Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СЕМЬЯ / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каюмов А.А.

В данной статье раскрывается сущность понятия “экология”, воздействие человека на природу, усиление этого воздействия в результате цивилизации, сохранение природы для будущих поколений, повышение экологической культуры молодежи, забота об окружающей среде, оздоровление окружающей среды и предотвращение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF ECOLOGY AND NATIONAL VALUES

This article reveals the essence of the concept of "ecology", the impact of man on nature, the strengthening of this impact as a result of civilization, the preservation of nature for future generations, increasing the ecological culture of young people, caring for the environment, improving the environment and preventing negative anthropogenic impacts on the environment and etc.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Каюмов А.А., к.г.н.

доцент

кафедра естественных наук Узбекский государственный университет мировых языков

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность понятия "экология ", воздействие человека на природу, усиление этого воздействия в результате цивилизации, сохранение природы для будущих поколений, повышение экологической культуры молодежи, забота об окружающей среде, оздоровление окружающей среды и предотвращение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и т.д.

Ключевые слова: природа, охрана природы, экология, экологическое образование, окружающая среда, семья, проблема.

Kayumov A.A., Ph.D. associate professor department of natural sciences Uzbek State University of World Languages

INTERRELATION OF ECOLOGY AND NATIONAL VALUES

Annotation: This article reveals the essence of the concept of "ecology", the impact of man on nature, the strengthening of this impact as a result of civilization, the preservation of nature for future generations, increasing the ecological culture of young people, caring for the environment, improving the environment and preventing negative anthropogenic impacts on the environment and etc.

Key words: nature, nature conservation, ecology, environmental education, environment, family, problem.

Устойчивое продолжение жизни на нашей планете зависит от природного баланса. Этот баланс возник на ранней стадии эволюции жизни на Земле. Даже крупнейшие геологические катаклизмы в истории Земли не нарушили динамического равновесия природы. Первобытный человек ограничивался охотой, рыболовством и сбором корней и урожая растений. Именно с этого периода началось влияние человека на природу. Со временем это влияние усилилось в результате цивилизации.

Термин «экология» — это греческое слово, означающее «среда обитания», «пространство», «логос» — «учение».21. Термин «экология» был введен в 1866 году немецким ученым Эрнестом Геккелем. Нынешние процессы глобализации в мире недостаточны для решения экологических проблем только за счет внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в хозяйственную деятельность, реализации природоохранных мероприятий, а также мер по совершенствованию законодательства в этой сфере. В связи с этим повышение экологической культуры населения, особенно молодежи, бережное отношение к окружающей среде у каждого, формирование чувства сохранения уникальной природы страны для будущих поколений, улучшение экологической обстановки и предотвращение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду являются ключевыми факторами.

Следует признать, что понятие и учение о явлениях природы эволюционно складывались и развивались, а связь человека с природой восходит к IX—XV вв., что нашло отражение и в трудах таких ученых, как Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур.

Один из крупных представителей среднеазиатской медицины -Исмаил Джурджани в своих трудах изучает климат, воздух, географическое положение Хорезмского оазиса, влияние земли на здоровье человека. Джурджани: Болезни вызываются шестью различными факторами: воздухом, пищей, лекарствами, сном, физической активностью, попаданием в организм веществ и их выведением из организма. Факторы, приводящие к заболеванию - бессонница, малоподвижный образ жизни, смена климата, неправильное питание и др.

Одной из актуальных задач сегодняшнего дня является ликвидация последствий стихийных бедствий и их предотвращение. Роль экологического образования в предотвращении негативных последствий воздействия человека на природу огромна.

Конституция Республики Узбекистан, Законы Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об образовании» и Национальная программа по подготовки кадров, а также ряд других нормативно-правовых актов составляют правовую основу образования. В частности, Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальная программа по подготовки кадров предусматривают подготовку людей разносторонних, профессионалов, обладающих достаточными знаниями и мышлением, глубоким чувством ответственности перед обществом, государством и семьей.

Статья 4 Закона Республики Узбекистан «Об охране природы» закрепляет обязательность преподавания предмета «Экология» во всех

21В.Ф. Панин, А.И. Сечин, В.Д. Федосова Учебник ЭКОЛОГИЯ // Издательство Томского политехнического университета 2014., с.7.

видах образовательных учреждений для достижения целей охраны

22

природы.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждены Государственная национальная программа развития школьного образования, Государственные образовательные стандарты среднего специального и профессионального образования и Государственные образовательные стандарты высшего образования от 16 августа 2001 года. Эти нормативные документы предусматривают формирование определенных знаний и культуры в области экологии и охраны природы, разъяснение взаимодействия природы и общества, его последствий, принципиальное единство естественных наук, экологического права, рационального использования природных ресурсов, законов в этой сфере необходимость формирования чувства ответственности за нарушение.

Повышение экологической культуры населения, особенно экологического образования и культуры подрастающего поколения, является одним из решающих факторов достижения экологической прозрачности и предотвращения экологических катастроф. Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является разработка различных мероприятий по обеспечению охраны природы путем повышения экологического образования и культурных знаний населения на основе научно-технических достижений.

Экологическое образование - педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание того, что человек - часть природы, вышел из нее и должен жить и развиваться согласованно с природой, то есть каждый человек должен обладать экологической культурой, основные показатели которой: знание общих закономерностей развития природы и общества; понимание взаимосвязи их существования и истории того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечество; осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой; отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды; умение предвидеть последствия деятельности людей на биосферу Земли.

