УДК 378.147
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
© 2018
Самедов Магамед Насиб оглы, старший преподаватель кафедры физики
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, филиал - Елабужский институт (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: [email protected]
Аннотация. Цель статьи раскрыть традиции и инновации организации работы преподавателей кафедры физики со студентами Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета по организации научно-исследовательской, экспериментальной работе в подготовке будущих энергетиков-бакалавров для системы учреждений среднего, средне - специального и дополнительного образования. Методы: переход на цифровые технологии в сфере образования призван сохранять лучшие традиции изучения аналого-цифровых устройств, применения измерительных приборов, аппаратуры, передового опыта работы по преподаванию физики, как школьной, так вузовской дисциплины, включая учреждения среднего профессионального образования. Диалектический подход - дальнейшее и тесное сотрудничество учителя-воспитателя, преподаватели со школьным, студенческим коллективом, работа с активом, одаренными детьми их родителями, а также молодежью и другими категориями населения. Результаты: главные достижения таких преобразований является существенное улучшение организации научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей. Она включает в себя работу по проведению физико-технических, технологических и социально-педагогических экспериментов. Это явление было и остается в числе ведущих направлений организации современного процесса обучения, воспитания подрастающего поколения. Их сущность направлена на повышение профессиональных компетенций всех участников педагогического процесса, развитие у них глубоких, разносторонних знаний, умений, навыков во всех видах интеллектуальной и творческой деятельности.
Ключевые слова: вуз, подготовка бакалавров, физика, электротехника, электроника, энергетика, научно-исследовательский эксперимент.
SCIENTIFIC RESEARCH EXPERIMENT IN PREPARATION OF BACHELOR-ENERGY:
TRADITIONS AND INNOVATIONS
© 2018
Samedov Magamed Nasib ogly, senior lecturer of the Department of Physics
Kazan (Volga region) Federal University, branch - Elabuga Institute (423604, Russia, Elabuga, Kazanskaya street, 89, e-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the article is to reveal the traditions and innovations of the organization of the work of the teachers of the Physics Department with the students of the Elabuga Institute of the Kazan (Volga region) Federal University on the organization of research and experimental work in the preparation of future power bachelors for the system of secondary, secondary and additional education institutions. Methods: the transition to digital technologies in the field of education is designed to preserve the best traditions of studying analog-digital devices, the use of measuring instruments, equipment, advanced experience in teaching physics, both school and university discipline, including institutions of secondary vocational education. Dialectical approach is the further and close cooperation of teacher-educator, teachers with school, student's team, work with the asset, gifted children by their parents, as well as youth and other categories of the population. Results: The main achievements of such reforms are a significant improvement in the organization of research activities of students, students and teachers. It includes work on carrying out physico-technical, technological and social-pedagogical experiments. This phenomenon has been and remains one of the leading directions in the organization of the modern process of education and upbringing of the younger generation. Their essence is aimed at increasing the professional competencies of all participants in the pedagogical process, developing deep, versatile knowledge, skills and skills in all types of intellectual and creative activity.
Keywords: university, bachelor's training, physics, electrical engineering, electronics, energy, research experiment.
В последние годы в отечественной системе среднего профессионального и вузовского образования все более заметной стала тенденция подготовки специалистов с использованием, как традиционных, так и инновационных образовательных, научно-технических, информационных и цифровых технологий. Особенно это актуально при подготовке будущих бакалавров-энергетиков, каждый из которых должен обладать профессиональными компетенциями в той или иной области, а также глубокими знаниями, умениями, навыками в смежных с нею сферах деятельности. Например, это может быть организация преподавания физико-энергетических дисциплин в учреждениях среднего специального образования (далее - СПО), составными частями которых является проведение научно-исследовательской работы, физико-технических экспериментов,
Подобные преобразования мы наблюдаем во всей сфере образования, охватывающей своим влиянием, прежде всего, систему дошкольного, школьного, внешкольного обучения и воспитания учащихся. Естественно, главным образом она охватывает деятельность учреждений средне - профессионального, вузовского образования, коренные изменения которых (особенно в области внедрения цифровых технологий), намечено реализовать, начиная с 2020 года.
Стали традиционными, среди старшеклассников,
студентов СПО, вузов России проведение конкурсов на знание основ рабочих профессий, профессионального мастерства, участие в городских, районных, республиканских, общероссийских, международных олимпиадах, волонтерском движении, общественных организациях, научно-исследовательских группах и объединениях.
