УДК 378
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРИРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ
А.В. Назаренко - кандидат экономических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Ульяновск
METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF NATURE'S KEEPING TEACHERS TRAINING IMPROVING TO THE FORMATION OF SKILLS
A.V. Nazarenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие педагоги, природосбережение, природопользование, формирование навыков, методика.
Аннотация. Резко обострившиеся экологические проблемы, обусловленные нерациональным отношением к среде обитания, отрицательно сказываются не только на здоровье людей, но и приводят к значительному загрязнению природы, нарушению естественного кругооборота, истощению природных ресурсов. Улучшение ситуации невозможно усилиями соответствующих учреждений и организаций, так как масштабы разрушения окружающей среды достигли гигантских значений. Приостановить разрушительные процессы, вызванные некомпетентным, нерациональным использованием природных ресурсов можно только усилиями всего населения страны.
Ведущая роль в этом жизненно важном деле принадлежит педагогам, профессиональная подготовка которых позволяет формировать систему специальных экологических знаний, умения и навыки охраны и сбережения природы у подрастающих поколений, начиная с дошкольного возраста.
В статье дано научное, теоретическое обоснование необходимости немедленного вмешательства и прекращения разрушительного процесса путем широкого распространения информации о критическом состоянии среды обитания человека, ставящим под угрозу существование всего мирового сообщества. Автором предложена методика профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения у подрастающих поколений.
Keywords: training, future teachers, nature's keeping, natural resources, the skills, technique.
Abstract. Sharply aggravated the environmental problems caused by the irrational attitude to the environment, negatively impact not only on health but also lead to significant pollution of nature, the violation of the natural circulation, depletion of natural resources. Improvement efforts can not be relevant agencies and organizations, as well as the extent of environmental degradation have reached the giant values. Suspend the destructive processes caused by an incompetent, inefficient use of natural resources can only be by the entire population.
The leading role in this vital matter belongs to the teachers, the training system which allows to create special environmental knowledge, skills and abilities protection and conservation of nature for the younger generations from pre-school age.
In this paper we give a scientific, theoretical justification of the need for immediate intervention and cessation of the destructive process through the dissemination of the critical condition of the human environment, which threatens the existence of the global community. The author proposed nature's keeping method of training teachers skills development for the rising generations.
Российское сообщество, вступив в третье тысячелетие, оказалось в ситуации, когда сфере образования необходимо подготовить новое поколение людей к жизни в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. В законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» указывается, что вузы призваны решать следующие первоочередные задачи: удовлетворение потребностей индивида в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения вузовского и послевузовского профессионального образования; формирование гражданской позиции, социальной активности; способности к творческому сознательному труду; сохранению и бережному отношению к окружающей природе.
Важным направлением реализации федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №163-р, является применение интегрированных моделей образования; новых технологических подходов, обеспечивающих формирование государственного мышления, ответственности за все происходящее в обществе.
Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков охраны окружающей среды.
Задачи:
1. Выявление основных направлений взаимодействия общества и природы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения страны.
2. Разработка методики профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения у подрастающего поколения.
Особенностью современного общественного производства является значительное ускорение его темпов; быстрая смена технических решений и технологий. Это выдвигает необходимость непрерывного обновления и совершенствования знаний, повышения квалификации специалистов всех уровней.
Ведущим требованием к выпускникам средних специальных и высших учебных заведений является не только усвоение конкретных знаний, но и способность к их самостоятельному углублению и обогащению, систематизации, применению в изменяющихся условиях производственной деятельности. Модернизация высшего профессионального образования в Российской Федерации направлена на подготовку профессионалов, обладающих высокой компетенцией и многофункциональностью.
