Научная статья на тему 'Взаимосвязь экономического роста и количественной динамики человеческого капитала'

Взаимосвязь экономического роста и количественной динамики человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАСЕЛЕНИЕ / ИММИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ECONOMIC GROWTH / HUMAN CAPITAL / POPULATION / IMMIGRATION / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощеева Надежда Анатольевна

Рассмотрена долгосрочная взаимосвязь между экономическим ростом и динамикой количественного изменения человеческого капитала. Обосновано влияние качественных параметров развития национальной экономики на изменение потребности в количестве и качестве работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation between economic growth and quantitative dynamics of human capital

The article analyzes the long-term correlation between economic growth and quantitative dynamics of human capital. It provides reasons for the effect of qualitative parameters on the change in demand for well qualified staff and its number in national economics' development.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь экономического роста и количественной динамики человеческого капитала»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 331.101.26(045)

Н.А. Кощеева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ДИНАМИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Рассмотрена долгосрочная взаимосвязь между экономическим ростом и динамикой количественного изменения человеческого капитала. Обосновано влияние качественных параметров развития национальной экономики на изменение потребности в количестве и качестве работников.

Ключевые слова: экономический рост, человеческий капитал, население, иммиграция, государство.

Как известно, любое общество в процессе своего развития вынуждено решать огромное количество проблем. Не вызывает сомнений, что в качестве важнейшей цели общественного развития выступает обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Причём в настоящее время приоритетным становится именно качество экономического роста, а не увеличение каких-то количественных параметров. Например, динамика ВВП уже важна не сама по себе, а именно с точки зрения решения конкретных проблем национальной экономики и обеспечения качественных параметров жизни населения.

Экономический рост как таковой определяется взаимодействием двух факторов, которые, на первый взгляд, напрямую не определяются состоянием системы образования в целом и экономического образования в частности: во-первых, это количество и качество населения; во-вторых, уровень эффективности используемых технологий. Однако при более внимательном рассмотрении проблемы обеспечения экономического роста достаточно быстро выясняется, что именно состояние системы образования во многом определяет его количественную, а в настоящее время и качественную характеристику.

Рассмотрим концептуальные подходы, увязывающие динамику населения и параметры экономического роста.

Первый подход основывается на положении о том, что демографические переменные являются существенным аспектом развития национальной экономики. Данный подход базируется на утверждении того, что быстрый рост населения понижает рост сбережений и накоплений. Это, в свою очередь, увеличивает рост рабочей силы и затрудняет ее использование, понижает качество трудовых ресурсов за счет снижения уровня расходов на образование и здравоохранение, существенно замедляет введение технических новшеств, сокращает объем используемых ресурсов на одного человека, а в конечном итоге замедляет рост ВВП на душу населения.

Исторически данный подход восходит к теории английского священника и экономиста Т. Мальтуса, который очень жестко противопоставлял два фактора - население и природные ресурсы. Суть его концепции: демографические процессы имеют устойчивую тенденцию к росту населения в геометрической прогрессии. В то же время динамика предложения продовольствия характеризуется темпами роста всего лишь в арифметической прогрессии. Согласно теории Т. Мальтуса демографический рост представляет собой независимую переменную, которая может в некоторой степени корректироваться действием «разрушительных» (войны, эпидемии, голод) и «предупредительных» (безбрачие) социальных факторов. Данное положение получило название мальтузианской «ловушки». Она достаточно часто использовалась и используется до сих пор для доказательства того, что рост населения создает глобальную проблему для человеческой цивилизации из-за недостатка продовольствия, сырья и среды обитания. В соответствии с этим для человечества чрезвычайно важно найти решение данной проблемы.

