УАК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
© В. Е. Ионова © Е. Н. Гильманова
Ионова Валентина Елисеевна кандидат
психологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская гуманитарная академия
e-mail: [email protected]
Гильманова Елена Николаевна студентка
факультета психологии Самарской гуманитарной академии e-mail:
В исслеловании выявлена прямая корреляционная связь уловлетворенности трулом врачей-стоматологов с такими шкалами эмоционального интеллекта, как эмоциональная освеломленность, самомотивация, эмпатия, управления эмоциями лругих.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, стрессоустойчивость, эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, удовлетворенность трудом.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что среди профессионалов сферы оказания услуг стоматологи в большей степени поставлены перед различными деликатными психологическими провокациями со стороны пациентов. В процессе взаимодействия с пациентом, как отмечает Л. А. Мурашова, важной задачей врача-стоматолога, является не только снижение страха пациента, обусловленного ожиданием болевых или неприятных ощущений в связи с лечебными манипуляциями врача, но и возможной негативной реакцией врача на часто спонтанный агрессивный протест пациента [5, с. 33—37]. Поэтому, взаимодействия с пациентом на самом близком, интимном расстоянии, по мнению М. А. Нападо-вой, врач должен уметь создать у пациента ощущение безопасности и доверия, с использованием как вербальных, так и невербальных эмоциональных средств [6, с. 122].
Таким образом, кроме прямых врачебных профессиональных умений и навыков стоматолог, как отмечает С. И. Пуйда, должен обла-
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 2 (22)
дать психологической и эмоциональной компетентностью: уметь составить индивидуальный психологический портрет пациента, психологически верно отреагировать на неблагоприятные эмоциональные проявления с целью оперативной коррекции лечебного взаимодействия [8, с. 27—28]. В конечном счете, от качества взаимодействий в процессе оказания услуги зависит также и эмоциональное благополучие самого врача-стоматолога.
Проблема эмоционального благополучия личности является достаточно актуальной в современной психологии, так как положительное эмоциональное состояние является одним из важных условий продуктивной жизнедеятельности личности. Согласно исследованиям ученых (Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, 3. Зайднер, Д. В. Люсин), негативные эмоциональные состояния вызывают эмоциональную отстраненность человека от ситуации взаимодействия, деформацию межличностных отношений [9, с. 24]. В отечественной психологии эмоциональное благополучие рассматривается в контексте изучения и диагностики эмоционального самочувствия и их функций в жизни человека (Л. М. Аболин, О. А. Воробьева, В. Р. Сары-Гузель), как показатель успешности в эмоциональной регуляции человека, а также неотъемлемой, составной части психологического благополучия человека в целом. В трудах, посвященных проблемам психологического здоровья (М. М. Авхименко, В. В. Бойко, Л. И. Ларенцова), эмоциональное благополучие рассматривается как синоним понятия «эмоциональное здоровье» [1—3].
Таким образом, эмоциональное благополучие представляет собой многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие, является показателем успешности эмоциональной регуляции человека, а также неразрывно связано с его психологическим благополучием. В качестве критерия эмоционального благополучия исследователи (А. В. Лепилин, Д. Н. Суетенков, Л. Н. Казакова) выделяют такие характеристики (критерии) эмоционального благополучия, как: преобладающий положительный эмоциональный фон; доминирующее состояние спокойствия, удовлетворенности и уверенности; направленность на позитивное отношение к другим, на основе доверия и заботы. Выделение критериев эмоционального благополучия (неблагополучия) дает возможность исследовать возможные взаимосвязи эмоционального благополучия и с другими психологическими явлениями и характеристиками личности, в частности, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью [4, с. 28—30]. Наряду с рассмотренными понятиями, в 90-е годы в зарубежных исследованиях появилось также и понятие «эмоциональная компетентность». Так, например, Г. Орме определяет понятие «эмоциональная компетентность», как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний, рассматривает как новообразование субъекта деятельности, формируемое в процессе этой деятельности, представляющее собой не только системное проявление знаний, умений, способностей, но и совокупность свойств личности человека и его эмоциональные знания, умения и навыки, то есть, эмоциональный интеллект, позволяющий успешно решать профессиональные задачи. Эмоциональное благополучие (эмоциональная компетентность или эмоциональный интеллект), как психологический ресурс, позволяет оперативно противостоять профессиональному стрессу или предупреждать его негативные проявления до
того, как они могут нанести существенный вред здоровью врача-стоматолога. Понятие эмоционального интеллекта, согласно концепции Г. Орме, есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [7, с. 232].
