16, No. 5, pp. 365-382.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.03.2016
УДК 159.922
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. С. Носова (МГТУ),
Магнитогорск
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования относительно взаимосвязи уровня осмысленности жизни с представлениями о реализованности ценностей жизни юношей и девушек первого года обучения в вузе. В исследовании было выявлено, что общая осмысленность жизни, в период начала обучения в вузе, у девушек выше, чем у юношей. Для девушек процесс жизни насыщен и наполнен смыслом, они обладают достаточной свободой выбора и обладают контролем над своей жизнью. Отсутствие интересной работы и материального благополучия, сопровождаемое процесс получения профессионального образования, юношами воспринимается более остро, чем девушками. Удовлетворенность самореализацией, более высокая осмысленность жизни у девушек, в начале получения профессионального образования, порождена большей реализацией ценностей личной жизни и профессиональной самореализацией.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностно-смысловые ориентации, ценностные ориентации, осмысленность жизни, ценности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p346-349
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF THE FIRST YEAR STUDENTS GETTING THE HIGHER EDUCATION
Andrey Petrovich Merezhnikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Annotation
The article presents the results of the empirical research concerning the interrelation of the level of the life meaningfulness with the notions about the life values realization of the first year students getting the higher education. During the research it has been revealed that girls have a higher level of general life meaningfulness than boys at the beginning of getting the higher education. For girls the life is full of sense, they have the freedom of choice and they are able to control their life. Boys feel more upset with the absence of the interesting work and low level of the material well being when getting professional education. The satisfaction in the self-realization and the higher level of life meaningfulness among the girls at the beginning of getting the higher education are connected with the fact that they appreciate more the values of the personal life and the professional self-realization.
Keywords: value-semantic sphere, value-sense orientation, value orientation, meaningful life, values.
ВВЕДЕНИЕ
Ключевым этапом становления ценностно-смысловой сферы личности является юношеский возраст. М.Р. Гинзбург считает, что в этом возрасте генетически исходным, является личностное самоопределение, которое имеет, по мнению автора, ценностно-смысловую природу [1]. Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Поиск смысла является одной из главных ценностных ориентаций личности [2].
М.С. Яницкий и А.В. Серый в качестве ведущего процесса личностного развития рассматривают формирование собственного уникального внутреннего мира. Результатом же личностного развития является зрелая автономная личность, отличающаяся осмысленностью и продуктивностью жизни и деятельности [3].
В нашем исследовании, проблема развития ценностно-смысловой сферы, рассматривается через соотнесение уровня осмысленности жизни с представлениями о реализо-ванности ценностей жизни юношей и девушек первого года обучения в вузе.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование мы проводили среди студентов 1 курса Института истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университет им. Г.И. Носова. В исследовании принимали участие 85 человек: 53 девушки и 32 юноши, в возрасте 17-19 лет.
Для изучения системы ценностных ориентаций личности мы использовали модифицированную нами методику М. Рокича. Данная методика позволяет варьировать как списки ценностей, так и инструкции. Так же нами использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. При обработке результатов применялись методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полученные результаты по методике СЖО (таблица 1) свидетельствуют о том, что в целом девушки воспринимают свою жизнь более осмысленной, чем юноши. Значимые отличия по t-критерию Стьюдента наблюдаются по четырем шкалам: «Процесс», «Локус контроля - Я», «Локус контроля - Жизнь», «Общий показатель осмысленности жизни».
Таблица 1
Средние показатели по тесту СЖО_
Шкалы теста Средние показатели t
Девушки Юноши
Цели в жизни 32,1 29,8 1,57
Процесс жизни 32,6 26,3 2,79**
Результативность жизни 26,2 23,65 1,89
Локус контроля - Я 21,4 18,9 2,22*
Локус контроля - Жизнь 31,4 26,6 2,80**
Осмысленность жизни 106,2 95,4 2,26*
Примечание: уровень значимости по t-критерию Стьюдента: * - р<0,05; ** - р<0,01
Девушки в большей мере, чем юноши удовлетворены своей жизнью в настоящем, воспринимают свою жизнь как более интересную и наполненную смыслом (шкала «Процесс жизни»). Можно предположить, что, несмотря на то, что выбор вуза, направления профессиональной подготовки состоялся и осуществляется, юноши видят в этом меньше жизненного смысла, чем девушки.
