Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ И ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ЭГО-СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Валентина Борисовна

В материале статьи рассматривается роль эго-состояний и принятия ответственности субъекта обучения в процессе образовательной деятельности. На основе теоретического и эмпирического анализа автором были исследованы эго-состояния студентов старшего курса, а также принятия ответственности в разных сферах. Наличие прямой взаимосвязи между показателями интернальность в сфере семейных отношений и позицией «Я-Взрослый» у обучающихся указывает на то, что чем выше интернальность в области семьи, тем выше способность субъекта оценивать и перерабатывать информацию, а, следовательно, принимать на основании полученной информации рациональные решения. Полученная обратная взаимосвязь между показателями интернальности в области межличностных отношений и эго-состояния «Я-Дитя» у обучающихся свидетельствует о том, что при отсутствии обиды, импульсивности, показатель ответственности субъекта растет. Исходя из полученных взаимосвязей автор статьи приводит несколько практических педагогических способов для более эффективного взаимодействия педагога с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF EGO-STATES AND SUBJECTIVE CONTROL LEVEL IN STUDENTS

The article discusses the role of ego states and the acceptance of the responsibility of the subject of training in the process of educational activities. Based on theoretical and empirical analysis, the author investigated the ego states of senior students, as well as the acceptance of responsibility in various fields. The direct relationship between internality in the field of family relations and the position "I-Adult" among students indicates that the higher internality in the field of family, the higher the ability of the subject to assess and process information, and, therefore, to make rational decisions based on the information received. The obtained inverse relationship between the indicators of internality in the field of interpersonal relations and the ego-state "I-Child" among students indicates that in the absence of resentment, impulsiveness, the indicator of the responsibility of the subject increases. Based on the relationships obtained, the author of the article cites several practical pedagogical methods for more effective interaction of the teacher with students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Литература:

1. Алаева, М.В. Взаимосвязь склонности к интернет-аддикции и социально-психологической адаптации в подростковом возрасте / М.В. Алаева, Н.Ф. Сухарева, В.В. Юленкова // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V Международ. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: ПГУ, 2019. - С. 4-7

2. Карпушина, Л.П. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова, С.В. Баранова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 1(49. -С. 52-56

3. Николаева, Е.И. Аддиктология: теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции / Е.И. Николаева, В.Г. Каменская. - Москва: ФОРУМ, 2018. - 208 с.

4. Шнейдер, Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Юрайт, 2019. - 219 с. - ISBN 978-5 534-10915-3.

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Токарева Валентина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В материале статьи рассматривается роль эго-состояний и принятия ответственности субъекта обучения в процессе образовательной деятельности. На основе теоретического и эмпирического анализа автором были исследованы эго-состояния студентов старшего курса, а также принятия ответственности в разных сферах. Наличие прямой взаимосвязи между показателями интернальность в сфере семейных отношений и позицией «Я-Взрослый» у обучающихся указывает на то, что чем выше интернальность в области семьи, тем выше способность субъекта оценивать и перерабатывать информацию, а, следовательно, принимать на основании полученной информации рациональные решения. Полученная обратная взаимосвязь между показателями интернальности в области межличностных отношений и эго-состояния «Я-Дитя» у обучающихся свидетельствует о том, что при отсутствии обиды, импульсивности, показатель ответственности субъекта растет. Исходя из полученных взаимосвязей автор статьи приводит несколько практических педагогических способов для более эффективного взаимодействия педагога с обучающимися.

Ключевые слова: ответственность, интернальный и экстернальный локус контроля обучающегося, эго-состояния субъекта.

Annоtation. The article discusses the role of ego states and the acceptance of the responsibility of the subject of training in the process of educational activities. Based on theoretical and empirical analysis, the author investigated the ego states of senior students, as well as the acceptance of responsibility in various fields. The direct relationship between internality in the field of family relations and the position "I-Adult" among students indicates that the higher internality in the field of family, the higher the ability of the subject to assess and process information, and, therefore, to make rational decisions based on the information received. The obtained inverse relationship between the indicators of internality in the field of interpersonal relations and the ego-state "I-Child" among students indicates that in the absence of resentment, impulsiveness, the indicator of the responsibility of the subject increases. Based on the relationships obtained, the author of the article cites several practical pedagogical methods for more effective interaction of the teacher with students.

Key words: responsibility, internal and external locus of the learner, ego-states of consideration.

