УДК 159.9.07
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ВЫБОР ПОДРОСТКАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
Работа посвящена проблеме детско-родительских отношений, как фактора, влияющего на выбор подростками продуктивных и не продуктивных копинг-стратегий. В статье даётся характеристика дет-ско-родительских отношений глазами подростков и стилей семейного воспитания на основе самооценки родителей, а так же особенностей использования подростками определенных копинг-стратегий. В статье проверяется и обосновывается гипотеза о влиянии детско-родительских отношений на выбор подростками типа определенного совладеющего поведения, а именно: принятие родителем подростка, эмпатия, сотрудничество, определенная степень контроля, удовлетворенность отношениями и поощрение автономности, формируют у подростка стратегию планирование решения проблемы, принятие ответственности и положительной переоценки.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, стиль воспитания, копинг-стратегии, подростковый возраст.
Введение
Социально-экономические изменения в жизни нашего общества в последние годы поставили острейшие психологические задачи, связанные с выживанием в новых условиях и адаптацией к ним. Среди разных возрастных групп подростки оказались одной из наиболее интолерантных к негативным социально-стрессовым воздействиям, что, вероятно, связано с повышенной чувствительностью подростков к стрессу. Использование продуктивных копинг-стратегий позволит подросткам быть более успешными в различных сферах жизни и деятельности. В связи с этим проблема детско-родительских отношений как фактора влияющего на выбор подростками продуктивных или не продуктивных копинг-стратегий приобретает особую актуальность.
Впервые термин «coping» был использован Мерфи. Затем продолжили изучение такие ученые, как Р. Лазарус и С. Фолкмен, П. Коста и Р. Маккрей, У. Лер и Х. Томэ [l] и другие [2]. В отечественной психологии данной проблемой стали заниматься немного позднее: в аспекте когнитивных и поведенческих структур этот вопрос изучала Л.И Анцыферова, способы преодоления трудной жизненной ситуации адекватных личностным диспозициям и ситуации исследовала Т. Л. Крюкова [3], такие факторы как личность субъекта и реальная ситуация, определяющие психологическое преодоление сложных ситуаций рассматривала С. К. Нартова-Бочавер [4]. Об определенном механизме, обеспечивающем достижение успеха, - о копинг-стратегии «решения проблем», о семьях, которые могут формировать у членов семьи определенный стиль реагирования в стрессовых ситуациях говорили И. В. Добряков, И. М. Никольская, Э. Г. Эйдемиллер [5]. На основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач изучала детско-родительские отношения Е. Т. Соколова [6]. Характер взаимоотношений между родителями и детьми, их психологическое здоровье, зависит от многих взаимодействующих факторов считает Н. Ю. Синягина [7].
В целом, можно сказать, что проблема связи стиля детско-родительских отношений с определенными личностными особенностями подростков изучается многими учеными[8; 9; 10; 11; 12], но, несмотря на убедительность этого факта, данные о характере влияния детско-родительских отношений на использование подростками определенных копинг-стратегий отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования.
Е. А. Овсяникова Н. С. Ткаченко
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
[email protected] [email protected]
Цель нашего исследования заключается в определении степени влияния особенностей детско-родительских отношений на использование подростками продуктивных копинг-стратегий.
Гипотеза. Мы предположили, что стиль детско-родительских отношений оказывает влияние на выбор подростками определенного совладеющего поведения, а именно: принятие родителем подростка, эмпатия, сотрудничество, определенная степень контроля, удовлетворенность отношениями и поощрение автономности формируют у подростка стратегию планирования решения проблемы, принятия ответственности и положительную переоценку.
В контексте нашего исследования для решения поставленных задач использовались следующие методики: методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка (ДРОП), разработанная П. В. Трояновской, О. А. Карабановой, методика Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Статистическая обработка данных проводилась с использованием множественного регрессионного анализа (МРА) на основе пакета статистических программ «SPSS».
