Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ПОРЕФОРМЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ПОРЕФОРМЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ / Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ / Б. Н. ЧИЧЕРИН / И. С. АКСАКОВ / В. П. МЕЩЕРСКИЙ / ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ / КОНСЕРВАТИЗМ / СЛАВЯНОФИЛЬСТВО / ДВОРЯНСТВО / ГОСУДАРСТВО / НАРОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полунов Александр Юрьевич

В статье описывается идейная эволюция К. П. Победоносцева, сближавшая его как с видным представителем правого крыла западничества Б. Н. Чичериным, так и с известными славянофилами И. С. Аксаковым и В. П. Мещерским. В ходе такой эволюции представления Победоносцева, имевшие важные точки соприкосновения с почвенничеством, привели его к сотрудничеству с Ф. М. Достоевским. Показана роль этого сотрудничества в развитии консервативной общественной мысли второй половины XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF K. P. POBEDONOSTSEV AND F. M. DOSTOEVSKY IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF POST-REFORM CONSERVATISM

The article describes the ideological evolution of K. P. Pobedonostsev, who brought him closer as a prominent representative of the right wing of Westernism B. N. Chicherin, and with the famous Slavophiles I. S. Aksakov and V. P. Meshchersky. In the course of this evolution, Pobedonostsev’s ideas, which had important points of contact with pochvenism, led him to collaborate with F. M. Dostoevsky. The article shows the role of this cooperation in the development of conservative social thought in the second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ПОРЕФОРМЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 (10) 2022

А. Ю. Полунов

Взаимоотношения К. П. Победоносцева и Ф. М. Достоевского в контексте эволюции пореформенного консерватизма

УДК 1(470)(091)+94(470)(092) DOI 10.47132/2588-0276_2022_3_80 EDN ORIXWG

Аннотация: В статье описывается идейная эволюция К. П. Победоносцева, сближавшая его как с видным представителем правого крыла западничества Б. Н. Чичериным, так и с известными славянофилами И. С. Аксаковым и В. П. Мещерским. В ходе такой эволюции представления Победоносцева, имевшие важные точки соприкосновения с почвенничеством, привели его к сотрудничеству с Ф. М. Достоевским. Показана роль этого сотрудничества в развитии консервативной общественной мысли второй половины XIX в.

Ключевые слова: К. П. Победоносцев, Ф. М. Достоевский, Б. Н. Чичерин, И. С. Аксаков, В. П. Мещерский, пореформенная Россия, консерватизм, славянофильство, дворянство, государство, народ.

Об авторе: Александр Юрьевич Полунов

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. E-mail: polunov@spa.msu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4484-6003

Для цитирования: Полунов А. Ю. Взаимоотношения К. П. Победоносцева и Ф. М. Достоевского в контексте эволюции пореформенного консерватизма // Русско-Византийский вестник. 2022. №3 (10). С. 80-87.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 (10) 2022

Alexander Yu. Polunov

The relationship of K. P. Pobedonostsev and F. M. Dostoevsky in the context of the evolution of post-reform conservatism

UDC 1(470)(091)+94(470)(092) DOI 10.47132/2588-0276_2022_3_80 EDN ORIXWG

Abstract: The article describes the ideological evolution of K. P. Pobedonostsev, who brought him closer as a prominent representative of the right wing of Westernism B. N. Chicherin, and with the famous Slavophiles I. S. Aksakov and V. P. Meshchersky. In the course of this evolution, Pobedonostsev's ideas, which had important points of contact with pochvenism, led him to collaborate with F. M. Dostoevsky. The article shows the role of this cooperation in the development of conservative social thought in the second half of the 19th century.

Keywords: K. P. Pobedonostsev, F. M. Dostoevsky, B. N. Chicherin, I. S. Aksakov, V. P. Meshchersky, post-reform Russia, conservatism, Slavophilism, nobility, state, people.