Естественно, участвуя во всех этих преобразованиях, под руководством своих старших наставников - педагогов, преподавателей, научных работников, современная молодежь стремится показать свои высокие знания, интерес к предстоящей научно-исследовательской работе. Важно также убедить своих кураторов о наличии у себя высоких профессиональных качеств, практических знаний, умений, навыков, а также способностей работать в творческой команде, в трудовом или учебном коллективе.
Таким образом, на первое место в деятельности человека выступает ответственное отношение к делу, учебе, людям, природе, обществу, умения брать на себя лидерские обязанности и многое другое. Более того, такая работа, в настоящее время, охватывает своим влиянием людей самых разных возрастных групп и категорий: учащихся, студентов, молодых специалистов, а также даже пенсионеров.
Анализ педагогического опыта республики Татарстан, в котором активно участвует преподаватели
Samedov Magamed Nasib ogly SCIENTIFIC RESEARCH ...
и студенты ЕИ КФУ, показывает, что всю многогранную работу в данном направлении следует рассматривать как современный высоко технологический, учебно-воспитательный научно-исследовательский процесс, где важнейшая роль отводится организации различных видов учебных занятий по естественно - научным, гуманитарным, психолого-педагогическим и социальным дисциплинам. Важное место в этом процессе начинает играть методика изучения аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств и курсов преподавания физики, как науки [1-4].
Прежде всего, меняется сам подход в преподавании физики, как школьной, так и вузовской дисциплины (включая СПО), в котором активную роль играют преподаватели, независимо от стажа работы в своем учебном заведении. Существенно изменяется статус вузовского преподавателя, расширяется круг его профессиональных и общественных обязанностей [5; 6].
Например, для популяризации знаний по физике, математике, компьютерным технологиям, многим другим школьным предметам проводятся открытые лекции, вечера науки, демонстрационные опыты и другие виды публичных занятий. Для их проведения приглашаются учащиеся старших классов, технически одаренные школьники, учащиеся СПО, под руководством своих старших наставников, научных сотрудников, студенты младших, средних, старших курсов педагогических вузов, других учебных заведений, а также их родители [7-10].
В опыте Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета (ЕИ К(П) ФУ) к таким направлениям работы, где вузовские преподаватели выполняют свою более высокую миссию, можно отнести, например, занятия в «Детском университете», летнем оздоровительном лагере «Интеллето», проведение вечеров науки, технического творчества, проведение мастер-классов с учителями школ и педагогами учреждений СПО. Все это коренным образом меняет и обновляет деятельность многих научных кафедр и факультетов.
За последние годы в деятельности ЕИ К(П)ФУ кафедра физики постепенно превращается в межинститутское структурное подразделение, успешно работающей с кафедрами информатики естественно-математического факультета, а также с инженерно-технологическим и биологическим факультетом. Накапливается опыт такого взаимодействия с кафедрами физического и начального образования, педагогики, психологии, а в перспективе дошкольного, внешкольного образования и рядом других. Центрами такой работы становятся научно-исследовательские лаборатории, творческая инициатива всех участников педагогического процесса [11; 12].
Успешно реализуется ряд направлений работы по организации научно-исследовательского эксперимента при подготовке будущих бакалавров для выполнения полномасштабной работы в системе школьного, средне - специального и дополнительного образования, содержание которых носит не только обновленный (с сохранением лучших традиций), но и полностью инновационный характер. Наиболее ярко это проявляется на примере подготовки бакалавров-энергетиков, что требует, на наш взгляд, более подробного описания. Здесь может быть выделено несколько направлений работы.
Первое направление относится к технологиям проведения демонстрационных экспериментов, физических опытов и лабораторных занятий среди школьников разных возрастных групп, а особенно учащихся старших классов и студентов, глубоко изучающих физику и смежные с нею предметы в качестве образовательной дисциплины естественно-математического цикла, а также общей электротехники и электроники. Как известно, демонстрационный эксперимент считается одним из важнейших составных частей преподавания естественных наук (биологии, химии, астрономии и др.), а осо-
бенно физики, изучение которой продолжается в ряде профессиональных учебных заведений технического профиля или на соответствующих факультетах средних и высших учебных заведений.
