Научная статья на тему 'Взаимоотношения гражданина и общества с государством в трудах профессора В.М. Манохина'

Взаимоотношения гражданина и общества с государством в трудах профессора В.М. Манохина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Василий Михайлович Манохин / гражданин / население / административно-правовой статус / общество / служба. / Vasily Mikhailovich Manokhin / citizen / population / administrative and legal status / society / service.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Андрей Владимирович, Конина Елена Николаевна

Введение: одной из существенных характеристик любого принципа и отрасли юридической науки является преемственность институтов. В настоящее время законодатель и ряд ученых, забывая устоявшиеся основы правовой системы, стремятся к ее радикальному изменению. Представляется, что изменения правовой системы должны быть последовательными, постепенными и осторожными, учитывающими опыт прошлых лет. Цель — обозначить важность роли гражданина и общества в системе публичной власти на основе трудов Василия Михайловича Манохина с учетом сложившейся в государстве обстановки и явных стремлений властной элиты к возрождению элементов советского прошлого. Методологическая основа: исследование осуществлялось на основе конкретно-исторического метода и методов диалектики, способствовавших выявлению результатов изменения положения гражданина и населения в системе управления. Результаты: выявлено снижение роли и влияния граждан на систему публичной власти. Выводы: необходимо повышение гражданской активности и роли граждан в области государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of Citizen and Society with the State in the Works of Professor V.M. Manokhin

Background: one of the essential characteristics of any principle and branch of legal science is the continuity of institutions. At present, the legislator and a number of cientists, forgetting the established foundations of the legal system, seek to radically change it. It seems that changes in the legal system should be consistent, gradual and cautious, taking into account the experience of past years. Objective — to outline the importance of the role of the citizen and society in the system of public power on the basis of the works of Vasily Mikhailovich Manokhin, taking into account the current situation in the state and the apparent aspirations of the power elite to revive elements of the Soviet past. Methodology: the research was carried out on the basis of the concrete-historical method and methods of dialectics, which contributed to the identification of he results of changes in the position of the citizen and the population in the system of governance. Results: a decrease in the role and influence of citizens on the system of public power was revealed. Conclusions: it is necessary to increase civic activity and the role of citizens in the field of state and municipal governance.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения гражданина и общества с государством в трудах профессора В.М. Манохина»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-107-114 УДК 342.7

A.B. Колесников, E.H. Конина

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНИНА И ОБЩЕСТВА С ГОСУДАРСТВОМ В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА В.М. МАНОХИНА

Введение: одной из существенных характеристик любого принципа и отрасли юридической науки является преемственность институтов. В настоящее время законодатель и ряд ученых, забывая устоявшиеся основы правовой системы, стремятся к ее радикальному изменению. Представляется, что изменения правовой системы должны быть последовательными, постепенными и осторожными, учитывающими опыт прошлых лет. Цель — обозначить важность роли гражданина и общества в системе публичной власти на основе трудов Василия Михайловича Манохина с учетом сложившейся в государстве обстановки и явных стремлений властной элиты к возрождению элементов советского прошлого. Методологическая основа: исследование осуществлялось на основе конкретно-исторического метода и методов диалектики, способствовавших выявлению результатов изменения положения гражданина и населения в системе управления. Результаты: выявлено снижение роли и влияния граждан на систему публичной власти. Выводы: необходимо повышение гражданской активности и роли граждан в области государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: Василий Михайлович Манохин, гражданин, население, административно-правовой статус, общество, служба.

A.V. Kolesnikov, E.N. Konina

RELATIONSHIP OF CITIZEN AND SOCIETY WITH

THE STATE IN THE WORKS OF PROFESSOR V.M. MANOKHIN

Background: one of the essential characteristics of any principle and branch of legal science is the continuity of institutions. At present, the legislator and a number of cientists, forgetting the established foundations of the legal system, seek to radically change it. It seems that changes in the legal system should be consistent, gradual and cautious, taking into account the experience of past years. Objective — to outline the importance of the role of the citizen and society in the system of public power on the basis of the works of Vasily Mikhailovich Manokhin, taking into account the current situation in the state and the apparent aspirations of the power elite to revive elements of the Soviet

© Колесников Андрей Владимирович, 2023 11

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и муниципального права ) имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); 2

e-mail: kaviras@yandex

© Конина Елена Николаевна, 2023

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: elenapalagina4@rambler.ru © Kolesnikov Andrey Vladimirovich, 2023

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily Mikhailovich Manokhin (Saratov State Law Academy) © Konina Elena Nikolaevna, 2023

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law (Saratov State Law Academy) 107

past. Methodology: the research was carried out on the basis of the concrete-historical method and methods of dialectics, which contributed to the identification of he results of changes in the position of the citizen and the population in the system of governance. Results: a decrease in the role and influence of citizens on the system of public power was revealed. Conclusions: it is necessary to increase civic activity and the role of citizens in the field of state and municipal governance.

