ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 316.752:316.772.5:316.475
ББК С542.15+С524.224.026 ГРНТИ 15.41.31; 15.41.21; 15.31.31 Код ВАК 19.00.05, 19.00.13
Воробьева Ирина Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Кружкова Ольга Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ИНТЕРНЕТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностная сфера, ценностные ориентации, воздействие Интернет, молодежь, готовность к принятию воздействия.
АННОТАЦИЯ. Целью представленной статьи является выявление особенностей ценностной сферы молодежи как основания для готовности к принятию информационного воздействия среды Интернет. Ценностные ориентации и структура ценностной сферы рассматриваются как «зона уязвимости» для интернет-воздействия. В статье приводится анализ роли интернет-среды в жизни современной молодежи, раскрывается ее значение для изменений в структуре и содержании ценностной сферы молодых людей. В качестве методов эмпирического исследования использовались: дескриптивная статистика, таблицы сопряженности, а также психологическая диагностика представителей молодежи (17-25 лет п=1200) с применением ценностного опросника Ш. Шварца. Основным результатом выступило описание пяти наиболее распространенных в молодежной выборке ценностных профилей («Пластичного», «Перфекционистического», «Социоориентированного», «Поискового», «Гедонистического»), каждый из которых определяет особенности типичного поведения молодого человека (в том числе в поисках источников информации и ее предпочтительных характеристиках) и обладает специфическими «зонами уязвимости» для интернет-воздействия. Результаты исследования могут быть использованы в работе по профилактике деструктивного поведения молодежи и предотвращении активного вовлечения молодых людей в асоциальные сообщества в условиях интернет-пространства.
Vorob'eva Irina Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinbrg, Russia.
Kruzhkova Ol'ga Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Acmeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinbrg, Russia.
AXIOLOGICAL READINESS OF YOUTH TO INFORMATION IMPACT OF INTERNET
KEYWORDS: sphere of values, value orientation, impact of the Internet, youth, the readiness.
ABSTRACT. The goal of the article is to identify the characteristics of valuable sphere of young people as a basis for readiness for the impact of the Internet information environment. Value orientation and the structure of the sphere of vlues are studied fron the point of view of "vulnerability" to the impact of the Internet. The article provides an analysis of the role of the Internet environment in the life of modern youth; it reveals its role in the changes in the structure and content of the sphere of vlues of young people. The following empirical research methods were used: descriptive statistics, contingency tables, and psychological diagnosis of young people (17-25 years old, n = 1200) with the help of questionnaire introduced by Sh. Schwartz. The main results show the presence of the five most common value profiles of young people ("Plastic", "Perfectionist", "Socio-oriented," "Search-driven" "Hedonic").). Each of them determines the characteristics of a typical behavior of young people (including the search for sources of information and its preferred characteristics) and has specific areas of "vulnerability" to the impact of the Internet. The results of the study can be used in prevention of destructive behavior of young people and preventing the active involvement of young people in antisocial communities in the Internet space.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Интернет как инструмент формирования психологической готовности молодежи к экстремистскому поведению», проект № 16-29-09512.
Теоретические аспекты исследования
Современное общество является обществом информационным. И именно информация определяет многие общественные тенденции, изменения и инновации. При этом молодежь - это одна из самых активно вовлеченных в инновационные сферы жизнедеятельности категорий населения, поскольку быстро откликается на все новое и неизвестное, осваивает новые практики общественной жизни и формирует новые паттерны поведения.
В связи с этим именно молодые люди являются наиболее активными пользователями Интернета как источника информации, средства общения, среды досуга и пр. Интернет становится для молодых людей средством удовлетворения разнообразных потребностей, однако большинство из пользователей сети не в полной мере осознают роль этого феномена в их собственной жизни, в формировании их убеждений и установок. Тем не менее, очевиден факт, что сугубо информационная направленность сети Интернет на сегодняшний день интенсивно заменяется выраженным агитационным, популистским и суггестивным содержанием [5]. Относительная анонимность в публикации информации, недостаточный уровень контроля за содержанием отдельных сайтов или информационным поведением отдельных пользователей приводит к появлению в пространстве Интернет достаточно большого числа недостоверных сведений, искаженных фактов. При этом манипуляция информацией в сети Интернет становится одной из технологий управления общественным мнением или сознанием отдельного человека [3]. Но даже без этого, само интенсивное и регулярное погружение в информационную среду Интернет приводит к существенным изменениям в восприятии и мировоззрении молодого человека, его поведенческих паттернах и оперируемых установках, ожиданиях и смыслах [6].
