Научная статья на тему 'Исследование поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии'

Исследование поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
988
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / РОДИТЕЛЬ / РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / PARENTS' ATTITUDES / SELF-CONSCIOUSNESS / PARENT / CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT / TYPES OF PARENTAL RELATION / COPING BEHAVIOR STRATEGIES / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будаева Мария Дашиевна

В статье рассматриваются особенности поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самореализации родителей детей-инвалидов: родительские установки и типы родительского отношения, а также стратегии совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будаева Мария Дашиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of behavioral component in self-consciousness of parents who bring up children with deviations in development

The article considers the features of behavioral component in self-consciousness of parents who bring up children with deviations in development. The features of parents of disabled children, their self-realization have been studied: parents’ attitudes and types of parental relation, as well as coping behavior strategies.

Текст научной работы на тему «Исследование поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии»

окружающего мира, качественное преобразование самого себя, его гармоничное развитие. Результаты наглядно показывают изменение структурно-содержательных характеристик образа мира молодежи в различных группах, согласно их возрастным и профессиональным особенностям.

Литература

1. Базарова Д.Р. Образ мира молодежи Байкальского региона. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. - 124 с.

2. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 312 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система. - Кемерово: Изд-во Кузбасс-вузиздат, 2000. - 214 с.

4. Яницкий М.С., Серый А.В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности профессиональной деятельности специалистов деонтологи-ческого статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л.Г. Дикой и Т.Х. Невструевой. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 1. - С. 147159.

Базарова Долгор Раднанимаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета. E-mail: dolgor.bazarova@yandex.ru

Bazarova Dolgor Radnanimaevna, candidate of psychological sciences, senior lecturer, department of general and social psychology, Buryat State University. E-mail: dolgor.bazarova@yandex.ru

УДК 159.923.2 © М.Д. Будаева

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье рассматриваются особенности поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самореализации родителей детей-инвалидов: родительские установки и типы родительского отношения, а также стратегии совладающего поведения.

Ключевые слова: самосознание, родитель, ребенок с отклонениями в развитии, родительские установки, типы родительского отношения, стратегии совладающего поведения, корреляционный анализ.

M.D. Budaeva

THE RESEARCH OF BEHAVIORAL COMPONENT IN SELF-CONSCIOUSNESS OF PARENTS WHO BRING UP CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT

The article considers the features of behavioral component in self-consciousness of parents who bring up children with deviations in development. The features ofparents of disabled children, their self-realization have been studied: parents' attitudes and types of parental relation, as well as coping behavior strategies.

Keywords: self-consciousness, parent, children with deviations in development, parents' attitudes, types of parental relation, coping behavior strategies, correlation analysis.

В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, юристов, психологов, педагогов и др.) к семье, поскольку данный социальный институт испытывает значительные трудности, которые и обусловливают интерес к проблеме.

Проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, также становится все более актуальной. Социализация ребенка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей [5, с. 15].

В докторской диссертации Т.Л. Мироновой в главе «Методологические и теоретические основы психологии самосознания» дан обстоятель-

ный анализ проблемы самосознания в отечественной и зарубежной психологии. Ею рассматривались основные направления в понимании генезиса самосознания, основные подходы к исследованию самосознания, понятия «Я-образ», «Я-концепция», вопросы структуры и уровней самосознания, развития самосознания в онтогенезе, прообраз образа Я - человек как индивид, личность, субъект деятельности [3]. В своей работе мы отталкиваемся от выделенных Т.Л. Мироновой методологических и теоретических основ самосознания.

Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обуславливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и

стрессах) его неустойчивость [2]. Самосознание личности дифференцируется на отдельные сферы или стороны. Когнитивная сторона, или «образ Я», объединяет представления человека о себе: о своих способностях и возможностях, целях и идеалах, взаимоотношениях с другими людьми. Аффективная сторона характеризует самооценку личности, ее эмоционально-ценностное отношение к себе. Поведенческая сторона заключается в способности индивида к саморегуляции поведения и деятельности, исходя из когнитивных представлений о себе и эмоционально-ценностного отношения к себе [1].