Формирование профессиональной готовности будущих специалистов осуществляется в условиях недостаточного уровня подготовленности выпускников общеобразовательных школ к дальнейшему обучению. Рыночная экономика диктует необходимость высокой динамичности в профессиональной деятельности, так как объем разнообразной информации быстро возрастает, что обусловливает целесообразность организации допрофессиональной подготовки и находит свою реализацию в следующих задачах:
- научить выпускников общ6оразовательных школ самостоятельно овладевать новыми знаниями;
- формировать готовность к проявлению творческой инициативы и рационального предпринимательства;
- развивать способность к решению неожиданно возникающих проблем; быть готовым к активным действиям в условиях перемен.
Актуальность предпринятого исследования детерминирована необходимостью создания эффективных технологий профессионального обучения, ориентированных на самостоятельную индивидуализированную учебную деятельность будущих учителей, обеспечивающих не только психолого-педагогическую, методическую, но и специальную конструкторско-технологическую подготовку, независимо от приобретаемой специальности.
Требование новой парадигмы подготовки педагогических кадров во всех звеньях государственной системы образования обусловлено резко обострившейся экологической проблемы, вызванной нерациональным подходом к использованию природных ресурсов, что особенно актуально для России с ее гигантскими масштабами добычи и транспортировки за пределы страны нефти, газа, угля и других полезных ископаемых. Стремительно ускоряющееся развитие человечества сопровождается изъятием из окружающей среды огромного количества природных ресурсов, из которых используется лишь незначительная часть, а их основная масса, оставаясь неиспользованной, загрязняет естественную среду обитания.
Нерациональное природопользование привело к нарушению естественного кругооборота, создало предпосылки для деградации окружающей среды с отрицательными воздействиями на человека и его хозяйственную деятельность. Бессистемное, непродуманное извлечение энергоресурсов привело к сокращению их запасов в недрах земли, без которых невозможно дальнейшее существование человечества: ряда ценных металлов, различных видов химического сырья, пресной воды, леса, сельскохозяйственных угодий; многих разновидностей животных, птиц, рыбы и т.д.
Некоторые исследователи на этом основании прогнозируют фатальные для мирового сообщества последствия. Однако специалисты в области экономики (В.П. Князева и др., 2000; Том Титенберг, 2001 и др.), убеждены, что разрушительные процессы можно нейтрализовать путем рационализации ресурсопользования, как в сферах материального и нематериального производства, так и в сфере конечного потребления. От степени эффективности использования природных ресурсов зависит существование человека, что выдвинуло данную проблему на одно из главных мест и поставило в эпицентр политической и хозяйственной деятельности большинства экономически развитых стран. В Мировом сообществе развернута интенсивная научно-исследовательская и практическая деятельность по таким основным направлениям, как: «человек и биосфера»; «научные основы сохранения и улучшения окружающей природной среды и рационального ресурсопользования».
В России по данным направлениям работают многочисленные научные учреждения Академии наук и отраслевого профиля, накопившие значительный потенциал современных технологических разработок по способам нейтрализации и предотвращения вредного воздействия промышленного производства на природную среду. Так, существенные технологические результаты в области нейтрализации, утилизации и использования отходов общественного производства имеет ряд конкретных отраслевых отечественных институтов. Однако из-за отсутствия генерального заказчика, которым может быть только государство, эти результаты не систематизируются даже в форме информации, не внедряются в хозяйственную практику. По такой чрезвычайно важной комплексной проблеме как планирование, экономика, организация, управление процессом утилизации и рационального использования производственных и непроизводственных отходов в специальной литературе не представлены результаты коллективных фундаментальных исследований обобщающего характера.