About the author: Alexander Yurievich Polunov

Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Interethnic and Interfaith Relations Management Department, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University. E-mail: polunov@spa.msu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4484-6003

For citation: Polunov A. Yu. The relationship of K. P. Pobedonostsev and F. M. Dostoevsky in the context of the evolution of post-reform conservatism. Russian-Byzantine Herald, 2022, no. 3 (10), pp. 80-87.

Одной из примечательных страниц общественной и идейно-духовной жизни России второй половины XIX в. стало сотрудничество двух выдающихся деятелей пореформенной эпохи — бывшего политического преступника, великого писателя Ф. М. Достоевского и высокопоставленного сановника, с 1880 г. — обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева1. Преподававший в 1860-е гг. законоведение наследнику престола, будущему Александру III, Победоносцев после воцарения своего ученика в 1881 г. приобрел колоссальное влияние на политику правительства, прежде всего в религиозной сфере. Сотрудничество «русского папы» с великим писателем разворачивалось накануне судьбоносных событий, связанных с воцарением Александра III, во второй половине 1870-х — начале 1880-х гг. Не приходится сомневаться в том, что общение с Достоевским оказало влияние на те идеи и представления, которыми руководствовался знаменитый консерватор в своей политической деятельности. Пред-

Константин Петрович ставляется важным в связи с этим рассмо-

Победоносцев треть, какое место занимал Победоносцев

в кругу русских консерваторов второй половины XIX в., какова была идейная эволюция, которая привела его к сотрудничеству с великим писателем, опиравшимся в своем творчестве на идеи самобытности России, провозглашавшим первостепенную важность религиозных идей и национальных ценностей.

Усиление консервативных начал в воззрениях Победоносцева, выступавшего во второй половине 1850-х гг. последовательным сторонником либеральных преобразований, пришлось на начало 1860-х гг. и было связано с впечатлениями от польского восстания 1863 г. и прочих социальных потрясений этого периода. Еще недавно принимавший активное участие в разработке одной из наиболее радикальных реформ, судебной, молодой юрист начал опасаться слишком решительных трансформаций устоявшегося социально-политического уклада, полагая, что они могут идти вразрез с национальными традициями России и создать угрозу для целостности государства. На этом пути будущий обер-прокурор все более тесно контактировал с теми мыслителями и общественными деятелями, кто в той или иной степени придерживался консервативных идей. Одним из таких деятелей стал видный представитель правого крыла западничества, выдающийся ученый-правовед Б. Н. Чичерин.

В начале 1860-х гг. Победоносцев и Чичерин были коллегами по Московскому университету, состояли преподавателями цесаревича Николая Александровича — старшего

1 См.: Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. // Литературное наследство. 1934. № 15; Достоевский и Победоносцев (сообщил Н. Бельчиков) // Красный архив. 1922. Т. 2; Byrnes R. Pobedobostsev. His Life and Thought. Bloomington-London, 1968. P. 94-109; Гальце-ва Р.А., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Аксаков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев в споре об общественном идеале) // Неоконсерватизм в странах Запада. Ч. 2. М., 1982; Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев в начале 1880-х гг.: программа нравственного перевоспитания общества // Россия и реформы. 1861-1881. М., 1991; СтепановЮ.Г. К истории взаимоотношений К. П. Победоносцева с Ф. М. Достоевским // Освободительное движение в России. Вып. 16. Саратов, 1997.

брата будущего Александра III, скончавшегося в 1865 г. Схожей, отрицательной, была реакция двух интеллектуалов на подъем левого радикализма, угрозу целостности государства. Видимо, оба профессора искали выход из охвативших страну потрясений и возлагали в связи с этим надежды на цесаревича — ожидали, что, вступив на престол, тот поведет более решительную политику, чем его отец, даст последовательный отпор деструктивным социальным тенденциям. «У вас тоже русское сердце, любезнейший Борис Николаевич, и вы, конечно, навстречу мне радуетесь», — писал Победоносцев своему коллеге в 1864 г. после помолвки наследника, которая, как предполагалось, даст ему больше самостоятельности в придворной среде2.

