УДК 378
Зорина Анна Викторовна
кандидат педагогических наук
Шаймарданова Миляуша Равилевна
кандидат филологических наук Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга
azorina@mail.ru, milyausha33@mail.ru
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (на примере иностранного языка)
В данной статье рассматривается проблема формирования этнической толерантности у российских и иностранных студентов в поликультурной среде российского вуза (на примере Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета). Приводятся результаты исследования на предмет сформированно-сти этнической толерантности у студентов первого курса ЕИ КФУ. Особое внимание в статье уделено роли поликультурного образования как одному из приоритетных направлений в педагогической науке, ставящему своей целью формирование толерантно-направленной личности. Раскрывается опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры иностранного языка со студентами первого курса, принадлежащих к различным этническим группам. Отражены педагогические подходы, с учетом которых разработаны учебные задания. Основное внимание авторы акцентируют на необходимости включения поликультурного компонента в учебную программу дисциплины «Иностранный язык». Предложенный подход будет интересен преподавателям иностранного языка высшей школы.
Ключевые слова: поликультурное образование, этническая толерантность, толерантно-направленная личность, диалог культур, интолерантные установки, поликультурная среда вуза, студенты вуза, иностранный язык.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия идеи поликультурного образования становятся все более актуальными для современного российского общества. Усиление миграционных процессов в стране, обострение отношений этнических меньшинств в результате борьбы за свои права в отдельных регионах с многонациональным составом населения являются причинами возникновения в обществе политических, классовых, религиозных и этнических противоречий. В некоторых регионах страны отмечается рост межэтнической напряженности [4; 6; 8; 13].
В сложившейся непростой ситуации поликультурное образование является адекватной педагогической реакцией российского научного сообщества. Оно призвано оказать помощь в создании в стране демократического государственного строя, характеризующегося «толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе... уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей» [3, с. 34]. Поликультурное образование носит диалоговый характер. Оно основано на идеях диалога культур, открытости и культурного плюрализма. Характерной чертой поликультурного образования является приобщение индивидуума к различным культурам с целью формирования личности, свободной от интолерантных установок, но готовой к тесному взаимодействию с представителями различных культур и этносов, личности, способной к успешной интеграции в мировом и общеевропейском культурно-образовательном социуме [1]. Имея одной из своих задач расширение знаний о культуре своего народа [9] в целях духовного обогащения и сохранения «личностной культурной самобытности» [10, с. 87], поликуль-
турное образование помогает личности осознать, что ее родная культура представляет собой лишь одну из форм многокультурного, многонационального мирового сообщества и во главу угла ставит формирование у подрастающего поколения этнической толерантности.
Личность, обладающую высоким уровнем этнической толерантности, характеризует наличие навыков межкультурного общения, основанного на отказе от насилия и применении мирных средств в разрешении межнациональных конфликтов. Этническая толерантность выражается в уважительном отношении к чужому культурному наследию, доброжелательности и установке на принятие всех участников общения не зависимо от их культурной, расовой и этнической принадлежности [15; 16].
В современных условиях преподаватели высших учебных заведений обладают широкими возможностями для изучения уровня этнической толерантности студентов и поиска путей формирования толерантно-направленной личности в условиях поликультурного вуза. В Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета (далее ЕИ КФУ) обучаются не только российские студенты, но и представители ближнего и дальнего зарубежья - граждане Узбе -кистана, Туркменистана, Ирана и др., представляя тем самым богатую поликультурную среду данного учебного заведения. Татарстан - многонациональный регион, имеющий границы с Башкортостаном, Удмуртией, Республикой Марий-Эл, Чувашией и Ульяновской областью. Этот факт говорит о том, что население республики многие десятилетия проживает в условиях многокультурного социума, в условиях диалога культур. Тем не менее, в результате наблюдений за российскими и иностранными
132
Вестник КГУ ^ 2018
© Зорина А.В., Шаймарданова М.Р., 2018
студентами I курса (именно на первом курсе в настоящее время обучается наибольшее количество иностранных граждан) нами было отмечено отсутствие у обучающихся мотивации к общению и совместному участию в учебной и внеаудиторной деятельности. Наблюдается ситуация, так называемой, «вынужденной» толерантности, при которой внешне сохраняются ровные взаимоотношения между представителями разных народов, демонстрируется терпимость друг к другу, но отсутствует диалог культур, свидетельствующий о внутреннем принятии друг друга как полноправных участников образовательного процесса, представляющих одно студенческое сообщество. Подобная ситуация затрудняет адаптацию иностранных граждан в незнакомых условиях новой для них культуры и повышает риск возникновения националистических настроений в студенческой среде.