Российская академия наук в решение вопросов этой широко масштабной, глобальной проблемы участвует весьма ограниченно. В работах В.П. Князевой, В.Г. Микульского, Н.А. Сканави (2000); Т. Титенберга (2001) обращается внимание на необходимость решения вопросов утилизации промышленных и непромышленных отходов, как главного источника депрессий и деградации окружающей среды. Специалисты по экологии Ю.В. Склянкин,
(1989); А.Н. Територ (1995), утверждают, что успеха можно достичь, если борьба с загрязнением среды обитания человека будет признана приоритетно. Глобальные проблемы, обусловленные нерациональным, непродуманным подходом к использованию ресурсов, их негативные, необратимые последствия для народного хозяйства выдвинули необходимость решения первоочередных задач, связанных с разработкой методологии, выявления механизмов и эффективных форм восстановления нарушенного баланса в окружающей среде обитания человека; прогнозирования результативных способов управления; функционирования региональных, государственных и общемировых хозяйственных систем, позволяющих теоретически обосновать и практически осуществлять в требующихся масштабах реализацию всех достижений научно-технического прогресса, направленных на максимально продуманное, рациональное использование природных ресурсов с одновременным интенсивным их воспроизводством с целью обеспечения высокой эффективности производства, максимального удовлетворения потребностей человека в материальных и духовных благах.
Сложность решения данной проблемы заключается в отсутствии специалистов соответствующего профиля. Задачи рационального использования конкретных природных ресурсов; разработки эффективных способов защиты окружающей среды; совершенствования технологических процессов решаются многими научными учреждениями. Однако их разрозненные усилия, направленные на достижение определенных результатов, не координируются, не направляются, не обобщаются и, как следствие этого, не дают должного эффекта [2-4].
Более того, в России не готовятся специалисты в области природо- и ресурсопользования для промышленной сферы, управления хозяйством в регионах и государстве, в целом. Паллиативные меры, направленные на переориентацию специалистов по географии в университетах или инженеров в технических вузах, в так называемом рекуперационном направлении; в частности, по газо- и водоочистке, а также разработанные программы по экологии и экономике природопользования данную проблему не решают. Это тормозит проведение комплексных исследований, способствует расширению масштабов деградационных процессов в окружающей природной среде, человеческой популяции не только в России, но и за ее пределами, в целом, в биосфере Земли.
Сложность решения данной проблемы детерминирована также тем, что люди, не владея необходимой информацией, не осознают масштабов негативных тенденций роста экологических и эпидемиологических угроз, обусловливающих стабильно ухудшающиеся физические и нравственные кондиции детей, подростков и молодежи. Это выдвигает на ведущее место роль педагогической науки в создании программ воспитания и образования как необходимых способов противодействия негативным тенденциям. Специфика создавшейся ситуации требует корреспондирования педагогических технологий, формирования специальных знаний, специфических умений и навыков, направленных на бережное отношение к окружающей природе; формирования убеждения в ответственности каждого человека за сохранение среды обитания как важнейшего условия обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Актуальность формирования экологического сознания находит подтверждение в таких государственных документах, как: Законы Российской федерации «Об образовании», «Об охране окружающей среды», экологическая доктрина РФ, Национальная доктрина образования в Российской федерации. Задачи государства ориентированы на создание системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования, начальным звеном которой являются дошкольные учреждения.
В период дошкольного детства формируется мироощущение основы культуры общения, поведения и отношения детей к природе. Это обусловливает необходимость поиска эффективных направлений подготовки педагогов к созданию первоначальных основ экологической культуры детей, что связано с достижением будущими учителями высокого уровня понимания общих экологических проблем, овладения специфическими навыками
охраны окружающей среды от производственных и бытовых отходов, социальной активности в решении разнообразных эколого-педагогических задач.
Следует особо подчеркнуть тот факт, что специальной методикой экологического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, должны овладеть все педагоги; в высшем профессиональном образовании приоритетным является компетентностный подход. С точки зрения приоритетности сохранения здоровья, поддержания устойчивости биосферы как глобальной экосистемы, существует потребность в новой профессиональной компетентности будущих специалистов в области профессионального образования -эколого-педагогической компетентности. По мнению А.А. Нестеровой (2011), эколого-педагогическая компетентность будущих учителей представляет собой способность к эффективному решению задач экологического образования подрастающих поколений, начиная с дошкольного возраста.
