Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОДРОСТОК ГРУППЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалагинова Ксения Сергеевна, Декина Елена Викторовна

Исследовании приведен опыт работы по формирования личностной ответственности у подростков группы риска, обоснованная и наполненная содержанием с опорой на анализ различных подходов современных исследователей. Практическая апробация работы проходила на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. На первом этапе совместно с социальным педагогом было проведена диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук) с целью определения подростков с низким уровнем сформированности морально-этической ответственности, входящих в группу риска по данным ВШУ. По результатам исследования выявлено 16 подростков с низким уровнем морально-этической ответственности, с которыми приводилась дальнейшая работа. Критериями сформированной личностной ответственности у подростков группы риска выступает - умение регуляции поведения, применение эффективных копинг-стратегий, адекватная самооценка, самоконтроль и развитая сила воли. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: у большинства испытуемых преобладает низкий уровень ответственности, наблюдается высокая напряженность копинга, самооценка у большей части выборки на низком уровне; большинство подростков, участвующих в исследовании, имеют низкий коммуникативный контроль и слабую силу воли. Программа по формированию личностной ответственности у подростков группы риска предполагает проведение тренинговых упражнений и развивающих игр; индивидуальных и групповых консультаций, индивидуальных и групповых консультации, мастер-классы «Ответственность в моей жизни», «Секреты моего Я»; семинар «Управление своими эмоциями»; квест «Трудолюбие и сила воли»; дискуссия и лекция на тему «Копинг-стратегии», подтвердивших свою эффективность после проведения контрольного этапа исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шалагинова Ксения Сергеевна, Декина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TECHNOLOGY OF WORKING WITH ADOLESCENTS AT RISK FOR THE FORMATION OF PERSONAL RESPONSIBILITY

The article presents the experience of working with first-year medical college students during the adaptation period. Adaptation of a student in a professional educational institution is considered as an element in the system of educational and professional activities, the effectiveness of which is determined by various factors, in many respects-the individual psychological characteristics of the student, his personal, behavioral qualities, value orientations, activity and initiative, motives, etc. The study was conducted on the basis of the State Educational Institution “Tula Regional Medical College” of Tula with first-year students in the number of 270 students and 135 parents of students. The conducted diagnostics allowed to identify the features of the socio-psychological adaptation of students to the educational process of the college and to identify the targets of psychological impact. Based on the results of the diagnosis, a program was drawn up aimed at increasing the adaptive potential of students in a new educational environment, creating a favorable psychological atmosphere in groups of first-year students, mental and personal development of students in accordance with individual capabilities, which has shown its effectiveness. The main tasks of promoting the adaptation of first-year students to the professional educational environment of the college are to prepare first-year students for new learning conditions, to establish and maintain the social status of first-year students in a new team, to form positive learning motives in first-year students, to prevent and remove psychological and physical discomfort associated with the new educational environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №3, Том 9 / 2021, No 3, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-3 -2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN321.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шалагинова К.С., Декина Е.В. Особенности работы с подростками группы риска по формированию личностной ответственности // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shalaginova K.S., Dekina E.V. (2021). Evaluation of the effectiveness of the technology of working with adolescents at risk for the formation of personal responsibility. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN321.pdf (in Russian)

УДК 378.047

Шалагинова Ксения Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail : shalaginvaksenij a99@yandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X

Декина Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: kmppedagogika@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071

Особенности работы с подростками группы риска по формированию личностной ответственности

Аннотация. В исследовании приведен опыт работы по формирования личностной ответственности у подростков группы риска, обоснованная и наполненная содержанием с опорой на анализ различных подходов современных исследователей. Практическая апробация работы проходила на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. На первом этапе совместно с социальным педагогом было проведена диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И.Г. Тимощук) с целью определения подростков с низким уровнем сформированности морально-этической ответственности, входящих в группу риска по данным ВШУ. По результатам исследования выявлено 16 подростков с низким уровнем морально-этической ответственности, с которыми приводилась дальнейшая работа. Критериями сформированной личностной ответственности у подростков группы риска выступает — умение регуляции поведения, применение эффективных копинг-стратегий, адекватная самооценка, самоконтроль и развитая сила воли.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: у большинства испытуемых преобладает низкий уровень ответственности, наблюдается высокая напряженность копинга, самооценка у большей части выборки на низком уровне; большинство подростков, участвующих в исследовании, имеют низкий коммуникативный контроль и слабую силу воли. Программа по формированию личностной ответственности у подростков группы риска предполагает проведение тренинговых упражнений и развивающих игр; индивидуальных и групповых консультаций, индивидуальных и групповых консультации, мастер-классы «Ответственность в моей жизни»,

