Научная статья на тему 'Научное наследие профессора Василия Михайловича Манохина в свете цифровизации управленческой деятельности'

Научное наследие профессора Василия Михайловича Манохина в свете цифровизации управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессор Василий Михайлович Манохин / органы государственного управления (исполнительной власти) / формы управленческой деятельности / цифровизация государственного управления / просветительская деятельность / преемственность / научная школа / Professor Vasily Mikhailovich Manokhin / government bodies (executive power) / forms of management activity / digitalization of public administration / educational activities / continuity / scientific school

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагина Тамара Алексеевна

Введение: научное наследие трудов заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Василия Михайловича Манохина, положенное в основу развития научной мысли его учеников, велико и многогранно. Вопросы формирования и организации деятельности органов государственного управления, поднимавшиеся профессором ранее, последовательно и планомерно изучаются и лежат в основе научных исследований учеников Василия Михайловича в соответствии с новыми концепциями развития государства. Цель — выявить влияние научных взглядов профессора Василия Михайловича Манохина на эффективность научных исследований, проводимых учеными, на развитие познания о применении в управленческой деятельности, наравне с традиционными, актуальных форм управленческой деятельности. Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, к которым относятся анализ, синтез, системный и сравнительно-правовой методы. Результаты: посредством преемственности учений научной школы профессора Василия Михайловича Манохина выявлены новации форм управленческой деятельности, необходимые в соответствии с вызовами цифрового общества, возникшие вследствие цифровизации традиционных форм управления. Вывод: преемственность в науке позволяет сформировать теоретические взгляды, направленные на внедрение инновационных управленческих форм при реализации просветительской деятельности, что оказывает влияние на повышение результативности всей системы государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смагина Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Heritage of Professor Vasily Mikhailovich Manokhin in the Light of Digitalization of Management Activity

Background: the scientific heritage of the works of the honored worker of science of the Russian Federation, Professor Vasily Mikhailovich Manokhin, laid the basis for the development of scientific thought of his students, is great and multifaceted. The issues of formation and organization of activity of public administration bodies, raised earlier by the professor, are consistently and systematically investigated and form the basis of scientific research of Vasily Mikhailovich’s students in accordance with the new concepts of state development. Objective — to reveal the influence of Professor Vasily Mikhailovich Manokhin’s scientific views on the effectiveness of scientific research conducted by scientists, on the development of knowledge about the application in managerial activity on a par with traditional, actual forms of managerial activity. Methodology: general and particular scientific methods of cognition of objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction, systemic and comparative legal methods. Results: through the continuity of doctrines of the scientific school of Professor Vasily Mikhailovich Manokhin, the innovations of the forms of managerial activity, necessary in accordance with the challenges of digital society, resulting from the digitalization of traditional forms of management are revealed. Conclusion: continuity in science allows the formation of theoretical views aimed at the introduction of innovative management forms in the implementation of educational activities, which has an impact on improving the performance of the entire public administration system.

Текст научной работы на тему «Научное наследие профессора Василия Михайловича Манохина в свете цифровизации управленческой деятельности»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-168-173 УДК 342

T.A. Смагина

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА ВАСИЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА МАНОХИНА В СВЕТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение: научное наследие трудов заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Василия Михайловича Манохина, положенное в основу развития научной мысли его учеников, велико и многогранно. Вопросы формирования и организации деятельности органов государственного управления, поднимавшиеся профессором ранее, последовательно и планомерно изучаются и лежат в основе научных исследований учеников Василия Михайловича в соответствии с новыми концепциями развития государства. Цель — выявить влияние научных взглядов профессора Василия Михайловича Манохина на эффективность научных исследований, проводимых учеными, на развитие познания о применении в управленческой деятельности, наравне с традиционными, актуальных форм управленческой деятельности. Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, к которым относятся анализ, синтез, системный и сравнительно-правовой методы. Результаты: посредством преемственности учений научной школы профессора Василия Михайловича Манохина выявлены новации форм управленческой деятельности, необходимые в соответствии с вызовами цифрового общества, возникшие вследствие цифровизации традиционных форм управления. Вывод: преемственность в науке позволяет сформировать теоретические взгляды, направленные на внедрение инновационных управленческих форм при реализации просветительской деятельности, что оказывает влияние на повышение результативности всей системы государственного управления.

