11. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 1. С. 64-68.
12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. СПб.: Речь, 2005.
13. Мухамедрахимов Р.Ж., Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. 2008. № 2. С. 37-44.
14. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007.
15. Fearon R.P., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H., Lapsley A., Roisman G.I. The significance of insecure attachment and disorganization in the development of children's externalizing behavior: A meta-analytic study // Child Development. 2010. № 81. P. 435-456.
16. Kuftyak E. Relation of child's attachment with proximity relationships in family // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 165. P. 131-135.
17. Main M., Cassidy J. Categories of response to reunion withthe parent at age 6: predictable from infant attachment classifications and stable over a 1-month Period // Development Psychology. 1988. №24. Р. 425-426.
18. Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. №81. P. 305-321.
19. Petrie A.J., Davidson I.F. Toward a grounded theory of parent preschool involvement // Early Child Development and Care. 1995. №111. P. 5-17.
20. Spitz R.A. The first year of life. N. Y., 1965.
Психология
УДК:37.032
кандидат психологический наук Лучшева Людмила Михайловна
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Пустовалова Виктория Вячеславовна
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЛИДЕРСКИМИ КАЧЕСТВАМИ У
СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь эмоционального интеллекта (компонентов эмоционального интеллекта) с лидерскими качествами на примере студентов входящих в состав студенческого совета.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, лидерские качества, студент.
Annotation. In article the interrelation of emotional intelligence (components of emotional intelligence) with leadership skills on the example of the students who are a part of student council is considered.
Keywords: emotional intelligence, components of emotional intelligence, leadership skills, student.
Введение. Феномен лидерства интересовал ученых с давних времен и поэтому его изучению по сей день уделяется много внимания. Данный феномен интересен не только с точки зрения возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, юридической психологии, но и психологии менеджмента, педагогической психологии и др.
Формулировка цели статьи. Все мы принадлежим различным группам, и на разных этапах их развития и существования появляется лидер. Лидер способен оказывать влияние на настроение членов группы, взаимоотношения, поведение, интересы и деятельность. Но вместе с тем, лидер должен быть способен определять свое эмоциональное состояние и членов группы, для более успешного функционирования группы, выстраивания межличностных отношений, этому способствует сформированный высокий уровень эмоционального интеллекта.
Изложение основного материала статьи. Исследователи П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году проанализировав имеющиеся на тот момент различные работы, так или иначе касающиеся изучения и понимания человеком своих эмоций и эмоциональных переживаний других людей, ввели понятие «эмоционального интеллекта». Авторами был разработан конструкт эмоционального интеллекта, включающий в себя: понимание и регуляцию эмоций, выстраивание на этой основе свое мышление и поведение. Позднее Д. Гоулман добавил ещё несколько компонентов: энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. В окончательном виде после доработок автором данный конструкт состоит из: социальной чуткости, управлением взаимоотношениями, самосознания, самоконтроля и восемнадцати навыков [1].
Р. Бар-Он выделил пять компонентов эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. В последнее время интерес к исследованию эмоционального интеллекта в нашей стране возрос и это подтверждается работами таких ученых как И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова, Д.В. Ушаков.
Нам близка позиция Д.В. Люсина, который считает, что эмоциональный интеллект - это «способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими» [3, с 34]. По мнению ученого структура эмоционального интеллекта трёхкомпонентная и состоит из: межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, а также способности к управлению и пониманию своих эмоций и другого человека. Данные способности могут формироваться под влиянием интереса не только к своему внутреннему миру, но миру другого человека, его интересам, ценностям, поведению. Эмоциональный интеллект, это сложный конструкт, проявляющийся в когнитивных способностях и личностных характеристиках.
Формирование эмоционального интеллекта начинается с детского возраста и продолжается в течение всей жизни человека. Именно сформированный высокий уровень эмоционального интеллекта способствует выстраиванию качественных межличностных отношение, в любом возрасте, будь то студенческая группа, или производственный коллектив. В первую очередь высоким эмоциональным интеллектом должен обладать лидер в коллективе или группе.