Восприятие подростками стилей семейного воспитания
Выборку составили 100 родителей и 100 подростков. В ходе исследования были изучены особенности взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста. Большинство современных подростков демонстрируют положительно эмоциональные отношения с родителями. По мнению подростков, родители их в целом принимают (высокие показатели по шкале «принятие» у 86,7 % матерей и 89 % отцов), демонстрируют им свою любовь и внимание, осведомлены о делах и интересах подростков, уверены в своих воспитательных приемах и имеют четкую постоянную линию поведения в воспитании. Ребенок чувствует доброжелательное отношение своих родителей друг к другу. Несмотря на постоянный контроль со стороны родителей по отношению к ребенку, ребенок полностью доволен качеством удовлетворения своих материальных потребностей, потребностей во внимании, в информации и отношениями с ними в целом (высокие значения по шкале «удовлетворение потребностей ребенка»: мать 84,3 %, отец 81,7 %). Отмечается совместное и равноправное выполнение заданий, поручений, помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого (высокие показатели по шкале «сотрудничество»: мать 80,7 %, отец 79 %). Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. При этом подросток высоко оценивает качество отношений, как с отцом, так и с матерью (достаточно высокая оценка показателя «удовлетворенность отношениями»: мать 79 %, отец 79 %), понимание ими чувств и состояний ребенка. Высокий показатель по шкале «удовлетворение потребностей ребенка» позволяют нам предположить, что это семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требования дисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальных потребностей ребенка.
Взрослый важен и значим для подростка, родители понимают и принимают чувства и состояние, испытываемое подростком (высокие показатели по шкале «эмпа-тия»: мать 78,3 %, отец 78,3 %). Любопытно, что многие подростки оценивают схему принятия решений как демократическую (высокие показатели по шкале «принятие решений»: мать 74 %, отец 72,3 %) Родителями поддерживается любая инициатива ребенка (в разумных пределах), ему оказывается всевозможная посильная помощь. Ребенок выступает в качестве полноценного члена семьи, однако, в свою очередь, от него требуется ответственность за свои поступки, дисциплинированность, послушность.
При этом подростки считают, что родители их постоянно контролируют (высокие значения по шкале «контроль»: мать 75,3 %, отец 72 %). Воспитание - главное дело жизни родителей. Но центральная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком практически в половине семей подростков (высокие значения шкалы «авторитарность»: мать 51,3 %, отец 51 %). Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Оба родителя проявляют полное подавление воли ребенка, полный контроль его действий, ограничение самостоятельности.
Таким образом, по мнению подростков, у их родителей доминирует осведомленность о делах и интересах подростка, передача ответственности, демонстрация любви и внимания, высокое качество удовлетворения материальных потребностей, потребностей во внимании, в информации, совместное и равноправное выполнение заданий, общая удовлетворенность отношениями, понимание родителем чувств и состояний ребенка, на ряду с ярко выраженной системой контроля со стороны родителей, не контролируемым количеством и качеством декларируемых требований, тесной эмоциональной связью между родителем и подростком.
Характеристика типов родительского воспитания
По результатам исследования типов родительского воспитания выявлено, что у большинства родителей преобладает такой не продуктивный тип как «гиперпротекция» (Г+ 82,9%). Этот тип проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Родители, стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Такой тип как «минимальность санкций» (С-) предпочитают в своём стиле взаимодействия с подростком 77,5 % родителей, эти данные говорят о том, что родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Следующим, наиболее выраженным типом является «чрезмерность санкций» (С+ 70 %). Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.
По шкале «неустойчивость стиля воспитания» (Н) во взаимодействии с подростком высокие показатели обнаружены у 56 % родителей. Это свидетельствуют о резкой смене стиля, приемов воспитания родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Порядка половины родителей (53,3 %) имеют высокие показатели по шкале «недостаточность требований-запретов» (З-), в этом случае подростку «все можно». Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Подросток сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
Тип негармоничного воспитания «чрезмерность требований-обязанностей» (Т+) у 50 % родителей. Именно характеристики данного типа лежат в основе такого стиля неправильного воспитания, как «повышенная моральная ответственность». Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а напротив, ставят его под угрозу. Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят в этом чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. От подростка ожидают
значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях.
