Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ВОЗРАСТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ВОЗРАСТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
571
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Васина Ирина Валентиновна

Целью данной статьи является анализ и представление характера влияния эмоционального аспекта детско-родительских отношений на течение подросткового возраста. Авторы анализируют проблему влияния детско-родительских взаимоотношений на успешность решения возрастных задач и проблем. На основе анализа исследований обосновывается, что нарушение эмоциональной связи родителя и ребенка снижают возможности позитивного развития в подростковом возрасте. В качестве угроз эмоциональной стабильности подростка рассматривается родительское манипулирование, лишение самостоятельности и инициативности, преобладание авторитарного стиля воспитания. Доказывается, что данные характеристики детско-родительских взаимоотношений также оказывают эмоциогенное влияние на проблемное течение подросткового возраста. Способствуют развитию у младших подростков негативных эмоциональных состояний: тревожности, агрессии, депрессии подростков, нездоровой самооценки. При наиболее неблагоприятных сочетаниях внешних и внутренних условий, приводят к нарушениям психического развития подростков. Стимулируют возникновение зависимого, аддитивного и агрессивного типа поведения, снижают чувство безопасности и способствуют психологическому «уходу» подростка из семьи. Раскрываются механизмы влияния эмоционального аспекта детско-родительских взаимоотношений на провоцирование и решение проблем подросткового развития. Определяются пути оптимизации детско-родительского взаимодействия в плане позитивной социализацию младшего подростка и профилактики нарушений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Васина Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMOTIONAL ASPECT OF CHILD-PARENT RELATIONS IN THE LIGHT OF AGE-RELATED TASKS AND PROBLEMS OF MODERN ADOLESCENTS

The purpose of this article is to analyze and present the nature of the influence of the emotional aspect of child-parent relations on the course of adolescence. The authors analyze the problem of the influence of child-parent relationships on the success of solving age-related tasks and problems. Based on the analysis of studies, it is proved that the violation of the emotional connection between a parent and a child reduces the possibilities of positive development in adolescence. Parental manipulation, deprivation of independence and initiative, and the predominance of an authoritarian parenting style are considered as threats to the emotional stability of a teenager. It is proved that these characteristics of child-parent relationships also have an emotionogenic effect on the problematic course of adolescence. They contribute to the development of negative emotional states in younger adolescents: anxiety, aggression, depression of adolescents, unhealthy self-esteem. With the most unfavorable combinations of external and internal conditions, they lead to disorders of the mental development of adolescents. They stimulate the emergence of dependent, additive and aggressive behavior, reduce the sense of security and contribute to the psychological "withdrawal" of a teenager from the family. The mechanisms of the influence of the emotional aspect of child-parent relationships on provoking and solving problems of adolescent development are revealed. The ways of optimizing child-parent interaction in terms of positive socialization of younger adolescents and prevention of developmental disorders are determined.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ВОЗРАСТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы о том, что зависимое поведение представляет собой один из типов поведения девиантного. Наиболее характерная его черта - формирование стремления индивида к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния.

Последнее осуществляется посредством применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Литература:

1. Бобров, А.Е. Азартное расстройство (патологическая склонность к азартным играм): клинические, лечебно-профилактические и социальные аспекты / А.Е. Бобров. - Москва: Медпрактика, 2008. - 267 с.

2. Брус, Т.В. Современное представление о неалкогольной болезни печени / Т.В. Брус, А.Г. Васильев // Российские биомедицинские исследования. - 2020. - Т.5 - № 1. - С. 18-25.

3. Валеева, Г.В. Консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья / Г.В. Валеева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2018. - № 2(30). -С. 112-119.

4. Доля, А.А. Психологические особенности наркозависимых / А.А. Доля, В.Г. Моисеев // Молодой ученый. - 2018. -№ 18. - С. 435-438.

5. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - М.: Вестник, 2005. -С. 56-69.

6. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Речь, 2011. - 224 с.

7. Карабанов, А.П. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения / А.П. Карабанов, Д.М. Шарковский // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. - 2018. - Т. 26. - С. 53-62.