Нет общепризнанного определения «лидер», ученые относят его к социальному явлению, проявляющемуся и существующему только в условиях группы, при решении задач и достижении общей цели, распределении ресурсов. Лидер оказывает влияние на группу и обеспечивает реализацию групповых задач, принимает ответственность на себя в значимых вопросах и ситуациях, пользуется авторитетом, может увлечь за собой других. Исследователь Р. Стогдилл сделал попытку объединить имеющиеся определения лидерства в группы, в число которых вошли лидерство как: умение убеждать, проявление личностных черт, власть, действие и поведение, инструмент достижения цели и др. [21.
Группа не может существовать без лидера. Он нужен для урегулирования межличностных отношений, включающих в себя личностную и деловую сферы. Именно от лидера, влияющего на обе стороны жизни любой группы, будет зависеть эффективность группового взаимодействия. Лидер может быть и официальным и не официальным, но в любом случае, он является авторитетом для членов своей группы, именно за ним признается право решающего голоса в принятии важных решений, организации деятельности и регулировании взаимоотношений в самой группе.
В основу классификаций лидерства положены следующие основания: содержание, характер и направленность деятельности. Так же существуют несколько подходов включающих в себя различные теории лидерства. Например, подход с позиции личностных качеств. В нем преобладают теории, в которой считается, что лидер - это человек, обладающий определенным набором качеств, способностей и умений, психологических качеств и черт (К. Бэрд). В поведенческом подходе предпочтение отдается обучению эффективным формам управленческого поведения (Д. МакГрегор, К. Левин, Р. Лайкерт и др.). В ситуационной теории лидерства решающими для формирования эффективной лидерской позиции являются различные ситуационные факторы, но учитываются поведенческие и личностные характеристики человека (П. Херси и К. Бланшар). Современные подходы ориентируются на совокупность всех накопленных в науке теорий.
Несмотря на многочисленные теории лидерства, трудно сформулировать единое определение понятия «лидерство» и «лидер». Безусловно, лидерство это социальное явление имеющее отношение к разным организованным группам, имеющим перед собой определенную цель. В группе постоянно приходится решать различные проблемы, так или иначе имеющие отношение ко всем членам группы. При решении поставленной задачи или движении к общей цели происходит взаимодействие, которым нужно управлять, таким образом, возникает или выдвигается на передний план человек, который берет на себя функции и обязанности лидера группы.
Мы будем придерживаться мнения Б. Г. Мещерякова, который считает, что лидерство это степень влияния лидера на группу для осуществления групповых задач [4].
Лидер это человек, которого признают как авторитетного человека, обладающего привлекательными чертами, имеющего влияние на группу, способного увлечь за собой. В любых ситуациях и условиях необходим лидер, так как именно он способен регулировать внутригрупповые процессы. Именно за лидером признается право принимать ответственные решения в сложных и не определенных ситуациях. Лидер способен организовать любую совместную деятельность и влиять на взаимоотношения в группе, регулировать спорные ситуации. Исходя их этого, выделяют лидеров по содержанию, характеру и направлению деятельности.
Лидерские качества - это выработанные личностью умения, навыки и определённые качества, необходимые для решения лидерских задач и организации сотрудничества в студенческой группе. Разные авторы к наиболее значимым чертам относят следующие: дружелюбие, энтузиазм, эмоциональную выносливость, порядочность. Следует, отдельно остановится на приобретенных лидером умениях, которые являются необходимыми для успешного взаимодействия с группой, к ним можно отнести: дипломатичность, умение брать на себя ответственность, гибкость, умение убеждать, умение быть надежным, понимать юмор, заручаться поддержкой, разбираться в людях, умение рисковать и т.д.
