Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1371
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОСТЬ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONFLICT / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / CONFLICT BEHAVIOR STRATEGIES / COPING STRATEGIES / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Сизаева Вероника Эрнстовна

В статье анализируется агрессивность как свойство личности, имеющее немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики конфликтов в юношеской среде. С целью выявить связь между агрессией и стратегией поведения в конфликтной ситуации в студенческой среде инклюзивного вуза было проведено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу исследования: между агрессивными реакциями и стратегиями поведения в конфликте имеется как прямая, так и обратная взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Сизаева Вероника Эрнстовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF AGGRESSIVE REACTIONS AND BEHAVIORAL STRATEGIES IN THE CONFLICT OF UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes aggressiveness as a personal quality, which is important in the situation of conflict resolution and prevention in the youth environment. An empirical study was conducted to identify the relationship between aggression and strategy of behavior in a conflict situation in the student environment of an inclusive University. An empirical study confirmed the research hypothesis: there is both a direct and inverse relationship between aggressive responses and strategies of behavior in conflict.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Литература:

1. Алавердов, А.Р. Управление человеческими ресурсами организации / А.Р. Алавердов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Университет «Синергия», 2017. - 681 с.

2. Александров И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 283-285. - URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 18.07.2020).

3. Маслоу А. Мотивация и личность - СПб: Питер, 2018. - 529 с.

4. Розова Н.М. Инновационные методы адаптации нового персонала организации, находящегося на испытательном сроке, как элемент организационного развития // Управленческий консалтинг. - 2018. - №3. -URL:https://spb.ranepa.ru/images/nauka/AC_el/10_%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения: 18.07.2020).

5. Саблин В.С. Психология человека. М.: Мысль, 2004. 352 с. [Электронный ресурс] - URL: https://obuchalka.org/tag/sablin/ (дата обращения: 17.07.2020)

6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме [Электронный ресурс] - URL: https://www.livelib.ru/book/1001601993/about-ocherki-ob-adaptatsionnom-sindrome-gans-sele (дата обращения 19.07.2020).

7. Симанина Е.Д. Факторы адаптации персонала [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-personala (дата обращения: 07.08.2020).

8. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Перова Т.В. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творчества персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 115.

9. Социальная психология / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити, 2015. - 615 с.

10. Хасанова, Г.Б. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие / Г.Б. Хасанова; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. - 168 с.

11. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015 - №3 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/86/87 (дата обращения: 07.08.20).

12. Чернышова В.С., Лымарева О.А. Коучинг как инструмент адаптации персонала [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-instrument-adaptatsii-personala (дата обращения: 01.08.2020).

13. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Сизаева Вероника Эрнстовна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье анализируется агрессивность как свойство личности, имеющее немаловажное значение в ситуации разрешения и профилактики конфликтов в юношеской среде. С целью выявить связь между агрессией и стратегией поведения в конфликтной ситуации в студенческой среде инклюзивного вуза было проведено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу исследования: между агрессивными реакциями и стратегиями поведения в конфликте имеется как прямая, так и обратная взаимосвязь.

Ключевые слова: конфликтность; агрессия; агрессивность; стратегии поведения в конфликтной ситуации, копинг-стратегии, совладающее поведение.

Annotation. The article analyzes aggressiveness as a personal quality, which is important in the situation of conflict resolution and prevention in the youth environment. An empirical study was conducted to identify the relationship between aggression and strategy of behavior in a conflict situation in the student environment of an inclusive University. An empirical study confirmed the research hypothesis: there is both a direct and inverse relationship between aggressive responses and strategies of behavior in conflict.

Keywords: conflict; aggression; aggressiveness; conflict behavior strategies; coping strategies; coping behavior.

Введение. Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться их избегать или обходить. При этом данную проблему будет сложнее решить, если не учитывать индивидуальные социально-психологические особенности человека. Это важно в юношеском возрасте. Ведь именно в этот возрастной период у молодых людей меняется картина мира, они взрослеют, происходит пересмотр ценностей и взглядов, активно строится профессиональное будущее, расширяются контакты и появляются новые социальные роли. И успех этих преобразований во многом будет зависеть от выстраивания социальных отношений между ровесниками, коллегами, сотрудниками университета и работодателями. В этом процессе важную роль играет умение руководить в конфликтных ситуациях и выбор определенных стратегий поведения в конфликте. Именно поэтому важно установить взаимосвязь тех или иных личностных характеристик с поведением в конфликтных ситуациях на данном возрастном этапе.