Таким образом, преобладающими стилями воспитания подростка в семье является гиперпротекция - родители уделяют подростку крайне много времени, минимальность, либо чрезмерность санкций, потворствование - родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка, неустойчивость стиля воспитания включает в себя резкую смену приемов в воспитании.
В случае оценки подростком и в анализе своего воспитания родителями наблюдается одинаковая тенденция к противоречивым, разнонаправленным способам взаимодействия родителей с детьми.
По результатам изучения копинг-механизмов поведения подростков, их способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, обнаружен средний уровень напряженности. Это говорит о том, что адаптационный потенциал личности подростка находится в пограничном состоянии между адаптивным вариантом копинга и выраженной дезадаптацией. Адаптивными копинг - стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. Это могут быть активные действия, направленные на разрешение проблемной ситуации, и планирование своих действий, поиск помощи, совета у своего социального окружения, принятие, признание реальности ситуации. Преобладающими способами преодоления трудностей подростками являются планирование решения проблемы (6о,6 %), принятие ответственности (59,2 %). Эти стратегии подразумевают, что подросток прикладывает активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию, и поэтому нуждается в дополнительной информации о ней. В результате он обращает особое внимание на условия взаимодействия, одним из которых является справедливость, и анализирует их. Так же выявлен средний уровень развития самоконтроля (58,1 %) и положительной переоценки (56,7%), эти копинг-стратегии подразумевают контроль подростка за своим состоянием, решение проблемы посредством его изменения. Средний уровень развития стратегии поиска социальной поддержки у 50,6% подростков, хотя и не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Поэтому использующий её подросток не заинтересован в поиске дополнительной информации. И наименее предпочтительными копинг-стратегиями подростков являются дистанцирование (49,4 %), конфронтационный копинг (47,2 %), бегство-избегание (41,7 %) они подразумевают «уход», отказ человека от активного изменения ситуации или своего состояния. Подросткам, использующим эти стратегии, не нужна информация об условиях взаимодействия, от участия в котором они отказываются, поэтому они не придают ей серьезного значения. В результате она не оказывает влияния на их состояние.
Взаимосвязь детско-родительских отношений и копинг-стратегий подростков
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели множественный регрессионный анализ с целью углубленного изучения полученных результатов по показателям копинг-стратегий подростков и параметрам детско-родительских отношений. Наглядно результаты представлены ниже в таблице.
Копинг-стратегии выступили в качестве зависимой переменной, а показатели детско-родительских отношений - независимой, т.е. определяющей выбор определенной копинг-стратегии. В результате проведенного множественного регрессионного анализа было получено восемь регрессионных моделей (в соответствие с количеством зависимых переменных копинг-стратегий): планирование решения проблемы, принятие ответственности, поиск социальной поддержки, самоконтроль, положительная переоценка, дистанцирование, бегство-избегание, конфронтация. В модель вошли показатели детско-родительских отношений такие, как эмпатия, сотрудничество, принятие
решений, удовлетворенность отношениями с родителями, удовлетворение потребностей, оказание поощрений, гипопротекция, отсутствие или наличие санкций и др.