К основным необходимым лидеру качествам можно отнести следующие: уверенность в себе, готовность оказывать поддержку, самомотивация, активная жизненная позиция, готовность к риску, понимание себя, умение создавать условия для развития своей команды, инициативность.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что успех в любом деле зависит от сформированных лидерских качеств и эмоционального интеллекта у лидера группы. Данный вывод сделал Д. Гоулман, который много внимания уделил исследованию эмоционального интеллекта. Именно у лидера должен быть сформирован на высоком уровне эмоциональный интеллект, который позволяет понимать эмоциональное состояние другого человека. Эмоциональный интеллект состоит из важных областей необходимых для межличностного взаимодействия: самосознания, социальной чуткости самоконтроля и умениями в управлении отношениями. Для студентов-лидеров развитое самосознание может помочь в контроле над своими эмоциями, сопереживанию, анализу своего поведения, самообладанию.
Социальная чуткость помогает студентам-лидерам, оказывать помощь и поддержку первокурсниками, которые могут испытывать проблемы в адаптации к вузу, страхи, тревожность. Тактичное отношение внутри студенческого сообщества позволяет членам студенческого совета помогать в решении сложных ситуаций, в которых оказываются студенты.
Именно сформированный эмоциональный интеллект в первую очередь у членов студенческого совета, является ключевой способность обеспечивающей качественное взаимодействие в студенческой среде.
Исходя из вышесказанного, было проведено исследование к котором приняло участие 50 человек, все респонденты являются представителями студенческого совета и студенческих отрядов НФИ КемГУ. В исследовании были применены следующие методики: Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла), тест - опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест « Я - Лидер» (А.Н. Лутошкин).
Рассмотрим результаты, полученные в ходе применения теста эмоционального интеллекта Н. Холла. Результаты полученные по шкале О «Эмоциональная осведомленность» следующие: у преобладающего
количества респондентов (53%) выявлен высокий уровень эмоциональной осведомлённости. Полученные результаты позволяют утверждать, что респонденты отлично разбираются в своих эмоциях, понимают причину их возникновения. В 27% случаях уровень эмоциональной осведомленности респондентов средний, данные студенты понимают и осведомлены о своем внутреннем состоянии, умеют управлять и работать со своими эмоциям. Только у 20% опрошенных выявлен низкий уровень осведомленности. Данные респонденты испытывают сложности в идентификации чувств и эмоций как своих, так и других студентов.
По шкале 8 «Управление своими эмоциями» получены следующие результаты: у 47% респондентов -высокий уровень, у 41% - средний и у 12% студентов низкий уровень выраженности. Полученные результаты позволяют утверждать, что большинство студентов умеют управлять своими эмоциями и настроением. Они устойчивы к внешним раздражителям, отходчивы, легко переключаются. Лишь незначительное количество студентов испытывают трудности при изменении своего эмоционального состояния, они эмоционально ригидные, не способны контролировать внешнее проявление своих эмоций.
По шкале Р «Самомотивация» выявлено, что 46 % респондентов высокий уровень самомотивации, у 42% средний уровень. Данные респонденты способны достигать поставленную цель, при этом управляя своим настроением и эмоциональным состоянием. У 12 % определен низкий уровень, это указывает на то, что студенты с огромными усилиями достигают целей, которые ставят перед собой, при этом испытывают сложности в распределении сил и способов её достижения. Данные студенты при получении отрицательного результата не способны скрывать свои чувства, долго переживают негативные эмоции и настроение.
По шкале А «Эмпатия» получены следующие результаты: у 58% респондентов средний уровень, у 27% высокий и 15% низкий уровень развития эмпатии. Полученные результаты позволяют говорить о том, что большая часть респондентов с трудом могут сочувствовать и сопереживать другому студенту. Они не могут понять переживания другого человека, не понимают его внутренний мир, не могут эмоционально поддержать. Средний и низкий уровни развития эмпатических способностей могут стать препятствием для межличностного общения и налаживания доверительных отношений между людьми.
