Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С РАБОТАЮЩИМИ СУПРУГАМИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С РАБОТАЮЩИМИ СУПРУГАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / СЕМЬЯ С РАБОТАЮЩИМИ СУПРУГАМИ / ТИПЫ СЕМЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / FAMILY PSYCHOLOGY / FAMILY WITH WORKING SPOUSES / TYPES OF FAMILIES / PROFESSIONAL CAREER / ROLE CONFLICT / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боваева Алина Вадимовна

В статье рассмотрены социально-психологические особенности семей с работающими супругами. Семья, являясь частью общества, меняется и трансформируется вместе с обществом. Семьи, где работают оба супруга, это особый тип семьи. Профессиональная успешность, профессиональная карьера, самореализация в профессии - это значимые факторы, существенно влияющие на особенности функционирования семьи и детерминирующие ролевые конфликты, особый ход выполнения ролевых функции работающими супругами. В статье представлена типология современной семьи по признаку отношения супругов к трудовым функциям и профессиональной карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILIES WITH WORKING SPOUSES

The article examines the social and psychological characteristics of families with working spouses. The family, being a part of society, changes and transforms along with the society. Families where both spouses work are a special type of family. Professional success, professional career, self-realization in the profession are significant factors that significantly affect the features of the functioning of the family and determine role conflicts, a special course of performing role functions by working spouses. The article presents a typology of the modern family based on the relationship of spouses to work functions and professional career.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С РАБОТАЮЩИМИ СУПРУГАМИ»

Таблица 7

Результаты корреляционного анализа данных методики П.А. Ковалева и С. Хобфолла

Шкалы « о н ьи е ы

лк а s ü s g ко ня ьи § и « н S « Связь

я в о С А

Прямая вербальная агрессия Р 0,005 0,005 Прямая

r 0,416* -0,451*

Показатели нормы Р 0,005 0,005 Прямая

r 0,395 -

p<0,05 (двухсторонняя)

Так же нами были выявлены взаимосвязи между агрессивными реакциями и копинг-стратегиями студентов.

• Тип поведения «Вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (r=-0,388*) имеют отрицательную взаимосвязь.

• Установлена обратно-пропорциональная взаимосвязь между типом поведения «Индекс враждебности» и шкалой копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (r=-0,388*), «Импульсивные действия» (r=-0,407*), «Избегание» (r=-0,370*).

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Сотрудничество» (r=-0,444*) имеют отрицательную взаимосвязь.

• Тип поведения «Прямая физическая агрессия» и шкала копинг-стратегий «Сотрудничество» (r=-0,446*) и «Компромисс» (r=-0,383*).

• «Косвенная физическая агрессия» и шкала копинг-стратегий «Компромисс» (r=-0,363*) имеют отрицательную взаимосвязь, «Приспособление» (r=0,414*).

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки» (r=0,416*).

• Тип поведения «Прямая вербальная агрессия» и шкала копинг-стратегий «Асоциальные действия» (r=-0,451*).

• Установлена взаимосвязь между показателями нормы агрессивности и стратегией поведения в конфликте «Поиск социальной поддержки» (r=0,395*). Связь является прямой.

Выводы. Результаты эмпирического изучения взаимосвязей между агрессивными реакциями и стратегиями поведения в конфликте студентов инклюзивного вуза подтвердили гипотезу исследования о том, что имеется как прямая, так и обратная взаимосвязь. Это свидетельствует о том, что, когда преобладает та или иная агрессивная реакция, копинг-стратегии уходят на второй план, и наоборот. Проявление агрессивности отрицательно влияет на разрешение конфликтов конструктивными способами в студенческой среде, заставляя обучающегося выбирать наименее выгодную стратегию поведения - соперничество. Соперничая, студент идет напролом, используя жесткие методы борьбы, после которых сохранение крепких и доверительных отношений невозможно. Следует сказать, что агрессивность необходимый атрибут в современной жизни, однако, для успешности и продуктивности взаимодействия необходимо ее умеренное дозирование.

