Научная статья на тему 'Всегда в строю! К столетию профессора Василия Михайловича Манохина'

Всегда в строю! К столетию профессора Василия Михайловича Манохина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / профессор Василий Михайлович Манохин / выдающийся русский ученый-юрист / саратовская научная юридическая школа / Administrative Law / Professor Vasily Mikhailovich Manokhin / an outstanding Russian legal scholar / Saratov Scientific Law School

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникин Сергей Борисович

Введение: статья посвящена юбилею выдающегося русского ученого-юриста, научного основателя и представителя саратовской юридической школы административного права, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук профессора В.М. Манохина. Автором описаны впечатления от знакомства, встреч и совместной деятельности с ученым. Цель — кратко осветить этапы, связанные с совместной научной работой с профессором В.М. Манохиным, показать его многогранный вклад в науку административного права и развитие саратовской научной юридической школы. Методологическая основа: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, позволяющие раскрыть научно-педагогическую деятельность профессора В.М. Манохина с середины 1990-х по 2017 годы. Результаты: научно-педагогическое наследие профессора В.М. Манохина (1990–2017) охватывает ключевые направления развития юридической науки, связанные с формированием и становлением новой системы государственно-правового устройства России на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Выводы: результаты научной, учебно-методической, научно-экспертной деятельности профессора В.М. Манохина по основным направлениям государственно-правовой деятельности Российской Федерации и субъектов России составляют научно-теоретический фундамент для дальнейших научно-теоретических и прикладных исследований проблем государственного управления в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Always in the Ranks! By the Сentenary of Professor Vasily Mikhailovich Manokhin

Background: the article is dedicated to the anniversary of the outstanding Russian legal scholar, scientific founder and representative of the Saratov legal school of administrative law, Honored Scientist of the RSFSR, Doctor of Law, Professor V.M. Manokhin. The author describes impressions from acquaintance, meetings and joint work with the scientist. Objective — briefly highlight the stages associated with joint scientific work with Professor V.M. Manokhin, to show his multifaceted contribution to the science of administrative law and the development of the Saratov scientific legal school. Methodology: general scientific (analysis, synthesis, system-structural) and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition, allowing to reveal the scientific and pedagogical activity of Professor V.M. Manokhin from the mid-1990s to 2017. Results: the scientific and pedagogical legacy of Professor V.M. anokhin (1990–2017) covers the key areas of development of legal science related to the formation and formation of a new system of state and legal structure of Russia on the basis of the Constitution of the Russian Federation of 1993. Conclusions: the results of the scientific, educational, methodological, scientific and expert activities of Professor V.M. Manokhin in the main areas of state and legal activity of the Russian Federation and the subjects of Russia constitute the scientific and theoretical foundation for further scientific, theoretical and applied research on the problems of public administration in modern Russia for the long term.

Текст научной работы на тему «Всегда в строю! К столетию профессора Василия Михайловича Манохина»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-82-92 УДК 342.951

С.Б. Аникин ВСЕГДА В СТРОЮ!

К столетию профессора Василия Михайловича Манохина

Введение: статья посвящена юбилею выдающегося русского ученого-юриста, научного основателя и представителя саратовской юридической школы административного права, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук профессора В.М. Манохина. Автором описаны впечатления от знакомства, встреч и совместной деятельности с ученым. Цель — кратко осветить этапы, связанные с совместной научной работой с профессором В.М. Манохиным, показать его многогранный вклад в науку административного права и развитие саратовской научной юридической школы. Методологическая основа: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, позволяющие раскрыть научно-педагогическую деятельность профессора В.М. Манохина с середины 1990-х по 2017 годы. Результаты: научно-педагогическое наследие профессора В.М. Манохина (1990—2017) охватывает ключевые направления развития юридической науки, связанные с формированием и становлением новой системы государственно-правового устройства России на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Выводы: результаты научной, учебно-методической, научно-экспертной деятельности профессора В.М. Манохина по основным направлениям государственно-правовой деятельности Российской Федерации и субъектов России составляют научно-теоретический фундамент для дальнейших научно-теоретических и прикладных исследований проблем государственного управления в современной России.

