2. Анализ особенностей определения взаимосвязи биоритмов с рекордными достижениями / В.Г. Кузьмин, А.С. Феоктистов, Ю.А. Бахарев, А.В. Перешеин // Культура физическая и здоровье. - 2022. - T. 82, № 2. - С. 170-173.
3. Космина И.П. Борьба с допингом в спорте: отношения, профилактика, перспективы / И.П. Космина, А.А. Анцелиович // Вестник спортивной науки. - 2022. - № 4. - С. 34-37.
4. Бабанов И.В., Гришина Е.А. Современный спорт - проблемы и противоречия // Социологические исследования.- 2018.- № 6.- С. 116-124.
5. РУСАДА - За честный и здоровый спорт // РУСАДА : [сайт]. - URL: https://rusada.ru/about/mission/ (Дата обращения: 03.10.2022).
REFERENCES
1. Vdovin, A.N. and Kuzmin, V.G. (2021), "Sport and politics in international relations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 68-72.
2. Kuzmin, V.G., Feoktistov, A.S., Bakharev, Yu.A. and Pereshein, A.V. (2022), "Analysis of the features of determining the relationship of biorhythms with record achievements", Physical culture and health, Vol. 82, No. 2, pp. 170-173.
3. Kosmina, I.P. and Anceliovich, A.A. (2022), "The fight against doping in sports: relationships, prevention, prospects", Bulletin of Sports Science, No. 4, pp. 34-37.
4. Babanov, I.V. and Grishina, E.A. (2018), "Modern sport - problems and Contradictions", Sociological research, No. 6, pp. 11, С.6-124.
5. RUSADA (2022), For honest and healthy sport, available at: (https://rusada.ru/about/mission/), (access 03.10.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2022
УДК 797.212.4
ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ПАРАМЕТРАМИ ТЕХНИКИ СПОСОБА КРОЛЬ НА ГРУДИ У ПЛОВЦОВ 12-13 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДЛИННЫХ ДИСТАНЦИЯХ
Дарья Андреевна Лаврентьева, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Дмитриевна Бабкина, студентка, Московская государственная академия физической культуры,
Малаховка
Аннотация
В статье представлены сведения об исследовании взаимосвязи антропометрических показателей с параметрами техники способа кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях. В результате, получилось, что, на тренировочном этапе, пловцы, специализирующиеся на длинных дистанциях, обладают средними показателями роста, невысоким по сравнению с другими пловцами, специализирующимися на средних и коротких дистанциях процентом мышечной и костной тканей, достаточной плавучестью ЖЕЛ, и довольно низким центром тяжести. Шаг и темп находятся в тесной взаимосвязи с качеством выполнения гребковых движений. На данном этапе можно прогнозировать тип телосложения и корректировать технику выполнения проноса и гребка, что важно для спортивного результата на длинных дистанциях.
Ключевые слова: антропометрические данные, параметры техники, кроль на груди, длинные дистанции, тренировочный этап, техника плавания, плавучесть, равновесие, шаг, темп.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p295-301
CORRELATION BETWEEN ANTHROPOMETRIC INDICES AND PARAMETERS OF TECHNIQUE CRAWL ON THE BREAST OF SWIMMERS 12-13 YEARS OLD SPECIALIZING IN LONG DISTANCES
Daria Andreevna Lavrentieva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Daria Dmitriev-na Babkina, the student, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Abstract
This article presents information about the study of the correlation between anthropometric indicators and parameters of the technique of the chest crawl method in swimmers aged 12-13 years specializing in long distances. As a result, it turned out that, at the training stage, the swimmers specializing in long distances have average growth rates, low percentage of muscle and bone tissue compared to other swimmers specializing in medium and short distances, sufficient buoyancy of the body, and fairly low center of gravity. Step and pace are closely related to the quality of the performance of stroke movements. At this stage, it is possible to predict the body type and adjust the technique of carrying out the slip and fungus, which is important for sports results at long distances.
Keywords: anthropometric data, technical parameters, chest crawl, long distances, training stage, swimming technique, floating, balance, step, temp.