Достаточно опасным является тот факт, что именно в среде Интернет появляется большое число ресурсов и дискурсов, через которые ведется не только обмен информацией, но и пропаганда идей и образа жизни субкультурных [12], экстремистских, террористических, радикально-религиозных группировок и течений [5; 8]. Их информационное пространство, агрессивная полемика, эмоциональная насыщенность, манипуляция потребностями молодого человека, ориентация на «простые» решения являются привлекательными для людей, не имеющих индивидуальной устоявшейся ценностной системы или переживших ее слом.
Таким образом, рассуждая о готовности
к принятию воздействия среды Интернет, очевидной становится необходимость анализа аксиологических оснований «пластичности» направленности и суггестивности молодых людей к информационному влиянию, обнаружению «зон уязвимости» в структуре и содержании ценностных ориен-таций молодежи.
Ценностные ориентации выступают эталонами и регуляторами поведения человека, на что указывал Н. О. Лосский (ценности - «возможные руководители нашего поведения» [9]). Они задают тенденции поведения и мышления человека [7]. В то же время, именно через согласование с ценностями идет принятие и операционализация установок, знаний, когнитивных конструктов. Ценности здесь являются своеобразным фильтром, через который пропускается поступающая информация и посредством которого определяется степень внутреннего согласия с ней.
Однако несформированность системы ценностей или ее искажения, патологические изменения могут приводить к негативным последствиям в плане формирования социально приемлемого поведения. Так, деформации (когда отсутствует согласованность в выборе приоритетных ценностей с точки зрения общества и личности) и деструкции (когда выбираемые человеком ценности на уровне их трансляции социуму прямо противоположны его личностной позиции) системы ценностных ориентаций имеют тесную взаимосвязь с готовностью и реализацией вандального поведения [4]. Неустойчивость и неопределенность структуры ценностной сферы определяют непоследовательность и изменчивость в построении поведения молодого человека и его податливость влиянию извне.
В то же время зоной риска может быть не только структурный, но и содержательный аспект системы ценностей молодого человека, поскольку ценности имеют явный орудийный характер, то есть люди могут сознательно использовать их как орудия для достижения своих целей [14]. Ценности, являющиеся основанием для чувства собственного превосходства, избранности, уникальности, приводят к возникновению ин-толерантного поведения [10], к отказу от взаимодействия или переходу к агрессии в отношении представителей аутгрупп как защиты собственной групповой идентичности [1]. При этом человек, поддерживающий данные ценности, не противоречащий им, а наоборот, всячески одобряющий их инструментальное проявление, будет восприниматься как единомышленник, как собеседник, вызывающий доверие. И именно этим могут воспользоваться суггесторы для
© Воробьева И. В., Кружкова О. В., 2016
построения скрытого воздействия на молодого человека, его информационной обработке, вовлечению в экстремистские или иные деструктивные сообщества.
Методы и организация исследования
Целью нашего исследования стало выявление особенностей ценностной сферы молодежи как основания для готовности к принятию информационного воздействия среды Интернет.
Диагностика ценностных ориентации молодежи проводилась с применением ценностного опросника Ш. Шварца, адаптированного для российской выборки [2]. Данный опросник позволяет диагностировать ценности более высокого порядка, в которые объединяются отдельные ценностные ориентации. К таким ценностям относятся:
• ценности открытости изменениям -создают основу для готовности к новым или преобразующим идеям, действиям и переживаниям;
• ценности сохранения - акцентированы на избегании изменений, самоограничении и стремлении к порядку;
• ценности самоутверждения - обусловливают приоритет удовлетворения собственных интересов субъекта;
• ценности самоопределения - предполагают преодоление личных интересов ради других [13].
В исследовании приняли участие 1200 респондентов юношеского возраста (17-25 лет), среди них 404 юноши и 796 девушек, учащиеся старших классов школ, колледжей, вузов Екатеринбурга, а также работающие молодые люди. Данная возрастная группа относится к наиболее конгруэнтной характеристикам категории «молодежь» общности, что соответствует принципам комплексности и относительности [11].
Математико-статистическая обработка
данных проводилась с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 19. Логика исследования предполагала обращение к следующим методам и критериям матема-тико-статистической обработки эмпирических психологических данных: описательная статистика для выявления основных тенденций в выраженности исследуемых феноменов у респондентов и таблицы сопряженности для выявления гендерных особенностей в распределении изучаемых тенденций.
