Научная статья на тему 'Взаимоотношения России с Казахстаном и Узбекистаном'

Взаимоотношения России с Казахстаном и Узбекистаном Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения России с Казахстаном и Узбекистаном»

Тхён Ки Ком

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ И УЗБЕКИСТАНОМ

Тхён Ки Ком - южнокорейский исследователь.

Окончание «холодной войны» и распад Советского Союза резко изменили мировое сообщество, привели в дальнейшем к качественно новому политическому и экономическому сотрудничеству на глобальном и региональном уровнях. Современный мир настолько взаимозависим, что ни одно государство не способно выжить в изоляции. Исходя из этого, одной из самых актуальных проблем исследования является интеграция субъектов мирового сообщества. Она происходит на нескольких уровнях: глобализация, регионализация, суверенизация и локализация.

Особенно значимыми являются интеграционный и дезинтеграционный процессы в отношениях между странами Евразийского континента. Спецификой региональных подсистем северной части Евразии стала адаптация ценностей демократии и рыночной экономики к международному интеграционному процессу, налаживание дипломатических отношений не на основе идеологических и культурно-цивилизационных различий, а на базе геополитического и экономического сотрудничества с соблюдением собственных национальных интересов, выгоды и полезности.

Стремясь к интеграции в политико-экономической сфере в рамках СНГ, Россия сформировала новую концепцию внешней политики и национальной безопасности, а также новую военную доктрину. Оценивая место и роль других ведущих держав на Евразийском континенте, Россия укрепляет свои позиции в отношениях со странами Востока и Запада.

После обретения независимости Казахстан начал осуществлять многовекторную внешнюю политику, направленную на установление взаимовыгодных отношений со всеми ведущими субъектами мирового сообщества. Согласно новой политике, с одной стороны, жизненно важным партнером Казахстана остается Россия. В этом контексте главная задача Казахстана состоит в тесном сотрудничестве с Россией для сохранения безопасности и стабильности своего государства и региона в целом. С другой стороны, одними из главных партнеров Казахстана стали КНР, США, Европейский союз, Турция. С ними Казах-

стан связывает увеличение инвестиций в основные секторы экономики, особенно в энергетику, машиностроение, сельское хозяйство, в разработку новых технологий, а также в развитие транспортных коммуникаций.

В Узбекистане в новых условиях развития возникли внутриполитическая нестабильность, этнические конфликты, появились религиозные экстремистские организации, такие, как Исламское движение Узбекистана. Для решения этих проблем было необходимо укреплять власть, налаживать сотрудничество с другими государствами для охраны границ, совместной работы правоохранительных органов в рамках СНГ. Уход из организации ОДКБ в конце 90-х годов, участие в работе ГУУАМ отодвинули на второй план отношения с Россией. Однако в последние годы внешнеполитические приоритеты Узбекистана изменились: в 2005 г. страна вышла из состава ГУУАМ; после андижанских событий и встречи глав государств СНГ в Казани вновь началось сближение с Россией. Летом 2005 г. Узбекистан стал членом ЕврАзЭС. Центральные органы власти Узбекистана потребовали от США вывода из страны военной базы, которая была развернута для антитеррористической операции в Афганистане.

Наблюдавшееся ослабление взаимоотношений России с Казахстаном и Узбекистаном в интеграционном процессе в 90-е годы вызвано рядом причин политического и экономического характера. В их числе ослабление политических и военных позиций России на международной арене, что автоматически привело к уменьшению ее влияния на постсоветском пространстве и отсутствию реальных действий в области интеграции. Утверждая свой суверенитет и территориальную целостность, Казахстан и Узбекистан стали проводить многовекторную политику, развивая отношения не только с Россией, но и с США, Европой, Китаем и другими государствами. В решении данного вопроса между тремя странами имеются разные подходы, приведшие к заметным противоречиям, при подготовке и реализации основополагающих документов между ними. Стало трудно совмещать национальные интересы с формированием наднациональных систем. В области экономики ослабление взаимоотношений связано с глубокими различиями во внутренней и внешней стратегии, избранных направлениях реформирования хозяйства отдельных участников; большей актуальности внешней торговли зависимости от промышленно развитых стран по сравнению с бывшими советскими республиками из-за неконкурентоспособности промышленности, особенно легкой. Есть и другие причины.

В дальнейшем развитие сотрудничества между Россией, Казахстаном и Узбекистаном возможно при решении проблем; совместной охраны общих границ; выработки и осуществления согласованной миграционной политики; сотрудничества при разрешении межэтнических конфликтов; координации социальной политики; восстановления утраченных и установления новых связей по всем направлениям и ряд других.