Ключевые слова: административное право, профессор Василий Михайлович Манохин, выдающийся русский ученый-юрист, саратовская научная юридическая школа.

S.B. Anikin

ALWAYS IN THE RANKS!

By the Centenary of Professor

Vastly Mikhailovich Manokhin

Background: the article is dedicated to the anniversary of the outstanding Russian legal scholar, scientific founder and representative of the Saratov legal school of administrative law, Honored Scientist of the RSFSR, Doctor of Law, Professor V.M. Manokhin. The author describes impressions from acquaintance, meetings and joint work with the scientist. Objective — briefly highlight the stages associated with joint scientific work with Professor V.M. Manokhin, to show his multifaceted contribution

© Аникин Сергей Борисович, 2023

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: anikinsb@yandex.ru © Anikin Sergey Borisovich, 2023

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Prosecutorial Supervision and Criminology 82 (Saratov State Law Academy)

to the science of administrative law and the development of the Saratov scientific legal school. Methodology: general scientific (analysis, synthesis, system-structural) and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition, allowing to reveal the scientific and pedagogical activity of Professor V.M. Manokhin from the mid-1990s to 2017. Results: the scientific and pedagogical legacy of Professor V.M. anokhin (1990—2017) covers the key areas of development of legal science related to the formation and formation of a new system of state and legal structure of Russia on the basis of the Constitution of the Russian Federation of 1993. Conclusions: the results of the scientific, educational, methodological, scientific and expert activities of Professor V.M. Manokhin in the main areas of state and legal activity of the Russian Federation and the subjects of Russia constitute the scientific and theoretical foundation for further scientific, theoretical and applied research on the problems of public administration in modern Russia for the long term.

Keywords: Administrative Law, Professor Vasily Mikhailovich Manokhin, an outstanding Russian legal scholar, Saratov Scientific Law School.

Профессор В.М. Манохин — человек уникальной судьбы. Его жизненный путь, как гражданина, авторитетного ученого-юриста, прекрасного педагога, вмещает целую историческую эпоху — от становления, развития, расцвета и распада Советского государства до формирования современной российской государственности. Саратовская государственная юридическая академия (далее — СГЮА) — не ошибусь, один из немногих в России вузов, который может с гордостью говорить о том, что ученый, педагог и человек такой судьбы, как В.М. Манохин, работал и творил здесь на протяжении почти 70 лет. Василием ш

е

Михайловичем внесен огромный вклад в формирование, развитие советской, н российской и саратовской юридических научных школ, подготовку многих по- С

а

колений юристов-практиков и научно-педагогических кадров. т

о

Имя профессора В.М. Манохина для выпускников Саратовского юридического к

о

института им. Д.И. Курского (ныне — СГЮА) всегда звучало особенно. Оно не- О' сло в себе доброе и благодарное отношение к профессорско-преподавательскому а составу и учебному заведению, давшему многим поколениям молодых специали- о стов дорогу в новую жизнь и старавшемуся на пути карьерного роста не уронить н

о

авторитет, честь и достоинство саратовской юридической школы. Ю

Глубоко уважительное отношение к личности профессора В.М. Манохина д

и

заслуженно и обоснованно. Василий Михайлович — ветеран Великой Отече- с

к

ственной войны, которая завершилась для него в сентябре 1946 г. [1, с. 35-37]. Василий Михайлович первый профессор в нашем вузе, которому в 1979 г. Пре- |

е

зидиумом Верховного Совета РСФСР за особые заслуги в области науки было I присвоено высокое почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В сту- № денческой среде В.М. Манохин, как педагог и ученый, имел непререкаемый 1 авторитет. Его лекционные, семинарские занятия у студентов пользовались ^ большой популярностью, так как отличались простотой, доступностью подачи 22 теоретического материала и в то же время высокой степенью научно-практической глубины.

Перу уважаемого профессора принадлежит значительный объем научно-методических работ в области административного права, имеющих высокую научную и практическую оценку среди ученых-юристов, практиков, студентов и сохранивших свою актуальность [2-4]. В числе этих работ один из первых §3

в СССР курс лекций по общей и особенной части советского административного права, вышедший в свет в 1968 г. [5; 6]. В.М. Манохин на протяжении 22 лет состоял в редколлегии журнала «Правоведение».