Общение двух профессоров продолжалось и в 1870-е гг., в частности, Победоносцев положительно (хотя и с оговорками) оценил книгу Чичерина «Наука и религия», в которой подчеркивалась значимость религиозных начал в сфере познания и в общественной жизни. Однако сотрудничество общественных деятелей не могло быть долгим и прочным. Отстаивая консервативные начала, Чичерин полагал, что их укоренение в России произойдет на путях адаптации и укрепления западных институтов — принципа частной собственности, индивидуализма, со временем — элементов представительного правления. Подобные воззрения становились чем далее, тем все более чуждыми Победоносцеву, убежденному в опасности иноземных заимствований. «Он мне приятен, — писал будущий обер-прокурор о Чичерине своей доверенной собеседнице Е. Ф. Тютчевой в начале 1879 г., — но я не могу говорить с ним свободно: плыву рядом в мелких местах, но обхожу глубокие, потому что на глубине мы расходимся: у него один центр, у меня другой»3. Окончательный разрыв произошел в начале 1880-х гг., после публичных заявлений Чичерина о том, что прочный порядок власть сможет установить лишь при опоре на охранительные общественные элементы. Подобные выступления были расценены как призыв к конституции и стоили в 1882 г. консервативному западнику места московского городского головы.

Гораздо более тесными, чем с Чичериным, были контакты Победоносцева со славянофилами, взгляды которых во многом были сходными и с воззрениями Достоевского. Здесь предпосылки для идейного взаимодействия создавала человеческая близость, личные дружеские связи. Будущий обер-прокурор был однокашником И. С. Аксакова по Училищу правоведения. Жена Аксакова Анна Федоровна и особенно ее сестра — упоминавшаяся выше Екатерина Федоровна Тютчева многие годы состояли в переписке с Победоносцевым. Будущий обер-прокурор несколько раз встречался с Ю. Ф. Самариным и высоко ценил его борьбу за укрепление территориальной целостности России. В глазах Победоносцева, неуклонно эволюционировавшего в сторону консерватизма, все большую ценность приобретали присущие славянофилам апология национальной самобытности, культ «простоты», хранящейся в среде народа, приверженность традиционно-патриархальным ценностям.

Подобное отношение ярко проявилось в публицистических выступлениях Победоносцева. После смерти Аксакова (1886) обер-прокурор посвятил его памяти глубоко прочувствованный очерк, в котором постарался раскрыть значение славянофилов, их роль и место в общественной жизни России. «Они, — подчеркивал Победоносцев, — были люди цельные, не раздвоенные... все стояли вне официального мира и официальных почестей. оберегали тщательно скромную обстановку своего быта и простоту своих потребностей». По мнению консервативного сановника, заключенная во взглядах Аксакова и его единомышленников истина была не предметом рационального конструирования, а адекватным отражением «народного духа», открытого всем «простым душой». Славянофилы, настаивал Победоносцев, это не «партия» и не «школа», а просто «честные и чистые русские люди, родные сыны земли своей, богатые русским умом, чуткие чутьем русского сердца, любящего народ свой

2 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 334. К. 4. Ед. хр. 3. Л. 2 (письмо от 18 сентября 1864 г.).

3 ОР РГБ. Ф. 230. К. 4409. Ед. хр. 1. Л. 4 об. (письмо от 16 января 1879 г.).

и землю и алчущего и жаждущего правды и прямого дела для земли своей»4. Свои собственные взгляды обер-прокурор тщательно стремился «вписать» в рамки славянофильства — так, его главное произведение «Московский сборник» (1896) было названо так по примеру славянофильских изданий, выходивших во второй половине 1840-х — начале 50-х гг.

