Научная статья на тему 'Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета'

Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH SCIENTIFIC WORK / AUDIOVISUAL TEACHING AIDS / ACTIVATION RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION PROCESS / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапсаламов Алмаз Рафисович, Габитова Розалия Рустамовна, Идиятуллина Ильсияр Ильясовна

Важной проблемой современной системы образования является сложность активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций. Испробованные методы подчас не только не ведут к росту показателей продуктивности, но и наоборот их снижают. В этой связи авторы приходят к выводу о необходимости применения новых средств и методов активизации научного потенциала студентов высших учебных заведений. В статье, на примере Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, анализируется научно-исследовательская работа студентов, проводится анализ их стремления к овладению новыми знаниями. В результате проведённого исследования был установлен недостаточно высокий уровень научной активности и вовлеченности студентов в науку. Было установлено, что для активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо организовывать занятия с использованием аудиовизуальных средств. Именно аудиовизуальные средства обучения, благодаря их способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для организаций высшего образования. Исходя из проблем организации научно-исследовательской деятельности в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, авторами были предложены мероприятия для активизации учебной, а вместе с тем и научно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений на основе применения аудиовизуальных средств в учебном процессе. В ходе работы использовались методы анализа и синтеза, дедукция. Для достоверности результатов исследования был проведен социологический опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапсаламов Алмаз Рафисович, Габитова Розалия Рустамовна, Идиятуллина Ильсияр Ильясовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of activation of scientific research of students of higher education establishment on the basis of use of audiovisual aids in teaching: a study of the Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) federal university

An important challenge of modern education system is complexity of activation of research activities of students of educational institutions. Tried methods sometimes not only do not lead to growth of productivity indicators, but also on the contrary reduce them. In this connection, the authors conclude about need of application of new means and methods of activation of scientific potential of students of higher education establishment. The article analyzes research scientific work of students and their aspiration to mastering new knowledge (on the example of the Elabuga Institute of the Kazan (Volga region) federal university).As a result, the study reveals the insufficient level of scientific activity and involvement of students in science. It is concluded that for activation of research activities of students it is necessary to organize lessons with the help of audiovisual teaching aids. Audiovisual teaching aids, thanks to their ability to visually display the phenomenon, a subject, process or it is extremely realistic to simulate them, were the most suitable for institutes of higher education. Proceeding from problems of the organization of research activity at the Elabuga institute of the Kazan (Volga) federal university, authors have offered actions for activation of educational, at the same time and research activity of students of institutes of higher education on the basis of application of audiovisual teaching aids in education process. The authors use methods of the analysis and synthesis, deduction. For reliability of study results, the authors conduct a public opinion survey.

Текст научной работы на тему «Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN117.pdf Статья опубликована 02.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Гапсаламов А.Р., Габитова Р.Р., Идиятуллина И.И. Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Гапсаламов Алмаз Рафисович

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Филиал в г. Елабуга, Россия, Елабуга1 Зав. кафедрой «Экономики и менеджмента» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: gapsalamov@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=567041

Габитова Розалия Рустамовна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Филиал в г. Елабуга, Россия, Елабуга Студентка 4 курса факультета «Экономики и управления»

E-mail: roziirust@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=886285

Идиятуллина Ильсияр Ильясовна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Филиал в г. Елабуга, Россия, Елабуга Студентка 4 курса факультета «Экономики и управления»

E-mail: ilyasovna2509@mail.ru

Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета

Аннотация. Важной проблемой современной системы образования является сложность активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций. Испробованные методы подчас не только не ведут к росту показателей продуктивности, но и наоборот их снижают. В этой связи авторы приходят к выводу о необходимости применения новых средств и методов активизации научного потенциала студентов высших учебных заведений.

В статье, на примере Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, анализируется научно-исследовательская работа студентов, проводится анализ

1 423600, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89

их стремления к овладению новыми знаниями. В результате проведённого исследования был установлен недостаточно высокий уровень научной активности и вовлеченности студентов в науку. Было установлено, что для активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо организовывать занятия с использованием аудиовизуальных средств. Именно аудиовизуальные средства обучения, благодаря их способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для организаций высшего образования. Исходя из проблем организации научно-исследовательской деятельности в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, авторами были предложены мероприятия для активизации учебной, а вместе с тем и научно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений на основе применения аудиовизуальных средств в учебном процессе.