Изложение основного материала статьи. Юность - это период перехода от неуверенного, непоследовательного в своих действиях и словах подростка к уже сформировавшемуся взрослому человеку, так называемой «реальной взрослости». В юношеском возрасте возникает проблема с выбором жизненных ценностей и ориентиров. Можно с уверенностью назвать юность периодом самоопределения.

Молодежь, попадая в незнакомую среду со своими особенностями, свойствами поведения и инструментами разрешения проблем жизнедеятельности терпят резкие изменения, которые зачастую ведут к фрустрации по причине того, что старые установки не подходят под новый уклад жизни, а новые еще не найдены [3].

Самоутверждение молодежи происходит посредством грубой силы, т.к. это более устоявшееся форма поведения. Ситуация усугубляется социальной нестабильностью, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Эти проблемы порождают тревожные расстройства и неконтролируемую жестокость как к себе, так и к другим.

Под агрессивностью (лат. aggressio - нападать) понимается относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей [2]. Феномен агрессии исследовали А. Бандура, Басса-Дарки, Л. Берковиц, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э.Фромм, а также отечественные ученые - Т.Н. Курбатова, А.А. Реана, Т.Г. Румянцева [4].

Конфликт по Н.В. Гришиной представляет собой столкновение противоположных интересов, которое оппоненты своими активными действиями пытаются преодолеть. Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта [1]. Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирахн, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и отечественных авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).

С целью выявления связи между агрессией и стратегией поведения в конфликтной ситуации проведено эмпирическое исследование. Опытно-экспериментальной базой исследования стало ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» г. Москва. В исследование приняли участие 30 студентов в возрасте от 18 до 30 лет.

Для проведения исследования подобрали следующий диагностический инструментарий: Методика «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса; Методика исследования агрессивного поведения Басса-Дарки; Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин и П.А. Ковалев; Методика «Поведение в стрессовой ситуации» Хобфолл. Обработка полученных данных производилась посредствам математической статистики с помощью критериев Пирсона и критерия рангов коррекции Спирмена. Для обработки результатов использовали компьютерную программу STATISTlKA. 6.0.

Результаты диагностики стратегии поведения в конфликте по методике К. Томаса представлены на рисунке 1.

23,00%

20,00%

13,00%

соперничество сотрудничество компромисс

изоегание приспосооление

Рисунок 1. Результаты диагностики стилей поведения в конфликтной ситуации по

методике К. Томаса (в %)

Как показано на рисунке 1, наибольшее количество респондентов (27%) используют в разрешении конфликтной ситуации такой тип поведения как «Сотрудничество». Использование данного типа поведения возможно только при заинтересованности обеих сторон конфликта, иначе сотрудничество просто невозможно. Вторым по популярности выступает такой тип поведения как «Соперничество» (23% испытуемых), когда действия происходят исключительно в собственных интересах. «Приспособление» обнаружено у 20% испытуемых, при котором действия конфликтующих направлены на сохранение любых взаимоотношений с оппонентом, применяется тактика сглаживания в ущерб своим интересам. Стиль «Компромисс» выявлен у 17% испытуемых, свидетельствует о том, что действия конфликтующих направлены на поиски разрешения сложной ситуации, за счет взаимопонимания и уступок. Стиль «Избегание» у 13%, что показывает не желание отстаивать свое мнение, идти на уступки и даже находить пути решения проблем.

Результаты диагностики агрессии по методике А. Басс - А. Дарки представлены на рисунке 2.

15,00%

16,00%

11,00%

12,00%

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня конфликтности студентов по методике

А. Басс - А. Дарки (в %)

Примечание: Ф.А - физическая агрессия; К.А. - косвенная агрессия; Р. - раздражительность;

Н. - негативизм; О - обида; ПД - подозрительность; В.А. - вербальная агрессия; Ч.В. - чувство вины.