Первое знакомство с Василием Михайловичем произошло в 1981 г. в период обучения в СЮИ, при защите курсовой работы по советскому административному праву, выполненной по работам известного ученого-административиста профессора И.И. Веремеенко [7; 8]. Тогда сложно было предположить, что личности профессоров В.М. Манохина и И.И. Веремеенко станут знаковыми и определяющими для студента Юридического института.

В жизни случается так, что встречи, на первый взгляд, мимолетные, знакомства, даже не личного характера, а опосредованные различными фактами, играют в судьбах людей важное значение. Знакомство с В.М. Манохиным и И.И. Веремеенко — будущими научными учителями, педагогами и наставниками, произошло именно так. Светлая им память и бесконечная сердечная благодарность на все годы моей жизни за их душевную теплоту, человечность, научно-педагогический талант, частицы которых были подарены мне.

В 1993 г. после десятилетней службы в органах следствия министерства внутренних дел, поступив в адъюнктуру Академии МВД России, волею судьбы попал на кафедру организации деятельности служб общественной безопасности Академии МВД России, которую возглавлял профессор И.И. Веремеенко. Иван Иванович нашел простые и убедительные аргументы, что административно-правовой профиль научно-исследовательской деятельности вполне по силам специалисту в области уголовного права и процесса, поскольку он сам начинал свою юридическую карьеру с должности следователя. Так состоялось очное знакомство с профессором И.И. Веремеенко, под чьим руководством в 1996 г. была успешно защищена кандидатская диссертация [9].

С 1996 по 2000 г. дальнейшая служебная деятельность была связана с кафедрой административного права и административной деятельности органов внутренних дел Саратовского юридического института МВД России. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоял в основном из выпускников Саратовского юридического института: профессоров П.П. Сергуна, Ю.Н. Миль-шина, ученицы В.М. Манохина доцента В.Н. Ульяновой. Соответственно, дух саратовской научной школы административного права и имя Василия Михайловича всегда витали в наших обсуждениях тех или иных научных, методических кафедральных вопросов.

В январе 2000 г., выйдя в отставку из органов внутрениих дел, принял предложение о сотрудничестве от Поволжского регионального института законотворческой деятельности Саратовской государственной академии права (далее — Институт законотворчества). Профессор В.М. Манохин являлся главным научном консультантом данного Института, совмещая должность профессора кафедры административного и муниципального права Академии. После непродолжительного доброжелательного собеседования и вопроса о научном руководителе по кандидатской диссертации деловое выражение лица Василия Михайловича смягчилось — он одобрил мою кандидатуру на работу в Институте. Думаю, что и в этом случае имя профессора И.И. Веремеенко сыграло решающую роль. С января 2000 г. начался почти восемнадцатилетний период работы в Институте законотворчества и на кафедре административного и муниципального права

Академии (СГЮА) под непосредственным научным началом и руководством профессора В.М. Манохина.

Институт законотворчества был образован в феврале 1999 г. в результате совместного решения Саратовской областной Думы, Правительства Саратовской области и руководства вуза в лице ректора профессора Ф.А. Григорьева. В качестве основных направлений деятельности Института были определены законопроектная и научно-экспертная деятельность по вопросам, отнесенным ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

Обоснованность такого решения была связана с активным развитием в тот период регионального законотворчества в соответствии со ст. 72-73 Конституции. В то же время для многих субъектов Федерации законотворческая деятельность в масштабах новых конституционных реалий была относительно новым направлением публично-правовой деятельности. Недостаток практического опыта, еще не сформировавшаяся единая научно-методологическая и практическая базы законотворческой деятельности субъектов Федерации стали весомыми аргументами в необходимости образования в составе Академии такой специализированной научно-исследовательской, нормативно-проектной структуры, как Институт законотворчества. Убежден, что важное значение в создании и развитии Института принадлежала личности и научному авторитету профессора В.М. Манохина, уже имевшему наработанный обширный научный, практический и организаторский опыт в сфере нормотворческой деятельности еще с советского времени. ш

