Изучение содержания взаимосвязи агрессивности и
стратегии поведения в ситуациях конфликта у педагогов дошкольных образовательных учреждений
Зюзина А.А.,
Ершова Н.Н.,
nina. ershova.59@bk. ru
ФГБОУВО «Вятский государственный университет» (г. Киров, Россия)
УДК 159.9.075
Аннотация. Цель, методы и объекты исследования. Основная цель нашего исследования - изучение содержания взаимосвязи агрессивности и выбора стратегии поведения в ситуациях конфликта у педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством методик «Опросник уровня агрессивности» А.Басса и Д. Дарки и «Методики на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, Р. Килманна. В исследовании приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений г. Кирова и г. Ярославля. Для оценки взаимосвязей между показателями использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Результаты. В ходе проведения корреляционного анализа была обнаружена статистически значимая прямая связь между показателями уровня агрессивности и выбором стратегии поведения в ситуациях конфликта у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Выводы. Мы пришли к выводу, что педагоги с высоким уровнем агрессивности выбирают деструктивные модели поведения, нежели педагоги с низким уровнем агрессивности - они выбирают конструктивные модели поведения.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, педагоги, стратегии поведения, конструктивная и деструктивная агрессивность.
Studying the content of the relationship between aggression and strategy of behavior in conflict situations in teachers of preschool educational institutions
Zyuzina A.A.,
Yershova N.N.,
Vyatka State University (Kirov, Russia)
UDC 159.9.075
Annotation. Purpose, methods and objects of the research. The
main goal of our research is to study the content of the relationship between aggression and the choice of a strategy of behavior in conflict situations among teachers of preschool educational institutions using the methods "Questionnaire of the level of aggression" by A. Bass and D. Darkey and "Methods for identifying the leading behavior in a conflict situation" by K. Thomas, R. Kilmann. The study involved teachers of preschool educational institutions in Kirov and Yaroslavl. To assess the relationship between the indicators, the rank correlation coefficient was used Spearman. Results. In the course of the correlation analysis, a statistically significant direct relationship was
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
found between the indicators of the level of aggression and the choice of a strategy for behavior in conflict situations among teachers of preschool educational institutions. Conclusions. We came to the conclusion that teachers with a high level of aggression choose destructive behaviors, rather than teachers with a low level of aggression - they choose constructive behaviors.
Keywords: aggression, aggressiveness, the strategy of behavior, constructive and destructive aggressiveness.
Введение
Изучение проблем агрессии и агрессивности за последние годы стало одним из самых популярных направлений отечественной и зарубежной психологии. Но, несмотря на это, агрессия в педагогических коллективах является недостаточно изученной, а именно в этой среде возникает множество конфликтных ситуаций. Трудности, возникающие во взаимоотношениях с коллективом, родителями, воспитанниками, оказывают влияние на личностно-профессиональное развитие педагога. А к одному из распространенных видов профессиональной деформации личности педагога и относится агрессивность [5].
Изучением проблем агрессии и агрессивности занимались многие зарубежные и отечественные авторы. Среди зарубежных исследований можно отметить таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, А. Дарки, Д. Зильманн, К. Лоренц, А. Маслоу, Д. Ричардсон, К. Роджерс, В. Франкл. 3. Фрейд, Э. Фромм. В отечественной психологии проблема агрессивности изучалась: Ю.М.Антонян, А.И. Крупновым, А.И.Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым, Ю.Б. Можгинским, А. А. Реаном. Благодаря их научным работам, исследование агрессивности превратилось в самостоятельное научное направление в психологии.
Почему мы говорим о важности изучения данного вопроса? Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности в условиях высоких психоэмоциональных нагрузок порождает психологический дискомфорт, инициирует профессиональную дезадаптацию, приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность выполнения трудовых функций. Все это приводит к тому, что некоторые педагоги дошкольных образовательных учреждений проявляют пассивность, равнодушие к успехам коллег и воспитанников, безынициативность и апатию, и довольно часто - агрессию как профессиональную деструкцию.
Тарасова Л.Е. в своих работах обращает внимание на то, что около 40% учителей обладают высокой склонностью к агрессивному поведению, причем более четверти учителей стремятся проявлять его в прямой вербальной форме и имеют высокую склонность к конфликтности, около 18% - высокую вспыльчивость [6]. В работах Банщиковой Т.Н. говорится, что процент испытуемых с высоким и низким индексами агрессивности в выборках преподавателей вузов, школьных учителей и воспитателей детских садов фактически одинаков: высокий уровень - 1214% в каждой группе, низкий - от 15% до 29% [2]. В исследовании нас больше интересуют именно педагоги дошкольных образовательных учреждений, но мы считаем, что данная статистика весьма важна.