В связи с этим для профессорско-преподавательского состава кафедры иностранных языков ЕИ КФУ проблема этнической толерантности российских и иностранных студентов стала одной из наиболее актуальных. Мы рассматриваем этническую толерантность как стремление к цивилизованному компромиссу между различными этносами и готовность к принятию иных культурных установок и ценностей.
Опыт работы в условиях «культурной мозаики» вуза показывает необходимость исследования уровня этнической толерантности студентов-первокурсников. Для выполнения данной задачи мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный отечественными учеными Г.У Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хулаевым и Л. А. Шайгеровой [11].
В исследовании приняли участие 146 российских студентов и 81 иностранный студент I курса ЕИ КФУ.
Результаты опроса показали, что среди российских и иностранных испытуемых преобладают студенты со средним уровнем этнической толерантности - 51,4% и 63% соответственно (табл. 1).
Примечательно, что 45,2% российских студентов показали высокий уровень сформированности этнической толерантности и лишь 3,4% респондентов продемонстрировали интолерантные установки.
Только 25,9% иностранных граждан обладают высоким уровнем этнической толерантности. Низкий уровень этнической толерантности продемонстрировало небольшое количество иноязычных
студентов - всего 11,1%. Тем не менее, отметим, что из 63% респондентов со средним уровнем 30,8% (25 человек) показали результаты, близкие к низкому уровню этнической толерантности, что свидетельствует о достаточно высоком уровне ин-толерантности по отношению к представителям иных культур и народов (табл. 1).
Среди российских студентов также были выявлены респонденты с «пограничным» уровнем этнической толерантности - 4,8% испытуемых (7 человек) со средним уровнем этнической толерантности имели невысокие показатели, близкие по значениям к низкому уровню.
Отметим, что 48,6% (71 человек) российских студентов и 35,8% (29 человек) иностранных студентов со средним уровнем этнической толерантности продемонстрировали желание иметь иностранных друзей в своем окружении. Стремление к дружбе с представителями других культур и национальностей выразили 1,4% (2 человека) российских студентов и 3,7% (3 человека) иностранных студентов с низкими показателями этнической толерантности.
В связи с результатами опроса российских и иностранных студентов целью нашего исследования стал поиск форм и методов формирования этнической толерантности у студентов ЕИ КФУ.
Российскими и зарубежными учеными отмечается необходимость составления учебных программ с точки зрения поликультурного подхода, так, чтобы в них нашли отражение культуры тех этносов, представители которых обучаются в конкретной учебной группе [2; 7; 12; 14].
Мы считаем, что большой потенциал в формировании этнической толерантности у студентов заложен в дисциплине «Иностранный язык». Наравне с другими дисциплинами гуманитарного блока предмет «Иностранный язык» имеет культурную направленность. Язык является средством общения, сохранения и передачи культурного наследия народа последующим поколениям. Язык и культура находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Посредством языка происходит приобщение человека к культурным ценностям других народов. Отсюда вытекает необходимость рассматривать изучение иностранного языка как способ приобщения студентов к культуре народов своей страны и стран зарубежья.
Учебные задания были разработаны преподавателями кафедры с учетом культурологического,
Таблица 1
Результаты исследования уровня этнической толерантности у российских и иностранных студентов, количество человек (%)
Уровни этнической толерантности Российские студенты Иностранные студенты
Высокий 66 (45,2) 21 (25,9)
Средний 75 (51,4) 51(63)
Низкий 5 (3,4) 9 (11,1)
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
133
диалогового, деятельностного и личностно-ориен-тированного подходов.
Построение занятий и разработка заданий осуществляются с учетом культурологического подхода. Задания направлены на обогащение субъектов учебного процесса знаниями о культуре, традициях, истории и особенностях мировоззрения членов конкретной студенческой группы.
Диалоговый подход своей целью ставит достижение межэтнического взаимодействия между представителями различных культур. Участники диалога приобретают навыки толерантного общения с представителями различных этнических групп, учатся уважать и ценить чужую культуру. Вступая в диалог культур, студенты приобщаются к мировой культуре, познают иное видение мира и одновременно для них открываются неизвестные страницы культурно-исторического наследия своего собственного народа.