Таблица 1
Множественный регрессионный анализ показателей копинг-стратегий и детско-родительских отношений
Нестандартизированные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты 1: Ур. знч. р
в Стандартная ошибка в
1. Модель положительная переоценка
Эмпатия -8,354 2,759 -1,646 -3,027 ,019
Принятие решений 7,651 3,965 ,974 1,930 ,055
Удовлетворенность отношениями 6,609 3,091 ,862 2,138 ,056
С минус -7,246 3,267 -1,678 -2,218 ,052
2.Модель планирование
Эмпатия -6,352 2,107 -1,308 -3,014 ,020
Сотрудничество -7,516 3,806 -,906 -1,975 ,059
Контроль 5,522 2,237 ,691 2,469 ,043
Удовлетворенность отношениями 7,222 2,360 ,985 3,060 ,018
Г плюс 26,771 5,917 5,514 4,525 ,003
С минус -11,637 2,495 -2,819 -4,664 ,002
З.Модель бегство-избегание
Конфликт -6,570 3,654 -1,084 -2,798 ,059
Авторитарность -7,399 3,189 -,888 -2,320 ,053
Оказание поощрений -14,230 5,662 -1,586 -2,513 ,040
Удовлетворение потребностей 9,512 4,088 ,970 2,326 ,053
4.Модель принятие
Эмпатия -7,911 2,838 -2,198 -2,788 ,027
Контроль 5,732 3,012 ,968 1,903 ,059
В анализ полученных моделей были включены только те регрессионные в-коэффициенты, показатели детско-родительских отношений (независимые переменные), которые являлись статистически значимыми. При анализе регрессионной модели по копингу «положительная переоценка», мы обнаружили, что по показателям: эмпатия (Р=-1,б4б при р<0,01), принятие решений (в=0,974 при р<0,05), удовлетворенность отношениями с родителями (в=0,8б2 при р<0,05) и отсутствие санкций (Р=-1,б78 при р<0,05) были получены статистически значимые регрессионные Р-коэффициенты, этот результат дает нам основание утверждать, что данные показатели оказывают влияние на выбор подростком копинга «положительная переоценка». Демонстрация родителем сопереживания, понимания чувств и состояний подростка, совместное и равноправное принятие каких-либо решений и действий, общая удовлетворённость отношениями родителя с подростком, отсутствие санкций создают условия для выбора стратегии «положительная переоценка», т.е. создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. При анализе модели по копингу «планирование решения проблемы», мы обнаружили, что по показателям: эмпатия (Р=-1,зо8 при р<0,05), сотрудничество (в=-0,90б при р<0,05), контроль (Р=0,691 при р<0,05), удовлетворенность отношениями (в=0,985 при р<0,01), гипо-
протекция (Р=5,514 при р<0,001) и отсутствие санкций (Р=-2,819 при р<0,001) были получены статистически значимые регрессионные Р-коэффициенты, что свидетельствует о том, что данные показатели оказывают влияние на выбор подростком копинга «планирование решения проблемы». Совместное и равноправное принятие каких-либо решений и действий, демонстрация родителем сопереживания, понимание чувств и состояний подростка, общая удовлетворённость отношениями родителя с подростком, отсутствие санкций, контроль со стороны родителей и проявление минимального внимания к интересам и делам подростка, способствуют проявлению у подростка усилий по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. В регрессионную модель по копингу «принятие ответственности» вошли только два показателя детско-родительских отношений, по ним были также получены статистически значимые Р-коэффициенты: эмпатия (Р=-2,198 при р<0,05) и контроль (Р=0,968 при р<0,05). Контроль со стороны родителей, демонстрация сопереживания, понимание чувств и состояний подростка, способствуют тому, что он признает свою роль в проблеме с принимаемыми попытками ее решения.
Необходимо отметить, что в регрессионные модели по всем вышеуказанным продуктивным копинг-стратегиям статистически значимый Р-коэффициент был получен по показателю «эмпатия». Этот результат дает нам возможность предположить, что для формирования продуктивной копинг-стратегии необходимо понимание родителем чувств и состояний подростка, понимание путем эмоционального вчувствования в его переживания, демонстрация любви и внимания.
При анализе модели по копингу «бегство-избегание», мы обнаружили, что по показателям: конфликтность (Р=-1,0184 при р<0,05), авторитарность (р=-0,888 при р<0,05), оказание поощрения (Р=-1,586 при р<0,05), удовлетворение потребностей (Р=0,970 при р<0,05), были получены статистически значимые регрессионные Р-коэффициенты, этот результат дает нам основание утверждать, что данные показатели оказывают влияние на выбор подростком данного не продуктивного копинга «бегство-избегание». Чем больше родитель производит оценочных действий по отношению к подростку в виде поощрений, чем выше интенсивность конфликтов в семье и стремление родителей к удовлетворению потребностей, полный контроль действий подростка со стороны родителей, ограничение его самостоятельности, полнота и непререкаемость власти родителя, все эти показатели приводят к тому, что подросток прилагает поведенческие усилия и мысленно стремится к бегству или избеганию проблемы.