В структуру эмоционального интеллекта исследователи (Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин) включают ряд вполне диагностируемых шкал: шкалу эмоциональной осведомленности, способствующей распознаванию собственных эмоции и способствующих более эффективной коммуникации с пациентами, позволяющей адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и выражать разнообразие своих эмоций; шкалу управления своими эмоциями, тесно связанной с самоконтролем и с психическим здоровьем; шкалу самомотивации, выполняющей когнитивную функцию, связанную с эмоциональной сферой, с выражением и пониманием своих эмоций и управлением своим поведением за счет управления эмоциями; шкалу эмпатии, связанную с умением войти в личный мир пациента и его меняющимися переживаниями; а также шкалу управления эмоциями других, предполагающей умение оперативно реагировать на эмоции пациента и перестраивать деловое взаимодействие [9, с. 25—26].
Таким образом, для достижения цели данного исследования — выявления взаимосвязи эмоционального благополучия (эмоциональной компетентности) и удовлетворенности врача-стоматолога своим трудом, в диагностических целях использовались шкалы эмоционального интеллекта. Предполагается, что выявленные взаимосвязи шкал с удовлетворенностью трудом врачей-стоматологов позволят целенаправленно корректировать эмоциональную компетентность врачей-стоматологов.
Цель исследования — выявить взаимосвязь эмоционального благополучия врача-стоматолога с его удовлетворенностью трудом.
Объект исследования — удовлетворенность трудом врача-стоматолога.
Предмет исследования — взаимосвязь удовлетворенности трудом врача-стоматолога с его эмоциональным благополучием.
Гипотеза исследования — удовлетворенность трудом врача-стоматолога взаимосвязана с его эмоциональным благополучием (шкалами эмоционального интеллекта).
Методика исследования
1. Для исследования эмоционального благополучия (эмоциональной компетентности) использовалась методика «эмоциональный интеллект», поскольку эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции деятельности, самомотивации и сохранения психоэмоционального здоровья [7, с. 186]. Данная методика позволяет выявлять следующие профессионально-необходимые способности врача-стоматолога: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, эмпатия и оперативное управление эмоциями других людей.
2. Для исследования удовлетворенности трудом использовалась методика «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева [10, с. 134].
Данная методика состоит из шкал: интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, общая удовлетворенность трудом. Методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.
3. Для установления взаимосвязи шкал эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности) с удовлетворенностью трудом и, применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании участвовали 27 медицинских работников, представляющих четыре направления стоматологии: стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги, стоматологи-парадонтологи и стоматологи-ортопеды. Возраст респондентов от 29 до 67 лет, стаж работы от 2 до 45 лет.
Результаты исследования
Для исследования особенностей эмоционального интеллекта врачей-стоматологов применялась методика «Эмоциональный интеллект». Результаты следования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Абсолютное и относительное количество испытуемых по шкалам эмоционального интеллекта (%)
Уровни развития Шкалы
Эмоционал ьная осведомлен ность Управление своими эмоциями Самомотив ация Эмпатия Управление эмоциями других
Высокий 7 (25,9%) 3 (11,1%) 7(25,9%) 8(39,6%) 6 (22,2%)
Средний 10 (37%) 11(40,7%) 16(59,2%) 9(33,3%) 9 (33,3%)
Низкий 10(37%) 13(48,1%) 5(28,5%) 11(40,7%) 12 (44,4%)
Из таблицы 1 видно, что высокие показатели эмоциональной осведомленности выявлены пока только у 25,9% испытуемых, среднего уровня 37%, у 37% — низкого уровня; высокого уровня умения управлять своими эмоциями выявлено только у 11,1%, средего у 40,7% и низкого — у 48,1%; самомотивация высокого уровня — у 25,9%, среднего уровня у 59,2% испытуемых и низкого уровня у 28,5%; показатели эмпатии высокого уровня — у 30,6%, среднего — у 33,3% и низкого — у 40,7% испытуемых. По очень важной шкале управления эмоциями других высокого уровня только у 22,2%, среднего — у 33,3% и низкого уровня — у 44,4% испытуемых.