В основе методики профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию навыков бережного отношения к природе и ресурсосбережению заложена цель - усвоения системы специальных знаний и объективных представлений об идеальном состоянии окружающей природы, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность людей и ее настоящее положение, отрицательно влияющее на физическое, психическое и духовно-нравственное состояние всех слоев населения страны.
Среди разнообразных методов обучения: объяснения, разъяснения, иллюстративного, игрового, тренингового широко использовались: метод практического приучения; экскурсии, документальные кинофильмы, дискуссионный метод с использованием конкретных фактов, документов, иллюстраций и др.
Предложенная нами методика профессиональной подготовки учителей предусматривала конкретные возможности педагогической деятельности в заданном направлении. Так, студенты исторического факультета изучали хронологическую последовательность глобальных негативных изменений природы в результате некомпетентных планов, решений и деятельности людей; будущие географы усваивали места наиболее масштабных экологических катастроф; студенты - биологи знакомились с исчезнувшими и исчезающими видами животных, птиц и рыб; будущие учителя физической культуры усваивали знания о правилах поведения в природных условиях во время кроссов, подвижных и военизированных игр, туристических походов и т.д. Они знакомились с требованиями сохранения естественных участков природы в первозданном виде.
На специально организованных научно-практических конференциях будущие учителя всех специальностей обменивались информацией о методах воздействия на детей, начиная с дошкольного возраста и последующих возрастных групп с целью формирования экологического сознания; понимания необходимости защиты окружающей среды от вредного влияния людей. Детям, подросткам, старшим школьникам разъяснялся смысл природоохранной деятельности, направленной на сохранение среды обитания человека в нормальном состоянии. Активная практическая деятельность, как часть методики профессиональной подготовки педагогов, предусматривала выступление с лекциями и беседами на родительских собраниях; проведение деловых игр с воспитателями дошкольных учреждений и учителями младших классов общеобразовательных школ; проведение экскурсий в образцово оборудованные парковые зоны, скверы, детские игровые и спортивные площадки; разъяснение вреда от накопившегося мусора и бытовых отходов на остановках транспорта и других общественных местах. Во время праздников на концертах детской и подростковой самодеятельности разыгрывались сценки поведения людей на улице, бросающих обертки, обрывки бумаги на землю, курящих в местах скопления людей, высмеивали их низкую культуру и недостойное поведение.
Результатом внедрения разработанной нами методики стало серьезное обсуждение на разных уровнях вопросов организации действовавших раньше пунктов приема вторичного сырья: бумаги - для производства картона; битого стекла на стеклоплавильные заводы; металлического лома, пластиковых бутылок и пакетов для последующей переработки.
Деньги, заработанные детьми и подростками, использовались для коллективного посещения кинотеатров, на экскурсии и другие культурно-просветительные мероприятия. Применение предложенной методики позволило руководителям ряда детских садов и общеобразовательных школ организовать уборку и оформление территории своих учреждений; оборудование игровых и спортивных площадок, школьных стадионов.
Для формирования навыков профессиональной подготовки будущих педагогов, призванных готовить учеников к охране природы, студенты выполняли контрольные и курсовые работы по тематике, раскрывающей основные направления, способы и приемы защиты и сбережения окружающей среды; выступали с докладами на студенческих научно-практических конференциях; обосновали эффективность различных форм работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по сохранению чистоты пришкольных и дворовых территорий, их благоустройству, насаждению деревьев, кустарников и т.д.
Важно подчеркнуть, что благоустройство различных участков было итогом длительной подготовительной работы по воспитанию экологической культуры; формированию сознательного отношения к поддержанию чистоты и порядка открытого пространства; навыков контроля своих действий и поступков по отношению к среде обитания.
