ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности
Ц) Check for updates Научная статья
УДК 159.99
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69
Взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов Ирина Н. Улыбышева
Южный федеральный университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи между показателями адаптации к деятельности обучения и к студенческой группе с личностными характеристиками будущих педагогов. Данная работа является актуальной, так как в существующих исследованиях в недостаточной мере раскрыты механизмы взаимосвязи личностных особенностей будущих педагогов с уровнем адаптации к условиям обучения в вузе. В статье раскрыты факторы и условия успешной адаптации, что может быть использовано в работе кураторов, наставников, руководителей студенческих групп, для повышения эффективности адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Цель: изучить взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов.
Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке студентов очной формы обучения, педагогических направлений подготовки, состоящей из 290 респондентов, среди которых 80 % — девушки, 20 % - юноши, в возрасте от 18 до 20 лет. В исследовании использовались следующие методики: «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, «Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста» в интерпретации А. Б. Хромова.
Результаты исследования. В результате анализа полученных эмпирических данных и использования корреляционного критерия rs-Спирмена, были выявлены статистически значимые корреляционные связи между уровнем адаптации к деятельности обучения в вузе и к учебной группе студентов с личностными характеристиками. Так обнаружена взаимосвязь между уровнем адаптации к деятельности обучения в вузе и показателем привязанности / обособленности (0,284 при г = 0,000), а также корреляция между уровнем адаптации к студенческой группе и показателями экстраверсии / интроверсии (-0,521 при r = 0,000) и экспрессивности / практичности (-0,125 при г =0,034). '
Обсуждение результатов. Важным компонентом успешной профессиональной подготовки специалистов, является адаптация студентов к условиям обучения в вузе. Особенно, успешная адаптации, важна для студентов педагогических направлений подготовки, так как от успешности их адаптации во многом зависит их дальнейшее развитие в педагогической профессии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что характеристики личности играют одну из ключевых ролей в адаптации будущих педагогов.
Ключевые слова: характеристики личности, адаптация, студенты, обучение, педагоги
Для цитирования. Улыбышева, И. Н. (2023). Взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 63-69. https://doi.orp/10.23947/2658-7165-2023-6-6-63-69
© Улыбышева И. Я, 2023
Original article
Relationship between Adaptation to the Group and to the Activity with the Personal
Characteristics of Future Teachers Irina N. Ulybysheva
Southern Federal University, 105/42, B. Sadovaya Str., Rostov-on-Don, Russian Federation
И Tulvbvshevafg),sfedu.ru
Abstract
Introduction. The article discusses the relationship between the indicators of adaptation to learning activities and to the student group with the personal characteristics of future teachers. This work is relevant, since existing studies have insufficiently disclosed the mechanisms of the relationship between the personal characteristics of future teachers and the level of adaptation to the conditions of study at the university. The article reveals the factors and conditions of successful adaptation, which can be used in the work of curators, mentors, heads of student groups to improve the effectiveness of students' adaptation to the conditions of study at the university.
Purpose: to study the relationship of adaptation to the group and to the activity with the personal characteristics of fixture teachers.
Materials and methods. The study was conducted on a sample of full-time students, pedagogical training areas, consisting of 290 respondents, among whom 80 % were girls, 20 % were boys, aged 18 to 20 years. The following methods were used in the study: "Adaptation of students in higher education" by T. D. Dubovitskaya and A.V. Krylova, "Five-factor personality questionnaire by R. McCrae and P. Costa" interpreted by A. B. Khromov.
Results. As a result of the analysis of the empirical data obtained and the use of the rs-Spearman correlation criterion, statistically significant correlations were revealed between the level of adaptation to the activities of teaching at the university and to the study group of students with personal characteristics. Thus, a relationship was found between the level of adaptation to university learning activities and the indicator of attachment/isolation (0.284 at r = 0.000), as well as a correlation between the level of adaptation to the student group and indicators of extraversion/introversion (-0.521 at rs = 0.000) and expressivity/practicality (-0.125 at rs = 0.034).
Discussion. An important component of successful professional training of specialists is the adaptation of students to the conditions of study at the university. Especially successful adaptation is important for students of pedagogical training areas, since their further development in the teaching profession largely depends on the success of their adaptation. The results obtained indicate that personality characteristics play one of the key roles in the adaptation of future teachers.