Ключевые слова: профессор Василий Михайлович Манохин, органы государственного управления (исполнительной власти), формы управленческой деятельности, цифровизация государственного управления, просветительская деятельность, преемственность, научная школа.

T.A. Smagina

SCIENTIFIC HERITAGE OF PROFESSOR VASILY MIKHAILOVICH MANOKHIN IN THE LIGHT OF DIGITALIZATION OF MANAGEMENT ACTIVITY

Background: the scientific heritage of the works of the honored worker of science of the Russian Federation, Professor Vasily Mikhailovich Manokhin, laid the basis for the development of scientific thought of his students, is great and multifaceted. The

© Смагина Тамара Алексеевна, 2023

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ta-smagina@mail.ru

© Smagina Tamara Alekseevna, 2023

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative and Municipal 168 Law Named АЙ^г Professor Vasily Mikhailovich Manokhin (Saratov State Law Academy)

issues of formation and organization of activity of public administration bodies, raised earlier by the professor, are consistently and systematically investigated and form the basis of scientific research of Vasily Mikhailovich's students in accordance with the new concepts of state development. Objective — to reveal the influence of Professor Vasily Mikhailovich Manokhin's scientific views on the effectiveness of scientific research conducted by scientists, on the development of knowledge about the application in managerial activity on a par with traditional, actual forms of managerial activity. Methodology: general and particular scientific methods of cognition of objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction, systemic and comparative legal methods. Results: through the continuity of doctrines of the scientific school of Professor Vasily Mikhailovich Manokhin, the innovations of the forms of managerial activity, necessary in accordance with the challenges of digital society, resulting from the digitalization of traditional forms of management are revealed. Conclusion: continuity in science allows the formation of theoretical views aimed at the introduction of innovative management forms in the implementation of educational activities, which has an impact on improving the performance of the entire public administration system.

Keywords: Professor Vasily Mikhailovich Manokhin, government bodies (executive power), forms of management activity, digitalization of public administration, educational activities, continuity, scientific school.

Управленческая деятельность государства складывается из определенных форм, каждая из которых отлична и объективно выражена. Профессором В.М. Манохиным отмечалось основное требование к форме — ее соответствие содержанию, обеспечение выполнения задач с наименьшей затратой сил, средств и времени, реализуемое в рамках законности [1, с. 180-181]. Однако при практическом применении не всегда достигается единство формы и содержания. Обновление форм управления и их совершенствование позволяет добиваться соответствия этих форм современным задачам государственного управления. Организация и деятельность органов исполнительной власти на современном этапе, взаимоотношения государства и стремительно развивающегося информационного общества, несомненно, требуют переосмысления. Профессор В.М. Манохин отмечает, что предмет административного права не может быть постоянным, «вечным», существенно изменяются формы государственного управления, теория и практика требуют дальнейшего изучения и совершенствования предмета административного права [2, с. 11-12].

Приоритетами современной государственной политики России являются формирование и сохранение у широких масс населения традиционных духовных ценностей, развитие знаний обо всех науках и достижениях техники посредством различных форм воздействия1. Забота о населении страны — приоритетное направление управленческой деятельности любого государства. Вопросы культурно-воспитательной деятельности поднимались и рассматривались в диссертационном исследовании Василия Михайловича Манохина, где ученым отмечались актуальные для середины прошлого века формы управления: учебная и воспитательная работы, помощь в самообразовании, агитационная и пропагандистская работа в виде лекций, докладов, бесед, организация выставок,

1 См.: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46, ст. 7977. 169

продвижение научной, художественной и периодическои литературы в массы, кинообслуживание населения, развитие физической культуры и спорта, пропаганда санитарных правил, развитие художественной самодеятельности, организация культурного отдыха и устройство беспризорных детей [3, с. 233-234]. Течение времени предполагает, что традиционные формы управленческой деятельности обоснованно будут подвергаться усовершенствованию благодаря привлечению новейших средств и технологий.

