Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / COPING STRATEGIES / MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т.П., Гунько А.П.

В статье представлены результаты исследования эмоционального интеллекта икопинг-стратегий у студентов медицинского университета. Выявлены особенности управления и понимания своих и чужих эмоций в ходе коммуникаций с другими людьми. Особенности использования различных копинг-стратегий в сложных жизненных ситуациях. А также взаимосвязь высоких показателей эмоционального интеллекта и продуктивных копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усынина Т.П., Гунько А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND COPING STRATEGIES WITH STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of studies of emotional intelligence and coping strategies among students of the medical university. You see the peculiarities of managing and understanding your own and others' emotions in the course of communication with other people. Features of using various coping strategies in difficult life situations. As well as the connection of high indicators of emotional intelligence and productive coping strategies.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 159.9.072

Усынина Т.П., к.психол.н.

доцент

кафедра «Психиатрия и наркология»

Гунько А.П. студент 3 курса факультет «Клиническая психология» Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоционального интеллекта икопинг-стратегий у студентов медицинского университета. Выявлены особенности управления и понимания своих и чужих эмоций в ходе коммуникаций с другими людьми. Особенности использования различных копинг-стратегий в сложных жизненных ситуациях. А также взаимосвязь высоких показателей эмоционального интеллекта и продуктивных копинг-стратегий.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, студенты медицинского университета, юношеский возраст.

Usynina T.P., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department "Psychiatry and Narcology"

Orenburg State Medical University Russia, Orenburg Gunko A.P. student

3 course, faculty "ClinicalPsychology" Orenburg State Medical University Russia, Orenburg

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND COPING

STRATEGIES WITH STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Annotation. The article presents the results of studies of emotional intelligence and coping strategies among students of the medical university. You see the peculiarities of managing and understanding your own and others' emotions in the course of communication with other people. Features of using various coping strategies in difficult life situations. As well as the connection of high indicators of emotional intelligence and productive coping strategies.

Key words: emotional intelligence, coping strategies, medical university students, adolescence.

На сегодняшний день возрастают требования к специалистам различных направленностей, в первую очередь к будущим врачам и к их профессионально-значимым качествам. Обществу необходимы специалисты, не только владеющие знаниями, умениями и навыками, но и умеющие контролировать и противостоять меняющимся условиям жизни. Это побуждает человечество все чаще задумываться о большом значении эмоций и поведения в деятельности будущего врача, в том числе и об эмоциональном интеллекте и копинг-стратегиях, которые позволяют справиться с трудной жизненной ситуацией специалиста и оказывать высококвалифицированную помощь пациентам.

Цель исследования: выявить особенности эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у студентов педиатрического факультета.

Исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «ОрГМУ» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие студенты 1 курса педиатрического факультета (40 человек) в возрасте 18-22 лет.

В качестве методов исследования использовались: методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла; методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазурского.

В результате исследования было выявлено, чтоу большинства студентов педиатрического факультета преобладает высокий уровень по таким показателям эмоционального интеллекта как: «Эмоциональная осведомленность» (75%), «Самомотивация» (60%), «Эмпатия» (65%), «Распознавание эмоций других» (65%), по шкале «Управление собственными эмоциями» (55%) преобладает средний уровень. По методике Копинг -тест Р. Лазуруса по таким шкалам как «Конфронтация» (70%), «Дистанцирование» (70%), «Самоконтроль» (70%), «Поиск социальной поддержки» (60%), «Бегство-избегание» (60%), «Планирование решения проблемы» (62%), «Положительная переоценка» (60%) преобладает средний уровень. «Принятие ответственности» характеризуется равным соотношением высокого (42%) и среднего (43%) уровня.