ВВЕДЕНИЕ
На спортивный результат в плавании влияет большое количество факторов, начиная от уровня физической подготовленности и заканчивая антропометрическими данными и мотивацией самого спортсмена [1, 2]. Они тесно взаимосвязаны и, если что-то из этих факторов прогрессирует или регрессирует, изменения будут и в других составляющих результата подготовленности спортсменов. Что касается антропометрических данных и их взаимосвязью с параметрами техники плавания, то большое количество специалистов проводили исследования в данном направлении, но по большей части, выборка состояла из уже взрослых спортсменов [3]. Обусловлен такой выбор фактическим отсутствием или не сильным изменением со стороны физического развития уже взрослых атлетов, следовательно, изменением длины рычагов, компонентного состава тела и дистанционной специализации. Отсюда четко выделенные типы телосложения пловцов, специализирующихся на определенных дистанциях и способах плавания. Что касается этапа спортивной тренировки и более юных спортсменов, в специальной литературе встречаются общие рекомендации и отсутствие конкретики. Юный контингент пловцов довольно интересен, ведь в этом возрасте продолжает формироваться техническая и физическая база подготовленности пловцов, поэтому данное направление актуально и несет большую теоретическую значимость для специалистов в области спортивного плавания.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь антропометрических показателей с параметрами техники способа кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях
Гипотеза исследования: предполагается, что антропометрические показатели и параметры техники способа кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях взаимосвязаны друг с другом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 10 пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях (8 мальчиков и 2 девочки). У всех спортсменов были определены следующие показатели: рост, вес, размах рук, размер стопы, окружность грудной клетки, бедер, талии, состава тела на специальных весах Xiaomi, средние показатели темпа, шага, плавучесть, равновесие, обтекаемость (по методике В.Н. Медянникова). Далее была произведена оценка техники плавания способом кроль на груди по методике Р.Б. Хальянда тремя экспертами. После чего проведен корреляционный анализ между исследуемыми показателями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале исследования у всех пловцов были определены антропометрические показатели, результаты представлены в таблице 1.
Средняя длина тела пловцов-кролистов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях, составила 156,6 см, что является в рамках нормы для этого возраста, а
размер ноги в среднем - 38,38, что является нормой по верхней границе для данной возрастной категории. Размах рук - 157 см; обхват талии - 65,75 см; обхват бедер - 76,38 см; грудной клетки - на вдохе - 77 см; грудной клетки на выдохе - 68,63 см. Разница между величинами двух последних показателей составила практически 10 см, это говорит о достаточной ЖЕЛ в этом возрасте, что характерно для пловцов, специализирующихся на длинных дистанциях. В целом, расчетный показатель сигмального отклонения по всем параметрам позволяет говорить об однородности выборки и не требует дальнейшего разделения по половому признаку. Далее, были определены характерные для данного возрастного контингента величины некоторых параметров техники плавания, результаты представлены в таблице 2.
Таблица 1 - Антропометрические показатели у пловцов-кролистов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях._
№ Показатели х а
1 Длина тела (см) 156,5 7,19
2 Возраст (лет) 12,13 0,35
3 Размер стопы (р-р) 38,38 1,51
4 Размах рук (см) 157 10,13
5 Обхват талии / см 65,75 4,50
6 Обхват бёдер / см 76,38 4,66
7 Обхват грудной клетки / см 72,13 6,73
8 Обхват грудной клетки на вдохе / см 77 5,83
9 Обхват грудной клетки на выдохе / см 68,63 6,91
Таблица 2 - Свойства тела и параметры техники плавания способом кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях_
№ Показатели х а
1 Скольжение (м) 9,25 1,49
2 Плавучесть(балл) 2,75 0,89
3 Равновесие(балл) 3 0,93
4 Шаг (м) 1,516 0,17
5 Кроль (ударный) 3,5 0,93
6 Темп (цикл/с) 0,693 0,12
Пловцы, участвующие в исследовании, обладают хорошим результатом в тесте на скольжение - 9,25 м., что важно для данной дистанционной специализации из-за большого количества поворотов, а затем отталкиваний от бортика бассейна. Показатель равновесия оказался не самой сильной стороной спортсменов, в среднем они набрали всего 3 балла из 5 возможных, это говорит о том, что две точки приложения сил (общий центр тяжести и центр давления) расположены на их теле довольно далеко друг от друга, такие особенности необходимо учитывать при становлении и совершенствовании техники плавания. Средний показатель шага составил 1,51 м., что при таком значительном размахе рук и росте является довольно низким. Характеристика количества ударов ногами на один цикл движений оказалась нормальной для данной дистанции, как правило это 2-х или 4-х ударный кроль. Показатель среднего темпа также зависим от шага и антропометрических показателей и составил 0,7 цикл/с. В таблице 3 представлены результаты анализа компонентного состава тела пловцов, специализирующихся на длинных дистанциях.