Важную роль в интеграции России, Казахстана и Узбекистана, на наш взгляд, играют совместные действия в борьбе против терроризма, религиозного экстремизма и нелегального оборота наркотиков, а также развитие торговли и транспортных коммуникаций.

Интенсивность процессов интеграции зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов. Это проявляется в деятельности правящей элиты. Следовательно, в развитии и реализации интеграционных процессов между Россией, Казахстаном и Узбекистаном значительно роль играет позиция новых правящих элит и руководителей этих стран.

С точки зрения функционализма, отношения в области политики между данными странами в рамках ШОС, ОДКБ выглядят конструктивными и перспективными. На наш взгляд, функциональный подход к анализу интеграции России с Казахстаном и Узбекистаном более выгоден и потому необходим. В 90-е годы, несмотря на обострение обстановки, вызванной непрекращающимися попытками международных террористов и религиозных экстремистов дестабилизировать положение в Центральной Азии и на Кавказе, Договор коллективной безопасности оказался фактически бесполезным. Сказалось отсутствие договоренностей о принятии специфических мер по осуществлению совместных действий для обеспечения коллективной безопасности, реальное поведение членов ОДКБ породило разногласия. Сказалась также нехватка финансовых средств.

После антитеррористической операции США и стран НАТО в Афганистане члены ОДКБ постепенно укрепляют сотрудничество не только в области обороны, но и в плане нетрадиционных аспектов безопасности. Созданы коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) при ОДКБ для совместных действий в Центральной Азии. КСБР становятся действенной структурой, способной противостоять вызовам и угрозам безопасности. Уход Узбекистана из ОДКБ еще больше стимулирует оставшиеся страны к сотрудничеству. Без дезинтеграции невозможно укрепить интеграцию в системе ОДКБ.

Одной из главных функциональных организаций в интеграционных процессах является ШОС, которая выступает региональным антитеррористическим центром. Безусловно, в системе ШОС существуют проблемы, связанные с механизмом принятия решений между ее членами, с доверием между ними, с проблемами сдерживания США и ЕС, которые стремятся к господству в Центральной Азии и выступают против укрепления российско-китайских отношений. ШОС функционально расширяет свое место, роль и позиции на региональном уровне при решении пограничных споров, таможенных проблем, в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, нелегальным оборотом наркотиков. Для укрепления интеграции между Россией, Казахстаном и Узбекистаном в политической сфере необходимо реализовать возможности КСБР

при ОДКБ и регионального антитеррористического центра при ШОС на основе

долгосрочных стратегий и взаимной выгоды.

* * *

В результате распада СССР, сопровождавшегося разрушением единого экономического пространства и разрывом традиционных хозяйственных связей между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, в первой половине 90-х годов экономическое положение этих стран резко ухудшилось. Это произошло в результате потери субсидий, получаемых ранее из общесоюзного бюджета, и выразилось: в нарушении существовавшей системы товарооборота и сокращении импорта и экспорта между новыми государствами по сравнению с товарооборотом в рамках Союза; в распаде существовавшей при СССР системы производства и разделения труда; в увеличении числа безработных; в уменьшении научно-технического потенциала.

Необходимость выхода из экономического кризиса поставила задачу не только создания рыночной экономики, но и развития регионального и международного экономического сотрудничества. В настоящее время эти страны пытаются полностью перевести свои внутренние и внешние экономические отношения на рыночную основу, адаптироваться к быстро меняющимся геоэкономическим реалиям.

Концептуальной основой интеграционных процессов в области экономики являются выгоды и взаимовыгодность.

Выгодами для участников региональной экономической интеграции являются: снижение издержек за счет увеличения объемов выпуска продукции и получения чистой прибыли; эффективная конкуренция, связанная с увеличением числа предприятий, которые каждый производитель рассматривает как своих конкурентов; открытие границ между странами, которое способствуют ослаблению монополистических и олигополистических рыночных структур в отдельных странах; технический прогресс за счет повышения эффективности производства и разработки научно-исследовательских проектов внедрения новых видов продукции и новых технологий.

Для обеспечения взаимовыгодности государства вынуждены искать баланс экономических интересов и через общий, совместный интерес реализовывать экономический интерес участников региональной экономической интеграции. Результатом этого становится сокращение числа индивидуальных эгоистов, которые интересуются только собственными, а не общими выгодами в интеграционных процессах.

На протяжении всех лет преобразований на территории бывшего СССР было создано несколько региональных экономических сообществ и организаций, в рамках которых можно рассматривать интеграционный процесс между

Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Например, ЕврАзЭС представляет собой экономическую интеграцию в рамках СНГ.

