школьников и вносит существенный вклад в развитие исследований психологической безопасности личности дошкольника. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам дошкольного образования и психологам в сфере образования, интересующимся вопросами повышения безопасности личности дошкольника в дошкольной образовательной организации.
Результаты исследования доказывают необходимость продолжения исследования с целью создания комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации, что будет способствовать успешной социальной адаптации дошкольников и сохранению их психического здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации / И.А. Баева // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 12-17.
2. Барышникова, Е.В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 3 (24). - С. 259-263.
3. Долгова, В.И. Безопасность личности как вектор развития субъекта психолого-педагогического образования / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева // Общество : социология, психология, педагогика. - 2016. - № 3. - С. 43-45.
4. Качимская, А.Ю. Безопасность личности в образовании и ее психологическое сопровождение / А.Ю. Качимская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - Т. 6, № 4. - URL : https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (дата обращения: 13.09.2020).
5. Погодаева, М.В. Безопасность образовательной среды как условие развития личности дошкольника / М.В. Погодаева // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 6 (210). - С. 54-60.
REFERENCES
1. Baeva, I.A. (2017), "Psychological safety of the educational environment in the structure of the integrated safety of an educational organization, Kazan Pedagogical Journal, No. 6, pp. 12-17.
2. Baryshnikova, E.V. (2018), "Psychological safety of a subject-developing environment in a preschool educational organization", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 3 (24), pp. 259-263.
3. Dolgov, V.I. and Kondratieva, O.A. (2016), "Personal safety as a vector of development of the subject of psychological and pedagogical education", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 3, pp. 43-45.
4. Kachimskaya, A.Yu. (2018), "Personal safety in education and its psychological support, World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 6, No. 4, available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (accessed 13 September 2020).
5. Pogodaeva, M.V. (2018), "Safety of the educational environment as a condition for the development of a preschooler's personality", Safety of life, No. 6 (210), pp. 54-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2020
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Ирина Вадимовна Борисова, кандидат психологических наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Мезенцева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Алексеевна Климовцова, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация
В статье приводятся результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта и способов совладающего поведения студентов-заочников, получающих педагогическое образование. Выявлены особенности эмоционального интеллекта и стратегий совладающего поведения студентов работающих и не работающих в школе. Рассмотрены взаимосвязи составляющих эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения студентов. Установлено что, чем выше показатели эмоционального интеллекта, тем чаще студенты-заочники (и работающие и не работающие в школе) в трудной стрессовой ситуации для снятия напряжения и сохранения самоуважения используют положительную переоценку, планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стратегии совладающего поведения, студенты-заочники, педагогические специальности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p445-451
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND WAYS OF BEHAVIOR IN DIFFICULT STRESS SITUATIONS OF STUDENT-PARTNERS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES Irina Vadimovna Borisova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Alekseevna Zyuzya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Irina Aleksan-drovna Mezentseva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Natalya Alekseevna Klimovtsova, the senior teacher, Bryansk State University named after Academician
I.G. Petrovsky
Abstract
The article presents the results of an empirical study of emotional intelligence and methods of coping behavior of part-time students receiving a pedagogical education. The features of emotional intelligence and coping strategies of students working and not working at school are revealed. The interconnections of the components of students' emotional intelligence with coping behavior strategies are examined.
Keywords: emotional intelligence, coping strategies, part-time students, pedagogical specialties.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема подготовки педагогических кадров для современной школы является актуальной и значимой. Часть студентов получает педагогическое образование через заочное обучение. Работа в школе предъявляет особые требования к эмоциональному интеллекту и способам совладающего поведения в трудных стрессовых ситуациях.
Изучению совладающего поведения посвящены работы зарубежных и отечественных психологов [5, 8, 11, 12.]. Интерес к этой проблеме в настоящее время огромен. Количество работ, посвященное этой тематики только увеличивается [4, 6, 7, 9, 10]. Нами также изучались различные аспекты совладающего поведения [1, 2, 3]. Совладающее поведение человек использует осознанно в трудной стрессовой ситуации, чтобы снять напряжение и сохранить самооценку [5]. Для будущих педагогов важно владеть собой в трудной стрессовой ситуации и использовать адаптивные стратегии совладающего поведения.
Изучение эмоционального интеллекта и способов совладающего поведения в трудных стрессовых ситуациях студентов-заочников педагогических специальностей является актуальной и значимой проблемой на современном этапе развития общества.
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты заочники, получающие педагогическое образование, в количестве 39 человек, из них 9 человек работает в школе, 26 человек не работает в школе и 4 человека не оставили данные о том работают или не работают в школе.
Для достижения цели исследования использовались опросник на определение эмоционального интеллекта Н.Холла и методика «Способы совладающего поведения» Р.