Более того, изучение физики в школе, профессиональных колледжах, лицеях и даже в вузе, основывается на исследовании ряда физических явлений с целью получения наглядного (зачастую демонстрационного) учебного материала в ранее выявленных учеными физических законах. Здесь наглядность, демонстрация, эксперимент их анализ дает возможность более глубоко, быстро, а главное более качественно усвоить изучаемый материал, способствуя, одновременно, повышению интереса к изучаемому предмету. Это помогает разобраться в более сложных вопросах любой науки, опыта теоретического и практического решения более сложных экспериментальных задач.
К тому же физический эксперимент выступает, зачастую, фундаментом для получения, закрепления новых знаний, умений и навыков, формирования и развития творческих, технических, исследовательских способностей любого человека, независимо от его возраста, включая область развития современной энергетики.
Более того, организация демонстрационного (индивидуального, группового или массового) физического эксперимента, поставленного перед учащимися, в доступной, наглядной, высоко технологической форме знакомит школьников, студентов с научным подходом познания физических явлений из окружающего мира. Сюда же входит изучение работы современной техники и механизмов, организации технологических процессов в нефтяной и газовой промышленности, сфере производства, организации жизнедеятельности людей, поддержании их здоровья и благополучия в обществе.
Здесь важно отметить и такой факт, что демонстрационный эксперимент является, по существу, доказательством справедливости различных теоретических положений курса физики, других точных наук и смежных с ними дисциплин. Например, это касается электроэнергетики, области развития микроэлектроники, радиотехники, информационных и компьютерных технологий. Здесь множество положений, иллюстрируя на конкретных экспериментальных данных, научно-техническом обосновании, применения конкретных фактов физических законов, способствует выработке научных взглядов, убеждений, суждений, умозаключений, развивая конкретные знания, умения, навыки, профессиональные компетенции учащихся и студенческой молодежи.
С другой стороны, наблюдается и личная заинтересованность самого учителя, преподавателя по физике. Она заключается в том, что для того, чтобы повысить интерес у учащихся, студентов к изучению своих достаточно сложных предметных областей, а, следовательно, достичь высокого результата в освоении законов, закономерностей, вынужден также широко использовать эксперимент, а также демонстрационное классическое и современное лабораторное оборудование. Данный факт предусмотрен и новыми требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержание которых коренным образом обновляется раз в несколько лет [5; 6].
Как свидетельствует наш опыт, для учащихся средних школ и СПО, например, это может касаться вопросов о современных источниках электрической энергии, способах получения переменного и постоянного тока, их трансформации, возможностей преобразования, использования, повышение эффективности, снижение себестоимости и т. п.
Очевидно, на фундаменте этих технических, технологических идей можно разработать систему творческих заданий разного типа сложности, например, постановки демонстрационных экспериментов по созданию химического источника постоянного тока, продлению срока соляных батареек, использованию солнечной электро-
энергии, энергии ветра или элементов Пельтье, использование катушек Тесла и многого другого [13].
Все это, в конечном итоге, подготавливает учащихся любых возрастных групп к организации самостоятельных видов экспериментальных исследований, а при повторении учебного материала, обращение к анализу итогов проведения опытов позволяют учащимся ярче воспроизвести в памяти ранее изученный материал, глубже вникнуть в сущность физических явлений и закономерностей. Глубокий, разносторонний анализ проделанной работы позволяет также подметить ранее ускользнувшие от внимания черты, особенности и свойства изучаемых объектов [8; 9].
Второе направление работы касается организации научно-исследовательских экспериментов в подготовке бакалавров-энергетиков, связанной с региональными особенностями и углублением информатизации общества и перевода сферы образования на цифровые технологии [14-18].
Действительно, в современном обществе происходит глобальный процесс информатизации, компьютеризации и внедрения цифровых технологий, который затрагивает все сферы современного мира, ставший уже традиционным и одновременно носящий инновационный характер. Что касается информатизации общества, перехода на цифру сферы образования, то за последние годы это стало одним из приоритетных направлений развития современного общества, суть которого - активное (порой излишне поспешное, настойчивое и даже агрессивное) внедрение новых технологий, технических средств обучения в общее развитие, формирование личности человека, процесс его обучения и профессионального становления. Причем, отношение общества к этим процессам, весьма противоречиво.