с

Ценной чертой научно-педагогического, практико-прикладного и организа- и

торского таланта Василия Михайловича, как ученого-теоретика администра- п

тивного права, являлся высокий научно-профессиональный уровень знания о

и понимания закономерностей практического применения научно-теоретических О

разработок в области государственного управления. Он не только прекрасно знал С

технико-юридические правила применения научно-теоретических юридических Р

конструкций при формировании нормативно-правовой материи применительно «

к складывающимся общественным отношениям, но и на самом высоком уровне ййй

отстаивал свои позиции. Р

и

В 1993 г. после принятия Конституции России В.М. Манохин активно ч

с

включился в исследование научных и практических проблем организации о

5 <

государственной власти в субъектах России в новых условиях федеративной |

организации государства. При его непосредственном участии и руководстве м

и

были подготовлены проекты и приняты уставы Саратовской, Тамбовской, 5

Астраханской, Пензенской областей, ряд законов о правительстве, об админи- ( страции, о губернаторах субъектов Федерации. Например, научно-теоретиче- 5) ские положения В.М. Манохина по ряду вопросов нормативного оформления 0 полномочий представительной и исполнительной власти в субъекте Федерации, закрепленные в Уставе Тамбовской области, по инициативе Президента России стали предметом рассмотрения Конституционным Судом России. Заседание Конституционного Суда состоялось при непосредственном участии В.М. Манохина в качестве представителя областной думы Тамбовской области. В итоге основная часть оспариваемых положений Устава (Основного закона) Тамбовской 85

области, разработанных В.М. Манохиным, были признаны Конституционным Судом России соответствующими Конституции РФ1.

В соответствии с правовой позицией КС РФ, развитие правового регулирования по предмету совместного ведения имеет федеральную и региональную природу2. В то же время государство не только формирует систему исполнительной власти, но и изменяет ее материально-правовое содержание. Примерами могут служить вопросы обеспечения законности, охраны общественного порядка, ликвидации ЧС, режим пограничных зон (п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Это свидетельствует о том, что исполнительная власть в России с изменением конституционно-правовых основ приобрела новые черты. Государственно-правовой институт совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) — составная часть федеративных отношений, а властная исполнительная деятельность по его реализации является элементом единой системы исполнительной власти в России (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ, закрепляя полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти Федерации и ее субъектов по вопросам совместного ведения, предопределяет федеративный порядок административно-правового регулирования предметом совместного ведения [10, с. 10-11].

За период деятельности Института законотворчества при непосредственном участии и научном руководстве профессора В.М. Манохина учеными-юристами совместно с Саратовской областной Думой разработан целый ряд проектов законов Саратовской области, например: «О социальной защите населения Саратовской области», «О молодежной политике», «Об образовании в Саратовской области», «О защите общественной нравственности», «О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О порядке рассмотрения обращений граждан в Саратовской области"», «О гласности государственной и муниципальной деятельности», «О защите прав и интересов детей на территории Саратовской области», «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», «Об отзыве депутатов». В соответствии с договором с Комитетом по физической культуре и спорту Государственной Думы РФ был разработан проект федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В.М. Манохин также руководил проведением научно-правовых экспертиз проектов федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых актов. Заказчиками по данным вопросам выступали Федеральное Собрание РФ, Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, Саратовская областная Дума, Правительство Саратовской области и органы государственной власти других субъектов РФ.

Деятельность Василия Михайловича в Институте не ограничивалась перечисленным. В тот же период им были подготовлены и опубликованы монографические исследования [11-13] и учебники по административному праву [14-17]. Профессор до 90 лет регулярно вел учебную работу со студентами — лекционные и семинарские занятия по курсу административного права. По образному выражению профессора К.С. Бельского, Василий Михайлович, как «апостол государственной службы в советской и постсоветской науке административного права» [18, с. 458], продолжал научные исследования в этом направлении [19].

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // СЗ РФ. 1997. № 51, ст. 5877. 86 2См.:Тамже.

В.М. Манохин был сторонником внедрения в юридическую практику регулирования государственной службы основ законодательства. Он подчеркивал, что государственная служба является отражением общественных процессов, происходящих в современной России, в том числе связанных с необходимостью нормативного урегулирования многих других направлений в рамках целого. Так, идея включения в единое нормативное пространство посредством основ законодательства всех уровней публично-правового регулирования [20], высказанная профессором, актуальна сегодня в связи с законодательным закреплением определения понятия «единая система публичной власти» в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации»1.