В эпоху глобальной цифровизации традиционные формы управления совершенствуются в соответствии с вызовами общества. Многосубъектность управленческого процесса акцентирует реализацию управленческой деятельности органами исполнительной власти на неправовых формах. Расширение их использования органами исполнительной власти проявляется как в рамках межведомственного взаимодействия, так и посредством привлечения отдельных групп населения к реализации ключевых государственных ориентиров посредством применения цифровых технологий. Выставки, семинары, социальная рекламная продукция, онлайн-опросы, реализуемые при помощи цифровых ресурсов, например сайта органа управления, позволяют повышать качественный и количественный уровень взаимодействия общества и государства при использовании государственных ресурсов. Более того, интенсивно развивающаяся цифровизация государственного управления призвана способствовать формированию новых форм управления с учетом возможностей мгновенного обмена информацией, что обусловлено широким объемом компетенции органов управления. Целеполагание же расширения спектра неправовых форм призвано осуществляться с целью недопущения возникновения управленческих барьеров. Реализация неправовых форм субъектами государственного управления не может сводиться к отпискам чиновника, всегда должна иметь целью конечный результат, не допускать бюрократические проволочки.

Сегодня в свете принятых нормативных новшеств в рамках государственной образовательной политики на передний план выходит просветительская деятельность, нацеленная на формирование разностороннего кругозора у широких масс общественности. В.М. Манохиным в учебной литературе отмечалось, что постоянный обмен мнениями, взаимопомощь находятся в самой природе человека, а потребность людей в совместной деятельности растет [2, с. 38]. Данное толкование взаимодействия общества и государства соответствует современным Правилам осуществления просветительской деятельности1. Министерство просвещения Российской Федерации (далее — Минпросвещения) выступает государственной структурой, контролирующей ее организацию и проведение, а одним из обязательных условий является формирование программы просветительской деятельности субъектом, ее реализующим.

Как указывает В.М. Манохин, предметом административно-правовых отношений могут быть действия, например материально-технические, связанные с использованием информационных технологий в деятельности государственных органов [2, с. 23]. Своевременное и доскональное изучение информационной функции органов государственного управления в разное время проводилось учеными саратовской школы административного права [4; 5]. Отмечалась ее много-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2022 г. № 1195 «Об утверждении Правил 170 осуществления просветительской деятельности» // СЗ РФ. 2022. № 28, ст. 5112.

гранность и разноплановость, включающая как деятельность по предоставлению различного рода информации, информационных ресурсов, деятельность, связанную с получением и обработкой информации, поступающей от физических лиц и различного рода организаций, так и деятельность по хранению информации и созданию собственных информационных ресурсов, используемых в процессе государственного управления делами государства и общества. Учитывая, что дестабилизационные процессы вызывают формирование негативных тенденций в общественной среде, формы управления органов исполнительной власти необходимо формировать на основе факторов, сдерживающих представление недостоверной информации широкому кругу лиц. Одной из неправовых форм управленческой деятельности в настоящее время выступает просветительская деятельность, которая реализуется многосубъектно: физическими лицами, в том числе лекторами Российского общества «Знание», и органами публичной власти.

Динамика развития общественных отношений усиливает значимость просветительской деятельности во всех сферах интересов человека, общества, государства. Ее воздействие фактически направлено на развитие у населения нашей страны познания жизненных процессов, окружающих все человечество: от простейших взглядов на сложные системы до погружения в биологические, химические и физические процессы. Правовое регулирование, обеспечивающее в России реализацию просветительской деятельности, сформировано. Между тем вне поля внимания законодателя остались отдельные вопросы регламентации критериев просветительского контента, результаты просветительской деятельности и положительные санкции за достижения в результате реализации просветительского ресурса как для лектора, так и для просвещаемых. е

В современной России просветительская деятельность выражается в пере- и даче субъектом, ее осуществляющим, накопленного и индивидуально сформи- а рованного опыта из числа научно-познавательной информации из различных о сфер общественной жизни или отраслей государственного управления в целях о разностороннего развития индивидуума. Состав аудитории не ограничен тре- о

с

бованиями по количественному составу и возрастным критериям. В просвети- | тельской деятельности, обращенной к несовершеннолетним, акцент делается в