Лазаруса. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью критерия Краскала-Уолиса и критерия корреляции Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов работающих и неработающих в школе представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Эмоциональный интеллект студентов работающих и неработающих в школе
Студенты, работа- Студенты, не рабо- Достоверность
ющие в школе тающие в школе различий
Эмоциональная осведомленность 7,56 10,96 0,177
Управление своими эмоциями 5,11 -0,38 0,080
Самомотивация 9,22 8,08 0,014*
Эмпатия 10,44 9,42 0,192
Распознавание эмоций других людей 10,56 8,08 0,026*
Интегративный уровень эмоционального интеллекта 40,89 35,38 0,033*
* - различия статистически достоверны при р<0,05
Как следует из таблицы 1, что из всех составляющих эмоционального интеллекта у студентов работающих в школе, более развиты распознавание эмоций других людей и эмпатия и менее развито управление своими эмоциями. Из всех составляющих эмоционального интеллекта у студентов, не работающих в школе, более выражены эмоциональная осведомленность и эмпатия, и менее выражено управление своими эмоциями.
У студентов, работающих в школе все составляющие показатели эмоционального интеллекта, кроме эмоциональной осведомленности, выше, чем у студентов, не работающих в школе. Эмоциональная осведомленность лучше у студентов, не работающих в школе. Обнаружены статистически значимые различия между студентами, работающими и неработающими в школе по самомотивации, распознаванию эмоций других людей и интегративному уровню эмоционального интеллекта. Все указанные составляющие эмоционального интеллекта более выражены у студентов, работающих в школе.
Результаты исследования совладающего поведения студентов работающих и неработающих в школе представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Совладающее поведение студентов работающих и неработающих в школе
Студенты, работа- Студенты, не рабо- Достоверность
ющие в школе тающие в школе различий
Конфронтация 40,067 51,285 0,166
Дистанцирование 55,533 52,138 0,853
Самоконтроль 65,611 64,838 0,872
Поиск социальной поддержки 58,633 63,127 0,555
Принятие ответственности 65,733 69,865 0,657
Бегство-избегание 49,067 54,669 0,086
Планирование решения проблемы 64,178 61,750 0,675
Положительная переоценка 64,678 58,054 0,125
Как следует из таблицы 2, студенты, работающие в школе, в трудных стрессовых ситуациях чаще используют принятие ответственности, положительную переоценку и планирование решения проблемы и реже конфронтацию и бегство-избегание по сравнению с другими стратегиями совладающего поведения. Студенты, не работающие в школе, в трудных стрессовых ситуациях чаще используют принятие ответственности, самоконтроль и поиск социальной поддержки и реже конфронтацию и дистанцирование по сравнению с другими стратегиями совладающего поведения.
Студенты, работающие в школе, реже используют конфронтацию, поиск социальной поддержки, принятие ответственности и бегство-избегание и чаще самоконтроль, планирование решение проблемы и положительную переоценку. Достоверность различий не доказана. Результаты исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и способами поведения студентов в трудных стрессовых ситуациях студентов-заочников
педагогических специальностей представлено в таблице 3 и на рисунке 1. Таблица 3 - Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и способами поведения студентов в трудных стрессовых ситуациях студентов-заочников педагогических специальностей
Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей Интегратив-ный уровень эмоционального интеллекта
Конфронтация 0,136 -0,228 -0,196 0,085 -0,150 0,029
Дистанцирование -0,063 0,072 0,169 ,0089 0,262 0,310
Самоконтроль -0,206 0,100 -0,055 -0,002 0,091 0,037
Поиск социальной поддержки 0,317* -0,052 -0,139 0,152 -0,200 0,317*
Принятие ответственности 0,001 0,019 -0,028 0,109 -0,036 0,099
Бегство-избегание -0,023 -0,273 -0,270 0,125 -0,123 -0,023
Планирование решения проблемы 0,354* 0,345* 0,231 0,359* 0,104 0,513**
Положительная переоценка 0,321* 0,438** 0,287 0,416** 0,359* 0,492**
Соперничество -0,072 -0,194 -0,452** -0,173 -0,191 -0,259
Сотрудничество 0,249 0,105 0,146 0,152 0,082 0,242
Компромисс -0,021 0,137 0,166 -0,010 -0,096 0,031
Избегание -0,302 0,090 0,077 -0,053 0,081 -0,033
Приспособление 0,207 -0,149 0,236 0,157 0,147 0,104
Положитсльная корреляция, р<0.01 -Положительная корреляция, р<0,05
Рисунок 1 - Корреляционные плеяды составляющих эмоционального интеллекта и стратегий совладающего
поведения
Как следует из таблицы 3, обнаружена прямая связь между эмоциональной осведомленностью и поиском социальной поддержки (ге=0,317; р<0,05), эмоциональной осведомленностью и планированием решения проблемы (ге=0,354; р<0,05), эмоциональной осведомленностью и положительной переоценкой (ге=0,321; р<0,05), управлением своими эмоциями и планированием решения проблемы (ге=0,345; р<0,05), управлением своими эмоциями и положительной переоценкой (ге=0,438; р<0,01), эмпатией и планированием решения проблемы (ге=0,359; р<0,05), эмпатией и положительной переоценкой (ге=0,416; р<0,01), распознаванием эмоций других людей и положительной переоценкой (ге=0,359; р<0,05), интегративным уровнем эмоционального интеллекта и поиском соци-
альной поддержки (ге=0,317; р<0,05), интегративным уровнем эмоционального интеллекта и планированием решения проблемы (ге=0,513; р<0,01), интегративным уровнем эмоционального интеллекта и положительной переоценкой (ге=0,492; р<0,01), а также обратная связь между самомотивацией и соперничеством.