8. Колесникова, Л.К. Азартно-игровая и интернет-зависимость среди подростков / Л. К. Колесникова. - Москва: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 208 с.

9. Колотилова, И.В. Психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр / И.В. Колоьтлова, Е.В. Беловод. -Москва: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 292 с.

10. Маркова, М.П. Проблема химической зависимости по результатам анкетирования пациентов наркодиспансера / М.П. Маркова, Л.А. Десятскова, С.Н. Морозова // Известия ТулГУ. Естественные науки. - 2020. - Вып. 4. - С. 129-138.

11. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделеевич. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 768 с.

12. Николаева, Е.А. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции / Е.А. Николаева, В.Г. Каменская и др. - М.: Форум, 2011. - 208 с.

13. Пряжников, Н.С. Соотношение понятий «просоциальное», «асоциальное и «антисоциальное» поведение в контексте девиантного экономического поведения / Н.С. Пряжников, М.В. Полевая // Самоуправление. - 2019. - Т. 2. -№ 4(117). - С. 275-278.

14. Сельская, О.В. Интернет-зависимость в эпоху цифровой экономики и ее влияние на индивидуальные особенности личности / О.В. Сельская, О.П. Стерлигова // Человеческий капитал. - 2021. - № 55-3(149). - С. 254-257.

15. Файзуллин, Р.Ш. Психологический портрет зависимой личности / Р.Ш. Файзуллин // Молодой ученый. - 2018. -№ 45(231). - С. 289-292.

16. Федорова, Н.В. Социально-педагогические факторы отклоняющихся от норм поведения и развития / Н.В. Федорова, Г.В. Боревич // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 3 (27). -С. 108-113.

17. Филиппова, С.Н. Алкоголизм: полифакторный детерминатор рисков для здоровья и качества жизни населения РФ / С.Н. Филиппова, Э.В. Перерзева, Р.Г. Федина // Вестник РМАТ. - 2017. - С. 5-13.

18. Франк, Я. Будет сила, будет и воля. Как получить доступ к собственным ресурсам / Я. Франк. - СПб.: Питер, 2019. - 115 с.

Психология

УДК 159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); магистрант Васина Ирина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ВОЗРАСТНЫХ ЗАДАЧ И

ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Целью данной статьи является анализ и представление характера влияния эмоционального аспекта детско-родительских отношений на течение подросткового возраста. Авторы анализируют проблему влияния детско-родительских взаимоотношений на успешность решения возрастных задач и проблем. На основе анализа исследований обосновывается, что нарушение эмоциональной связи родителя и ребенка снижают возможности позитивного развития в подростковом возрасте. В качестве угроз эмоциональной стабильности подростка рассматривается родительское манипулирование, лишение самостоятельности и инициативности, преобладание авторитарного стиля воспитания. Доказывается, что данные характеристики детско-родительских взаимоотношений также оказывают эмоциогенное влияние на проблемное течение подросткового возраста. Способствуют развитию у младших подростков негативных эмоциональных состояний: тревожности, агрессии, депрессии подростков, нездоровой самооценки. При наиболее неблагоприятных сочетаниях внешних и внутренних условий, приводят к нарушениям психического развития подростков. Стимулируют возникновение зависимого, аддитивного и агрессивного типа поведения, снижают чувство безопасности и способствуют психологическому «уходу» подростка из семьи. Раскрываются механизмы влияния эмоционального аспекта детско-родительских взаимоотношений на провоцирование и решение проблем подросткового развития. Определяются пути оптимизации детско-родительского взаимодействия в плане позитивной социализацию младшего подростка и профилактики нарушений развития.

Ключевые слова: младший подросток, подростковые проблемы, детско-родительское взаимодействие, эмоциональных аспект детско-родительских отношений.