Заключение
В итоге нашего исследования получено четыре регрессионных модели по ко-пинг-стратегиям: «положительная переоценка», «планирование решения проблемы», «принятие ответственности», «бегство-избегание». На использование подростками продуктивных копинг-стратегий оказывают влияние особенности принятия решений в диаде родитель -ребенок, эмпатия, понимание родителем чувств и состояний подростка, удовлетворенность отношениями, отсутствие санкций, сотрудничество, особенности системы контроля со стороны родителя, геперпротекция, совместное с подростком принятие решений, а также удовлетворение потребностей ребенка.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, заключающаяся в том, что стиль детско-родительских отношений может оказывать влияние на особенности выбора подростками определенного совладеющего поведения, а именно: принятие родителем подростка, эмпатия, сотрудничество, определенная степень контроля, удовлетворенность отношениями и поощрение автономности, формируют у подростка стратегию планирования решения проблемы, принятие ответственности и положительную переоценку, подтвердилась. Полученный нами результат требует дополнительной проработки и проверки на большей по объему и более разнообразной выборке (например, подростки из разных по составу и типу семей), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально-типологические особенности, социальное положение
семьи, возраст родителей, стаж супружеской жизни, особенности стиля воспитания матери и отца в отдельности).
Список литературы
1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс - Л.: Лениздат, 1970. - С. 178 - 208.
2. Carver C. S., Scheier M. F. & Weintraub J. K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. // J. of Personality and Social... psy0ffice.rm6-1095-met0dika-c0pe.htm. Feb; 56(2), 1989. - Р. 67-83.
3. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. - Кострома, 2004. - 473 с.
4. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал № 18 (5), 1997. - С. 20 - 30.
5. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская - СПб: Изд-во Речь, 2007. - 352 с.
6. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире / В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович - Москва: Просвещение, 1991. - 224 с.
7. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягин - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
8. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
9. Feinberg M., Hetherington E. Differential Parenting as a Within-Family Variable // Journal of Family Psychology, 2001. Vol. 15, N 1. - P. 22 - 37.
10. Gunnoe M.L., Hetherington E.M., Reiss D. Differential Impact of Fathers' Authoritarian Parenting on Early Adolescent Adjustment in Conservative Protestant Versus Other Families // Journal of Family Psychology, 2006. Vol. 20. - N 4. - P. 589-596.
11. Timko C, Cronkite R, Swindle R, et al; Parental depression as a moderator of secondary deficits of depression in adult offspring. Child Psychiatry Hum Dev, 2009 Dec;40(4). - Р. 575-88.
12. Child-parent Relationship and Potential Problems. Date views 17.03.2014. http://www.patient.co.uk/ doctor/child-parent-relationship-and-potential-problems/
INFLUENCE OF PARENT'S ATTITUDE ON TEENAGER'S CHOICE OF COPING-STRATEGY
E. A. Ovsyanikova N. S. Tkachenko
Belgorod National Research University
e-mail:
[email protected] [email protected]
The work is devoted to the parent-child relationship as a factor influencing the choice of teenagers productive and non-productive coping -strategies. The article gives a description of parent-child relationship through the eyes of teenagers and styles of family education on the basis of self-esteem of parents, as well as some features of using certain coping-strategies by teenagers.
The article gives a description of parent-child relationship through the eyes of teenagers and styles of family education on the basis of self-esteem of parents, as well as certain features that adolescents coping strategies. The article is verified and substantiated the hypothesis about the impact of parent-child relationship to choose a certain type of teenagers coulduse behavior, namely the adoption of the parent of a teenager, empathy, cooperation, a certain degree of control, relationship satisfaction and promotion of autonomy, form a teenager planning strategies to solve the problem, the adoption of responsibility and positive revaluation.
Keywords: child-parent relationships, parenting, coping-strategies, adolescence.