Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОПИНГ-РЕСУРСЫ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серышева Олеся Михайловна

Актуализирована проблема формирования ценностных ориентаций подростков в условиях общеобразовательной организации. Представлен обзор взглядов современных исследователей на понятия «личностный рост», «копинг», «копинг-ресурсы», обоснована идея взаимосвязи этих понятий. Раскрыто состояние проблемы личностного роста подростков в условиях современной общеобразовательной организации. Показана возможность оценки сформированности личностных копинг-ресурсов подростков путем изучения динамики показателей ценностного отношения подростков к семье, себе, человеку на основе диагностической методики оценки личностного роста И.В. Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева. Представлена характеристика основных результатов исследования личностного роста обучающихся 5-11-х классов. Выявлены и описаны возможные причины, оказывающие влияние на личностный рост школьника. Сделан вывод о том, что сформированность ценностного отношения подростков к окружающему миру и к самим себе напрямую связана с развитием личностных копинг-ресурсов, которые, в свою очередь, влияют на личностный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серышева Олеся Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL GROWTH DYNAMICS AND THE DEVELOPMENT LEVEL OF PERSONAL COPING RESOURCES OF TEENAGERS

The problem of value orientations’ formation of teenagers in the context of a general educational organization is actualized. The review on the views of researchers on the concepts of “personal growth”, “coping”, “coping resources” is presented. The idea of close connection between personal growth and personal coping resources is substantiated. The current situation of the problem of personal growth of teenagers in modern general education organization is revealed. The assessment of the formation of adolescents' personal coping resources is made by studying the dynamics of the indicators of the teenagers’ value attitudes to family, themselves, and a human being in general. The author uses the diagnostic methodology of I.V. Kuleshova, P.V. Stepanov, and D.V. Grigoriev. The results of the study of the personal growth of students in grades 5-11 are presented. The possible reasons influencing the personal growth of a student are identified and described. The author concludes that the formation of the value attitude of teenagers to the world around them and to themselves is directly related to the development of personal coping resources, which, in turn, affect personal growth.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ ПОДРОСТКОВ»

Научная статья

УДК 37.032

DOI: 10.14529^220204

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

И СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КОПИНГ-РЕСУРСОВ ПОДРОСТКОВ

О.М. Серышева1,2, olesia.serisheva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9994-7189

1МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска», Челябинск, Россия

2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Россия

Аннотация. Актуализирована проблема формирования ценностных ориентаций подростков в условиях общеобразовательной организации. Представлен обзор взглядов современных исследователей на понятия «личностный рост», «копинг», «копинг-ресурсы», обоснована идея взаимосвязи этих понятий. Раскрыто состояние проблемы личностного роста подростков в условиях современной общеобразовательной организации. Показана возможность оценки сформированности личностных копинг-ресурсов подростков путем изучения динамики показателей ценностного отношения подростков к семье, себе, человеку на основе диагностической методики оценки личностного роста И.В. Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева. Представлена характеристика основных результатов исследования личностного роста обучающихся 5-11-х классов. Выявлены и описаны возможные причины, оказывающие влияние на личностный рост школьника. Сделан вывод о том, что сфор-мированность ценностного отношения подростков к окружающему миру и к самим себе напрямую связана с развитием личностных копинг-ресурсов, которые, в свою очередь, влияют на личностный рост.

Ключевые слова: личностный рост, личностные копинг-ресурсы, ценностное отношение, подростки, педагогическое содействие

Благодарности. Работа выполнена при поддержке психолого-педагогической службы общеобразовательной организации.

Для цитирования: Серышева О.М. Взаимосвязь динамики личностного роста и сформированности личностных копинг-ресурсов подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 2. С. 40-50. Б01: 10.14529/реа220204

Original article

DOI: 10.14529/ped220204

PERSONAL GROWTH DYNAMICS AND THE DEVELOPMENT LEVEL OF PERSONAL COPING RESOURCES OF TEENAGERS

O.M. Serysheva1,2, olesia.serisheva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9994-7189

1Secondary School No. 61 in Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia

2South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The problem of value orientations' formation of teenagers in the context of a general educational organization is actualized. The review on the views of researchers on the concepts of "personal growth", "coping", "coping resources" is presented. The idea of close connection between personal growth and personal coping resources is substantiated. The current situation of the problem of personal growth of teenagers in modern general education organization is revealed. The assessment of the formation of adolescents' personal coping resources is made by studying the dynamics of the indicators of the teenagers' value attitudes to family, themselves, and a human being in general. The author uses the diagnostic methodology of I.V. Kuleshova, P.V. Stepanov, and D.V. Grigoriev. The results of the study of the personal growth of students in grades 5-11 are presented. The possible reasons influencing the personal growth of a student

© Серышева О.М., 2022

are identified and described. The author concludes that the formation of the value attitude of teenagers to the world around them and to themselves is directly related to the development of personal coping resources, which, in turn, affect personal growth.