Annotation. The purpose of this article is to analyze and present the nature of the influence of the emotional aspect of child-parent relations on the course of adolescence. The authors analyze the problem of the influence of child-parent relationships on the success of solving age-related tasks and problems. Based on the analysis of studies, it is proved that the violation of the emotional connection between a parent and a child reduces the possibilities of positive development in adolescence. Parental manipulation, deprivation of independence and initiative, and the predominance of an authoritarian parenting style are considered as threats to the emotional stability of a teenager. It is proved that these characteristics of child-parent relationships also have an emotionogenic effect on the problematic course of adolescence. They contribute to the development of negative emotional states in younger adolescents: anxiety, aggression, depression of adolescents, unhealthy self-esteem. With the most unfavorable combinations of external and internal conditions, they lead to disorders of the mental development of adolescents. They stimulate the emergence of dependent, additive and aggressive behavior, reduce the sense of security and contribute to the psychological "withdrawal" of a teenager from the family. The mechanisms of the influence of the emotional aspect of child-parent relationships on provoking and solving problems of adolescent development are revealed. The ways of optimizing child-parent interaction in terms of positive socialization of younger adolescents and prevention of developmental disorders are determined.

Key words: younger teenager, adolescent problems, child-parent interaction, emotional aspect of child-parent relations.

Введение. Проблема влияния детско-родительских отношений на развитие личности подростков приобретает чрезвычайную актуальность в условиях транзитивного общества, когда межпоколенные связи утрачивают свою значимость. Эмоциональный аспект родительского отношения является важным фактором психологического благополучия и позитивного развития личности в подростковом возрасте. Нарушение эмоционального контакта, близости и доверия в детско-родительских отношениях, как правило, актуализирует подростковые проблемы и приводит к нарушениям психического развития подростков: возникновению зависимого, аддитивного и агрессивного типа поведения, тревожности, депрессии, нездоровой самооценки, к снижению чувства безопасности и психологическому «уходу» из семьи [1], [8], [10], [14].

Особое значение имеют исследования, посвященные изучению специфики родительского взаимодействия в условиях проблемного развития подростков [2], [7], [8]. Когда в отношениях снижается доверие, привязанность приобретает конфронтационный характер, нарастают агрессия и отчуждение. Это еще больше стимулирует уход подростков в аддикцию, девиантное поведение, виртуальную среду, деструктивные группы [7], [8]. Актуальным представляется анализ и обобщение маркеров эмоционального неблагополучия в детско-родительских отношениях, определение их связи с нарушением позитивной социализации в младшем подростковом возрасте, а также поиск психологических факторов их регуляции, коррекции и развития.

Изменения эмоционально-психологических функций современной семьи [21] оказывают влияние и на характер течения развития личности в младшем подростковом возрасте, когда необходимость решения новых возрастных задач детерминированы интенцией к независимости, а открытие новых возможностей провоцирует страх потери стабильности, определенности и безопасности [1]. Задача родителей младшего подростка в это сложное время обеспечить базовое чувство безопасности в системе эмоциональных взаимоотношений с собственным ребенком [4], [7], [9], [21].

Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является анализ и представление характера влияния эмоционального аспекта детско-родительских взаимоотношений на характер и благополучие развития в подростковом возрасте. Ставились следующие задачи: проанализировать подходы к проблеме эмоционального аспекта детско-родительских взаимоотношений; проанализировать эмоциогенное влияние детско-родительских взаимоотношений на проблемное течение подросткового возраста; раскрыть взаимосвязи задач и проблем подросткового развития и особенностей эмоционального аспекта детско-родительских взаимоотношений; определить пути оптимизации детско-родительского взаимодействия с младшим подростком. Использовались общенаучные методы: обзорно-аналитический метод, методы обобщения, сравнения и систематизации.

Основным показателем позитивного развития младших подростков является стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, условием актуализации которых является психологическая безопасность личности. Результаты исследований подтверждают, что универсальным критерием нарушения психологической безопасности личности является наличие у нее негативных эмоциональных состояний, нарушение эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости. Значимыми источниками угроз психологической безопасности личности подростка является манипулирование родителей, лишение детей самостоятельности и инициативности, преобладание авторитарного стиля воспитания, невнимания со стороны родителей, а также асоциальная микросреда [13], [14], [15], [17].

