DOI: 10.12731/2218-7405-2016-1-10 УДК 159.9+316.6
взаимосвязь доминирующих ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй юношей и девушек с их участием в интернет-сообществах
Обидина Т.В.
Исследование доминирующих ценностных ориентаций юношей и девушек является весьма актуальным, поскольку в процессе киберсоциализации подрастающие поколения все больше и больше вовлекаются в интернет-сообщества.
Вовлеченность юношей и девушек в различные интернет-сообщества, с одной стороны, может отражать то, что для них ценно и притягивает их. С другой стороны, интернет-сообщества сами могут способствовать формированию тех или иных ценностей у юношей и девушек.
С целью изучения взаимосвязи между доминирующими ценностными ориентациями юношества и их участием в интернет-сообществах с соответствующей тематикой, была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между наличием у юношей и девушек таких позитивных ценностей, как альтруистические, общественно-политические, нравственные, семейно-бытовые ценности, «саморазвитие», «интимное общение», «статус», «досуг», «учеба», «профессиональная и учебно- профессиональная деятельность», «признание со стороны окружающих», «наличие цели и смысла жизни», «самостоятельность», «творчество», «внешняя привлекательность», «отношения со старшими» и «материальные ценности» и их участием в интернет-сообществах с подобной тематикой.
В процессе исследования, в котором принимало участие 67 человек в возрасте 16-17 лет, с помощью методики М.Р. Гинзбурга «Ценностные ориентации» и составленного нами, на основании методики М.Р. Гинзбурга, опросника «Позитивные сообщества в Интернете», была установлена взаимосвязь между такими ценностями и участием испытуемых в соответствующих сообществах в Сети, как «статус», «творчество», «внешняя привлекательность», «интимное общение», «профессиональная и учебно-профессиональная деятельность» и «нравственные ценности».
ключевые слова: юношество; ценности; ценностные ориентации; киберсоциали-зация; Интернет; интернет-сообщества.
THE CORRELATION BETWEEN THE DOMINANT VALUE ORIENTANTIONS OF YOUTH AND THEIR PARTICIPATION IN THE INTERNET COMMUNITIES
Obidina T.V.
The study of dominant value orientations of youth is very important today, because during the process of cybersocialization young people are more and more involved in the internet communities.
The involvement of youth into the different internet communities can reflect what is valuable to them and what attracts them. From the other side, the internet communities can form values of youth by themselves.
In order to study the correlation between the dominant value orientations of youth and their participation in the internet communities with a similar themes we suggested, that there is a correlation between the presence of such positive values of youth as altruistic values, socially political values, «moral», family values, «self-development», «friendship», «status», «leisure», «education», «professional and educational - professional activities», «recognition from the other persons», «purpose and meaning of life», «self-dependence», «creativity», «appeal», «relationships with older generations», financial values and participation of youth in the internet communities with a similar themes.
67 persons in the age of 16-17 took part in our research.
They were interviewed with the help of inquirer «Value orientations», that was suggested by M.R. Ginzburg and with the help of inquirer «Positive internet communities». And there was discovered the correlation between the presence of such positive values of youth as «status», «creativity», «appeal», «friendship», «professional and educational - professional activities», «moral» and participation of youth in the internet communities with a similar themes.
Keywords: youth; values; value orientations; cybersocialization; Internet; internet communities.
Введение
В настоящее время подрастающие поколения постоянно вовлекаются и активно участвуют в различных интернет-сообществах. Зачастую эти сообщества создаются в рамках социальных
сетей Интернета, которые позволяют объединить людей со схожими интересами и/или деятельностью [10, с. 70]. Следует заметить, что социальные сети интернет-среды могут создавать условия как для относительно социально контролируемой и относительно направляемой социализации человека, так и для стихийной, поскольку «влияние контекста взаимодействия и киберкоммуникации, а также информации, получаемой человеком, пользующимся социальными сетями интернет-среды, имеет относительно спонтанный характер, детерминируется настоящей деятельностью человека, его интересами, настроением, желаниями, ожиданиями и т.д.» [10, с. 71].
Одним из важнейших видов социализации современного человека является киберсоциали-зация человека, в процесс которой особенно явно включены дети, подростки и молодежь [10, с. 12].
В этой связи считаем крайне актуальным изучение взаимосвязи между доминирующими ценностными ориентациями юношей и девушек и их участием в интернет-сообществах, созданных в рамках социальных сетей Интернета.