Keywords: personal growth, personal coping resources, teenagers, value attitude, pedagogical support

Acknowledgements. The work was carried out with the support of the psychological and pedagogical service of the educational organization.

For citation: Serysheva O.M. Personal growth dynamics and the development level of personal coping resources of teenagers. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(2):40-50. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220204

Постановка проблемы

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) основного общего образования определяет личностный рост обучающихся как цель и результат педагогической деятельности, что актуализирует вопрос педагогического содействия личностному росту подростков.

В образовании личностный рост обучающегося рассматривается как становление и развитие от представления образа Я-реального к образу Я-идеального. Понятие личностного роста подростков и понятие саморазвития взаимосвязаны. А одним из главных показателей успешности личностного роста обучающегося является самоопределение личности.

В настоящее время в педагогическом сообществе формируется понимание необходимости создания условий для обеспечения личностного роста обучающихся. Однако в исследованиях недостаточно представлена взаимосвязь личностного роста и формирования личностных копинг-ресурсов обучающихся, которые обеспечат успешную социализацию и социальную адаптацию детей и подростков, их способность к преодолению различных стрессов.

Обзор литературы

В психологической практике используется понятие личностного роста, предложенное психологами гуманистического направления. А. Маслоу и К. Роджерс предложили термин «личностный рост» и считали критериями личностной зрелости способность реализовать личностный потенциал, принятие себя и окружающих, целеустремленность, внутреннюю целостность, умение продуктивно преодолевать жизненные трудности. Данное понятие находилось и находится в сфере научных интересов исследователей. В отечественных исследованиях личностный рост характеризует становление важнейших сфер личности и отражает отношение человека к себе и своему

способу существования в мире в качестве субъекта деятельности и жизнедеятельности. Современная парадигма субъектности обозначила новую активно-преобразующую функцию личности. Интерес стала вызывать способность человека нести преобразования в собственной жизни, в своем окружении, в мире [2].

Большое значение при изучении вопроса эффективности педагогических условий, обеспечивающих личностной рост подростка, необходимо придавать выбору педагогических методов, приемов и средств [3]. В современных исследованиях по педагогике и психологии определены общие закономерности процесса развития и саморазвития личности. В связи с этим Н.М. Борытко признает саморазвитие подростка важнейшим элементом становления личности в активной деятельности. Одновременно с теоретическими формируются и практические предпосылки решения проблемы личностного роста подростков. К ним в первую очередь следует отнести и изменения во ФГОСе, и введение рабочих программ воспитания, появление детских общественных организаций и инициативных групп, активизация органов ученического самоуправления, введение в штатные расписания общеобразовательных учреждений ставок педагогов-психологов, социальных педагогов, вожатых, педагогов-организаторов, советников по воспитанию. Это позволяет обеспечить в школах необходимые педагогические условия для личностного роста обучающихся [8].

Анализ современной научной литературы позволил определить личностный рост и как некую динамику развития личности, и как результат данной деятельности. Так, позитивные изменения личности за определенный промежуток времени способствуют успешной социализации и социальной адаптации, удовлетворенности собой, своим окружением [7].

В широком понимании личностный рост представляет собой процесс раскрытия, раз-

вития и реализации индивидом своих личностных способностей и возможностей, претворения в жизнь целей и планов, с помощью которых воплощаются в действительность личные жизненные ценности, принятие себя как индивидуальности на протяжении жизненного пути в совместной деятельности с другими людьми.

В науках, оперирующих понятием «личность», понятие «личностный рост» используют синонимично понятиям «самореализация», «самосовершенствование», «саморазвитие» [5].

И.В. Кулешов, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев личностный рост рассматривают как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, к самому себе [9]. Ценностное отношение описывается учеными через целый ряд признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания, а именно: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность и т. д. [6].