Следующий подход состоит в том, что демографические факторы выступают функцией социального и экономического развития. Эти положения нашли отражение в выступлениях на мировой конференции по народонаселению 1974 г. и соответствуют высказываниям А. Смита. Суть теории заключается в том, что увеличение населения может ускорять экономическое развитие, способствуя при этом использованию технических нововведений. Накопленное в домохозяйствах богатство может способствовать росту количества детей в семьях. Причём использование их труда в будущем приносит результаты, которые превышают расходы на их содержание и воспитание. Вместе с тем в семьях с высоким уровнем благосостояния определенно выражена тенденция иметь меньшее количество де-

тей. В то же время в семьях с низким уровнем доходов сохраняется высокий уровень рождаемости. Особенно чётко данная тенденция прослеживается в странах Западной Европы в семьях выходцев из стран Азии и Африки. Однако общая тенденция к росту населения не приводит к снижению уровня жизни в стране. Основным условием, которое определяет динамику вышеназванных процессов, является устойчивая тенденция снижения доли расходов на продовольствие в общей сумме расходов домохозяйств.

Данный подход соответствует современной концепции «экономии масштаба», согласно которой влияние увеличения количества населения в стране на экономический рост является комплексным, отражающим изменения во всем обществе, включая изменения в системе образования. Причём такие проблемы, как безработица, недоедание, обострение социальных и межэтнических конфликтов, определяются взаимодействием многих факторов. При этом всё большую популярность приобретает точка зрения, согласно которой большинство проблем малоимущих групп населения в странах с высоким уровнем социально-экономического развития определяется двумя группами факторов: во-первых, это нежелание самого населения получать соответствующее современным требованиям образование, хотя именно образование выполняет функцию «социального лифта» в современном обществе; во-вторых, явно недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных институтов данной проблеме.

На определённом этапе развития общества стала преобладать точка зрения, согласно которой государство в первую очередь должно обеспечивать какой-то минимально возможный уровень жизни для своих малоимущих граждан. При этом не уделялось достаточного внимания решению проблемы социализации этих групп населения. Вспышки социальных конфликтов во Франции в 2009 - 2010 гг. подтвердили ошибочность данной политики. Хотя такого жёсткого сценария развития событий вполне можно было избежать при эффективной системе образования. Кстати, в дальнейшем при анализе реальных причин конфликта достаточно быстро выяснилось, что дети из семей выходцев из стран Азии и Африки, проживая во Франции с момента своего рождения, никоим образом не считали себя гражданами этой страны, рассматривая её только в качестве некоего социального гаранта.

В современной экономической теории продолжает иметь место весьма жёсткое противостояние представителей неоклассического и кейнсианского подходов к оценке причин и возможных последствий современного экономического кризиса. Необходимо отметить, что начиная с 30-х гг. прошлого столетия поочерёдно преобладал тот или иной подход к решению экономических проблем, и в первую очередь обеспечения экономического роста. До Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. явно преобладающими были классические взгляды на обеспечение экономического роста. Это основывалось на постулате о «невидимой руке» рынка, при помощи которой достаточно быстро и эффективно решаются все, без исключения, проблемы экономического роста. Кстати, уже тогда была отмечена и признана роль технического образования. Именно оно позволило не только обеспечить осуществление самих фундаментальных научных открытий, но и максимально быстро внедрить их в производство. Можно утверждать, что именно система образования подготовила принципиальный научный и технологический прогресс конца XIX - начала ХХ в.

Великая депрессия во многом принципиально изменила ситуацию. Была сформулирована и стала применяться на практике теория Кейнса, суть которой сводится к отрицанию положения о способности рыночной экономики к быстрому и эффективному саморегулированию. Отсюда следовал принципиальный и по тем временам революционный вывод о необходимости достаточно жёсткого государственного вмешательства в экономику. Именно в тот период стала резко возрастать роль экономического образования. Если ранее за ним признавалась необходимость подготовки специалистов, обслуживающих процесс производства (в первую очередь ведение бухгалтерии), то дальше появляется потребность в специалистах, способных обеспечивать стратегические функции, связанные с прогнозированием и управлением. Это положение справедливо как по отношению к отдельно взятой фирме, так и национальной экономике в целом. Необходимость экономической подготовки стала чрезвычайно важной. Кроме того, экономическое образование становится обязательным условием процветания домохозяйств. Это объясняется ростом реальных доходов населения и развитием системы потребительского кредита. Возникает феномен, получивший весьма специфическое название «экономика потребления», что, в свою очередь, предполагает определённый уровень экономических знаний, иначе невозможен обоснованный потребительский выбор.

