Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Г.В., Бессарабова Е.А., Валишина А.М.

Представлены результаты исследований эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков, в частности рассмотрены особенности взаимосвязи данных показателей. Была выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и групповой сплоченностью и социометрическим статусом по критериям «учеба», «дружба» у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митина Г.В., Бессарабова Е.А., Валишина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND GROUP COHESION IN ADOLESCENTS

The results of studies of emotional intelligence and group cohesion in adolescents are presented, in particular, the features of the relationship of these indicators are considered. The relationship between emotional intelligence and group cohesion and sociometric status according to the criteria of "study", "friendship" in adolescents was revealed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9.075

1 2

Галина Владимировна Митина, Елена Анатольевна Бессарабова, Альбина

Маратовна Валишина

1 2 J

' ' Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

1mgv79@mail. ru

2 hepes@mail.ru

3 aam80@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Галина Владимировна Митина, mgv79@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Представлены результаты исследований эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков, в частности рассмотрены особенности взаимосвязи данных показателей. Была выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и групповой сплоченностью и социометрическим статусом по критериям «учеба», «дружба» у подростков.

Ключевые слова: эмоциональный интеллекта, психология подростка, групповая сплоченность, социометрический статус

1 2

Mitina Galina Vladimirovna, Bessarabova Elena Anatolyevna, Valishina Albina

Maratovna

12 3

' ' Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

1 mgv79@mail.ru

2 hepes@mail.ru

3 aam80@mail.ru

Corresponding author: Galina V. Mitina, mgv79@mail.ru

THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND GROUP

COHESION IN ADOLESCENTS

Abstract. The results of studies of emotional intelligence and group cohesion in adolescents are presented, in particular, the features of the relationship of these indicators are considered. The relationship between emotional intelligence and group cohesion and sociometric status according to the criteria of "study", "friendship" in adolescents was revealed.

Keywords: emotional intelligence, adolescent psychology, group cohesion, sociometric

status

Любой психический процесс имеет когнитивную и эмоциональную стороны. Другими словами, в любой момент активности человека задействованы эмоциональные и когнитивные процессы. Однако проблема соотношения эмоциональной и рациональной сфер психики человека до настоящего момента мало изучена.

В результатах некоторых научных исследований приводятся данные о том, что способность управлять чужими эмоциями может влиять на групповую сплоченность и эффективность взаимодействия в группе в целом.

Н. В. Мешкова и М. Н. Бочкова в своих исследованиях указывают на наличие связи между низкий уровень эмоционального интеллекта с агрессией, которая, как правило, выражается в нанесение вреда жертве агрессии. У буллеров выделяют следующие характерные черты: отчетливо выраженное внимание к эмоциям чужих людей и

относительно низкая способность к регуляции своих собственных эмоций. Жертвам же агрессии, напротив, присущи следующие черты: слабо выраженное понимание чужих эмоций и более высокое внимание к своим эмоциям [2].

В подростковый период, по исследованиям М. А. Новиковой, Р. Р. Калининой, Д. Я. Грибановой обостряется проблема буллинга в школах [3; 4]. Д. М. Никифорова и А. Д. Бойко, а также С. А. Котова и И.С. Николаева утверждают, что одним из важных факторов психологической профилактики буллинга в школе является повышение групповой сплоченности учащихся [5]. Д. В. Беспалов предполагает, что деструктивное эмоциональное лидерство может приводить к буллингу и подрывать общую групповую сплоченность [1].

Таким образом, недостаточная теоретическая изученность и актуальная практическая значимость вопроса связи между эмоциональным интеллектом и уровнем групповой сплоченности подростков обусловили актуальность выбранной темы.

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта и групповой сплоченностью у подростков.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и групповой сплоченностью у подростков.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:

1. Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина,

2. Методика определения индекса групповой сплоченности (психометрический тест) К.Э. Сишора,

3. Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено.

Методы математической обработки результатов: непараметрический критерий ге-Спирмена.

В исследовании приняли участие 35 учеников 9-ых классов МБОУ Центр образования №69 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Для диагностики эмоционального интеллекта у подростков был использован опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина.

Обобщенные полученные данные о соотношении уровней эмоционального интеллекта представлены на рисунке 1 и 2.

40%

ОЭИ ВЭИ МЭИ

■ очень низкий ■ низкий ■ средний ■ высокий ■ очень высокий

Примечание: ОЭИ-общий эмоциональный интеллект, ВЭИ-внутриличностный эмоциональный интеллект, МЭИ-межличностный эмоциональный интеллект. Рис. 1. Уровень общего, внутриличностного и межличностного ЭИ.