В ходе работы использовались методы анализа и синтеза, дедукция. Для достоверности результатов исследования был проведен социологический опрос.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа; исследовательская деятельность; активизация научно-исследовательской деятельности студентов; аудиовизуальные средства обучения; студенты; учебный процесс; высшее учебное заведение

В современное время в России важнейшей задачей, которая стоит перед обществом, является инновационное развитие. Для обеспечения такого развития необходима качественно организованная система всех уровней образования, в том числе и высшего. Система образования должна быть ориентирована на создание механизма, который будет обеспечивать соответствие запросов личности запросам государства. Таким образом, данное направление общественного развития предопределяет постановку перед образовательной организацией, в нашем случае, перед вузом следующей цели: формирование у будущих специалистов профессиональных, интеллектуальныхи личностных компетенций, необходимых для решения задач в соответствующих областях деятельности.

Данная цель отражается в ряде стратегических государственных документов: в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. 2, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3. Также основной задачей, определенной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. является реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях.

В связи со всем вышесказанным, происходят существенные изменения требований к уровню профессиональной подготовки студентов. Поэтому одним из важных моментов подготовки специалистов является приобщение студентов к научно-исследовательской работе (НИР) в различных сферах, областях знаний, которые требуют от человека интеллектуальных усилий и творческого напряжения.

Анализ изучения трудов Ганчар А.И. [5], Ларионовой М.В. [13], Кларина М.В. [11], а также других учёных, позволил нам определить научно-исследовательскую работу, как самостоятельный процесс изучения, а также поиск решений определенных, важных как для общества, так и для отдельной личности проблем, с целью построения общественно значимых

2 Постановление Правительства РФ "О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы" от 23 мая 2015 г. № 497 // Минобрнауки РФ.

3 Акт правительства Российской Федерации "О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Минобрнауки РФ.

новых знаний. Другими словами, научно-исследовательская работа - это процесс развития и реализации обучающимися своих интеллектуальных и исследовательских способностей.

Научно-исследовательская работа в процессе образовательной деятельности играет основную роль в формировании компетенций в исследовательской области, развития способности поиска и разрешения определенных насущных проблем, а также в становлении, в конечном итоге, конкурентоспособной личности, специалиста на современном рынке труда.

Содержание и функции научно-исследовательской работы студентов основывается в содействии реализации деятельностного, личностно-ориентированного подхода в процессе профессионального образования, на развитии профессиональных умений и навыков студентов, в активном участии в исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа способствует развитию следующих способностей у студентов:

1. Включаться в решение практических задач с научной позиции, а также способности вообще различать научную позицию и житейски-обыденную, прежде всего при рефлексии собственных способов решения профессиональных задач.

2. Находить и формулировать проблемы.

3. Применять теоретическое знание на практике.

4. Мыслить альтернативно.

5. Решать нестандартные задачи.

6. Творчески мыслить и развивать профессиональную педагогическую креативность, как составляющую профессиональной педагогической компетентности.

7. Формировать привычки к интеллектуальному труду, способность получать удовольствие от занятия интеллектуальной деятельностью.

8. Приобщаться к научному поиску.

9. Содействовать самоопределению в исследовательской сфере.

10. Сознавать личную сопричастность к разработке научных концепций, раскрытию вопросов, важных для профессионального сообщества.

Изучая хронологию трудов ученых, диссертационных исследований, затрагивающих проблему научно-исследовательской деятельности и ее организации, мы увидели, что преимущественно данной проблемы исследователи занимались в XX в. (работы Л.А. Горбуновой [6], В.Б. Бондаревского [3], Н.М. Яковлевой [18], Л.Ф. Авдеевой [1], В.М. Вергасова [4], В.А. Сластенина [20] и другие). Уже в наше время, мы отмечаем тенденцию постепенного снижения значимости данной темы, и ученых, занимающихся изучением проблематики организации и внедрения НИРС, становится все меньше (известными являются труды Н.А. Завалько [7], Е.В. Бережновой [2], А.А. Пижурина [14], Г.А. Засобиной [9]). Возможно, как следствие, это и вызывает снижение активности занятий студентов научной деятельностью. Хотя, как отмечалось ранее, научно-исследовательская деятельность находится, на сегодняшний день, в блоке основных задач по реализации целевой программы развития образования.

