Научная статья на тему 'Служба и служащий: принципы правового регулирования'

Служба и служащий: принципы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / государственная служба / государственный служащий / принципы государственной службы / administrative law / civil service / civil servant / principles of public service.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абакумов Денис Васильевич

Введение: статья посвящена анализу принципов государственной службы на основе подхода, впервые предпринятого доктором юридических наук, профессором В.М. Манохиным, который классифицировал их по субъектному составу: служба, служащий и гражданин. Цель — сравнение принципов, лежащих в основе регулирования государственной службы в Российской Федерации, и принципов, связанных с правовым статусом государственного служащего. Методологическая основа: с применением методов синтеза, анализа и систематизации описано современное состояние принципов государственной службы с позиции их применения в служебно-кадровом обеспечении. Результаты: проведена классификация принципов, используемых в правовом регулировании государственной службы, по субъектному составу. Выводы: принципы государственного служащего не отделимы от принципов службы и реализуются в ней в обобщающей форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абакумов Денис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service and Civil Servant: Principles of Legal Regulation

Background: the article is devoted to the analysis of the principles of public service on the basis of the approach first undertaken by Professor V.M. Manokhin, Doctor of Law, who classified them by subject composition: service, employee and citizen. Objectives — comparison of the principles underlying the regulation of civil service in the Russian Federation and the principles related to the legal status of a civil servant. Methodology: using methods of synthesis, analysis and systematization, the current state of the principles of public service from the point of view of their application in service and personnel support is described. Results: classification of the principles used in the legal regulation of the public service by subject composition was carried out. Conclusion: principles of the civil servant are not separable from the principles of service and are implemented in it in a generalized form.

Текст научной работы на тему «Служба и служащий: принципы правового регулирования»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-143-147 УДК 342.92

Д.В. Абакумов

СЛУЖБА И СЛУЖАЩИЙ:

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Введение: статья посвящена анализу принципов государственной службы на основе подхода, впервые предпринятого доктором юридических наук, профессором В.М. Манохиным, который классифицировал их по субъектному составу: служба, служащий и гражданин. Цель — сравнение принципов, лежащих в основе регулирования государственной службы в Российской Федерации, и принципов, связанных с правовым статусом государственного служащего. Методологическая основа: с применением методов синтеза, анализа и систематизации описано современное состояние принципов государственной службы с позиции их применения в слу-жебно-кадровом обеспечении. Результаты: проведена классификация принципов, используемых в правовом регулировании государственной службы, по субъектному составу. Выводы: принципы государственного служащего не отделимы от принципов службы и реализуются в ней в обобщающей форме.

Ключевые слова: административное право, государственная служба, государственный служащий, принципы государственной службы.

D.V. Abakumov

SERVICE AND CIVIL SERVANT: PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION

Background: the article is devoted to the analysis of the principles of public service on the basis of the approach first undertaken by Professor V.M. Manokhin, Doctor of Law, who classified them by subject composition: service, employee and citizen. Objectives — comparison of the principles underlying the regulation of civil service in the Russian Federation and the principles related to the legal status of a civil servant. Methodology: using methods of synthesis, analysis and systematization, the current state of the principles of public service from the point of view of their application in service and personnel support is described. Results: classification of the principles used in the legal regulation of the public service by subject composition was carried out. Conclusion: principles of the civil servant are not separable from the principles of service and are implemented in it in a generalized form.

Keywords: administrative law, civil service, civil servant, principles of public service.

Проблема быстрого устаревания юридических учебников вследствие частого изменения законодательства является данностью в сфере юриспруденции.

© Абакумов Денис Васильевич, 2023

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: abakumov_d@mail.ru

© Abakumov Denis Vasilyevich, 2023

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily Mikhailovich Manokhin (Saratov State Law Academy) 143

В области административного права сложности добавляет активное обновление системы и структуры государственного управления. Профессор В.М. Манохин считал, что во многом это происходит из-за выстраивания учебных материалов «сверху, от министерства», поэтому в учебнике «Административное право России» пересмотрел подход к изложению [1, с. 9]. Он рассмотрел специальную часть административного права, выстроив по принципу «от служащего к ведомству». Его основная идея заключалась в том, чтобы описать низовое звено функционирования в любой сфере, а далее прийти к ее организационно-правовому оформлению. Именно такой подход положен в основу данного исследования.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»1 установлены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы. В других законах, например, «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 речь идет о принципах конкретного вида государственной службы. Таким образом, законодатель специально закрепил разницу между принципами системы и собственно государственной службы, что отмечают многие ученые, в частности профессор Ю.Н. Старилов [2, с. 331].

По мнению профессора В.М. Манохина, государственная служба как сложный организационно-правовой институт содержит два внутренних слагаемых: «организацию службы и служебную деятельность по реализации каждым служащим порученных ему государственных полномочий» [3, с. 88]. Соответственно, если можно выделить принципы построения и функционирования системы государственной службы, то из общего перечня принципов государственной службы можно вычленить общие принципы службы, а также принципы государственных служащих, которые являются основополагающими началами правового регулирования их деятельности. Данную мысль В.М. Манохин поднимал в монографии «Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование» [4, с. 137]. Однако законодательство с той поры серьезным образом поменялось.

В перечне принципов, установленных в Федеральных законах «О системе государственной службе Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», непосредственно относящихся к принципам государственных служащих, можно выделить принципы профессионализма и компетентности гражданских служащих, а также принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Первый из указанных принципов реализуется через обязанность государственных служащих осуществлять свою служебную деятельность на профессиональной основе, то есть иметь соответствующее образование, знать законодательство, обеспечивать права и свободы человека и гражданина. В то же время государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, а значит

1 См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22, ст. 2063; 2023. № 29, ст. 5305.

