ВЗАИМОСВЯЗЬ АССЕРТИВНОСТИ И МОРАЛЬНЫХ ОСНОВ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ
INTERRELATION OF ASSERTIVENESS AND MORAL GROUNDS OF THE STUDENTS' CONDUCT
Абдумаджидова Дилдора Рахматуллаевна
Преподаватель кафедры «Профессиональное образование» Ташкентского финансового института (Республика Узбекистан) E-mail: fayzullaeva73@mail.ru
Аннотация. Ассертивность означает уверенное поведение, умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Ассертивность -способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других.
Ключевые слова: ассертивность, экспрессивность, конгруэнтность, агрессивное поведение, уверенное поведение, неуверенное поведение, стереотипы, инициатива, негативные эмоции, социальный страх, социальная компетентность.
Abdumadjidova Dildora R.
Lecturer at the "Professional Education" Department, Tashkent Financial Institute (Uzbekistan)
E-mail: fayzullaeva73@mail.ru
Abstract. Assertiveness means confident behavior, ability to effectively stand for oneself in interpersonal relationship, protecting one's rights and respecting the rights of others. Assertiveness is an ability of an individual to protect one's rights confidently and with dignity, without violating other people's rights.
Keywords: assertiveness, expressiveness, congruence, aggressive behavior, confident behavior, insecure behavior, stereotypes, initiative, negative emotions, social anxiety, social competence.
Для студенческого возраста, который является периодом интенсивного становления личности в целом, характерна переоценка ценностей, формирование профессиональных качеств в связи с освоением профессии и ускоренное развитие социальной компетентности. В новой для себя социальной ситуации развития студенты стремятся определить важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни, в соответствии с которыми осуществляют жизнедеятельность, формируют паттерны реализации планов. На этом фоне изучение детерминант морального поведения студенческой молодежи становится особенно актуальным.
В психологию проблемы морального аспекта поведения пришли в первой половине XX в. Именно тогда начали проводиться первые эмпирические исследования нравственного поведения и были опубликованы работы Ж. Пиаже, а чуть позже - работы Л. Кольберга [1]. Мораль (от лат. uoralis, mores - «нравственный, относящийся к нраву, характеру») - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги», «не укради», «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т. д.).
В студенческом возрасте происходит резкое изменение социальной ситуации - вхождение в субкультуру взрослости. Ведущей деятельностью студентов становится направленная учебно-профессиональная деятельность (освоение способов и опыта профессионального решения тех практических задач, с которыми можно столкнуться в будущем, овладение профессиональным мышлением и творчеством) [2].
В учебной деятельности происходит также усвоение определенных правил поведения, которые выступают одним из основных компонентов в структуре морали человека (моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения). Подчинение правилам требует от студента умения регулировать свое поведение и формирует более высокие формы произвольного управления им.
В активной деятельности и взаимодействии индивида с новой культурной средой, другими людьми происходит возникновение принципиально новых психологических качеств и форм поведения [3].
К сущностным психологическим новообразованиям студенческого возраста можно отнести появление развитого сознания и самосознания, усвоение социальных ролей, готовность к жизненному самоопределению, построение жизненных планов во временной перспективе.
Характерными структурными компонентами сознания являются:
• знания об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня усвоения знаний и опыта личности;
• выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта - «Я» и объекта - «не Я», противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным для этого процесса является самопознание, которое стало основой для самосознания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
• целеустремленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение результатов своих поступков. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, в их перестройке, в содержании стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;
• отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению выявляется в его оценке и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера [4].
В контексте исследований зарубежных психологов ассертивность понимается, в частности, как вид социальной компетентности. В основе термина «компетентность» лежит исходная основа compete, что означает «знать», «достигать», «уметь», «отвечать». Эти определения выражают сущность социальной компетентности в общем виде:
• «знать» - знания, необходимые для осуществления социальных технологий; ценности, которые направляют использование знаний и умений;
• «уметь» - обозначает не только способы реализации знаний, но и возможность свободного и сознательного самоопределения как во внутреннем духовном опыте, так и во внешней социальной действительности;
• «достигать» - умение осуществлять поставленные цели в рамках закона, морали, культуры;
• «отвечать» - деятельность и поведение личности соответствуют требованиям, предъявляемым к личности государством, социумом, семьей, профессией. Такая ответственность проявляется в умении личности осуществлять свои обязанности, права, полномочия на соответствующем социальном и культурном уровнях.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что линия поведения личности, ее поступки «в некоторой определенной логике и внутренней последовательности» вытекают из черт характера - свойств человека. Последнее и означает определенность человека в жизни - четкость понимания собственной позиции, дифференцированное отношение к общественным ценностям и ценностям других людей [1].