https:// mir-nauki. com

«Секреты моего Я»; семинар «Управление своими эмоциями»; квест «Трудолюбие и сила воли»; дискуссия и лекция на тему «Копинг-стратегии», подтвердивших свою эффективность после проведения контрольного этапа исследования.

Ключевые слова: ответственность; формирование; личностная ответственность; подросток группы риска

Введение

Современное общество предъявляет новые требования к личности, к таким её свойствам, как активность, самостоятельность и ответственность.

Вопрос личностной ответственности вообще и детей группы риска в частности является одним из наиболее неоднозначных и сложных в психологичной теории и практике. Несмотря на многочисленные исследования, вплоть до настоящего времени практически отсутствуют технологии формирования личностной ответственности у подростков группы риска, нет единой дефиниции понятия.

В своем исследовании мы будем опираться на понимание личностной ответственности, предложенной Д.А. Леонтьевым, согласно которому ответственность определяется, как способность быть причиной самому, отвечать за следствия, производить целенаправленные изменения в себе и в мире1. На основе анализа литературы, считаем целесообразным дополнить предложенное определение, введя такие характеристики как копинг-стратегии, самооценка, самоконтроль и сила воли. Именно эти аспекты, на наш взгляд, следует рассмотреть применительно к подросткам группы риска в связи с формированием личностной

2 3

ответственности , .

Нами представлены основные составляющие работы по формирования личностной ответственности у подростков группы риска, с опорой на анализ различных подходов современных исследователей [1-7].

Работа по формированию личностной ответственности у подростков группы риска предполагает единство четырех компонентов.

Когнитивный компонент — в условиях формирования личностной ответственности необходимо учитывать развитие адекватной самооценки индивидуума — знание подростков себе, собственных достоинств и недостатков, реалистичное оценивание личности, потенциала, качеств и свойств, способностей и поступков4.

1 Стенограмма лекции психолога Дмитрия Леонтьева, прочитанной 23 ноября 2014 года в рамках Фестиваля публичных лекций — совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы https://polit.т/а1Ис1е/2015/01/04ЛеоШ1еУ (Дата обращения 20.03.2021).

2 Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

3 Дементий, Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: автореф. дис. канн, психол. наук. М. 1990.

4 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,

2018. — 412 с.

https:// mir-nauki. com

Именно объективная, адекватная самооценка дает подростку ощущение внутренней стабильности, гармонии и покоя, вследствие чего ребенок чувствует себя более уверенным, в результате чего способен выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими [8].

В целом адекватная самооценка ведет подростка, помогает приобретать положительный жизненный опыт и навыки, способствуя формированию ответственности, как необходимого качества личности5.

В своем исследовании мы говорим, прежде всего, о подростках, у которых личностная ответственность сформирована недостаточно, при этом со слабо выраженным чувством долга и моральными требованиями к себе и окружающим.

Эмоциональный компонент — предполагает учет того, что у школьника смена жизненных событий происходит с огромной скоростью, особенно разнообразием наполнена жизнь подростка, с большим количеством проблем и трудных жизненных ситуаций.

Сила воли коррелирует не только с умением концентрировать усилия и выдерживать большие нагрузки, но и со способностью к самоконтролю, помогающему управлять деятельностью и добиваться в ней высоких результатов.

Самоконтроль является важнейшей способностью подростка. Умение контролировать свои мысли, эмоции и поведение помогает и дает возможность личности развивать свою ответственность. Основываясь на воле, это качество человека направляет и помогает принимать осознанные решения, с дальнейшим претворением их в жизнь.

Специалисты, которые занимались вопросами, связанными с самоконтролем (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Г.С. Никифоров, Б. Энглин, Е. Торенсон, Б. Мишель, Г. Девидсон), проводили отождествление самоконтроля с самоуправлением. Наиболее значимыми в контексте рассматриваемой нами проблемы видятся нам исследования, которые анализируют локус контроля личности, подразумевающий комплекс психологических характеристик личности, к которым относят самостоятельность, независимость и активность человека в достижении своих целей, а также развитие ответственности за происходящие с ним события [9].