Результаты исследования и их обсуждение
Для описания характерных для данной возрастной группы жизненных ориентиров были рассчитаны индивидуальные интегральные показатели ценностей, которые, согласно теории Ш. Шварца [13; 15], имеют полюсную конфигурацию. Все варианты соотношений были объединены в однородные группы, для каждой из которых подсчитана частота встречаемости в общей выборке. Наиболее представлены в молодежной выборке пять типов профилей, которые определяют не только ключевые ценности для человека, но и его индивидуально-психологические особенности, обуславливающие выбор конкретных моделей поведения. Представители каждой из выделенных подгрупп обладают определенными «зонами уязвимости», позволяющими сделать информационное воздействие на них максимально эффективным. Помимо рисков информационной восприимчивости для каждого типа также можно обозначить специфичные средства влияния, а именно те сервисы и услуги Интернета, которые человек часто использует и которым он доверяет.
Так, самым распространенным среди молодежи ценностным профилем, оказался профиль, представленный на рисунке 1, его демонстрируют 23,3% опрошенных респондентов (280 человек).
открытость изменениям 3
самоопределение
самоутверждение
сохранение
Рисунок 1
Ценностный профиль «Пластичный»
Все интегральные характеристики в данном соотношении ценностей занимают средние значения и не имеют сдвигов к какому-либо из полюсов. Подобная картина может быть достаточно типична для изучаемой возрастной группы, так как согласно возрастным задачам именно на этот период онтогенеза приходится активное становление и выбор человеком жизненной позиции. Однако в связи с этим молодые люди становятся максимально восприимчивы к любым воздействиям и зачастую проявляют готовность к изменениям своих взглядов в зависимости от ситуации. Так при определенном конгруэнтном актуальному состоянию человека влиянии может демонстрироваться конформизм и подчинение, а при нормативном способе взаимодействия, наоборот - сопротивление и стремление к проявлению самостоятельности. Кроме того, склонность к подобной
конфигурации ценностей демонстрируют преимущественно юноши (проверка статистической достоверности различий осуществлялась посредством таблиц сопряженности - критерий Крамера: ф=0,253 р=0,000). Таким образом, основными рисками информационного воздействия для данной группы будут: низкая критичность, готовность к изменениям взглядов и убеждений, принятие и допущение самых разнообразных моделей поведения при наличии для них аргументированных обоснований. Соответственно, юноши будут активно реагировать на такие сервисы и услуги Интернета, как: популярные среди молодежи социальные сети, а именно группы, связанные с типичными для данной возрастной группы интересами; сетевые on-line игры, а также чаты и форумы по их обсуждению.
Другой типичный вариант ценностного профиля представлен на рисунке 2.
самоопределение
открытость изменениям 3
самоутверждение
сохранение
Рисунок 2
Ценностный профиль «Перфекционистический»
Данную конфигурацию интегральных ценностных характеристик с высокими показателями по всем полюсам демонстрируют 14,3% респондентов (171 человек). При этом различий между юношами и девушками не выявлено. С таким вариантом ценностных ориентиров молодые люди склонны демонстрировать позицию перфекцио-низма и юношеский максимализм. Высокая значимость зачастую противоположных ценностей может свидетельствовать скорее об отсутствии сформированных убеждений и взглядов, а также об их потенциальной мобильности, с одной стороны, а с другой -о готовности и поиске смысложизненных ориентиров и потенциальной восприимчивости к экзистенциальной проблематике. Соответствующими рисками информаци-
онного воздействия для данной группы респондентов могут выступать: категоричность в восприятии окружающих и критичность оценок, ориентация на поиск себя и собственных жизненных целей, высокая готовность к изменениям. Интернет-ресурсами, посредством которых возможно осуществление влияния на юношей и девушек с такими индивидуальными особенностями, являются социальные сети, а именно группы с популярными, медийными личностями, форумы с экзистенциальной тематикой, личный блог или блоги успешных людей с привлекательными для молодых людей интересами и увлечениями.
Следующий по распространенности среди молодежи ценностный профиль представлен на рисунке 3.