Прежде всего, это касается вопросов использования компьютерных программ, которые помогают решать житейские, научно-технические, а также прикладные учебные задачи и творческие исследовательские задания в различных областях знаний. Бесспорно, внедрение в учебный процесс различных информационных технологий, с одной стороны, открывает широкие возможности для повышения эффективности учебного процесса, а, с другой, существенно сужает поле для индивидуального развития человека, прежде всего памяти, мышления, речи, умений мыслить, анализировать, желания творить собственными руками и т. п.
Ввиду того, что информационные, цифровые технологии относительно недавно начали активно входить в образовательную сферу, область повседневных психолого-педагогических, высокотехнологичных исследований, то и потребность в рассмотрении практики применения разнообразных компьютерных программ помогающие решать те или иные прикладные задачи, становятся все более многообразными и решающимися при подготовке будущих бакалавров. В частности, это касается, например, изучение проблем по использованию компьютерных программ для правильного решения прикладных дидактических заданий (примеров, задач, конкретных ситуаций) по физике и электроэнергетике в различных видах учебных заведений, что определяет цель, задачи научно-исследовательской работы [19-22].
В общем виде их можно обозначить в виде цепочки определенных, последовательных шагов, например, реализации дорожной карты. Она включает в себя:
Шаг первый. На основе анализа научной, учебной литературы электронных источников изучить возможности применения компьютерных программ в практике работы конкретного человек (школьника, студента, учителя, начинающего (молодого) ученого-экспериментатора).
Шаг второй. Анализ (составление) компьютерных программ, практики их применения в учебном, образовательном и научно-исследовательских процессах.
Шаг третий. Выявление особенностей использова-
ния компьютерных программ, применяемых для решения учебных или практико-ориентированных заданий, актуальных для человека того или иного возраста, их сильные, слабые стороны и социальные риски.
Шаг четвертый. Изучение (повторение) языков программирования или освоение технологий работы микроконтроллеров (станков с программным управлением, программируемых роботов-механизмов) и других видов современных программируемых устройств.
Как правило, сформулировав задачи можно определить объект, предмет исследования, реализовав их в последующих шагах предлагаемой дорожной карты.
Шаг пятый. Пусть, в качестве объекта исследования (первый случай) будет - решение прикладных заданий (задач) в области изучения школьного курса физики в учреждениях СПО. Тогда предметом исследования -становится методика использования компьютерных программ для проведения физико-математических расчетов, опыт, способы их реализации при решении прикладных задач в области изучения (или преподавания) физики как научной дисциплины, а также вывода полученной информации на бумажные и (или) цифровые носители.
В таком случае, сущность организации научно-исследовательского эксперимента в подготовке бакалавров-энергетиков с педагогическим уклоном может включать в себя выбор методов организации исследовательской работы.
Шаг шестой. Анализ научной, учебной литературы, Интернет ресурсов, материалов поисковых систем, нормативно-правовых документов и разработанного программного материала.
Шаг седьмой. Изучение возможностей программного материала, существующих учебников, учебных, справочных пособий, научных публикаций (по определенной тематике) преподавательского сообщества, широких категорий научной общественности.
Шаг восьмой. Сбор, обобщение полученных результатов в виде практических и научно-методических рекомендаций. Это могут быть: видеоролики, презентации, курсовые и выпускные квалификационные работы, а также, научные статьи, учебно-методические пособия, монографии и многое другое.
Шаг девятый. Совершенствование механизмов обучения, основанной на совершенствовании выбора методов подбора учебно-дидактических материалов, способов их использования в процессе обучения, воспитания учащихся разных возрастных групп и каждой личности в отдельности.
Шаг десятый. Создание благоприятных психолого-педагогических, дидактических условий, характера работы всего класса, отдельных групп, учащихся и преподавателей с конечной ориентацией процесса обучения, направленного на улучшение результатов интеллектуального, творческого развития каждой личности;
Шаг одиннадцатый. Профилактика социальных рисков, связанных с использованием информационных, цифровых технологий (психологической, игровой и сэл-фи-зависимости, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и т. п.). Эта проблема касается всех возрастных групп населения мира, наряду с потребностью для каждого человека в качественной еде и чистом воздухе, их ориентацией на здоровый, разумный образ жизни или умений выполнять разнообразную исследовательскую деятельность.