Keywords: Vasily Mikhailovich Manokhin, citizen, population, administrative and legal status, society, service.

Ученый стремится опираться на знания, собранные другими, исправлять их, подтверждать, расширять. Паркер Дж. Палмер

25 ноября Саратовская государственная юридическая академия отмечает 100 лет со дня рождения известного ученого, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина. Сразу после войны еще молодой капитан артиллерийских войск, но уже инвалид войны и обладатель шести орденов он поступил в Саратовский юридический институт имени Д.И. Курского. По его воспоминаниям, «в первом послевоенном, т.е. 1946 г., в аудитории вузов пришли необычные абитуриенты — в шинелях и солдатских гимнастерках, кирзовых сапогах» [1, с. 9]. Спустя годы, будучи уже заведующим кафедрой административного и муниципального права, Василий Михайлович неоднократно вспоминал, что личностные качества, выработанные им в военные годы, всегда помогали по жизни. Так, принцип «делай как я» в качестве способа управления «в условиях кафедры... полностью оправдывал себя все годы» [1, с. 9]. «Второй способ руководства кафедрой, который пришлось также позаимствовать из армейской жизни, — владение собой в любой обстановке, даже самой сложной и небезопасной. В мирной жизни самообладание тоже не крайний принцип, и мне часто приходилось цитировать пушкинское "учитесь властвовать собой"» [1, с. 9]. Иначе говоря, В.М. Манохин, как человек, придавал большое значение качествам личности, а как ученый-юрист — правам, свободам, обязанностям и ответственности человека и гражданина. Причем изучение роли человека в системе управления не ограничивалось статусными характеристиками отдельного индивида, но и, памятуя о том, что «кадры решают все» [2, с. 19], развивалось в процессе исследования системы взаимоотношений государства в лице его органов с обществом как субъектом административного и конституционного права. Конечно, сейчас многие отношения, регулируемые государством, изменились, приобрели другой оттенок или вовсе исчезли, однако бесценный опыт исследований законодательства советских лет не только нельзя, но и крайне вредно забывать или не учитывать в современных условиях развития государства, основанного на так называемых принципах рыночной экономики. Такое «беспамятство» может повлечь необратимые для нашего Отечества негативные последствия не только и даже не столько в области юриспруденции, которую нетрудно изменить, сколько в экономической, социально-психологической, демографической, национальной, патриотической и иных важнейших для

государства сферах. В связи с этим «прошедшее время позволяет нам отчетливее увидеть многогранность таланта этого удивительного человека» [3, с. 12].

В 2023 г. кафедра, возглавляемая В.М. Манохиным, обрела его имя и стала называться кафедрой административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина. Вместе с тем глубокое уважение к патриарху, испытываемое всеми членами кафедры, на этом не закончилось. Его фундаментальное научное наследие позволяет критически и объективно взглянуть на изменение правовой системы в целом и административной науки в частности. Ежегодно кафедрой проводится конференция, посвященная памяти Василия Михайловича. На этом мероприятии все ученые страны, занимающиеся изучением вопросов административного права, могут вспомнить труды В.М. Манохина, сравнить с современным развитием отраслевых норм и сделать юридический прогноз на будущее.

Стоит заметить, что именно Василий Михайлович несмотря на свой преклонный возраст, обладая обширными познаниями в сфере работы с кадрами, один из первых увидел проблему отсутствия в постсоветском государстве юристов-законотворцев. В 2002 г. именно он, будучи главным консультантом Института законотворчества Саратовской государственной академии права, спрогнозировал необходимость скорейшего начала подготовки в юридических вузах нового типа юристов, занимающихся не правоприменительной, а правотворческой деятельностью. В тот период развития федерализма от субъектов Российской Федерации требовалась активная, но юридически выверенная работа над законодательными актами в различных отраслях. Безусловно, законодательные органы вели аналогичную работу, но она далеко не везде была эффективной. | И было это обусловлено отсутствием специалистов, имеющих необходимую под- и готовку. Проведя соответствующий анализ, В.М. Манохин заметил: «В каждой а республике, области есть немало юристов, казалось бы, способных заняться о правотворческой деятельностью на благо своей республики или области. К сожа- О лению, большинство из них оказались не готовыми исполнить законотворческую О