самоопределение
открытость изменениям 3
самоутверждение
сохранение
Рисунок 3
Ценностный профиль «Социоориентированный»
Данный профиль также имеет три максимально выраженных полюса, два из которых являются полярными друг другу и один более выраженный ориентир в отношении самоопределения. Такие особенности характерны для 13,5% (162 человека) опрошенных юношей и девушек и свойственны скорее девушкам, чем юношам. Поведенческими проявлениями подобной конфигурации жизненных ориентиров являются стремление человека к согласию с окружающими, выраженная потребность в принятии его референтной группой, а также значимость межличностных отношений в аспекте их эмоционально-чувственной составляющей. При этом девушки и юноши могут демонстрировать как активно-наступательные или даже агрессивные модели поведения в поиске новых впечатлений, получении удовольствия или отстаивании собственного мнения, так и
занимать выжидательную, осторожную позицию и ориентироваться на группу, придерживаться принятых норм и правил, не совершать потенциально опасных действий. Соответственно, к рискам информационной восприимчивости этой группы респондентов можно отнести: эмоциональную чувствительность, эмпатию, ориентацию на мнение значимой социальной группы, возможную склонность к импульсивным поступкам. Психологическое воздействие на девушек и юношей в сети Интернет может быть эффективным при использовании социальных сетей - выход на личные страницы или сообщества, сайтов для знакомств, форумов с социально актуальной тематикой (помощь детям, беженцам и пр.).
На четвертом месте ценностный профиль с выраженными полюсами интегральных ценностных характеристик (рисунок 4).
самоопределение
открытость изменениям 3
самоутверждение
сохранение
Рисунок 4
Ценностный профиль «Поисковый»
Этот профиль наблюдается у 11,6% (139 человек) опрошенных респондентов и также в большей степени характерен для женской выборки. Особенностями людей с подобным соотношением ценностных ориентиров является выраженное стремление к поиску новых впечатлений, самостоятельность и независимость, а также приоритет тех моделей поведения, которые позволяют получить удовольствие и яркие положительные эмоции. При этом человек склонен к сохранению и подержанию многочисленных межличностных контактов, с особым вниманием относясь к близкому окружению. Такие девушки и юноши коммуникабельны, легко заводят новые знакомства, отличаются оптимистическим взглядом на окружающий мир
и стремятся к постоянному расширению своего круга общения. Рисками для молодежи с данным ценностным профилем могут выступать: высокая социальная активность, низкая критичность при выборе партнеров по взаимодействию, стремление к новизне и ориентация на собственные интересы. К ресурсам интернета, позволяющим максимально эффективно оказывать влияния на эту группу молодежи, можно отнести все варианты и разновидности социальных сетей; форумы, чаты и блоги людей с необычными увлечениями, способностями; популярные сервисы видеохостинга (например, УоиТиЪе).
Еще один распространенный среди молодежи ценностный профиль отличается однополюсной конфигурацией (рисунок 5).
самоопределение
открытость
изменениям 3
самоутверждение
сохранение
Рисунок 5
Ценностный профиль «Гедонистический»
Такое соотношение интегральных ценностных характеристик демонстрируют 7,7% (92 человека) юношей и девушек, при этом статистически достоверных различий между ними не выявлено. Ключевыми жизненными ориентирами для этой группы молодых людей выступает стремление к получению удовольствия, ориентация на новые впечатления и собственная независимость. Приоритет именной этой группы ценностей определяет так называемую «потребительскую» позицию молодых людей, отличающуюся выбором таких стратегий поведения, которые удовлетворяют собственные интересы, приводят к получению положительных эмоций и позволяют юноше или девушке самоутвердится в собственных глазах. Рисками информационной восприимчивости для молодежи с подобной жизненной позицией является их предрасположенность к гедонистическим моделям поведения, низкая критичность по отношению к делинквентным действиям и возможно их допущение для собственного по-
ведения, готовность к смене приоритетов и ценностных ориентаций. Сервисы интернет-сети, посредством которых можно воздействовать на данную аудиторию: социальные сети и группы в них с популярными или необычными интересами, сетевые игры с активным общением их участников, сервисы видеохостинга, сайты для знакомств.
Таким образом, подводя итог изучения ценностной уязвимости молодежи для воздействия через среду Интернет, можно сделать следующие выводы.
1. Современное интернет-пространство оказывает значительное влияние на молодежь, поскольку именно данная группа является наиболее активным пользователем сервисов и возможностей информационной сети, при этом обладает недостаточной степенью критичности в отборе достоверных данных, ориентируясь в большей степени на эмоциональные стимулы.
2. Структура ценностной сферы представителей молодежи и ее содержательные характеристики могут выступать «зоной уяз-
вимости» для интернет-воздействия, что создает риск манипуляции установками и поведением молодых людей, развитием негативного настроя и деструктивной активности.
3. В ходе исследования были выявлены наиболее типичные ценностные профили
(« Пластичный », «Перфекционистиче-ский», «Социоориентированный», «Поисковый», «Гедонистический»), каждый из которых имеет специфику «зон уязвимости» для информационного и эмоционального воздействия в сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева Л. А., Семенова Ю. А. Толерантность в структуре гражданской идентичности личности // Философия образования. 2010. № 2. С. 240-246.