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

2. Морозов, А.В. Деловая психология: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. завед. / А.В. Морозов. - СПб.: Союз, 2010. - 571 с.

3. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С.Т. Посохова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена., 2019. - 240 с.

4. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест; М.: ACT, 2019. - 656 с.

Психология

УДК 37.015.31

ассистент кафедры психологии Боваева Алина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ С РАБОТАЮЩИМИ СУПРУГАМИ

Аннотация. В статье рассмотрены социально-психологические особенности семей с работающими супругами. Семья, являясь частью общества, меняется и трансформируется вместе с обществом. Семьи, где работают оба супруга, это особый тип семьи. Профессиональная успешность, профессиональная карьера, самореализация в профессии - это значимые факторы, существенно влияющие на особенности функционирования семьи и детерминирующие ролевые конфликты, особый ход выполнения ролевых

функции работающими супругами. В статье представлена типология современной семьи по признаку отношения супругов к трудовым функциям и профессиональной карьере.

Ключевые слова: психология семьи, семья с работающими супругами, типы семей, профессиональная карьера, ролевой конфликт, самореализация.

An^tatton. The article examines the social and psychological characteristics of families with working spouses. The family, being a part of society, changes and transforms along with the society. Families where both spouses work are a special type of family. Professional success, professional career, self-realization in the profession are significant factors that significantly affect the features of the functioning of the family and determine role conflicts, a special course of performing role functions by working spouses. The article presents a typology of the modern family based on the relationship of spouses to work functions and professional career.

Keywords: family psychology, family with working spouses, types of families, professional career, role conflict, self-realization.

Введение. В последние годы существенно возрос интерес специалистов различных областей научного знания к семье как социально-психологическому явлению. Новые социально-экономические условия развития страны, смена идеологических ориентиров и мировоззренческих приоритетов людей, как результат социально-экономических трансформационных процессов, обуславливают трудности и проблемы, с которыми сталкиваются супруги, родители, дети в пространстве семьи. Реформы, социально-экономическая трансформация в обществе влияют на все отрасли [8]. Наиболее существенное влияние они оказывают на семью, на ее функционирование как важного социального института.

Функционирование семьи как социально-психологического феномена, ее тенденции и особенности являются показателем, характеризирующим уровень развития социума [1].

Изложение основного материала статьи. На современном этапе семья является предметом междисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений.

Психологические особенности современной семьи с работающими супругами определяются внутренними и внешними факторами. К внутренним факторам, которые являются основными, определяющими вектор развития семьи, относятся: личная привязанность супругов, чувство любви и психологического комфорта, долга, уважения, ответственности и др. В группу внешних факторов входят такие показатели, как: экономическая зависимость, юридические ограничения, национальные традиции и мораль, общественное мнение, ментальные характеристики. Группа внешних факторов, является значимым параметром, но выполняет дополнительную функцию в определении особенностей развития современной семьи [5].

Как сказано выше, социально-экономические трансформационные процессы детерминируют процессы активного трудового поведения людей в новых рыночных условиях. В современных семьях супруги стремятся или вынуждены работать. Работа супругов кардинально меняет структуру и особенности функционирования семьи, как социальной группы. Изучение роли профессионального статуса в жизнедеятельности личности и в супружеских отношениях показало, что профессиональная карьера занимает одно из первых трех мест на адаптационной шкале, измеряющей благополучие и устойчивость брака, наряду с духовной, психологической и сексуальной совместимостью супругов.

Современная отечественная и зарубежная психологическая и социологическая науки занимаются активным изучением роли и места работы, трудовых функций, профессиональной карьеры супругов в пространстве семьи.

В зарубежной психологии данному вопросу уделяется огромное внимание, и уже более десятков лет существуют понятия: однокарьерные и двухкарьерные семьи; семьи с двумя работающими и с одним работающим супругом (Jepsen D.A., Meuers F., Peller M., Rousseau D.M., Super D.E.). На современном этапе заметное увеличение числа работающих женщин в России, в Европе и Америке, привело к тому, что семья, в которой работают двое стало обычным явлением.