Keywords: personality characteristics, adaptation, students, training, teachers
For citation. Ulybysheva, I. N. (2023). Relationship between adaptation to the group and to the activity with the personal characteristics of future teachers. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 6(6), 63-69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2Q23-6-6-63-69
Введение
На современном этапе развития общества и образования к подготовке педагогов предъявляются качественно новые требования, которые во многом обусловлены кадровым дефицитом педагогических работников (Олейников и Пенькова, 2016). Несмотря на многообразие форм и направлений педагогической подготовки, многие студенты не завершают обучение или не остаются в педагогической профессии. Данную ситуацию можно объяснить проблемами, связанными с вхождением студентов в профессиональное педагогическое поле на этапе адаптации к условиям обучения в вузе. Именно на этапе адаптации происходит формирование, уточнение профессиональной роли и построение личной профессиональной траектории развития (Батколина, 2018). В случае неуспешной адаптации к условиям обучения в вузе и к студенческой группе, формируется искаженный, негативный образ профессии, что несет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития педагога. В частности, могут возникать негативные психические состояния, снижение эффективности в процессе профессиональной подготовки и развитии в будущей профессиональной деятельности. Успешная адаптация, напротив, положительно влияет на мотивацию и развитие будущих педагогов в профессии (Zholudeva et al, 2022). Успешность процесса адаптации во многом зависит от развития адаптивных механизмов личности, лабильности нервной системы, уровня экстраверсии и потребности в признании и принятия окружающими.
Изучение проблемы адаптации студентов является одной из актуальных проблем современного образования, обусловленной влиянием успешности или не успешности прохождения процесса адаптации на становление отношения студентов к учебе, к будущей профессиональной деятельности. Вхождение студентов в систему профессионального обучения, приобретение ими нового социального статуса, требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому положению в обществе (Авдеенко, 2016).
Исследованием процесса адаптации и психологических особенностей личности занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. V. Halamish, L. Borovoi, N. Liberman в своей работе отмечают, что на этапе адаптации студентов к условиям обучения в вузе происходит оценка альтернатив и сравнение их друг с другом, что являются неотъемлемой частью процесса принятия решений относительно профессионального становления (Halamish et al, 2017).
Исследование S. Di Battista, M. Pivetti, G. Melotti, C. Berti основано на ключевом значении, в адаптации студентов и формировании представлений о профессии, компетенций преподавателей. Авторами были определены два фактора: «социально-эмоциональное измерение» и «задача специалиста». Студенты ассоциировали компетентного преподавателя с теми, кто был причастен к достижению целей задания, или с теми, кто занимался поддержанием психологического состояния группы. Полученные авторами результаты исследования показали четкую взаимосвязь между компетенциями преподавателей с формированием положительного образа профессии и успешной адаптацией студентов (Di Battista et al, 2022).
Данные исследования, проведенного Е. Yagan, М. Ozgenel, F. Baydar с помощью применения метода глубинного интервью будущих педагогов, позволило выявить, что на формирование образа педагогической профессии и понимания себя как профессионала большое влияние оказывают эмоциональные и личностные характеристики и социальный статус студентов (Yagan et al, 2022).
Подход О. М. Анисимовой к рассмотрению адаптации к профессиональной подготовке основывается на первоочередной роли образа будущей профессии в самоопределении субъекта и формирования Я-образа будущего профессионала. По мнению автора, именно представления о профессии на этапе адаптации к условиям обучения в вузе играют мотивирующую роль, детерминируя построение адекватных стратегий по достижению профессиональных целей с учетом психологических особенностей личности. Представления о себе и о профессии являются отражением субъективной природы самосознания и самоопределения личности (Анисимова, 2014).
А. М. Кураева, описывая специфику профессиональной адаптации студентов, понимает под ней способность студента осознавать выбранную профессию во всем многообразии ее положительных и, возможно, отрицательных сторон. Именно видение себя в качестве будущего профессионала выступает залогом становления профессионала. В качестве фактора, обеспечивающего успешную профессиональную адаптацию, автор выделяет выстраивание в образовательном процессе индивидуальных траекторий профессионального развития каждого студента, учитывающих личностные особенности и способствующих развитию активного, самостоятельного специалиста (Кураева, 2017).