Следует пояснить, что зеленый мир чрезвычайно важен для сохранения здоровья человека, поэтому каждый школьник должен активно участвовать в озеленении своей школы, двора, улиц и переулков, способствовать чистоте окружающей среды путем посадки и ухода за саженцами.

22Закон Республики Узбекистан «Об охране природы». 9 декабря 1992 г., № 754-ХП, Закон Республики Узбекистан «Об охране окружающей среды». 27 декабря 2013 г., № ЗРУ-363.

Наиболее актуальным национальным вопросом является объяснение того, как мы сохраним редкое наследие наших предков - чистое небо, чистую воду, чистую почву, недра и поверхностные ресурсы, и передадим их будущим поколениям.

В сознании подрастающего поколения сегодня необходимо формировать и развивать чувство сознательного отношения к природе. Это накладывает огромную и ответственную задачу на преподавательский состав. Ведь будущее процветание природы или глобализация экологических проблем прямо и косвенно зависит от отношения подрастающего поколения к природе.

Не все понимают понятие экологической культуры сегодня, в то время, когда особое внимание уделяется ликвидации глубоких последствий ущерба природе в прошлом, экологической безопасности и охране окружающей среды. Иногда на улицах навалены кучи мусора, люди курят сигареты, давя окурки ногами, дети ломают ветки деревьев, загрязняя улицы и переулки и т. д. Мы игнорируем все это, как-будто ничего этого не существует. К сожалению, мы иногда забываем, что все это в итоге может привести к подрыву собственного здоровья: вызывая различные заболевания, мы укорачиваем свою жизнь.

Для осознанного решения вопросов эффективного использования природных ресурсов, их охраны, необходимо формировать у детей, начиная с семьи, дошкольного возраста, любовь к природе, развивать знания по экологии, чтоб они выросли и в будущем смогли защищать окружающую среду, использовать природу, не нанося ей вреда.

Ведь единственный действенный способ предотвращения экологических проблем - это привлечение внимания всех людей, всех наций и народностей к нарастающему дисбалансу в природе. Следует отметить, что в нашей стране такие благородные традиции, как бережное отношение к природе, стремление познать ее тайны, чистота окружающей среды, уходят своими корнями в далекое прошлое.

Зороастрийцы пытались восстановить поля, то есть флору и фауну, которые исчезали. Не защищать природу считалось тяжким грехом. Они соблюдали правила санитарии и гигиены в целях защиты природы и окружающей среды, предотвращения различных заболеваний. В целом следует отметить, что корни наших исторических духовных и экологических ценностей уходят корнями в Авесту. Идея «хорошая мысль, доброе слово, доброе дело», определяющая суть Авесты, лежит в основе наших национальных духовных и экологических ценностей.

Изучение воспитательно-нравственных воззрений в Авесте, обогащение их новыми воззрениями в соответствии с требованиями сегодняшнего времени служит важным критерием предотвращения экологических угроз во всем мире.

Экологическое воспитание - это патриотизм, защита природы - это защита Родины. Экологический воспитательный процесс важно начинать с семьи. Следует отметить, что женщина занимает особое место в семье, содержание дома в чистоте и порядке, поддержание его в чистоте требует от домохозяек особого внимания и ответственности. Именно в такой семье, взрослеющая девочка внимательно наблюдая за матерью, учится на ее примере манере поведения, мытье посуды, подметании двора, уходе за цветами и так далее. Мальчики же учатся мужским чертам характера от своих отцов. Весной, когда отец пашет, сажает деревья и цветы, содержит в чистоте и порядке бытовую технику, он прививает эти черты своему сыну.

Когда детей учат первым словам, понятиям «вода», «растение» и «хлеб», их следует учить как надо ценить все это, объясняя, что растение не может вырасти без воды, без воды не вырастить хлеба. Почитание этих понятий-это традиции унаследованные от наших предков.

Среда, нормы и процессы, обозначенные в обычаях, оказывают сильное влияние на формирование детей как личностей в семье. Ребенок растет в семье, развивается, учится контролировать свои эмоции и поведение. Родители должны хорошо понимать, что настроение, состояние и поведение ребенка будут зависеть от обстоятельств, в которых он живет. В то же время им необходимо постепенно учить и прививать своим детям необходимость соблюдать правила гигиены, чтобы быть здоровыми. Это приводит к формированию здорового образа жизни. Наряду с семьей большое влияние на формирование положительных качеств у ребенка оказывают школа, соседство, сверстники и окружающая среда в целом.

Одним словом, одной из задач каждой семьи сегодня является формирование в сознании детей с раннего возраста экологического сознания и экологической культуры, научить их бережному отношению к природе, создать ощущение сохранения уникальной природы для будущих поколений.

Использованные источники:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» 23 сентября 2020 г., № ЗРУ-637.

2. Национальная программа по подготовки кадров. 29 августа 1997 г. №2 463-И.

3. Закон Республики Узбекистан «Об охране природы».9 декабря 1992 г., № 754-Х11.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о формировании и использовании средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами» от 15 июня 2017 года № 375.

5. Авесто. Историко-литературный памятник. Перевод Аскара Махкама. -Т.: Шарк, 2001.

6. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология - М.: УНИТИ, 2001.

7. Буниёдов 3. Государство Хорезмшахов Ануштегина (1097-1231). -Т.: Гафур Гулам, 1998.

8. В.Ф. Панин, А.И. Сечин, В.Д. ФедосоваУчебник ЭКОЛОГИИ // Издательство Томского политехнического университета 2014.

9. Вапуконис Г.Ю., Мурадов Ш.О. Базовая экология. Том I Общая экология, Ташкент, «Мехнат», 2001.

10. Горелов А.А. Экология. —М.: «Центр», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.