В монографии Семенова Ф.О. пишет: «Семьи, в которых работают двое, обладают определенными преимуществами, недостатками и проблемами перед теми, в которых трудится только один супруг, т.е. имеют свои особенности. Среди них: более высокий уровень жизни за счет увеличения дохода семьи, возможность дать лучшее образование детям, возможность более полно реализовать себя. Работающие женщины совмещают введение семейного домашнего хозяйства с реализацией своей профессиональной карьеры, развитием деловых компетенций и способностей» [3].

В различных исследованиях, ученые выделяют и негативные следствия трудовой занятости супругов. Психологи описывают такие явления, как: ролевое напряжение и конфликты, чувство вины у работающих женщин, чувство тревожности, отдаленность от детей, особенно от подростков в семье и т.д. [4, 6, 8].

Ролевое напряжение и тревога, вызываемое избыточными или противоречивыми требованиями в рамках одной роли или требованиями социальной роли, идущими вразрез с благополучием взрослого человека частое явление, сопровождающее работающих супругов.

Ролевой конфликт порождается необходимостью одновременного выполнения супругами различных системам ролей, которые нередко в пространстве семьи вступают в противоречие. Одна систем связана с семьей, вторая- с работой мужа, третья - с профессиональными обязанностями жены. На определенном этапе одна из ролей начинает требовать больше ресурсов (затрат времени и сил, чем другие), вызывая тревогу, напряжения, провоцируя конфликтное взаимодействие.

Исследователи указывают, что в семьях, где работают двое, основным условием сохранения гармоничных отношений между супругами, бесконфликтного функционирования семьи как малой группы выступает условие распределения домашних обязанностей между супругами более равномерно. В первую очередь это касается заботы о детях. По существу, работающие матери заняты на двух полных работах [7].

Данный факт исследователи интерпретируют следующим образом: амбивалентные чувства, которые испытывают женщины в связи со своей двойной ролью, являются следствием усвоения ими традиционных половых ролей, что социализация женщин предписывает им менее активный образ жизни: сосредоточение на

различных сторонах супружества и пренебрежение своей профессиональной карьерой. Данный ролевой конфликт и амбивалентность чувств работающих женщин можно также объяснить теми реальными повседневными проблемами и трудностями, с которыми сталкивается женщина, старающаяся выполнить несколько конкурирующих между собой требований, вытекающих из одновременно выполняющих социальных ролей: жены, матери и специалиста [6].

Ситуация осложняется, если женщина успешна в своей профессии и реализует вертикальную профессиональную карьеру. Профессиональная карьера, лидерство и руководящая должность требует от женщин еще более пристального внимания к работе, задействования больших ресурсов: личных, временных, физических и т д. Семья, в которой женщина реализует успешную профессиональную карьеру, имеет свои особенности, которые касаются всех членов семьи. В данном случае ролевой конфликт также имеет свои особенности, выступая результатом условий жизни семьи, в которой работают супруги ориентированы на профессиональную карьеру.

В многочисленной отечественной и зарубежной психологической литературе неоднократно пытались типологизировать семью исходя из трудового статуса супругов, по признаку доминирующей карьеры [4].

Рассмотрим следующую типологию: условно однокарьерные семьи с доминированием профессиональных интересов мужа; брачные союзы с превалированием карьеры жены; двухкарьерные семьи с превалированием карьеры мужа; эгалитарный брак. Кратко рассмотрим основные особенности данных типов семьи.

Самыми распространенными являются «однокарьерные» брачные союзы с одним работающим (мужчиной) и неработающей женой, когда ставка делается на профессиональную карьеру супруга, а второй супруг (обычно жена) занимается домохозяйством, может временами работать, но только тогда, когда есть возможность. Воспитание детей полностью обязанность неработающего супруга.

Брачные союзы с превалированием карьеры жены. И даже в современном мире встречается не так часто. Работают оба, но у жены успехи больше, жизнь супруга в значительной степени подчинена интересам карьеры супруги (или семьи). В данных семьях по существу, у женщины самореализация связанна с профессией, а не с традиционной женской ролью матери, хозяйки дома. Супруг добровольно берет на себя большую часть обязанностей, связанных с детьми, с хозяйством. Как правило, рождение детей в данном типе семьи откладывается на более позднее время.