2012. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Следующий виток развития пришёлся на середину 70-х гг. XX в. Кейнсианские инструменты управления экономическим развитием и обеспечения экономического роста во многом себя исчерпали. Возник совершенно новый экономический процесс - стагфляция. В этих условиях произошёл переход к неоклассическим инструментам макроэкономического регулирования. При этом резко возрастает роль экономического образования как на макро-, так и на микроуровнях. Наличие экономических знаний у индивидуума и способность их использовать в реальной практике становятся обязательным требованием. В огромной степени возрастает роль экономической или управленческой ошибки применительно к предпринимательской деятельности и национальной экономике.

Формальной причиной последнего экономического кризиса во многом стали ошибки, совершённые в американской банковской системе при оформлении и страховании ипотечных кредитов. Здравый смысл был принесён в жертву сиюминутной выгоде. Специалисты ещё долго будут дискутировать о причинах и последствиях этого кризиса, но уже сейчас можно утверждать, что многих ошибок можно было избежать. Основная причина этих ошибок зачастую заключалась в неспособности или нежелании просчитать среднесрочные и долгосрочные последствия от принятия каких-либо решений. Это также определяется качеством экономического образования.

Согласно одной из основополагающих концепций экономического роста, неоклассической модели Р. Солоу, к ключевым факторам экономического роста, наряду с накоплением капитала и ростом трудовых ресурсов, следует отнести также технический прогресс. Экономический рост соответственно возможен только за счет внедрения в экономику новых идей и развития новых технологий. Развитие новых технологий определяет создание новых производств, превышающих по уровню эффективности старые, а изменения в технологических системах вызывают повышение совокупной производительности.

С учетом того что рост национальной экономики непосредственно связан с техническим прогрессом и развитием новых технологий, становится очевидным, что без развития системы образования создание условий для экономического роста невозможно. Использование технологических разработок на практике требует соответствующего уровня умений и знаний, формирования потребности в обучении. Следовательно, требования к системе образования также должны измениться в соответствии с уровнем технических инноваций. В истории образования уже известны примеры эволюции образовательной системы в ответ на изменившиеся условия экономического роста и повышение технологичности производства. Рассмотрим некоторые из них.

К примеру, в Великобритании можно выделить два периода изменений системы образования в ответ на экономические требования времени, в течение которых изменившаяся образовательная система стала фактором экономического роста страны. Прежде всего, это вторая половина XIX в., когда охватившая всю страну промышленная революция породила проблему нехватки квалифицированных управляющих и администраторов. Необходимость создания соответствующих кадров привела к изменениям в системе образования. Во многих промышленных городах появились новые университеты. В 1836 г. был основан Лондонский университет, в 1851 г. - Манчестерский, в 1893 г. - Уэльский, в 1900 г. - Бирмингемский, в 1903 г. - Ливерпульский, в 1909 г. - Бристольский и в 1926 г. - университет в Рединге. Следующая «волна» появления университетов - конец 1940 - начало 60-х гг., когда в ответ на послевоенные требования экономического роста и увеличения специалистов в сфере предпринимательства стали появляться «новые» университеты, специализировавшиеся на подготовке профессионалов в области торговли и промышленности.