2. Богомаз С. А., Литвина С. А. Опросниковые методы исследования средовой идентичности. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2015. 27 с.
3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ // Пер. с англ. М. : Издательский дом «Велья-ме», 2004. 432 с.
4. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Проблема рассогласования ценностных ориентаций подростков и юношей в контексте вандального поведения // Конфликтогенность современности // Отв. ред. Л. А. Максимова. Урал. гос. пед ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 6-31.
5. Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. № 9. С. 37-40.
6. Демина М. Н. Изменения в когнитивных практиках индивидов под влиянием новых информационных технологий // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 87-92.
7. Иванов А. В. Феномен деструктивной социализации: ценностно-аксиологические основания // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Серия: Философия. Психология. Педагогика. № 2. С. 46-50.
8. Карапетян А. А., Тагильцева Ю. Р. Игры с разумом, или приемы и средства информационно-психологического воздействия в практике религиозно-политического экстремизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 1. С. 270-272.
9. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. С. 250-315.
10. Руденкин Д. В. Интолерантность как ценностная установка российской молодежи: причины и следствия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 4(29). С. 89-101.
11. Руденкин Д. В. Опыт определения возрастных границ молодежи в ходе эмпирического социологического исследования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6. С. 32.
12. Симонова И. А. Субкультура как социально-топологическая проблема : 1ис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 2013. 148 с.
13. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.
14. Morris C. W. Varieties of Human Value. Chicago: University of Chicago Press, 1956.
15. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries / / Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1992. Pp. 1-65.
LITERATURA
1. Belyaeva L. A., Semenova Yu. A. Tolerantnost' v strukture grazhdanskoy identichnosti lichnosti // Filosofiya obrazovaniya. 2010. № 2. S. 240-246.
2. Bogomaz S. A., Litvina S. A. Oprosnikovye metody issledovaniya sredovoy identichnosti. Tomsk, Natsional'nyy issledovatel'skiy Tomskiy gosudarstvennyy universitet, 2015. 27 s.
3. Brayant Dzh., Tompson S. Osnovy vozdeystviya SMI // Per. s angl. M. : Izdatel'skiy dom «Vel'yame», 2004. 432 s.
4. Vorob'eva I. V., Kruzhkova O. V. Problema rassoglasovaniya tsennostnykh orientatsiy podrostkov i yunoshey v kontekste vandal'nogo povedeniya // Konfliktogennost' sovremennosti // Otv. red. L. A. Maksimova. Ural. gos. ped un-t. Ekaterinburg, 2014. S. 6-31.
5. Gridchin M. M. Problemy vliyaniya informatsionnykh tekhnologiy na molodezh' / / Vlast'. 2007. № 9. S. 37-40.
6. Demina M. N. Izmeneniya v kognitivnykh praktikakh individov pod vliyaniem novykh informatsionnykh tekhnologiy / / Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. № 6. S. 87-92.
7. Ivanov A. V. Fenomen destruktivnoy sotsializatsii: tsennostno-aksiologicheskie osnovaniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2012. T. 12. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. № 2. S. 46-50.
8. Karapetyan A. A., Tagil'tseva Yu. R. Igry s razumom, ili priemy i sredstva informatsionno-psikhologicheskogo vozdeystviya v praktike religiozno-politicheskogo ekstremizma // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2015. № 1. S. 270-272.
9. Losskiy N. O. Tsennost' i bytie // Bog i mirovoe zlo. M. : Respublika, 1994. S. 250-315.
10. Rudenkin D. V. Intolerantnost' kak tsennostnaya ustanovka rossiyskoy molodezhi: prichiny i sledstviya // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2014. № 4(29). S. 89-101.
11. Rudenkin D. V. Opyt opredeleniya vozrastnykh granits molodezhi v khode empiricheskogo sotsiologicheskogo issledovaniya / / APRIORI. Ceriya: Gumanitarnye nauki. 2015. № 6. S. 32.
12. Simonova I. A. Subkul'tura kak sotsial'no-topologicheskaya problema : lis. ... kand. filosof. nauk. Ekaterinburg, 2013. 148 s.
13. Shvarts Sh., Butenko T. P., Sedova D. S., Lipatova A. S. Utochnennaya teoriya bazovykh individual'nykh tsennostey: primenenie v Rossii // Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2012. T. 9. № 1. S. 43-70.
14. Morris C. W. Varieties of Human Value. Chicago: University of Chicago Press, 1956.
15. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries / / Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1992. Rp. 1-65.