По мере взросления человек осуществляет разные виды самоопределения: социальное, личностное, моральное, профессиональное, семейное, что, в свою очередь, активизирует самосознание личности. Семья представляет собой малую контактную группу родственных лиц (или юридически приравненных к ним людей), которые ощущают себя единым целым. Выделяются следующие функции семьи: репродуктивная (рождение детей, продолжение своего рода), воспитательная (создание условий для полноценного развития личности ребенка), экономическая (ведение хозяйства, создание экономической базы семьи), коммуникативная (общение членов семьи, организация досуга и отдыха членов семьи). Включаясь в систему семейных отношений, родители выполняют социальную роль - родителя. Общество, каждая историческая эпоха предъявляет определенные требования к родителям. Выполняемые функции, действия отражаются в самосознании родителя.

В настоящее время получают развитие концепции, рассматривающие родительство как особую стадию развития самосознания личности. Родительство, по мнению Р. В. Овчаровой, - интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Когнитивный компонент родительства предполагает осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка. Эмоциональный компонент предполагает наличие субъективного ощущения себя как родителя, родительские чувства, отно-

шение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка [4].

Следующим компонентом в структуре самосознания родителей, является поведенческий компонент, или самореализация. Самореализация понимается нами как процесс организации родителем своего поведения, форма регуляции взаимоотношений с ребенком, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и самоотношения. Содержание данного компонента представлено эмоциональным сопровождением процесса взаимодействия с ребенком, реагированием на поведение и эмоции ребенка, стилями и способами взаимодействия с ним, типом детско-родительских отношений.

Цель исследования: изучение особенностей поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии (детей с ОР).

Объект исследования: самосознание родителей, воспитывающих детей с ОР.

Предмет исследования: родительские установки, типы родительского отношения, стратегии совладающего поведения родителей детей с ОР.

Для исследования самореализации родителей детей с ОР использовались: методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптированный Т.В. Нещерт), методика диагностики родительского отношения Варги - Столина. Для исследования особенностей совладающего поведения родителей детей с ОР использовалась методика «Стратегии совладающего поведения» (ССП) С. Фолькман и Р. Лазаруса (адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева).

Базой для исследования послужили АУСО РБ «Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Светлый» и Служба ранней помощи «Солнышко», на базе детской поликлиники МУЗ «Городской больницы №4» (г. Улан-Удэ). В исследовании приняли участие 100 человек - родители детей-инвалидов, 50 человек - родители здоровых детей (средний возраст испытуемых составил 32 года).

При анализе отношения к семейной роли родителей детей с ОР были обнаружены значимые различия по следующим шкалам опросника PARI, входящим в фактор «Отношение к семейным ролям» (табл. 1).

Таблица 1

Показатели установок родителей детей с ОР и родителей здоровых детей по фактору «Отношение к семейным ролям» (в баллах)

Шкалы опросника PARI Родители детей с ОР Родители здоровых детей Значение коэффициента Стью-дента Уровень значимости коэффициента Стьюдента

Ощущение самопожертвования 14,63 12,72 3,2518 0,001**

Семейные конфликты 15,16 13,81 2,5360 0,012*

Сверхавторитет родителей 15,39 13,25 4,2682 0,0001***

Неудовлетворенность ролью хозяйки 12,99 11,78 2,2521 0,026*

Безучастность мужа 14,57 13,14 2,4090 0,017*

Доминирование матери 12,41 10,56 3,9044 0,0002***

Несамостоятельность матери 15,72 14,72 2,0117 0,046*

Фактор «Отношение к семейным ролям» 113,80 102,00 4,5528 0,0001***

Родители детей с ОР более склонны, чем родители здоровых детей, воспринимать свою роль как положение, требующее жертв и большого количества лишений («ощущение самопожертвования»); взаимоотношения родителей детей с ОР чаще можно охарактеризовать как конфликтные, нежели взаимоотношения родителей здоровых детей («семейные конфликты»); по сравнению с родителями здоровых детей, родители детей с ОР чаще бывают авторитарны по отношению к детям, поощряют зависимость ребенка от родителей, считают его несамостоятельным («сверхавторитет родителей»); матери, воспитывающие детей с ОР, чаще испытывают негативное отношение к семейной роли («не-

