взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект не способствует развитию манипуляций.
Таким образом, в результате диагностического анализа нами выявлены позитивные характеристики EQ -чем выше уровень EQ, тем ниже уровень фрустрации и тем ниже уровень манипуляций. То есть EQ как многомерное интегральное образование является как профессионально важным для многих сфер деятельности, так и жизненно важным как обеспечивающим преодоление разного рода фрустраций и препятствующим развитию эгоизма, манипуляций. Бесспорна актуальность разработки тренинговых программ, направленных на развитие EQ прежде всего у молодежи, в частности, у студентов.
Нами была проведено исследование динамики показателей EQ в результате воздействия гештальттренинга. Тренинг проводился со студентами в течение 5 дней, по 5 академических часов в день. Все студенты первый раз участвовали в тренинге. Количество участников в группе - 15 человек (и 15 человек -контрольная группа).
Для диагностической оценки эффективности воздействия тренинга использовалась батарея методик: «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В. В. Бойко, «Определения уровня перцептивно-невербальной компетентности» Г.Я. Розена. Для статистической оценки достоверности результатов использовался Т-критерий Стъюдента для зависимых выборок. Критическое значение Т-критерия - 2.0 для уровня значимости р=0.05.
По Н. Холлу, практически все парциальные показатели EQ значительно, статистически значимо повысились (1=2.6 , t=2.4, 1=2.1,1=2.2 , 1=1.6 для р=0.05) от средних значений, преобладающих до тренинга к высоким. По нашему мнению, такая значительная позитивная динамика и эмоциональной осведомленности, и управления своими эмоциями, и эмпатии связаны с несколькими факторами.
Результаты диагностики динамики показателей EQ до и после тренинга:
Н. Холл «Диагностика эмоционального интеллекта». Показатели EQ до и после тренинга
ФИО Шкалы ЭИ Интегра-
тивный уровень ЭИ
Эмоцио- Управление Самомо- Эмпатия Распозна-
нальная своими тивация вание
осведом- эмоциями эмоций
ленность других людей
Высокий 9% / 26% 13% / 29% 16% / 26% 16% / 29% 16% / 26% 13% / 16%
уровень
Средний 49% / 65% 42% / 55% 32% / 51% 35% / 45% 55% / 61% 45% / 65%
уровень
Низкий 42% / 9% 45% / 16% 52% / 23% 49% / 26% 29% / 13% 42% / 19%
уровень
Среднее 9,16 / 11,1 9 / 10,9 8,6 / 10,5 8,8 / 10,5 9,8 / 10,9 45,2 / 54
значение по
группе (б)
Т-критерий Р=0.05 2.6 2.4 2.1 2.2 1.6 2.41
Во-первых, ребята участвовали в интенсивной тренинговой работе первый раз. Это всегда эмоционально сильное воздействие. Во-вторых, концепция гештальтподхода предполагает фокусировку участников на своих чувствах, глубокий анализ проблемы другого члена группы и соответственно собственных трудностей и фрустраций, то есть усиление когнитивной и эмоциональной рефлексии. Кроме того, проработка всех сложных, проблемных ситуаций осуществляется в психологически безопасном, поддерживающем пространстве тренинговой группы. Члены тренинговой группы получают опыт интенсивной групповой поддержки и опыт давать эту поддержку другому, что в свою очередь способствует развитию эмпатии, социального интереса [3].
Представляем данные динамики «эмоциональных барьеров» до и после тренинга, полученные по методике В.В. Бойко - «неумение управлять эмоциями», «неадекватное проявление эмоций», «неразвитость эмоций», «доминирование негативных эмоций», «нежелание сближаться с людьми».