Экспериментальная проверка предложенной методики профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения у подрастающих поколений показала, что ее применение явилось первым подготовительным этапом в этом сложном и длительном процессе. Однако начальный педагогический опыт работы в данном направлении показал, что планомерное, целенаправленное воздействие на детей и подростков оказывает определенное влияние на их родителей, вовлекая их в обсуждение данной проблемы на различных уровнях.
Таким образом, подготовка и последовательное решение задач по формированию навыков рационального, бережного отношения к среде обитания является исходным этапом, определяющим дальнейшие направления и перспективы работы педагогического сообщества с привлечением всех учреждений, организаций, производственных коллективов, что требует разработки соответствующих программ, начиная с дошкольных учреждений.
Литература
1. Князева, В.П. Экологический подход к оценке строительных материалов из отходов промышленности / В.П. Князева, В.Г. Микульский, Н.А. Сканави // Строительные материалы. - 2000. - № 6. - С. 16-17.
2. Назаренко, А.В. Рационализация ресурсообеспечения строительного комплекса в территориальных хозяйственных системах / А.В. Назаренко, И.И. Тюкаев // Научно-технический калейдоскоп. Серия «Архитектура, строительство и строительное производство». - 2000. - № 4. - С. 103-106.
3. Назаренко, А.В. Строительный комплекс в системе устойчивого развития региона / А.В. Назаренко // Научно-технический калейдоскоп. Серия «Архитектура, строительство и строительное производство». - 2000. - № 4. - С. 107-109.
4. Назаренко, А.В. Эколого-экономическая эффективность использования вторичных ресурсов в строительств / А.В. Назаренко // Сборник материалов III международной научно-практической конференции. - Пенза, 2001. - С. 6-8.
5. Нестерова, А.А. Формирование эколого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Нестеров. - Чебоксары, 2011. - С. 12-14.
6. Склянкин, Ю.В. Экономика безотходного производства / Ю.В. Склянкин. - Киев : Техника, 1989. -
168 с.
7. Територ, А.Н. Архитектурно-строительная экология (здоровье города) / А.Н. Територ. - М. : Мос-промстрой, 1995. - 446 с.
8. Титенберг, Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды : пер. с англ. / Т. Титен-берг ; под ред. А.Д. Думнова, И.М. Потравного. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 591 с.
Literature
1. Кпуа7еуа, V.P. Ecological approach to an assessment of construction materials from industry waste / V.P. Knyazev^ V.G. Mikulsky, N.A. Skanavi // Construction materials. - 2000. - No. 6. - P. 16-17.
2. Nazarenko, A.V. Rationalization of a resours keeping of the construction complex in territorial economic systems / A.V. Nazarenko, I.I. Tyukayev // Scientific and technical kaleidoscope. Series «Architecture, construction and construction production». - 2000. - No. 4. - P. 103-106.
3. Nazarenko, A.V. The complex Construction in the system of the region sustainable development / A.V. Nazarenko // Scientific and technical kaleidoscope. Series «Architecture, construction and construction production». - 2000. - No. 4. - P. 107-109.
4. Nazarenko, A.V. Ecologo-economic efficiency of the secondary resources use in constructions / A.V. Nazarenko // Collection of materials III of the international scientific and practical conference. - Penza, 2001. -P. 6-8.
5. Nesterov, A.A. Formation of ecologo-pedagogical competence of preschool education future teachers : abstract of the dis. ... cand. ped. sciences / A.A. Nesterov. - Cheboksary, 2011. - P. 12-14.
6. Sklyankin, Yu.V. Economy of production / Yu.V. Sklyankin. - Kiev : Equipment, 1989. - 168 p.
7. Teritor, A.N. Architectural ecology (city health) / A.N. Teritor. - M. : Mospromstroy, 1995. - 446 p.
8. Titenberg, T. Economics of environmental management and environmental protection : translation from English / T. Titenberg ; under the edition of A.D. Dumnova, I.M. Potravnogo. - M. : OLMA-PRESS, 2001. - 591 p.
Статья поступила в редакцию 17.04.2012 г.