Таким образом, очевидна необходимость коррекции эмоциональной компетентности практически по всем шкалам, и особенно, по шкалам управления эмоциями других, самомотивации, и по шкале управления эмоциями других.
Распределение удовлетворенности врачей-стоматологов трудом по уровням представлено в таблице 2.
Таблица 2
Показатели удовлетворенности трудом врачей-стоматологов (в %)
Уровни удовлетворенности трудом
Высокий Средний Низкий
74% (20 ч.) 22% (6 ч.) 4% (1ч.)
По итогам опроса выявлен у 74% врачей-стоматологов высокий уровень удовлетворенности трудом. Средний уровень выявлен у 22 % врачей, и 4% врачей-стоматологов данной выборки показали низкий уровень удовлетворенности своим трудом, что возможно обусловлено низкими показателями шкал эмоциональной компетентности. Таким образом, 26% врачей не удовлетворены своей профессиональной деятельностью.
Чтобы выявить наиболее значимые взаимосвязи шкал эмоционального интеллекта с удовлетворенностью трудом врачей-стоматологов, для последующей целенаправленной коррекции именно этих важных для деятельности врача-стоматолога шкал, расчеты проводились с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования корреляционных связей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели корреляционных связей удовлетворенности трудом и шкал эмоционального интеллекта врачей-стоматологов
Шкалы Удовлетворенность трудом
эмоционального коэффициента ранговой уровень значимости
интеллекта корреляции Спирмена (rs)
Эмоциональная 0,61 0,0007
осведомленность
Управление своими 0,48 0,010
эмоциями
Самомотивация 0,54 0,003
Эмпатия 0,58 0,001
Управление эмоциями 0,61 0,0006
других
Итоговый балл 0,65 0,0002
В результате расчетов выявлена прямая корреляционная связь удовлетворенности трудом врачей практически со всеми шкалами: со шкалой эмоциональной осведомленности, со шкалой самомотивации, со шкалой эмпатии, со шкалой управления эмоциями других. Причем корреляция со всеми шкалами определена на 1% менее уровня значимости.
В частности, выявленная корреляционная связь удовлетворенности трудом врачей со шкалой эмоциональной осведомленности, свидетельствует о том, что распознавание собственных эмоций врачами способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать разнообразие своих эмоций.
Корреляционная связь удовлетворенности трудом врачей со шкалой самомотивации является важной, и свидетельствует о том, что она выполняет когнитивную функцию, тесно связана с эмоциональной сферой, выражением и пониманием своих эмоций, управлением своим поведением за счет управления эмоциями.
Корреляционная связь удовлетворенности трудом врачей со шкалой эм-патии, также свидетельствует о важности умения войти врача-стоматолога в личный мир пациента и его меняющимися переживаниями.
Корреляционная связь удовлетворенности трудом врачей со шкалой управления эмоциями других столь же важна и свидетельствует о необходимости умения врача-стоматолога оперативно реагировать на эмоции пациента и перестраивать взаимодействие по обслуживанию пациента.
Корреляционная связь удовлетворенности трудом со всеми шкалами, т. е., всеми этими шакалами свидетельствует о том, что все эти перечисленные профессионально-значимые умения должны быть в наличии у врача-стоматолога и существенно влияют и на эмоциональное благополучие и на удовлетворенность трудом врачей-стоматологов.