В психолого-педагогических исследованиях проблема ценностей является важной составляющей личности и общества. Ценности субъекта В.Н. Мясищев обозначил как осуществляемые в субъект-объектном взаимодействии личностные отношения. Согласно социологической концепции ценностей М. Ве-бера, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта, являясь историческим выражением общих установок своего времени, определяя, таким образом, характер культуры общества в целом. Для отдельного человека ценностное отношение представляет «смысловое преломление социального опыта индивида, лежащее в основе системы личностных смыслов», которые, в свою очередь, приобретают значимость для самой личности в процессе ее жизнедеятельности, то есть ценностное отношение возникает при вовлечении в тот или иной вид человеческой деятельности. Чем активнее индивид, тем более выражается его ценностное отношение, которое само динамично, изменчиво, воспитуемо [1].

Как мы видим, личностный рост человека рассматривается именно через призму формирования ценностного отношения к себе, к окружающим, к миру и является тем необходимым позитивным изменением личности подростка, которое должно привести к его социализации и социальной адаптации. Ведь

задачей современного образования является воспитание успешного гражданина, удовлетворенного собой, своим окружением, способного к позитивным изменениям.

Попытаемся рассмотреть личностный рост в контексте понятия «копинг» [10], так как в практике педагогической работы МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска» на протяжении более 10 лет используются приемы копинг-профилактики зависимого поведения, проводится целенаправленная работа по формированию личностных копинг-ресурсов школьников. Именно на подростковый и ранний юношеский возраст приходится формирование способности к совладающему поведению. Наше особое внимание формированию личностных копинг-ресурсов школьников было обусловлено тем, что во многих исследованиях показано, что уровень успешности человека зависит от индивидуально-психологических особенностей личности [4].

Личностные копинг-ресурсы можно отнести к индивидуально-психологическим особенностям личности. Они включают в себя ресурсы когнитивной сферы (высокий уровень интеллектуального развития позволяет конструктивно оценивать и прогнозировать воздействие социальной среды); ресурсы самосознания (позитивная Я-концепция, адекватная самооценка); ценностно-мотивацион-ную структуру личности (мотивация на достижение успеха и как противопоставление -мотивация на избегание неудачи); духовно-нравственные качества (интернальный локус контроля, аффилиация, эмпатия, эмоциональный интеллект, социальная компетентность) [4]. Таким образом, сформированное у подростка ценностное отношение к себе как к личности, к семье, к знаниям, к другим людям, к не таким, как он, отношение к своему духовному миру как к ценности, на наш взгляд, является базой, фундаментом личностного роста и способствует формированию и развитию личностных копинг-ресурсов. Можно увидеть взаимосвязь необходимости формирования личностных ресурсов и достижения личностных результатов обучения, декларируемых Федеральным государственным образовательным стандартом в качестве задачи современного образования.

В когнитивно-поведенческой парадигме мировой психологии последние 40 лет проводятся теоретическо-эмпирические исследования способности к преодолению стресса и

совладающего поведения (копинг). В России эти исследования активно начаты в 90-е годы. По мнению Т.Л. Крюковой, отличительной особенностью совладающего поведения является то, что это целенаправленное сознательное поведение, адекватное личностным особенностям и ситуациям. Совладающее или копинг-поведение характеризуется выбором продуктивных стратегий деятельности и сознательного социального поведения. В результате человек успешно преодолевает любые жизненные трудности [3].

Исследование ресурсов - достаточно молодое и перспективное направление в науке. Цель настоящего исследования - изучение динамики сформированности личностных ко-пинг-ресурсов школьников на основе методики диагностики личностного роста И. В. Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева.

Методология исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска». На основе данных, полученных в процессе применения системного, деятельностного и аксиологического подходов, практической и экспериментальной работы (2012-2020 гг.), разработана и реализуется модель педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьника (2018-2021 гг.). В диагностическом блоке личностно-результативного этапа модели представлены направления анализа эффективности педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьника. Для анализа динамики сформиро-ванности личностных копинг-ресурсов школьников использована методика диагностики личностного роста И.В. Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева [9, с. 272-292]. Авторы предлагают варианты опросников для обучающихся 6-8-х и 9-11-х классов. Цель методики: исследование развития гуманистических ценностных отношений подростка к миру, к самому себе, другим людям. Возрастные особенности подростков учтены при формулировании вопросов. Способы обработки и интерпретация результатов авторов.