Разумеется, консервативный сановник далеко не во всем сходился с «московскими славянами». Так, протест у него вызывало представление о том, что «простота» русского народа, его нежелание брать на себя бремя власти предполагают предоставление ему «неполитических» свобод — свободы слова и совести, права давать совет царю в рамках совещательных Земских соборов (последняя мысль не была чужда и Достоевскому). Выступая против подобных воззрений, Победоносцев настаивал, что народ — это «запас сил — а не органы правительства»5. Особый протест консервативного сановника вызывало характерное для славянофилов стремление рассматривать деятельность периодической печати, высказываемые в ней взгляды как адекватное отражение запросов народа и общества. Газеты и журналы, пишущая в них журналистская братия, по мнению консерватора, были типичным примером искусственного «средостения», отделяющего «простой душой» народ от власти. «Разве не противоречие, — восклицал в 1881 г. обер-прокурор в письме к Е. Ф. Тютчевой, — исходить из русского чувства народного — и проповедовать либеральные начала, выразившиеся в формуле западного просвещения, например, свободу печати?» Сам И. С. Аксаков, утверждал Победоносцев — не более чем «либерал по тому же западному типу, которого в своем либерализме не узнает, потому что одел его по своей фантазии в русское платье из лоскутков»6.

Отзываясь на поданный в 1870 г. Александру II адрес Московской городской думы, составленный при участии Аксакова под руководством другого видного славянофила — городского головы В. А. Черкасского, консервативный сановник в целом с крайним скептицизмом оценил возможность формирования в области общественных отношений каких-то независимых сфер деятельности, существующих вне контроля государственной власти. «Как скоро произнесено это слово: свобода печати, например, свобода совести, — сейчас возникает нескончаемый ряд вопросов, по которым доныне продолжается борьба во всем мире, — борьба потому, что по этим вопросам в умах и мнениях возможна безграничная контроверсия», — писал будущий обер-прокурор Аксакову7. Говорить о полном сходстве воззрений Победоносцева и славянофилов, таким образом, не приходилось. Тем не менее точки соприкосновения между ними все же имелись, что создавало возможность сотрудничества консервативного сановника с кружком Аксаковых-Тютчевых и людьми, в той или иной степени близкими им по взглядам.

Существовали подобные точки соприкосновения у Победоносцева и с другим направлением пореформенного консерватизма — сторонниками усиления роли дворянства в общественной жизни страны. Следует отметить, что консервативный сановник, сам плебей по происхождению (внук священника и сын выслужившего дворянство профессора), в целом скептически относился к попыткам насаждения в России принципов аристократизма и стремлению рассматривать «благородное сословие» как главную опору престола. Когда цесаревич Александр Александрович в середине 1870-х гг. стал проявлять интерес к сочинениям видного публициста продворянского толка Р. А. Фадеева, в частности, к его книге «Чем нам быть», Победоносцев предостерег его от выражения сочувствия к подобным взглядам. Своему бывшему ученику он написал, что «нашел много справедливого в критической ее (книги. — А. П.)

4 Победоносцев К.П. Аксаковы // Соч. СПб., 1996. С. 131.

5 ОР РГБ. К. 4410. Ед. хр. 1. Л. 33, 35 об. (письмо от 11 марта 1881 г.).

6 Там же. Л. 74, 133 (письма от 22 июня и 8 декабря 1881 г.).

7 Московский адрес Александру II в 1870 г. (из переписки К. П. Победоносцева с И. С. Аксаковым) // Красный архив. 1928. Т. 6 (31). С. 153. Адрес вызвал неудовольствие царя, вследствие чего Черкасский должен был оставить пост московского городского головы.

Наследник престола Александр Александрович с супругой Марией Федоровной и свитой. Третий слева во втором ряду — К. П. Победоносцев, 1860-е гг.