Интересы участников сообщества обусловлены не сохранением институтов, а функциональным развитием хозяйственных взаимовыгодных связей в промышленной отрасли и единой инфраструктуре транспорта и связи, а также созданием совместных межнациональных предприятий, таких, как ТНК.

Оценить реально существующий уровень экономических связей между странами ЕврАзЭС можно с помощью данных об объеме экспорта-импорта (табл. 1).

Таблица 1

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В ИХ ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В ГОСУДАРСТВА СНГ В 2004 Г. (В %)

Страны Экс. и имп. в СНГ Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан Таджикистан

Россия Экс. 100 37,9 15,9 0,9 0,6

Имп. 100 36,4 19,6 0,8 0,0

Беларусь Экс. 100 88,6 1,7 0,1 0,2

Имп. 100 94,4 0,2 0,0 0,0

Казахстан Экс. 100 69,3 0,4 5,4 3,3

Имп. 100 78,7 2,4 1,5 0,1

Кыргызстан Экс. 100 50,0 0,7 31,7 6,0

Имп. 100 50,1 0,7 34,9 0,4

Таджикистан Экс. 100 38,0 1,0 2,2 2,8

Имп.100 34,8 2,0 21,9 5,5

Источник: Содружество независимых государств в 2004 г., М., Росстат, 2005. - С. 74-77.

Из табл. 1 видно, что между Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном, Казахстаном и Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном имеются очень тесные торговые отношения. Для всех участников важнейшим партнером является Россия. Необходимо отметить, что экономика Беларуси сильно зависит от российских экспорта и импорта. Казахстан намного меньше зависит от внешнего товарооборота с Россией, чем Беларусь. Роль России важна для интеграции в рамках ЕврАзЭС.

Несмотря на общий объем внешнего товарооборота России со странами ЕврАзЭС, он ниже, чем со странами СНГ в целом и со странами вне СНГ, хотя за последнее время заметно увеличился. Так, в 1995 г. объем экспорта и импор-

та России со странами ЕврАзЭС составлял 10,9 млрд. долл., а в 2002 г. - 14,6 и в 2004 г. - 26,4 млрд. долл. Особенно быстро он увеличился (на 142%) по сравнению с 1995 г. Причем, товарооборот ЕврАзЭС развивался более высокими темпами, чем в целом по СНГ1.

Если говорить о факторах, повлиявших на ослабление позиций членов ЕврАзЭС, то ими являются следующие:

- Кыргызстан подписал договор и соглашение о выработке единой позиции участников Таможенного союза на переговорах по присоединению к ВТО и односторонне вступил в эту организацию. Вступление Кыргызстана в ВТО ослабило механизм совместных действий членов ЕврАзЭС;

- несмотря на продолжение роста товарооборота между членами ЕврАзЭС, до сих пор в этой организации не урегулированы платежно-расчетные отношения и ослаблена реализация существующих соглашений и договоров, не принимаются внутригосударственные нормативные правовые акты в соответствии с национальным законодательством;

- низкая конкурентоспособность их продукции по сравнению со странами дальнего зарубежья;

- неразвитость совместных механизмов интеграции, в том числе слабость, например, транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;

- отсутствие единого таможенного тарифа и существующие барьеры в торговле, перемещении рабочей силы и капитала, а также отсутствие единой экономической политики стран-участниц.

Иными словами, если члены ЕврАзЭС укрепят свои позиции, сообщество сможет регулировать внутренние конфликты между членами и решит проблемы таможенной политики. Не исключено, что ЕврАзЭС будет представлять собой самую авторитетную организацию экономической интеграции на постсоветском пространстве, что, возможно, привлечет в ее состав не только Узбекистан, но и Украину и т.д.

Центрально-Азиатский союз (ЦАС) становится фундаментом интеграции стран Центральной Азии. В январе 1994 г. первыми реальными шагами в направлении интеграции центральноазиатских государств явился подписанный Договор между республиками Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан о создании единого экономического пространства. Были приняты дополняющие его договоренности о бюджетной и валютной политике, отмене таможенных пошлин и постепенном снижении налогов, сборов и других ограничений, а также соглашение между банками Узбекистана и Казахстана об открытии обменных валютных пунктов и клиринговых палат для осуществления взаимных платежей. В

1. Содружество Независимых Государств в 2004 г. - М., Росстат, 2005. - С. 78.