Т. В. Дедовская и Н. Э. Солынин в исследовании, посвященном изучению психологических особенностей личности студентов и их успешностью в обучении в вузе, доказали взаимосвязь между развитием уровня коммуникации, организаторских и творческих способностей, и успешностью в обучении и адаптации, а также в проявлении лидерских качеств посредством участия в студенческих активах. Данные результаты также отражают необходимость сопровождения адаптации студентов с учетом их личностных особенностей для включения их в систему вузовского обучения (Дедовская и Солынин, 2020).
А. А. Луну выделяет ряд факторов, обеспечивающих успешность адаптации студентов к условиям обучения в вузе. К основным факторам автор относит: психологические факторы: индивидуально-типологические особенности, познавательные способности; социологические факторы: особенности образовательного процесса конкретного вуза, социальное место и значимость вуза в обществе (престижность, не престижность); педагогические факторы: уровень подготовки и компетентность преподавателей, доступность и актуальность преподносимой информации в рамках образовательного процесса. Автор отмечает, что помимо высоких показателей по приведенным факторам, важно организовывать сопровождение адаптации студентов к условиям обучения в вузе кураторами, руководителями программ подготовки (Луну, 2017).
Важно принимать во внимание специфику юношеского возраста, для которого ключевым содержательным компонентом выступает полный переход во взрослую жизнь, удовлетворение потребности в личностном и профессиональном самоопределении, определение своего места и роли в социальных взаимоотношениях. В периоде юности устойчивыми личностными характеристиками выступают следующие: формирование смысложизненных ориентаций, творческий подход к проблеме личностной и профессиональной самореализации, осознание собственной жизни и жизненных планов (Абдиева, 2021).
Возрастной период студенчества отличается качественными изменениями, происходящими в социальной ситуации развития личности, обуславливающие содержательные изменения в личностных структурах личности. Данные изменения выступают кризисными моментами развития личности, благоприятное прохождение данного периода возможно при готовности личности к происходящим переменам, способности принимать решения и брать ответственность за их результат, выстраивать долгосрочные перспективы развития.
Большинство студентов уже в процессе обучения начинают процесс профессионализации, овладевают профессиональной деятельностью, выполняют трудовые функции и т. д. (Решетникова, 2018). Вместе с получением
статуса взрослого человека происходит своеобразное преломление в отношении к неопределенности своего социального положения, которая проявляется в размытости границ личной ответственности и самостоятельности.
Таким образом, процесс адаптации студентов к условиям профессиональной подготовки тесно связан с личностными характеристиками и обуславливает формирование образа будущей профессии и развитие специалиста в выбранной профессиональной сфере деятельности. Адаптация выступает в качестве процесса приспособления личности к меняющимся условиям среды, требованиям деятельности, в которую включена личность; адаптация выступает как индивидуальная способность подстраиваться к изменениям и выбирать эффективную стратегию взаимодействия.
Материалы и методы
В исследовании в качестве респондентов выступили студенты очной формы обучения, педагогических направлений подготовки, всего 290 человек (80 % девушек, 20 % юношей) в возрасте от 18 до 20 лет, что соответствует периоду обучения на 1 курсе университета. Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством тестирования с использованием платформы Google Forms.
Для выявления личностных характеристик респондентов использовался «Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста» (Хромов, 2000), для определения уровня адаптации - методика «Адаптированность студентов в вузе» (Дубовицкая, 2010).
Надежность полученных результатов обеспечивалась следующими параметрами: объем выборки (290 респондентов); использование стандартизированных, валидных методик; применением метода математико-статистиче-ской обработки данных: корреляционный критерий r^-Спирмена. Статистическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с использованием компьютерной программы SPSS Statistica 20.