Подросткам был предложен опросник, который состоял из 91 утверждения, в явной или скрытой форме выражающего позитивное или негативное отношение опрашиваемого к основным ценностям современного общества: к семье, отечеству, природе, миру, знаниям, труду, культуре, другим людям, собственно человеческому «Я». Было предложено выска-

зать свое согласие или несогласие в баллах от «+4» до «-4». Заполнение опросника у подростков не вызывало затруднений. Работа заняла менее одного урока.

Для экспериментальной проверки гипотезы об эффективности реализации модели педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников в условиях образовательной организации и изучения динамики личностного роста конкретных групп обучающихся (классов, параллелей) был использован лонгитюдный метод. Диагностика личностного роста была проведена в 2017/2018 учебном году, затем - через два года, в 2019/2020 учебном году, и для окончательных выводов - в 2020/2021 учебном году. В исследовании принимали участие все обучающиеся МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска» с 5-го по 11-й классы (258, 270, 275 человек соответственно). Исследование, обработка и интерпретация результатов проведены совместно со школьным педагогом-психологом.

Результаты и их обсуждение

Личностный рост - явление динамическое, поэтому особое значение результаты приобрели для классных руководителей, которые на протяжении определенного периода видят изменения отношения обучающихся к основным ценностям, декларируемым в современном обществе: отношение к семье, знаниям, другим людям, своему внутреннему и духовному миру - прогресс или регресс, позитивное или негативное отношение либо отсутствие какого-либо сформированного отношения. При обобщении результатов групповой диагностики мы не ограничились констатацией процентного распределения ответов ребят (как предлагают авторы, по четырем уровням: «устойчиво позитивное», «ситуативно-позитивное», «ситуативно-негативное», «устойчиво-негативное»), отметили особо выдающиеся результаты на уровне «позитивное отношение», что позволит увидеть динамику в целом. Можно считать результаты опросов тенденциями в развитии ценностных отношений подростков к миру, к самому себе, другим людям, поводом для педагогического размышления и основой для разработки рабочей программы воспитания общеобразовательной организации в общем и корректировки воспитательных программ классного руководителя в частности. Оценка результатов воспитания через категорию личностного роста возводит в ранг значимости динамику раз-

вития личности каждого конкретного подростка в отношении самого себя. Необходимо оценивать тенденцию позитивных изменений ценностного отношения обучающегося к себе, к людям, семье, а не соответствие какому-либо общепринятому стандарту.

В целях изучения отдельных показателей личностного роста обучающихся одной и той же группы в течение четырех лет мы рассматривали изменение показателей и их различие в параллелях обучающихся 8-11-х классов в 2020/2021 учебном году, сравнивая данные показатели по итогам проведения трех исследований в 2017/2018, 2019/2020, 2020/2021 гг. (см. таблицу).

По результатам опроса (рис. 1) в 2017/2018 учебном году положительное отношение к семье было сформировано у 52 % шестиклассников. На наш взгляд, это критически низкий показатель. Организационно-педагогическая работа педагогов в данном

направлении способствовала увеличению количества подростков с положительным ценностным отношением к семье до 94 % (в параллели 8-х классов в 2019/2020 учебном году) и стабилизации показателя (84 % в 2020/2021 учебном году в параллели 9-х классов). В контексте копинга это свидетельствует о формировании у большинства подростков аффилиации, интернальной ориентации личности, а также способности видеть и получать в ближайшем окружении поддержку, что, безусловно, будет обеспечивать продуктивное преодоление подростком различных кризисов, стрессов, трудных жизненных ситуаций, предупреждению его рискованного поведения. Сформированная аффилиация помогает подростку выстраивать эффективную коммуникацию при взаимодействии с окружением, ориентирует в межличностных контактах.

Незначительное снижение показателя положительного отношения и, соответственно,

Группы респондентов исследования

Учебный год 2017/2018 2019/2020 2020/2021

Параллель 5-е классы 7-е классы 8-е классы

Параллель 6-е классы 8-е классы 9-е классы

Параллель 7-е классы 9-е классы 10-й класс

Параллель 8-е классы 10-й класс 11-й класс

Количество респондентов, чел. 258 270 275

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

96%

94%

94%

92%

90%

84%

86%

89%

■ ■ ЦП

2017/2018 2019/2020 2020/2021

8-е классы

9-е классы

10-й класс

11-й класс

Рис. 1. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к семье» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.)