части», но позитивная часть, «равно как и основания новых проектов, обсуждаемых ныне дворянами, оказываются очень слабыми»8. Вместе с тем определенные установки публицистов продворянского толка — критика реформ 1860-70-х гг., негативное отношение к бюрократии, либеральное крыло которой во многом и способствовало проведению преобразований, — находили отклик у Победоносцева и создавали почву для сотрудничества. Ярким проявлением такого взаимодействия стало участие будущего обер-прокурора в издании журнала «Гражданин» — органе князя В. П. Мещерского, известного придворного и публициста, входившего в ближайшее окружение цесаревича Александра Александровича (хотя и вызывавшего подчас гнев последнего своим бестактно-фамильярным поведением)9. Сотрудничество в ходе издания «Гражданина» и стало основой для знакомства, а затем и сближения Победоносцева и Достоевского.

Готовя почву для учреждения консервативного органа печати, Мещерский с 1871 г. начал устраивать у себя своеобразные собрания, «литературные среды», посетителями которых, наряду с другими общественными деятелями и литераторами, стали великий писатель и будущий обер-прокурор. К началу 1870-х гг. воззрения Победоносцева во многом были близки к тем представлениям в духе почвенничества, которые разделял Достоевский (или, по крайней мере, имели точки соприкосновения с этими представлениями). В результате писатель, занимавший в 1873-1874гг. пост редактора «Гражданина», получил возможность опираться на поддержку со стороны консервативного сановника. Будущий обер-прокурор помогал Достоевскому в редактировании журнала, давал консультации по политическим вопросам,

8 Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т. 1. М., 1925. С. 36 (письмо от 20 марта 1875 г.).

9 Сам Победоносцев, сотрудничая из тактических соображений с князем-публицистом, относился к его статьям, в частности, к регулярно публикуемому «дневнику», весьма скептически. Так, в письме от 10 января 1877 г. он писал Е. Ф. Тютчевой про «странный дневник проказника Мещерского» (ОР РГБ. Ф. 230. К. 4408. Ед. хр. 12. Л. 2 об.).

сообщал о веяниях в «верхах», сам опубликовал в «Гражданине» свыше двадцати статей, в основном посвященных проблемам культурной, политической и религиозной жизни стран Запада10.

Убежденный в своей особой миссии, вынашивавший планы по укреплению консервативных начал в общественной, идейной и культурной жизни России, Победоносцев прекрасно понимал значение духовных рычагов воздействия на жизнь общества и не мог не видеть, что творчество Достоевского является мощным орудием такого воздействия. «Он имел в себе огонь, — напишет обер-прокурор М. Н. Каткову в январе 1881 г. после смерти писателя, — от коего многие загорались теплотой и светом... Влияние его на молодых людей было великое и благодатное». Он любил молодежь «не праздно, как журнальные ее печальники, а болезненно (выделено Победоносцевым. — А. П.) и жаждал извлечь ее горькой, но живой истиной из тех дебрей, куда загоняют ее лживые пророки»11. Этим определялся устойчивый и продолжительный характер сотрудничества Победоносцева с Достоевским, которое не прервалось и после ухода писателя из «Гражданина» и возобновления им самостоятельной публицистической деятельности.

Будущий обер-прокурор внимательно следил за публиковавшимся Достоевским «Дневником писателя» и давал советы по его изданию, рекомендовал «Дневник» и вышедших в 1880 г. «Братьев Карамазовых» цесаревичу Александру Александровичу для чтения. С 1878 г. во многом благодаря усилиям Победоносцева Достоевский получил доступ в царскую семью. Он встречался с братьями цесаревича великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами и с его двоюродными братьями Константином и Дмитрием Константиновичами. В декабре 1880 г. писатель получил возможность побеседовать с самим наследником престола и его женой12. После назначения на пост обер-прокурора бывший наставник царя способствовал распространению сочинений Достоевского в среде духовенства. Показателен для сложившихся между Победоносцевым и Достоевским отношений был тот факт, что после смерти писателя обер-прокурор организовал его похороны в Александро-Невской лавре, выхлопотал пенсию вдове и стал опекуном его детей.

