Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР / МЕНТАЛИТЕТ / КАРТИНА СЛОЖИВШИХСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волгина Е.В., Данилова Д.В.

Анализируются актуальные проблемы взаимоотношения между российскими и иностранными студентами Елабужского института КФУ. Также в статье уделено внимание проблеме социальной адаптации обучающихся высшего учебного заведения. Во время работы над исследованием нами был проведен опрос среди обучающихся первых - четвертых курсов Елабужского института. При разработке данной проблемы нами была выявлена картина сложившихся взаимоотношений между иностранными и российскими студентами в нашем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волгина Е.В., Данилова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN FOREIGN AND RUSSIAN STUDENTS IN THE EYES OF STUDENTS OF YELABUGA INSTITUTE OF KFU

Topical problems of relations between Russian and foreign students of Elabuga Institute of KFU are Analyzed. The article also pays attention to the problem of social adaptation of students of higher education. During the work on the study, we conducted a survey among students of the first - fourth courses of the Elabuga Institute. When developing this problem, we have identified a picture of the existing relations between foreign and Russian students in our educational institution.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ»

http: //www.gazprom. ru/about/production/proj ects/pipelines/built/ykv/

8. Орлова А.А. Проблема оценки экономической эффективности слияния корпораций / А.А. Орлова // Современное состояние и тенденции развития международного торгового потенциала России: сб. ст. / под. ред. Л.Г. Акуловой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 132 с. - С. 22-27.

9. Скрыль Т.В. Эффект потерь от введения санкций в глобальной экономике / Т.В. Скрыль // Вестник Международного института экономики и права. -2014. - № 2 (15). - С. 20-25.

10.Чумаченко Н.Э. Динамические процессы в современной экономике/ Чумаченко Н.Э.// Информационная безопасность регионов. 2013. № 2 (13). С. 74-80.

УДК 378.18

Волгина Е.В. студент 4 курса Данилова Д.В. студент 4 курса Елабужский институт, КФУ научный руководитель: Ахтариева Р.Ф., к.пед.н.

доцент кафедра педагогики Республика Татарстан, г. Елабуга ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНОСТРАННЫМИ И РОССИЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ Аннотация: Анализируются актуальные проблемы взаимоотношения между российскими и иностранными студентами Елабужского института КФУ. Также в статье уделено внимание проблеме социальной адаптации обучающихся высшего учебного заведения. Во время работы над исследованием нами был проведен опрос среди обучающихся первых -четвертых курсов Елабужского института. При разработке данной проблемы нами была выявлена картина сложившихся взаимоотношений между иностранными и российскими студентами в нашем учебном заведении.

Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты, российские студенты, языковой барьер, менталитет, картина сложившихся взаимоотношений.

Volgina E. V. Danilova, D. V. students 4th year of Elabuga Institute, Kazan Federal University Republic of Tatarstan, Elabuga

Supervisor: Akhtarieva R. F., candidate of pedagogical Sciences

associate Professor of pedagogics chair THE RELATIONSHIP BETWEEN FOREIGN AND RUSSIAN STUDENTS IN THE EYES OF STUDENTS OF YELABUGA INSTITUTE

OF KFU.

Abstract: Topical problems of relations between Russian and foreign students of Elabuga Institute of KFU are Analyzed. The article also pays attention to the problem of social adaptation of students of higher education. During the work on the study, we conducted a survey among students of the first - fourth courses of the Elabuga Institute. When developing this problem, we have identified a picture of the existing relations between foreign and Russian students in our educational institution.

Keywords: social adaptation, foreign students, Russian students, language barrier, mentality, picture of relations.

Одним из приоритетных направлений в сфере получения высшего образования для иностранных граждан на сегодняшний день являются вузы России [1, с. 3]. Этот интерес связан с необходимостью получения качественных и доступных знаний в профессиональной сфере, которые можно получить в наших вузах. Эта доступность чаще всего объясняется невысокой стоимостью обучения. Но стоит отметить тот факт, что одной из ключевых проблем для иностранных и российских студентов является социальная адаптация [2, с.1117].

Интерес граждан других государств к российскому высшему образованию не обошел стороной и Елабужский институт КФУ. В нашем учебном заведении для них созданы оптимальные условия для получения профессиональных навыков и акклиматизации с точки зрения общения с окружающим миром, однако стоит отметить, что некоторое недопонимание возникает среди студентов. Для выявления причин, которые мешают процессу социальной адаптации иностранных граждан в Елабужском институте КФУ нами было проведено анкетирование среди 24 российских и 26 иностранных студентов первых - четвертых курсов факультета филологии и истории, результаты которого покажут реальную картины социальных отношений между ними. При анализе исследования мы опирались на вопросы, которые направлены на: 1) выявление социальные факторы, мешающие «качественной» социальной адаптации; 2) возможные варианты урегулирования возникающих противоречий [3, с. 1].

Теперь обратимся к полученным данным. Рассмотрим ответы иностранных студентов.

На вопрос «Как Вы в целом оцениваете взаимоотношение между студентами Елабужского института КФУ?» - нами были получены следующие результаты: старшекурсники: а) хорошие - 50%; б) терпимые -12,5%; в) удовлетворительные - 25%; г) плохие - 12,5%; первокурсники: а) хорошие - 75%; б) терпимые - 25%; в) удовлетворительные - 0%; г) плохие

Исходя из этих данных, нами сделан вывод о том, что большинство иностранных студентов, младших и старших курсов, оцениваю сложившиеся взаимоотношения, как хорошие в большинстве случаев, несмотря на некоторые разногласия.