Как показано на рисунке 2, первое место по интенсивности и распространенности конфликтности у студентов занимает вербальная агрессия, на втором месте - раздражительность, на третьем месте -физическая агрессия, затем - чувство вины и подозрительность. Меньше всего выражаются косвенная агрессия, обида и негативизм. Можно сделать вывод, что студенты выражают свою агрессию преимущественно в словесной форме, прибегая к ней как к средству защиты, так и к средству нападения (вербальная агрессия). В то же время студенты проявляют недоверие и ожидают от окружающих причинение вреда (подозрительность). Но испытуемые так же готовы использовать физическую силу против соперника (физическая агрессия). Так же юношей и девушек часто преследует угрызение совести (чувство вины), а также они подвержены общепринятым социальным нормам в регулировании поведения (негативизм). Таким образом, результаты исследования показали, что испытуемые характеризуются достаточно высоким уровнем агрессивности, из-за которого зачастую и возникают конфликты.

На рисунке 3 представлены результты диагностики агрессии по методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева.

Рисунок 3. Результаты диагностики агрессивного поведения студентов по методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев (в %)

Как показано на рисунке 3, у большинства испытуемых (30%) в выявлена прямая вербальная агрессия, что выражается в спонтанности высказываний к другому человеку. Прямая физическая агрессия (27%) проявляется в непосредственном нападении на другого человека, но может являться как символическим (угрозой), так и реальным. Косвенная вербальная агрессия выявлена у 24% испытуемых, реакция проявляется в виде жалоб. У 7 % испытуемых выявлена косвенная физическая агрессия, которая проявляется в виде порчи чужого имущества.

Результаты методики «Модели преодолевающего поведения» (шкала «SACS») С. Хобфолл представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Исследование выявления моделей преодолевающего поведения у студентов юношеского возраста по методике «Модели преодолевающего поведения» С. Хобфолл (в %)

Как показано на рисунке 4, более частой моделью поведения студенты выбирают «вступление в социальный контакт» (18%), которая выражается в потребности в межличностных отношениях с другими людьми, способности к сотрудничеству, совместной деятельности для достижения целей. Далее выбранной модель поведения стала «осторожные действия» (16%), «поиск социальной поддержки» наблюдается у 15% испытуемых. Это свидетельствует о стремлении к обсуждению проблемных ситуаций, собственных переживаний с другими людьми, с целью получения ответной реакции сочувствия и понимания. Модель поведения «ассертивные действия» выявлено у 13% испытуемых, что говорит о готовности с достоинством отстаивать свои интересы, не нарушая взгляды и права других.

Такая модель поведения как «избегание» выявлена у 11% испытуемых, что свидетельствует о малой вероятности обращения к противоправным действиям. Модель поведения «Агрессивные действия» выявлены у 10% респондентов, что проявляется в готовности приступить от слова к действию.

Далее респондентами были выбраны такие модели поведения как: «импульсивные действия» (7%), что указывает на то, что они способны обратиться к быстрому, необдуманному принятию решений, следуя интуитивным импульсам. Такая модель как «манипулятивные действия» выбраны (6%) испытуемых, что свидетельствует о том, что действия построены на обманной тактике в своих интересах. Самая низкая степень выраженности по показателю модели «асоциальные действия» (2%), т.е. такое поведение не соответствуют нормам и правилам общества.

На основании данных диагностического обследования, нами был проведён корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблицах 5-7.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа данных методики А. Басса - А. Дарки и С. Хобфолла

Шкалы .а т

с о я и т

а д н ь л ая ни л 8 и о X И ь з

б О е н и р з Ч о « <и бр & я еб нд 3 1 я в С

о д о И ар в

С

Поиск социальной поддержки р 0,005 0,005 0,005 0,005 Обратная

г -0,397* -0,397* -0,388* -0,397*

Импульсивные действия Р 0,005 0,005 0,005 0,005 Обратная

г -0,407* -0,407* - -0,407*

Избегание р 0,005 0,005 0,005 0,005 Обратная

г -0,370* -0,370* - -0,370*

р<0,05 (двухсторонняя)

Анализ представленных в ней результатов позволяет отметить следующее:

- Тип поведения «Вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (г=-0,388*) имеют отрицательную взаимосвязь, при уровне значимости р<0,05, что свидетельствует о том, что при увеличении агрессии в словесной форме в конфликте с другими людьми, понижается уровень копинг-стратегии в поисках поддержки извне.