марте 1998 г. к этим странам присоединился Таджикистан. 17 июля 1998 г. ЦАС переименовали в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), с февраля 2002 г. ЦАЭС стало организацией Центрально-Азиатского сотрудничества, т.е. была восстановлена аббревиатура ЦАС, с несколько иным содержанием.

На начальном этапе целью создания этой организации явилось урегулирование ряда региональных экономических проблем. ЦАС опиралась на региональные условия, связанные с географической близостью, культурно-цивилиза-ционной общностью народов Центральной Азии, совместным использованием природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Для формирования единого экономического пространства выдвинуто предложение создать зону свободной торговли, организовать ТНК, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, развивать в рамках организации внешнюю торговлю и сотрудничество в области финансово-кредитного обеспечения.

О нынешнем состоянии ЦАС можно судить также по данным о структуре внешнеторгового оборота, представленным в табл. 1. К этому можно добавить, что Узбекистан в 2003 г. в экспорте Казахстана составлял 4,6%, в импорте -2,3%, для Кыргызстана аналогичные показатели соответственно были на уровне 8,1 и 9,6, для Таджикистана 48,6 и 22,3%. Во внешней торговле Узбекистана в середине 90-х годов (1995) наибольшее место занимал Казахстан (20,5% - в экспорте и 15,5% - в импорте), затем Таджикистан (соответственно 14 и 3,9%) и Кыргызстан (6,1 и 3,1%)2.

Главными государствами этой организации являются Казахстан и Узбекистан. Внешнеэкономические связи между ними более взаимозависимы. Несмотря на роль Казахстана в качестве главного участника в системе ЦАС, доля его экспорта и импорта в страны ЦАС очень низкая. По экспорту она составляет 12,3% ко всему экспорту со странами СНГ, а по импорту только 3,8%. Это значит, что роль ЦАС в интеграционных процессах региона Центральной Азии невелика.

ЦАС формируется как самостоятельная региональная организация с внутренней устойчивостью и способностью к расширению в связи с созданием совместных предприятий, устранением барьеров во внешней торговле, а также в связи с необходимостью решения конфликтов вокруг водных ресурсов и проблем Аральского моря. В настоящее время ЦАС укрепляет позиции и роль в регионе не только в экономической сфере, но и в области нетрадиционных аспектов безопасности, которые связаны с терроризмом, экстремизмом, межэтническими конфликтами, межграничной преступностью и нелегальным оборотом наркотиков. Но в этом контексте ЦАС утратил свое первоначальное пред-

2. Содружество Независимых Государств в 2003 г. - М., Росстат, 2004. - С. 88-91.

назначение но созданию единого экономического пространства. Отсутствие эффективных механизмов интеграции мешает его функционированию в качестве полноценной самостоятельной политико-экономической региональной организации. Существуют проблемы согласования функций и урегулирования отношений между ДАС и другими организациями, например, ЕврАзЭС и ШОС. Недостаточна политическая роль правящих элит этих стран в интеграции региона. В связи с этим ЦАС нельзя рассматривать как организацию экономической интеграции, это, скорее, структура вырабатывающая общие рекомендации для взаимодействия ее участников.

Торгово-экономические связи России с Казахстаном и Узбекистаном способствуют увеличению конкурентоспособности товаров и обусловливают взаимовыгодные отношения на принципах общего рынка, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Они являются важным фактором экономической интеграции. Для их анализа необходимо рассмотреть экономическую ситуацию в этих странах после распада единого народнохозяйственного комплекса СССР (табл. 2).

Таблица 2

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ (% К 1991 Г.)

1995 1998 2000 2002 2003 2004

Валовой внутренний продукт

Россия 65 61 71 78 84 90

Казахстан 69 69 78 97 106 116

Узбекистан 82 91 99 108 112 121

Промышленное производство

Россия 54 50 62 67 72 76

Казахстан 48 49 59 74 80 88

Узбекистан 98 109 122 142 151 165

Сельскохозяйственное производство

Россия 70 59 66 72 73 74

Казахстан 72 55 67 81 82 82

Узбекистан 90 93 102 ИЗ 119 132

Инвестиции в основной капитал

Россия 36 25 31 34 39 43

Казахстан 16 15 30 48 56 69

Узбекистан 52 75 78 84 88 92

Источники: Содружество Независимых Государств в 2003 г., М., 2004. -С. 19, 26, 32, 35; Содружество Независимых Государств в 2004 г., М., 2005. -С. 21, 25, 28, 29.