Средний показатель уровня эмоционального интеллекта превалирует в показателях ОЭИ - 35%, ВЭИ - 38%, МЭИ - 29%. Очень низкий и низкий уровень эмоционального интеллекта отмечен в ОЭИ (очень низкий - 25%), в ВЭИ (низкий - 17%) и в МЭИ (на одинаковых уровнях расположены низкий и очень низкий - 25%). В показателе ВЭИ находится высокий и очень высокий (17% и 13%, соответственно).

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

III,lililí

МП

МУ

ВП

ВУ

очень низкии низкии среднии

ВЭ

очень высокии

ПЭ

Примечание: МП-способность к пониманию чужих эмоций, МУ-способность к управлению чужими эмоциями, ВП-способность к пониманию чужих эмоций, ВУ-способность к управлению своими эмоциями, ВЭ-способность к контролю экспрессии, ПЭ-способность к пониманию своих и чужих эмоций.

Рис. 2. Уровни проявления МП, МУ, ВП, ВУ, ВЭ, ПЭ.

Из гистограммы мы видим, что средний уровень преобладает по всем рассмотренным нами показателям - способности к пониманию своих и чужих эмоций (34% и 35%, соответственно), способности к управлению своими и чужими эмоциями (34% и 28%), способность к контролю экспрессии (34%). Это может говорит о достаточно развитой способности управлять своими эмоциями и чувствами, а также эмоциями окружающих, умении принимать и контролировать собственные чувства и эмоции, а также других людей. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели.

Таким образом, мы видим, что большему количеству подростков соответствует средний уровень общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Это свидетельствует о хорошем понимании эмоций других людей и умении репрезентировать собственные эмоции окружающим.

Диагностика групповой сплоченности была проведена с использованием теста для определения индекса групповой сплоченности К. Э. Сишора. Обобщенные данные по результатам исследования представлены на рисунке 2.

Анализ результатов показал, ни низкий уровень групповой сплоченности у подростков не выявлен. Равное количество подростков (29%) оценили сплоченность в классе как среднюю и высокую. Выше среднего уровень групповой сплоченности оценили 36% учеников и только 2% из всех опрошенных подростков оценили ее как ниже среднего.

40%

36%

30% 20% 10% 0%

6%

Ниже среднего ■ Средний ■ Выше среднего ■ Высокий

Рис. 3. Уровень групповой сплоченности подростков

Таким образом, мы видим, что у опрошенных подростков преобладает уровень групповой сплоченности выше среднего. В классах наблюдается достаточно высокая степень интеграции членов группы и позитивные межличностные отношения.

Для исследования социометрического статуса учеников мы использовали методику диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено. По итогам диагностики был определен социометрический статус каждого ученика по двум критериям «дружба» и «учеба».

Социометрические статусы подростков по указанным критериям почти не имеют различий. Число учеников со статусом «звезда» имеет один и тот же показатель (16%) при выборе обоих критериев. При этом «предпочитаемых» стало 14% по критерию «дружба», что на 1% больше в сравнении с критерием «учеба», «принятых» стало 34% по критерию «дружба», что на 4% больше в сравнении с критерием «учеба». По критерию «дружба» на 2% больше стало «пренебрегаемых» и «изолированных» - 17% и 5%, соответственно. Подростков же со статусом «отвергаемый» выявлено на 1% больше по критерию «учеба», в сравнении с критерием «дружба».

Высоким считается уровень благополучия в классе в том случае, если «звезд» и «предпочитаемых» по итогу больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных»; средним при равенстве этих показатели; низким, если «звезд» и «предпочитаемых» оказывается по итогу меньше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных».

Уровень благополучия в классах по критерию «учеба» можно считать высоким. Выдвинем предположение, что самым благоприятным распределением статусов по выбранному критерию «учеба» считается, когда «принятых» больше, чем других, а именно «звезд» и «пренебрегаемых».

Уровень благополучия в классах по критерию «дружба» также является высоким. По критерию «учеба» процентные показатели были несколько выше.

Таким образом, мы видим, что в опрошенных классах уровень благополучия по обоим критериям является высоким.