Чтобы исследовать степень вовлеченности молодых людей в научную сферу, исследовательскую деятельность, нами был проведен социологический опрос. Объектом

нашего исследования явились студенты Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета (общий объем выборки составил 217 человек).

По результатам опроса были получены следующие результаты:

1. По вопросу «О роли научно-исследовательской деятельности в становлении будущего специалиста», было выявлено, что значимость научной деятельности определили 29% студентов, не значительную роль - 58%, 13% опрошенных вообще посчитали, что научно-исследовательская деятельность не играет никакой роли при подготовке специалистов. Данные показатели говорят, что обучающимися научно-исследовательская работа не воспринимается как путь к самореализации, как источник знаний и формирования профессиональных компетенций.

2. При анализе степени участия студентов в НИР, полученные результаты показали, что научно-исследовательской работой занимается только 35% всех респондентов - это 75 студентов. Из них занимаются научной работой постоянно только 37% или 28 студентов, редко занимается оставшаясячасть, то есть 63% или 47 обучающихся.

3. По вопросу об уровне информированности студентов о научно-исследовательской работе менее одной трети студентов не имеют представления о том, что представляет из себя данный вид деятельности, 52% - более-менее разбираются в сущности научно-исследовательской деятельности, и 36% -полностью информированы о НИР студентов.

Последующие вопросы касались возможных новых форм активизации научно-исследовательской деятельности. Большинство респондентов указало на традиционные формы, зачастую не имея представлений как можно активизировать их творческую активность. Таким образом, убедившись в недостаточно высокойнаучной активности и вовлеченности молодого поколения в науку, а также недостаточной информированности студентов, необходимым явилось изучение современных форм и инновационных методов организации научно-исследовательской деятельности для активизации студентов к НИР.

Существует ряд традиционных методов, которые используется практически большинством образовательных организаций для расширения занятости студентов в сфере научной работы, в том числе и Елабужским институте. К ним можно отнести такие как изучение литературы, подготовка рефератов, написание курсовых работ, выполнение выпускных квалификационных работ, содержащих научно-исследовательские разделы, проведение научных исследований, которые служат непосредственно дополнением учебной деятельности. Относятся также участие в различных конкурсах и олимпиадах, научных конференциях различных уровней. Включение студентов в решение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, организация дискуссий, бесед, стимулирование коллективных форм работы также не является исключением. Использование перечисленных направлений популярно, но в последнее время не дает особого эффекта, способного привлечь достаточно большое количество молодого поколения к увлечению наукой. Ведь любая система со временем требует своего усовершенствования, в связи с чем, нами было решено, рассмотреть данную проблему со стороны внедрения модернизированного подхода в системе обучения и используемых в ней средств.

Таким образом, помимо традиционных методов активизации интереса студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью, по нашему мнению, важным является широкое внедрение в практику современных аудиовизуальных средств обучения. Среди средств, способствующих активизации мыслительной деятельности обучающихся, развития их

познавательных интересов, творческих способностей, формированию умения самостоятельно пополнять знания, аудиовизуальные средства занимают одно из ведущих мест. Они обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют обучающимся проникать в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование аудиовизуальных средств обучения интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность обучающихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует не только учебную, но и научно-исследовательскую мотивацию у студентов, индивидуализирует и дифференцирует учебно-образовательный процесс [16].

Задача организаций высшего образования - развить у студентов способность к творческому труду, научить мыслить научно, диалектически, дать эталон научного поиска. Именно аудиовизуальные средства обучения, благодаря их способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для организаций высшего образования.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) можно определить, как особую группу дидактических средств обучения, которые получили наиболее широкое распространение в учебно-воспитательном процессе, включающую учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации [12].

В качестве главной особенности аудиовизуальных средств можно отметить выраженную направленность на активизацию учебной, а вместе с тем и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

1. Активность создается за счет включения в процесс обучения разнообразных, поисковых заданий. Почвой познавательных заданий, включаемых в содержание аудиовизуальных пособий, является противоречие между образным изложением условий задачи и её вербальным оформлением.