Таблица 3 - Компонентный состав тела у пловцов-кролистов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях
№ Показатели х а
1 Масса тела / кг 46,64 7,26
2 Мышечная масса / кг 30,7 2,24
3 ИМТ 19,16 1,71
4 Жир / % 12,84 3,80
5 Вода / % 58,91 4,98
6 Белок/% 21,86 2,80
7 Костная масса/ кг 1,925 0,21
Результат биоимпедансного анализа состава тела пловцов, показал, что большинство исследуемых параметров находятся в норме. Можно отметить довольно среднюю величину костной массы - 1,925 кг. Для такого роста и средний по нормам ВОЗ показатель мышечной массы спортсменов - 30,7 кг. Для спортсменов-стайеров зачастую норма располагать «легким» костяком и средним показателем мышечной массы, ведь гипертрофии подвержены «быстрые» мышечные волокна, в то время как у стайеров преобладание смещено в сторону «медленных» мышечных волокон.
После определения антропометрических показателей пловцов, специализирующихся на длинных дистанциях три эксперта оценили технику плавания способом кроль на груди по методике Р.Б. Хальянда, результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Оценка техники плавания способа кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях_
№ Показатели х а
1 Выполнение вдоха и движение головы в этот момент 3,6 0,52
2 Положение головы между вдохами 4 0,53
3 Колебания туловища в горизонтальной плоскости 2,38 0,52
4 Вращение туловища вокруг продольной оси 2,75 0,46
5 Положение тела относительно поверхности воды (угол атаки) 4,75 0,46
6 Длина гребка рукой 4 0
7 Место вкладывания руки в воду 1,63 0,52
8 Последовательность входа звеньев руки в воду 3,38 0,52
9 Положение кисти во время гребка 5 0
10 Положение локтя во время гребка 1,13 0,35
11 Траектория гребка рукой 3,75 0,46
12 Последовательность выхода звеньев руки из воды 3,88 0,35
13 Пронос руки 4,13 0,99
14 Непрерывность и ритмичность циклов гребков руками 4,5 0,53
15 Сгибание ног в коленном суставе 3,63 0,74
16 Положение стоп 4,75 0,46
17 Ритм движения ногами 4,38 0,52
Итого 61,6 -
В целом, спортсмены получили довольно высокие оценки и из 85 максимально возможных баллов, в среднем они набрали 61,6 балла. Однако, есть ряд показателей техники, которые были оценены очень низко, что на тренировочном этапе недопустимо, так как именно эти показатели приводят к возникновению серьезных ошибок, которые в свою очередь отражаются на экономичности и эффективности техники плавания. Среди таких показателей можно отметить: колебания туловища в горизонтальной плоскости - 2,38 балла; вращение туловища вокруг продольной оси - 2,75 балла; место вкладывания руки в воду - 1,63 и положение локтя во время гребка - 1,13 балла. Так же, на грани находятся: выполнение вдоха и движение головы в этот момент - 3,6 балла; последовательность входа звеньев руки в воду - 3,38 балла; сгибание ног в коленном суставе - 3,63 балла. В результате проведенной оценки техники были определены показатели с высокой средней оценкой и показатели, требующие внимания тренера и поиска тех индивидуальных особенностей, которые так или иначе связаны с возникновением «слабых» сторон в технике плавания спортсменов. Для этого был проведен корреляционный анализ, результаты представлены в таблицах 5, 6 и 7.