Результаты диагностики динамики эмоциональных барьеров, по В.В. Бойко до и после тренинга:
В.В. Бойко «Диагностика эмоциональных барьеров в общении». Показатели эмоциональных
барьеров до и после тренинга
ФИО «Помехи» в установлении эмоциональных контактов
Неумение управлять эмоциями, дозировать их Неадекватное проявление эмоций Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций Доминирование негативных эмоций Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
Высокий уровень 13% / 0% 16% / 0% 13% / 9% 16% / 0% 26% / 6%
Средний уровень 32% / 35% 45% / 39% 55% / 49% 55% / 45% 61% / 39%
Низкий уровень 55% /65% 39% / 61% 32% / 42% 29% / 55% 13% / 55%
Среднее значение по группе (б) 7,1 / 5,4 8,1 / 5,3 8,2 / 6,7 8,3 / 5,6 9,6 / 5,8
Среднее значение по группе (% ) 45% / 35% 61% / 39% 68% / 58% 71% / 45% 87% / 45%
Т- критерий Р=0.05 1.5 2.32 1.65 2.21 2.46
На диаграмме представлена динамика показателей эмоциональных барьеров, по В.В. Бойко. Все эмоциональные барьеры значительно снизились, по большинству барьеров статистически значимо. В наибольшей степени снизились проявление, доминирование «негативных эмоций» и «нежелание сближаться с людьми». В гештальттренинговой группе в безопасном, безоценочном пространстве общения, взаимодействия членам группы легче, свободнее делиться своими мыслями, чувствами, опытом, то есть реализовывать себя [3].
Результаты диагностики динамики перцептивно-невербальной компетентности, по Г.Я. Розену ^=2.5 для р=0.05):
Г.Я. Розен «Перцептивно-невербальная компетентность». Показатели перцептивно-невербальной
компетентности до и после тренинга
ФИО Уровни перцептивно-невербальной компетентности
Баллы до/после Стены до/после
Высокий уровень 3% / 19% 3% / 19%
Средний уровень 32% / 65% 32% / 65%
Низкий уровень 65% / 16% 65% / 16%
Среднее значение по группе 9,16 / 15,3 3,9 / 7,3
Перцептивно-невербальная компетентность - это способность понимать, считывать невербальные средства общения - «язык тела», мимику, позы, характеристики голоса - интонации, паузы, изменение громкости и т.д. Все то, что относится к уровню «как» говорят. Это та часть коммуникации, которая меньше контролируется и меньше искажается, очень важная для понимания мотивов, переживаний как своих, так и другого человека. В гештальттренинге уделяется особое внимание анализу как раз невербальных проявлений партнера или «клиента» в диалоге.
Выводы. Таким образом, исследование эмоционального интеллекта - сложной структуры рефлексии и регуляции эмоций, характер и интенсивность которых в свою очередь зависят от субъективной значимости каждой фрустрирующей ситуации является важнейшей задачей практической психологии в целом. EQ является значимым интегральным образованием как для представителей всех помогающих профессий, так и для жизнестойкости в любом возрасте и прежде всего в юношеском - в начальном периоде взрослости.
Нами выявлены позитивные характеристики EQ - чем выше уровень EQ, тем ниже уровень фрустрации и тем ниже уровень манипуляций. То есть EQ способствует преодолению разного рода фрустраций и препятствует развитию эгоизма, манипуляций.
Бесспорна актуальность разработки тренинговых программ, направленных на развитие EQ прежде всего у молодежи, в частности, у студентов.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» // Бюллетень ВАК Минобрнауки № 9. -2011. - № 3-5. - С. 4-39
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» от 14 декабря 2015 года. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf
3. Аврамова Т.И. Гештальт-терапевтический тренинг. Теория. Практика / Т.И. Аврамова. - Воронеж, 2002. - 76 с.
4. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. / Д. Гоулман. - Москва: АСТ, 2009. - 478 с.
5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. / Г. Гарднер. Москва: Вильяме, 2007. - 512 с.
6. Ка де Ври М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. / М. Ка де Ври. // Пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2003. - 289 с.
7. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. / Д.В. Люсин. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
8. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты / Д.В. Люсин. - Москва: Смысл, 2010. - 176 с.
9. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] / А.А. Панкратова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1(9). -С. 32-44.
10. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Д.В. Ушаков // Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С. 131-139.
11. Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI), Psicothema, 18, suppl., 2006. - 13-25 p.
12. Goleman, D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995 - 352 p.
13. Mayer, J.D., Salovey, P. Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of 1 luman Intelligence (2nd ed.), New York: Cambridge. - 396 - 420 p.
Психология
УДК 159.99
кандидат психологических наук, доцент Алексеева Наталья Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО
СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. Статья посвящена анализу профессиональной креативности, как интегративного свойства, у представителей следующих профессий: инженер, юрист, менеджер, IT специалист. Определяется значимость развития творческих способностей у человека, проводится обзор научных работ, посвященных изучению креативного процесса и креативности. Отмечаются необходимость и важность развития креативности у специалистов каждой профессии, рассматривается вопрос создания условий для развития креативности, определяются способности к креативности у специалистов выбранных профессий. Выясняются особенности не только креативного процесса, но и памяти, интеллекта, воображения, восприятия у представителей каждой профессии.