Работа в Институте законотворчества была разнообразной и насыщенной. В процессе реализации различных проектов приходилось решать множество организационных, правовых и других вопросов, связанных с взаимодействием с представительными, исполнительными органами государственной власти Саратовской области и других субъектов Федерации, а также с органами местного самоуправления. Василию Михайловичу в этой разноплановой, правовой, организационной, законопроектной и экспертно-правовой деятельности отводилась ведущая роль.

Общение с Василием Михайловичем по любым вопросам всегда было интересным, познавательным и многогранным. Обсуждая те или иные рабочие вопросы, научно-правовые проблемы, Василий Михайлович часто, казалось, выходил за пределы предмета разговора, используя свой богатый жизненный и военный опыт, демонстрируя прекрасное знание истории, русской и советской классической литературы, поэзии. Например, говоря о проблемах эффективности государственного управления, Василий Михайлович часто упоминал органи- т зацию жизни в крестьянском хозяйстве, которая имеет свои, продиктованные 5 естественными условиями сельской жизни правила и устои, беспрекословно п соблюдавшиеся всеми членами семьи. Сюда же он относил и организацию не- В

с

прерывного ведения домашнего хозяйства, что не считалось работой, а рассма- |

тривалось как само собой разумеющееся, от чего зависела повседневная жизнь °

и достаток семьи. В крестьянской семье практически отсутствовали выходные Р

и возможность всей семьей выехать за пределы места жительства по каким-либо е

надобностям. Интересны детские воспоминания Василия Михайловича о том, о

как реализовывалось сельским населением в конце 20-х годов прошлого столетия Р

право на самоуправление. Так, по решению жителей его села, мужским населе- |

нием самостоятельно на средства самообложения были построены семилетняя к

школа и больница, которые полноценно функционировали до конца 1940-х гг. 5.

а

Свои воспоминания Василий Михайлович всегда связывал с проблемами орга- Д

низации деятельности органов государственного и муниципального управления и

в современных условиях. 5

В то же время В.М. Манохин никогда не диктовал и не навязывал правоту (

своей точки зрения. Он очень деликатно, в мягкой форме, просто и доходчиво 5)

на примерах из истории, классической литературы, жизни известных истори- 0

ческих личностей, из своего жизненного опыта показывал направление, анализ 3 которого впоследствии давал возможность увидеть новые научно-практические грани той или иной юридической проблемы, сформулировать и развить новые подходы к ее возможному решению.

1 См.: СЗ РФ. 2020. № 50, ч. 3, ст. 8039. 87

В.М. Манохин с большим уважением относился к студентам и очень дорожил своим авторитетом профессора высшей школы. Уважение это проявлялось прежде всего в том, что Василий Михайлович, несмотря на свой многолетний научно-педагогический стаж и опыт, никогда не позволял себе прийти в студенческую аудиторию не подготовленным к лекции или семинару. Заходя к нему в кабинет по текущим институтским вопросам, часто заставал его глубоко задумчивым, сидящем за столом или стоящим у окна и смотрящим вдаль в сторону Волги. Свою задумчивость он часто объяснял подготовкой к занятиям, причем начиналась она за два-три дня до лекции или семинара. Василий Михайлович всегда подчеркивал, что к семинарскому занятию надо готовиться особенно тщательно, так как именно на практическом занятии происходит максимальное усвоение и понимание студентом лекционного материала, во взаимосвязи с предыдущими темами и формируется готовность на получение нового материала по курсу.

Всегда было приятно видеть Василия Михайловича, приходящего в кабинет после занятий, улыбающимся, в прекрасном настроении и с удовольствием рассказывающего за чашкой чая с традиционной московской булкой, яблоками и грушами из собственного сада о том, что очень удовлетворен содержанием прочитанной лекции, проведенным семинарским занятием и восприятием данного им материала аудиторией. Уважительное отношение к преподаваемой дисциплине и к студентам у Василия Михайловича проявлялось и в заботе о том, чтобы учебная литература по административному праву не была слишком объемной. Иначе, по его мнению, студент не успеет или не пожелает освоить учебный материал полностью и весьма скептически относился к учебникам я чрезмерного объема. В этом отношении учебники, подготовленные под редакцией

0

? В.М. Манохина или лично им, отличаются лаконичностью, разумным объемом

а и по настоящее время пользуются у студентов, научно-практических работников

| и преподавателей спросом.