Существование ассертивности как свойства личности означает, что указанная выше готовность прошла долгий путь, «вступая» в разные взаимоотношения с другими многочисленными свойствами личности, встретившись неоднократно с разными и неоднозначными реакциями внешней среды (прежде всего - социальной), все же образовала сложную и устойчивую межфункциональную систему, которая определяет такой способ действий и взаимодействий, по которому другому человеку никогда не наносится ущерб.
Традиционно ассертивное поведение описывают через определенный набор положений, которых придерживается человек в своем поведении. На основе своего клинического опыта А. А. Лазарус выделил четыре важнейших класса поведения, которое содержательно объединяет понятие «ассертивного» поведения [5]. Это способность:
• сказать «нет»;
• открыто говорить о своих чувствах и требованиях;
• устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу;
• открыто выражать позитивные и негативные чувства.
Причем эти способности не только существуют в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты, такие как установки, жизненную философию и оценки.
Термин «ассертивность», заимствован из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - «настаивать на своем, отстаивать свои права». Под ассертив-ностью понимается личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [6].
Понятие «ассертивности» приобретает определенную поведенческую значимость на уровне идей и ценностей, которые и предопределяют выбор социального поведения человека. Вопросы, характеризующие ценностную нормативность индивида, отражают два основных компонента процесса социальной адаптации: восприятие морально-этических норм поведения и отношения к требованиям непосредственного социального окружения [7].
С. Стаут приводит определение ассертивной личности: «ассертивный человек - тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивный, слушает, понимает и пытается дойти до рабочего компромисса». Основными составляющими ассертивности С. Стаут считает наличие самоуважения и уважения к другим, а также способность принять на себя ответственность за свое поведение: «по своей сути ассертивность - это философия личной ответственности. То есть мы ответственны за собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение» [8].
По мнению американского психолога М. Дойча, личность, которая уважает и ценит себя, отличается высоким уровнем ассертивности. Ученый сформулировал «тройственный принцип», который заключается в том, что в любой ситуации ассертивная личность действует решительно, честно и дружелюбно [4].
Ассертивность, согласно С. Стайну и Г. Буку, состоит из трех основных компонентов: способности адекватно выражать чувства, открыто выражать убеждения и мысли, защищать свои личные права. Ассертивные люди способны выразить свою позицию в конфликтной ситуации без агрессии, не оскорбляя оппонента.
В рамках исследуемой проблемы целесообразно акцентировать внимание на волевой составляющей, которую так или иначе декларируют авторы вышеприведенных концептов ассертивности.
Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодоленных трудностей. Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначительных или малозначимых, но обязательных для выполнения действий к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.
Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения Л. И. Божович связывала не просто с волевой регуляцией, а с волевой организацией личности. Отсюда одним из путей формирования волевой сферы личности человека считается его нравственное воспитание [9].
Волевая регуляция всегда начинается с интеллектуального состояния - осознания проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации требует «включения» волевых актов. Без участия мышления волевой процесс не был бы осознанным, потерял бы собственно волевой характер. Но воля и мышление отличаются, и воля - это не просто внешнее осуществление мышления. В отличие от мышления воля не создает продукта, она лишь создает условия для совершения поступка или поведения.
В свою очередь, ассертивное поведение опирается на четкое осознание своих собственных целей и ценностей. По определению С. Стаута, «ассертивное поведение - это умение, которое можно приобрести» [8].
Формирование ассертивного поведения - творческий, многоаспектный процесс.
Во-первых, личности необходимо разобраться в себе, чтобы личность осознала, насколько ее поведение определяется ее собственными предпочтениями и стимулами, а насколько - прошлым опытом (активно отрицательным ранним опытом, отсутствием недостаточностью положительного опыта, внушаемыми установками).
Во-вторых - формировать стиль ассертивного поведения. Основные цели развития ассертивного поведения реализуются через определенные социальные ситуации, которые формируются в ролевой игре или реальных условиях.