Полученные данные по шкале Э «Распознавание эмоций других людей» близки к описанным выше. Только у 18% студентов сформирован высокий уровень развития умений распознавать эмоции и эмоциональные состояния других людей. Значительная часть респондентов имеют средний (52%) и низкий (30%) уровни распознавания эмоций. Большинство опрошенных студентов с большим трудом могут интерпретировать и идентифицировать внутреннее состояние другого, не способны подстроится под него.
В результате исследования уровня развития эмоционального интеллекта методикой Д. Гоулмана получены следующие результаты. По шкале «Общий эмоциональный интеллект» выявлено, что 32% студентов имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Полученные данные позволяют предположить, что респонденты на достаточном высоком уровне способны интерпретировать и идентифицировать не только свои эмоции, но и эмоции других студентов. При межличностном общении с другими студентами и преподавателями у них не возникает сложностей, т.к. они интерпретируют настроение и внутреннее состояние окружающих. У 68% студентов средний уровень развития эмоционального интеллекта. Студентов имеющих низкий уровень развития эмоционального интеллекта выявлено не было.
У 23% респондентов внутренний эмоциональный интеллект имеет высокий уровень развития. Данные студенты способны интерпретировать и идентифицировать свои внутренние переживания, склонны к самоанализу, умению управлять своим эмоциональным состоянием. У преобладающего количества респондентов (77%) выявлен средний уровень развития внутреннего эмоционального интеллекта. Полученные результаты позволяют заключить, что они на достаточном уровне могут прислушиваться к себе, понимать свое внутреннее эмоциональное состояние, подстраивать свои эмоции под окружающую ситуацию. Студентов с низким уровнем развития внутреннего эмоционального интеллекта выявлено не было.
По шкале «Социальный эмоциональный интеллект» выявлено, что у 15% испытуемых высокий уровень развития. Данные студенты эффективны в межличностном групповом взаимодействии. Большинство респондентов (80%) имеют средний уровень развития социального интеллекта. Полученные результаты говорят о том, что данные студенты могут налаживать межличностное взаимодействие, умеют понимать другого человека, обращают внимание на невербальные сигналы. К сожалению, у 5 % респондентов низкий уровень развития социального интеллекта. Данные студенты не понимают переживания и эмоции других людей, из-за этого могут возникать межличностные конфликты.
По шкале «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» выявлены следующие результаты, у 33% студентов высокий уровень, у 60% студентов средний и 7% низкий уровни. Большинство студентов понимают важность развития своих творческих способностей, потребностей, эмоций, но не всегда прикладывают к этому усилия.
Полученные данные по методике «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого позволяет утверждать, что преобладающее количество студентов со средне выраженными лидерскими качествами (52%), у 8 % ярко выраженные лидерские качества, для 10% респондентов лидерство выражается склонностью к диктату. В целом можно сделать вывод, что лидерские качества выражены у большинства опрошенных респондентов, для них характерны такие качества как: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, гибкость, обязательность, инициативность. Для респондентов характерна самостоятельность в принятии решений, ответственность, рискованность, тактичность, участливость, бдительность. Они могут убеждать, быть внимательными к членам своей группы, коммуникабельны и обладают высокой адаптивностью.
У 30 % респондентов слабо выражены лидерские качества, это говорит о том, что они испытывают затруднения, при принятии решений, боятся ответственности, не инициативны, у них возникают трудности при общении с другими студентами.
С помощью методики «Я - лидер» было определено, что большинство студентов-лидеров обладают такими умениями на высоком и среднем уровне как: осознание цели своей деятельности (68% и 32%), умение работать в группе (54% и 46%), умение влиять на окружающих людей (62% и 38%), умение управлять собой (36% и 64%), умение решать свои проблемы и других студентов (42% и 58%), наличие творческого подхода (32% и 68%), наличие сформированных организаторских способностей (28 и 73%).