На вопрос «Есть ли у Вас друзья среди иностранных (российских) студентов Елабужского института КФУ?» были получены следующие результаты: старшекурсники: а) да - 87,5%; б) нет - 12,5%; первокурсники: а) да - 75%; б) нет - 25%.

Из полученных нами результатов стоит сделать следующий вывод, иностранные граждане, приехавшие в Россию для получения высшего образования, нашли поддержку и понимание в лице студентов Елабужского института КФУ.

На вопрос «Как бы Вы оценили своих иностранных (российских) друзей-студентов с точки зрения человеческих качеств?», где можно было выбрать несколько вариантов ответов. Нами были получены, следующие результаты: старшекурсники: а) отзывчивые - 37,5%; б) искренние - 37,5%; в) надежные - 25%; г) безразличные - 37,5%; д) лицемерные - 37,5 %; е) завистливые - 25%; первокурсники: а) отзывчивые - 62,5%; б) искренние -25%; в) надежные - 12,5%; г) безразличные - 50%; д) лицемерные - 37,5 %; е) завистливые - 12,5%.

При оценке человеческих качеств мнения иностранных студентов разделились. Старшие курсы отмечают, что их российские друзья отзывчивые и искрение, а в окружении первокурсников, по их мнению, больше безразличных и лицемерных. С точки зрения первокурсников их окружают с одной стороны отзывчивые, а с другой безразличные люди.

На вопрос «Возникают ли противоречия между российскими и иностранными студентами в Елабужском институте КФУ?» (открытый вопрос) первокурсники ответили, что у них не возникает противоречий с российскими студентами, а вот у 25% старших курсов отметим, что у них возникают противоречия в связи с разницей менталитетов.

Таким образом, на основе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что иностранные студенты в целом положительно оценивают сложившиеся взаимоотношения, несмотря на разнообразный, с точки зрения человеческих качеств, их круг общения.

Для полноты картины рассматриваемого вопроса обратимся к результатам опроса российских студентов. Российским студентам были заданы те же вопрос, что и иностранным студентам.

На вопрос «Как Вы в целом оцениваете взаимоотношение между студентами Елабужского института КФУ?» были получены следующие результаты: старшекурсники: а) хорошие - 57,2%; б) терпимые - 42,9%; в) удовлетворительные - 0%; г) плохие - 0%; первокурсники: а) хорошие -80%; б) терпимые - 0%; в) удовлетворительные - 20%; г) плохие - 0%.

На основе полученных результатов можно сделать следующий вывод,

что первокурсники и старшекурсники положительно оценивают свое общение со студентами из других стран.

На вопрос «Есть ли у Вас друзья среди иностранных (российских) студентов Елабужского института КФУ?». Нами были получены, следующие результаты: старшекурсники: а) да - 100%; б) нет - 0%; первокурсники: а) да - 80%; б) нет - 20%.

Исходя из полученных данных видно, что все опрашиваемые студенты старших курсов имеют друзей среди иностранных студентов, что не скажешь о первокурсниках, которые еще не полностью адаптировались в студенческой среде.

На вопрос «Как бы Вы оценили своих иностранных (российских) друзей-студентов с точки зрения человеческих качеств?». Вариантов ответов, на данный вопрос, могло быть несколько. Получены следующие результаты: старшекурсники: а) отзывчивые - 71,5%; б) искренние - 28,6%; в) надежные - 0%; г) безразличные - 57,2%; д) лицемерные - 42,9%; е) завистливые - 0%; первокурсники: а) отзывчивые - 62,5%; б) искренние -25%; в) надежные - 12,5%; г) безразличные - 50%; д) лицемерные - 37,5 %; е) завистливые - 12,5%.

При оценке человеческих качеств иностранных студентов мнение российских студентов оказалось в целом единодушным. Старшие курсы отмечают, что их иностранные друзья отзывчивые, но среди них присутствуют и безразличные и лицемерные.

С точки зрения первокурсников их окружают с одной стороны отзывчивые, а с другой безразличные люди.

На вопрос «Возникает ли противоречие между российскими и иностранными студентами в Елабужском институте КФУ?» (Открытый вопрос) в большинстве случаев российские студенты отмечают, что основной причиной возникающих разногласий является языковой барьер -33,2% и 16,6 % респондентов - разность менталитетов. 24,9% студентов считают, что противоречия бывают достаточно редко, столько же респондентов думают, что царит полное согласие в среде обучающихся в Елабужском институте КФУ.

Таким образом, на основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что российские студенты в основном положительно оценивают сложившиеся взаимоотношения, но, несмотря на это считают, что разногласия неизбежны вследствие существования языкового барьера.

Обработав данные, полученные в ходе исследования, проанализировав их, мы пришли к следующему выводу. Картина сложившихся взаимоотношений между иностранными и российскими студентами Елабужского института КФУ в целом положительная. Мы пришли к данному мнению на основе ответов, полученных на второй вопрос анкеты: «Есть ли у Вас друзья среди иностранных (российских) студентов Елабужского института КФУ?». Однако разногласия всё-таки возникают вследствие разницы менталитетов и языкового барьера. На наш взгляд

данную проблему можно решить следующим образом: во-первых, проводить больше мероприятий, посвященных истории и культуре народов, обучающихся в данном учебном заведении; во-вторых, способствовать совершенствованию у иностранных студентов знаний разговорного и литературного русского языка.

Использованные источники:

1. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе //Электронный журнал Наука, общество, государство, 2014. - №1. - С. 1-10.

2. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость// Молодой ученый, 2015. - № 10. - С. 1115 - 1119.

3. Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л., Погукаева А.В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе: [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://science-education.ru/ru/article/ (дата обращения: 01.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.