Из данных табл. 2 явствует, что наиболее сложная ситуация в настоящее время наблюдается в России, где по всем представленным показателям не достигнут еще уровень 1991 г. Особенно сильно от советских лет отстает объем инвестиций в экономику. В Казахстане также этот показатель довольно низкий, но за годы преобразований там сделан значительный рывок в наращивании темпов инвестиций, что привело к более благоприятной ситуации в данной сфере по сравнению с Россией.

Узбекистан, как видно из данных табл. 2, сумел быстрее России и Казахстана справиться с трудностями в развитии промышленности и сельского хозяйства после распада СССР, что дало ему возможность в новом тысячелетии получить положительную динамику производства не только в этих отраслях и валового внутреннего продукта в целом.

Развитию внешнеторгового оборота была свойственна тенденция более высокого роста торговли со странами вне СНГ, в результате чего доля стран содружества снизилась, более существенно в Казахстане и Узбекистане (табл. 3).

Таблица 3

ДОЛЯ СТРАН СНГ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ

ОБОРОТЕ (% К ИТОГУ)

1995 2000 2003 2004

Экспорт

Россия 18,6 13,4 15,3 16,2

Казахстан 54,9 26,5 23,1 20,4

Узбекистан 39,3 24,7 (1998)

Импорт

Россия 29,2 34.3 22.9 23.5

Казахстан 69,7 54,2 46,8 47,9

Узбекистан 40,7 27,8 (1998)

Источник: Содружество Независимых Государств в 2003 г., М., 2004. -С. 94; Содружество Независимых Государств в 2004 г., М., 2005. - С. 70-71.

Что касается экспортно-импортных операций между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, то во всем объеме экспортных поставок России в страны СНГ в 2004 г. на Казахстан падает основная доля - 15,9%, на Узбекистан - 2,6%, а во всем объеме экспорта Казахстана в страны СНГ в 2004 г. на Россию приходилось более 69% и Узбекистан - около 5,7%, импорт Казахстана из России составил почти 80%, Узбекистана около 4%. Во всем объеме экспортных опера-

ций Узбекистана в 1998 г. на Россию падало 13%, Казахстан - 4% и импортных операций Узбекистана с Россией - 16%, Казахстаном - 5%3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это значит, что зависимость Казахстана от России в два раза больше, чем зависимость Узбекистана от России. Для России менее значимы отношения с Казахстаном и Узбекистаном, по сравнению с отношениями со странами дальнего зарубежья. Несмотря на уменьшение доли России во внешнеторговом обороте Казахстана, Россия остается его главным торговым партнером, особенно в импортных операциях. В 2002 г. стоимость казахстанского экспорта в России составила 1524 млн. долл., а импорта из России - 2540 млн. долл.

В 1992 г. доля России составляла в экспорте Узбекистана 53,1%, в 1998 г. -13%, в импорте - 52,9% и 16%4. Резкое ослабление российско-узбекских экономических связей связано со снижением интереса российских и узбекских правительственных кругов к укреплению российских финансово-хозяйственных позиций в Узбекистане. Негативную роль сыграли и действия сторон по изменению многих ранее согласованных договорных позиций. Так, резкое сокращение поставок узбекского хлопка в Россию официальными источниками и рядом исследователей объяснялось тем, что Ташкент пересмотрел свою ценовую политику, перейдя на мировые, а не договорные цены, отказавшись от бартерной торговли и клиринга, требуя осуществления платежей в твердой валюте и т.д., а также неконкурентоспособностью легкой промышленности России. Для Узбекистана Россия перестала быть главным партнером.

Объем экспорта и импорта Казахстана с Узбекистаном также слишком мал по сравнению с аналогичными объемами между Россией и Казахстаном и между Россией и Узбекистаном. Это означает, что Центрально-Азиатское экономическое сообщество, в которое входят Казахстан и Узбекистан, на сегодняшний день ослаблено.

Таким образом, изменение прежних экономических связей обусловило необходимость переориентации торгово-экономических отношений между этими странами. Безусловно, существуют интересы этих стран, связанные с восстановлением хозяйственных связей на основе взаимовыгодности и с созданием в ходе этого конструктивного и функционального сотрудничества новой адекватной структуры экономических отношений. На наш взгляд, для развития внешнеэкономических отношений между этими государствами необходимо развивать взаимовыгодные отрасли экономики, создавать СП, ТНК, ФПГ, укреплять

3. 10 лет Содружеству Независимых Государств (1991-2000). М., 2001; Содружество Независимых Государств в 2002 г. М., 2003. ~ С. 88-91; Содружество Независимых Государств в 2004 г., М., 2005. ~ С. 74 - 77.

4. Там же.

существующие экономические организации и стремиться к созданию единого валютного пространства.