Исходя из этого, целью нашей работы стало изучение содержания взаимосвязи агрессивности и выбора стратегии поведения в ситуациях конфликта у педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством методик «Опросник уровня агрессивности» А.Басса и Д. Дарки и «Методики на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, Р. Килманна.
В эмпирическом исследовании приняли участие педагоги Кировских и Ярославских дошкольных образовательных учреждений в количестве 59 человек.
Основная часть
На первом этапе мы изучали уровень агрессивности педагогов посредством методики «Опросник уровня агрессивности» А.Басса и Д. Дарки (рисунок 1).
60 50 40 30 20 10 0
физическая агрессия
косвенная агрессия
раздражение
негативизм
обида
подозрительность
вербальная агрессия
чувство вины
Средние значения показателей агрессивности
Рисунок 1. Выраженность различных форм агрессивного поведения у педагогов ДОУ в баллах
По шкале «Индекс физической агрессии» 15% респондентов получили высокий уровень, что свидетельствует о возможном применении физической силы в ситуациях конфликта. Такие педагоги склонны к повышенному раздражению, к резкости и вспыльчивости. 41% педагогов получили средний уровень. Поведение таких педагогов можно охарактеризовать как грубое и резкое, но оно может выступать и как защитная реакция. 44% педагогов имеют низкий уровень физической агрессии, что говорит о том, что такие педагоги не готовы к открытому проявлению агрессии в ситуациях конфликта.
По показателю «Индекс косвенной агрессии» высокий уровень получили 14% педагогов. Такие педагоги направляют свою агрессию на других людей, в нашем случае, если возникает конфликт с родителями, то педагог может проявить агрессивное поведение по отношению к ребенку. 26% респондентов имеют средний уровень косвенной агрессии. У таких педагогов возникают вспышки гнева, которые быстро проходят. И 42% педагогов получили низкий уровень косвенной агрессии. Такие педагоги спокойны и контролируют свое поведение.
Шкала «Индекс раздражения»: 5% педагогов имеют высокий уровень раздражения. Такие педагоги склонны к грубости, при малейшем возбуждении. 36% респондентов имеют средний уровень. Педагоги хорошо контролируют свое поведение и проявление своих эмоций. 59% педагогов имеют низкий уровень раздражения, что говорит об их мягкости характера и доброте.
По шкале «Индекс негативизма» высокий уровень негативизма получили 20% исследуемых, что свидетельствует о повышенной готовности бороться с устоявшимися обычаями и законами или пассивно им сопротивляться. 59% педагогов имеют средний уровень негативизма. Такие педагоги могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации, а окружающую ситуацию
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
воспринимают как благоприятную. И 20% педагогов имеют низкий уровень, что говорит об их спокойствии и доброжелательности.
По шкале «Индекс обиды» 15% педагогов получили высокий уровень, что свидетельствует о том, что педагоги игнорируют просьбы и вопросы, обижаются, испытываю зависть и гнев. Средний уровень проявлений обиды имеют 71% исследуемых. Педагоги со средним уровнем также проявляют зависть и гнев, но могут быстро взять свое поведение под контроль. Низкий уровень проявлений обиды получили 14% педагогов. В поведении таких педагогов ДОУ отмечается доброжелательность, склонность к уходу от конфликтных ситуаций
По результатам обработки показателя «Индекс подозрительности»: 2% педагогов получили высокий уровень подозрительности, что свидетельствует о проявлении недоверчивости, осторожности, уверенности в том, что окружающие могут причинить им вред. 51% имеют средний уровень. Такие педагоги также недоверчивы и осторожны в межличностном общении. И 47% педагогов имеют низкий уровень подозрительности, что свидетельствует об их доброте, отзывчивости и доверчивости.
По показателю «Индекс вербальной агрессии» 3 % педагогов имеют высокий уровень. Такие педагоги выражают свои негативные чувства через крик, ссоры. Используют оскорбления и обвинения. Средний уровень получили 64% респондентов. Педагоги со средним уровнем тоже могут, выражать свои чувства через обвинения и крик, но они быстро берут свое поведение под контроль. 32% - имеют низкий уровень. Педагоги склонны к избеганию конфликтов, для них не характерно выражение негативных чувств через крик.
По шкале «Индекс чувства вины» высокий уровень имеют 19%. Педагогов. Такие педагоги склонны обвинять себя в возникновении конфликтных ситуаций, убеждать себя, что они совершают зло. Также такие педагоги постоянно ощущают угрызения совести. У 58% респондентов наблюдается средний уровень, что говорит о том, что педагоги также обвиняют себя в конфликтных ситуациях, но быстро берут под контроль это чувство. 23% исследуемых имеют низкий уровень.