п

миссию. Не подготовленными к этому оказались и субъекты РФ. В итоге там а

принято и принимается немало нормативных правовых актов со значительны- в

|

ми отступлениями от федеральных законов, иногда прямо противоречащих им О и Конституции» [4, с. 82]. В этой же монографии Василий Михайлович призвал ю

Т5

вузы менять рабочие программы и готовить профессионалов-правотворцев. |

В.М. Манохин в своих трудах много внимания уделял взаимоотношениям К

гражданина и власти, общества и органов публичной власти, возможностям че- а ловека реализовать свои способности на государственной службе. Такой интерес |

к личности, гражданину и обществу не случаен, поскольку правовое регулиро- |

вание статуса гражданина является весьма объемным и отраслевое отграниче- ¡§

ние административно-правового статуса от конституционно-правового и иных 1

5

статусов — важная задача, способствующая более четкому и последовательно- ) му определению прав и свобод гражданина в различных сферах управления 3 и жизни, а также формированию отчетливого отраслевого законодательства. В.М. Манохин говорил, что «критерий отграничения административно-правового статуса гражданина от его прав и обязанностей, содержащихся в других отраслях права, общий — предмет регулирования, каковым в административном праве являются отношения в сфере государственного управления с участием гражданина. Значит, все нормы, регулирующие в той или иной мере участие Ю9

гражданина в государственном управлении, должны быть отнесены к его административно-правовому статусу» [5, с. 109]. Руководствуясь соответствующим утверждением, он классифицировал правовое регулирование статуса граждан на две группы: «в первую войдут те права и обязанности граждан, которые определяют участие граждан в государственном управлении и регулируются только нормами административного права. Во вторую войдут те права граждан, которые тоже относятся к государственному управлению, а регулируются нормами не только административного, но и других отраслей права. Разумеется, отношения в последнем случае регулируются за пределами исполнительно-распорядительной деятельности» [5, с. 109-110]. В дальнейшем он отмечал: «административно-правовой статус объединяет большое число правовых норм, что напрямую связано с объемом отрасли. Дифференциация регулирования и потребности изучения ставят вопрос о разделении административно-правового статуса гражданина на виды, исходя при этом из объема каждого вида. В этом случае следует выделить нормы, составляющие общий статус гражданина и, далее, его специальный и особый статус» [6, с. 36].

Таким образом, Василий Михайлович разборчиво отграничивал различные аспекты административно-правового статуса гражданина и старался «все разложить по полочкам» для формирования четкой административно-правовой концепции данного и других институтов административного права. Стремление к гармонии в науке разительно отличает научный подход В.М. Манохина и законодателя тех лет от нынешних методов законодательного регулирования. Например, современный законодатель не позаботился о теоретической сущности понятия «выборное лицо» в ст. 2 и 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 4 августа 2023 г.)1, закрепив в них, что выборное должностное лицо может избираться не только непосредственно населением, но и на конкурсной основе как муниципальный служащий, оставив теоретическое обоснование такой «выборности» на усмотрение ученых.

В произведениях Василия Михайловича затрагивается ряд аспектов правового взаимоотношения граждан с государством. Во-первых, это административно-правовое регулирование государством прав и обязанностей граждан, осуществляющих пассивное соблюдение законодательства. Во-вторых, исследование прав и обязанностей граждан, желающих индивидуально поучаствовать в осуществлении публичной власти или вступающих с ней во взаимодействие в силу определенных обстоятельств с целью реализации своих гражданских публичных прав. И, в-третьих, изучение прав коллективов граждан, осуществляющих взаимодействие с органами управления или народный контроль.

Народному контролю В.М. Манохин уделял значительное внимание, так как «по своим масштабам и объему задачи органов народного контроля можно назвать всеобъемлющими: в поле зрения народного контроля находятся народное хозяйство и производство, социальное развитие, государственный аппарат» [5, с. 124]. Для реализации этой функции органы народного контроля обладали рядом полномочий, которые В.М. Манохин подразделял на две большие группы. Первая связана с формами и методами контроля, в их числе права по ознакомлению с документами, материалами и другой информацией, запросу от органов

110

1 См.: СЗ РФ. 2003. № 40, ст. 3822; 2023. № 32, ч. 1, ст. 6181.