удовлетворенность ролью хозяйки»); чаще отмечают невключенность мужа в дела семьи, невнимательность по отношению к себе и ребенку («безучастность мужа»); также матери детей с ОР оказываются более властными и авторитарными, чем матери, воспитывающие здоровых детей («доминирование матери»); матери детей с ОР в большей степени нуждаются в посторонней помощи в воспитании ребенка («зависимость и несамостоятельность матери»).

При анализе отношения родителей к ребенку с ОР были обнаружены значимые различия по следующим шкалам опросника PARI, входящим в фактор «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» (табл. 2).

Таблица 2

Показатели установок родителей детей с ОР и родителей здоровых детей по фактору «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» (в баллах)

Шкалы опросника PARI Родители детей с ОР Родители здоровых детей Значение коэффициента Стьюдента Уровень значимости коэффициента Стьюдента

Раздражительность 12,61 11,44 2,0296 0,044*

Излишняя строгость 11,86 10,25 2,8567 0,005**

Уклонение от контакта 11,75 10,44 2,9236 0,004**

Фактор «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» 36,22 32,14 3,7728 0,0002***

Родители детей с ОР более склонны, чем родители здоровых детей, проявлять негативные эмоции, вспыльчивость по отношению к ребенку («раздражительность»); также они чаще оказываются более суровыми в воспитании детей («излишняя строгость»); избегают общения с ребенком («уклонение от контакта»).

При анализе отношения родителей к ребенку с ОР были обнаружены значимые различия по следующим шкалам опросника PARI, входящим в фактор «Излишняя концентрация на ребенке» (табл. 3).

Таблица 3

Показатели установок родителей детей с ОР и родителей здоровых детей по фактору «Излишняя концентрация на ребенке» (в баллах)

Шкалы опросника PARI Родители детей с ОР Родители здоровых детей Значение коэффициента Стью-дента Уровень значимости коэффициента Стьюдента

Подавление воли ребенка 13,75 12,19 4,0931 0,0001***

Опасение обидеть 15,72 14,86 1,9823 0,041*

Подавление агрессивности 14,93 13,42 3,3087 0,001**

Подавление сексуальности 13,51 12,44 2,0412 0,043*

Стремление ускорить развитие ребенка 13,84 11,75 4,1823 0,0001***

Фактор «Излишняя концентрация на ребенке» 114,59 105,72 3,4299 0,0008***

Родители детей с ОР не воспринимают своих детей как равных партнеров по общению, не поощряют самостоятельность и активность ребенка, в большей степени преодолевают сопротивление ребенка, чем родители здоровых детей («подавление воли»); стараются создать безопасную среду, в общении боятся принести вред ребенку («опасение обидеть»); для родителей детей с ОР чаще характерны реакции, направ-

ленные на «подавление агрессивности» и «подавление сексуальности» ребенка; также они переживают из-за наличия отставания в развитии ребенка («стремление ускорить развитие ребенка»).

Для выявления родительского отношения в семьях с детьми с ОР был использован опросник родительских отношений Варги - Столина (табл. 4).