увеличение количества подростков с негативным отношением в отношении семьи, на наш взгляд, является свидетельством возрастных психофизиологических кризисов переходного возраста. В целом, можно отметить, преобладает количество ребят со сформированным положительным ценностным отношением к семье.

Актуальный вопрос на все времена для каждого педагога - отношение школьников к знаниям. По результатам опросов количество подростков со сформированным ценностным положительным отношением к знаниям стабильно увеличивается (рис. 2). Разработка и внедрение модели педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников, в том числе изменение образовательного пространства школы, повышение мотивации педагогического содействия, обеспечение взаимодействия с семьей, позволяют повысить положительное отношение к знаниям. Высокий уровень учебной мотивации способствует развитию когнитивных способностей, формированию копинг-ресурсов, обеспечивает успешность копинг-поведения. Подросток самостоятельно оценивает и саму ситуацию стресса, осуществляет поиск ресурсов для разрешения проблемной ситуации.

Показатели положительного «отношения подростка к человеку как таковому» (рис. 3), «как к другому» (рис. 4), «как к иному» (рис. 5)

в процессе исследований повысились лишь по одной параллели - 10-го класса (до 71 %), а также - по некоторым параметрам - у обучающихся 11-го класса (до 67 %). Рассматривая причинно-следственные связи, мы предположили, что существует взаимосвязь между социальной активностью этой группы ребят и положительным отношением «к человеку как таковому». Данные показатели, на наш взгляд, свидетельствуют о формировании эмпатии, эмоционального интеллекта, толерантности, и в том числе - аффилиации, интернальной ориентации личности. А ведь именно эти ребята начали активно заниматься добровольческой, волонтерской деятельностью, принимали участие во всевозможных акциях начиная с 7-8-го класса. Тем не менее, можно заметить, и по остальным параллелям нет категорически низких показателей.

Эмоциональный интеллект выступает как ресурс копинг-поведения, позволяющий осознанно и целенаправленно совладать с трудной жизненной ситуацией, прогнозировать жизненные события и результаты своих поступков, продуктивно действовать.

Исследователи (А.Г. Басова, С.А. Лигер, М.О. Рубцова, Н.А. Сирота и др.) утверждают, что высокий уровень эмоционального интеллекта обеспечивает способность подростка к поиску социальной поддержки, что является продуктивной копинг-стратегией преодоления

Рис. 2. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к знаниям» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.)

Рис. 3. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к человеку как к таковому» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.)

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

87%

72% 71%

75%

2017/2018 2019/2020 2020/2021

8-е классы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9-е классы

10-й класс

11-й класс

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

91% 92%

87%

8-е классы

96%

82%

9-е классы

86%

79%

10-й класс

72%

67%

11-й класс

2017/2018 2019/2020 2020/2021

Рис. 4. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к человеку как к другому» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.)

стресса. Недостаточный уровень формирования эмпатии негативно сказывается на качестве коммуникации, что способствует замедлению личностного развития и прекращению личностного роста подростка. Эмпатия как способность к сопереживанию, состраданию является одним из ключевых факторов социа-

лизации, социальной адаптации подростка и важнейшим личностным ресурсом преодоления стресса.

Положительное отношение подростка к своему внутреннему миру является свидетельством сформированной позитивной Я концепции. Из анализа изменений показателей цен-

Рис. 5. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к человеку как к иному» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.)

120%

100%

80%

60%

40%

20%

100%

0%

8-е классы

9-е классы

10-й класс

11-й класс

2017/2018 2019/2020 2020/2021

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

84%

64%

2017/2018 2019/2020 2020/2021

8-е классы

9-е классы

10-й класс

11-й класс

Рис. 6. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к внутреннему миру» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.)

ностного отношения подростка к своему внутреннему миру (рис. 6), на наш взгляд, можно сделать лишь вывод о том, что в 11-м классе обучающиеся испытывают большую тревожность перед предстоящим ЕГЭ, поэтому наблюдается резкое снижение количества ребят с положительным отношением к своему

внутреннему миру до 22 %. Причинами, на наш взгляд, могут являться и возрастные психофизиологические изменения, и страх перед неизвесностью при выборе профессиональной направленности.