1 Василий Михайлович достаточно сдержанно подходил к оценке реформ в си-| стеме высшего образования. Особенно его беспокоило избыточное разрастание I бюрократического аппарата в вузах, появление новых управленческих структур

§ и функций, порой очень слабо связанных с главной целью заведения — подготов-

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| кой специалистов высшей квалификации. Следствием этих квазиреформенных § процессов, по его мнению, стало существенное принижение роли и статуса про-'I фессорско-преподавательского состава в системе функционирования всего вуза | на фоне значительного дистанцирования управленческих структур от учебного | процесса и его конечных результатов. В.М. Манохин высказывался по данной & проблеме исходя из своего военного опыта, отмечая, что окончательный успех | в военном деле всегда достигается личным составом сухопутных войск, то есть | рядового солдата. Все же другие виды вооруженных сил и рода войск, управлен-§ ческие и иные вспомогательные структуры действуют исключительно в целях | обеспечения достижения этого успеха. Он считал, что в вузе успешный результат | в образовательного деятельности достигается только благодаря повседневной работе высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава со студентами в аудиториях.

К 2005 г. постоянное общение с Василием Михайловичем привело к тому, что в одной из наших повседневных бесед профессор сказал, что мне пора заняться написанием докторской диссертации. Услышанное прозвучало весьма неожидан-88 но, так как подготовка докторской диссертации предполагает наличие научного

консультанта. Было хорошо известно, что Василий Михайлович очень тщательно подходил к своему участию в научном консультировании. Только через несколько дней, набравшись смелости, я спросил Василия Михайловича, верно ли я понял, что он предлагает свое научное консультирование для моего докторского исследования, и получил утвердительный ответ. Так как работа по подготовке докторской диссертации в планах появилась только благодаря настоятельной рекомендации Василия Михайловича, то и какого-либо проекта темы и плана работы, естественно, не было. Посоветовавшись, решили в качестве магистрального направления избрать исследование проблемы функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации с учетом современной модели федеративной-территориальной организации России. Василий Михайлович дал важный практический совет — не тратить время на формулирование темы работы в окончательном виде, а ограничиться дежурным вариантом названия. В качестве примера привел свою работу над докторской диссертацией, сказав, что окончательный вариант темы был им сформулирован на последнем году исследования.

В силу различных обстоятельств реальная работа над диссертацией была начата только в 2008 г., так как было необходимо собрать нужный для анализа эмпирический материал. Все время этого подготовительного периода продолжалось общение с Василием Михайловичем и его советы, рекомендации, пожелания максимально старался реализовать в диссертации, которая была защищена в октябре 2011 г. [10].

В.М. Манохин как ученый-юрист высочайшего уровня отличался такой же степенью самодостаточности и самоуважения. Он очень высоко ценил мнение, | научные позиции, точки зрения многих ученых, прислушивался к их мнению. и Это все сочеталось со скромностью и интеллигентностью. Василий Михайлович а никогда не превозносил себя выше других, не требовал для себя какого-либо о особого отношения, дополнительных благ. О

Василий Михайлович всегда занимал активную и целеустремленную на- О

п

учную позицию в любые периоды жизни государства. Известно, что в конце а 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия правоохранительная система в

е

советского типа, органы правопорядка времен так называемой перестройки о переживали не лучшие времена. Это было связано с различными негативны- ю

Т5

ми факторами в жизни государства и общества. Отставание законодательства |

от обрушительных процессов изменений в государственном устройстве привело к

к тому, что правоприменительная практика уже не могла адекватно реагиро- а

вать на вызовы времени. На тот период приходится научная и педагогическая |

деятельность В.М. Манохина в качестве совместителя в должности профессора |

кафедры конституционного и административного права Саратовского военно- ¡§

го института внутренних войск России (ныне — Саратовский военный ордена 11

5

Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской ) Федерации). Результатом работы в данном вузе стало издание в 1996 г. учебника 3 «Российское административное право» [14] при активном участии Василия Михайловича в соответствии с действующей программой подготовки специалистов высшей квалификации по специальности юриспруденция. В учебнике в систематизированном виде изложены вопросы теории государственного управления и практики административного правоприменения. В разделе «Обеспечение безопасности личности, общества и государства» совершенно по-новому были 89