Если рассматривать самоконтроль подростков группы риска, как способность управлять своим поведением в противоречивых условиях социальной среды, то можно говорить об умении индивида подчинить разуму собственные эмоции, проявляя силу характера, помогающему подавлять излишние эмоции и контролировать собственные чувства [10].

Исходя из того, что самоконтроль индивидуума, является контролером собственных эмоций и состояний, а отсюда и одной из характеристик свободы и ответственности личности подростка, то можно говорить, что если отсутствует самоконтроль, то нет свободы, нет ответственности и нет личности.

Волевой компонент — выход сознания на новый уровень, стремление и необходимость понять себя, свою истинную личность, толкает подростка к необходимости формирования и выработке силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других.

А.И. Высоцкий отмечал, что в подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности, при этом подростки значительно чаще в отличие от младших школьников могут регулировать свое поведение на основе внутренней стимуляции, но волевая сфера при этом у школьников остается очень противоречивой, так как не смотря на возрастание

5 Кон И.С. «Психология старшеклассника». Пособие для учителя — М. Просвещение. 1980. — 192 с. Страница 3 из 14

02PSMN321

https:// mir-nauki. com

общей активности, механизмы волевой активности у подростка еще сформированы недостаточно [11].

Поведенческий компонент — в разные периоды подросткового возраста копинг-стратегии и стресс проявляются по-разному. Самостоятельность и ответственность социального общения и поведения, могут быть для подростка источником психологических трудней, провоцирующих стресс.

Совладение с самим собой, со своими переживаниями зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и его копинг-механизмов, помогающих ему справляться со стрессами и психологическими трудностями. Копинг для подростка является когнитивным и поведенческим усилием, которые он прилагает для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям человека со средой. При этом реакции подростка на стрессовую ситуацию могут быть как непроизвольными, так и произвольными, а его чувства и мысли формируют копинг-стратегии, используемые в определенных обстоятельствах в различной степени. Непроизвольные реакции школьника основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, они приобретены в результате повторения и потому не требуют дополнительного сознательного контроля [12].

Программа по формированию личностной ответственности у подростков группы риска предполагает проведение тренинговых упражнений и развивающих игр; индивидуальных и групповых консультаций. Общее количество предполагаемых встреч составляет 16 занятий, продолжительностью 60-80 минут. Кроме того, предусмотрены индивидуальные и групповые консультации и дополнительно 5 занятий — мастер класс «Ответственность в моей жизни», «Секреты моего Я»; семинар «Управление своими эмоциями»; квест «Трудолюбие и сила воли»; дискуссия и лекция на тему «Копинг-стратегии» [13].

Индивидуальные и групповые консультации с подростками группы риска проводятся с учетом всех основных принципов консультирования. С помощью консультаций производится оценка, как деятельности подростка, так и изменений в преодолении психологических проблем, а также оказывается поддержка в налаживании общения и взаимопонимания со сверстниками и взрослыми.

Мастер-класс «Ответственность в моей жизни» и «Секреты моего Я» является особой формой учебного занятия, которое основывается на практических показательных упражнениях, с демонстрацией творческого решения ситуации, которая помогает разрешиться определенным познавательным или проблемным педагогическим задачам.

Мастер-класс преследует цель развития у подростков ответственного поведения, с развитием коммуникативных навыков и создание благоприятных условий для самораскрытия и раскрепощения подростков группы риска.

Семинар «Управление своими эмоциями» является формой практического занятия, преследующего главную цель обеспечить возможность практического использования теоретических знаний в текущих условиях. Целью семинара будет являться раскрытие значения эмоций для психоэмоционального здоровья и самочувствия, а также актуализация знаний в управлении собственными негативными эмоциями.

Квест «Трудолюбие и сила воли» будет направлен на организацию целенаправленного досуга, развитие познавательного интереса и кругозора подростков, а также воспитание эмоционально-положительного настроя.

Дискуссия и лекция на тему «Копинг-стратегии» ориентируется на теоретическую и практическую части, где предполагается рассмотреть, что такое трудные жизненные ситуации

и копинг-стратегии. Обучиться эффективным копинг-стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций подростками.