Таблица 4

Типы родительского отношения в семьях с детьми с ОР и в семьях со здоровыми детьми

(в баллах)

Шкалы опросника Варги -Столина Родители детей с ОР Родители здоровых детей Значение коэффициента Стьюдента Уровень значимости коэффициента Стьюдента

Принятие 26,99 30,95 4,6878 0,0001***

Кооперация 5,89 5,58 1,4031 0,163

Симбиоз 4,60 4,63 0,0958 0,923

Авторитарная гиперсоциализация 4,25 3,29 3,1964 0,001**

Отношение к неудачам ребенка 2,31 1,39 3,8283 0,0002***

Родители детей с ОР более склонны, чем родители здоровых детей, к эмоциональному отвержению своего ребенка: чаще испытывают по отношению к нему отрицательные чувства раздражения, злости, досады, низко оценивают его способности. Также родители детей с ОР по сравнению с родителями здоровых детей характеризуются более высокими баллами по школе «авторитарная гиперсоциализация», что говорит о склонности к авторитарному отношению к ребенку, требовании безоговорочного послуша-

ния, навязывания своей воли, строгих дисциплинарных рамок. Наличие отклонения в развитии у ребенка вызывает соответствующую особенность в характере родительского отношения - инфантилизацию, которая сопровождается игнорированием интересов, мыслей и чувств ребенка, низкой оценкой его возможностей.

Данные о преобладающих формах совла-дающего со стрессом поведения в группах представлены в таблице 5.

Таблица 5

Средние показатели предпочтения копинг-стратегий родителей детей с ОР и родителей здоровых детей (в баллах)

Копинг-стратегии Родители детей с ОР Родители здоровых детей

Конфронтация 47,30 48,68

Дистанцирование 47,49 50,45

Самоконтроль 46,31 46,21

Поиск социальной поддержки 47,58 48,37

Принятие ответственности 47,08 47,11

Бегство-избегание 48,89 48,71

Планирование решения проблемы 46,11 47,76

Положительная переоценка 49,57 50,87

Анализ результатов применения методики ССП показал, что полученные показатели не выходят за пределы нормативного интервала 4060 Т-баллов, что позволяет сделать вывод об умеренной степени предпочтительности всех копинг-стратегий у испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Родители детей с ОР, также как и родители здоровых детей, используют широкий спектр способов совладания со стрессом. Достоверных отличий в структуре совладающего со стрессом поведения у родителей детей с ОР и родителями здоровых детей выявлено не было.

В группе родителей детей с ОР наиболее часто применяемыми копинг-стратегиями являются «положительная переоценка» и «бегство - избегание». Наименьшие значения среди показателей копинг-стратегий наблюдаются по субшкале «планирование решения проблемы». В про-

блемных ситуациях родители детей с ОР пытаются преодолеть негативные переживания за счет положительного переосмысления и рассмотрения проблемы как стимула для личностного роста, однако в данном случае возникает вероятность недооценки возможностей действенного разрешения проблемной ситуации. Характерно также, что родители детей с ОР пытаются избегать трудных, неприятных ситуаций, стремятся уходить от проблемы в связи с невозможностью совладания с нею и переживанием эмоционального напряжения. Испытуемые склонны к отрицанию проблем, погружению в фантазии, попыткам снижения внутреннего напряжения и тревоги за счет курения, употребления алкоголя, переедания.

При соотнесении копинг-стратегий с типами родительского отношения были получены следующие результаты, представленные в табл. 6.

Копинг-стратегии Шкалы опросника Варги - Столина Факторы PARI

Принятие Коопера- Отношение к Отношение Оптималь- Излишн.