Корреляционный анализа (коэффициент корреляции г-Пирсона) взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими качествами студентов показал, что имеется положительная взаимосвязь между определенными характеристиками эмоционального интеллекта с лидерскими качествами, а именно: компонент
«Самомотивация» взаимосвязан с компонентом «Творческий подход» (г=0,294; р— 0,05); компоненты «Эмоциональная осведомленность» и «Влияние на окружающих» (г=0,443; р— 0,01). Сильная взаимосвязь существует между компонентами «Умение работать в группе» и «Управлением собственными эмоциями» (г=0,412; р— 0,01). Выявлена взаимосвязь между «Социальным эмоциональном интеллектом» и «Умением влиять на окружающих» (г=0,309; р— 0,05), слабая взаимосвязь между компонентами «Внутренний эмоциональный интеллект» и «Умением решать проблемы» (г=0,297; р— 0,05). Кроме этого была выявлена слабая взаимосвязь между компонентами «Внутренний эмоциональный интеллект» и «Умением управлять собой» (г=0,239; р— 0,05); сильная взаимосвязь между компонентами «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» и «Организаторские способности» (г=0,402; р— 0,01). Выявлена слабая взаимосвязь между компонентами «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» и «Умением управлять собой» (г=0,334; р— 0,05); между компонентами «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» и «Творческий подход» (г=0,327;р^ 0,05).
Выводы. Проведенный корреляционный анализ подтвердил существование взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими качествами студентов. Кроме этого, полученные результаты позволяют констатировать достаточно высокое развитие лидерских и организаторских способностей у студентов представителей студенческого совета. Не смотря на то, что студентов с низким уровнем развития эмоционального интеллекта выявлено незначительное число и отсутствуют студенты с низким уровнем лидерских качеств, анализ полученных результатов позволяет констатировать, что со студентами необходимо проводить психологическую работу, направленную на развитие эмоционального интеллекта, лидерских и организаторских качеств, которые будут способствовать выстраиванию эффективных межличностных отношений и, следовательно, повышению качества работы студенческого совета.
Литература:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман - Москва: Издательство «АСТ Москва» 2009. - 478 с.
2. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли [Текст] / Е. В Кудряшова - Архангельск.: Издательство ПМПУ, 1996. - 256 с.
3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д. В. Люсин. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 29 - 36.
4. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков - Москва: Прайм-Еврознак 2007. - 672 с.
Психология
УДК 159.923.2
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ДПО Малютина Татьяна Владимировна
Омский государственный медицинский университет (г. Омск); заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития, доктор психологических наук, профессор Морозова Ирина Станиславовна
Кемеровский государственный университет (г. Кемерово)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО
ВУЗА
Аннотация. В настоящее время проблема становления профессиональной идентичности требует более детального изучения, это связано с тем, что она формируется в процессе профессионального становления и выступает одним из значимых показателей характеристики личности профессионала. Исследования, посвященные изучению проблемы профессиональной идентичности, становятся особенно актуальными, так как необходимо ее развитие еще на этапе вузовской подготовки. Статья посвящена изучению данного феномена, на примере студентов медицинского вуза. В работе представлены результаты проведенного эксперимента, выделены статусы идентичности студентов и дана их характеристика.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, статус идентичности, студент медицинского вуза, профессионализация, высшее образование.
Annotation. Nowadays the problem of professional identity becoming needs more detailed research, it is connected with the fact that it is formed in the process of professional becoming and stands out as one of the significant indexes of a characteristic of a professional personality. The research devoted to the study of the problem of professional identity becomes especially actual as its development is necessary at the stage of high school preparation. The article is devoted to the research of this phenomenon on the model of medical high school students. The results of the experiment are introduced in the work, the statuses of students' identity are distinguished, their characteristic is given.
Keywords: professional identity, status of identity, medical high school student, professionalization, higher education.
Введение В настоящее время профессиональная идентичность обсуждается как «сложный интегративный психологический феномен» [5], как «ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития» [3].
Нами профессиональная идентичность характеризуется, как системное, многоуровневое динамическое явление, которое непосредственно связано с профессиональным самосознанием, самоопределением, профессиональным развитием личности в целом, профессиональная идентичность выступает как один из основных критериев процесса профессионализации личности [2].