В торговле России с Казахстаном основной интерес по экспорту представляют машины, оборудование и механизмы, а по импорту - минеральная продукция. В торговле с Узбекистаном - экспорт машин и оборудования, в импорте - текстильные материалы и текстильные изделия. Интерес Казахстана: в экспорте - минеральные продукты, в импорте - машины, оборудование и механизмы из России. Интерес Узбекистана: в экспорте - текстильные материалы и текстильные изделия, в импорте - машины, оборудование и механизмы из России.

Взаимовыгодными отраслями России и Казахстана в экономической сфере являются минеральные продукты, недрагоценные металлы и изделия из них и машины, оборудование и механизмы; России и Узбекистана - легкая промышленность, в том числе текстильные материалы и изделия, машины, оборудование и механизмы и энергетическая промышленность. Следовательно, необходимо укреплять сотрудничество и создавать совместные предприятия именно в этих отраслях, предоставить совместным предприятиям льготные налоги и отменить таможенные пошлины для развития внешнеторгового оборота.

На наш взгляд, для развития экономической интеграции между этими странами необходимо поэтапное и планомерное развитие интеграционных связей на микроуровне, связанное с восстановлением старых и формированием новых хозяйственных отношений между предпринимательскими структурами. Так, промышленниками и финансистами России и Казахстана в конце 1994 г. создан межгосударственный финансово-промышленный консорциум, разработавший меры по возобновлению выпуска продукции на некоторых ранее закрывшихся химических, нефтегазовых, машиностроительных и сельскохозяйственных предприятиях.

Одним из направлений сотрудничества России и Узбекистана могут быть производственно-технические связи в сфере производства хлопка и текстильных товаров. В интересах России и Узбекистана объединить производственную и сырьевую сферы хлопковой индустрии на базе совместных ФПГ, которые в состоянии решить задачи по совместному производству текстильных и других товаров на базе узбекского хлопка в России.

При этом важным документом является Соглашение между Россией и Узбекистаном об основных принципах создания ФПГ, подписанное 17 марта 1995 г.

Программа экономического сотрудничества России и Узбекистана на 1998— 2007 гг. предусматривает укрепление экономической интеграции не только в текстильной отрасли, но и в энергетической, добывающей, минеральной и военной отраслях. В 2001 г. в Узбекистане было более 450 совместных предприятий с участием российских партнеров, в том числе: «Газпром» и «Узбекнефтегаз»; «Атомредметзолото» (российская компания) и «Кызылкумредметзолото»; РАО

«ЕЭС России» и Минэнергетики Узбекистана; МАК «Ильюшин» и «Ташкентское авиационное производственное предприятие»; «Узбекистос темир йуллари» и ГПО «Уралвагонзавод».

Узбекские предприятия получают стабильную и гарантированную загрузку в рамках производственных программ ФПГ и систему сбыта продукции в России. Россия имеет надежного поставщика стратегически важной продукции, поставляет Узбекистану основные технологии и оборудование, прочие товары, ведет поисковые исследования и организует сбытовые структуры на рынках.

Таким образом, транснациональные финансово-промышленные группы, в том числе на базе государственных холдингов, призваны способствовать ускорению хозяйственной интеграции России, Казахстана и Узбекистана на микроуровне, стимулировать создание и развитие технологических цепочек и финансовых потоков, направленных на рациональное перепрофилирование ранее сложившейся производственной, финансовой, научной, коммерческой и других видов деятельности.

* * *

Важным направлением развития внешнеэкономических связей России, Казахстана и Узбекистана является экономическое сотрудничество субъектов этих государств, использование современных форм взаимодействия в производственной, инвестиционной и коммерческой областях.

Благодаря географической близости приграничная торговля между субъектами России и Казахстана увеличилась. Статистика свидетельствует, что даже в периоды резкого снижения товарооборота между Россией и Казахстаном объем товаров и услуг, перемещаемых между казахстанскими и российскими пограничными регионами, оставался стабильным. Формирование комплекса совместных предприятий Сибири и Севера Казахстана и использование во взаимных интересах особенностей природных ресурсов, коммуникационных условий этих регионов лежит в основе взаимовыгодных отношений народов и предпринимателей этих стран.

Субъекты России и Казахстана создают акционерную транснациональную корпорацию по добыче энергоресурсов, природных ресурсов и электроэнергии. Например, Омская, Свердловская и Челябинская области России и Павлодарская область Казахстана создают ТНК угля. Экономическое сотрудничество между Восточно-Казахской областью и республикой Саха-Якутия, Республикой Алтай, Алтайским краем, Омской и Тюменской областями России, «Газпромом» и нефтегазовой промышленностью Казахстана5.