раскрыты полномочия органов внутренних дел и внутренних войск в области обороны. По решению В.М. Манохина впервые в административном праве в качестве составной части курса была выделена специальная часть. Выделение специальной части было вызвано глубокими переменами в законодательстве, регулирующим отношения, связанные с обеспечением безопасности личности, общества и государства. С учетом этого к специальной части были отнесены три раздела: обеспечение безопасности личности, общества, государства в сфере внешних сношений (оборона, охрана государственной границы, таможенное дело, разведка и внешняя безопасность); обеспечение безопасности личности, общества, государства внутри страны (управление юстицией, МВД, внутренние войска и милиция) и административно-правовые меры охраны порядка и безопасности внутри страны (понятие порядка, безопасности, их обеспечения и охраны; государственная охрана лиц, занимающих государственные должности РФ, судей и других лиц; охрана важных государственных объектов; административная деятельность; оперативно-розыскная и частная детективная и охранная деятельность; охрана порядка и безопасности при чрезвычайном положении и других особых условиях).

Характеризуя деятельность МВД России, В.М. Манохин отмечал, что особенность деятельности органов внутренних дел прямо сказывается на их полномочиях, структуре аппарата управления, формах и методах практической деятельности. Исходя из этого, напрашивается вывод, что вся система органов внутренних дел нацелена на организацию не внутриотраслевого управления, а за его пределами, то есть не для самообеспечения, а для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов.

В достаточно сложное время (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) В.М. Манохин особо выделял место и значение внутренних войск страны в вопросах обеспечения внутренней безопасности в государстве, прежде всего войсковыми формированиями. Вместе с тем задачи, полномочия и организация внутренних войск регулировались в основном ведомственными актами, то есть приказами, распоряжениями Министра внутренних дел. Лишь с конца 80-х гг. деятельность внутренних войск была закреплена на законодательной основе, а сами внутренние войска включены в правоохранительную систему государства.

В настоящее время образована и действует Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия)1. Росгвардия — результат преобразования внутренних войск МВД России и включения в нее ряда полицейских структур, осуществляющих полномочия по вопросам оборота оружия, частной охранной и детективной деятельности, вневедомственной охраны, специальные подразделения быстрого реагирования и особого назначения. Надо отметить, что курсанты Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации до сих пор пользуются учебниками профессора В.М. Манохина.

1 См.: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (в ред. от 17 июня 2019 г.) // СЗ РФ. 2016. № 15, 90 ст. 2072; 2019. № 25, ст. 3242.

Время показывает, что все сделанное профессором Василием Михайловичем Манохиным в жизни, юридической науке, педагогике высшей школы, его научно-теоретические и практические разработки по вопросам организации исполнительной власти в России основано на объективных предпосылках и закономерностях развития государства, что и определяет их научную и практическую жизненную устойчивость, значимость и ценность в долгосрочном периоде.

Библиографический список

1. Манохин В.М. Со школьной скамьи — в бой // Административное право и процесс. 2013. № 11. С. 35-37.

2. Манохин В.М. Органы советского государственного управления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1962. 161 с.

3. Манохин В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М.: Госюриздат, 1963. 183 с.

4. Манохин В.М. Хозяйственное обслуживание организаций и граждан (организационно-правовые вопросы). М.: Юрид. лит., 1975. 222 с.

5. Манохин В.М. Советское административное право: курс лекций. Выпуск первый — часть общая. Саратов: Сарат. юрид. ин-т, 1968. 248 с.

6. Манохин В.М. Советское административное право: курс лекций. Выпуск второй — часть особенная. Саратов: Сарат. юрид. ин-т, 1968. 232 с.

7. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975. 190 с.

8. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: в 2 ч. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. 177 с.