Нахождение на периферии родительского внимания, неудовлетворение потребностей со стороны родителей, чрезмерность требований, обязанностей, приверженность к применению строгих наказаний, а также жестокое обращение и эмоциональное отвержение ребенка, вынесение супружеского конфликта родителей в сферу воспитания, общая тревожность самих родителей - это основные негативные характеристики детско-родительских отношений, которые имели в исследованиях высокие показатели по неблагоприятному влиянию на развитие личности подростков [9], [21]. Неблагоприятный эмоциональный фон в семье провоцируют обостренное чувство вины и тревогу у подростков [8], [21]. Сочетание личностных референций подростка с прессингом дисфункциональной семейной системы приводит к снижению рефлексивности и эскалации алекситимии как неспособности оценивать и описывать собственные эмоции у подростков [4].

Эмоциональная связь родителя и ребенка характеризуется привязанностью друг к другу. В результате развития и открывающихся возможностей к реализации своей индивидуальности, привязанность к матери видоизменяется. Особенно остро данное явление протекает в начале подросткового возраста, когда наблюдается амбивалентное отношение младшего подростка к материнской опеке. С одной стороны, ребенок пытается быть самостоятельным, но в тоже время нуждается в ее поддержке [5].

Снижение сенситивности и внимания матери к потребностям и желаниям подростка порождает обесценивание собственной личности подростка, вызывает снижение самооценки; напряженное отстаивание своей позиции; отрицательный эмоциональный фон, беспокойство, раздражительность; чувство душевного неудобства; эмоциональную зажатость и напряженность; отстраненность [1], [5]. Установлено, что надежный тип привязанности задает позитивно окрашенные взаимоотношения, стимулирует здоровую самооценку, актуализирует тенденцию к саморазвитию [5]; эмоциональную готовность к самораскрытию и свободному выражению чувств, дружелюбное отношение к другим людям, в ситуациях стресса сохранение веры в собственные силы и устойчивость [5]. При надежной привязанности опыт сорегулирования деятельности с матерью рождает чувство компетентности и уверенности, самостоятельности и инициативности у ребенка. Поощрение и эмоциональная поддержка близким взрослым нового опыта автономии основой формирования психологической близости с подростком, которая выражается в возможности продуктивного обсуждения проблем при возникновении разногласий. В отношении родителей к подростку важно соблюдать баланс и границы, предоставляемые ребенку в отстаивании собственной автономии при сохранении позитивного тона.

В младшем подростковом возрасте начавшийся процесс отделения от родителей проходит через чувство взрослости и эмансипацию от взрослого, реакцию группирования со сверстниками. Усиление психологической зависимости подростков от родителей также является следствием непонимания родителями новой роли, которую они играют в жизни повзровслевших детей [1], [17], [19]. Психологическая зависимость подростков от родителей связана с родительской позицией, а также полом ребенка. В результате исследования выявлено наличие нерешимости наделить подростков самостоятельностью, причем девочкам-подросткам эта возможность предоставляется значительно позже мальчиков-подростков [1].

Доверие в детско-родительских отношениях основывается на эмоциональных и мотивационно-личностных компонентах и является фактором благоприятных детско-родительских отношений [5].

Одной из задач подросткового возраста является определение собственной идентичности, принадлежности к определенному кругу, разделение на «своих» и «чужих» Подростковый возраст является сензитивным для становления представлений о доверии, доверительных отношений с миром и с собой [11]. Основными функциями доверия являются: функция обратной связи в процессе самопознания, психическое облегчение и углубление отношений [18]. В последнее время, как утверждают исследователи, наблюдается повышение тревожных, агрессивных и депрессивных состояний у подростков, что характеризует возросшую нестабильность их эмоционального существования [8]. Фундаментом эмоционального неблагополучия в отношениях подростка служит трансформация системы доверия к окружающему миру, в частности, к родителям, которая отличается от доверия к товарищам своей значимостью, особенно в трудных жизненных ситуациях [9].