Исходя из показателя «Индекс агрессивности» 27% педагогов ДОУ имеют высокий уровень агрессивности, что говорит о том, что у них наиболее ярко выражены показатели физической, вербальной и косвенной агрессии. Такие педагоги вспыльчивы, склонны к ведению конфликтов на повышенных тонах, применению физической силы. 22% респондентов имеют средний уровень агрессивных реакций, что выражается в некоторой спонтанности педагогов. Такие воспитатели совершают действия, которые носят разрушительный характер, имеют склонность к непродуманным поступкам, характеризуются довольно частой злобой на окружающих, но после того, как успокаиваются, зачастую, просят прощения за свою несдержанность. 51% педагогов имеют низкий уровень агрессивных реакций. Педагоги с низким уровнем агрессии большую часть времени добры и общительны.
По шкале «Индекс враждебности» 3% респондентов имеют высокий уровень враждебности. У таких педагогов наблюдается недоверчивость, осторожность и уверенность в том, что окружающие нацелены причинить им вред. 95% педагогов имеют средний уровень. Реакции таких педагогов варьируются от недоверия до убеждений, что окружающие причинят им вред. И 2% педагогов имеют низкий уровень враждебности. Даже при сильном возбуждении, такие педагоги не проявляют открыто свою агрессию.
На втором этапе исследования, нами изучались стратегии поведения в ситуациях конфликта посредством «Методика на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, Р. Килманна. Полученные результаты, представлены на рисунке 2.
30 25 20 15 10 5 0
27
27
Соперничество
Приспособление
Избегание
Компромисс
Сотрудничество
Стратегии поведения
Рисунок 2. Выбор стратегии поведения в ситуация конфликта
27% педагогов выбирают «Соперничество» как стратегию поведения в ситуациях конфликта. Такое поведение выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека. 8% респондентов в конфликтной ситуации выбирают стратегию «Приспособление», что выражается в принесении в жертву собственных интересов ради интересов другого. 19% педагогов выбирают своей стратегией «Избегание». Такая модель поведения выражается как в отсутствии стремления к кооперации, так и в отсутствии тенденции к достижению собственных целей. «Компромисс» выбирают 10% педагогов ДОУ. Такие педагоги приходят к соглашению в ситуациях конфликта, достигнутым путем взаимных уступок. 27% исследуемых выбирают «Сотрудничество» в качестве модели поведения в ситуациях конфликта. Это выражается в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 5% педагогов выбирают «Избегание» или «Приспособление» в качестве стратегии поведения. А 3 % - выбирают «Сотрудничество» или «Приспособление».
Для оценки взаимосвязей между показателями использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена (таблица 1).
Таблица 3 - корреляционный анализ «Опросникауровня агрессивности Басса- Дарки» и _«Методики на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации»_
Индексы r- Спирмена p-level
Физическая агрессия 0,180 0,173
Косвенная агрессия 0,115 0,387
Раздражение 0,181 0,171
Негативизм 0,277* 0,034 Ведущее поведение в конфликтной ситуации
Обида 0,062 0,0641
Подозрительность 0,065 0,623
Вербальная агрессия -0,491** 0,000
Чувство вины 0,151 0,253
Индекс агрессивных реакций 0,060 0,651
Индекс враждебности 0,093 0,482
*Корреляция значима на уровне 0,05 "Корреляция значима на уровне 0,01
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Таким образом, мы можем сказать, что в ходе корреляционного анализа обнаружена статистически значимая прямая связь между показателями уровня агрессивности и выбором стратегии поведения в ситуациях конфликта у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, педагоги с высоким уровнем агрессивности выбирают деструктивные модели поведения, к которым относится соперничество, нежели педагоги с низким уровнем агрессивности - они придерживаются конструктивных моделей поведения, таких как сотрудничество, приспособление.
Заключение
В ходе исследования, было выявлено, что существует связь между уровнем агрессивности и выбором стратегии поведения. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогами, психологами, специалистами смежных профессий. Исследование может быть полезно для улучшения эффективности воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Выявленные связи между стилем межличностного поведения и различными видами проявления агрессии человека могут быть использованы в качестве теоретической основы создания коррекционных программ, методик и методических рекомендаций.
Библиографический список
1. Дикова В.В., Зеер Э.Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя // Образование и наука. 2005. №4 (34). С. 78-88.
2. Долидович О.М., Машанов А.А., Гончаревич Н.А., Шарашкина А.А., Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике // Научный диалог. 2017. №10. С.311-323. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-10-311-323
3. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения. // Прикладная юридическая психология. 2010. №2. С. 37-47.
4. Сысоева Е.Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. №4. С. 48-53.
5. Тарасова Л.Е. Агрессия педагога как профессиональная деструкция // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. 2008. Т.1. №1-2. С. 51-55.
6. Тарасова Л.Е. Агрессия педагога как фактор психологического риска в образовательной среде //Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. 2008. Т.4. №2 (14). С. 41-47.