В таблице 5 представлены результаты корреляционного анализа между антропометрическими показателями и показателями оценки техники плавания способа кроль на груди, набравших менее 3х баллов. Показатель колебания туловища в горизонтальной плоскости взаимосвязан с антропометрическим показателем размаха рук (г=0,57); обхвата талии (г=0,6); обхвата бедер (г=0,53). Поскольку наличие данного показателя при оценке техники плавания является одной из недопустимых при плавании любым способом плавания, а взаимосвязь этих показателей положительна, то есть при увеличении значения
одного увеличивается связанный с ним показатель, скорее всего, такая связь обусловлена стремительным увеличением обхватных размеров и длины рычагов и как следствие закономерным снижением уровня координационных способностей на фоне скачка роста. Показатель место вкладывания руки в воду взаимосвязан с тремя показателями измерения грудной клетки: обхват гр. клетки (г=0,83); на вдохе (г=0,63); на выдохе (г=0,66), что может косвенно зависеть от величин ЖЕЛ. Известно, что на практике, значительные величины ЖЕЛ (л.), могут компенсировать даже отрицательную плавучесть. Пловцы, обладающие хорошей ЖЕЛ на вдохе, продолжают высоко лежать на воде, сохраняя тем самым допустимое соотношение между углом атаки и обтекаемостью при прохождении избранной дистанции, не укорачивая путь гребка близким вкладыванием кисти в воду после проноса.
Таблица 5 - Взаимосвязь антропометрических показателей с оценкой техники плавания способа кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях
Показатели Размах рук Обхват талии Обхват бёдер Обхват гр. клетки Обхват г р. клетки
на вдохе на выдохе
Колебания туловища в гориз. плоскости 0,57 0,60 0,53 х* х х
Вращение туловища вокруг продольной оси 0,50 х х х х х
Место вкладывания руки в воду х х х 0,83 0,63 0,66
Положение локтя во время гребка 0,70 0,56 0,88 0,67 0,71 0,6
Примечание: * - отсутствие корреляционной связи или ее малая сила.
Заключительный показатель в таблице 5, набрал наименьшее количество баллов при оценке техники, и был определен, как самый отстающий из всех показателей оценки техники плавания у пловцов. По результатам корреляционного анализа, положение локтя во время гребка зависим от антропометрических показателей: размах рук (г=0,7); обхват талии (г=0,56); обхват бедер (г=0,88); обхват грудной клетки (г=0,67); на вдохе (г=0,71); на выдохе (г=0,6). Такие результаты могут говорить о комплексном влиянии рассмотренных показателей, тогда, как положение локтя в основной части гребка является основополагающим в эффективности каждого выполняемого спортсменом гребкового движения. В таблице 6 представлены результаты корреляционного анализа между показателями компонентного состава тела и оценкой техники плавания способом кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях.
Таблица 6 - Взаимосвязь показателей компонентного состава тела и параметров техники плавания способом кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях
Показатели Масса тела Мыш. масса Вода Белок Кост. масса
Колебания туловища в гориз. плоскости 0,55 х х -0,50 х
Вращение туловища вокруг продольной оси х х х х х
Место вкладывания руки в воду 0,57 0,56 -0,61 0,54 х
Положение локтя во время гребка 0,54 0,81 -0,76 0,88 -0,88
Результаты в таблице 6 показывают заметное влияние показателей компонентного состава тела на качество выполнения показателей техники, набравших мало баллов, ярким примером являются показатели места вкладывания руки в воду и положение локтя в время гребка, из 5 показателей компонентного состава тела связь определена в 4 и 5 случаях. Определяющей связью обладает показатель мышечной массы, и как следствие силовых возможностей. Чем выше процент мышечной массы, тем качественнее выполняется элемент и тем больше баллов набирает спортсмен (г=0,56 и 0,81). С показателем содержания воды в организме спортсмена наблюдается обратная ситуация, так как выявленная связь является отрицательной (г=-0,61 и -0,76). По мере взросления спортсмена соотношение этих компонентов меняется, но учет особенностей техники плавания важен в любом возрасте и при любом типе телосложения. Выявление ошибок на ранних этапах позволяет проще их скорректировать.
В таблице 7 представлены результаты корреляционного анализа между показателями свойств тела в воде, параметров техники плавания и оценкой техники плавания способом кроль на груди.