Введение. В период развития высоких технологий первостепенное значение приобретают вопросы, связанные с трансформаций и формированием нового человека, вместе с этим также встает вопрос о ценностях, которые привносит третье тысячелетие. Решение данных вопросов принадлежит не только психологии, но и смежным с данной дисциплиной науками, а именно философии, педагогики, физиологии и так далее.

Данная роль особенно четко просматривается в условиях активного использования интернета и социальных сетей, которые могут формировать определенное отношение к жизни и состояние у субъекта, который еще только входит во взрослую жизнь. В данной ситуации вопросы психологического воздействия на личность становятся предметом особого изучения, поскольку возникает ряд задач исследовать организацию взаимодействия людей в малых и больших группах, психологические проблемы освоения потока информации, осмысление предлагаемой информации обучающимися.

Проблема воспитания человека современного общества есть проблема всестороннего развития личности, а, следовательно, вопрос развития индивида выступает в качестве проблемы взаимодействия различных видов деятельности, а именно: познания, общения и трудовой деятельности.

Целостное развитие личности современного человека предполагает прежде всего всестороннее развитие, личностный рост, переход от позиции ребенка к позиции взрослого. В связи с этим на передний план выходит необходимость теоретических, а также практических исследований тех состояний, в которых в настоящий момент находится субъект обучения, а также необходимость исследование проблемы психологической регуляции деятельности индивида. Изучение психологической регуляции состояний субъекта играет существенную роль для предвосхищения личностью будущего планирования своей деятельности, выявления соотношения настоящего, прошлое и будущего в регуляции деятельности и принятие ответственности за решения и последствия своего поведения.

Ответственность, возлагаемая на субъекта деятельности или взятой обучающимся обязательства, должны осознаваться и переживаться как долг, исполнение которого личности является необходимым. Ответственность является морально-психологической категорией, которая выражается в этическом отношении и психологических особенностях, свойстве личности, вместе с этим и в моральном отношении к делу, которое нередко перестаёт в определённую систему взаимодействий [3, С. 75].

Изложение основного материала статьи. С психологической точки зрения ответственность представляет собой личное качество, как и всякое свойство личности оно достаточно прочное, устойчивое образование, включающее стиль поведения. В характере человека наличие данной черты может предсказать поступок индивида и дальнейшее его поведение. В состоянии, в котором находится индивид также может влиять на характер принятия человеком ответственности [3, С. 75].

В данной работе мы будем опирать на трансакционный анализ Э. Берна.

Мы понимаем трансакционный анализ как некую теорию личности или систематическую психотерапию с целью развития изменения личности. Данное определение трансакционного анализа предложено Международной ассоциации трансакционного анализа [61.

Среди психологических подходов трансакционный анализ уникален по глубине теории и широкому диапазону применения. Данная теория личности показывает, как люди устроены психологически, для этого используются трёхчленная модель, известная как модель эго-состояний: Я-Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребенок. На основе данной модели можно понять, как люди выражают свою индивидуальность в поведении [61.

В трансакционный анализ также включена теория детского развития, где концепция сценария жизни объясняет, как в детстве происходит образование паттернов нашего поведения. В рамках данной концепции сценария жизни транзакционного анализа объясняет, в связи с чем мы продолжаем использовать стратегию детского поведения в нашей взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к самому разрушительным и болезненным результатам. Таким образом, трансакционный анализ является теорией психопатологии и используется при лечении всех типов психологических расстройств. Вне терапевтической области данная теория применяется в системе образованиям, помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов [6].

Исходя из этого мы можем говорить о том, что в процессе воспитания и обучения личности необходимо учитывать структуру человеческой личности, закономерности и движущие факторы развития субъекта деятельности.

Цель нашей работы: выявить взаимосвязи между эго-состояний и интернальности у обучающихся.

Диагностический аппарат исследования составила методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [1], а также тест на диагностику ведущей ролевой позиции Э. Берна. В исследовании приняли участие двадцать человек, студенты Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, в возрасте от девятнадцати до двадцати одного года.

Исходя полученных данных было выявлено несколько взаимосвязей между показателями экстернального, интернального локуса контроля и эго-состояний по Э. Берну.

По мнению Э. Берна эго-состояния формируются в процессе общения, где личность приобретает определенный набор реакций на соответствующий стимул. Позиция «Я-Взрослый» не обусловлено возрастом, она имеет направленность на восприятие текущей информации, чтобы, просчитывая все возможные схемы, поступать относительно безопасно для данной ситуации. Эго-состояние «Я-Взрослый» является самым беззащитным относительно других позиций индивида, так как в случае невроза у субъекта останавливает свою деятельность, отдавая полномочия двум другим эго-состояниям. В таком случае субъект становится ведомым, несамостоятельным [6].