- Установлена обратно-пропорциональная взаимосвязь между типом поведения «Индекс враждебности» и шкалой копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (г=-0,388*), «Импульсивные действия» (г=-0,407*), «Избегание» (г=-0,370*) также была выявлена отрицательная взаимосвязь, при уровне

значимости р<0,05. Индекс враждебности включает следующие типы поведения: «обида», «подозрительность». Полученные данные свидетельствуют о том, что, когда в конфликтной ситуации проявляется индекс враждебности, обида и подозрительность берут верх, снижается необходимость таких копинг-стратегий как импульсивность, избегание или поиск помощи извне.

- Связей между другими типами поведения и шкалами копинг-стратегий выявлено не было.

Итак, поскольку корреляция является двухсторонней р<0,05, мы делаем вывод, что у студентов преобладает импульсивность в выражении эмоций посредством слов. Когда преобладает тот или иной тип агрессивной реакции, тем ниже правильность выбора копинг-стратегии в конфликтной ситуации, и наоборот.

Таблица 6

Результаты корреляционного анализа данных методики К. Томаса и методики П.А. Ковалева

Шкалы о е

Виды агрессия в т с и н

с е 6Г си м е л »о ь з

о о я

д у = м со = с в и

р т о о К и р

и П

Прямая вербальная р 0,005 0,005 0,005 Обратная

г -0,444* - -

Косвенная вербальная Р 0,005 0,005 0,005 Нет

г - - -

Косвенная физическая р 0,005 0,005 0,005 Прямая

г - -0,363* 0,414*

Прямая физическая р 0,005 0,005 0,005 Обратная

г -0,446* -0,383* -

р<0,05 (двухсторонняя)

Далее был проведен корреляционный анализ по выявлению связей между проявлением агрессивного поведения и стратегиями поведения в конфликте. По полученным данным нами были сделаны следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Сотрудничество» (г=-0,444*) имеют отрицательную взаимосвязь, при уровне значимости р<0,05, это свидетельствует о том, что когда в конфликте человек переходит на оскорбления и унижения в различных словесных формах, то разрешение конфликта мирным путем с удовлетворением потребностей и интересов обеих сторон не возможно.

• Тип поведения «Прямая физическая агрессия» и шкала копинг-стратегий «Сотрудничество» (г=-0,446*) и «Компромисс» (г=-0,383*) имеют отрицательную взаимосвязь, при уровне значимости р<0,05. Можно сделать вывод, что, когда человек перешел от словесной формы выражения агрессии к физической, снижается вероятность того, что конфликтующие найдут решение, которое устраивало бы обе стороны конфликта.

• «Косвенная физическая агрессия» и шкала копинг-стратегий «Компромисс» (г=-0,363*) имеют отрицательную взаимосвязь, «Приспособление» (г=0,414*) имеет положительную взаимосвязь при уровне значимости р<0,05. На основании выявленной взаимосвязи можно сделать вывод, что человек выражает агрессию, причиняя вред материальным вещам другого, речи о компромиссе или примирении быть не может, но при этом человек может приспособиться к полученному результату и «сгладить углы» конфликта. Данный вывод сделан из положительной, прямой взаимосвязи между типом выражения агрессии «косвенная физическая агрессия» и стратегией поведения «приспособление».

• Связей между другими типами поведения и шкалами копинг-стратегий выявлено не было.

Итак, студенты в конфликтной ситуации выражают свою агрессию чаще всего в прямой или косвенной физической агрессии, но как свидетельствует корреляционный анализ, пытаются прийти к компромиссу или приспособится к ситуации. Связи являются «обратными», связь между «Косвенной физической агрессией» и копинг - стратегией «приспособление» является «прямой» и свидетельствует о том, что косвенная агрессия в виде физических действий начинает преобладать, при этом действующий пытается параллельно приспособиться к ситуации.