2 См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3215; 2023.

144 № 31, ч. 3, ст. 5783.

обладать рядом компетенций, отличать правомерный приказ руководителя от неправомерного, надлежащее исполнение своих служебных обязанностей, от ненадлежащего.

Другой принцип — принцип защищенности гражданских (служащих) от неправомерного вмешательства в служебную деятельность заключается в наличии запретов физическим и юридическим лицам, а также иным, в том числе государственным органам, вторгаться в деятельность государственных служащих, а равно мешать им выполнять их служебные обязанности. Примером такого ограничения может служить предусмотренный в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принцип о недопустимости необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказания неправомерного воздействия на указанные органы1.

Несмотря на то, что в названии других принципов государственной службы нет прямого упоминания на деятельность государственных служащих, тем не менее необходимо выделить ряд принципов, содержание которых также свидетельствует об их принадлежности к служащим, в частности принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина как воплощение конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, государственный служащий должен неукоснительно соблюдать права и свободы человека и гражданина, а также обеспечивать их соблюдение иными субъектами.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе является конституционным и закрепляет равное право граждан на замещение должностей государственной службы, а также равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, от других обстоятельств, не связанных с профессиональными качествами гражданского служащего.

Принцип стабильности государственной службы предполагает постоянство государственно-служебных отношений. По мнению профессора Ю.Н. Старилова, речь идет именно о несменяемости государственных служащих и преемственности в проведении государственной кадровой политики [2, с. 341]. Данный принцип должен стать определенной гарантией как для самого служащего от незаконного увольнения с занимаемой должности, так и социальной обеспеченностью при выполнении им своих служебных обязанностей.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы прежде всего выражается в учете стажа как одного, так и другого вида публичной службы в карьере служащего. По мнению профессора В.М. Манохина, муниципальная служба прямое продолжение государственной на местном уровне [3, с. 86], тем самым годы службы по выполнению схожих служебных обязанностей должны быть обязательно учтены при исчислении служебного стажа и на государственной, и на муниципальной службе.

Принцип доступности информации о гражданской службе предполагает наличие открытости (гласности) по деятельности государственных служащих. Например, государственный служащий обязан информировать представителя

1 См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. 2014. № 30, ч. 1, ст. 4213; 2018. № 53, ч. 1, ст. 8424.

нанимателя о своих доходах и расходах, а также имуществе и обязательствах имущественного характера, о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов и т.п.

В декабре 2022 г. был введен новый принцип защищенности профессиональной служебной деятельности государственных служащих от иностранного влияния. Данный принцип включает запрет на поступление на государственную службу и пребывание на ней иностранных агентов1, что развивает положения о запрете замещать должности государственной службы негражданами Российской Федерации.

Необходимо отметить, что принципы, вычлененные и проанализированные как принципы, относящиеся к государственному служащему, нельзя отделить от государственной службы, так же как нельзя отделить самого служащего от службы. Однако следует оговориться, что данные принципы реализуются в целом на государственной службе в обобщающей форме. Таким образом, принцип на равный доступ граждан к гражданской службе и равные условия ее прохождения, принципы профессионализма и компетентности, стабильности и информационной доступности, а также принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность реализуются на уровне всей службы через проведение единой государственной кадровой политики.

В заключение хотелось бы еще раз отдать дань уважения профессору Василию Михайловичу Манохину, основателю саратовской научной школы административного права, которая вот уже почти 70 лет активно развивается [5, с. 3], внося свой вклад в российскую юридическую науку, а научное наследие профессора продолжает подпитывать идеями и вдохновлять на дальнейшие исследования новые поколения ученых-административистов.

Библиографический список

1. Манохин В.М. Административное право России: учебник Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 272 с.

2. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. 4-е изд. М.: Норма, 2009. 928 с.

3. Манохин В.М. К вопросу о понятии службы и служащих // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 85. С. 85-89.

4. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. 296 с.

5. Соколов А.Ю., Колесников А.В. Саратовская научная школа административного права имени Василия Михайловича Манохина // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д-ра юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения) (Саратов, 8 июня 2021 г.). Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2021. С. 3-8.

1 См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22, ст. 2063; 2023. № 29, 146 ст. 5305.

References

1. Manokhin V.M. Administrative Law of Russia: textbook. Saratov: IPR Media, 2010. 272 p.

2. Rossinsky B.V., Starilov Yu.N. Administrative Law: textbook. 4th ed. Moscow: Norma, 2009. 928 p.

3. Manokhin V.M. On the Question of the Concept of Service and Civil Servants // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012. No. 85. P. 85-89.

4. Manokhin V.M. Service and Civil Servant in the Russian Federation: Legal Regulation. Moscow: Jurist, 1997. 296 p.

5. Sokolov A.Yu., Kolesnikov A.V. Saratov Scientific School of Administrative Law named after Vasily Mikhailovich Manokhin // Public Power in Modern Russia: Problems and Prospects: Collection of scientific works on the materials of the international scientific-practical conference, dedicated to the memory of Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the RSFSR Vasily Mikhailovich Manokhin (VII Saratov administrative-legal readings) (VII Saratov administrative-legal readings) (Saratov, June 8, 2021). Saratov: Publishing house Saratov State Law Academy, 2021. P. 3-8.

n

о

го о ж О

Sc о

о

д

ш тз

о т

го ф

X X

о

Sc

5

тз

S

д

S

X ф

о

X

о

Sc а ж

ш д

ф §

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.