Выводы
Обнаруженные взаимосвязи требуют разработки и реализации в работе с врачами-стоматологами программы развития у них таких профессионально-важных умений эмоциональной компетентности во взаимодействиях с пациентами как умение распознавать эмоции пациента и адекватно реагировать на актуальные в данный момент эмоции пациента, умения управлять своими эмоциями в процессе лечебного взаимодействия, коррекции самомотивации деятельности, развития умений проявления (рациональной, эмоциональной и действенной) эмпатии по отношению к пациенту, а также умения управлять эмоциями своих пациентов в процессе лечебного взаимодействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авхименко М. М. Некоторые факторы риска труда медика // Медицинская помощь. 2003. № 2. С. 25—29.
2. Бойко В. В. Психология боязни и страха в стоматологической практике // Институт стоматологии. 2003. № 1 (18). С. 6—11.
3. Ларенцова Л. И. Профессиональный стресс стоматологов. Москва : Медицинская книга, 2006. 148 с.
4. Лепилин А. В., Суетенков Д. Е, Казакова Л. Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. Т. 3. № 3-4. С. 28—30.
5. Мурашова Л. А. Общение с пациентами: влияние эмоциональных барьеров и коммуникативной агрессивности у медработников на эффективность общения // Перспективы науки. 2010. № 3(05). С. 33—37.
6. Нападова М. А. Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии. Киев : Здоровье. 2016. С. 24—28.
7. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. Москва : КСП+, 2003. 236 с.
8. Пуйда С. И. Факторы, оказывающие негативнее влияние на формирование взаимоотношений врача и пациента на стоматологическом амбулаторном приёме // Российский стоматологический журнал. 2008. № 2. С. 27-30.
9. Роберте Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. C. 35—36.
10. Фетиекин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П.Фетискин, В. В.Козлов, Г. М. Мануйлов. Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 473 с.
REFERENCES
1. Avkhimenko M.M. Nekotorye faktory riska truda medika [Some risk factors for the medical profession] // Meditsinskaya pomoshch. 2003, No. 2, Pp. 25-29. (in Russian).
2. Boyko V.V. Psychology of fear and anxiety in dental practice. Institut stomatologii [Institute of Stomatology], 2003, No. 1 (18), Pp. 6-11. (in Russian).
3. Larentsova L.I. Professional'nyy stress stomatologov [Professional stress of dentists], Moskva, Meditsinskaya kniga publ, 2006, 148 p. (in Russian).
4. Lepilin A.V., Suetenkov D.E., Kazakova L.N. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Dentistry of Childhood and Prevention]. Vol. 3: Psychoemotional stress as the basis of dentofobia and the cause of stress development, 2004, No. 3-4. Pp. 28-30. (in Russian).
5. Murashova L.A. Perspektivy nauki [Perspectives of science], Tambov, 2010, No. 3 (05), Pp. 33-37. (in Russian).
6. Napadova M.A. Meditsinskaya deontologiya i psikhoterapiya v stomatologii [Medical deontology and psychotherapy in dentistry], Kiev, Zdorov'e publ, 2016. (in Russian).
7. Orme G. Emotsional'noe myshlenie kak instrument dostizheniya uspekha [Emotional thinking as a tool for achieving success], Moskva, KSP plus publ, 2003. (in Russian).
8. Poujda S.I. Rossiyskiy stomatologicheskiy zhurnal [Russian Dental Journal], 2008, No. 2, Pp. 27-30. (in Russian).
9. Roberts R.D., Matthews J., Zaydner M., Lyusin D.V. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 2004, vol. 1, No. 4. Pр. 35-36. (in Russian).
10. Fetiskin N.P. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups], Moskva, Publ of the Institute of Psychotherapy, 2002, 473 p. (in Russian).
THE CONSATENATION BETWEEN JOB SATISFACTION OF THE DOCTOR-STOMATOLOGIST AND HIS EMOTIONAL WELL-BEING
V. Ionova, E. Gilmanova
In study was revealed a direct correlation between job satisfaction of the doctor-stomatologist with such scales of emotional intelligence as emotional awareness, self-motivation, empathy, modulation of others' emotion and all studied scales.
Key words: emotional well-being, compliance with the pressures, emotional competence, emotional intelligence, job satisfaction.