Изменение семейной ситуации является для подростка катализатором утраты доверия к себе, что проявляется во всех областях взаимодействия ребенка с социумом. В подростковом периоде складывается мнение о своей уникальности, характеризующееся наличием определенных качеств, проявление которых зависит от позиции подростка. С точки зрения подростка, доверие и доверчивость - амбивалентные качества. Выбор персоны и степени доверия к ней связано с наличием определенного жизненного опыта у подростка, степени его воспитанности [11].

Подростковый возраст это время нестабильности в отношениях с миром, время ссор, споров, выяснений отношений, которое часто выражается в напряженном состоянии и агрессивном поведении. Исследуя современных подростков С.В.Львова подчеркивает доминирование зависимого и агрессивного типа поведения подростков [16]. Напряженность и агрессия являются маркерами конфликта, несогласия человека с обстоятельствами существования, близкими или самим собой, источником детской агрессии является страх [2], [3]. Семейное воспитание и взаимоотношения между родителями оказывают наиболее значимое воздействие на агрессивность подростков [13], [14]. Поощрение агрессии родителями формирует агрессивную модель поведения, то есть, имеет место межпоколенная передача агрессии [2]. Строгие наказания детей за проявления агрессии увеличивает степень агрессии подростка [2]. Нейтральная позиция родителей также может усиливать эскалацию агрессии. Позиция игнорирования может являться мерой подкрепления агрессии и фиксации устойчивой формы данного поведения. Другим вариантом родительских реакций на агрессию представляется реализация переговоров, возможность рассмотрения конструктивных, доброжелательных вариантов исхода конфликта. Экспериментально доказано, что агрессивные дети отличаются от неагрессивных именно слабым знанием конструктивных способов разрешения конфликтов [2]. Повышению уровня агрессивности подростка способствует слабая эмоциональная близость, непоследовательность, вседозволенность, отсутствие контроля за детьми; состав семьи, ревность ребенка к членам семьи; социальное положение; психологические и характерологические особенности членов семьи [6], [14], [21]. Агрессивность в личностных характеристиках подростков осваивается как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе; может выступать в качестве инструмента самоутверждения. В данном случае родители должны не избавлять от сложных эмоций, а обучить ребенка избавляться от избытка отрицательной энергии конструктивными способами.

Современные подростки, переживая переходный период, также оказываются в информационном кризисе, характеризующемся наличием большого количества доступной информации, с одной стороны, неспособностью адекватно ее анализировать. В настоящее время «он-лайн» мир стал неотъемлемой частью жизни многих подростков и использование интернета стало одним из самых популярных видов досуга [10], [24]. Почти все области жизнедеятельности связаны с компьютерными технологиями [10]. Потенциальными выгодами интернета являются: социализация и общение, расширенные возможности обучения, полезная информация о здоровье, самовыражение и творчество, межкультурное общение, участие в гражданских вопросах. К негативным сторонам относятся: психологическое давление и насилие («Синий кит» и другие негативные сообщества); отсутствие «живого» контакта; трата огромного количества времени, проведенного в социальных сетях, так называемое социальное перемещение [20]. В настоящее время родители, педагоги, психологи и врачи обеспокоены появлением такого вида аддиктивного поведения как интернет-зависимость у подростков [22], [24]. Авторы склоняются к тому, что основными факторами развития интернет-зависимости являются семейные отношения: отсутствие доверительных отношений, отвержение, отсутствие внимания, требовательность, авторитарное воспитание, игнорирование интересов, увлечений и чувств ребенка [10], [24].

Многие подростки, особенно девочки, критически относятся к своей внешности. Неадекватное использование соцсетей, в частности - склонность к социальному сравнению, низкий уровень медиаграмотности усугубляют данную неудовлетворенность [23]. Согласно социокультурной модели подростки получают информацию о том, как они должны выглядеть из разных источников, таких как родители, сверстники, интернет. Однако не все подростки в равной степени подвержены влиянию социальных сетей на неудовлетворенность к своей физической форме [25]. Доверительные отношения между родителями и детьми, а в большей степени матерью и подростком увеличивают количество, качество и эффективность родительского посредничества в отношении использования социальных сетей. Обсуждая информацию о внешности, особенностях возраста, демонстрируя доброжелательное отношение к своему ребенку и подчеркивая важность наличия индивидуальности, родители защищают своих детей от патологической самокритики, оказывая позитивное воздействие на имидж подростка [32].