ция неудачам к семейным ный эмоц. концентра-

ребенка ролям контакт ция на ребенке

Конфронтация 0,176 -0,061 0,063 0,036 0,020 -0,215

Дистанцирование -0,114 0,184 0,323** 0,176 0,111 0,112

Самоконтроль 0,092 0,108 0,050 -0,002 0,377** -0,069

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск социальной поддержки 0,002 -0,041 -0,123 0,018 0,099 -0,121

Принятие ответственности -0,032 0,248* 0,237* 0,138 0,254* 0,144

Бегство-избегание -0,215 0,116 0,276* 0,260* 0,185 0,203

Планирование решения проблемы 0,321** 0,155 -0,040 -0,196 0,158 -0,232*

Положительная переоценка 0,292* 0,261* 0,064 0,017 0,278* -0,109

Примечание * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001

Таблица 6

Корреляции шкал опросника Варги - Столина с копинг-стратегиями

Такой тип родительского отношения, как «принятие», связан с копинг-стратегиями «планирование решения проблемы» (г=0,320; р<0,01) и «положительная переоценка» (г=0,292; р<0,05). Следовательно, родители детей с ОР, принимающие и уважающие своего ребенка, в трудной ситуации продумывают план решения проблемы или переосмысливают ситуацию с положительной стороны.

Установлена зависимость шкалы «кооперация» и копинг-стратегий «принятие ответственности» (г=0,248; р<0,05) и «положительная переоценка» (г=0,261; р<0,05), указывающая на то, что чем в большей степени родители детей с ОР проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают его способности, тем в большей степени они признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, а также рассматривают проблему как стимул для личностного роста.

Выявлены положительные корреляционные связи шкалы «отношение к неудачам ребенка» и копингов «дистанцирование» (г=0,323; р<0,01) «принятие ответственности» (г=0,237; р<0,05) и «бегство - избегание» (г=0,276; р<0,05). Данная зависимость объясняется тем, что стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, характерное для родителей детей с ОР, связано с таким способом преодоления негативных переживаний в связи с проблемой, как снижение значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, отрицание проблемы или же принятие ответственности за ее решение.

Далее нами были установлены зависимости между родительскими установками родителей детей с ОР и стратегиями совладающего поведения: зависимыми оказались фактор «оптимальный эмоциональный контакт» и копинг-стратегии «самоконтроль» (г=0,377; р<0,01) и «положительная переоценка» (г=0,278; р< 0,05). Следовательно, чем больше в отношениях родителей с ребенком с ОР выражена эмоциональная близость, тем чаще в трудных ситуациях родители прибегают к высокому контролю поведения, стремлению к самообладанию, а также стараются взглянуть на ситуацию с положительной стороны.

Положительная корреляционная связь была обнаружена между фактором «отношение к семейным ролям» и копингом «бегство - избега-

ние» (г=0,260; р<0,05), свидетельствующая о взаимовлиянии негативного отношения к семейной жизни, наличия конфликтов в семье и стремления ухода от сложившейся затруднительной ситуации.

Обратная корреляционная зависимость между «излишней концентрацией на ребенке» и «планированием решения проблемы» (г=-0,232; р<0,05) указывает на то, что чем ниже стремление родители детей с ОР контролировать развитие ребенка, тем чаще в стрессовой ситуации они пытаются преодолеть проблему за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы.

Таким образом, поведенческий компонент самосознания родителей детей с ОР представлен следующими особенностями. Для родителей детей с ОР в большей степени характерно негативное отношение к различным сторонам семейной жизни (семейной роли), они проявляют большую эмоциональную дистанцию при общении с ребенком и излишнюю концентрацию на ребенке. Родители детей с ОР склонны к эмоциональному отвержению своего ребенка, авторитаризму и инфантилизации ребенка. Характерной особенностью совладающего со стрессом поведения родителей детей с ОР является использование эмоционально-ориентированного копинга и копинга, направленного на избегание, и недостаточность использования эффективных копинг-стратегий, ориентированных на решение проблемы.

Литература

1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. - 240 с.

2. Миронова Т.Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный компонент // Актуальные проблемы современной психологии. - Улан-Удэ, 2005. - С. 39-71.

3. Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. - 41 с.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М., 2005. - 368 с.

5. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. - М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. - С. 11-47.

Будаева Мария Дашиевна, педагог-психолог АУСО РБ «Республиканский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Светлый"». E-mail: budaeva1209@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.