Ключевые слова: профессиональная креативность, развитие креативности, креативный процесс, творческие способности, интеллект, инженерная память, конструкторский интеллект, социальная креативность, межличностное общение, креативный подход, анализ креативности.
Anmtation. The article is devoted to analysis of professional creativity as an integrative characteristic that is appropriate to people of the following occupations: an engineer, a lawyer, a manager and an IT specialist. The significance of creative abilities development is defined; scientific works dedicated to creative process and creativity study are reviewed. The importance and necessity of creativity development at every profession representatives are showed. The question of favorable conditions fulfillment for creativity progress is considered; creative abilities of given occupations representatives are determined. The peculiarities of creative process, memory, intelligence, imagination and perception of every profession people are ascertained.
Keywords: professional creativity, creativity development, creative process, creative abilities, intelligence, engineer memory, engineering intelligence, social creativity, interpersonal communication, creative approach, creativity analysis.
Введение. "Человек, выходящий на уровень развитого творчества, более демократичен в отношениях с окружающими, не принимает никакого насилия и подавления. Талантливый человек создаёт вокруг себя климат открытости, доброжелательности, выявления спонтанных и свободных склонностей и порывов", -отмечает А.Л. Галин (1989).
Эти слова как нельзя лучше описывают креативную личность, которая столь востребована на рынке труда в настоящее время. Кадровые службы предъявляют к соискателям в различных профессиональных областях наличие этого качества - умения быть креативным.
Изложение основного материала статьи. Термин активно начинает использоваться с 1950 года, когда Дж. Гилфорд обратился к Американской психологической ассоциации с речью, в которой подчеркнул скудость исследований в области творческих способностей.Одной из главных заслуг Дж. Гилфорда считается разделение мышления на виды: дивергентное и конвергентное. Первое - это общая способность личности к порождению множества решений одной задачи, основа креативности. Однако дивергентное мышление не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью. В.И. Андреев трактует творческие способности как специальные, соответствующие требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающие уровень её результативности. Для оценки творческих способностей необходимо получить интегральную характеристику свойств и особенностей личности (интеллектуально-логических, интеллектуально-эвристических, коммуникативно-творческих способностей, способностей к самоуправлению, мотивационно-творческой активности, нравственных, мировоззренческих, эстетических особенностей личности), от которых зависит результативность соответствующего вида творческой деятельности.
В этой связи хотелось бы проанализировать креативность, как интегративного свойства, у представителей разных профессий: инженеров, юристов, менеджеров и IT специалистов.
В 90-х гг. XX в. активно изучалась способность к креативности инженеров. Было выявлено, что эти специалисты обладают высоким уровнем пространственных представлений, хорошей памятью, образностью мышления, воображением.
Е.А. Конюченко и Т.П. Линчук в статье «Творчество в инженерной деятельности» анализируя особенности инженерной деятельности, отмечают, что у инженера должно быть хорошо развито пространственное восприятие, т.е. умение переводить объективную реальность (пространства и пространственных свойств предметов) в схемы, чертежи и наоборот. Это качество важно для инженеров, занимающихся проектировочной и конструкторской работе.
Анализируя особенности инженерной памяти, В.Д. Шадриков рассматривает кратковременную, долговременную и оперативную память. Каждый из этих видов памяти характеризуется объемом и точностью запоминания. Н.А. Климов, Э.С. Чугунова отмечают, что в деятельности инженера эксплуатируются все виды памяти, а также предъявляются повышенные требования к точности и объёму памяти на цифры и числа, фигуры, зрительной, осязательной, смысловой, двигательной памяти.
К профессионально важным компонентам воображения инженера относят пространственное воображение, творческое воображение, конструкторское, техническое и научное.
Если говорить о мышлении, то важными видами является наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, оперативное, техническое мышление, комбинаторные способности, невербальные способности на основе схватывания логических связей.
В.А. Моляко выделяет 5 типов конструкторского интеллекта: аналогизирующий (на основе поиска имеющихся аналогий); комбинирующий (изменение сочетаний уже имеющихся узлов, элементов); реконструирующий (стремится к поиску необычных, оригинальных творческих решений); универсальный