Таблица 7 - Взаимосвязь показателей свойств тела в воде и параметров техники плавания способом кроль на груди у пловцов 12-13 лет, специализирующихся на длинных дистанциях
Показатели Скольжение Плавучесть Равновесие Шаг Темп
Колебания туловища в гориз. плоскости х 0,7 х х х
Вращение туловища вокруг продольной оси 0,64 х х х х
Место вкладывания руки в воду х 0,82 0,53 0,53 -0,53
Положение локтя во время гребка 0,72 х 0,73 0,73 х
Помимо взаимосвязей антропометрических показателей было рассмотрено влияние показателей свойств тела в воде гидростатических и гидродинамических (скольжение, плавучесть, равновесие) и параметров техники плавания способом кроль на груди, такими как шаг и темп. По результатам корреляционного анализа были определены взаимосвязи показателей колебания туловища в горизонтальной плоскости и плавучести (г=0,7), что обусловлено возможностью сохранять относительную достаточную стабильность корпуса относительно горизонтальной плоскости при достойной плавучести. Показатель скольжения связан с оценкой показателя вращения туловища вокруг продольной оси (г=0,64), что доказывает пользу хорошей обтекаемости при выполнении кренов корпуса вокруг продольной оси, что важно для эффективности и экономичности техники плавания, особенно на длинных дистанциях.
В двух других показателях, набравших при оценке техники менее 2-х баллов, что является выполнением с грубыми ошибками, критичными для этого этапа подготовки пловцов, уже проявивших свои способности на длинных дистанциях, отмечено влияние плавучести и скольжения. Характер взаимосвязи положительный и при росте итогового балла за один показатель растет итоговая оценка другого (г=0,82 и 0,72). Показатель длины шага коррелирует с показателями места вкладывания руки в воду (г=0,53) и положения локтя во время гребка. Это логично, ведь продолжительность траектории гребка влияет на длину шага, а высокое положение локтя сказывается на эффективности, в том числе адекватности приложения усилий при подтягивании и дальнейшем отталкивании.
На тренировочном этапе, пловцы, специализирующиеся на длинных дистанциях, обладают средними показателями роста, невысоким по сравнению с другими пловцами, специализирующимися на средних и коротких дистанциях процентом мышечной и костной тканей, достаточной плавучестью, ЖЕЛ, и довольно низким центром тяжести. Шаг и темп находятся в тесной взаимосвязи с качеством выполнения гребковых движений. На данном этапе можно прогнозировать тип телосложения и корректировать технику выполнения проноса и гребка, что важно для спортивного результата на длинных дистанциях.
ВЫВОДЫ
1. По результатам биоимпедансного состава тела пловцов, показал, что большинство исследуемых параметров находятся в норме. Можно отметить довольно среднюю величину костной массы - 1,925 кг. Для такого роста и средний по нормам ВОЗ показатель мышечной массы спортсменов - 30,7 кг.
2. Есть ряд показателей техники, которые были оценены очень низко, что на тренировочном этапе недопустимо, так как именно эти показатели приводят к возникновению серьезных ошибок, которые в свою очередь отражаются на экономичности и эффективности техники плавания. Среди таких показателей можно отметить: колебания туловища в горизонтальной плоскости - 2,38 балла; вращение туловища вокруг продольной оси - 2,75 балла; место вкладывания руки в воду - 1,63 и положение локтя во время гребка - 1,13 балла. Так же, на грани находятся: выполнение вдоха и движение головы в
этот момент - 3,6 балла; последовательность входа звеньев руки в воду - 3,38 балла; сгибание ног в коленном суставе - 3,63 балла.
3. Определено заметное влияние показателей компонентного состава тела на качество выполнения показателей техники, набравших мало баллов, ярким примером являются показатели места вкладывания руки в воду и положение локтя во время гребка, из 5 показателей компонентного состава тела связь определена в 4 и 5 случаях. Определяющей связью обладает показатель мышечной массы, и как следствие силовых возможностей. Чем выше процент мышечной массы, тем качественнее выполняется элемент и тем больше баллов набирает спортсмен (r=0,56 и 0,81).
По результатам корреляционного анализа были определены взаимосвязи показателей колебания туловища в горизонтальной плоскости и плавучести (r=0,7), что обусловлено возможностью сохранять относительную достаточную стабильность корпуса относительно горизонтальной плоскости при достойной плавучести. Показатель скольжения связан с оценкой показателя вращения туловища вокруг продольной оси (r=0,64), что доказывает пользу хорошей обтекаемости при выполнении кренов корпуса вокруг продольной оси, что важно для эффективности и экономичности техники плавания, особенно на длинных дистанциях.