Шаг двенадцатый. Систематическое и постоянное (ежегодное) обновление, совершенствование рабочих планов, программ обучения воспитуемых и воспитателя, их рабочей документации, а также использования разнообразных (систематичных) видов контроля и оценки уровня качества знаний обучаемых. Конечно, этот шаг больше всего затрагивает деятельность профессионального педагогического сообщества.
Он включает в себя:
Samedov Magamed Nasib ogly SCIENTIFIC RESEARCH ...
1) изменение процессов запоминания, усвоения учебного материала, проверки получаемых знаний в рабочих, тренировочных или итоговых режимах деятельности учебного заведения, при существенной экономии времени;
2) наглядное, динамичное, образное, звуковое, красочное представление учебного материала и оперативность ведения всех видов, форм документирования (электронный дневник, журнал, сессионная ведомость и т. п.);
3) индивидуализация процесса обучения и воспитания личности, высокую степень объективности контроля, самоконтроля, анализа, диагностики, оценки результатов обучения, уровня, качества профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков учащихся или студентов;
4) оперативность размножения учебного материала, создание более благоприятных условий для организации учебных, научных экспериментов и опытов на базе реализации компьютерных технологий;
5) наконец, создание банка справочных и иных видов данных для решения дидактических, практико-ориенти-рованных, исследовательских задач заявленных в процессе организации учебной и творческих видов деятельности [19-22].
Третье направление деятельности связано с модернизацией, совершенствованием и обновлением научно-исследовательской, экспериментальной работы студентов-бакалавров, их учебных, самостоятельных, творческих и иных видов занятий, связанных с проведением различного рода измерений физических величин работы технических устройств, аппаратов и организации технологических процессов.
Как известно, к наиболее важным из них обычно относят измерения давления газа, времени, скорости и температуры. Такую работу часто приходится проводить на занятиях по физике, энергетике, организации работы творческих исследовательских групп и молодежных объединений.
Следует отметить, что диапазон, условия измерения температуры могут быть совершенно разными, которые, в свою очередь, предоставляют широкие возможности, для проведения учебных занятий, апробации различных образовательных технологий в деятельности СПО энергетического профиля.
В качестве инновационной идеи мы предложили студентам исследовать сугубо практическую (на первый взгляд) научную проблему, на тему: «Устройство, принципы работы цифровых датчиков температуры, методика их изучения по курсу физика в учреждениях СПО».
Здесь в качестве объекта исследования - выступает то или иное устройство (система) полупроводниковых, цифровых датчиков температуры, принципов их работы, а также современные образовательные технологии, применяемые на занятиях по физике, электротехнике и другим смежным дисциплинам в учреждениях СПО. А предмет изучения - методика организации занятий по физике (радио-электротехнике, цифровые технологии) при изучении датчиков температуры с учащимися среднего профессионального образования [23; 24].
Цель такой работы - исследование устройства, принципов работы цифровых датчиков температуры и методические аспекты изучения данной темы по курсу физика в учреждениях СПО.
Для достижения поставленной цели важно определить круг исследовательских задач. Ими могут быть:
1. Изучение современных технических устройств (аппаратуры) и объяснение принципы работы полупроводниковых датчиков температуры, анализ их технических возможностей и способов классификации.
2. Описание общей характеристики современных образовательных технологий, применяемых в СПО, в изучении полупроводниковых (цифровых) температурных датчиков._
3. Обоснование технологий организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по физике, электротехнике другим предметам в изучении полупроводниковых, цифровых датчиков температуры, раскрытие сущности методических, приемов, средств, методов обучения, на примере лабораторного практикума.
Исходя из этих позиций, содержание технологии преподавания курса физики, в рамках основных, положений ФГОС (основы электродинамики, магнетизма, электрические колебания и т. п.) может включать в себя такие направления работы студента, под руководством педагога, как:
1. К вопросу об измерении физических величин: от теории к практике, включая историю вопроса, обобщение передового опыта и т. п.; Основные характеристики датчиков температуры, их виды, функции, особенности работы.
2. Полупроводниковые, цифровые датчики температуры, специфика их применения в науке, современной технике и на производстве. Анализ особенностей организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в учреждениях СПО энергетического профиля.
3. Постановка и решение специфических учебно-дидактических и исследовательских задач на занятиях с учащимися СПО разных возрастных групп (с 1 по 4 курс) при изучении датчиков температуры.