С целью изучения взаимосвязи доминирующих ценностных ориентаций юношества с их участием в интернет-сообществах, созданных в рамках социальных сетей, нами была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между наличием у юношей и девушек таких позитивных ценностей, как альтруистические, общественно-политические, нравственные, семейно-бытовые ценности, «саморазвитие», «статус», «досуг», «учеба», «профессиональная и учебно-профессиональная деятельность», «признание со стороны окружающих», «наличие цели и смысла жизни», «самостоятельность», «творчество», «внешняя привлекательность», «отношения со старшими» и «материальные ценности» и участием в интернет-сообществах с подобной тематикой; существует также взаимосвязь между наличием у юношей и девушек ценности «интимное общение» и посещением ими сообществ, посвященных любви и дружбе.
Материал и методы исследования
С точки зрения психологии, ценностные ориентации являются важным компонентом мировоззрения личности или групповой идеологии, который выражает предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных общественных человеческих ценностей [12, с. 788].
«В социальной психологии часто используется такое понятие, как социальная установка, или аттитюд, которое У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта» [6, с. 33].
«Согласно В.Я. Ядову, ценностные ориентации выражают то, что является для человека наиболее важным, то, что обладает для него личностным смыслом» [6, с. 33].
Многие авторы указывают на то, что базовые мировоззренческие основы закладываются в юности. Так, например, по мнению, И.С. Кона, решающим этапом становления мировоззрения, которое выражает главные ценностные ориентации человека, является юность, поскольку именно в этот период созревают когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки [7, с. 186].
Следует отметить, что юношеский возраст также является одним из наиболее представленных в социальных сетях интернет-среды.
Поскольку «ценности представляют собой один из механизмов взаимодействия личности и общества» [4], они, с нашей точки зрения, не могут не фигурировать в процессе взаимодействия юношей и девушек в интернет-сообществах.
Причины участия в интернет-сообществах могут быть разными. Человек может быть просто подписан на сообщество по просьбе или подсказке знакомых, но быть к обсуждаемым в нем темам совершенно безразличен, а может быть участником сообщества в силу наличия у него соответствующих ценностей и интересов. В случае если интернет-сообщество человеку не безразлично, степень его активности также может быть разной: от чтения информации на страницах данного сообщества до публикации там собственных записей.
Темы в интернет-сообществах представлены самые разные, проанализировав их, мы выделили 34 вида интернет-сообществ, которые соответствуют 17 видам ценностных ориентаций, выделенных М.Р. Гинзбургом [5, с. 82]:
Альтруистические ценности:
- сообщества, созданные для помощи людям или животным;
- сообщества, посвященные заботе о людях или животных.
Общественно-политические ценности:
- сообщества, посвященные политике;
- сообщества, созданные для осуществления общественно-значимой деятельности.
Нравственные ценности:
- сообщества, посвященные исполнению долга перед Родиной;
- сообщества, в которых обсуждаются добрые дела или борьба со злом.
Признание со стороны окружающих:
- сообщества, которые помогают добиться уважения со стороны окружающих;
- сообщества, помогающие добиться любви со стороны других.
Саморазвитие:
- сообщества, которые помогают лучше разобраться в себе;
- сообщества, которые помогают развить способности. Материальные ценности:
- сообщества, помогающие стать обеспеченным человеком;
- сообщества, помогающие получить все материальные ценности, которые хочется. Досуг:
- сообщества, посвященные веселому время препровождению;
- сообщества, посвященные отдыху в свое удовольствие. Учеба:
- сообщества, помогающие достичь успехов в учебе;
- сообщества, помогающие хорошо учиться.
Профессиональная и учебно-профессиональная деятельность:
- сообщества, посвященные профессии (профессиям);
- сообщества, помогающие найти интересную работу. Статус:
- сообщества, помогающие стать руководителем, управленцем;
- сообщества, помогающие стать важной персоной. Семейно-бытовые ценности:
- сообщества, посвященные созданию и отношениям в семье;
- сообщества, посвященные воспитанию, развитию, уходу за детьми. Интимное общение:
- сообщества, посвященные любви;
- сообщества, посвященные дружеским отношениям. Отношения со старшими:
- сообщества, посвященные взаимоотношениям с родителями;
- сообщества, помогающие установить хорошие отношения с учителями. Внешняя привлекательность:
- сообщества, посвященные моде;
- сообщества, помогающие быть внешне привлекательным (привлекательной) для окружающих.