Существует прямая взаимосвязь между показателями интернальности в области достижения успеха и позицией взрослого у обучающихся, чем выше принятие ответственности за свои достижения, тем сильнее выражено состояние «Я-Взрослый».

Приписывание ответственности за свои успехи внутренним факторам взаимосвязано с пониманием, что действие субъекта зависит от активной позиции индивида, а также позволяет личности организовывать свою жизнь. Адекватное оценивание ситуации и способность быть решительным и инициативным в достижении цели позволяет субъекту доверять своим ощущениям, чувствам, быть уверенным в себе и иметь здоровую ценностную базу. Понимание субъектом, что всё зависит только от активной позиции, является толчком для развития последующего действия индивида, а также является стимулом к организации своей жизни.

Также выявлена прямая взаимосвязь между показателями интернальность в сфере семейных отношений и позицией «Я-Взрослый» у обучающихся, которая говорит о том, что чем выше интернальность в области семьи, тем выше способность субъекта оценивать и перерабатывать информацию, принимая на основании этого определенные решения. Данная взаимосвязь имеет место быть в связи с поступлением молодого человека в университет, находящимся в другом городе, а, следовательно, переездом многих обучающихся от родителей. Данный феномен говорит о наличие сепарации как новом этапе взросления для обучающегося и как следствие принятие ответственности за свои поступки, действия относительно взаимодействия внутри семьи. Социализируюсь в обществе как отдельный самостоятельный субъект, индивид способен повысить свои самооценку, научится грамотно выстраивать диалог и находить конструктивные пути решения в жизненных ситуациях опираясь на свой жизненный опыт, а не на опыт родителей.

Вместе с этим личность так или иначе будет иметь определенные фиксируемые родительские установки, которые формировались через наблюдение за отцом и матерью. Данные установки по мнению Э. Берна заложены в эго состоянии «Я-Родитель», в котором сконцентрированы определенные принципы, нормы, жизненные устои субъекта. Выявленная прямая взаимосвязь между эго-состоянием «Я-Родитель» и интернальностью в сфере производственных отношений говорит о снижение принятия ответственности в позиции родителя у обучающихся. Данная взаимосвязь может объясняться тем, что, перекладывая ответственность на других людей, обучающийся перестает выстраивать социальное взаимодействие, отдавая тем самым главенствующее место позиции «Я-ребенок» в процессе учебной деятельности.

Доминирующее состояние «Я-Ребенок» может стать источником сложностей для взрослого человека, так как в данном состоянии субъект будет искать тех людей, кто виновен в его неудачах. Накопление обиды и ожесточение к окружающим субъекта становится фундаментом для развития психосоматических заболеваний и как следствие индивид может выпасть из процесса обучения.

Наличие обратной взаимосвязи между показателями интернальность в области производственных отношений и эго-состоянием «Я-Ребенок» у обучающихся позволяет нам подтвердить предыдущую гипотезу о переходе индивида в эго-состояние Ребенок при наличии экстернальности.

Обратная взаимосвязь между показателями интернальности в области межличностных отношений и эго-состояния «Я-Дитя» у обучающихся свидетельствует о том, что при отсутствии обиды, импульсивности, настаивания на своем принятие ответственности при построение межличностных отношений имеет высокое значение.

На основании выявленных взаимосвязей между уровнем субъективного контроля и эго-состояниями мы можем подобрать соответствующие способы работы с обучающими для того чтобы повысить качество образования.

Работая с обучающимся педагоги зачастую видят «ребенка», которого можно похвалить за его активность или наказать за ошибки, вместе с этим не всегда учитывая, что в двадцать лет обучающийся имеет свою позицию и некоторый опыт. В большинстве случаев слова, которыми оперирует педагог - это слова «должен» и «надо».

Данные слова на самом деле являются правильными словами-мотиваторами для личности, когда они произнесены самому себе, вместе с этим имеют иное значение для только еще взрослеющей личности и воспринимается ей как понукания вместо помощи и поддержки.

К третьему курсу обучающиеся имеют определенное отношение к установкам, которые дает педагог и естественно в эго-состоянии «Я-Ребенок» занимают позицию либо бунтаря, либо совсем отрешенного и отвергающего все предложения субъекта. Мотивация данного обучающегося находится на сниженном уровне или принимает форму мотивации избегания

неудач, разъединяя связку «я должен отвечать за то, что хочу», оставляя детскую позицию «я хочу». Данный феномен также взаимосвязан с кризисом в обучении, в котором обучающие остро реагируют на происходящие вокруг и исходя из исследований Н.П. Фетискина бросают обучение.