9. Аникин С.Б. Проблемы и перспективы административной юрисдикции органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. 195 с.

10. Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование предметов совместного ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов России: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. 457 с.

11. Манохин В.М. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: вопросы методики. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2000. 82 с.

12. Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002. 237 с.

13. Манохин В.М., Аникин С.Б., Волкова Л.П. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях изменяющейся России: административно-правовой аспект. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2009. 184 с.

14. Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., Манохин В.М. Российское административное право: учебник. М.: Юристъ, 1996. 472 с.

15. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2000. 495 с.

16. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебник. 2-е изд. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003. 414 с.

17. Манохин В.М. Административное право России. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.

18. Белъский К.С. Административное и финансовое право в портретных зарисовках. Пенза: Социосфера, 2021. 258 с.

19. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юрист, 1997. 294 с.

20. Манохин В.М. Нужны Основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 9. С. 5-11.

Referenes

1. Manokhin V.M. From the School Bench — into Battle // Administrative Law and Process. 2013. No. 11. P. 35-37.

2. Manokhin V.M. Organs of Soviet State Administration. Saratov: Saratov Univsity Publishing House, 1962. 61 p.

3. Manokhin V.M. The Order of Formation of Public Administration Bodies. M.: Gosy-urizdat, 1963. 183 p.

4. Manokhin V.M. Economic Service of Organizations and Citizens (Organizational and Legal Issues). M.: Legal literature, 1975. 222 p.

5. Manokhin V.M. Soviet Administrative Law. A course of lectures. Issue one — part general. Saratov: Saratov. legal in-t, 1968. 248 p.

6. Manokhin V.M. Soviet Administrative Law. A course of lectures. Issue two — special part. Saratov: Saratov. legal in-t, 1968. 232 p.

7. Veremeenko I.I. Administrative and Legal Sanctions. M.: Legal literature, 1975. 190 p.

8. Veremeenko I.I. The Mechanism of Administrative and Legal Regulation in the Field of Public Order Protection: in 2 parts. M.: Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1981. 177 p.

9. Anikin S.B. Problems and Prospects of Administrative Jurisdiction of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation: diss. ... cand. of law. M., 1996. 195 p.

10. Anikin S.B. Administrative and Legal Regulation of Subjects of Joint Jurisdiction and Powers of the Russian Federation and Subjects of Russia: extended abstract dis. ... doctor of law. Saratov, 2011. 457 p.

g 11. Manokhin V.M. Law-Making Activity of the Subjects of the Russian Federation:

? Questions of Methodology. Saratov: Publishing House of the Saratov State Academy a of Law, 2000. 82 p.

* 12. Manokhin V.M.Organization of Law-Making Activities in the Subjects of the Russian

i Federation. Saratov: Publishing House of the Saratov State Academy of Law, 2002. 237 p. I 13. Manokhin V.M., Anikin S.B., Volkova L.P. Joint Management of the Russian Federa-

ls tion and the Subjects of the Russian Federation in a Changing Russia: Administrative and I Legal Aspect. Saratov: Publishing House of the Saratov State Academy of Law, 2009. 184 p. I» 14. Adushkin Yu.S., Bagishaev Z.A., Manokhin V.M. Russian Administrative Law.

1 Textbook. M.: Jurist, 1996. 472 p.

О.

2 15. Manokhin V.M., Adushkin Yu.S. Russian Administrative Law. Saratov: Publishing I House of the Saratov State Academy of Law,, 2000. 495 p.

i 16. Manokhin V.M., Adushkin Y.S. Russian Administrative Law: textbook. 2nd ed.

и

I Saratov: Publishing House of the Saratov State Academy of Law, 2003. 414 p. 8 17. Manokhin V.M. Administrative law of Russia. Saratov: IPR Media, 2010. 266 p.

0 18. Belsky K.S. Administrative and Financial law in Portrait Sketches. Penza: Sotsios-

1 fera, 2021. 258 p.

§ 19. Manokhin V.M. Service and Employee in the Russian Federation: Legal Regulation.

I Moscow: Yurist, 1997. 294 p.

& 20. Manokhin V.M. The Basics of Legislation on the Service of the Russian Federation

" are Needed // State and Law. 1997. No. 9. Р. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.