2. Активизация обучения теснейшим образом связана с формированием устойчивого познавательного интереса. Стимуляция интересов студентов реализуется с помощью арсенала методических средств. Во-первых, через содержание учебного материала и, во-вторых, через специальную организацию самого процесса обучения. Стимуляция познавательных интересов при помощи содержания учебного материала определяется прежде всего, новизной содержания, вызывающей ориентировочную реакцию обучающихся. Здесь решающую роль играет оперативность аудиовизуальной информации, особенно телевидения и видеозаписи.

Нами было проведено исследование эффективности использования аудиовизуальных средств обучения в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета. Было выявлено, что эффективность и целесообразность их применения в учебном процессе достигается благодаря тому, что большинство преподавателей продуманно и последовательно включают аудиовизуальные средства в процесс обучения, разрабатывают определённую методическую систему применения аудиовизуальных средств на своих занятиях. При этом наиболее часто используются экранные средства обучения (таблицы, диаграммы, диапозитивы (слайды), электронные учебные курсы и т.д.).

По мнению большинства преподавателей, студентам нравится использование на занятиях аудиовизуальных средств обучения, у них усиливается интерес к обучению и его положительная мотивация. Подавляющее большинство преподавателей считают, что использование аудиовизуальных средств обучения предоставляет более эффективные возможности организации и проведения обучающего процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности, в результате чего повышается качество усвоения знаний.

Эффективность использования АВСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами её обеспечения - техническим, методическим и организационным [15]. Одна из причин слабого использования аудиовизуальных средств обучения многими преподавателями организаций Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета состоит в том, что многие преподаватели сталкиваются с проблемами именно технического характера, так как не умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Большое значение имеет организационное обеспечение аудиовизуальных средств обучения в образовательных организациях - обслуживание и поддержание в рабочем состоянии технических средств обучения, модернизация и своевременная замена оборудования. Преподаватели считают, что материально-техническое обеспечение учебного процесса в вузе находится на достаточно хорошем уровне, но тем не менее имеются некоторые недостатки. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования аудиовизуальных средств обучения.

Исходя из проблем организации научно-исследовательской деятельности в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета, мы предлагаем внедрить следующие мероприятия для активизации учебной, а вместе с тем и научно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений:

1. Обеспечение диалектического соединения учебного процесса и подготовки студентов к творческой научной деятельности, которое предполагает внедрение в практику учебно-воспитательного процесса современных аудиовизуальных средств обучения с необходимой методической подготовкой и разработкой дидактических материалов, с соблюдением эргономических и психолого-педагогических требований.

2. Организация специального построения учебной программы, которое будет предполагать отбор познавательных знаний, проблемную организацию изучения материала, формирование и укрепление интереса студентов к учебной работе, специальный выбор средств обучения.

3. Проведение декады профессионального мастерства на факультетах. В эти дни для всех обучающихся могут быть организованы внеаудиторные мероприятия по различным дисциплинам. Спектр их обширен: учебные видеоконференции, видеотрансляции, виртуальные семинары, телеконференции, игровые программы по предметам, праздники профессиональной направленности, сопровождая большую часть выступлений мультимедийной презентацией, конкурсы стенных газет и многое другое).

Подводя итог, следует отметить, что для активизации научно-исследовательской работы студентов необходимо не только увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление возможности публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках, моральное и материальное стимулирование студентов, но необходимо также показать, что научная деятельность дает возможность самореализации, способствует интеллектуальному и творческому развитию, повышает престиж студента в глазах

сокурсников, изменяет собственную самооценку. Активизировать интерес к научно-исследовательской деятельности необходимо еще в процессе учебной деятельности. Достичь этого можно благодаря использованию на занятиях современных аудиовизуальных средств обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

1. повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

2. организуют и направляют восприятие;

3. наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам обучающихся;

4. активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Необходимо уделять внимание вопросу активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Л.Ф Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов: дис. ... канд. пед. - Ленинград, 1984. - 235 с.

2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2013. - 128 с.

3. Бондаревский В.Б. Организация научно-исследовательской работы в педагогических институтах // Материалы Всероссийского совещания. - Казань: 1973. - С. 110.

4. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. - 2 изд. - Киев: Вища школа, 1985. - 175 с.

5. Ганчар А.И Организация научно-исследовательской работы студентов. Гродно: ГГАУ, 2011.

6. Горбунова Л.А. Научно-исследовательская работа студентов: цели, содержание, формы организации. - Томск: Известия Томского политехнического института, 1972. - 240 с.

7. Завалько Н.А. Эффективность научно-образовательной деятельности в высшей школе: монография / Н.А. Завалько. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. -142 с.

8. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с.

9. Засобина Г.А. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе: учебное пособие / Г.А. Засобина, Т.А. Воронова, И.И. Корягина. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 231 с.

10. Карасова М.И. Использование технических и аудиовизуальных средств обучения в преподавании // Материалы XX Международной научно-практической

конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». -М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2014. - С. 147-152.

11. Кларин М.В. Обучение исследованию: модель систематического сбора данных, выдвижения и проверки гипотез // Физика: проблемы преподавания. - 2007. - №1.

- С. 3-4.

12. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

13. Ларионова М.В. Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов // Вестник международных организаций. - 2011. - №1.

- С. 4-28.

14. Пижурин А.А. Методы и средства научных исследований: Учебник / А.А.Пижурин, А.А. Пижурин (мл ), В.Е. Пятков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -264 с.

15. Ревина Е.В. Использование аудиовизуальных средств как один из способов интенсификации процесса обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. - 2014. - №3 (23). - С. 170-174.

16. Сергеева А.В., Сергеев А.Н. Аудиовизуальные технологии обучения как условие совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя // Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого "Университет XXI века: научное измерение". - Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. - С. 177-184.

17. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. - 16-17 с.

18. Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1977.

19. Almaz R. Gapsalamov, Zemfira V. Gallyamova, Oksana V. Zakirova^ Elmira R. Ibragimova, Ayziryak N. Tarasova, Rashida Kh. Tirigulova. Foreign Students' Adaptation to the Social and Educational Environment of a Small City as a Condition of Undergraduate Teachers'Cultural and Professional Competency Formation // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). - 2016. - P. 404410.

20. Vladimir L. Vasilev, Olga N. Ustyuzhina, Elvir M. Akhmetshin. The Development of Education Clusters as a Tool to Enhance Economic Safety // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). - 2016. - P. 411-416.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Gapsalamov Almaz Rafisovich

Kazan federal university Elabuga branch, Russia, Elabuga E-mail: gapsalamov@yandex.ru

Gabitova Rozaliya Rustamovna

Kazan federal university Elabuga branch, Russia, Elabuga E-mail: roziirust@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Idiyatyllina Il'siyar Ilyasovna

Kazan federal university Elabuga branch, Russia, Elabuga E-mail: ilyasovna2509@mail.ru

Possibility of activation of scientific research of students of higher education establishment on the basis of use of audiovisual aids in teaching: a study of the Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) federal university

Abstract. An important challenge of modern education system is complexity of activation of research activities of students of educational institutions. Tried methods sometimes not only do not lead to growth of productivity indicators, but also on the contrary reduce them. In this connection, the authors conclude about need of application of new means and methods of activation of scientific potential of students of higher education establishment.

The article analyzes research scientific work of students and their aspiration to mastering new knowledge (on the example of the Elabuga Institute of the Kazan (Volga region) federal university).As a result, the study reveals the insufficient level of scientific activity and involvement of students in science. It is concluded that for activation of research activities of students it is necessary to organize lessons with the help of audiovisual teaching aids. Audiovisual teaching aids, thanks to their ability to visually display the phenomenon, a subject, process or it is extremely realistic to simulate them, were the most suitable for institutes of higher education. Proceeding from problems of the organization of research activity at the Elabuga institute of the Kazan (Volga) federal university, authors have offered actions for activation of educational, at the same time and research activity of students of institutes of higher education on the basis of application of audiovisual teaching aids in education process.

The authors use methods of the analysis and synthesis, deduction. For reliability of study results, the authors conduct a public opinion survey.

Keywords: research scientific work; research activities; activation research activities of students; audiovisual teaching aids; students; education process; institute of higher education

Мир Науки 2017, Том 5, номер 1

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.