Двухкарьерные семьи с превалированием карьеры мужа. Данный тип семьи в современном мире встречается довольно часто (составляют около 30% в исследованиях). Это стало возможно отчасти и потому, что сейчас у работающих женщин появилось больше времен в силу возможности облегчить бытовой труд дома посредством использования труда домработниц, помощников по дому, бытовой техники и т.д. Но тем не менее, работают оба, но приоритет отдается профессиональной карьере супруга. Данные тип семьи характеризуется наличием одного ребенка, реже - двух или отсутствием детей.

Эгалитарный брак современный тип семьи, который характеризуется равноправием супругов, отсутствием явного приоритета в реализации профессиональной карьеры одного из супругов (50% в исследуемых семьях). Оба супруга работают, их доходы и профессиональные успехи примерно равны, и равно значимы для семьи. Супруги занимаются воспитанием и образованием детей, бытовые обязанности также не является только прерогативой супруги, хотя в большей степени осуществляет именно женщиной.

Эгалитарные семьи характеризуются следующими особенностями: взаимное уважение, приоритет ценностей обоих супругов, распределение обязанностей по отношению воспитания и обучения детей, увлеченность и ориентированность на самореализацию супругов.

Необходимо отметить, что обязанности по ведению хозяйства в семье остаются преимущественно на жене. Взаимоотношения супругов неконфликтны, во многом партнерские и доверительные, характерен приоритет детей и их интересов в семье [3].

Полученные эмпирические данные позволяют констатировать, что семьи, где муж и жена одинакова ориентированы на успех и профессиональную карьеру в основном являются классическими партнерскими семьями (Семенова Ф.О.): в них есть равный экономический вклад в семью в соответствии с заработком, общая ответственность за детей, участие обоих супругов в домашней работе, распределение правовой ответственности, равная ответственность за поддержание статуса семьи и за принятие любых решений [4].

В семьях с превалированием карьеры мужа и эгалитарных семьях практически нет гендерных стереотипов «женской» и «мужской» работы по дому, однако на практике все же большая часть заботы о детях, бытовых обязанностей ложится на плечи работающих женщин [2].

Выводы. Таким образом, семья как социальный институт имеет свои особенности, которые детерминируются социально-экономическими процессами, протекающими в отдельной стране и обществе, в целом, и индивидуальными потребностями, и ценностями каждой семьи, в частности.

В период истории с 1920-х годов и до настоящего времени в России происходит невольный социальный эксперимент в развитии семьи, связанный с изменением трудовых функций супругов в семье, отношением супругов к профессиональной карьере и к самореализации в профессиональном пространстве, в расставлении приоритетов в сочетании семейных и профессиональных ролей. Ретроспективный анализ научной литературы показывает, что в истории семьи в России не было таких масштабных изменений, когда оба родителя активно занимаются работой, профессиональной деятельностью с полной отдачей, с желанием удовлетворить потребность в самореализации, и при этом еще заниматься воспитанием детей.

Последствия данного процесса во многом позитивные. Практически все рассмотренные нами семьи с работающими супругами оказались стабильными, строились на партнерской основе: было выделено взаимное уважение и понимание супругов построенное на общих темах разговоров, друзьях, коллегах. Т.е. супругов объединяет не только семейные дела и общение, но и круг профессиональных интересов и устремлений. Выявлено, что супруг получает поддержку и понимание своих профессиональных устремлений, целей и проблем у вовлеченной в работу супругу, и наоборот, профессиональные потребности и проблемы супруги вызывает соучастие у супруга, желание поддержать и помочь.

Литература:

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб: Речь - 2005.

2. Бостанова С.Н., Семенова Ф.О. Психолого-педагогическая поддержка развития личности младшего школьника в контексте современного образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10 (128). С. 230-236.

3. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: монография [в 2 ч.] / Ф.О. Семенова; Российская акад. образования, Южное отд-ние Российской акад. образования, Ин-т образовательных технологий Российской акад. образования. Ростов-на-Дону, 2010.

4. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Ин-т образоват. технологий. Сочи, 2011. - 43 с.

5. Семенова Ф.О. Процессуальные и содержательные характеристики женской карьеры // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4-2. С. 95-100.

6. Салпагарова Ф.И., Семенова Ф.О. Психолого-педагогические условия формирования рефлексивной компетентности в подростковом возрасте / Ф.И. Салпагарова, Ф.О. Семенова // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. - № 5. - С. 51-58

7. Титова Е.В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье. Дис. ... на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Ставрополь, 2001.

8. Эбзеев М.М. Отрасль "физическая культура" в условиях рыночной экономики и подготовка будущих работников к решению ее задач в процессе вузовского обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2009. - 45 с.

Психология

УДК 159.9:370

кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Станислав Викторович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Рассмотрены имеющиеся в научной литературе подходы отечественных авторов, предоставляющие основание систематизировать на теоретико-методологическом уровне фундаментальные положения, связанные с моделированием сложных системно-деятельностных объектов. Раскрывается универсальность моделирования как метода научного познания. Обобщены и комплексно проанализированы принципы и этапы, касающиеся построения моделей современных психолого-педагогических технологий личностного развития.

Ключевые слова: идеализированный объект, модель, психолого-педагогические технологии, развитие личности, формализация.

Annotation. The studies of domestic authors that are available in scientific literature are presented, which provide a basis for systematizing at the theoretical and methodological level the fundamental provisions related to the modeling of complex system-activity objects. The universality of modeling as a method of scientific knowledge is revealed. The principles and stages concerning the construction of models of modern psychological and pedagogical technologies of personal development are generalized and comprehensively analyzed.

Keywords: idealized object, model, psychological and pedagogical technologies, personality development, formalization.

Введение. Многие современные идеи образовательной системы России оказались операционально и технологически недостаточно проработанными. Основными причинными факторами данного явления рассматриваются ориентация педагогов на выработанные формы организации образовательного процесса, с учетом недостаточной сформированности методологической культуры, проблемы готовности образовательных систем сопровождать становление творчески ориентированной и саморазвивающейся личности, дефицит технологий обучения, направленных на разновозрастные стадии психического развития подрастающего поколения.

Не в полной мере реализованный потенциал метода моделирования в области проектирования системных объектов приводит к тому, что до настоящего времени встраивание психолого-педагогических инноваций в исторически сложившееся образовательное пространство недостаточно изучено.

Изложение основного материала статьи. Проблемная область реализации моделей в психолого-педагогических условиях анализируется в трудах В.В. Давыдова, Н.Г. Салминой, Г.П. Щедровицкого и других. Отмечается, что модели позволяют реализовать ряд гносеологических функций: иллюстративную, трансляционную, объяснительную и предсказательную. Н.Г. Салмина подчеркивает, что моделирование соотносится не столько с отображением внешних характеристик объектов, а с проектированием идеализированных систем, с выявлением новых свойств. Анализируя аргументы В.В. Давыдова о том, что моделирование выступает значимым элементом учебной деятельности, Н.Г. Салмина замечает: «Речь должна идти ... о включении всех видов знако-символической деятельности в учебный процесс» [6, с. 103]. Моделирование сочетается с такими атрибутами мыслительных операций как рефлексия, инвариантность, интенция.

По мнению И.Б. Новика, моделирование раскрывается как «опосредствованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении и дающая при его исследовании информацию о самом моделируемом объекте» [5, с. 30].

В вышеизложенном определении можно указать на основные принципы проектирования моделей. Во-первых, это принцип «гомоморфизма». Он означает, что между моделью и действительностью существует частичное подобие, следовательно, модель рассматривается с позиции альтернативы реально функционирующего процесса. Таким образом, под моделью понимается созданный конструкт, который аналогичен изучаемому явлению и передает в конкретном аспекте структурные особенности, характеристики, взаимосвязи между его компонентами.

Реализация принципа «гомоморфизма» соотносится с вопросами сообразности модели. Считается, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.