Чем выше эмоциональная осведомленность, тем чаще в трудных стрессовых ситуациях студенты обращаются за социальной поддержкой к окружающим людям, что помогает им стравиться с возникшими проблемами.
Эмоциональная осведомленность студентов помогает им планировать решение проблемы. Стратегия планирования решения проблемы рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.
Чем лучше управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость и эмоциональная неригидность), тем чаще студентами используется стратегия планирования решения проблемы в трудной стрессовой ситуации.
Чем лучше управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость и эмоциональная не ригидность), тем чаще студентами, получающими заочное педагогическое образование, используется положительная переоценка, которая предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
Чем выше эмпатия, тем чаще испытуемые используют планирование решение проблемы и положительную переоценку в трудных стрессовых ситуациях.
Чем выше интегративный уровень эмоционального интеллекта, тем чаще студенты заочники предпринимают попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки, за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов, а также за счет ориентированности на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Чем выше самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями), тем реже студенты заочники, получающие педагогические специальности используют соперничество как способ разрешения конфликта.
ВЫВОДЫ
В ходе проведенного исследования установлено, что студенты-заочники, обучающиеся на педагогических специальностях и работающие в школе, имеют более высокий эмоциональный интеллект по сравнению со своими однокурсниками не работающими в школе. У студентов-педагогов значимо выше произвольное управление своими эмоциями, умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей и интегративный уровень эмоционального интеллекта. Эмоциональная отходчивость и эмоциональная неригидность плохо развиты в двух группах студентов-заочников.
Стратегии совладающего поведения в трудных стрессовых ситуациях студентов-заочников работающих и не работающих в школе имеют как общие тенденции, так и специфические особенности. Значимых различий по стратегиям совладания между двумя группами студентов не выявлено.
Чем выше показатели эмоционального интеллекта, тем чаще студенты-заочники (и работающие и не работающие в школе) в трудной стрессовой ситуации для снятия напряжения и сохранения самоуважения используют положительную переоценку, планирование решения проблемы и поиск социальной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова, И.В. Совладающее и защитное поведение жителей радиоактивно загрязненных территорий в зависимости от возраста и пола / И.В Борисова., Е.С. Гулакова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - Т. 15., No. 1. - С. 79-93.
2. Борисова, И.В. Связь способов поведения в конфликте с типами защитного и совлада-ющего поведения / И.В. Борисова, Ю.Н. Хадыкина // Российский психологический журнал.- 2018.
- Т. 15., № 1. - С. 92-112.
3. Борисова И.В., Хулина К.И. Совладающее поведение женщин с разной сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью // Клиническая и специальная психология. - 2017. - Т. 6., № 4 (24). - С. 33-44.
4. Гессманн Х.-В., Шеронов Е.А. Влияние субъективных теорий болезни на совладающее поведение (копинг) / Х.-В. Гессманн, Е.А. Шеронов // Современная зарубежная психология. - 2014.
- Том 3., № 1. - С. 43-57.
5. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская.
- Санкт-Петербург, Речь. 2006. - 352 с.
6. Давыдова, М.О. Исследование связи оптимизма и совладающего поведения в период ранней взрослости / М.О. Давыдова, Р.И. Остапенко // Перспективы науки и образования. - 2016. -№ 3. - С. 76-81.
7. Бочавер К.А. Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик. - doi:10.17759/cpse.2016050101 // Клиническая и специальная психология. - 2016. - Том 5., № 1. - С. 1-18.
8. Крюкова, Т. Д. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография. / Т.Д. Крюкова. - Кострома : Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2010. - 295 c.
9. Никифорова Д. М. Показатели безопасности защитного и совладающего поведения / Д.М. Никифорова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 6. - С. 80-87.
10. Шалагинова К.С., Корниенко Е.А. Особенности копинг-стратегий подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях / К.С. Шалагинова, Е.А. Корниенко // Вестник практической психологии образования. - 2015. - № 4. - С. 36-40.