Методы и материалы

Практическая апробация описанной выше модели проходила на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы.

На первом этапе совместно с социальным педагогом было проведено исследование (методика (ДУМЭОЛП) Диагностика уровня морально-этической ответственности личности. (И.Г. Тимощук)) с целью определения подростков с низким уровнем сформированности морально-этической ответственности, входящих в группу риска по данным ВШУ.

Таблица 1

Структура и содержание диагностической программы исследования

Компоненты Показатели Диагностические методики

Когнитивный Ответственность и Уровень самооценки Анкета «Шкала ответственности» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) и Опросник «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г.Н. Казанцевой)

Эмоциональный Уровень самоконтроля Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру)

Волевой Сила воли Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов)

Поведенческий Враждебность, самоконтроль, ответственность Опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус)

Таблица 2

Критерии и показатели, свидетельствующие о повышении уровня личностной ответственности у подростков группы риска

Критерии Качественные показатели Количественные показатели

Когнитивный Ответственность I-6 — низкий уровень 7-10 — средний уровень II-14 — высокий уровень

Уровень самооценки от -10 до -4 — свидетельствует о низкой самооценке от -3 до +3 — об адекватной самооценке от +4 до +10 — о высокой самооценке

Эмоциональный Уровень самоконтроля 0-3 балла — показывают низкий коммуникативный контроль 4-6 баллов — говорят о среднем коммуникативном контроле 1-10 баллов — указывают на высокий коммуникативный контроль

Волевой Сила воли от 0 до 12 баллов — слабая сила воли от 13 до 21 баллов — сила воли средняя от 22 до 30 баллов — большая сила воли

Поведенческий Конфликтность, самоконтроль, ответственность 0-6 — низкий уровень напряженности 7-12 — средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии 13-18-высокая напряженность копинга 1. Конфронтационный копинг 2. Дистанцирование 3. Самоконтроль 4. Поиск социальной поддержки 5. Принятие ответственности 6. Бегство-избегание 7. Планирование решения проблемы 8. Положительная переоценка

По результатам исследования выявлено 16 подростков с низким уровнем морально-этической ответственности (11 мальчиков и 5 девочек), в возрасте 13-14 лет, из которых 46 % подростков (7 чел.) имеют стойкую неуспеваемость по большинству предметов, 42 % (6 чел.) нарушают правила поведения, 12 % (2 чел.) испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.

Ниже в таблицах 1 -2 представлены структура, содержание, критерии и показатели диагностической программы.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: у большинства испытуемых преобладает низкий уровень ответственности — 63% выборки; наблюдается высокая напряженность копинга — 59 %; самооценка у большей части выборки на низком уровне; большинство подростков, участвующих в исследовании, имеют низкий коммуникативный контроль — 68 % и слабую силу воли — у 49 % подростков.

Ниже в таблице 3 представлено содержание программы «Навстречу к себе», составленной на основе программы формирования чувства ответственности в подростковом возрасте «В ответе за себя» [14; 15].

Таблица 3

Содержание программы «Навстречу к себе» по формированию личностной ответственности у подростков группы риска

№ п/п Цель занятия Содержание занятия Примечание

Индивидуальные и групповые консультации с подростками (формируем: когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты)

1 Ознакомить учащихся с принципом проведения занятий, сплоченность группы 1. Упражнение «Приветствие» 2. Обсуждение и принятие групповых правил 3. Упражнение «Снежинка» 4. Упражнение «Расширение зоны» 5. Упражнение «Внимание — опасность!» 6. Заключение (рефлексия) 7. Ритуал прощания Мяч, листы бумаги

Семинар «Управление своими эмоциями» (формируем эмоциональный компонент)

2 Формировать умение определять чувства и эмоции; формировать навыки управления чувствами и эмоциями 1. Ритуал приветствия — упражнение «А ты с какой планеты?» 2. Беседа «Наши чувства и эмоции» 3. Упражнение «Спроси у себя...» 4. Творческий блок 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Конверт с вопросами (незаконченные предложения), листы бумаги, ручки, карандаши

3 Формировать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому. 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Письмо себе» 3. Упражнение «Закончи предложения 4. Упражнение «Ищу друга» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Листы бумаги, ручки, карандаши