Самостоятельность:
- сообщества, помогающие стать независимой (независимым) в жизни;
- сообщества, помогающие стать самостоятельным человеком.
Творчество:
- сообщества, помогающие стать творческим человеком;
- сообщества, способствующие созданию чего-то нового, творческого.
Наличие цели и смысла жизни:
- сообщества, помогающие ставить жизненные цели и добиваться их;
- сообщества, посвященные поиску смысла жизни.
Для исследования был создан тест-опросник «Позитивные сообщества в Интернете», на основе методики М.Р Гинзбурга «Ценностные ориентации», направленной на выявление доминирующих ценностных ориентаций [5, с. 82].
В тесте-опроснике «Позитивные сообщества в Интернете» мы предоставили испытуемым перечень указанных выше видов интернет-сообществ и попросили оценить их степень причастности к данным сообществам по четырех балльной системе:
- 0 баллов - «не состою в сообществе»;
- 1балл - «состою в сообществе, но не читаю там записи и ничего не пишу»;
- 2» балла - «читаю записи сообщества»;
- 3 балла - «делаю репосты записей сообщества»;
- 4 балла - «выкладываю собственные записи по темам сообщества.
Для установления наличия или отсутствия взаимосвязи между доминирующими ценностными ориентациями юношей и девушек и их участием в интернет-сообществах с соответствующей тематикой нами была также использована сама методика М.Р. Гинзбурга «Ценностные ориентации».
В результате проведенного исследования, в котором принимало участие 67 человек в возрасте 16-17 лет, мы определили важность различных видов ценностей для наших испытуемых, подсчитав количество баллов по каждому из видов ценностей и их удельный вес в общем объеме.
Наибольший удельный вес в общем объеме принадлежит таким ценностям, как «интимное общение» (7,0 %), «признание со стороны окружающих» (6,8 %), «наличие цели и смысла жизни» (6,8 %), «самостоятельность» (6,6 %), «саморазвитие» (6,6 %), а наименьший удельный вес - ценностям «учеба» (4,4 %) и «статус» (4,4 %).
По остальным видам ценностей были получены следующие показатели: «внешняя привлекательность» (4,9 %), «творчество» (5,2 %), «профессиональная и учебно-профессиональная
деятельность» (5,3 %), нравственные ценности (5,7 %), альтруистические ценности (5,8 %), общественно-политические ценности (5,8 %), материальные ценности (6,1 %), семейно-быто-вые ценности (6,1 %), «отношения со старшими (6,2 %) и «досуг» (6,4 %).
Несколько иная картина представляется по участию испытуемых в интернет-сообществах, тематика которых соответствует перечисленным выше ценностям.
Так, наибольший удельный вес в общем объеме баллов по всем охваченным нами видам интернет-сообществ принадлежит сообществам, посвященным досугу (11%), а наименьший -сообществам, посвященным отношениям со старшими (2,1%).
По сообществам, посвященным признанию со стороны окружающих, удельный вес набранных баллов составляет - 2,9 %, семейно-бытовым ценностям - 3,6 %, нравственным ценностям - 4,2 %, статусу - 4,6 %, общественно-политическим ценностям - 5,2 %, профессиональной и учебно-профессиональной деятельности - 5,2 %, самостоятельности - 5,2 %, альтруизму - 5, 7 %, материальным ценностям - 6,0 %, учебе - 6,1 %, наличию цели и смысла жизни -6,6 %, интимно-личностному общению - 6,6 %, саморазвитию - 7,8 %, внешней привлекательности - 8,3 % и творчеству - 8,7 %.
Для оценки взаимосвязи между доминирующими ценностными ориентациями юношей и девушек и участием в интернет-сообществах с соответствующей тематикой мы произвели расчеты с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
В результате выявления взаимосвязи между наличием ценностей «статус», «творчество», «внешняя привлекательность», «интимное общение», «профессиональная и учебно-профессиональная деятельность», нравственные ценности и участием испытуемых в соответствующих интернет-сообществах, мы получили значения коэффициентов, равные 0,56, 0,45, 0,44, 0,42, 0,40 и 0,36 соответственно. Так как величины этих коэффициентов попадают в зону значимости, можно говорить о том, что между данными ценностными ориентациями и участием испытуемых в соответствующих интернет-сообществах существует взаимосвязь.