Доказано влияние родительского отношения на развитие у младших подростков негативных эмоциональных состояний, тревожности, агрессии, депрессии подростков, нездоровой самооценки, психологического ухода подростка из семьи. Основными источниками угроз психологической безопасности подростка является родительское манипулирование, лишение самостоятельности и инициативности, преобладание авторитарного стиля воспитания, невнимания со стороны родителей, асоциальная микросреда [7], [21].

Недостаточная чувствительность и внимание матери к состоянию своего ребенка ведет к формированию ненадежной привязанности и снижает самооценку подростка [19]. Невозможность личностной самоактуализации является причиной психологической зависимости подростка от родителей. Утрата доверия в семье подростка стимулирует проблемные взаимоотношения подростка с социумом, и приводит к социальной дезадаптации подростка. Хроническая конфронтация с

родителями, суровость наказания, низкая эмоциональная близость, непоследовательность, отсутствие контроля являются факторами, провоцирующими подростков на проявления агрессии и уход в аддикцию [7], [19], [21].

Внимание родителей к внутреннему миру подростка является важнейшим фактором его психологического здоровья. Особая проблема современного родительства дефицит времени, выделяемого на общение с собственным ребенком. Сегодня происходит сокращение объема и изменение содержания взаимоотношений родителей с детьми, сокращение времени совместного пребывания и занятий. Подростки воспринимают загруженность родителей как эмоциональное отношение: отсутствие интереса и отчуждение [15]. В подростковом возрасте формируется характер, складываются принципы и понятия, которые иногда отличны от общепринятых и мнения родителей. Поэтому подростки остро нуждаются во внимании и любви со стороны родителей, а также признании как равных субъектов семейных отношений, на что родители не всегда готовы [1]. Интерес родителей к внутреннему миру ребенка, его увлечениям и проблемам ведет к формированию доверительных отношений с детьми, снижению конфликтов и агрессии. Обучение родителей конструктивным способам разрешения конфликтов с детьми на основе равноправных переговоров, является одним из важнейших способов социализации подростка.

Психологическая работа с родителями в школе должна быть направлена на оптимизацию эмоционального аспекта в системе отношений «подросток-родитель», развитие родительской компетентности в сфере отношений. Необходимо актуализировать потенциал коммуникативной и эмоциональной компетенции родителей: обучать родителей навыкам совместной деятельности [20] и взаимодействия со своими детьми-подростками на основе создания спокойной позитивной эмоциональной атмосферы; развивать мотивацию, заинтересованность, вовлеченность и сопричастность родителей проблемам детей, и в тоже время, сензитивность, способность чувствовать границы допустимого поведения и состояния в отношениях с подростком. Построение конструктивного взаимодействия родителей и подростков должно основываться на адекватном распределении ролей, на общности задач, на принципах партнерских отношений, эмоционально-личностной включенности, безусловного принятия.

Выводы. Таким образом, эмоциональный аспект детско-родительских взаимоотношений является важнейшим фактором позитивной социализации личности младшего подростка, решения возрастных задач развития и предупреждения проблем развития.