Динамика показателя сформированного ценностного отношения к своему духовному Я

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

94%

100%

2017/2018 2019/2020 2020/2021

8-е классы

9-е классы

10-й класс

11-й класс

Рис. 7. Положительное отношение подростков по показателю «Позитивное ценностное отношение к духовному «Я» в рамках исследования личностного роста обучающихся 8-11-х классов (2017-2021 гг.]

(рис. 7) свидетельствует об увеличении показателя по всем параллелям после внедрения модели педагогического содействия формированию копинг-ресурсов школьников и стабильно большом количестве ребят с положительным отношением на протяжении всего периода.

Сформированная интернальная ориентация личности обеспечивает адекватную оценку проблемной ситуации, выбор продуктивной копинг-стратегии, определение мер эффективной социальной поддержки. Ощущение собственного контроля над ситуацией способствует эмоциональной устойчивости, формированию чувства ответственности за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности. Формирование у обучающегося самостоятельности и ответственности повышает эффективность его деятельности и способствует преодолению различных трудных жизненных ситуаций, стресса.

По результатам оценки таких показателей, как ценностное «отношение к семье», «отношение к знаниям», «отношение к другим людям», «отношение к не таким, как я», «отношение к своему духовному миру», на наш взгляд, можно утверждать об эффективности реализуемой модели педагогического содействия формированию личностных ко-пинг-ресурсов школьника. Мы рассмотрели

данные показатели как свидетельство роста либо регресса личностных ресурсов школьников (самосознания, эмоционального интеллекта, толерантности, эмпатии, любознательности, гуманности, социальной ответственности, формирования социальной ответственности, способности к саморазвитию и самореализации), которые являются копинг-ресурсами, главными составляющими процесса успешной социальной адаптации и социализации подростков.

Выводы

Обобщенные результаты в целом по образовательной организации свидетельствуют о стабильности и росте показателей личностного роста в 2019/2020, 2020/2021 учебных годах по сравнению с 2017/2018 (до начала апробации модели педагогического содействия формированию личностных копинг-ресурсов школьников). Однако можно высказать предположение, что методика не является единственным свидетельством эффективности реализации модели педагогического содействия формированию копинг-ресурсов школьников. Возрастные психолого-педагогические изменения подростка, изменения в социальной, общественной, экономической сферах жизни подростка оказывают и прямое, и опосредованное влияние на становление его ценностных ориентаций. Изменения в количествен-

ных показателях результативности воспитательного пространства общеобразовательной организации (участие обучающихся в мероприятиях интеллектуальной, творческой, социальной, спортивной, гражданско-патриоти-ческой и др. направленности), вовлечение школьников в деятельность общественных организаций, реализация на базе школы различных программ наставничества, именно эти показатели могут стать свидетельством активной работы по формированию копинг-ресурсов школьников. Педагогическое содействие формированию личностных копинг-ресурсов обучающихся позволит обучающимся продуктивно преодолевать все трудности подросткового периода, обеспечит личностный рост [4].

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение вопроса обеспечения личностного роста подростков в условиях общеобразовательной организации. Требуется дальнейший анализ.

Полученные диагностические данные могут служить основой построения работы по педагогическому содействию формированию личностных копинг-ресурсов у школьников, совершенствования образовательно-воспитательного пространства общеобразовательной организации, так как сформированность ценностного отношения подростков к окружающему миру и к самим себе напрямую связана с развитием личностных копинг-ресурсов, формирование которых обеспечивает личностный рост обучающихся.

Список литературы

1. Богданова, А.И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды / А.И. Богданова // Фундаментальные исследования. -

2012. - № 9-2. - С. 337-341. - https://clck.ru/Z67Jv (дата обращения: 08.11.2021).

2. Кругликова, А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива: на примере групп семейной логопсихотерапии: авто-реф. дис. ... канд. псих. наук / А.Ю. Кругликова. - 2006. - https://clck.ru/Z6TSY (дата обращения: 08.11.2021).

3. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -

2013. - № 5. - https://clck.ru/Z6VMw (дата обращения: 30.04.2021).

4. Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис. ... канд. псих. наук /В. О. Левченко. - 2010. -https://clck.ru/Z6YjY (дата обращения: 30.04.2021).