Результаты исследования
В результате диагностики личностных характеристик по пятифакторному личностному опроснику нами были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1
Распределение респондентов по выявленным личностным характеристикам
Экстраверсия/ Привязанность/ Самоконтроль/ Эмоциональная Экспрессивность/ интроверсия обособленность импульсивность устойчивость/ практичность
эмоциональная неустойчивость
Как видно из результатов диагностики личностных характеристик будущих педагогов, преобладающим показателем выступает привязанность/обособленность (61 б.), следующие доминирующие характеристики - экспрессивность/практичность (54 б.). Далее по выраженности следует показатель самоконтроль/импульсивность (53 б.), уровень которого также выше среднего, следующими по выраженности идут показатели интровер-сии/экстраверсии (47 б.). Заключительной личностной характеристикой, выявленной с помощью методики «Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста» является эмоциональная устойчивость/эмоциональная неустойчивость (41 б.).
Далее нами была проведена диагностика уровня адаптации респондентов к деятельности вузовского обучения и адаптации к студенческой группе. Результаты данной методики позволяют сделать вывод об уровнях адаптации к учебной деятельности и учебной группе. Результаты, полученные с помощью данной методики, представлены на рисунке 2.
Результаты диагностики уровня адаптации к учебной группе и деятельности профессиональной подготовки свидетельствуют о среднем уровне, но респонденты все же проявляют немного большую адаптацию к деятельности обучения в вузе (13 б.), в сравнении с адаптацией к студенческой группе (10 б.).
Рисунок 2
Уровень адаптации студентов к учебной группе и деятельности
14
12 10 8
6 4 2 0
13
10
Адаптация к группе
Адаптация к деятельности
Далее нами был использован метод корреляционного анализа с помощью критерия r^-Спирмена между показателями адаптации респондентов к учебной деятельности и группе и личностными характеристиками. Выявлены следующие статистически значимые корреляционные связи: уровень адаптации к деятельности обучения в вузе положительно коррелирует с показателем привязанности/обособленности респондентов (0,284 при rs = 0,000), адаптация к группе студентов отрицательно взаимосвязана с уровнем экстраверсии/интроверсии (-0,521 при rs = 0,000) и подателем экспрессивности/практичности (-0,125 при rs = 0,034).
Выявленные корреляционные связи указывают на наличие статистически значимых взаимосвязей между уровнем адаптации и личностными характеристиками респондентов.
Обсуждение результатов
Анализ полученных в результате исследования данных позволяет сделать вывод о преобладании у респондентов таких личностных характеристик, как:
1) привязанность, она означает что респонденты испытывают потребность в принятии окружающими, проявляют толерантность к другим, способны понимать и сопереживать другим людям;
2) экспрессивность — разносторонность интересов, активная жизненная позиция, стремление быть в центре внимания окружающих;
3) самоконтроль — проявление волевых качеств личности: самостоятельности, целеустремленности, ответственности.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что преобладающие личностные характеристики выступают важными качествами личности будущих педагогов, так как без толерантности, самоконтроля и достаточной степени активности развитие в педагогической сфере деятельности весьма затруднительно. Средний уровень интроверсии/экстраверсии свидетельствует о вероятной амбиверсии респондентов, то есть студенты, вошедшие в выборку, в большинстве своем проявляют черты, присущие как экстравертам, так и интровертам, в зависимости от ситуативных факторов, которые на них влияют. Средний уровень эмоциональной нестабильности может быть объяснен высокой экспрессивностью личности респондентов, то есть в ситуациях активной деятельности студенты могут проявлять излишнюю эмоциональность. Эти данные могут быть соотнесены с исследованием Е. Yagan с соавторами, в котором указанные качества личности будущих педагогов выступают как профессионально важные (Yagan et al, 2022).
Результаты диагностики уровня адаптации позволяют нам сделать вывод о преобладании адаптации респондентов к деятельности, в сравнении с адаптацией к группе студентов. Данные результаты свидетельствуют о том, что студенты легче осваивают материал и включаются в процесс обучения индивидуально, групповое взаимодействие вызывает некоторые трудности, которые могут быть связаны с нахождением респондентов, на момент исследования, на этапе активной адаптации к условиям обучения в вузе и включения в студенческую группу. Полученные данные подтверждаются исследованием А. С. Авдеенко, в котором также отмечаются трудности в адаптации студентов 1 курса, связанные со сложностями выстраивать межличностные отношения с группой, проявлением инициативы в группе (Авдеенко, 2016).