В результате определения степени тесноты между наличием таких ценностей, как «самостоятельность», «отношения со старшими», семейно-бытовые ценности, «учеба», материальные ценности, альтруистические ценности и участием юношей и девушек в интернет-сообществах с соответствующей тематикой мы получили значения коэффициентов, равные 0,25, 0,28, 0,26, 0,26, 0,30 и 0,30 соответственно. Учитывая, что значения рассчитанных коэффициентов попадают в зону неопределенности (от 0,24 до 0,31), эти связи можно считать значимыми только на уровне 95 %.
По таким ценностям, как «наличие цели и смысла жизни», «досуг», «саморазвитие», «признание со стороны окружающих» и общественно-политические ценности, наличие связи с участием в интернет-сообществах с подобной тематикой в нашем исследовании обнаружено не было, поскольку значения рассчитанных коэффициентов попали в зону не значимости и составили соответственно 0,21; 0, 13; 0,15; 0,13 и 0,12.
выводы
Таким образом, в результате проведенного исследования наша гипотеза частично подтвердилась. Мы установили взаимосвязь между такими ценностями и участием испытуемых в соответствующих интернет-сообществах, как «статус», «творчество», «внешняя привлекательность», «интимное общение», «профессиональная и учебно-профессиональная деятельность» и нравственные ценности.
Не было обнаружено взаимосвязи между наличием у испытуемых таких ценностей, как «признание со стороны окружающих», «наличие цели и смысла жизни», «досуг», «саморазвитие», общественно-политические ценности и участием испытуемых в интернет-сообществах с подобной тематикой.
По остальным ценностям взаимосвязь можно считать значимой только на уровне 95 %.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2005. 363 с.
2. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 192 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. 688 с.
4. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1996.
5. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1996. 285 с.
6. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет». Москва, 2014. 550 с.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
8. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 624 с.
9. Петров И.П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2004. 161 с.
10. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. 400 с.
11. Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3 (29). С. 1-18.
12. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 896 с.
References
1. Andreeva G.M. Social'najapsihologija [ Social psychology]. Moscow, 2005. 363 p.
2. Belinskaja E.P. Psihologija internet-kommunikacii [Psychology of internet-communication]. Moscow, 2013. 192 p.
3. Burlachuk L.F. Slovar '-spravochnikpo psihodiagnostike [The dictionary reference on psychodiagnostics]. Saint-Petersburg, 2008. 688 p.
4. Ginzburg M.R. Psihologija lichnostnogo samoopredelenija: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktorapsihologicheskih nauk [The psychology of personal self-determination: Abstract of dissertation ... doc. psychol. sciences]. Moscow, 1996.
5. Ginzburg M.R. Psihologija lichnostnogo samoopredelenija. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk [The psychology of personal self-determination: Dis. ... doc. psychol. sciences]. Moscow, 1996. 285 p.
6. Kashirskij D.V. Psihologija lichnostnyh cennostej. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk [The psychology of personal volues: Dis. ... doc. psychol. sciences]. Moscow, 2014. 550 p.
7. Kon I.S. Psihologija rannej junosti [The psychology of early youth]. Moscow, 1989. 255 p.
8. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka [The socialization of the person]. Moscow, Voronezh, 2011. 624 p.
9. Petrov I.P. Refleksivnyj mehanizmpsihologicheskoj gotovnosti lichnosti k samoopredeleniju. Dis-
sertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk/Burjatskij gosudarstven-nyj universitet [Reflexive mechanism of ready of person to self-determination]. Ulan-Ude, 2004. 161 p.
10. Pleshakov V.A. Teorija kibersocializacii cheloveka [The theory of cybersocialization of the person]. Moscow, 2011. 400 p.
11. Pleshakov V.A. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Peda-gogika ipsikhologiya, no. 3 (2014): 1-18.
12. Psihologija. Polnyj jenciklopedicheskij spravochnik [Psychology. Full Encyclopedic reference book], 2007. 896 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Обидина Татьяна Валентиновна, соискатель кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии
Московский педагогический государственный университет
ул. М. Пироговская, 1, стр. 1, г. Москва, 119991, Российская Федерация
TatianaOb@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Obidina Tatiana Valentinovna, Competitor of the Department of Social Pedagogy and Psychology Faculty of Pedagogy and Psychology Moscow pedagogical state university,
1, p. 1, M. Pirogovskaya St., Moscow, 119991, Russian Federation TatianaOb@rambler. ru