Нарушение эмоциональной связи родителя и ребенка: неблагоприятный эмоциональный фон в семье, нарушение привязанности, недостаточность поощрения и эмоциональной поддержки близким взрослым нового опыта автономии, девальвация доверия между родителями и детьми, межпоколенная передача агрессии, снижают возможности позитивного развития в подростковом возрасте. С высокой вероятностью эмоциогенные формы взаимодействия родителей создают угрозы психологической безопасности, провоцируют нездоровую привязанность, зависимость, отсутствие доверия, агрессию, интернет-зависимость у младших подростков. Угрозой эмоциональной нестабильности подростка являются: родительское манипулирование, лишение самостоятельности и инициативности, преобладание авторитарного стиля воспитания. Они являются факторами проблемного течения развития в подростковом возрасте. Способствуют развитию у младших подростков негативных эмоциональных состояний: тревожности, агрессии, депрессии и нездоровой самооценки. При наиболее неблагоприятных сочетаниях внешних и внутренних условий, приводят к нарушениям психического развития подростков, стимулируют возникновение зависимого, аддитивного и агрессивного типа поведения, снижают чувство безопасности и способствуют психологическому «уходу» подростка из семьи. Путями оптимизации детско-родительского взаимодействия в плане позитивной социализации младшего подростка и профилактики нарушений развития является психологическая работа с родителями психолога образования, которая направлена на оптимизацию эмоционального взаимодействия через повышение родительской компетентности в системе отношений «подросток-родитель».

Литература:

1. Агеева, Л.Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей / Л.Г. Агеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т.13. - №2. - С. 91-100.

2. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 509 с.

3. Белая, О.П. Эмпирическое изучение представлений подростков об агрессиивном поведении / О.П. Белая, О.В. Чурсинова // Гуманизация образования. - 2012. - №5. - С. 27-32.

4. Беляева, П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Беляева Полина Игоревна [Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2014. - 238 с.

5. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. - 2009. Сер.14. Психология. - №4. - С. 17-31.

6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.

7. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.

8. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Л., 1977. - 272 с.

9. Головей, Л.А. Семейные факторы формирования доверия и удовлетворенность жизнью в подростковом возрасте / Л.А. Головей, Ю.Ю. Данилова // Вестник СПбГУ. - Сер.12. - 2015. - Вып. 1. - С. 28-37.

10. Губанова, А.Ю. Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение / А.Ю. Губанова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2013. - С. 184-190.

11. Гуриева, С.Д. Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте / С.Д. Гуриева, М.М. Борисова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8. - №2. - С. 20-39.

12. Данилова, Ю.Ю. Особенности доверия в подростковом возрасте в связи с личными характеристиками и социальным опытом / Ю.Ю. Данилова // Гуманизация образования. - 2016. - № 6. - С. 121-131.

13. Дракина, С.А. Роль детско-родительских отношений в формировании психосоматических расстройств / С.А. Дракина, Н.К. Перевощикова, Г.П. Торочкина // Мать и Дитя в Кузбассе. - 2016. - №1(64). - С. 27-33.

14. Зоря, Н.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста / Н.А. Зоря // Концепт. - 2015, Спецвыпуск №1. - С. 1-7. - URL:http://e-koncept.ru/2015/75044.htm.

15. Иванова, Е.Е. Феномен отчужденности в детско-родительских отношениях / Е.Е. Иванова, Ю.А. Сторожева // Вестник университета. - 2019. - № 9. - С. 190-195.

16. Львова, С.В. Формирование коммуникативных навыков в подростковом возрасте / С.В. Львова // В сборнике: EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции в 2 частях. - 2017. -С. 326-329.

17. Пупырева, Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Пупырева Екатерина Вадимовна. [Место защиты: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2007. - 225 с.

18. Сафонов, В.С. О психологии доверительного общения // Проблема. общения в психологии / В.С. Сафонов / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М., 1981. - С. 264-272.

19. Суворова, О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2. - С. 36.

20. Твенге, Д. Поколение I / Д. Твенге. - Изд-во: Рипол Классик, 2019. - 406 с.

21. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). - 671 с.

22. Xu, Jian and others. Parent-adolescent interaction and risk of adolescent internet addiction: a population-based study in Shanghai / Shen Li-xiao, Yan Chong-Huai, Hu Howard, Yang Fang, Lu Wang, Sudha Rani Kotha, Fengxiu Ouyang , Li-na Zhang, Liao Xiang-peng, Jun Zhang, Jin-song Zhang, Xiao-ming Shen. BMC Psychiatry. - 2014. - no. 14. - Pp. 112. -http://www.biomedcentral.com/1471-244X/14/112.