Проведенная статистическая обработка данных с помощью корреляционного критерия r^-Спирмена позволяет сделать вывод о наличии значимых взаимосвязей. Так, уровень адаптации к деятельности обучения в вузе положительно коррелирует с уровнем привязанности/обособленности личности будущих педагогов (0,284 при rs = 0,000), то есть чем выше показатель привязанности, тем выше адаптация к процессу обучения. Данную взаимосвязь можно объяснить потребностью респондентов быть принятыми в профессиональное сообщество педагогов. Принимая во внимание показатель адаптации к группе, можно говорить о замещении потребности в принятии группой принятием профессиональным сообществом.
Уровень адаптации к учебной группе имеет отрицательную взаимосвязь с показателем экстраверсии/интро-версии (-0,521 при r= 0,000), то есть чем ниже проявление интровертированности респондентов, тем выше уровень адаптации к группе. Данную взаимосвязь можно объяснить сложностями, которые возникают у интровер-тированных студентов в построении межличностных связей с новым окружением. Предположение о амбиверсии респондентов находит свое подтверждение в связи со средним уровнем адаптации к студенческой группе, то есть респонденты, несмотря на некоторые сложности, все же стремятся выстроить межличностные взаимосвязи внутри студенческой группы. Также адаптация к группе отрицательно коррелирует с показателем экспрессивности/практичности личности будущих педагогов (-0,125 при rs = 0,034), то есть чем выше показатель экспрессивности, тем ниже уровень адаптации к студенческой группе. Данную корреляцию можно объяснить тем, что чрезмерная эмоциональность, нестабильность поведения оказывает отрицательное влияние на принятие личности группой, а также может способствовать развитию конфликтных ситуаций.
Полученные результаты согласуются с выводами исследования Т. В. Дедовской и Н. Э. Солынина, в котором авторы доказали взаимосвязь между развитием уровня коммуникации, организаторских и творческих способностей, и успешностью в обучении и адаптации в вузе (Дедовская и Солынин, 2020). Также подобные результаты получены в работе А. А. Луну, в которой в качестве факторов, обеспечивающих успешность адаптации студентов к условиям обучения в вузе, отнесены психологические особенности личности (Луну, 2017).
Заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие статистически значимых взаимосвязей между уровнем адаптации к учебной группе и деятельности обучения в вузе и личностными характеристиками будущих педагогов. Было выявлено, что на успешность адаптации к процессу обучения в вузе влияет показатель привязанности, а на уровень адаптации к студенческой группе — экстраверсия и экспрессивность.
Список литературы
Абдиева, Г. И. (2021). Возрастные особенности юношеского периода. Архивариус, 3(57).
Авдеенко, А. С. (2016). Психологическая адаптация студентов вуза. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, -#(2(13)), 4—8.
Анисимова, О. М. (2014). Уровень образования и самопонимание личности в период ранней взрослости. В «Ананъевские чтения — 2014»: материалы научной конференции (С. 297—298). Санкт-Петербургский государственный университет.
Батколина, В. В. (2018). К вопросу об адаптации студентов к условиям обучения в университете. В Цивилизация знаний: российские реалии: труды Девятнадцатой Международной научной конференции. Российский новый университет.
Дубовицкая, Т. Д. (2010). Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2(2), 1-12.
Кураева, А. М. (2017). Проблема профессиональной адаптации студентов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 32, 352—354.
Ледовская, Т. В., и Солынин, Н. Э. (2020). Индивидуально-психологические особенности и успешность учебной деятельности студентов с организаторскими способностями. Вестник Вятского государственного университета, 1. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.Q15
Луну, А. А. (2017). Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза. В Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции. Бриг.
Олейников, А. А., и Пенькова, А. С. (2016). Дефицит молодых специалистов в сфере образования. Science Time, 12(36).
Решетникова, Е. В. (2018). Психологические проблемы адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере института социальных наук ИГУ). В Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (С. 215-218). Иркутский государственный университет.
Хромов, А. Б. (2000). Пятифакторный опросник личности. Учебно-методическое пособие. Курганский государственный университет.