В-третьих - овладеть определенным объемом психологических знаний и социальных компетенций.
Таким образом, детерминанты морального образа действий в студенческом возрасте образуются в процессе непосредственного взаимодействия студентов в течение всего периода учебно-профессиональной деятельности, «благодаря сочетанию, столкновению и взаимному переплетению действий и желаний, отражающих материально-технические и культурно-исторические условия бытия общества» [4].
Ассертивность на субъективном, личностном уровне означает способность личности самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя ценностную позицию по отношению к самому себе и окружающим; полноценное овладение собой, своей сущностью; умение соотносить возникающие потребности с возможностями их реализации в данной ситуации; способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений); высокий уровень волевой регуляции.
Ассертивность помогает молодому человеку занять четкую нравственную позицию по отношению к самому себе, к другим и, исходя из этой позиции, - определенным образом достигать своих жизненных целей. Именно в этом контексте ассертивность можно рассматривать как моральную основу образа действий студентов.
Список литературы
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие [Текст] / С. Л. Рубинштейн; сост.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2000. - 567 с.
2. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие [Текст] / А. В. Семенович. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2011. - 474 с.
4. Дойч, М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) [Текст] / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2007. - № 1. - С. 202-212.
5. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л., 1970. - С. 176-195.
6. Шамиева, В. А. Ассертивность в стуктуре личности субъекта адаптации: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / В. А. Шамиева. - Хабаровск, 2009. - 20 с.
7. Хохлова, Е. В. Конструктивная агрессивность в формирование навыков ассертив-ного поведения студентов вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Хохлова. - Н. Новгород, 2008. - 22 с.
8. Стаут, С. Управленческий тренинг [Текст] / С. Стаут. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / ред. и вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. -2-е изд. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
10. Герасина, С. В. Ассертивное поведение как предпосылка формирования чувства собственного достоинства и самоуважения студенческой молодежи [Текст] / С. В. Герасина // Проблемы современной психологии. - 2010. - № 10.
11. Максименко, С. Д. Психолопя учшня людини: генетико-моделюючий пщхщ [Текст]: моногр. / С. Д. Максименко. - Киев: Слово, 2013. - 592 с.
12. Федоров, А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия [Текст] / А. П. Федоров. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
References
1. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii: ucheb. posobie. St. Petersburg: Piter, 2000. 567 p.
2. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologiya vysshey shkoly: ucheb. posobie dlya vu-zov. Minsk: Izd-vo BGU, 1981. 383 p.
3. Semenovich A. V. Neyropsikhologicheskaya korrektsiya v detskom vozraste. Metod zamesh-chayushchego ontogeneza: ucheb. posobie. Moscow: Genezis, 2011. 474 p.
4. Deutsch M. Razreshenie konflikta (Konstruktivnye i destruktivnye protsessy). Sotsi-alno-politicheskiy zhurnal. 2007, No. 1, pp. 202-212. (in Russian)
5. Lazarus R. Teoriya stressa i psikhofiziologicheskie issledovaniya. In: Emotsionalnyy stress. Leningrad, 1970, pp. 176-195.
6. Shamieva V. A. Assertivnost v stukture lichnosti subyekta adaptatsii. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, 2009. 20 p.
7. Khokhlova E. V. Konstruktivnaya agressivnost v formirovanie navykov assertivnogo povedeniya studentov vuza. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Nizhny Novgorod, 2008. 22 p.
8. Stout S. Upravlencheskiy trening. St. Petersburg: Piter, 2006. 160 p. (in Russian)
9. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti. Moscow: In-t prakt. psikhologii; Voronezh: NPO "MODEK", 1997. 352 p.
10. Gerasina S. V. Assertivnoe povedenie kak predposylka formirovaniya chuvstva sob-stvennogo dostoinstva i samouvazheniya studencheskoy molodezhi. Problemy sovre-mennoy psikhologii. 2010, No. 10.
11. Maksimenko S. D. Psikhologiya uchinnya lyudini: genetiko-modelyuyuchiy pidkhid: monogr. Kiev: Slovo, 2013. 592 p.
12. Fedorov A. P. Kognitivno-povedencheskaya psikhoterapiya. St. Petersburg: Piter, 2002. 352 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 5