Мастер-класс «Ответственность в моей жизни» (формируем когнитивный компонент)

4 Введение в понятие «конфликт», осознание собственной конфликтности, формирование умения поведения в конфликтной ситуации (самоконтроль) 1. Ритуал приветствия 2. Беседа с подростком по понятию «Конфликт» — 10 мин. 3. Упражнение «Конфликт рук» 4. Упражнение «В стране вещей» 5. Упражнение «Закончи предложение» 6. Заключение (рефлексия) 7. Ритуал прощания Карточки

№ п/п Цель занятия Содержание занятия Примечание

5 Формировать понятия о стрессе, его причинах, способах самоконтроля в управлении данным явлением 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Фокусировка» 3. Упражнение «Стаканчик» 4. «Как справиться со стрессом?» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности

6 Формировать адекватную самооценку и положительное отношения к себе 1. Ритуал приветствия 2. Дискуссия «Что такое самооценка?» 3. Упражнение «Кто я?» 4. Упражнение «Спасибо за...» 5. Упражнение «Круг доброжелателей» 6. Заключение (рефлексия) 7. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

Мастер-класс «Секреты моего «Я» (формируем когнитивный компонент)

7 Формировать положительное отношение к себе и к другим, повышение самооценки 1. Ритуал приветствия 2. Дискуссия «Моя уникальность» 3. Упражнение «А вы слышали?» 4. Упражнение «Самопрезентация» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

8 Формировать адекватную самооценку, поведение, и самоконтроль 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Таблица претензий» 3. Упражнение «Детские обиды» 4. Упражнение «Я обижаюсь, когда...» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

Квест «Трудолюбие и сила воли» (формируем волевой компонент)

9 Формировать адекватную самооценку и силу воли 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Я в своих глазах и в глазах других людей» 3. Упражнение «Хочу, Могу, Делаю» 4. Упражнение «Контракт с самим собой» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

Дискуссия и лекция на тему «Копинг-стратегии» (формируем поведенческий компонент)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Формировать адекватное копинг-поведение, самоконтроль и силу воли 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Как справится с раздражением, плохим настроением» 3. Упражнение «Вверх по радуге» 4. Упражнение «Аукцион» 5. «Веселая гусеница» 6. Упражнение «Опиши или нарисуй» 7. Упражнение «Закончи предложения» 8. Заключение (рефлексия) 9. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности, воздушные шарики

11 Формировать чувство ответственности, осознания своих чувств и чувств другого человека 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Мои права и права и других людей» 3. Упражнение «Почувствуй состояние другого» 4. Упражнение «Как оценить поступки других» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Мяч, бумага и письменные принадлежности

12 Формировать умение понимать себя 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Победи своего дракона» 3. Упражнение «Моя вселенная» 4. Заключение (рефлексия) 5. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

13 Формировать позитивный настрой на будущее, осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях, умение понимать себя и других людей по поведению, формировать навыки справляться с проблемами в поведении. 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Представление героев» 3. Упражнение «Проблемы героев» 4. Упражнение «Мое будущее» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

№ п/п Цель занятия Содержание занятия Примечание

14 Формировать способности осознавать свое состояние, находить слова для его обозначения, снятие эмоционального напряжения 1. Ритуал приветствия 2. Упражнение «Посидите так, как сидит...» 3. Упражнение «Лобно-затылочный обхват» 4. Упражнение «Чепуха» 5. Заключение (рефлексия) 6. Ритуал прощания Бумага и письменные принадлежности

15 Закрепить дальнейшее самораскрытие, самопознание, подведение итогов занятий 1. Ритуал приветствия 2. Притча Ворона и павлин 3. Подведение итогов групповых занятий Запись веселой музыки; чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши, цветная бумага, материалы для поделок

Сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Шкала ответственности» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рисунке 1.

«Шкала ответственности»

10

8 6

0

/

/

±

¿5L

Высокий Средний Низкий

показатель показатель показатель

10 8 6 4 2 0

Ко нстатирующий Контрольный

Контрольный Констатирующий

5

3

Рисунок 1. Результаты диагностики подростков по методике «Шкала ответственности» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (составлено авторами)

Анализ результатов исследования ответственности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, представленный на рисунке 1, позволяет сделать вывод о положительной динамике после реализации формирующей программы «Навстречу к себе». Положительная динамика выражается в уменьшении числа испытуемых с низким показателем ответственности, с 63 % до 31 %.

Сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, приведенный на рисунке 2, позволяет говорить о положительной, которая выражается в уменьшении числа испытуемых с выраженной дезадаптацией, в то же время адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии увеличился, адаптивный вариант копинга остался неизменен. У респондентов уменьшился показатель выраженной дезадаптации, что

может говорить об улучшении копинг-механизмов, помогающим адаптироваться ребенку в стрессовой ситуации.

«Копинг-стратегии»

X 7

0

±

8

¿С

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Констатирующий Контрольный

Адаптивный Пограничное Дезадаптация

Контрольный Констатирующий

Рисунок 2. Результаты диагностики подростков по методике «Копинг-стратегии» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (составлено авторами)

На рисунке 3 приведён сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г.Н. Казанцевой).

«Диагностика общей самооценки»

10 £

1

Высокая

10 8 6 4 2 0

Констатирующий Контрольный

Адекватная Низкая

Контрольный Констатирующий

Рисунок 3. Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика общей самооценки» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (составлено авторами)

02PSMN321

9

7

0

9

6

2

После реализации формирующей программы уменьшилось число испытуемых с низкой самооценкой с 62 % до 37 %, в то же время как число подростков с адекватной самооценкой выросло с 2 % до 56 %.

Сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис. 4) демонстрирует уменьшение числа испытуемых с низким коммуникативным контролем, что может говорить об увеличении количества детей, готовых действовать адекватно и наиболее рационально.

«Оценка самоконтроля в общении»

12 10 8 6 4 2 0

Констатирующий Контрольный Высокий Средний Низкий

Контрольный Констатирующий

Рисунок 4. Результаты диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (составлено авторами)

Сравнительный анализ результатов диагностики подростков по методике «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис. 5) позволяет сделать вывод о положительной динамике после реализации программы «Навстречу к себе».

8

6

4

2

0

Констатирующий Контрольный

Рисунок 5. Результаты диагностики подростков по методике «Самооценка силы воли» на констатирующем и контрольном этапах (составлено авторами)

«Самооценка силы воли»

7

J7

8

Большая

Средняя Слабая

Контрольный Констатирующий

8

6

1

В выборке стало больше подростков, у которых увеличился уровень силы воли, что может свидетельствовать об увеличении внутренней энергии, которую подросток может сознательно направлять на достижения желаемых результатов.

Используемый нами статистический анализ данных по О-критерию знаков позволяет определить изменяются ли значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или сторону ухудшения.

Результаты сравнения данных (ответственность), полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты сравнения данных (ответственность), на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

№п/п И.Ф. (испытуемый) Констатирующий этап Контрольный этап Знак разности (сдвиг)

1 Владислав Б. Н 3 Н 4 1 (+)

2 Олег Ч. Н 2 С 7 5 (+)

3 Алексей А. С 9 В 11 2 (+)

4 Татьяна В. Н 5 Н 5 0

5 Дмитрий Д. Н 6 С 8 2 (+)

6 Анастасия Е. Н 4 Н 4 0

7 Владимир С. Н 4 С 7 3 (+)

8 Егор В. С 7 С 8 1 (+)

9 Ольга У. Н 4 Н 4 0

10 Сергей Л. С 10 В 11 1 (+)

11 Валерий П. С 7 С 8 1 (+)

12 Эвелина Г. Н 5 Н 5 0

13 Елена З. С 7 С 9 2 (+)

14 Сергей С. С 8 В 11 3 (+)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Алексей С. Н 3 С 7 4 (+)

16 Марат В. Н 3 С 8 5 (+)

Проверим ограничения: n = 16,5 < 16 < 300. Критерий применим. Определим направление сдвига для каждого испытуемого. Подсчитаем количество нулевых реакций. В трех случаях сдвиг нулевой, следовательно, новый объем выборки n* = 16 - 3 = 13. Используемый нами статистический анализ данных по G-критерию знаков, предназначенный для исследования и определения направления сдвига в значениях исследуемого признака в двух выборках (ответственность), позволяет сделать вывод, что изменения значений переменных при переходе от одного измерения к другому происходят в сторону улучшения.