5. Кожокин Е.М. Казахстан: Реалии и перспективы независимого развития. - М., 1995. - С. 54.

Имеются возможности усиления российско-казахстанского сотрудничества в Каспийском регионе, располагающем колоссальными энергоресурсами. Казахстан непосредственно заинтересован в том, чтобы установить взаимовыгодные контакты с российскими добывающими и перерабатывающими каспийское сырье предприятиями. Для России этот факт является национальным интересом, связан с транспортным тарифом, взаимозависимостью между двумя странами и интеграционным процессом в рамках СНГ.

В 2001 г. сотрудничество между регионами и областями России и Узбекистана активизировалось. Например, мять субъектов России прорабатывают возможности открытия торгово-экономических представительств на территории Узбекистана. В 2004 г. свыше 50 регионов России поддерживают активные торгово-экономические связи с административно-территориальными образованиями Узбекистана6. Важными регионами для Узбекистана являются республики Татарстан, Башкортостан и Оренбургская область России.

Один из важных факторов экономической интеграции между Россией, Казахстаном и Узбекистаном заключается во взаимодействии в области энергетики, природных ресурсов и транспортных коммуникаций. Роль его заметно усилилась после развала единого народно-хозяйственного пространства Советского Союза. Основным источником пополнения бюджета этих стран стала торговля энерго-природными ресурсами. Главными задачами правительств России, Казахстана и Узбекистана являются контроль за производством и добычей энергетических и природных ресурсов, урегулирование споров с нефтяными корпорациями и разрешение конфликтов с другими государствами или группами государств по распределению и использованию энергетических ресурсов. Особое значение для них имеет способность конкурировать с другими странами и ТНК на мировых рынках производства, добычи и переработки энерго-при-родных ресурсов. Эти страны располагают неплохими предпосылками для ускорения экономического роста и интеграции в мировую экономику в качестве экспортеров углеводородного сырья.

Наибольшее значение имеет Каспийский регион, который является одним из крупнейших в мире по запасам нефти и газа, о чем свидетельствуют данные табл. 4.

Наряду с сырьем Каспийский регион привлекает внимание тем, что представляет собой перекресток, пересечение трансконтинентальных коммуникаций Востока и Запада, Севера и Юга. Новое строительство трубопроводов играет огромную роль не только для экономики, но и для реализации геополитических интересов заинтересованных стран. Из-за больших запасов углеводородного сы-

6. Панорама Содружества. - М., 2004. - № 7. - С. 33. 122

рья и возможностей транскоммуникации Каспий стал средоточием геополитических интересов не только прикаспийских государств, но и стран регионального и мирового масштаба.

Таблица 4

ОЦЕНКА ЗАПАСОВ НЕФТИ И ГАЗА В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ

Разведанные ресурсы нефти, млрд. барр. Прогнозируемые ресурсы нефти Всего Разведанные ресурсы газа, трлн. м3 Прогнозируемые ресурсы Всего

Азербайджан 3,6 27 31 0,3 1 1,3

Казахстан 10 85 95 1,5 2,5 4

Туркменистан 1,5 32 33,5 4,4 4,5 8,9

Узбекистан 0,2 1 1,2 2,1 1 3,1

Россия 0,2 5 5 0 0 0

Иран 0 12 12 0 0,3 0,3

Всего 15,6 163 178 8,3 9,3 17,6

Источник: U. S. Sanctions and Caspian Sea oil and gas. The conférence on Caspian oil, gas and pipelines. - N. Y., 1997, may 29-30. - P. 1.

В настоящее время нефть и газ перекачиваются по трубам, проложенным на территории России и Грузии. Государства, которые имеют интересы в Каспийском регионе, борются за транспортировку каспийской нефти и газа по своим маршрутам. При этом самым выгодным маршрутом из Каспийского региона является нефтепровод через российскую территорию (Баку-Новороссийск, Тен-гиз-Новороссийск). Безусловно, необходимо создавать или укреплять совместные нефтяные предприятия и консорциумы между прикаспийскими государствами в местах, в которых существуют территориальные споры.

Транспортные ресурсы и коммуникации между Россией, Казахстаном и Узбекистаном в условиях экономической глобализации выступают важнейшим рычагом интеграционных процессов в рамках мирового сообщества. Формируемые транспортные коридоры создают предпосылки для объединения государств в единое экономическое пространство и адекватного участия стран в современной мировой системе разделения труда.