и должностных лиц объяснений, заслушиванию докладов о проверках. Вторую группу составляют меры государственного воздействия на подконтрольных лиц, связанные с возможностью выносить предупреждения, требовать устранения правонарушений и налагать иные дисциплинарные наказания. Таким образом, «особенностью народного контроля было то, что комитеты народного контроля обладали комплексом прав властного характера» [7, с. 184]. В настоящее время «результаты общественного контроля носят рекомендательный характер, а субъекты контроля влиять на процесс принятия управленческих решений самостоятельно своими актами не могут, так как последние не обладают юридической силой. Законодательное определение подчеркивает, что дело общественности — наблюдение, проверка, анализ и оценка, то есть гражданское общество не может принимать властных решений, так как это прерогатива государственных и муниципальных органов власти» [8, с. 118]. Вместе с тем обращение в органы публичной власти и сообщения о нарушениях не обязывают последних применять меры ответственности. Отсутствие у современных структур общественного контроля прав органов народного контроля делает, по мнению ряда ученых, современный контроль неэффективным, так как «подконтрольность государственной власти обществу — важнейшее условие и средство формирования правового государства, в котором законы действуют не на благо так называемых элит, а общества в целом» [9, с. 115]. Однако современное государство отличается от советского многими чертами, поэтому к преемственности статуса органов народного контроля нужно подходить аккуратно. Выступать с предложениями о наделении субъектов общественного контроля отдельными властными полномочиями можно, но делать это надо постепенно и продуманно, чтобы по факту не получить дополнительные органы публичной власти в лице так называемых общественных органов контроля. И в данном случае есть над чем подумать, а наследие В.М. Манохина, несомненно, в этом поможет.

Говоря о творчестве В.М Манохина, нельзя обойти стороной вопросы государственной службы. Это одно из основных направлений его научного творчества.

В советское время под службой понималась «трудовая деятельность в качестве сотрудника государственного учреждения или предприятия в области управления, организации в других областях умственного труда, включая и соответствующие специальные функции» [10, с. 121] или «осуществление обязанностей по должности в органе Советского государства, государственном предприятии или учреждении» [11, с. 199]. Иначе говоря, под государственной службой понималась не только деятельность в органах государственной власти, но и во всех организациях и учреждениях, выполняющих функции государства. Вера в неизменность сущности государственной службы, основанная на историческом (в том числе царском) опыте и гармоничности советских норм, была настольно велика, что В.М. Манохин отмечал, что «изменится государственно-правовой характер государственной службы, появятся новые методы ее осуществления, регулирования и т.д., но материальное существо этого института останется неизменным» [12, с. 14]. Как же он и многие выдающиеся административисты ошибались! Сейчас работники государственных и муниципальных предприятий и учреждений уже не служащие. Лица, возглавляющие органы государственной и муниципальной власти, тоже не являются служащими и имеют иной статус. В сущности, это был период советского романтизма.

Принципы соотношения служащих с обществом, дающие ответ на вопрос, к какому слою населения относятся служащие, также со временем претерпели значительную трансформацию. Служащие, как известно, в советское время считались «слугами народа». Со временем это выражение стали применять либо с юмором, либо (чаще всего) с сарказмом. Вместе с тем в советское время такое положение служащих определялось нормативно и, соответственно, теоретически в рамках принципов советской государственной службы. Среди основ службы многие ученые выделяли: «а) государственные служащие — слуги общества, исполнители государственных поручений; б) подконтрольность и подотчетность Советам служащих всех ступеней; в) сменяемость в любое время всех без изъятия должностных лиц; г) превращение государственных служащих из привилегированного слоя, каким было чиновничество в дооктябрьской России и каким оно является в современных буржуазных государствах, "в рабочих особого "рода оружия", оплачиваемых не выше обычной платы хорошего рабочего" [13, с. 146]»; [14, с. 126-127] и т.д. В.М. Манохин, применительно к взаимоотношениям с обществом, добавлял к ним принцип «постоянного и полного соответствия советской государственной службы воле и интересам народа» [12, с. 16].

Сегодня лица, замещающие государственные должности и возглавляющие систему службы, трансформировались из слуг народа в политическую элиту, к которой, по мнению политологов, «относятся профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие, участвующие в разработке и реализации политических программ, стратегии общественного развития. Ее можно разделить на группы, соответствующие ветвям власти, — законодательная, исполнительная, судебная, а также по ее местоположению — федеральная и региональная... она является центральным звеном управления»1. Несмотря на то, что фактически это отвечает действительности, формально некоторые исследователи с этим не соглашаются, поскольку «центральным звеном являются органы управления в государстве и обществе, а не отдельные личности сами по себе» [15, с. 136]. В любом случае эта тематика сложна, занимательна и открыта для дискуссий.

Думается, научное наследие Василия Михайловича Манохина и его многих со-ратников-административистов советского и постсоветского периода представляет большой интерес. Есть над чем поразмыслить и есть то, что необходимо вернуть в современную действительность и правовую систему для формирования истинно демократического равноправного общества и построения правового государства.