Заключение

В своем исследовании мы пришли к пониманию, что личностная ответственность составляет одну из важных и существенных характеристик человеческой личности, и именно подростковый возраст является наиболее сенситивным для переосмысления этого качества.

В процессе работы с подростками группы риска по формированию личностной ответственности необходимо уделить особенное внимание развитию таких компонентов как: когнитивный компонент (ответственность и самооценка), эмоциональный компонент (самоконтроль) — способность для подростка развивать свою ответственность, основываясь на воле, волевой компонент (сила воли; поведенческий компонент (копинг-стратегии), являющийся когнитивным и поведенческим усилием, прилагаемый подростком для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям со средой.

https:// mir-nauki. com

В целом в качестве условий, способствующих формированию личностной ответственности у подростков группы риска, следует признать необходимость стимулирования правильных жизненных ориентиров и установок, а также повышение психологической грамотности подростков.

В образовательном процессе образовательной организации можно применять комплексные программы, предполагающие использование различных ролевых игр, упражнений, тренингов, арт-терапевтических технологий и обсуждений.

В целом по результатам проведенного исследования следует сделать следующие вывод о положительной динамике после проведенной формирующей программы «Навстречу к себе». Положительная динамика выражается: в уменьшении числа подростков с низкими показателями ответственности, с выраженной дезадаптацией, с низким показателем самоконтроля, в увеличении показателя самооценки, силы воли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синькевич А.А., Ивутина Е.П. Взаимосвязь ответственности и саморегуляции поведения в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 172-181.

2. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Москва URSS, 2010. 238 с. С. 38-44.

3. Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев: Вища школа, 1979. — 134 с.

4. Марьенко И.С. Ответственность школьника: пути воспитания. // Советская педагогика № 5, 1987 С. 15-18.

5. Муздыбаев К.О. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. М., 2010.

6. Прядеин В.П. ответственность как предмет психологического исследования. Екатеринбург, УрГПУ, 2007 — 209 с.

7. Сафин В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности // Теория и практика формирования коммунистического сознания. — Уфа, 1986.

8. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 987.

9. Быков С.В. Вопросы локализации контроля личности в исследованиях подростковой делинквентности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — №4/5. — С. 31-36.

10. Реан А.А. Психология изучения личности. — СПб.: Изд-во Михайлова, 1999. — 325 с.

11. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Рязань, 1979. С. 9.

12. Compas В.Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues (англ.) // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — № 22(2). — С. 231-237.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 412 с.

14. Соловьева А.М. Формирование чувства ответственности в подростковом возрасте // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/201800 4823 (дата обращения: 06.05.2021).

15. Шалагинова К.С., Соловьева А.М. Оценка эффективности деятельности педагога-психолога по формированию чувства ответственности в подростковом возрасте // Аспирант. 2019. № 1(43). С. 83-91.

Shalaginova Ksenia Sergeevna

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9037-449X

Dekina Elena Victoriana

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: kmppedagogika@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071

Evaluation of the effectiveness of the technology of working with adolescents at risk for the formation of personal responsibility

Abstract. The article presents the experience of working with first-year medical college students during the adaptation period. Adaptation of a student in a professional educational institution is considered as an element in the system of educational and professional activities, the effectiveness of which is determined by various factors, in many respects-the individual psychological characteristics of the student, his personal, behavioral qualities, value orientations, activity and initiative, motives, etc.

The study was conducted on the basis of the State Educational Institution "Tula Regional Medical College" of Tula with first-year students in the number of 270 students and 135 parents of students. The conducted diagnostics allowed to identify the features of the socio-psychological adaptation of students to the educational process of the college and to identify the targets of psychological impact. Based on the results of the diagnosis, a program was drawn up aimed at increasing the adaptive potential of students in a new educational environment, creating a favorable psychological atmosphere in groups of first-year students, mental and personal development of students in accordance with individual capabilities, which has shown its effectiveness. The main tasks of promoting the adaptation of first-year students to the professional educational environment of the college are to prepare first-year students for new learning conditions, to establish and maintain the social status of first-year students in a new team, to form positive learning motives in first-year students, to prevent and remove psychological and physical discomfort associated with the new educational environment.

Keywords: responsibility; formation; personal responsibility; youth at risk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.