В результате эмпирического исследования была выявлена положительная корреляция между шкалами «Эмпатия» и «Конфронтация» (р<0,05), «Эмпатия»-«Поиск социальной поддержки» (р<0,05), «Эмпатия»-«Планирование решений» (р<0,05), «Распознавание эмоций других»-«Поиск социальной поддержки» (р<0,1), «Управление своими эмоциями»-«Планирование решений» (р<0,01), «Эмоциональная осведомленность»-«Планирование решений» (р<0,001), «Управление своими эмоциями»-«Самоконтроль» (р<0,1) и отрицательная корреляция между шкалами «Самомотивация»-«Бегство-избегание» (р<0,1), «Управление своими эмоциями» - «Бегство-избегание» (р<0,1), «Эмоциональная осведомленность» - «Конфронтация» (р<0,05).

Студенты с высоким уровнем самомотивации умеют определять то, что чувствуют и понимать связь между своими чувствами и действиями. Они осознают ответственность за свои решения, вследствие чего, они сознательно отказываются от реагирования по типу уклонения. Для таких людей свойственно наличие таких особенностей личности как: управление своим поведением, за счет управления эмоциями.

Развитый канал эмпатии характеризуется высоким уровнем эмоциональности, частым пренебрежением своего «Я» в пользу окружающих, что приводит к перенапряжению личности. Вследствие чего студенты прибегают к стратегии «Конфронтация» для разрядки эмоционального напряжения и это может наблюдаться во враждебности и неоправданном упорстве.

Также эмпатия приводит к пониманию эмоций окружающих и, следовательно, повышает качество общения с людьми. Что выражается в стремлении к коммуникативным контактам и поиску социальной поддержки. Такие студенты ожидают внимания, совета, сочувствия со стороны других людей.

Эмпатия, как способность принимать чужую точку зрения, может быть рассмотрена важным ресурсом для развития такого копинга как «Планирование решений», позволяющего более четко оценить проблему и выработать больше вариантов ее решения. Это проявляется в планировании собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Распознавание эмоций других позволяет налаживать социальные контакты, тем самым в трудной ситуации для студентов будет характерно использование копинга «Поиск социальной поддержки». Для таких людей свойственно умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, а также привлечение внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.

Понимание и управление своими эмоциями приводит к осознанию ситуации и ее объективных особенностей, что приводит к рациональному решению проблемных ситуаций с помощью стратегий «Самоконтроль», «Планирование решения проблемы» и избеганию таких стратегий как «Конфронтация» и «Бегство-избегание». Это проявляется в контроле поведения, стремлении к самообладанию и эмоциональной гибкости.

Таким образом, для студентов педиатрического факультета характерен высокий уровень эмоциональной осведомленности, самомотивации, эмпатии, распознавание эмоций других. Результаты методики копинг-стратегий показали, что большинства испытуемых характерен средний уровень выраженности по всем шкалам, что говорит об использовании различных видов копингов в зависимости от ситуации. С помощью коэффициента

корреляции было выявлено, что большинство опрошенных имеют высокие значения по шкалам эмоционального интеллекта, которые приводят к использованию продуктивных копинг-стратегий таких как «Поиск социальной поддержки», «Самоконтроль», «Принятие ответственности», «Планирование решений проблемы».

Использованные источники:

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2001. - С. 242244.

2. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк// Журнал практического психолога. - 2007. - № 3 - С. 93-112.

3. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.- М.: Психотерапии, 2002. - C.57-59.

УДК 37.036.5

Филимонова З.В. студент магистратуры Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СТУДИИ

РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье рассматриваются аспекты художественного воспитания дошкольников в условиях дополнительного образования. Описаны методы и формы работы по художественному воспитанию дошкольников в студии раннего развития.

Ключевые слова: художественное воспитание, дополнительное образование, студия раннего развития, дети дошкольного возраста.

Filimonova Z. V. master student Tsiolkovsky Kaluga State University

Russia, Kaluga

THE ARTISTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE STUDIO EARLY DEVELOPMENT

Abstract: the article deals with the aspects of artistic education of preschool children in the conditions of additional education. Methods and forms of work on art education of preschool children in early development Studio are described.

Key words: art education, additional education, early development Studio, preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.