Развитие транспортно-коммуникационной структуры России, Казахстана и Узбекистана является одним из ключевых факторов укрепления экономической интеграции. Важность развития сферы транзитных перевозок обусловлена валютными поступлениями. В целом потенциальные доходы от осуществления транспортного транзита создают предпосылки для стимулирования развития национальных транспортных комплексов. Если транспортные системы государств обеспечат успешное решение этих задач с наименьшими издержками для това-

ропроизводителей, то торгово-экономические связи между странами укрепятся, в том числе в развитии транспортной инфраструктуры и средств связи.

После распада СССР эксплуатация транспортных сетей этих государств ухудшилась, поскольку разорвались экономические и производственные связи, техническое состояние транспорта было плохим и с низким уровнем инфраструктуры, сильно увеличились цены и тарифы на услуги транспорта, а также был установлен пограничный режим.

Железные дороги России, Казахстана и Узбекистана играют ведущую роль в обеспечении международных транзитных перевозок. Удельный вес железнодорожного транспорта России по отношению ко всем видам транспорта, занимающимся международными перевозками, в 2003 г. был равен 40%, а в Казахстане - 56,9% и в 1999 г. в Узбекистане - 35%.

В настоящее время определены четыре приоритетных евроазиатских направления железнодорожных магистралей:

Западная Европа-Россия-Корейский полуостров (Транссибирская железная дорога);

Европа-Россия-Центральная Азия-Китай (Транссиб-Евроазиатская магистраль);

Европа-Кавказ-Центральная Азия-Азия (ТЛАБЕСА);

Северная Европа-Россия-Центральная Азия-Персидский залив (Север-Юг).

В заключение можно отметить, что, несмотря на наличие процесса дезинтеграции в отношениях между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, существуют следующие объективные факторы, способствующие интеграции:

- совместная борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и нелегальным оборотом наркотиков - наиболее реальная и действительно приоритетная сфера взаимоотношений между этими государствами. Возможно, взаимовыгодные отношения в этой области изменят имидж России -жесткий характер диалогов и попытки прямого вмешательства сменятся поиском «мягких» решений, удовлетворяющих всех партнеров. Благодаря изменению государственного имиджа, Россия поможет расширить «зону компромисса» для урегулирования конфликтов и возникновения стимулов к интеграции между новыми государствами;

- совместные предприятия, международные финансово-промышленные группы и самое широкое, заинтересованное региональное сотрудничество экономических субъектов этих стран развивают торгово-экономические связи и укрепляют интеграционный процесс между Россией, Казахстаном и Узбекистаном;

- транспортные коммуникации этих стран развиваются вместе с ростом экономических контактов. Транспортные ресурсы и коммуникации как функциональные факторы взаимоотношений между этими странами способствуют развитию ряда предпосылок интеграции России, Казахстана и Узбекистана.

Для достижения успеха в деле интеграции этих стран, с точки зрения теории рационального выбора, необходимо: 1) обозначить национальные интересы во взаимоотношениях с партнерами, не только свои собственные, но и каждого партнера как индивидуального актора; 2) выбрать общие интересы на основе доверия партнеров и предложения им материальной поддержки, отринув эгоистические; 3) не замыкаться на текущих выгодах, а принимать во внимание долгосрочные перспективы; 4) стараться изменить ситуацию, преобразовав «дилемму заключенных» в «игру кооперации» на основе взаимовыгодной стратегии.

Интеграционный процесс между Россией, Казахстаном и Узбекистаном в области политики зависит от следующих обстоятельств: 1) внутриполитической стабильности на основе достижения равновесия между властью и обществом и формирования рациональных стратегий в отношениях между этими государствами; 2) региональной безопасности, связанной с решением таких нетрадиционных вызовов, как терроризм и нелегальный оборот наркотиков; 3) укрепления механизма ОДКБ и ШОС; 4) политической воли правящих элит, в том числе президентов этих государств, которые олицетворяют субъективный подход к интеграции и играют в этих процессах одну из самых главных ролей.

Экономическая интеграция между этими странами зависит от: 1) укрепления роли и расширение функций существующих международных организаций, например, ЕврАзЭС, СНГ; 2) преодоления глубоких различий между субъектами интеграции в процессе экономического развития и реформирования хозяйственных структур в рамках, например, промышленной, фискальной, денежно-кредитной, валютной политики; 3) роста общих объемов внешнеторгового оборота между указанными государствами; 4) поддержания совместных предприятий в энергетической и минерально-сырьевой отраслях, связанных с конкурентоспособностью и эффективностью; 5) развития общих транспортных и коммуникационных инфраструктурных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.