Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ "Я - ДРУГОЙ"'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ "Я - ДРУГОЙ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / СОХРАНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ / NEED FOR RELATIONSHIPS / PERSONAL RELATIONSHIPS / THE STUDY OF THE ONTOLOGICAL CONTENT / PRESERVATION OF THE RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карасёва В.В., Ковыршина С.В.

В статье анализируется точки зрения исследователей по вопросу взаимоотношения «Я - Другого». Показывается связь и различия «Я» и «Другого».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONS " I - OTHER"

The article analyzes the point of view of researchers on the relationship "I - Other". The connection and differences of "I" and "Other" are shown.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ "Я - ДРУГОЙ"»

УДК 111.11

Карасёва В.В. студент 2 курс Институт горного дела и геосистем Сибирского государственного индустриального университета

Ковыршина С.В., к.ф.н. доцент кафедры СГД, Россия, г. Новокузнецк ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «Я - ДРУГОЙ».

Аннотация: В статье анализируется точки зрения исследователей по вопросу взаимоотношения «Я - Другого». Показывается связь и различия «Я» и «Другого».

Ключевые слова: необходимость взаимосвязи, личностные отношения, исследование, онтологическое содержание, сохранения отношения.

Karaseva.V. V student 2 course Institute of Mining and geosystems Siberian State industrial University Kovyrshina S. V.,

Associate Professor, PhD, Associate Professor of Philosophy,

Russia, Novokuznetsk THE RELATIONS " I - OTHER".

Abstract: The article analyzes the point of view of researchers on the relationship "I - Other". The connection and differences of "I" and "Other" are shown.

Key words: need for relationships, personal relationships, the study of the ontological content, preservation of the relationship.

Отношения «Я - Другого» нами рассматриваются как особая онтологическая константа. «Другой» существует, как некая изначальная данность, которая на «Я» оказывает либо позитивное, либо негативное воздействие. В понимании диады «Я - Другой» бытия выделяются различные направления. Объектом исследования этих направлений будут концепции Э. Гуссерля, М. Бахтина, М. Хайдеггер, Э. Левинаса.

«Я», по мнению М. Бахтина, - это этически действующий и эстетически созерцающий субъект. «Я» - это субъект, все остальное объекты восприятия, познания, поступка. Так как только «Я» обладает активностью и субъективностью, то человек не может стать объектом для себя, не может эстетически завершить, полностью познать и осознать сам себя. «Я, как субъект, никогда не совпадаю с самим собою: я - субъект акта самосознания -выхожу за пределы содержания этого акта» [1, с. 147]. М. Бахтин замечает, что, поскольку человек для себя никогда не является целостным и завершенным, то целостно познать может только «Другой». «Другой» может познать меня, а я могу познать «Другого».

"Экономика и социум" №12(55) 2018

www.iupr.ru

1727

Для проблематики «Другого» у Э. Гуссерля важно то, что путь к alter ego лежит через аналогию: Другое «мыслимо... только как аналог моего собственного» [2].

М. Хайдеггер указывал на роль «Другого» в конструировании субьективности. «Другой встречает в своем соприсутствии в мире». Мир - это всегда тот мир, который я разделяю с другими. «Мир присутствия есть совместный мир». М. Хайдеггер полагает, что человек может идентифицироваться только в сообществе с другими людьми, с которыми он составляет некое единство. Он подчеркивают необходимость тесной взаимосвязи «Я» и «Другого». Понимая других, мы открываем себя. По мнению М. Хайдеггера, совершенно недопустимо предпосылать субъективность бытию[3]. Эту точку зрения критикует Э. Левинас.

«Я» приобретает у Э. Левинаса онтологическое содержание: «Я это бытие Я». В таком случае и Другой становится не просто другим по отношению к «Я», а иным событием. Для Э. Левинаса «Другой» обладает статусом событийности, поэтому «Другим» являются и смерть, и будущее, и время. Как одолеть смерть, если «Я» перед лицом смерти лишается инициативы. Э. Левинас говорит о том, что надо сохранить личностное отношение со смертью. Если продолжить это положение на отношение к «Другому - человеку», то в этом случае речь будет идти о сохранении личностного отношения с Другим человеком. Для Э. Левинаса личностное отношение к «Другому» предполагает предпочтение «Другого» себе, в чем и заключается любовь к ближнему [4]. Идея Э. Левинаса в том, что «Другой» не должен мыслиться мной по аналогии с моим «Я», это истинно «Другой».

Таким образом, в разных вариантах прослеживается каким образом «Я» возникает, откликаясь на призыв «Другого». В результате получается совершенно новый взгляд на место «Другого» и его значение для жизни «Я».

Использованные источники:

1. Бахтин, М. М.Автор и герой [Текст] : к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин ; сост., авт. предисл., авт. примеч. С. Г. Бочаров, авт. примеч. С. С. Аверинцев. - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. -335 с.

2. Э. Левинас, Время и другой. Гуманизм другого человека / пер. с франц. А.В. Парибка, вступит. статья и комм. Г. И. Беневича. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.

3. М. Хайдеггер.Положение об основании. Статьи и фрагменты / Пер. с нем., глоссарий, послесловие О. А Коваль, предисловие Е. Ю. Сиверцева. -СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 290 с.

4. Избранная философская переписка [Текст]. [Т. 1] / Эдмунд Гуссерль ; Рос. акад. наук, Ин-т философии ; [пер. с нем. А. В. Куренного и др.]. - Москва : Феноменология - Герменевтика, 2004. - 309 с.

"Экономика и социум" №12(55) 2018

www.iupr.ru

1728

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.