В двух других показателях, набравших при оценке техники менее 2-х баллов, что является выполнением с грубыми оценками, критичными для этого этапа подготовки пловцов, уже проявивших свои способности на длинных дистанциях, отмечено влияние плавучести и скольжения. Характер взаимосвязи положительный и при росте итогового балла за один показатель растет итоговая оценка другого (r=0,82 и 0,72). Показатель длины шага коррелирует с показателями места вкладывания руки в воду (r=0,53) и положения локтя во время гребка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние температурного режима воды на показатели средней скорости, спортивного результата на дистанции 50 м. вольным стилем и силы тяги в воде у пловцов массовых разрядов / Г.В. Микряшов; Д.А. Лаврентьева; Е.Л. Фаворская; А.А. Босягин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №12 (202), - С. 235-238.
2. Лаврентьева Д.А. Взаимосвязь моторной асимметрии с некоторыми особенностями двигательного портрета пловцов 17-19 лет в избранном виде деятельности / Д.А. Лаврентьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - №3 (157). - С. 188-191.
3. Фаворская Е.Л. Оценка физического развития, определяющего перспективность в плавании / Е.Л. Фаворская; Ю.Ф. Скворцов // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта: сборник научных трудов - Волгоград, 1995. - Выпуск 2. - С. 53-55.
REFERENCES
1. Mikryashov, G.V., Lavrenteva, D.A., Favorskaja, E.L. and Bosyagin, А.А. (2021), "Influence of water temperature regime on indicators of average speed, sports result at a distance of 50 m freestyle and traction forces in water in swimmers of mass discharges", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), рр. 235-238.
2. Lavrenteva, D.A. (2018), "Interrelation of motor asymmetry with some features of the motor portrait of 17-19-year-old swimmers in the chosen type of activity training'', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 3 (157), pp. 188-191.
3. Favorskaja, E.L. and Skvorcov, U.F. (1995), "Assessment of physical development that determines the prospects in swimming'', Topical issues of training athletes in cyclic sports, collection of scientific works, Volgograd, Issue 2, pp. 53-55.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2022
УДК 372.851
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук., доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск
Аннотация
В современном мире, важную роль приобретают такие черты личности, как: самостоятельность, умение не только видеть проблему, но и предлагать несколько альтернатив ее решения. Использование кейс-технологий в образовательном процессе, способствуют формированию и развитию выше указанных качеств личности. Цель исследования заключается в рассмотрении методических особенностей организации образовательного процесса на уроках математики с использованием кейс-технологий. В статье приведены результаты опроса учителей математики, об использовании кейс-технологий в своей педагогической практике.
Ключевые слова: кейс-технологии, кейс-задания, методические особенности, педагоги, школьники.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p302-304
USING CASE TASKS IN MATHEMATICS LESSONS
Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk
Abstract
In the modem world, such personality traits as independence, the ability not only to see the problem, but also to offer several alternatives to solve it, acquire an important role. The use of case technologies in the educational process contributes to the formation and development of the above personality traits. The purpose of the study is to consider the methodological features of the organization of the educational process in mathematics lessons using case technologies. The article presents the results of a survey of mathematics teachers about the use of case technologies in their teaching practice.
Keywords: case technologies, case tasks, methodological features, teachers, schoolchildren.
ВВЕДЕНИЕ
Современная педагогическая реальность такова, что помимо основательных, предметных знаний, школа должна взращивать людей нового поколения функционально грамотными, умеющими эффективно не только работать в команде, но и в случаи необходимости координировать эту работу, принимать решения и нести ответственность за принятые решения. Также важно не только качество решения возникшей проблемы, но и быстрота принятия решения, когнитивная гибкость.
В процессе обучения и воспитания, такого нового поколения, необходимо создавать образовательное пространство, в котором обучающиеся мотивируется на проявление инициативы, креативности самостоятельности и могут реализовать свои способности и интересы. В таком образовательном пространстве педагог должен создать «развивающую среду», направленную на выработку каждый обучающийся умения развивать свои способности и компетенции, в процессе осуществления действий, направленных на решения поставленной задачи.
Для организации такого образовательного процесса, одной из наиболее продуктивных технологий является кейс-технология. Данная технология представляет собой слияние таких методов обучения как: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, мозговой штурм.
Под кейс-метод будем понимать метод активного проблемно-ситуационного анализа, в основе которого лежит обучение посредством решения конкретных задач-ситуаций [1]. Данный метод позволяет не только максимально вовлечь каждого обучающегося в