Девушки в большей степени соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора (шкала «Локус контроля - Я»). Они также убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (шкала «Локус контроля - Жизнь»).
Как девушки, так и юноши в равной степени обладают наличием целей в будущем, их осмысленностью. Несмотря на то, что появилась определенность в связи с началом профессиональной подготовки, выбором направления подготовки, вопрос ясности жизненных целей, поиска призвания остается открытым. В оценке продуктивности и осмысленности прожитой части жизни, взгляды юношей и девушек также близки.
Таким образом, в данном возрасте у юношей процесс осмысления жизни, поиск ориентиров в ней еще не вполне оформился и продолжается. Причем ответственность у юношей в большей степени, чем у девушек, перелагается на окружающих.
Полученные результаты исследования терминальных ценностей-целей у девушек и юношей свидетельствуют о том, что наиболее значимыми ценностями в их жизни являются любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье и материальное благополучие.
Ценностные ориентации, как юношей, так и девушек, близки. Значимых отличий по ^критерию Стьюдента не обнаружено.
Наиболее реализованными ценностями-целями в своей жизни, как девушки, так и юноши считают наличие хороших и верных друзей, здоровье, чистую совесть и саморазвитие. Наименее реализованными терминальными ценностями в жизни юноши и девушки называют карьеру, интересную работу (значимые различия, р<0,05), материальное благополучие (значимые различия, р<0,05), любовь, счастье других людей. При этом юноши в целом склонны давать более низкие оценки реализации ценностей-целей в своей жизни, чем девушки. Следовательно, отсутствие интересной работы и материального благополучия юноши воспринимают более остро, чем девушки.
С помощью корреляционного анализа мы выявили взаимосвязи между представлениями о реализации ценностей в жизни испытуемых и продуктивностью прожитой ее части (шкала теста СЖО «Результативность жизни»).
У девушек были выявлены значимые прямые корреляционные взаимосвязи между показателем теста СЖО по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» и оценкой реализованности следующих ценностей в жизни девушек: любовь (р<0,05), карьера (р<0,01), жизнь полная удовольствий и развлечений (р<0,05), комфорт, покой в жизни (р<0,01), саморазвитие (р<0,01).
У испытуемых юношей не было выявлено ни одной значимой прямой корреляционной взаимосвязи.
Выявленные взаимосвязи можно интерпретировать следующим образом: ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни (т.е. удовлетворенность самореализацией) у девушек, тем выше, чем больше оценка реализованно-сти в своей жизни ценностей личной жизни и ценностей профессиональной самореализации.
У юношей осмысленность жизни связана с реализацией одной ценности - удовольствия (р<0,05). Следовательно, меньшая реализованность ценностей у юношей, порождает меньшую общую осмысленность жизни.
ВЫВОДЫ
1. Общая осмысленность жизни, в период начала обучения в вузе, у девушек выше, чем у юношей. Для них процесс жизни насыщен и наполнен смыслом. Они обладают достаточной свободой выбора и обладают контролем над своей жизнью.
2. Ценностные ориентации юношей и девушек, в целом, совпадают.
3. Отсутствие интересной работы и материального благополучия, сопровождаемое процесс получения профессионального образования, юношами воспринимается более остро, чем девушками.
4. Удовлетворенность самореализацией, более высокая осмысленность жизни у девушек, в начале получения профессионального образования, порождена большей реализацией ценностей личной жизни и профессиональной самореализацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 20-31.
2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
3. Яницкий, М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М. С. Яницкий, А. В. Серый // Вестник КемГУКИ. - 2012. - № 19-1. -
С. 82-97.
REFERENCES
1. Ginzburg M.R. (1994), "Psychological content of personal self-determination", Psychology questions, No. 3, pp.20-31.
2. Leontiev, D.A. (2003), Psychology of sense: nature, structure and dynamics of sense reality, publishing house "Smysl", Moscow.
3. Janickij, M.S. and Seryj, A.V. (2012), "General methodological approaches to studying of the value-semantic sphere of personality", Messenger KemGUKI, No. 19-1, pp.82-97.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2016