Личностно-ориентированный подход предполагает вовлечение студентов в образовательный процесс, построенный на принципах эмпатии и принятии каждого члена группы независимо от его этнической принадлежности.
Деятельностный подход осуществляется путем вовлечения студентов в различные виды творческой деятельности, направленные на формирование и развитие у них этнической толерантности. Наибольшими возможностями для установления диалога культур, на наш взгляд, обладает проектная деятельность студентов. Данная образовательная технология, предполагающая решение поставленных задач в совместном творческом поиске, способствует формированию навыков межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов и как следствие - формированию культуры этнической толерантности.
Одним из наиболее продуктивных с точки зрения решения поставленной педагогической задачи является проект «A visit to my foreign friend» / «В гостях у иностранного друга». В данном проекте студенты работают в парах - российский студент и студент-иностранец приглашают друг друга в гости, угощают друг друга национальными блюдами и общаются на различные темы. Цель проекта - как можно больше узнать друг о друге, привычках, интересах, семье, семейных и национальных традициях и т.д. Результатом проекта становится презентация, наглядно демонстрирующая общение студентов и раскрывающая особенности культуры его авторов.
При изучении темы «My university» / «Мой университет» студенты выполняют групповой проект о ЕИ КФУ Цель проекта - освещение студенческой жизни в институте, истории и традиций вуза («День первокурсника», «Смотр талантов», «Поэтический вечер им. Г. Тукая», «День науки» и т.д.), совместной научной деятельности педаго-
гов и студентов (участие в научно-практических конференциях, форумах).
На территории ЕИ КФУ находятся четыре музея - «Музей истории Елабужского института КФУ», «Музей Елабужского купечества», «Музей татарского языка и литературы», «Музей археологии и истории Татарстана». Посещение этих музеев с предварительной подготовкой студенческими творческими группами краткого обзора о деятельности каждого из них входит в программу дисциплины «Иностранный язык» и осуществляется в рамках темы «Мой университет». Российские и иностранные студенты также совместно выполняют проекты об истории и знаменитых выпускниках Казанского федерального университета, в состав которого входит Елабужский институт.
Одним из заданий, представляющим особый интерес, как для преподавателя, так и для студентов, является проект «Let's go sightseeing» / «Осмотр достопримечательностей», выполняемый в рамках темы «My native town» / «Мой родной город». Студенты - елабужане при участии иностранных студентов, желающих заняться изучением новой для них культуры и истории чужой страны, разрабатывают программу пешеходной экскурсии по осмотру исторического центра г. Ела-буга с посещением Чертова Городища, датируемого 2-ой половиной 1-го тыс. н.э., а также городских музеев - домов-музеев кавалерист-девицы Надежды Дуровой, художника Ивана Шишкина, уроженца г. Елабуга, и поэтессы Марины Цветаевой. Студенты-иностранцы, не принимающие участие в проекте о Елабуге, и студенты из других городов Татарстана и регионов РФ готовят презентации об истории и культуре своих городов.
Таким образом, для формирования этнической толерантности у молодого поколения, для воспитания у нее толерантного мировоззрения необходимо обогатить дисциплину «Иностранный язык» «культурно-историческим содержанием различных этнических традиций» [5, с. 26], использовать в учебном процессе элементы «народной педагогики, этикета, династийных, семейных традиций, традиций и ценностей национальных культур» [5, с. 26]. Преподавателю необходимо привлекать иностранных студентов к участию в совместных проектах с российскими студентами. Совместная творческая деятельность дает молодым людям возможность не только расширить знания о культурно-историческом наследии народов своей страны, но и познакомиться с культурой и историей развития других стран. Усиление поликультурного компонента на занятиях по иностранному языку дает студентам возможность «приоткрыть дверь» в чужой мир, тем самым дав начало для диалога культур, который, в свою очередь, предотвращает самоизоляцию этноса, неизбежно ведущую к формированию у личности интолерантных установок.
134
Вестник КГУ 2018
Библиографический список
1. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-42.
2. Выгодчикова Н.Н., Зорина А.В. Углубление поликультурной направленности на занятиях по иностранному языку в вузе // Научный диалог. -2016. - № 7 (55). - С. 253-264.
3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
4. Елгина Л.С. Этническая толерантность как сдерживающий фактор социальной напряженности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 285-290.
5. Зинурова Р.И. Проектирование этнической социализации в системе высшего образования (образование - как фактор этнической социализации студента высшей школы) // Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 1. - С. 25-33.
