УДК 159.99
Рыкова О.К.
педагог-психолог Измайловская школа №1508 (г. Москва, Россия)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА
Аннотация: целью данного исследования является установление взаимосвязи детско-родительских отношений и ценностных ориентации подростка. В работе представлен анализ различных подходов к определению и пониманию понятий «детско-родительские отношения» и «ценностные ориентации подростка». А так же результаты эмпирического исследования взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и ценностными ориентациями подростков.
Ключевые слова: родительские отношения, ценностные ориентации, подростки, семья, семейная система, структура, личность, типы воспитания.
В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. В процессе взаимоотношений с матерью и отцом у ребенка с первых дней жизни формируется структура самосознания личности. Второе рождение личности происходит в подростковом возрасте и определяется внутренней позицией личности, которая наполняется личностными смыслами и ценностными ориентациями.
Детско-родительские отношения определяются множеством факторов: стиль семейного воспитания, семейная структура, родительские установки и
позиции, родительское отношение, нарушения в процессе воспитания.
В нашем понимании детско-родительские отношения — это сложная система взаимоотношений между ребенком и родителем, которая определяется совокупностью факторов, включающих как личностные характеристики каждого участника этой системы, так и внешние социальные факторы, также влияющие на эту систему. Особое место в этой системе занимают воспитательные процессы, происходящие внутри семьи.
Рассматривая подходы к определению ценностных ориентаций, мы выделили одно наиболее современное и, на наш взгляд, наиболее полно раскрывающее специфику этого понятия определение: ценностные ориентации личности определяются как сложная иерархическая структура, выполняющая функции регулирования активностью человека, находящаяся на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания. Изучив особенности подросткового возраста, мы можем говорить о том, что ценностные ориентации подростков формируются под влиянием ряда внешних факторов, в т.ч. одними из важнейших являются особенности семьи и детско-родительских отношений.
Нами было проведено эмпирическое исследование на установление взаимосвязи детско-родительских отношений и ценностных ориентаций подростков, были применены методики: опросник «АСВ» В. Юстицкиса и Э.Г. Эйдемиллера, методика «РОД» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина, опросник Шварца, методика «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой. В результате исследования было выявлено, что у подростков из семей с похожими детско-родительскими отношениями, можно наблюдать и схожие ценностные ориентации, таким образом, мы можем говорить о взаимосвязи детско-родительских отношений и ценностных ориентациях подростков.
При анализе ценностных ориентаций нами были выявлены сферы направленности ценностных ориентаций подростков. Таким образом, мы можем соотнести важность сферы ценностных ориентаций подростка с отклонениями в воспитании, выявленными в семьях.
Для подростков из семей, где было выявлено такое нарушение в воспитании, как «гипопротекция», характерна такая иерархия сфер ценностных ориентаций: наиболее важная сфера материальная, затем гедонистическая, эстетическая, интеллектуальная, эмоциональная, благополучия, семейная, на одинаковом уровне находятся сферы: духовная, волевая, нравственно-нормативная.
Для подростков из семей, где было выявлено такое нарушение в воспитании, как «эмоциональное отвержение», характерна такая иерархия сфер ценностных ориентаций: наиболее важная сфера волевая, затем, эмоциональная сфера, интеллектуальная, времяпрепровождения, благополучия, материальная, гедонистическая, на одинаковом уровне находятся сферы: духовная, нравственно-нормативная, семейная, эстетическая.
Для подростков из семей, где было выявлено такое нарушение в воспитании, как «гиперпротекция», характерна такая иерархия сфер ценностных ориентаций: благополучия, гедонистическая, эмоциональная, нравственно-нормативная, духовная, семейная, волевая сфера, времяпрепровождения, интеллектуальная, на одном уровне находятся сферы: эстетическая, материальная.
Для подростков из семей, где было выявлено такое нарушение в воспитании, как «повышенная моральная ответственность», характерна такая иерархия сфер ценностных ориентаций: нравственно-нормативная, волевая, духовная, интеллектуальная, благополучия, семейная, эмоциональная, на одном уровне находятся сферы: эстетическая, материальная, гедонистическая, времяпрепровождения.
Для подростков из семей, где не было выявлено нарушений в воспитании, характерна такая иерархия сфер ценностных ориентаций: эмоциональная сфера, семейная, благополучия, интеллектуальная, нравственно-нормативная, гедонистическая, духовная, волевая, материальная, на одном уровне находятся сферы: эстетическая, времяпрепровождения.
Итак, мы видим, что детско-родительские отношения взаимосвязаны с формированием ценностных ориентаций подростков таким образом, что у подростков из семей с нарушениями в воспитании присутствуют внутренние конфликты, которые говорят о несовпадении желаемых ценностей и присутствующих в реальной жизни подростков. При иерархии ценностей отмечается тенденция «на будущее» то есть, подростками больше ценится не то, что есть сейчас, а то, чего бы им хотелось.
В итоге мы можем сказать, что различные типы воспитания, а также нарушения в воспитании являются значимыми составляющими детско-родительских отношений, а также одной из детерминант развития ценностных ориентаций подростка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44;
2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. Т.4. 245с., Трудное детство. Т. 5. - 451с;
3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998. - 425с.;
4. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М., 1965. - Т.2. - С.471-511;
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999. - 656с
Rykova O.K.
Izmailovo School No.1508 (Moscow, Russia)
RELATIONSHIP OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS RELATIONSHIPS AND VALUES ORIENTATIONS OF A TEENAGER
Abstract: the purpose of this study is to establish the relationship between child-parent relations and the value orientations of a teenager. The paper presents an analysis of various approaches to the definition and understanding of the concepts of "child-parent relations" and "value orientations of a teenager". As well as the results of an empirical study of the relationship between child-parent relationships and the value orientations of adolescents.
Keywords: parent relations, value orientations, adolescents, family, family system, structure, personality, upbringing.