Разумеется, как и в случае с другими представителями пореформенного консерватизма, о полном тождестве взглядов Победоносцева и Достоевского говорить нельзя. Точки расхождения здесь были во многом те же, что и при взаимодействии со славянофилами. Консервативного сановника очевидно тревожило присущее Достоевскому стремление идти все дальше и дальше в выявлении глубинных противоречий человеческой натуры, ее неизбывной амбивалентности. Призыв к свободе духа и вера в добрые качества человека должны были показаться ему проявлением религиозной сентиментальности — как и К. Н. Леонтьеву, выступившему с критикой «пушкинской речи» писателя. Показательно, что, оценив в целом «пушкинскую речь» положительно, Победоносцев в то же время переслал писателю без комментариев статью Леонтьева. Очевидно, что далеко не все аспекты творчества Достоевского были приемлемы для Победоносцева и он в меру сил стремился их скорректировать. Это, в частности, проявилось в ходе работы над «Братьями Карамазовыми», когда Достоевский активно пользовался советами и наставлениями своего сановного друга. Последний, в частности, давая оценку «Легенде о Великом инквизиторе», сожалел, что не нашел прямого опровержения изложенных здесь заблуждений13. Видимо, Победоносцев рассчитывал, что со временем взгляды Достоевского примут более «ортодоксальный» и менее «беспокойный» характер. Трудно сказать, как развивались бы отношения двух деятелей, если бы не смерть писателя в январе 1881 г. Возможно, расхождения во взглядах проявились бы более отчетливо, мог возникнуть и конфликт — как это, собственно, и произошло в 1880-е гг. в сфере отношений

10 Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. С. 88, 124-129.

11 ОР РГБ. Ф. 230. К. 9. Ед. хр. 47. Л. 34-35 (письмо от 29 января 1881 г.).

12 Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. С. 89-92, 129-137.

13 Там же. С. 89-90, 139. 145-148.

Победоносцева с Чичериным, Аксаковым и Мещерским. Но, так или иначе, очевидно, что сотрудничество Достоевского и Победоносцева сыграло значительную роль в жизни пореформенной России; взаимодействие двух деятелей, не лишенное внутренних противоречий, было во многом подготовлено логикой развития консервативной общественной мысли второй половины XIX в.

Источники и литература

1. ГальцеваP.A., РоднянскаяИ.Б. Раскол в консерваторах (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И. С. Аксаков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев в споре об общественном идеале) // Неоконсерватизм в странах Запада. Ч. 2. М., 1982.

2. Гроссман Л. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. // Литературное наследство. 1934. № 15.

3. Достоевский и Победоносцев (сообщил Н. Бельчиков) // Красный архив. 1922. Т. 2.

4. Московский адрес Александру II в 1870 г. (из переписки К. П. Победоносцева с И. С. Аксаковым) // Красный архив. 1928. Т. 6 (31).

5. ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 334. К. 4. Ед. хр. 3. Л. 2; Ф. 230. К. 4409. Ед. хр. 1. Л. 4 об.; К. 4410. Ед. хр. 1. Л. 33, 35 об.; К. 4410. Ед. хр. 1. Л. 74, 133 об.; Ф. 230. К. 4408. Ед. хр. 12. Л. 2 об.; Ф. 230. К. 9. Ед. хр. 47. Л. 34-35.

6. Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т. 1. М., 1925.

7. Победоносцев К.П. Аксаковы // Соч. СПб., 1996.

8. Полунов А.Ю. К. П. Победоносцев в начале 1880-х гг.: программа нравственного перевоспитания общества // Россия и реформы. 1861-1881. М., 1991.

9. Степанов Ю. Г. К истории взаимоотношений К. П. Победоносцева с Ф. М. Достоевским // Освободительное движение в России. Вып. 16. Саратов, 1997.

10. Byrnes R. Pobedobostsev. His Life and Thought. Bloomington-London, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.