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (г=0,416*) имеют положительную, прямую взаимосвязь, при уровне значимости р<0,05, что свидетельствует о том, что при увеличении агрессии в словесной форме в конфликте с другими людьми, повышается уровень поиска поддержки действий извне.

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Асоциальные действия» (г=-0,451*) имеют отрицательную взаимосвязь, при уровне значимости р<0,05, это свидетельствует о том, что при выражении агрессии в словесной форме, конфликтующие не заходят за рамки, установленные обществом.

• Установлена взаимосвязь между показателями нормы агрессивности (каждый человек имеет чувство агрессии) и стратегией поведения в конфликте «Поиск социальной поддержки» (г=0,395*). Данные свидетельствуют о том, что, когда в конфликтной ситуации агрессивность находится в норме, увеличивается вероятность, что конфликтующие обратятся за помощью извне.

• Связей между другими типами поведения и шкалами копинг-стратегий выявлено не было.

Таблица 7

Результаты корреляционного анализа данных методики П.А. Ковалева и С. Хобфолла

Шкалы « о н ьи е ы

лк а s ü s g ко ня ьи § и « н S « Связь

я в о С А

Прямая вербальная агрессия Р 0,005 0,005 Прямая

r 0,416* -0,451*

Показатели нормы Р 0,005 0,005 Прямая

r 0,395 -

p<0,05 (двухсторонняя)

Так же нами были выявлены взаимосвязи между агрессивными реакциями и копинг-стратегиями студентов.

• Тип поведения «Вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (r=-0,388*) имеют отрицательную взаимосвязь.

• Установлена обратно-пропорциональная взаимосвязь между типом поведения «Индекс враждебности» и шкалой копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (r=-0,388*), «Импульсивные действия» (r=-0,407*), «Избегание» (r=-0,370*).

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Сотрудничество» (r=-0,444*) имеют отрицательную взаимосвязь.

• Тип поведения «Прямая физическая агрессия» и шкала копинг-стратегий «Сотрудничество» (r=-0,446*) и «Компромисс» (r=-0,383*).

• «Косвенная физическая агрессия» и шкала копинг-стратегий «Компромисс» (r=-0,363*) имеют отрицательную взаимосвязь, «Приспособление» (r=0,414*).

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (r=0,416*).

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Асоциальные действия» (r=-0,451*).

• Установлена взаимосвязь между показателями нормы агрессивности и стратегией поведения в конфликте «Поиск социальной поддержки» (r=0,395*). Связь является прямой.

Выводы. Результаты эмпирического изучения взаимосвязей между агрессивными реакциями и стратегиями поведения в конфликте студентов инклюзивного вуза подтвердили гипотезу исследования о том, что имеется как прямая, так и обратная взаимосвязь. Это свидетельствует о том, что, когда преобладает та или иная агрессивная реакция, копинг-стратегии уходят на второй план, и наоборот. Проявление агрессивности отрицательно влияет на разрешение конфликтов конструктивными способами в студенческой среде, заставляя обучающегося выбирать наименее выгодную стратегию поведения - соперничество. Соперничая, студент идет напролом, используя жесткие методы борьбы, после которых сохранение крепких и доверительных отношений невозможно. Следует сказать, что агрессивность необходимый атрибут в современной жизни, однако, для успешности и продуктивности взаимодействия необходимо ее умеренное дозирование.

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

2. Морозов, А.В. Деловая психология: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. завед. / А.В. Морозов. - СПб.: Союз, 2010. - 571 с.

3. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С.Т. Посохова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена., 2019. - 240 с.

4. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест; М.: ACT, 2019. - 656 с.

Психология

УДК 37.015.31

ассистент кафедры психологии Боваева Алина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С РАБОТАЮЩИМИ СУПРУГАМИ

Аннотация. В статье рассмотрены социально-психологические особенности семей с работающими супругами. Семья, являясь частью общества, меняется и трансформируется вместе с обществом. Семьи, где работают оба супруга, это особый тип семьи. Профессиональная успешность, профессиональная карьера, самореализация в профессии - это значимые факторы, существенно влияющие на особенности функционирования семьи и детерминирующие ролевые конфликты, особый ход выполнения ролевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.