Подобная практика имели место также в истории России. Например, Петр I, столкнувшись в ходе реформ с кадровой проблемой, предпринял попытку организовать систему учебных заведений в соответствии с запросами хозяйственной жизни. Преследуя цель реформировать Россию, открыть ее для западного влияния и одновременно создать армию и флот, которые были бы способны противостоять странам Западной Европы, он столкнулся с всеобщей неграмотностью. Известно, что в допетровской России практически не существовало ни образования, ни учебных заведений, ни ярко выраженной потребности в их появлении. Патриархальная аграрная экономика не нуждалась в квалифицированных специалистах. Ремесленные навыки передавались от мастера к подмастерьям. Таким же способом воспроизводились кадры управленческой бюрократии, то есть дьяков и подьячих: их обучали грамоте и ведению дел прямо при приказных избах.

При этом армия и флот требовали образованных офицеров; промышленность, металлургия, горное дело - инженеров, кораблестроителей, артиллеристов, горных мастеров, врачей; государст-

венный аппарат - грамотных чиновников. Если бы Петр I руководствовался стандартной схемой развития системы образования, прежде всего, ему нужно было бы учредить общеобразовательные школы, и уже после - специализированные учебные заведения. Однако это потребовало бы много времени и значительного количества педагогических кадров. Петр I не располагал такими ресурсами. Исходя, в первую очередь, из сугубо утилитарных целей, он пошел по пути создания того, что мы сейчас назвали бы профессионально-техническим образованием. В 1701 г. была открыта Школа математических и навигационных наук, в 1707 г. - Московская госпитальная школа, в 1712 и 1719 гг. - инженерные школы в Москве и Санкт-Петербурге, в 1716-1721 гг. - три школы для обучения металлургов и рудных дел мастеров при Уральских и Олонецких заводах. Итогом этого, как известно, стал стремительный промышленный рост страны.

Можно утверждать, что в зависимости от конкретной исторической, политической и экономической ситуации государство вполне в состоянии как стимулировать количественный рост человеческого капитала, так и сдерживать данный процесс. (В данном случае речь идёт о динамике численности населения.)

Так, в ФРГ по окончании Второй мировой войны явно ощущалась нехватка человеческого капитала. Это вполне естественно, так как страна потеряла несколько миллионов человек. Быстрое восстановление человеческого капитала в количественном плане было невозможно в принципе. В этих условиях правительство ФРГ вполне осознанно стало проводить политику, направленную на привлечение рабочей силы из-за рубежа, в первую очередь из Турции и Югославии, в меньшей степени - из Италии.

Это было связано с тем, что ФРГ и другие страны Западной Европы с начала 50-х гг. XX в. стали испытывать острый дефицит рабочей силы. Особенно интенсивно эти процессы стали развиваться в первой половине 60-х гг. прошлого века. О динамике иммиграции из Турции можно судить по следующим цифрам: в 1961 г. в ФРГ проживало 7116 турецких граждан, а в 1975 г. - уже более одного миллиона. В настоящее время на территории ФРГ проживает почти два миллиона турецких граждан.

В 80-е гг. XX в. стал развиваться процесс натурализации турецких граждан. В результате в 2005 г. 840 000 немецких граждан имели турецкие корни. Общее количество жителей Г ермании, имеющих турецкие корни, составляет примерно 3,4% всего населения страны.

В конечном итоге это позволило решить проблему нехватки именно неквалифицированной рабочей силы, которая использовалась при восстановительных работах, затем - в строительстве.

Можно утверждать, что данный пример наглядно подтверждает возможности государства весьма быстро и в какой-то степени эффективно решать проблему нехватки человеческого капитала. При этом следует отметить, что проблема социализации иммигрантов из Турции достаточно долго не привлекала никакого внимания со стороны государства. Осознание данной проблемы пришло только в 80-е гг. XX в., когда турецкая диаспора стала составлять несколько миллионов человек.