Di Battista, S., Pivetti, M., Melotti, G., & Berti, C. (2022). Lecturer Competence from the Perspective of Undergraduate Psychology Students: AQualitative Pilot Study. Education Sciences, 12(2). https://doi.org/10.3390/educscil202Q139
Halamish, V., Borovoi, L., & Liberman, N. (2017). The antecedents and consequences of a beyond-choice view of decision situations: A construal level theory perspective. Acta Psychologica, 173. https://doi.Org/10.1016/j.actpsy.2016.12.002
Yaqan, E., Ozgenel, M., & Baydar, F. (2022). Professional self-understanding of teachers in different career stages: a phenomenological analysis. BMC Psychology, 10(51). https://doi.org/10.1186/s40359-022-00769-w
Zholudeva, S., Ulybysheva, I., Ivanova, L. (2022). Professional Representations of Students in Context of the Develop-
https://doi.org/10.1007/978-3-030-8Q946-l_56
References
Abdieva, G. I. (2021). Age characteristics of adolescence. Archivist, 5(57).
Anisimova, О. M. (2014). Level of education and self-understanding of the individual during early adulthood. In Ananyev Readings - 2014: Proceedings of the scientific conference (P. 297-298). St. Petersburg State University.
Avdeenko, A. S. (2016). Psychological adaptation of university students. Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region, 4(2(13), 4—8.
Batkolina, V. V. (2018). On the issue of students' adaptation to the conditions of study at the university. In Civilization of knowledge: Russian realities: Proceedings of the Nineteenth International Scientific Conference. Russian New University.
Di Battista, S., Pivetti, M., Melotti, G., & Berti, C. (2022). Lecturer Competence from the Perspective of Undergraduate Psychology Students: A Qualitative Pilot Study. Education Sciences, 12(2). https://doi.org/10.3390/educscil202Q139
Dubovitskaya, T. D. (2010). The methodology of studying the adaptability of students at the university. Psychological science and education, 2(2), 1-12.
Halamish, V., Borovoi, L., & Liberman, N. (2017). The antecedents and consequences of a beyond-choice view of decision situations: A construal level theory perspective. Acta Psychologica, 173. https://doi.org/l0.1016/j.actpsv.2016.12.002
Khromov, A. B. (2000). Five-Factor Personality Inventory. Educational and methodological manual. Kurgan State University.
Kuraeva, A. M. (2017). The problem of professional adaptation of students. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 32, 352-354.
Ledovskaya, Т. V., & Solynin, N. E. (2020). Individual psychological characteristics and success of educational activities of students with organizational abilities. Bulletin of Vyatka State University, 1. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.015
Lunu, A. A. (2017). Features of adaptation of first-year students to the sociocultural environment of the university. In Socio-cultural activities: vectors of research and practical prospects: Proceedings of the International Electronic Scientific and Practical Conference. Brig.
Oleynikov, A. A., & Penkova, A. S. (2016). Shortage of young specialists in the field of education. Science Time, 12 (36). Reshetnikova, E. V. (2018). Psychological problems of adaptation of first-year students in a higher educational institution (on the example of the Institute of Social Sciences of ISU). In Problems of theory and practice of modern psychology: Materials of the XVII All-Russian (with international participation) scientific and practical conference (pp. 215-218). Irkutsk State University.
Yaqan, E., Ozgenel, M., & Baydar, F. (2022). Professional self-understanding of teachers in different career stages: a phenomenological analysis. BMC Psychology 70(57). https://doi.org/10.1186/s40359-022-00769-w
Zholudeva, S., Ulybysheva, I., & Ivanova, L. (2022). Professional Representations of Students in Context of the Development of Digital Technologies. Lecture Notes in Networks and Systems, 247. https://doi.org/10.1007/978-3-030-8Q946-l_56
Об авторе:
Ирина Николаевна Улыбышева, старший преподаватель, Южный федеральный университет (344006, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42), ORCID. [email protected]
Поступила в редакцию 10.10.2023 Поступила после рецензирования 01.12.2023 Принята к публикации 02.12.2023
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
About the Author:
Irina Nikolayevna Ulybysheva, Senior Lecturer, Southern Federal University, (105/42, B. Sadovaya Str., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation), ORCID. [email protected]
Received 10.10.2023 Revised 01.12.2023 Accepted 02.12.2023
Conflict of interest statement
The author do not have any conflict of interest.
Author have read and approved the final manuscript.