Библиографический список

1. Манохин В.М. Со школьной скамьи — в бой // Юридические записки. Воронеж. 2013. № 3(26). С. 7-12.

2. Сталин И.В. Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной армии 4 мая 1935 года. Балаково: Соцтруд, 1935. 24 с.

3. Конин Н.М., Маторина Е.И. Василию Михайловичу Манохину — Учителю (к 90-летию со дня рождения) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6(95). С. 12-14.

1 См.: Варанов H.A. Правящая элита современной России: лекция 6 // Политические отношения и политический процесс в современной России: персональный сайт Николая Баранова. URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskie-otnosheniya-i-politicheskij-protsess-v-sovremennoj-rossii/9-lektsiya6-pravyashchaya-elita-sovremennoj-rossii (дата обраще-112 ния: 20.10.2023).

4. Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002. 240 с.

5. Манохин В.М. Конституционные основы советского административного права / под ред. Н.М. Конина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. 217 с.

6. Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009. 272 с.

7. Полещук А.С. Общественный контроль в структуре советской власти // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 2. С. 182-185.

8. Хачатрян М.С. Общественный контроль в Российской Федерации и народный контроль в СССР: сравнительно-правовой анализ моделей // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. № 11. С. 115-125.

9. Нистратов С.Г. Контроль и надзор как гарантии законности: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. 33 с.

10. Пашерстник А.Е. К вопросу о советской государственной службе // Вопросы советского административного права. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 97-133.

11. Петров Г.И. Советское административное право: Общая часть: учеб. пособие для юрид. ин-тов и фак. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 344 с.

12. Манохин В.М. Советская государственная служба. М.: Юрид. лит. 1966. 195 с.

13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 31. М.: Изд-во полит. лит., 1969. 704 с.

14. Студеникин С.С., Власов В.А., Евтихиев И.И. Советское административное право: учебник для юридических высших учебных заведений. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1950. 439 с.

15. Криворученко В.К., Мацуев А.Н., Плотников А.Д., Сыздыкова Ж.С. Элита: к вопросу о понятии // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 131-138.

го

с

References н

1. Manokhin V.M. From the School Bench — into Battle // Legal notes. Voronezh. 2013. а No. 3(26). Р. 7-12. J

2. Stalin I.V. Speech at the Kremlin Palace at the Graduation of Academicians of the к Red Army on May 4, 1935. Balakovo: Sotstrud, 1935. 24 p. о'

3. Konin N.M., Matorina E.I. Vasily Mikhailovich Manokhin — Teacher (to the 90th Д anniversary of his birth) // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2013. No. 6(95). | P. 12-14. I

4. Manokhin V.M. Organization of Law-Making Activities in the Subjects of the Rus- ° sian Federation. Saratov: Publishing house of Sarat. State Law Academy. 2002. 240 p. |

5. Manokhin V.M. Constitutional Foundations of Soviet Administrative Law / ed. by 4 N.M. Konin. Saratov: Publishing House Saratov Univ., 1983. 217 p. о

6. Manokhin V.M. Administrative Law of Russia: textbook. Saratov: IPR Media, 2009. KK 272 p. I

7. Poleshchuk A.S. Public Control in the Structure of Soviet Sower // Bulletin of the | Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 2. Р. 182-185. №

8. Khachatryan M.S. Public Control in the Russian Federation and People's Control 11 in the USSR: Comparative Legal Analysis of Models // Historical and Legal Problems: a ) New Perspective. 2015. No. 11. Р. 115-125. g

9. Nistratov S.G. Control and Supervision as Guarantees of Legality: Theoretical and 3 Legal Aspect: extended abstract of dis. ... cand. of law. Volgograd, 2012. 33 p.

10. Pasherstnik A.E. To the Question of Soviet Public Service // Questions of Soviet Administrative Law. M.; L.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1949. Р. 97-133.

11. Petrov G.I. Soviet Administrative Law: General part: [textbook. a manual for lawyers. L.: Publishing House of the Leningrad University, 1960. 344 p. 113

12. Manokhin V.M. Soviet State Service. M.: Legal lit, 1966. 195 p.

13. Lenin V.I. Complete works. 5th ed., vol. 31. M.: Publishing House of polit. lit., 1969. 704 p.

14. Studenikin S.S., Vlasov V.A., Evtihiev I.I. Soviet Administrative Law: textbook for law higher educational institutions. Moscow: State Publishing House of Legal lit., 1950. 439 p.

15. Krivoruchenko V.K., Matsuev A.N., Plotnikov A.D., Syzdykova Zh.S. Elite: on the Question of the Concept // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 3. P. 131-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.