11. Folkman S. Coping as a mediator of emotion / S. Folkman, R.S. Lazarus // Journal of Personal and Social Psychology. 1998. Vol. 54. Р. 466-475.
12. Frydenberg E. Coping Competencies / E. Frydenberg // Theory into Practice. -2004. - Vol. 43., № 1. - Р. 14-22.
REFERENCES
1. Borisova I.V. and Gulakova E.S. (2018), "Coping and protective behavior of residents of ra-dioactively contaminated areas depending on age and gender", Bulletin of RUDN. Series: Psychology and Pedagogy, Vol. 15, No. 1, pp. 79-93.
2. Borisova, I.V. and Khadykina, Yu.N. (2018), "The relationship between methods of behavior in conflict with the types of protective and coping behavior", Russian psychological journal, Vol. 15, No. 1, pp. 92-112.
3. Borisova, I.V. and Khulina, K.I. (2017), "Coping behavior of women with different sexual orientations and gender identity", Clinical and Special Psychology, Vol. 6, No. 4 (24), pp. 33-44.
4. Gessmann, H.-V. and Sheronov, E.A. (2014), "The influence of subjective theories of disease on coping behavior (coping), Modern foreign psychology, Vol. 3, No. 1, pp. 43-57.
5. Granovskaya, R.M. and Nikolskaya, I.M. (2010), Psychological protection in children, Rech, St. Petersburg.
6. Davydova, M.O. and Ostapenko, R.I. (2016), "Investigation of the connection between optimism and coping behavior in the period of early adulthood", Prospects for science and education, No. 3, pp. 76-81.
7. Bochaver, K.A. and Dovzhik, L.M. (2016). "Coping behavior in professional sports: phenomenology and diagnostics", Clinical and special psychology, Vol. 5, No. 1, pp. 1-18, doi: 10.17759/cpse.2016050101
8. Kryukova T.D. (2010), Psychology of coping behavior in different periods of life: monograph, Kostroma State University, Kostroma.
9. Nikiforova, D.M. (2013). "Safety indicators of protective and coping behavior", Psychological science and education, No. 6, pp. 80-87.
10. Shalaginova, K.S. and Kornienko, E.A. (2015), "Features of coping strategies for adolescents in difficult life situations", Bulletin ofpractical psychology of education, No. 4. pp. 36-40.
11. Folkman, S. and Lazarus, R.S. (1998). "Coping as a mediator of emotion", Journal of Personal and Social Psychology, Vol. 54, pp. 466-475.
12. Frydenberg, E. (2004). "Coping Competencies", Theory into Practice, Vol. 43, No. 1, pp. 14-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2020
УДК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ
ФАКТОРАМ В КОННОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Владимир Владимирович Буторин, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Дмитриевна Королева, магистрант, Московская государственная академия физической
культуры, Малаховка
Аннотация
В статье рассмотрены личностные качества спортсмена, определяющие стрессоустойчи-вость к неблагоприятным факторам соревновательной деятельности. Предложено содержание авторской программы по формированию стрессоустойчивости. Подобраны психодиагностические методики позволяющие выявлять стрессоустойчивость в условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-подростков занимающихся конным спортом. Раскрывается стрессо-устойчивость как совокупность личностных и психофизиологических качеств, позволяющих спортсмену переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями спортивной деятельности.
Ключевые слова: конный спорт, спортсмены-подростки, личностные и психофизиологические качества стрессоустойчивости, стрессоустойчивость в условии тренировочной и соревновательной деятельности, формирование стрессоустойчивости подростков в конном спорте.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p451-456
FORMATION OF STRESS RESISTANCE TO ADVERSE FACTORS OF EQUESTRIAN ACTIVITY IN TEENAGERS Vladimir Vladimirovich Butorin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Anna Dmitrievna Koroleva, the master student, Moscow State Academy of Physical Culture, Mala-
khovka
Abstract
The article considers the personal qualities of an athlete that determine the stress resistance to adverse factors of competitive activity. The author's program on the formation of stress resistance is proposed. Selected psychodiagnostic methods that allow to identify stress resistance in the conditions of training and competitive activities of adolescent athletes engaged in equestrian sports. Stress tolerance is revealed as a set of personal and psychophysiological qualities that allow an athlete to bear significant intellectual, volitional and emotional loads caused by the peculiarities of sports activity.
Keywords: equestrianism, teenage athletes, personal and psychophysiological qualities of stress tolerance, stress tolerance in the conditions of training and competitive activity, the formation of stress tolerance of adolescents in equestrian sports.
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью конноспортивной деятельности заключается в парном взаимодействии: всадник-лошадь. Если в других видах спорта спортсмен использует техническое