5. Психологический словарь. - https://clck.ru/Z6TVq (дата обращения: 30.04.2021).

6. Романов, П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию / П.Ю. Романов, Д.А. Хабибулин //Вестник ЧГПУ. - 2011. - https://clck.ru/Z67WY (дата обращения: 30.04.2021).

7. Степанян, Г.Г. Определение содержания понятия «личностный результат» в педагогической литературе / Г.Г. Степанян // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / Г.Г. Степанян; под ред. О.Н. Широкова и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 182-186. -https://clck.ru/Z67Ry (дата обращения: 30.04.2021).

8. Тихоненков, Н.И. Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Н.И. Тихоненков. - 2002. - https://clck.ru/Z6TnC (дата обращения: 30.04.2021).

9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Ка-раковского, Л.И. Новиковой. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М., 1999. - 272 с. -https://clck.ru/Yzj4h (дата обращения: 30.04.2021).

10. Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С.А. Хазова //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 5. - https://clck.ru/Z6VZH (дата обращения: 08.11.2021).

References

1. Bogdanova A.I. [Formation of a Value Attitude to Tolerance in a Multicultural Educational Environment]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2012, no. 9-2, pp. 337-341. Available at: https://clck.ru/Z67Jv (accessed: 08.11.2021). (in Russ.)

2. Kruglikova A.Yu., Psikhologicheskiye osobennosti lichnostnogo rosta mladshikh podrostkov v usloviyakh raznovozrastnogo kollektiva: Na primere grupp semeynoy logopsikhoterapii. Avtoref. kand. diss. [Psychological Characteristics of the Personal Growth of Younger Adolescents in a Multi-age Group: On the Example of Groups of Family Speech Psychotherapy. Abstract of kand. diss. psychological sciences], 2006. Available at: https://clck.ru/Z6TSY (accessed 08.11.2021).

3. Kryukova T.L. [Psychology of Coping Behavior: Current State and Psychological, Socio-Cultural Perspectives]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasova], 2013, no. 5. Available at: https://clck.ru/Z6VMw (accessed 30.04.2021). (in Russ.)

4. Levchenko V.O. Psikhologicheskiye strategii sovladayushchego povedeniya kak determinanta lichnostnoy uspeshnosti podrostkov. Avtoref. kand. diss. [Psychological Strategies of Coping Behavior as a Determinant of Personal Success of Adolescents. Abstract of cand. diss.], 2010. Available at: https://clck.ru/Z6YjY (accessed 30.04.2021).

5. Psikhologicheskiy slovar' [Psychological Dictionary]. Available at: https://clck.ru/Z6TVq (accessed 30.04.2021).

6. Romanov P.Yu., Khabibulin D.A. [Value Attitude: Approaches to Research]. Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk Pedagogical State University], 2011. Available at: https://clck.ru/Z67WY (accessed 30.04.2021). (in Russ.)

7. Stepanyan G.G. [Definition of the intent of the incept of Personal Result" in the Pedagogical Literature]. Razvitiye sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika: materialy VIIMezhdunar. nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of Modern Education: Theory, Methodology and Practice: Materials of the VII Intern. Scientific-Practical Conf.], 2016, no. 1 (7), pp. 182-186 (in Russ.). Available at: https://clck.ru/Z67Ry (accessed 30.04.2021). (in Russ.)

8. Tikhonenkov N.I. Pedagogicheskiye usloviya lichnostnogo rosta podrostkov v dosugovoy deya-tel'nosti. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions of Personal Growth of Adolescents in Leisure Activities. Abstract of kand. diss.], 2002. Available at: https://clck.ru/Z6TnC (accessed 30.04.2021).

9. Karakovsky V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L., E.I. Sokolova (Eds.) Upravleniye vospita-tel'noy sistemoy shkoly: problemy i resheniya [Management of the Educational System of the School: Problems and Solutions] Moscow, 1999. 272 p. Available at: https://clck.ru/Yzj4h (accessed 30.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Khazova S.A. [Coping Resources of a Subject: Main Directions and Perspectives of Research]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasova], 2013, no. 5. Available at: https://clck.ru/Z6VZH (accessed 08.11.2021). (in Russ.)

Информация об авторе

Серышева Олеся Михайловна, директор, МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска»; аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Information about the author

Olesya M. Serysheva, Director, Secondary School No. 61; postgraduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

The article was submitted 20.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.