23. Rousseau, A. The reciprocal and indirect relationships between passive Facebook use, comparison on Facebook, and adolescents' body dissatisfaction / A. Rousseau, S. Eggermont, E. Frison. Computers in Human Behavior. - 2017. - no. 73. -Pp. 336-344.

24. Van den Eijnden, R. Online Communication, Compulsive Internet Use, and Psychosocial Well-Being among Adolescents: A Longitudinal Study / R. Van den Eijnden, G.J. Meerkerk, A.A. Vermulst, R. Spijkerman, R. Engles, Developmental Psychology. -2008. - no. 44(3). - Pp. 655-665

25. Vries D.A. Social Media and Body Dissatisfaction: Investigating the Attenuating Role of Positive Parent-Adolescent Relationships / D.A. Vries, H. Vossen. Journal of Youth and Adolescence. - 2019. - no. 48. - Pp. 527-553. -https://doi.org/10.1007/s10964-018-0956-9

Психология

УДК 159.922

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь),

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск

национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск),

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань);

магистрант Тушева Ирина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных характеристик личности и индикаторов информационной культуры студентов технического вуза. Применялись методы опроса, тестирования и констатирующего эксперимента. Использовалась авторская анкета определения особенностей проявления информационной культуры личности студентов. Применялись методики: методика оценки параметров когнитивной структуры личности MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test); методика оценки параметров информационной культуры личности (авторская анкета). Выборка составила 30 студентов технических специальностей в возрасте от 18 до 22 лет. Результаты исследования подтвердили гипотезы исследования. Подтверждено, что информационная культура взаимосвязана с когнитивно-личностными свойствами личности; структура данной взаимосвязи находится в зависимости от возраста, пола, образования, интеллектуального уровня, степени выраженности субъектности. Выявлено, что информационная культура формируется под влиянием разнообразных факторов, одним из которых является когнитивная структура личности. Установлено, что когнитивная структура личности является превалирующим фактором в формировании информационной культуры. Делается вывод о том, что существует взаимозависимость информационной культуры с когнитивными характеристиками личности, причем структура данной взаимосвязи находится в зависимости от возраста, пола, образования, интеллектуального уровня, степени выраженности субъектности. Выполненное исследование развивает академические знания путем анализа полученных эмпирических данных, выявляющих когнитивно-личностные предикторы информационной культуры студентов технического вуза. Материалы могут быть использованы при разработке программ формирования информационной культуры студентов психологическими службами вузов.

Ключевые слова: информационная культура, компоненты информационной культуры, сферы проявления информационной культуры, когнитивно-личностные предикторы, студенты.

Annotation. The article presents an empirical study of the relationship between cognitive characteristics of personality and indicators of information culture of technical university students. The methods of survey, testing and ascertaining experiment were used. The author's questionnaire was used to determine the features of the manifestation of the information culture of the students' personality. The following methods were used: methodology for assessing the parameters of the cognitive structure of the personality MBTI (Myers-Briggs Type Indicator test); methodology for assessing the parameters of an individual's information culture (author's questionnaire). The sample consisted of 30 students of technical specialties aged from 18 to 22 years. The results of the study confirmed the hypotheses of the study. It is confirmed that information culture is interconnected with cognitive and personal properties of a person; the structure of this relationship depends on age, gender, education, intellectual level, degree of subjectivity. It is revealed that information culture is formed under the influence of various factors, one of which is the cognitive structure of personality. It is established that the cognitive structure of personality is the prevailing factor in the formation of information culture. It is concluded that there is an interdependence of information culture with the cognitive characteristics of the individual, and the structure of this relationship depends on age, gender, education, intellectual level, degree of subjectivity. The performed research develops academic knowledge by analyzing the empirical data obtained, revealing cognitive and personal predictors of the information culture of students of a technical university. The materials can be used in the development of programs for the formation of information culture of students by psychological services of universities.

Key words: information culture, components of information culture, spheres of information culture manifestation, cognitive-personal predictors, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.