е

на реализацию вопросов государственной воспитательной политики, где в при- о

оритете стоит развитие высоконравственной личности, разделяющей российские ю

традиционные духовные ценности1. Просветительская деятельность не предпо- |

лагает обязательного наличия у организатора какой-либо учебной документации, К

в частности образовательных программ, и фиксирования полученных знаний а

документом, что означает отсутствие обратной связи аудитории с просветителем. |

Следовательно, к свойствам передаваемой информации необходимо нормативно ии

установить требование о доступном ее изложении и недопустимости двоякого ¡§

толкования. В данном контексте информация выступает ресурсом государ- 11

5

ственного управления, представляемом на неограниченный круг лиц в таких ) формах, как, например, трансляция в средствах массовой информации через 3 иные информационно-телекоммуникационные ресурсы, проведение массовых общественных мероприятий.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2015. № 23, ст. 3357. 171

Эффективность просветительского процесса во многом зависит от выстраиваемой формулы: знания — цель — убеждение — навыки — результат. Отметим, что не все перечисленные стадии управленческого процесса имеют реально установленные критерии. Если знания у просветителя и цель их передачи не вызовет сомнения у организатора, как и эффективность используемого метода убеждения, то в отношении формирования навыков и результативность любой просветительской программы не всегда можно выявить, так как отсутствует последующая обратная связь аудитории и просветителя. Для эффективного воздействия просветительского контента на заинтересованной в качественной информации аудитории возможно: предоставить доступ желающим к просветительским программам в цифровом варианте, для чего необходимо создание отраслевой системы управления данным ресурсом; сформировать межведомственные просветительские программы на базе передовых цифровых технологий1. Наиболее востребованным, по нашему мнению, является разработка Минпросвещения онлайн-инструментария. Так, размещенная на портале Государственных услуг Российской Федерации2 в разделе «Образование и наука» информация может включать Типовую программу просветительской деятельности с возможностью загрузки файлов (например, документов о правовом статусе лица, планирующего осуществлять просветительскую деятельность), а также другие настройки с последующим заполнением и передачей в Минпросвещения, что послужит эффективному приросту субъектов-просветителей. Алгоритм действий и решения этих задач с помощью информационного инструментария ускорит возможность передачи в Минпросвещения отчетной информации, исключив бюрократический фактор из процесса.

Ценность просветительского проекта состоит в освоении тех основополагающих элементов, которые положены в его основу и в возможности их применения в практической жизни. Необходимо разработать цифровой алгоритм фиксации результатов просветительской деятельности с последующей передачей обобщенной информации в Минпросвещения посредством использования чат-ботов, ведь просветительская деятельность включает огромные объемы информации, ценность которой может сохраняться на протяжении длительного времени. Считаем, что сохранность программы просветительской деятельности и результатов ее освоения в облачном хранилище поможет иметь доступ к любому просветительскому ресурсу длительное время, на которое эта информация актуальна.

Представленные автором размышления, основой которых стали учения заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Василия Михайловича Манохина, формируют преемственность в науке административного права. Отмеченное выступает залогом эффективности проводимых научных исследований, направленных на внедрение инновационных управленческих форм, а также на повышение результативности всей системы государственного управления.

Библиографический список

1. Советское административное право / под ред. В.М. Манохина. М.: Юрид. лит., 1977. 544 с.

1 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

2 См.: Портал Государственных услуг Российской Федерации. URL: https://www.gosuslugi.ru

2. Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. 272 с.

3. Манохин В.М. Роль сельских Советов депутатов трудящихся в хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности Советского государства в послевоенный период: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. 294 с.

4. Илъгова Е.В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 220 с.

5. Ковалева H.H. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2014. 366 с.

References

1. Soviet Administrative Law / edited by V.M. Manokhin. M.: Legal lit., 1977. 544 p.

2. Manokhin V.M. Administrative Law of Russia: textbook. Saratov: IPR Media, 2011. 272 p.

3. Manokhin V.M. The Role of Rural Councils of Workers' Deputies in the Economic, Organizational, Cultural and Educational Activities of the Soviet State in the Post-War Period: dis. ... cand. of law. M., 1954. 294 p.

4. Ilgova E.V. Administrative and legal Regulation of Information Interaction of Executive Authorities with Citizens: dis. ... cand. of law. Saratov, 2006. 220 p.

5. Kovaleva N.N. Administrative and Legal Regulation of the Use of Information Technologies in Public Administration: dis. ... doc. of law. Saratov, 2014. 366 p.

о

го

о ^

О

Sc о

n

s

QJ T3

0 т

го ф

1 I

О Sc

5

тз s д

s

X ф

о

X

о

Sc а ж

ш д

ф §

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.