Далее для проверки истинности нашего предположения о том, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и уровнем групповой сплоченности подростков был проведен корреляционный анализ с помощью критерия ПтСпирмена. В таблице 1 представим только те шкалы, по которым наличие корреляционной связи было выявлено статистически.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, уровнем групповой сплоченности и социометрическим статусом подростков

Показатели Групповая сплоченность Социометрический статус по критерию учеба

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) 0.26* 0.26*

Способность к управлению своими эмоциями (ВУ) 0.23* -0.013

Способность к управлению чужими эмоциями (МУ) 0.26* 0.26*

Способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) 0.31* 0.13

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) 0.18 0.03

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ) 0.24* 0.16

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Существует слабая положительная связь между показателем Управление чужими эмоциями и уровнем групповой сплоченности - r-Спирмена = 0,26, а также социометрическим статусом по критерию «учеба»- r-Спирмена = 0,26.

Отмечена слабая положительная связь между показателем Управление своими эмоциями и групповой сплоченностью - r-Спирмена = 0,25.

Выявлена умеренная положительная связь между показателем Управление своими и чужими эмоциями и групповой сплоченностью - r-Спирмена = 0,31.

Существует слабая положительная связь между показателем Межличностный эмоциональный интеллект и социометрическим статусом по критерию «учеба» - r-Спирмена = 0,26.

Между показателями Внутриличностный эмоциональный интеллект и уровнем групповой сплоченности, а также показателями Внутриличностный эмоциональный интеллект и социометрическим статусом по критерию «учеба» статистически значимой связи не выявлено.

Также слабая положительная связь отмечена между показателем Общий эмоциональный интеллект и уровнем групповой сплоченности - r-Спирмена = 0,24. Можно сделать вывод, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность.

Таким образом, существует взаимосвязь между показателями эмоционального интеллекта и групповой сплоченностью, интеграцией подростков в группе, а также социометрическим статусом учеников по критерию «учеба», что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Беспалов, Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. 2013. №89. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah (дата обращения: 26.10.2022).

2. Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 49-59.

3. Калинина, Р. Р. Возрастно-половые особенности представления о буллинге у учащихся подросткового возраста [Электронный ресурс] / Р. Р. Калинина, Д. Я. Грибанова // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №7 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-osobennosti-predstavleniya-o-bullinge-u-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 26.10.2022).

4. Новикова, М. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования [Электронный ресурс] / М. А. Новикова, А. А. Реан // Вопросы образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

shkolnogo-klimata-na-vozniknovenie-travli-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-issledovaniya (дата обращения: 26.10.2022).

5. Николаева, И. А. Возможности смеха в профилактике и коррекции детской агрессии [Электронный ресурс] / И. А. Николаева, С. А. Котова // Вестник Курганского государственного университета. 2019. №3 (54). URL:

https://cyberleninka.rU/article/n/vozmozhnosti-smeha-v-profilaktike-i-korrektsii-detskoy-agressii (дата обращения: 26.10.2022).

REFERENCES

1. Bespalov, D. V. Teoreticheskij analiz podxodov k ponimaniyu destruktivnogo liderstva v maly'x gruppax [E'lektronny'j resurs] // Nauchny'j zhurnal KubGAU. 2013. №89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah (data obrashheniya: 26.10.2022).

2. Bochkova, M. N., Meshkova, N. V. E'mocionalny'j intellekt i socialnoe vzaimodejstvie: zarubezhny'e issledovaniya [E'lektronny'j resurs] // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. 2018. Tom 7. № 2. S. 49-59.

3. Kalinina, R. R. Vozrastno-polovy'e osobennosti predstavleniya o bullinge u uchashhixsya podrostkovogo vozrasta [Rlektronny'j resurs] / R. R. Kalinina, D. Ya. Gribanova // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №7 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-osobennosti-predstavleniya-o-bullinge-u-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta (data obrashheniya: 26.10.2022).

4. Novikova, M. A. Vliyanie shkolnogo klimata na vozniknovenie travli: otechestvenny'j i zarubezhny'j opy't issledovaniya [E'lektronny'j resurs] / M. A. Novikova, A. A. Rean // Voprosy' obrazovaniya. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shkolnogo-klimata-na-vozniknovenie-travli-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-issledovaniya (data obrashheniya: 26.10.2022).

5. Nikolaeva, I. A. Vozmozhnosti smexa v profilaktike i korrekcii detskoj agressii [E'lektronny'j resurs] / I. A. Nikolaeva, S. A. Kotova // Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-smeha-v-profilaktike-i-korrektsii-detskoy-agressii (data obrashheniya: 26.10.2022).

Информация об авторах

Г.В. Митина — кандидат философских наук, доцент;

Е.А. Бессарабова — студент;

А.М. Валишина - старший преподаватель.

Information about the authors

G. V. Mitina - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor;

E.A. Bessarabova - student;

A.M. Valishina - Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.