Таким образом, осуществляется инновационный поиск, апробация современных образовательных технологий (лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, тестов и др.) при изучении датчиков температуры в учреждениях СПО для будущих энергетиков, учащихся профильных классов и групп.
Полученный опыт, материалы исследований могут стать основой для организации занятий технического творчества. Они включают в себя занятия кружков детского технопарка, выставки современных роботов и технологий, летних оздоровительных смен, семинаров по работе со студентами, Детского университета, Международного фестиваля школьных учителей в Елабуге и множества других социально значимых проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волович Г.И. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств. 2-е изд., испр. -М.: Издательский дом «Додэка - XXI», 2007. 528 с.
2. Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. Учеб. пособие для неэлектротехн. спец. техникумов. М.: Высш. шк., 1987. 319 с.
3. Кучумов А.И. Электроника и схемотехника: Учебное пособие. 3-е изд., М.: Гелиос АРВ, 2005. 336 с.
4. Опадчий Ю. Ф., Глудкин О.П., Гуров А.И. Аналоговая и цифровая электроника (полный курс): Учебник для вузов. Под ред. О.П. Глудкина. М.: Горячая линия-Телеком, 2005. 768 с.
5. Образовательный стандарт основного общего образования по физике. URL: http://www.school.edu.ru?ob_ no14402 (дата обращения 12.08.2018).
6. Образовательный стандарт ОУ СПО по электроэнергетике. URL: http://www.orael.ru/professional_skills/ prafessionalnoe-obrazovanie-v-elektroenergetike (дата обращения 13.08.2018).
7. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Реализация принципа последовательности и преемственности в работе с одаренными детьми // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-2. С. 358-362.
8. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2. URL: http://www.science-education.ru/108-8773. (дата обращения 12.08.2018).
9. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Повышение интереса младших школьников к опытному изучению физических явлений на основе использования элементов
технологии проблемного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 145-148.
10. Краснова Л.А. Физика вокруг нас // Физика в школе. 2014. № 3. С. 60-61.
11. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. V. 12, № 3. Р. 2711-2722.
12. Aikashev G.S., Samedov M.N.O., Shibanov V.M. Reseach laboratory in russiaon education system // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 20, № 11. P. 1339-1343.
13. Самедов М.Н. Реализация системно-деятельност-ного подхода в обучении посредством привлечения студентов к модернизации лабораторных практикумов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017.Т.6. № 1 (18). С.149-153.
14. Краснова Л.А. Содержание и пути формирования информационный компетентности педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т.6, № 3 (20). С. 200-203.
15. Шурыгин В.Ю. О возможности использования вузовских электронных образовательных курсов в процессе преподавания физики в школе // Физика в школе. 2016. № 4. С. 57-60.
16. Самедов М.Н. Изучение региональных особенностей энергетического комплекса камско-вятского района республики Татарстан в вузе (на примере подготовки бакалавров-энергетиков) // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6. С. 406-419.
17. Тимербаев Р.М., Шурыгин В.Ю. Активизация процесса саморазвития студентов при изучении курса «Теоретическая механика» на основе использования LMS Moodle // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 146-151.
18. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 172-174.
19. Мартынов М.С. Решение прикладных задач по физике - важный фактор активизации познавательной деятельности обучающихся. URL: http://window.edu.ru/ resource/183/24183/files/2003-2-39.pdf (дата обращения 15.08.2018).
20. Бурсиан Э.В. Задачи по физике для компьютера. М.: Просвещение, 1991. 256 с.
21. Самедов М.Н., Шибанов В.М. Общая электротехника и электроника / Учебное пособие для бакалавров. Елабуга: изд-во ЕИ КФУ, 2015. 112 с.
22. Тищенко Л.В. Экспериментальный практикум и практикум по решению задач по физике как средство развития позиции субъекта учения старшеклассника // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 290-296.
23. Правильный выбор датчика температуры. URL: http://ruaut.ru /content /publikacii - kak - podobrat-dat-chik-temperatury.html (дата обращения 19.08.2018)
24. Самедов М.Н. Коммутационные устройства в электрических цепях и специфика их изучения при подготовке бакалавров-энергетиков // Вопросы педагогики. 2018. № 1. С. 77-80.
Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Статья поступила в редакцию 18.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018