6. Золотова Т.Л. Этническая толерантность и мигрантофобия в студенческой среде // Вестник Брянского государственного университета. -2012. - № 1. - С. 221-225.
7. Камийери К. К кросскультурной педагогике? // Этнос и политика: Хрестоматия. - М.: УРАО, 2000. - С. 42-46.
8. Левашов В., Мельникова Н. // Социальная политика и социальное партнерство. - 2012. - № 5. -С. 40-44.
9. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. -№ 4. - С. 3-10.
10. Матис В.И., Кряклина Т.Ф. Немецкая школа в регионах России. - Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 1999. - 215 с.
11. Психодиагностика толерантности / Г.У Солда-това, О. А. Кравцова, О.Е. Хулаев, Л. А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: Инф-аналит. бюллетень. - М., 2002. - № 4. - С. 59-65.
12. Рюлькер Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. -1993. - № 1. - С. 64-80.
13. Шереги Ф.Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 2 (96). - С. 21-40.
14. Banks J.A. Cultural diversity and education: foundations, curriculum and teaching. - Boston: Pearson; Allyn & Bacon, 2001. - 342 p.
15. Burnet J. Multiculturalism, immigration, and racism // Canadian Ethnic Studies. - 1975. - № 7 (1). -P. 35-39.
16. Ogbu J. Diversity and equity in public education: community forces and minority school adjustment and performance // Policies for America's Public Schools: Teachers, Equity and Indicators by R. Haskins and D. MacRae (eds.). - Ablex Publishers. Norwood, 1988. - P. 127-170.
References
1. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur // Voprosy filosofii. - 1989. - № 6. - S. 31-42.
2. Vygodchikova N.N., Zorina A.V Uglublenie polikul'turnoj napravlennosti na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze // Nauchnyj dialog. -2016. - № 7 (55). - S. 253-264.
3. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. -M.: Narodnoe obrazovanie, 1999. - 208 s.
4. Elgina L.S. EHtnicheskaya tolerantnost' kak sderzhivayushchij faktor social'noj napryazhennosti // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. -2011. - № 5. - S. 285-290.
5. Zinurova R.I. Proektirovanie ehtnicheskoj socializacii v sisteme vysshego obrazovaniya (obrazovanie - kak faktor ehtnicheskoj socializacii studenta vysshej shkoly) // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2005. - № 1. - S. 25-33.
6. Zolotova T.L. EHtnicheskaya tolerantnost' i migrantofobiya v studencheskoj srede // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. -№ 1. - S. 221-225.
7. Kamijeri K. K krosskul'turnoj pedagogike? // EHtnos i politika: Hrestomatiya. - M.: URAO, 2000. -S. 42-46.
8. Levashov V., Mel'nikova N. // Social'naya politika i social'noe partnerstvo. - 2012. - № 5. -S. 40-44.
9. Makaev V.V, Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naya problema sovremennoj shkoly // Pedagogika. - 1999. - № 4. -S. 3-10.
10. Matis V.I., Kryaklina T.F. Nemeckaya shkola v regionah Rossii. - Barnaul: Barnaul. gos. ped. un-t, 1999. - 215 s.
11. Psihodiagnostika tolerantnosti / G.U. Soldatova, O.A. Kravcova, O.E. Hulaev, L.A. SHajgerova // Psihologi o migrantah i migracii v Rossii: Inf-analit. byulleten'. - M., 2002. - № 4. - S. 59-65.
12. Ryul'ker T. Polikul'turnoe obrazovanie: reforma uchebnyh programm // Perspektivy. - 1993. - № 1. -S. 64-80.
13. SHeregi F.EH. EHtnicheskaya i religioznaya tolerantnost' molodezhi // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i social'nye peremeny. - 2010. - № 2 (96). - S. 21-40.
14. Banks J.A. Cultural diversity and education: foundations, curriculum and teaching. - Boston: Pearson; Allyn & Bacon, 2001. - 342 p.
15. Burnet J. Multiculturalism, immigration, and racism // Canadian Ethnic Studies. - 1975. - № 7 (1). -P. 35-39.
16. Ogbu J. Diversity and equity in public education: community forces and minority school adjustment and performance // Policies for America's Public Schools: Teachers, Equity and Indicators by R. Haskins and D. MacRae (eds.). - Ablex Publishers. Norwood, 1988. - P. 127-170.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
135