В тридцатые годы XX в. достаточно жёстко и быстро была решена проблема нехватки рабочей силы для строительства промышленных предприятий в СССР. Нехватка рабочих рук в городе была огромной. В этих условиях была сформирована и целенаправленно проводилась политика, конечной целью которой была миграция сельского населения в город. Естественно, что речь можно было вести только о решении проблемы количественной обеспеченности человеческого капитала. Качественные характеристики вчерашних жителей деревни были чрезвычайно низкими. Так, например, тракторный завод в Сталинграде после окончания строительства в течение достаточно длительного периода не мог выйти на проектную мощность. Кроме того, тракторы, которые сходили с конвейера, сразу приходилось отправлять в ремонт, они не могли самостоятельно двигаться. Причина этой ситуация чрезвычайно проста и в то же время типично трагична: вчерашние жители деревни были не в состоянии обеспечить надлежащее качество сборки. Проблема была решена только по прошествии определённого времени.

Принципиально противоположную задачу на протяжении многих лет вынуждено решать руководство Китая. В стране имеет место явный переизбыток населения. Политика китайского правительства по вопросам народонаселения многократно менялась. В середине 1950-х гг. по инициативе сверху была предпринята первая попытка снижения уровня рождаемости. Однако в 1958 г. после создания коммун и начала воплощения политического курса «большого скачка», нацеленного на быстрый экономический рост, кампания по ограничению темпов рождаемости была предана забвению. В начале 1960-х гг. была предпринята новая кампания планирования семьи, но и она была прервана на-

2012. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

чавшейся в 1966 г. «культурной революцией». Ни одна из упомянутых кампаний не оказала заметного влияния на темпы роста рождаемости. В то же время успехи китайцев в области здравоохранения вызвали тенденцию к снижению высокого уровня смертности в стране. Сохранение высокого уровня рождаемости одновременно со снижением уровня смертности привели к общему увеличению естественного прироста населения. К 1969 г. уровень рождаемости превышал 34 чел. на 1000 чел. населения. В то же время уровень смертности упал до 8 чел. на 1000 чел. населения, что соответствует ежегодному приросту населения в 2,6%. В 1971 г. правительство начало третью кампанию за сокращение рождаемости, результатом которой явилось беспрецедентное снижение уровня рождаемости к 1981 г. до 18 человек на 1000 чел. населения. В 1979 г. была начата кампания под лозунгом «Одна семья -один ребенок». Конкретные формы этой кампании в разных провинциях страны имели свои особенности, однако в целом за основу бралась идея использования системы льгот и наказаний для того, чтобы убедить супружеские пары не иметь более одного ребенка. Семьям с одним ребенком предоставлялись преимущества в сфере образования, медицинского обслуживания, обеспечения жильем и размере зарплаты. Однако, по имеющимся данным, политика «Одна семья - один ребенок» успешно осуществляется лишь в городах, тогда как в сельской местности она встречает сильное противодействие. Тем не менее, за последние 30 лет показатели рождаемости, смертности и естественного прироста значительно снизились. Удельный показатель рождаемости снизился с 37 в 1953 г. до 16,98 в 1996 г. Одновременно показатель смертности снизился до 6,56, естественного прироста - с 20 до 10,42. Это свидетельствует об эффективности контроля над ростом населения. Вместе с тем чистый ежегодный прирост по-прежнему составляет примерно 14 млн. человек.

Таким образом, можно утверждать, что государство в состоянии оказывать целенаправленное воздействие на количественную составляющую человеческого капитала. При этом следует помнить, что это влияние не может быть однозначно положительным и в дальнейшем приведёт к необходимости решения иных, зачастую весьма сложных проблем.

Поступила в редакцию 10.09.11

N.A. Koshcheeva

The correlation between economic growth and quantitative dynamics of human capital

The article analyzes the long-term correlation between economic growth and quantitative dynamics of human capital. It provides reasons for the effect of qualitative parameters on the change in demand for well qualified staff and its number in national economics’ development.

Keywords: economic growth, human capital, population, immigration, state.

Кощеева Надежда Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент

ГОУ ВПО «Г осударственный университет управления»

109542, Россия, г. Москва, Рязанский просп., 99

E-mail: nak331@yandex.ru

Koshcheeva N.A.,

candidate of economics, associate professor State University of Management 109452, Russia, Moscow, Ryazansky prosp., 99 E-mail: nak331@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.