Обучающийся в позиция «Я-Ребенок» может характеризоваться не только эмоциональностью и импульсивностью, но также желанием радоваться и генерировать идеи, поэтому для снятия напряжения можно предложить студентам работу в группах для выражения их взгляда на ту или иную ситуацию в рамках дисциплины.

Также возможность познание себя обучающимися может не только улучшить их настроение, но и способствовать переходу на новый уровень осознанности, что позволит трансформировать их эго-состояния «Я-Ребенок» в эго-состояние «Я-Взрослый».

Исследование взаимосвязи локуса контроля и эго-состояний личности дает возможность разработать новые более эффективные методы обучения и воспитания, а также способы определенных педагогических взаимодействий между педагогом и обучающимся.

Выводы. Совершенствование системы обучения и воспитания по изменению позиций субъекта обучения и обучающего могут быть эффективны лишь при глубоком знании закономерностей и проблемы развития личности, неуспешных разрешений возрастных кризисов, проблем соответствия внутренних и внешних условий существования.

Формирование личности происходит не только в процессе ее активного участия при создании современного общества, но и в процессе воспитательной работы и обучения в различных образовательных организациях. На данный момент необходима специальная воспитательная работа по формированию личности, которая будет вестись на строгой научной основе, в частности на базе закономерностей, раскрываемых психологией.

Развитие личности на протяжении её жизненного пути происходит под влиянием различных обстоятельств [71. В связи с этим современная наука психология должна исследовать условия гармонического развития человека, гармоничные сочетания его интеллектуальной и практической деятельности, а также психические явления. Исходя из этого перспективы психологических исследований необходимо связать с дальнейшим изучением возможностей умственного, эмоционального и физического развития подрастающего поколения для того, чтобы гармонично сформировать личность, а также выявить потенциал психического развития.

Всестороннее изучение закономерностей развития и формирования психики, воли, характера, высоких моральных качеств личности, убеждений во взаимосвязи с исследованием высшей нервной деятельности, а также с учетом психофизиологии индивида необходима для создания условий обучения субъектов.

Литература:

1. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №3. - С. 152-162

2. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 с.

3. Богословский, В.В. О структуре ответственного отношения к заданию школьников на материале исследования подростов / В.В. Богословский // Теоретические проблемы психологии личности. - Издательство «Наука». - Москва, 1974. С. 75-78

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - М.: Юрайт. - 2019. - 386 с.

5. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. / А.А. Реан. - СПб; Издво СПб ун-та, 2001. - 224 с.

6. Джойнс, В. Современный транзактный анализ / В. Джойнс, Я. Стюарт. - СПб, 1996. -https://www.myunivercity.ru.html/ (дата обращения: 17.11.2022)

7. Токарева, В.Б. Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у субъектов образовательного процесса / В.Б. Токарева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №4. - URL: https://cyberieninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-lokusa-kontrolya-i-refleksivnosti-u-subektov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 17.11.2022).

Психология

УДК 159.9.072

преподаватель Чапоргин Андрей Геннадьевич

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение

высшего образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала

армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих и курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации. На теоретическом уровне обоснована сущность психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач и представлена её компонентная структура, включающая эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный репрезентанты. В эмпирической части исследования представлены результаты сравнения групп военнослужащих и курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации по параметрам психологической готовности. Показано, что существуют принципиальные различия по показателям новизны и неразрешимости проблемной ситуации, надёжности как волевого качества и индивидуально-исполнительского и нормо-ролевого типа профессиональной самореализации.

Ключевые слова: психологическая готовность, структура психологической готовности, курсанты, военнослужащие, войска национальной гвардии, служебно-боевые задачи.

Annotation. The article presents the study results of the psychological readiness to combat tasks in military personnel and cadets of the National Guard troops of the Russian Federation. At the theoretical level, the essence of psychological readiness to combat tasks is substantiated and its component structure is presented, including emotional, motivational-behavioral and cognitive elements. The empirical part of the study presents the results of comparing groups of military personnel and cadets of the National Guard troops of the Russian Federation according to the parameters of psychological readiness. It is shown that there are fundamental differences in terms of novelty and unsolvability of the problem situation, reliability as a strong-willed quality and individual performance and norm-role type of professional self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.